Главная страница

Все темы. Лекция по дисциплине История и философия науки


Скачать 1.24 Mb.
НазваниеЛекция по дисциплине История и философия науки
Дата27.01.2023
Размер1.24 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВсе темы.docx
ТипЛекция
#908092
страница18 из 50
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   50

Доклассическая наука: античность



Древняя Греция в эпистемологическом плане имела предшественников в лице цивилизаций Древнего Востока. В Египте, Финикии, Иудее, Вавилоне был аккумулирован обширный массив протонаучных знаний в области мате-

матики, астрономии, географии, медицины. Эти знания имели рецептурный, узко прикладный характер, для них не характерны специализация, системати- зация, обоснованность. Вне сообщества жрецов интеллектуальная жизнь от- сутствовала, феномен свободного мыслителя был чужд Востоку. Однако эти знания сыграли важную роль в становлении античного рационально-созер- цательного проекта, в рамках которого знания не только накапливались, но и упорядочивались, трансформируясь в программы теоретического постиже- ния мира на уровне обобщений. Понятийная универсализация разумной при- роды, в формате которой имеет место каузальность, возможна только с по- мощью абстракций. Древнегреческий язык и письменность позволяли их носителям успешно конструировать абстрактные понятия, вплоть до выхода на уровень категорий.

В Греции, где, в отличие от Востока отсутствовало влиятельное и кон- сервативное жречество, познание не испытывало мощного влияния сакраль- ных смыслов и религиозно окрашенных нарративов. Переход от мифа к Логосу был предопределен, ибо классическое рабовладение, демократи- ческий полис и успешная колонизация порождали критически мыслящих свободных индивидов, с широким кругозором. Многие из них оказались зараженными «вирусами» любознательности и состязательности. Все это, в комплексе с социально-политической активностью, этическими устремления- ми и эстетическими прозрениями древних греков, способствовало появлению новых форм общественного сознания философии и науки.

Условной датой их рождения можно считать 585 г. до н. э., когда мате- матик и философ Фалес предсказал солнечное затмение. Он доказал, что природные явления имеют естественные причины, продемонстрировал силу человеческого разума, способного не только познавать мир, но и строить прогнозы опираясь на расчеты. Досократический – космоцентричный – пе- риод (VI – V вв. до н. э.) ознаменовался обнаружением основ мироздания, первыми дискуссиями на предмет стабильности (изменчивости) Космоса и его «устройства», появлением в рассуждениях сложных абстрактных объек- тов, поисками критериев достоверного знания. Была открыта тема беско- нечности, хотя к идее актуальной бесконечности греки и не пришли. Апории Зенона Элейского подготовили почву для систематического, критического теоретизирования, актуализировали проблему неоднозначности знания, обле- ченного в понятийную форму.

Около 425 г. до н. э. Демокрит выдвигает гениальную гипотезу о дви- жущихся в пустоте атомах, тем самым, совмещая идеи качественного единст- ва Космоса и многообразия его изменяющихся комбинаций. Классический период (V – IV вв. до н. э.) ассоциируется с Сократом, Платоном, Аристоте- лем. Сократ совершил антропологический поворот в философии, вывел ее на уровень социально-культурной проблематики. Он – первооткрыватель науч- ных понятий и индуктивного способа их определения, создатель майевтики – метода разрешения интеллектуальных затруднений с помощью диалога. Однако не стоит преувеличивать познавательную ценность античной диалек-

тики. Как отмечает Б. Рассел, она помогает делать «лингвистические откры- тия», незаменима в метафизических дискуссиях, применима для широкого ряда подобных случаев. Метод Сократа, возведенный Платоном в ранг универсального, «ведет к логической последовательности и является в этом отношении полезным». Но он малопродуктивен в формате эмпирических исследований, «совершенно непригоден, когда его целью является обнару- жение новых фактов»1.

Платон создатель первой философской системы, математик и педагог, основавший (387 г. до н. э.) в Афинах Академию – по сути, первый в мировой истории научно-образовательный институт. У Платона идеальные сущности имеют высший онтологический статус и объективную природу, «они недо- ступные нашим ощущениям и постигаемые одним лишь умом, безусловно, существуют сами по себе»2. Идеи есть порождающие модели, смысловые основания вещей. Материальные объекты лишь функции идеального. В реальности, доказывал Платон, существует нечто большее, чем мы можем увидеть или услышать, поэтому органы чувств не дают достоверного знания. Он обобщает мысли Анаксагора и Демокрита и формулирует важнейший принцип теоретической науки: чувственная реальность объясняется с по- мощью стабильных идеальных объектов элементов структуры постули- руемого невидимого мира. Современная физика подтверждает правоту античных философов. Описываемые с помощью квантовых чисел мель- чайшие единицы материи, не есть физические объекты в обычном смысле слова. «Они суть формы, структуры или идеи в смысле Платона, о которых можно говорить однозначно только на языке математики»3. Но это модернизированные математические структуры, в которых нет места плато- новской идеи абсолютного блага, синтеза интеллектуального и мистического. Философия, математика и естествознание в Древней Греции развивались параллельно, гармонично дополняя друг друга. Философское обоснование античной математической программы дал Платон, у истоков же ее стоял Пи- фагор, для которого «все есть число». Он открыл фундаментальные связи между конструкциями разума (числами) и характеристиками материи (раз- мер, форма, вес), доказал, что гармония звуков (чувственно-эстетическая сфера) отражает отношения между математическими объектами: ноты хоро-

шо звучат, если их частоты соотносятся как небольшие целые числа.

Евклид трансформировал математические изыскания предшественников в логически стройную обоснованную научную программу, довел до совер- шенства аксиоматический метод. Его труд «Начала» (ок. 290 г. до н. э.) вершина античной математики, первое систематическое построение теории чисел и геометрии. Эллинистический период (III в. до н. э. V в. н. э.) подарил миру и других выдающихся математиков Архимед, Аполлоний



1 Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т. 1. Новосибирск, 1994. С. 101–102.

2 Платон. Тимей. 51d // Сочинения в 3-х т. Т. 3. М., 1971. C. 493.

3 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 118.

Пергский, Диофант, Папп Александрийский, Птолемей. В III в. до н. э. были приведены аргументы в пользу тезиса: математика – ключ к познанию мира. Сторонник гелиоцентризма Аристарх Самосский вычислил размеры Солнца и Луны и расстояние до них. Эратосфен, удивительно точно рассчитал окружность Земли (39,7 тыс. км.; современное значение – 40 тыс. км.).

Первая развернутая и логически обоснованная программа в области естествознания была создана Аристотелем и господствовала в Европе вплоть до эпохи модерна. Физика у Аристотеля предшествует «статичной» матема- тике, но их общей теоретической основой является философия.

«Если Платон был убежден, что достоверное знание может быть полу- чено только относительно неподвижного и неизменного бытия, то Аристо- тель утверждает, что относительно вещей изменчивых и движущихся тоже может быть создана наука, и притом вполне достоверная»1. Демокрит исходил из дискретности первоначал мира атомов, Аристотель из принципа непрерывности. В отличие от Платона, который не был натурфи- лософом, Аристотель признает адекватность чувственного познания. Первич- ная сущность для него – индивидуальный предмет, важнейшее требование к знанию непротиворечивость.

Аристотель обнаруживает четыре первоначала – форму, материю, про- изводящую причину и конечную причину (цель). Целесообразность, стрем- ление к порядку, имеющие трансцендентную природу, присутствует в каждой вещи. Атомов не существует, все пространство заполнено материей, состоящей из элементов, открытых еще Эмпедоклом. Это: вода, земля, воз- дух, огонь. Земная (подлунная) материя, в отличие от надлунной, способна к непрерывным изменениям, она динамична. За орбитой Луны все заполнено пятым элементом (квинтэссенция) – эфиром. Пустоты, считает Аристотель, также не существует. Это положение следует из его принципа непрерыв- ности; движение в пустоте – нонсенс. В пустоте все тела имели бы оди- наковую скорость, что, ошибочно утверждал Аристотель, невозможно.

В процессе познания обнаруживаются первые, не выводимые из другого знания основания, благодаря которым становятся известны определения. «Не всякое знание доказывающее, а знание непосредственных [начал] недоказуе- мо»2. Такая метафизичность не мешает Аристотелю мыслить динамично. В том числе, когда речь идет о материальном, чувственно воспринимаемом (у Платона «подлинные» изменения имеют место лишь в сфере идеального).

Незнание движения (вечность, непрерывность и привязка к тому, что движется – его важнейшие атрибуты), влечет незнание природы. Первое из движений, или движение по природе, есть круговое движение небесного свода. Для древнего грека небеса – эталон математической красоты, поэтому ничего, кроме круга – совершенной геометрической фигуры – Аристотель не мог и предложить.



1 Гайденко П. П. Эволюция понятия наука. С. 255.

2 Аристотель. Вторая аналитика, I, 3 // Сочинения в 4-х т. Т. 2. М., 1978. С. 262.

Мерой подлунного «насильственного движения», нарушающего поря- док, есть время. Физика Аристотеля не допускала действия на расстоянии. Движение происходит «где-то» и это «где» есть автономно существующее место – «неподвижная граница объемлющего тела». Моделью места является сосуд. Вещи влекутся к их «естественному» месту центру Земли. Они движутся прямолинейно, их скорость зависит от плотности среды. В над- лунном мире ничего не происходит, там отсутствуют «земные» время и место, которые, тем не менее, говоря современным языком, находятся во Вселенной, а не она в них. Неподвижные вечные звезды «пришпилены» к небесной сфере и вращаются вместе с ним. Движение неуничтожимых «пла- нет» – Солнца, Луны; Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна – также происходит благодаря движению сфер, к которым они прикреплены.

Неудивительно, что у Аристотеля появляется то, что обусловливает дви- жение, как перехода к действительности. Речь идет о потенции (возмож- ности). «И, [можно сказать], все возникает из сущего, однако из сущего в возможности, а не из сущего в действительности»1. Потенция соотносится с энтелехией или энергией, как осуществлением того, что имеет место в воз- можности, над которой доминирует действительность. Энтелехия есть завер- шение некоторой деятельности, она – действительность того, что способно возникать и уничтожаться, способно перемещаться2.

Телеологизм и демаркация Аристотелем движущегося и движимого приводит его к идее первого неподвижного двигателя – идеальной сущности, упорядочивающей Космос. Отсюда – один шаг к монотеизму и концепту Творения. И этот шаг был сделан в эпоху Средневековья.

Аристотель корифей метафизики, детально разработавший ее по- нятийно-категориальный аппарат, «дедушка» психологии и «отец» логики, систематизатор риторики, специалист в области психологии и этики, клас- сификатор живых организмов (его нередко называют основателем зоологии), историк философии и естествознания, создатель оригинальных учений об обществе и государстве. В эпоху эллинизма универсальные системы Платона и Аристотеля чтутся и исследуются, но новые грандиозные и всеохва- тывающие программы не создаются. Начинается своего рода специализация интеллектуальной деятельности, центром которой становится Александрия.

Античная астрономия, у истоков которой стояли Фалес, Пифагор, Ев- докс достигла вершины во II в. Гиппарх открыл явление прецессии, составил первый звездный каталог, предложил первую шкалу звездных величин. Его современник Клавдий Птолемей синтезировал огромный массив знаний накопленных в Вавилоне и Греции. Он взял на вооружение идеи Аристотеля, а именно: Космос завершен и совершенен, он имеет шаровидную форму, вечен и стабилен; в центре Космоса Земля. Солнце и планеты неизме-



1 Аристотель. Метафизика, XII, 2 // Сочинения в 4-х т. Т. 1. М., 1976. С. 301.

2 Аристотель. Физика, III, 1 // Сочинения в 4-х т. Т. 3. М., 1981. С. 104.

няемые сферы, совершающие образцовое круговое движение. Труд Птолемея

«Альмагест» (ок. 140 г.) представляет собой фундаментальное изложение геоцентрической модели Вселенной. Все семь «планет», в этой модели, дви- жутся вокруг неподвижной Земли по малой окружности (эпицикл), центр которого движется по большой окружности (деферент); звезды не- подвижны. Модель Птолемея интуитивно приемлема, хотя и ложна в своих основаниях. Она тщательно математически обоснована, надежна и удобна в применении; как система отсчета употребляется и в настоящее время.

Чрезвычайно богата античная историография, как древнегреческая (Ге- родот, Фукидид, Полибий, Плутарх), так и древнеримская (Тит Ливий, Тацит, Светоний Транквилл, Аммиан Марцеллин). Неоценим вклад латинян в пра- вовые науки; огромную роль в формирование римского права сыграли Гай, Папиан, Павел, Ульпин, Модестин.

Несомненно, заслуживает внимания античная медицина. Гиппократ (V – IV вв. до н. э.) сформулировал важный тезис: люди заболевают по естествен- ным причинам, которые можно рационально объяснить. Все болезни, считал он, проходят определенные стадии и производятся «жидкостями», содержа- щимися в теле. Гиппократ занимался хирургией и диетологией, считая, что врач должен следовать правилу «не навреди». Задача врача – помочь природе осуществить исцеление. Гален величайший медик античности считал Гиппократа своим учителем, хотя был младше его на 500 лет. Вообще, покло- нение авторитету (нередко слепое), преемственность, уверенность в том, что ничего нового после великих предшественников узнать нельзя (можно лишь комментировать их труды) – черты античной интеллектуальной жизни, ха- рактерные и для Средневековья. Гален досконально разработал теорию трех

«пневм» (духов), каждой из которых соответствует определенный орган печень, сердце, мозг. Он установил, что именно мозг, при помощи нервной системы, контролирует движения, сформулировал первую, пусть и оши- бочную, теорию кровообращения. Гален практиковал диссекцию (вскрытие трупов) свиней и обезьян и стал непревзойденным авторитетом в анатомию. Он также внес значительный вклад в терапию, патологию, неврологию, фар- макологию.

Греки и римляне достигли успехов в области грамматики (Аристотель, Зенодот, Варрон), социально-политических учений (Платон, Аристотель, Эпикур, стоики), географии (Эратосфен, Арриан, Страбон, Птолемей), бо- таники (Аристотель, Теофраст, Плиний Старший). Но было бы преувеличе- нием утверждать, что сложилась системавзаимодействующих наук.

Рассматривая прошлое сквозь призму сегодняшнего дня, отметим, что в эпоху античности отсутствовал ряд существенных атрибутов научности. Например, греки демаркировали естественное и искусственное, отдавая яв- ное предпочтение первому. Возможно, именно это, предполагает С. Вайн- берг, «не позволяло Аристотелю и его последователям интересоваться экспериментами. Что может быть хорошего в создании искусственной ситуа-

ции, когда настоящий интерес вызывают природные явления?»1 Рабовла- дение продуцировало «теоретический» снобизм, интерес к «чистому» знанию как результату свободный игры интеллекта. Знание, используемое в приклад- ных целях – второстепенное знание, оно – удел ремесленника. Отношение к практическому знанию, как чему-то второсортному и недостойному мысли- теля, стало медленно меняться лишь эпоху эллинизма. «Эпистеме» – досто- верное знание инвариантных идей и смыслов противопоставлялось «технэ»

– искусству, умению и «доксе» – мнению, связанному с чувственным вос- приятием материального мира. С другой стороны, наука невозможна без идеализаций, которые есть продукт созерцания мира, а не его «материально- го» преобразования. В деле идеализации были достигнуты большие успехи.

Античные естествоиспытатели не знали эксперимента (Архимед, из- вестный своими работами в области механики, оптики, гидростатики скорее исключение). Их учения о природе были умозрительно метафизи- ческими, не подкрепленными опытом. Сама природа у греков – это нечто априори целесообразное, гармоничное, действующее, антропо- и зооморф- ное. Как отмечает Б. Рассел, Аристотель понимает физику не в программе механики, а скорее биологии, считая естественным уподоблять движение в неживой природе движениям животных. Это приводило к неоправданной этической и эстетической нагруженности знаний о мире, оперированию качественными терминами. Математику греки ценили за ее созерцательный характер и не видели в ней, вплоть до начала нашей эры, орудия познания природы. Как отмечает, А. Койре, древние греки не создали «машинизма», ибо «математическая астрономия возможна, а математическая физика – нет», т. к. в подлунном мире нет точности и геометрической однозначности2. Оста- валась не разработанной методология, аристотелевская силлогистика оши- бочно объявлена единственным приемлемым для познания логическим инструментом. Грекам и римлянам была неведома научная номология (опять же, Архимед исключение).

Оставаясь в парадигме интернализма, следует признать: «физика» гре- ков и современная физика – разные вещи, имеющие мало общего по содер- жанию. Аналогично и с другими науками. Но формально между ними много общего: когнитивная интерсубъктивность, трансляция знаний с помощью объемного когерентного текста, претендующего на общезначимость, опери- рование идеальными объектами и построение моделей реальности, наличие логической выводимости и рациональной обоснованности, понимание мира как целостной структуры, фиксация каузальности, не требующая апелляций к сверхъестественному. Именно в эпоху античности успешно был дан старт процессу формирования «третьего мира» объективного знания.




1 Вайнберг С. Объясняя мир: Истоки современной науки. М., 2016. С. 41.

2 Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985. С. 110.
  1. 1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   50


написать администратору сайта