Главная страница

Все темы. Лекция по дисциплине История и философия науки


Скачать 1.24 Mb.
НазваниеЛекция по дисциплине История и философия науки
Дата27.01.2023
Размер1.24 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВсе темы.docx
ТипЛекция
#908092
страница15 из 50
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   50
W, для единственного числа – w). Она не запрещает плюрализм онтологий и наличие «невозможных возможных миров», которые приобретают легитимность благодаря интен- сиональным контекстам. Страх перед противоречием логики преодолели, когда Я. Лукасевич подверг критике формулировки соответствующего аристотелевского закона. Логика позволяет рассуждать о чем угодно, правда, не о чем попало. А. С. Карпенко дополняет принцип «плодовитости» принципом полноты, требующим актуализации того, что мыслится как возможное. Существенный признак модального мышления: все мыслимо возможное реально. В результате мы приходим к концепции «сверх- реализма» или «тотального реализма», что является реакцией на анти- реализм. Если нет ничего, то существует все. На территории онтологии философия и физика сосуществуют в парадигме принципа дополнитель- ности, а связывающим звеном является логическое пространство, которое никогда не бывает пустым. Речь не идет о метафизическом «ничто», поскольку имеет право быть любая логическая возможность. Поэтому, делает вывод Карпенко, знаменитая сентенция Р. Декарта, требует уточнения:

«Существовать – значит мыслить возможное»30.

Модальное мышление приводит к конструированию ситуаций, при которых мыслимое положение дел дополняет, расширяет и даже замещает объективную реальность. Такое мышление находит отражение в идее W, которая в ХХ в. была адаптирована к задачам и языку современной логики (С. Крипке, Р. Монтегю, А. Прайор, Д. Скотт, Я. Хинтикка; В. Л. Васюков, Е. А. Сидоренко, Е. Д. Смирнова, В. В. Целищев, А. В. Чагров). Семантика Wне несет информации о «конкретных» воображаемых мирах. Основная методологическая проблема, отмечает А. С. Карпенко, в том, что такой сложный феномен, как возможность чего-то, интерпретируется посредством еще более сложного феномена в виде W. «Например, возможные истинные утверждения это те утверждения, которые истинны лишь в некоторых возможных мирах, т. е. возможность определяется через возможность»31.

Логика утратила монополию на понятие «W». Оно стало элементом КК философии религии, антропологии, психологии, литературоведения (Л. Долежел, А. Плантинга, Х. Кюнг, У. Эко, В. П. Руднев, М. Н. Эпштейн и др.). Здесь теоретизирования о W разворачиваются в формате допарадиг- мальной науки Т. Куна с эвристическим хаосом конкурирующих гипотез.



29 Анисов А. М. Формальная эпистемология. Проблемы реальности и истины. С. 128.

30 Карпенко А. С. В поисках реальности: Исчезновение. С. 62, 65– 66.

31 Карпенко А. С. Основной вопрос метафизики. С. 61.

Попытка их объединения в некое «нормальное» учение проблематична, что не мешает созданию «синтетических» (неклассическая логика и эпи- стемология плюс философская антропология и филология) интерпретаций W(Г. В. Гриненко, Н. Гудмен, Д. Льюис, Н. Решер). Особняком стоят кос- мологические гипотезы о параллельных вселенных.

Что такое W? Варианты ответов: возможные ситуации (истории) мира (С. Крипке); семантические и прагматические ситуации использования (Р. Монтегю); формы бытия, существующие наряду с нашей вселенной (Д. Льюис); версии реального мира, отличающиеся от стандартной неко- торыми исчисляемыми способами (Н. Гудмен); то, чем вещи должны быть, чтобы предложение было истинным (К. Э. Андерсон); мыслимые состояния бытия, альтернативные наличному (М. А. Можейко); любое полное положение дел (А. Плантинга); нереализованные в реальности положения дел (Д. Армстронг); максимально непротиворечивое множество пропозиций (Р. Адамс); представление possibilia в качестве конструктов разума (Н. Решер). Мы ограничились преимущественно фиксацией родовых понятий, которые скорее дополняют, чем исключают друг друга.

Я. Хинтикка интерпретирует W «либо как возможное положение дел, либо как возможное направление развития событий». Актуальность Wобусловлена тем, что «использование многих важнейших понятий включает в себя как дескриптивную компоненту, так и модальную. Хинтикка вписывает W в узкий контекст «личных» эпистемических модальностей – знания, веры, памяти и т. п., рассматривая возможные состояния дел в плане их совместимости с установками определенного лица32.

У Е. А. Сидоренко W не онтологические миры, а множество пред- ложений, имеющее два этажа фактуальный (эмпирический) и теорети- ческий. «Первые этажи у каждого возможного мира представляют собой некоторое не пустое множество литералов, т. е. атомарных высказываний или их отрицаний. Вторые этажи могут содержать предложения любого вида»33. В понимании W как «чисто лингвистических образований» Сидоренко не одинок. Многие исследователи стоят на номиналистических позициях, рассматривая W как способ реализации дескриптивного потенциала языка, метафору, модератора фабулы и т. д., что дополняет понимание Wкак формального исчисления модальной логики, необходимого для решения проблем, связанных с интенсиональностью.

Д. Скотт считает понятие «W» недостаточно общим и нейтральным, хотя идея W кажется ему «достойной», но требующей расширения. W – это не только «различные собрания индивидов с дополнительной структурой или без нее», но и структура, индексированная «элементами подходящего множества,



32 Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. Сборник избранных статей.

М., 1980. С. 38, 87, 228.

33 Сидоренко Е. А. Логика. Парадоксы. Возможные миры. (Размышления о мышлении в девяти очерках). М., 2002. С. 277.

причем различными способами». Индексы (точки соотнесения) могут иметь несколько изменяющихся координат (мир, время, расположение, субъект и т. д.), влияющих на истинностное значение утверждений. Можно сказать, что W

это отличающиеся от стандартных пространство и способ бытия объектов. Из семантики, отмечает В. В. Горбатов, сложно устранить «ситуационно- обусловленную перспективу», поэтому W«могут использоваться не только как точки соотнесения, но и как контексты употребления»34.

Р. Карнапа, предложившего демаркировать внутренние вопросы о су- ществовании объектов (и их свойств) внутри КК и внешние (собственно, онтологические) – о наличии задаваемых каркасом систем объектов в целом, трудно заподозрить в любви к метафизике. Он спрашивает: «Что мы понимаем как «возможный мир»? И отвечает: «Просто мир, который может описываться без противоречия. Сюда входят сказочные миры и вымышленные миры самого фантастического рода при условии, что они описываются в логически непротиворечивых терминах». В отличие от эмпирических законов, законы логики и математики ничего не говорят ни о структуре мира, ни о том, «что отличало бы действительный мир от некоторого другого возможного мира»35.

Итак, W ментальные конструкты, репрезентирующие релевантные в некоторой системе модальных координат (кортежей точек соотнесения) возможные конфигурации существования (полагания) индивидов и их функций, разворачивания событий и историй. Модальности, шире контексты, задают матрицу, с помощью которой эти конфигурации ква- лифицируются, эксплицируются и получают «ярлык» на истинность.

«Индекс», «точка соотнесения» могут рассматриваться как синонимы «мо- дальности». W, подчеркивает Е. Д. Смирнова, подчиняются законам неко- торых логических пространств и «возможны в смысле – быть возможными относительно заданных сеток репрезентации миров»36. А. А. Ивин двумя разными логическими пространствами считает модальности и импликации. К последним относятся, в том числе «лучше», «хуже», «позже», «вероятнее». Импликативное видение мира – «дальнее», модальное – «ближнее», более конкретное. Дать экстенсионально полное определение импликации невозможно, не существует и точного определения модального понятия,

«круг таких понятий размыт и лишен ясных границ»37.




34 Скотт Д. Советы по модальной логике // Семантика модальных и интенсиональных логик. М., 1981. С. 287–289; Горбатов В. В. Двоякая роль возможных миров в логической семантике // Возможные миры. Семантика, онтология, метафизика. М., 2011. С. 233–234.

35 Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 1971.

С. 49–50.

36 Волошин В. В. Возможные миры и супервентность // Культура и цивилизация. 2018.

№ 2 (8). С. 44; Смирнова Е. Д. Возможные миры и понятие «картин мира» // Вопросы философии. 2017. 1. С. 48.

37 Ивин А. А. Импликации и модальности. М., 2004. С. 3–4, 44–45.

Для У. Эко: w – «это мир воображаемый, желаемый, чаемый, искомый». Будучи конструктом разума и культуры, w есть возможное положение дел, описанное множеством релевантных высказываний, так что для каждого из них истинно либо р, либо не-р; wвключает множества возможных индивидов, наделенных свойствами; поскольку часть свойств – действия, wесть некоторый ход событий, берущий начало в пропозициональных установках38.

Требования, предъявляемые к W: непротиворечивость и полнота, до- стижимость и представимость. Условие полноты, в частности, гласит: во всяком мире пропозициональная переменная встречается либо сама, либо с отрицанием. Иногда полноту понимают как завершенность, максимальную объемность. А обладает полнотой, если положение дел А включает поло- жение дел В, и невозможно, чтобы Аимело место, а Внет.

Тот или иной мир не просто возможен. Он возможен относительно некоего другого мира. Если в w1потенциально реализуемы и/или мыслимы изменения, при которых он трансформируется в w2, то второй мир достижим из первого (или: w2достижим из w1, если отличается от него истинностью только случайных высказываний).

Модальное мышление продуцирует различия в картинах мира. Эти различия коренятся не столько в онтологии, сколько в идеологии, нагру- женной верованиями, оценками, убеждениями, предпочтениями и т. д. Wдопустимо рассматривать как элемент идеологии. Наличие конструктов, именуемых «W», – в самой природе сознания, которое продуцирует нечто, отличное от реальности. Последняя распадается на множество эпистеми- ческих фрагментов. Их селекция осуществляется субъектом в разных кон- текстах. Идеологии имплицируют иррегулярность и несоизмеримость W, их стремление к эпистемологической автономии. Пролиферация W, разно- образие способов их создания – результат творческой активности человека. Генератором этой активности является не столько реальность сама по себе, сколько знания о ней.

Д. Льюис редуцирует к индексу даже понятие «действительность», что позволяет ему утверждать: населяемый нами мир один среди многих, а Wне полагаются, как считал С. Крипке, но существуют. У Льюиса действительность – это точка соотнесения. Референция индекса изменяется в зависимости от контекста произнесения. Мир, в котором имеет место данное произнесение и есть действительный. Следовательно, предложение «Это действительный мир» – истинное в любом из W, а предложение «Все миры действительны» ложное. «Каждый имеет все основания назвать свой собственный мир действительным, но никто, где бы он ни находился, не может называть все миры действительными»39. Не без влияния Льюиса, ускорился переход от семантики к онтологии W, был дан импульс мета-




38 Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб., 2005. С. 375.

39 Льюис Д. Ансельм и действительность // Возможные миры. С. 367.

физическим исследованиям. Льюис стремился разработать онтологию в научном ключе, однако ни верифицировать, ни фальсифицировать его гипотезу о существовании W нельзя. Он, вслед за Эвереттом, видит в Wконкретные сущности. Но на этом сходства заканчиваются. Эверетт до- пускает «ветвления» миров, каждый из которых реализуется. У Льюиса

«ветвления» нет. Как нет и взаимодействия между мирами. У Эверетта действуют одни и те же законы природы, но миры находятся в различных состояниях. Льюис допускает что угодно. «Миры Льюиса – это то, что может быть мысленно представлено непротиворечивым образом, а миры Эверетта – это то, что подчиняется законам квантовой механики»40.

Онтологический статус Wотносится к области мировоззренческих предпочтений. Например, системы религиозных представлений можно рас- сматривать и как воображаемый мир, и как мир квазиреальный. «Жизнь» Wзависит от структур логического пространства, способного менять свои конфигурации и номологический ландшафт. Если полнота и непротиво- речивость формальных W очевидна, то данные качества у содержательных Wвесьма размыты.

В. В. Целищев считает, что введение в дискурс модальных понятий не только расширяет концептуальное восприятие природы математической истины, но и увеличивает онтологии. «Модальности заставляют нас принять как минимум онтологию возможных миров, которые являются не менее проблематичными, чем математические сущности». Рассуждения о Wприводят к проблеме. При квантификации модальных контекстов, согласно Куайну, Wявляются значением связанной переменной, следовательно элементом онтологии. Но признать существование W контринтуитивно. Выход – в переносе «обязательств» онтологии на идеологию, частью которой Wи становятся. В результате функции индивида, являясь значением связанной переменной, перестают быть частью онтологии, а идентификация объектов переносится в сферу компетенции идеологии. Тогда экзистенциальный квантор, несущий основную онтологическую нагрузку, будет включать «две раздельные идеи: существование в конкретном мире (онтология), и тождества объектов в различных возможных мирах (функциональность)»41. По сути, имеем онтический и эпистемологический подходы к существованию W.

В заключение рассуждений о W представим некоторые авторские ва- рианты их классификаций42. Выделим два типа объектов, именуемых «W», – формальный (Аа) и содержательный (Аb). Объекты Аа представлены знаками искусственного языка, не содержат списков индивидов (фиксируются лишь отношения, без апелляций к положению дел и конкретики обстоятельств),




40 Карпенко А. С. Основной вопрос метафизики. С. 65.

41 Целищев В. В. Онтология математики: объекты и структуры. С. 202, 215.

42 Подробнее см.: Волошин В. В. Классифицирование и классификации возможных миров // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. 3. С. 88–98.

отличаются полнотой. На первом плане формальная истинность. Аb дескриптивно-референтный тип, репрезентируемый естественным языком. Он включает неполные Wс действующими индивидами, обладающими

«конкретными» свойствами; определение истинности во многих контекстах не является релевантным, уступая место когерентности текста, описывающего w. Кортежи точек соотнесения – содержательные. Аа и Аbможно рассматривать как два автономных классификационных дерева, имеющих один понятийный «корень». Возможно дальнейшее клас- сифицирование Аb на первичные (исходные) и вторичные (производные) W. Они имеют одну энциклопедию (набор концептов, представляющих собой

«строительные леса» определенной картины миры), но различные формы проявления меронов и нетождественную экологию. Например, «Братья Карамазовы» исходный w. Производными от него Wбудут, кинематографические версии, либо множество высказываний интерпре- таций романа, допустим, в русской религиозной философии или фран- цузском экзистенциализме. Аа и Аb синтезируются в программе мысленных экспериментов, играющих большую роль в современной науке.

Далее, W можно поделить на достижимые из действительного мира и не достижимые. Также дихотомически можно получить объективные или

«физические» и субъективные W (хотя и те, и другие мысленные кон- структы). Первые могут задаваться как существующие в одно и то же время, в одном и том же месте; в разные моменты времени; в разных местах; в разные моменты времени и в разных местах. Пример миры Эверетта. Субъективные W кроме истинностных оценок, включают в себя множество других эмоциональных, эстетических, этических и т. д. В таких мирах возможны иные законы природы, не говоря уже о различных логиках. Примеры таких миров утопии эпохи Возрождения или «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта.

Д. Чалмерс в качестве основания типологии Wберет супервентность (производность), которая формализует идею о том, что одно множество фактов способно определять другое множество фактов, т. е. не может быть В- отличия без А-отличия. Имеет место логическая – «не может по причинам логики», и естественная – «не может в соответствии с законами природы» супервентность, а также супервентность локальная и глобальная. В результате получаем три класса миров: логически, метафизически и естественно возможных. «Есть серьезные основания верить, пишет Чалмерс, – в существование первого и последнего из этих классов, но очень мало оснований допускать третий, особый метафизический класс»43.

Приведем классификацию содержательных W на основании нескольких признаков. Собственно, «возможный мир» (Аb1) не имеет препятствий для трансформации в объективную реальность, он естественным образом и глобально супервентен относительно нее. Аb1представим и достижим из




43 Чалмерс Д. Сознающий ум. С. 177–178.

действительного мира, обладает эпистемологической полнотой. По терми- нологии Н. А. Васильева, группа Аb1подчинена «аристотелевой (эмпири- ческой) логике» и закону противоречия. Следуя У. Куайну, объекты Аb1относятся преимущественно к сфере референции, имеют фиксированные пространственно-временные характеристики. На роль объектов Аb1претен- дуют научные гипотезы и исследовательские программы, социальные прогнозы, геополитические проекты и т. д. Например, к Аb1уместно отнести парадокс Эйнштейна – Подольского – Розена. На классификационном дереве он будет подчинен классу первичных объективных W, его объекты глобально супервентны на физическом. Достижимость ЭПР-парадокса не однозначна и обусловлена признанием (не признанием) универсальности принципа локальности.

«Невозможный возможный мир» (Аb2)онтологически не реализуем, но

«идеологически» – приемлем; недостижим или достижим с ограничениями, представим. Объекты Аb2(а это миры мифа, религии, литературы, искусства) имеют размытые пространственно-временные характеристики. Но о таких Wимеется осмысленная информация, они эпистемически адекватны. Сфера референции уступает место сфере значения. Группа Аb2подчинена

«неаристотелевой (воображаемой) логике», в которой отрицание является автономным суждением, т. е. не следует из утверждения экзистенции. С целью элиминировать связь между отрицанием и несовместимостью, Васильев ввел новый вид суждения индифферентное. Поэтому его воображаемая логика, логика с иным отрицанием, свободна от закона противоречия». Но не свободна от «закона несамопротиворечия» (речь идет о когерентности энциклопедии и текстов об объектах Аb2) и «закона исключенного четвертого». Одна из его формулировок гласит: «Относительно каждого понятия, взятого как субъекта, и любого предиката, мы можем образовать три различных суждения: одно о необходимости данного предиката для данного понятия, другое о его невозможности, и третье о его возможности. Одно из этих суждений должно быть истинно, и четвертого суждения образовать нельзя»44. Интерпретации Аb2в сфере нестандартных семантик представляют собой больше анализ архетипа Аа, чем Аb, хотя место для содержательных истолкований остается. В «невозможных возможных мирах», отмечает Е. Д. Смирнова, допустимы противоречивые описания состояний другой терминологии супероценки, когда высказывания истинны и ложны одновременно). Субъективные Аb2или «так называемые эпистемически возможные миры, могут быть как логически возможными, так и логически невозможными»45.

Объекты «невозможного невозможного мира» (Аb3) не имеют какого- либо статуса (онтологического, эпистемического, логического), являются непредставимыми и невозможными в каких-либо системах ментальных



44 Васильев Н. А. Воображаемая логика. Избранные труды. М., 1989. С. 49, 63.

45 Cмирнова Е. Д. Логика и философия. М., 1996. С. 188.

координат. Нет точек соотнесения или контекстов, за которые они могут

«зацепиться». Объекты Аb3ни на чем не супервентны, не имеют значения ни в одном универсуме рассуждений, несовместимы ни с эмпирической логикой, ни с воображаемой, ни с металогикой учением о «формальной стороне мысли, о мысли, если отвлечься от всякого содержания мысли»46. Аb3не вписывается ни в одну из категориальных сеток видения миров.

Допустимы также типологии по модальностям и/или доминирующим индексным выражениям (если сами Wне рассматривать как множество индексов), КК, способам описания и т. д. Многообразие теорий референции также позволяет «прививать» и «обрезать» ветви классификационного дерева. Мы не касались виртуальных объектов и проблемы демаркации W и виртуальных миров47.

Рассмотренные классификации представляют собой искусственные типологические описания. Они отличаются относительностью и рецептур- ностью. Группы создаются произвольно. Основания и принципы класси- фикации нечеткие. В экстенсиональном плане эти типологии имеют значительные ограничения, их познавательный потенциал раскрывается лишь в интенсиональной диагностической программе. Но даже такие клас- сификации – пусть и небольшой, но шаг вперед в деле освоения объекта.

Wуже давно не являются онтологической и/или эпистемологической экзотикой. Семантика W – одно из перспективных направлений современной логики. Идея Wактуализируется, трансформируется и успешно функ- ционирует в естествознании и социально-гуманитарных науках. Это понятие

инструмент неклассической логики, теорий искусственного интеллекта, лингвистики, философии сознания и т. д. «Метафизика модальностей, в частности, возможных миров становится чуть ли не центральной темой в современной философии»48.

«W» – понятие-голограмма без устойчивого регистрируемого референта. В комплексе учения о W пока не могут претендовать на статус когерентной, структурированной, общезначимой программы, обладающей онтологическим и теоретико-познавательным ядром. Являются ли W онтологически разными мирами или эпистемологически разными мирами? Скорее второе, чем первое (если речь не идет о дисциплинарных онтологиях, где постулируется единство мира при условном делении его на фрагменты). W не контактируют напрямую с реальностью. При наличии такого контакта они в нее

«коллапсирует». Если онтология W проблематична, то построение онтологии возможного видится осуществимым и эвристическим. Модальному мышлению, импликацией которого являются W, трудно адаптироваться и «легализоваться» в пространстве субстанциональной,




46 Васильев Н. А. Воображаемая логика. С. 90.

47 Варианты решения обнаруживаем в работах У. Куайна, Д. Скотта, В. Л. Васюкова, Е. Д. Смирновой и др.

48 Карпенко А. С. Основной вопрос метафизики. С. 61.

реистической онтологии. Wследует отличать от множественных миров. Первые – продукт скорее интенсиональной онто-эпистемологии, вторые – экстенсиональной. Проблема не только в ненаблюдаемости, неве- рифицируемости и нефальсифицируемости многих W, но в ответе на вопрос:

«Как возможно существование возможного?»

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   50


написать администратору сайта