Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица 6.3 Действия при повторном выполнении операции Открыть Тип файла Действие при повторном выполнении операции Открыть

  • Десять основных проблем, связанных с удобством применения

  • «Смертные грехи» в разработке интерфейсов Объяснения

  • Лекция 7.MS Agent графические персонажи для интерфейсов Общая характеристика программ-агентов

  • чмв. Лекция Понятие интерфейса. Качество пользовательского интерфейса


    Скачать 1.02 Mb.
    НазваниеЛекция Понятие интерфейса. Качество пользовательского интерфейса
    Дата06.06.2022
    Размер1.02 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлачмв.pdf
    ТипЛекция
    #571701
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Компоновка и разработка окна
    Компоновка и разработка элементов окна — искусство и наука одновременно. Цвет, шрифт, размер, тип управляющих элементов, их размер, ориентирование управляющих элементов, вопросы симметричности, выделение, множество других факторов — все оказывает влияние на окончательный вид даже самого простого окна.
    К основным операциям с окнами относятся: изменение состояния, открытие и закрытие, перемещение, изменение размера, прокрутка, разбиение.
    Если даже система поддерживает многооконность, пользователь тем не менее обычно выполняет некоторую последовательность действий в пределах одного окна. Это окно называется активным. Активное окно, как правило, является окном самого верхнего уровня (т.е. расположено «поверх» других открытых окон). Визуально оно отличается своим заголовком, который подсвечивается специальным «активным» цветом. В каждый момент времени может
    PDF created with FinePrint pdfFactory trial version www.pdffactory.com

    56 быть активным только одно окно. Хотя другие окна могут относиться к активным
    (выполняющимся) процессам, но только одно — активное — окно способно воспринимать информацию (команды или данные), вводимую пользователем. Заголовок неактивного окна отображается системным «неактивным» цветом (при необходимости приложение может запросить установленные системные цвета заголовка для активного и неактивного окон).
    При работе с клавиатурой для переключения между первичными окнами используется комбинация клавиш Alt+Tab. Комбинация клавиш Shift+Alt+Tab также обеспечивает переключение между окнами, но в обратном порядке (для переключения между окнами система также поддерживает комбинацию Alt+Esc). Повторная активизация окна не должна влиять на любой предшествующий выбор в пределах этого окна; другими словами, при активизации окна область выбора и фокус ввода восстанавливаются в том же виде, какой они имели в предыдущем активном состоянии. Кроме того, при повторной активизации первичного окна само окно и все связанные с ним вторичные окна становятся окнами верхнего уровня, причем восстанавливается их взаимное расположение.
    При открытии первичного окна оно автоматически становится активным и располагается на самом верхнем уровне. Если пользователь пытается открыть первичное окно, которое ранее уже было открыто в пределах того же Рабочего стола, активизируйте существующее окно, используя г
    приведенные ниже рекомендации (табл. 6.3). Если существующее окно свернуто, разверните его, восстановив его предыдущее состояние.
    Таблица 6.3
    Действия при повторном выполнении операции Открыть
    Тип файла
    Действие при повторном выполнении операции Открыть
    Документ или файл данных
    Активизируется существующее окно объекта, которое отображается поверх других открытых окон
    Файл приложения
    Выводится сообщение о том, что открытое окно этого приложения уже существует; пользователю предлагается либо переключиться на открытое окно, либо открыть новое. В любом случае окно активизируется и отображается поверх других открытых окон
    Файл, который уже открыт в окне MDI-приложения
    Активизируется существующее окно файла; при этом содержащее его родительское окно MDI-приложения отображается поверх других окон
    Файл еще не открыт, но связанное с ним MDI- приложение уже загружено
    Открывается новый экземпляр связанного MDI-приложения
    (поверх других окон) и в родительском окне отображается дочернее окно для данного файла. В качестве альтернативного варианта дополнительно может выводиться сообщение о том, что открытое окно этого приложения уже существует и пользователю предлагается выбор: использовать существующее окно или открыть новое родительское окно
    Пользователь закрывает первичное окно, нажимая кнопку «Закрыть» в заголовке окна или выбирая команду «Закрыть» из всплывающего меню окна. Хотя система поддерживает двойной щелчок мышью на пиктограмме заголовка окна как ускоренный способ закрытия окна (для совместимости с предшествующими версиями Windows), старайтесь избегать использования этой операции в качестве основного способа закрытия первичного окна.
    В процессе работы с одним и тем же приложением пользователю может потребоваться иметь на экране несколько открытых окон, содержащих информацию различных типов либо представляющих собой разное изображение одних и тех же данных. Для создания таких окон и управления ими существует специальная технология — многодокументный интерфейс,
    PDF created with FinePrint pdfFactory trial version www.pdffactory.com

    57 сокращенно MDI (Multiple Document Interface),
    Во многих случаях взаимодействие пользователя с приложением ограничено рамками единственного первичного окна, которые могут быть несколько расширены за счет применения дополнительных вторичных окон. Рабочий стол и Панель задач обеспечивают управление несколькими первичными окнами, относящимися к разным приложениям. То окно, которое было открыто последним, отображается поверх других окон и для него создается вход на Панели задач; такая техника обеспечивает пользователям возможность переключения между окнами и перемещения их по поверхности экрана. Подход, при котором на экране может быть оставлено открытым единственное окно, соответствующее выбранному пользователем объекту, обеспечивает визуализацию взаимнооднозначного отношения между объектом и окном.
    Некоторые типы объектов, например устройства, могут даже не требовать создания собственного первичного окна и использовать только вторичное окно для просмотра и редактирования их свойств. В очень редких случаях единственным средством визуального представления объекта является его пиктограмма.
    Вместе с тем для выполнения некоторых заданий может оказаться недостаточным наличие одного первичного окна. В таких ситуациях работа приложения должна быть построена на основе многодокументного интерфейса.
    Техника MDI заключается в использовании одного первичного окна, называемого родительским окном, которое может содержать набор связанных с ним дочерних окон. Каждое дочернее окно — это, по существу, также первичное окно, единственным ограничением для которого является то, что оно может появиться только в пределах родительского окна.
    Родительское окно обеспечивает как визуальное, так и «операционное» пространство для своих дочерних окон. Например, на дочернее окно обычно распространяется область действия меню родительского окна и, возможно, других элементов его интерфейса (панели инструментов, строки состояния и т.д.). Их вид может изменяться, если необходимо отразить команды и атрибуты активного дочернего окна.
    Вторичные окна, такие как диалоговые панели, окна сообщений или панели свойств, появляются на экране как результат тех или иных действий пользователя в родительском или дочернем окне. Эти окна должны активизироваться и отображаться в соответствии с общими соглашениями для вторичных окон, связанных с первичным окном, даже если они относятся к дочернему окну.
    Заголовок родительского окна обычно содержит пиктограмму и имя приложения или объекта, который оно представляет. Заголовок дочернего окна содержит пиктограмму, представляющую тип документа или файла данных, и имя файла.
    Когда пользователь закрывает родительское окно, закройте все его дочерние окна. Где возможно, сохраняйте состояние дочернего окна (размер и положение внутри родительского окна) и восстанавливайте это состояние, когда пользователь вновь открывает окно.
    MDI позволяет пользователю перемещать или сворачивать дочернее окно таким же образом, как и родительское окно. Когда пользователь перемещает родительское окно, сохраните относительные позиции открытых дочерних окон в рабочей области родительского окна. Перемещение дочернего окна ограничивается размерами его родительского окна; в некоторых случаях это может привести к усечению дочернего окна. В связи с этим дополни- тельно может быть определена возможность автоматического изменения размеров родительского окна при перемещении или изменении размеров дочернего окна. .
    Рекомендуемая форма отображения минимизированного дочернего окна в MS Windows
    — часть полосы заголовка окна, окруженная рамкой. Это позволяет избежать возможной путаницы между пиктограммами минимизированных дочерних окон и пиктограммами, представляющими объекты.
    Хотя свернутое родительское окно представляется кнопкой входа в окно на «Панели задач», свернутое дочернее окно располагается в пределах своего родительского окна, как показано на рис. 6.4.
    PDF created with FinePrint pdfFactory trial version www.pdffactory.com

    58
    Рис 6.4 Вид MDI – приложения с несколькими открытыми окнами
    Для активизации дочерних окон и навигации между ними с помощью мыши используются те же общие соглашения, что и для первичных окон. Для быстрого клавиатурного доступа и переключения между дочерними окнами рекомендуется использовать комбинации клавиш Ctrl+F6 и Ctrl+Tab (и Shif t+ модифицирующая комбинация для циклического повторения). Кроме того, целесообразно включить в меню «Окно» родительского окна команды для переключения между дочерними окнами и команды управления размещением окон в пределах родительского окна (например, «Мозаикой» или «Каскадом»).
    PDF created with FinePrint pdfFactory trial version www.pdffactory.com

    59
    Десять основных проблем, связанных с удобством применения
    ГПИ и ОПИ
    На основе проведенных исследований и накопленного практического опыта специалисты компании IBM в области удобства применения разработали перечень десяти наиболее общих проблем графических и объектно-ориентированных интерфейсов:
    ♦ двусмысленные меню и иконки;
    ♦ ориентация на один язык;
    ♦ Ограничения по вводу и прямому манипулированию;
    ♦ ограничения по выделению и выбору;
    неясный порядок шагов;
    ♦ управление интерфейсом требует больше шагов, чем собственно решение задач;
    ♦ сложные связи между и внутри приложений;
    ♦ неадекватная обратная связь и подтверждение;
    ♦ недостаточно рациональная и предупредительная система помощи;
    ♦ несовершенные сообщения об ошибках, справочные элементы, руководства и документация.
    И как программному пользователю, и/или как разработчику, вам знакомы многие из этих проблем по собственному опыту. Рассмотренные принципы и концепции интерфейса наряду с результатами тестирования на удобство применения помогут вам разработать и построить оптимальные интерфейсы продукта.
    Рекомендации по разработке от нескольких специалистов в этой области. В табл. 6.4 перечислены предлагаемые рекомендации.
    Вот несколько основных рекомендаций по разработке интерфейса и компоновке окна:
    ♦ асимметрия— активное состояние, симметрия — состояние покоя;
    ♦ никогда не гоняйтесь за умеренностью;
    ♦ тщательно следите за последовательностью и согласованностью;
    ♦ помните, что согласованные интерфейсы означают лучшую внедряемость системы;
    ♦ четко выравнивайте управляющие элементы;
    ♦ если вы собираетесь располагать некоторые элементы за пределами выравнивания, то делайте это логично;
    ♦ создавайте экранные объекты по образу и подобию объектов из реального физического мира;
    ♦ не забывайте: абсолютная симметричность затрудняет чтение информации с экрана;
    ♦ элементы, не соответствующие шаблону, выделяются из общей массы;
    ♦ элементы одинакового размера и цвета воспринимаются как принадлежащие к одной группе.
    Таблица 6.4
    «Смертные грехи» в
    разработке интерфейсов
    Объяснения
    Ведение разработки ради технологии, а не пользователя
    Иногда у разработчиков возникает желание продемонстрировать возможности технологии. Интерфейс пользователя разрабатывается после того, как заложен технический фундамент программы
    «Классность» азработки
    Броские графические решения не спасут слабый интерфейс
    Логическое мышление в противоположность визуальному
    Разработка программного обеспечения требует логического мышления. Пользователи, работающие с программами, как правило, имеют менее структурированное мышление и не могут оценить связей между одной частью кода и другими
    PDF created with FinePrint pdfFactory trial version www.pdffactory.com

    60
    Ввод информации пользователем только верный или только ошибочный
    Не думайте, что пользователи всегда будут правильно вводить информацию. Разрабатывайте интерфейс,
    «прощающий» их
    Рассредоточение базовых элементов
    Расширяйте возможности базовых элементов интерфейса, например стандартных диалоговых окон. Не ставьте под угрозу простые операции, чтобы включить редко используемые — делайте простые вещи простыми, а сложные вещи возможными
    Определения в документации
    Как правило, пользователи обращаются к документации в последнюю очередь, когда они уже совершенно растеряны.
    Не пытайтесь разбирать дефекты пользовательского интерфейса в документации
    Определения в следующей версии
    Нередко пользователи привыкают к «странностям» интерфейса и попадают к ним в зависимость. Человеку по его природе сложно отказаться от привычного выполнения операций, несмотря на преимущества новой версии
    PDF created with FinePrint pdfFactory trial version www.pdffactory.com

    61
    Лекция 7.MS Agent графические персонажи для интерфейсов
    Общая характеристика программ-агентов
    Microsoft Agent 2.0 — это набор нескольких программных сервисов, с помощью которых можно использовать анимированные персонажи в среде Windows. MS Agent предлагает пользователю принципиально новую форму работы с компьютером, используя фактор социального общения. Данная технология не является заменой привычного графического интерфейса, а служит очень удобным и наглядным дополнением к нему, расширяющим его возможности.
    Агенты изменят методы- взаимодействия пользователей с программным обеспечением.
    Современные интерфейсы предполагают прямое манипулирование: пользователи манипулируют представлениями данных или информации для выполнения своих задач. Агенты перекладывают на себя весь груз работы, связанный с данными и информацией, с которыми хотели бы ознакомиться пользователи. Когда пользователи делегируют агентам право вести работу, то такой стиль интерактивных действий называется делегированным манипулированием. Агенты могут значительно облегчить загрузку информацией с помощью автоматизирования таких задач, как определение приоритетов в электронной почте, управление календарем департамента, электронный шопинг, а также поиск в ежедневных новостях нужной информации.
    Вот сценарий действий. Вы просматриваете информацию в Internet. Вам нужно купить музыкальный диск, кроме того, вы хотите найти лучший по определенным показателям ресторан в Нью-Йорке. В Internet есть сайты, которые могут оказать вам помощь с шопингом и организацией ужина. Есть шанс, что эти программы используют агентов, которые представляют собой в некоторой степени интеллектуальное программное обеспечение, способное помочь вам.
    Агенты бывают видимыми и невидимыми. Видимые агенты могут представлять собой
    «говорящую голову» или «актера» (которые иногда называются avatar — аватором, анимационным персонажем), которые часто заметны на экране в качестве системного устройства вывода. На выставке Comdex, прошедшей в ноябре 1993 г., компания ШМ продемонстрировала Charlie, трехмерного актера, обеспечивающего обратную связь с системой.
    На ранних стадиях актеры намеренно создавались визуально простыми, чтобы не запугивать пользователей. Поскольку для некоторых пользователей актеры могут представлять своего рода развлечение, то должен существовать способ их отключения.
    О многих современных программных продуктах говорится, что они используют агентов.
    Чаще всего это правда, однако, вы можете задаться вопросом об уровне разумности того или иного агента.
    ♦ Для того чтобы быть разумным, агент должен иметь доступ к множеству источников знаний.
    Совсем не обязательно, чтобы агенты постоянно смотрели в упор на пользователя с экрана компьютера. Большая часть их работы проходит за экраном: они становятся видимыми только тогда, когда хотят что-то сказать пользователю. Вне зависимости от того, является ли агент видимым или невидимым, он должен приносить пользователю определенную пользу.
    Агент:
    ♦ выражает надежды, желания, намерения;
    ♦ компетентен в определенной области знаний;
    ♦ учится от своей среды;
    ♦ адаптируется к уровню опыта пользователя, его индивидуальности или технике;
    ♦ сотрудничает или интерактивно взаимодействует с другими агентами;
    ♦ автоматизирует задачи в соответствии с гибким набором правил;
    ♦ действует автономно.
    Агент-помощник:
    ♦ поддерживает интерактивные действия «дать» и «взять»;
    ♦ распознает, сколько пользователь может ждать выполнения операции;
    эффективно управляет прерываниями;
    ♦ знаком с социальными и эмоциональными аспектами интерактивного взаимодействия.
    PDF created with FinePrint pdfFactory trial version www.pdffactory.com

    62
    Факторы, которые должны учитывать разработчики при построении агентов:
    ♦ убедиться в том, что пользователи чувствуют, что именно они управляют своей компьютерной системой;
    ♦ обратить внимание на природу интерактивного взаимодействия между человеком и агентом;
    ♦ использовать встроенные системы безопасности во избежание или для минимизации выхода компьютера из-под контроля, а также эффекта ошибки агента;
    ♦ поддерживать у пользователей оправданные ожидания;
    ♦ соблюдать условия конфиденциальности;
    ♦ скрывать сложность системы, одновременно освещая внутренние операции.
    Много исследований было проведено, чтобы создать рекомендации, необходимые для разработки агентов. Проектировщикам программного обеспечения требуется знать важные характеристики графических и объектно-ориентированных пользовательских интерфейсов
    (объекты, метафоры, компоновка, цвет, шаблоны и т.д.), которые предоставляются разработчиками и психологами, занимающимися проблемами восприятия. Для того чтобы построить «социально приемлемые» пользовательские интерфейсы и агентов, проектировщики должны обладать знаниями в области социальной психологии.
    Агенты используются по-разному. Они могут выполнять самые разнообразные задачи.
    Важно установить в некотором смысле таксономию, или схему классификации, упрощающую выбор агентов. Категории приложений-агентов — наблюдение, поиск и управление.
    Уровни отличительных способностей агентов:
    ♦ полезность выполняемых агентом задач. Одни агенты больше развлекают вас, чем решают задачи, стоящие перед вами, другие — выполняют задачи для целого коллектива или сети, а не для частного пользователя;
    ♦ роли, исполняемые агентами. Каждому делу — свой агент. Они могут представлять собой штурманов в информационном пространстве, быть личным диспетчером, наблюдать за пользователями и запоминать их действия. Так, агенты могут следить за наличием товаров и предупреждать вас, если цены начинают падать;
    ♦ природа разума агента. Современные агенты не столь уж разумны. Агенты будущего будут обладать большим объемом знаний о пользователях, задачах, стоящих перед ними, а также о реальном мире;
    ♦ способность агента к обучению. Некоторые агенты могут программировать сами себя, например, наблюдая за тем, как пользователь снова и снова выполняет одну и ту же задачу.
    Тогда агент может предложить автоматизировать ее аналогично тому, как это делает сам пользователь.
    Большое количество и разнообразие аген тов позволило в настоящее время выполнить их классификацию, которая приведена в табл. 7.1.
    Таблица 7. Классификация интеллектуальных агентов
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта