Лекция римское общество и государство как среда формирования римского права
Скачать 17.02 Mb.
|
Лекция 6. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Брак и семья. Отцовская власть В древнейший период римская семья (familia) была большой, патриархальной, состоявшей из семей нескольких поколений, объединенных родством по мужской линии. Существование таких больших семей было обусловлено трудностями ведения хозяйства, низкой производительностью ручного труда в земледелии, которое являлось главным занятием римлян. Главой такой семьи и собственником ее имущества был старший мужчина - домовладыка (paterfamilias), его власть над членами семьи была обширной и абсолютной. Лишь через него этот обособленный коллектив был связан с обществом и государством. Его властью был связан и весь большой коллектив семьи, где все члены являлись агнатами друг другу. Агнатическую связь между членами фамилии, основанную на объединении под властью одного домовладыки, называют еще «юридическим родством». Родственники же по крови назывались когнатами и состояли в кровном, когнатском родстве. Семья создавалась на основе заключения брака (conubium). Типичной формой брака был брак с «властью мужа» (cum manu mariti). Но если сам муж состоял под властью старшего домовладыки, то и жена подпадала под власть последнего. Все связи жены с кровными родственниками (когнатами) при этом разрывались. В законный римский брак (по квиритскому праву) могли вступать только римские граждане по достижении брачного возраста (для девушек -12 лет, для мужчин - 14 лет либо после своеобразного «медицинского» осмотра), не являющиеся родственниками и не состоящие в нерасторгнутом браке. Формально требовалось согласие самих вступавших в брак и их домо-владык. На деле часто ограничивались сговором глав семей. При этой форме брака муж или его домовладыка имели над женой неограниченную власть вплоть до права «жизни и смерти» и продажи ее в рабство. Все приданое жены переходило в собственность мужа. Развод, допускаемый по инициативе мужа, для жены практически был недостижим. Прекращался брак в случае смерти одного из супругов либо при утрате мужем правоспособности. Для классического периода римского права характерно прогрессирующее разложение патриархальной семьи, на смену которой приходит семья моногамная. Брак «с властью мужа» вытеснялся браком «без власти мужа» (sine manu mariti), который заключался простым соединением вступающих в брак под единой кровлей для общего ведения ими хозяйства и создания семьи. Жена в этом случае не разрывала агнатских связей со своей девичьей семьей, оставалась под властью прежнего домовладыки. Сохраняла она и определенную имущественную самостоятельность, передавая мужу свое приданое лишь в управление. Расторгнуть такой брак было легко как по обоюдному согласию супругов, так и по требованию одного из них. Обеспечивались такие отношения ежегодным прерыванием срока давности владения женой, когда она не менее чем на три ночи в году уходила в дом своего домовладыки. По возвращении ее в дом супруга брак «без власти мужа» продолжался со всеми присущими ему особенностями. Широкое распространение приобрел в это эпоху и так называемый конкубинат - не оформленное официально, но постоянное сожительство мужчины и женщины, когда один из них не имел права на законный римский брак. Конкубина не получала права законной жены, не обретала сословного положения и имени своего сожителя. Дети от конкубины носили имя матери и имели право на наследование лишь ее имущества. В классический и постклассический периоды римская семья утратила былую прочность, обычным явлением стали разводы. Император Август в этой связи попытался даже издать законы, каравшие за нарушение супружеской верности, а также предусматривавшие санкции за безбрачие и бездетность. Для пресечения злоупотреблений, связанных с заключением браков по расчету, Август запретил продажу мужем недвижимости, полученной за женой в качестве приданого. Отцовская власть Отцовская власть (patria potestas) бьша в римском праве совершенно особым институтом, которому трудно найти аналогию в правовых системах других народов. Домовладыка, отец был в римской семье единственным лицом не только полностью правоспособным, но и полностью дееспособным. О нем говорили, что он являлся «персоной своего права» (persona sui iuris), тогда как все остальные члены семьи в качестве «персон чужого права» (personae alieni iuris) могли осуществлять свои права лишь через домовладыку и в качестве таковых целиком подлежали его власти. Первоначально отец распоряжался жизнью и смертью своих детей, был вправе выбросить новорожденного ребенка либо продать его, независимо от возраста, в рабство за Тибр, лишить жизни. И хотя со временем эти проявления отцовской власти были смягчены, дети, независимо от формы брака, всегда находились под властью отца. Сын, имея статусы свободы и гражданства, будучи воином и даже занимая государственные выборные должности, не мог независимо от воли отца осуществить свое право на вступление в брак, а совершая имущественные сделки, все приобретения передавал отцу. Лишь со времен Августа сын-легионер получил право сохранять для себя имущество, приобретенное на военной службе. В случае совершения подвластным лицом деликта домовладыка мог принять на себя ответственность либо отдать его в кабалу. Эти правомочия домовладыки несколько смягчались воздействием семейного совета. В ранней империи, в период принципата появились ограничения власти домовладык над детьми. Продажа детей в кабалу допускалась теперь лишь в крайних случаях. Во II в. н. э. был издан указ, на основании которого власти могли принудить главу семьи освободить подвластных сына или дочь от своей власти. В классическом римском праве основное содержание отцовской власти состояло в обязанности воспитания ребенка, ответственности за него. Patria potestas возникала в результате рождения сына или дочери в римском законном браке, а также путем узаконения детей, рожденных в конкубинате (последняя норма появилась в период империи), или усыновления чужих детей. Прекращалась власть домовладыки: а) его смертью; б) смертью подвластного лица; в) в результате утраты домовладыкой или подвластным статуса свободы или гражданства; г) в результате приобретения сыном должности жреца, консула, начальника императорской гвардии либо дочерью - сана жрицы-весталки. Особый способ освобождения сына из-под власти отца, зависящий лишь от воли самого домовладыки, состоял в эманципации (emancipatio) - троекратной фиктивной продаже сына в рабство. Старое цивильное право давало домовладыке власть не только над личностью подвластных, но и над всем имуществом семьи. Все то, что приобреталось подвластным лицом, поступало в собственность домовладыки. Подвластные не могли составлять завещание и оставлять наследство. Однако разложение патриархальной семьи проявилось также в ослаблении отцовской власти над детьми. Возросла имущественная самостоятельность членов семьи. Сыновьям нередко выделялось в пользование имущество (пекулий), чьим собственником оставался отец, но которое фактически становилось все более независимым. Со времени правления императора Августа подвластные отцу сыновья получили право завещать имущество, приобретенное на военной службе, а затем и право распоряжаться этим имуществом. В начале IV в. н. э. при императоре Константине такой же правовой режим был дан. имуществу, полученному во время гражданской службы. Лекции 7,8,9. ПРАВА НА ВЕЩИ (ВЕЩНОЕ ПРАВО) Понятие вещного права. Различие между вещным и обязательственным правом. Классификация вещей. Виды вещных прав. Право собственности. Происхождение права собственности. Понятие и содержание права собствен-55ности. Виды собственности. Ограничение права собственности. Приобретение права собственности. Утрата права собственности. Защита права собственности. Владение. Понятие владения и его происхождение. Виды владения. Установление и утрата владения. Защита владения. Держание. Права на чужие вещи. Сервитуты и их виды. Предиальные сервитуты. Личные сервитуты. Установление и прекращение сервитутов. Защита сервитутов. Эмфитевзис. Суперфиций. Залоговое право Понятие вещного права. Различие между вещным и обязательственным правом. Римские юристы не оставили точного определения вещного права. Но они уже различали вещные иски - actiones in rem и иски личные - actiones in personam: в этом различии и было заложено представление о праве вещном и обязательственном. Под вещным правом понималась совокупность правовых норм, которые регулировали отношения людей к имуществу, вещи (res), - короче, отношения лица к вещи, к вещам. Под обязательственным правом подразумевались отношения между людьми, лицами (кредитором и должником) по поводу передачи вещей. Таким образом, различие между вещным и обязательственным правом состояло прежде всего в объекте правового регулирования. Объектом вещного права являлась «вещь», имущество; объектом обязательственного права- действие должника или кредитора, результатом которого могло быть предоставление вещи. Классификация вещей Важнейшим объектом частноправовых отношений было имущество, которое в римском праве называлось словом res - «вещь». Это были вещи в привычном нам понимании как осязаемая, пространственно ограниченная часть живой или неживой природы - вещи «телесные» (res corporales). Но под вещью римские юристы понимали иногда и нечто неосязаемое - «бестелесную» вещь (res incorporates), например: право требования долга, право на наследство и т. п. Помимо того, римские юристы делили вещи: на движимые, которые можно переместить в пространстве без изменения их сущности (орудия труда, рабы, скот, утварь, одежда) и недвижимые (земля, строения, лес или урожай на корню); простые (бревно, доска) и сложные (дом, забор); находившиеся в обороте и изъятые из оборота (государственные постройки, храмы, дороги, проточная вода и пр.); делимые (земельные участки, сырье) и неделимые, разделить которые было невозможно (статуя, раб); определяемые родовыми признаками, ценность которых определялась мерой, весом, числом (деньги, зерно, масло, вино), и индивидуально-определенные (конкретные раб, вол, статуя); главные (сама вещь) и побочные (части вещи, ее принадлежности, плоды); потребляемые (продукты питания, деньги) и непотребляемые (золото, серебро в слитках, драгоценные камни). Примерно такая же классификация вещей существует и в современном гражданском праве. Но в древнейшем римском праве очень важным было и специфическое, своеобразное деление вещей на вещи манципируемые (res mancipi), отчуждаемые посредством обряда ман-ципации (земля, постройки, рабы, тягловый скот, земельные сервитуты), и неманципируемые (res пес mancipi), отчуждаемые без манципации (все прочие виды имущества). Обряд манципации (буквально «захват рукой») состоял в передаче имущества или его символа в присутствии пяти свидетелей и особого «держателя весов»; при этом произносились строго определенные формулы и совершались специальные жесты: приобретатель касался чаши весов куском меди, что символизировало взвешивание денег, и налагал руку на приобретаемое имущество. По-видимому, все это действо являлось пережитком контроля общины, соседей-общинников за отчуждением жизненно важных для крестьянина средств производства. С развитием товарно-денежных отношений обряд манципации оказался неудобным, и к нему стали прибегать все реже. Наконец, вещи в римском праве делились на вещи «божественного права» (res divini iuris) и вещи «человеческого права» (res humani iuris). К первым относились вещи «священные» (res sacrae) - храмы, жертвенники, статуи богов, городские стены и «религиозные» (res religiosae) - места погребения. Они не входили в чье-либо имущество и находились в коллективной собственности религиозных общин. Вещи «человеческого права», в свою очередь, делились на публичные, принадлежащие совокупности людей (res publicae), - общественные здания, укрепления - и частные, принадлежащие отдельным лицам (res privatae) - любое другое имущество. Виды вещных прав. В имущественных отношениях римляне различали право собственности, владение, держание и права на чужие вещи. Раньше всего оформилось владение, затем право собственности и соответственно - права на чужие вещи и держание. Основным институтом вещного права было право собственности. Право собственности. Происхождение права собственности Частная собственность на движимое имущество утвердилась издавна. Но право собственности на недвижимые вещи землю, постройки - стало возможным лишь с разложением общины и превращением земли в товар. В Риме же при длительном сохранении фонда общинных, государственных земель (ager publicus) такое отношение к земле как к собственности, особенно к земле пахотной, пастбищной, развивалось особенно замедленно. Однако уже Законы ХII Таблиц (450 г. до н. э.) знают частную собственность на землю, первоначально - на приусадебный участок (heredium). У плебеев же, по всей видимости, частная собственность на ту землю, которая была им оставлена завоевателями-римлянами, существовала и ранее V в. до н. э. Особенность частной собственности на землю в Риме состояла в том, что она долгое время была семейной, фамильной собственностью. Одновременно существовала и общинная, государственная собственность на землю (ager publicus), огромный фонд завоеванных земель, где граждане занимали участки для обработки на основе присущего им «права оккупации» (ius occupations) и имели их в пользовании и владении; лишь со временем участки эти перешли в частную собственность. Термин, которым обозначалась собственность в Риме, -dominium ex hire Quiritium (собственность по праву квиритов). В I в. до н. э. появился другой термин для обозначения собственности - proprietas. Понятие и содержание права собственности Право собственности понималось римскими юристами как полное, наиболее абсолютное господство лица над вещью. В соответствии с наиболее распространенными представлениями правомочия собственника слагались из прав: владения вещью (непосредственного обладания ею); пользования ею, извлечения плодов натуральных или денежных (доходов); распоряжения ею (вплоть до права уничтожения вещи), а также истребования вещи в случае захвата ее другим лицом. Виды собственности В классическом римском праве юристы различали четыре вида собственности. Первоначально римское право защищало только право собственности граждан квиритов, поэтому древнейшим видом собственности в Риме являлась квиритская собственность, т. е. приобретенная на основе норм квиритского права. Это была собственность на наиболее значимые, манципируемые вещи. Приобретение имущества в квиритскую собственность обязательно сопровождалось формальностями, выполнением особых обрядов (манципацией либо проведением мнимого судебного процесса, в ходе которого вещь как бы присуждалась претором), вмешательством представителей государственных властей (при разделе наследства - судьей, военной добычи -квестором, завоеванной земли - членами особой коллегии). Лишь в отдельных случаях такая собственность приобреталась без формальностей, например, на основе приобретательной давности. Неманципиуемые вещи переходили в собственность путем обычной передачи - традиции (traditio), но квиритской такая собственность не называлась: говорили просто об имуществе (bonum - «добро»). С развитием товарно-денежных отношений в Риме появилась преторская, или бонитарная собственность, т. е. собственность на те же важные виды имущества, но приобретенного в нарушение норм квиритского права (например, земля, купленная без манципации) и находившегося под защитой претора, поскольку приобреталось оно на основе принципа «доброй совести» (bona fides). Собственность на недвижимое имущество перегринов, неграждан, но богатых «деловых» людей, появившихся в Риме в большом количестве в тот же период (начиная особенно с Ш в. до н. э.), которые получили от римского государства защитника и судью в лице специального претора, составила особый вид собственности - перегринскую. В провинциях Рима, наконец, сложилась провинциальная собственность -собственность римских граждан на землю в провинциях, которая принадлежала римскому государству и входила в фонд ager publicus. От квиритской и преторской этот вид собственности отличался тем, что с нее взимался налог в государственную казну (stipendium или tributum). Если вещь принадлежала не одному собственнику, а нескольким одновременно, говорили о сособственности (condominium). Каждому сособственнику принадлежала не доля вещи, а доля права на вещь. В связи с этим сособственники имели право совместного владения и пользования вещью. Доходы от эксплуатации вещи присваивались пропорционально доле участия сособственников. Управление вещью производилось только с общего согласия всех сособственников. Ограничение права собственности Хотя в принципе римское право собственности было неограниченным, оно ограничивалось в публичных интересах и в интересах соседей. Законы ХII Таблиц указывали, что собственник земельного участка обязан оставлять полосу земли для прохода, проезда соседей, обязан терпеть ветви деревьев, свисающие с соседнего участка, допускать соседа на свой участок для сбора плодов, упавших с его дерева, и т. п. Приобретение права собственности Приобретение права собственности подразделялось на первоначальное и производное. Первоначальным способом приобретения (acquisitio originaria) назывался такой способ, при котором право собственности приобретателя возникало независимо от предыдущего права на данную вещь. Это захват вещей бесхозяйных, брошенных собственником либо ранее никому не принадлежавших, например, диких животных, а также приобретение по давности владения. |