Главная страница
Навигация по странице:

  • Физические лица

  • Правовое положение римских граждан

  • Правовое положение латинов

  • Правовое положение перегринов

  • Правовое положение рабов

  • Правовое положение клонов

  • Лекция римское общество и государство как среда формирования римского права


    Скачать 17.02 Mb.
    НазваниеЛекция римское общество и государство как среда формирования римского права
    АнкорRimskoe_pravo.doc
    Дата28.12.2017
    Размер17.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаRimskoe_pravo.doc
    ТипЛекция
    #13265
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Лекции 4,5. ЛИЦА
    Физические лицеи Правовое положение римских

    граждан. Правовое положение латинов.

    Право­вое положение перегринов. Правовое

    положение рабов. Правовое положение колонов.

    Юридичес­кие лица
    В Риме субъектами имущественных отношений признава­лись лица физические и юридические. Понятие физического лица было разработано самым тщательным образом. Институт юри­дических лиц в теоретическом отношении и в законодательстве был разработан слабо, но тем не менее был известен римскому праву.

    Нормам, определявшим правовое положение различных групп населения, объем их правоспособности, а также правовое положение физического лица, римское частное право уделяло большое внимание.
    Физические лица

    Физическое лицо в римском праве называлось словом persona («личность»). Правоспособность - способность лица иметь права, иначе говоря, быть субъектом права, обозначали словом caput («голова»). Римское рабовладельческое право при­знавало способным иметь права отнюдь не всякого человека. Для обладания полным объемом правоспособности необходимо было обладать тремя статусами (состояниями), свободы, граждан­ства и семейным.

    Обладание статусом свободы (status libertatis) обеспечи­вало положение свободного человека и было первейшим усло­вием правоспособности. Статус свободы мог быть приобретен и утрачен. Приобретался он с рождением от свободной матери, а также при отпуске раба на свободу его господином либо госу­дарством; утрачивался при попадании в плен, по приговору суда. С утратой свободы обращенный в рабство человек лишался правоспособности полностью, превращался в вещь, в объект пра­ва - res («вещь», «имущество»).

    Статус гражданства (status civitatis) обозначал принад­лежность к римской общине. Обладание этим статусом в облас­ти публичного права давало человеку политические права: на участие в работе комиций, в выборах магистратов, на службу в легионах. Среди правомочий гражданина в частноправовой сфере были право заключения имущественных сделок (ius commercii) и право на законный римский брак (ius conubii), а также на за­щиту интересов в частных делах в соответствии с нормами квиритского и преторского права.

    Третий, семейный статус (status familiae) обозначал по­ложение главы семьи - домовладыки. Приобретался он взрос­лыми сыновьями после смерти отца, являвшегося домовлады-кой, утрачивался при усыновлении другим главой семьи. По рим­скому праву, только «отец семейства» (paterfamilias) - мужчина, возглавлявший большую патриархальную семью (фамилию), был правоспособным в сфере частного права. Ни его жена, ни дети, в том числе взрослые сыновья, уже получившие политические права, не могли вступать в брак без разрешения домовладыки и совершать имущественные сделки от собственного имени. Домовладыке принадлежало все имущество семьи, и он один мог им распоряжаться по своему усмотрению. Власть домовладыки распространялась на всех членов семьи, включая взрослых сы­новей, их жен, детей и даже усыновленных. Лиц, состоявших под властью одного домовладыки, объединяли агнатские узы, своего рода «юридическое родство». Родство по крови называ­лось когнатским (когнаткой была, например, дочь, сестра по отношению к своим родителям, братьям, сестрам, после заму­жества вошедшая агнаткой в семью мужа).

    Правоспособность могла быть утрачена полностью (при потере статуса свободы) либо частично, когда утрачивались дру­гие статусы (утрата статуса гражданства была, в частности, со­пряжена с утратой семейного статуса; потеря семейного статуса на другие состояния не влияла). Соответственно различались умаление правоспособности максимальное, среднее и мини­мальное: capitis deminutio maxima, capitis deminutio media, capitis deminutio minima.

    В современном праве помимо понятия правоспособности существует еще и понятие дееспособности, понимаемой как спо­собность совершать действия с соответствующими юридичес­кими последствиями. Римские юристы еще не знали соот­ветствующих категорий и не разработали вопросов, связанных с дееспособностью. Однако они уже не за каждым лицом при­знавали способность самостоятельно совершать действия с юри­дическими последствиями.

    В первую очередь они ввели ограничения, связанные с воз­растом лица, понимая, что способность принимать решения при­ходит лишь с жизненным опытом. В римском праве дети до 7 лет считались полностью недееспособными, дети от 7 до 14 лет - частично недееспособными (они могли совершать только такие сделки, которые вели к приобретению имущества). Если эти лица не состояли под властью домовладыки, над ними учреждалась опека (tutela). Опекуном обычно становился ближайший род­ственник по указанию в завещании отца несовершеннолетнего либо по назначению магистрата. Опекун (tutor) должен был за­ботиться о личности и имуществе подопечного. Если несовер­шеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного от нее обогащения.

    Молодые люди с 14 (а женщины - с 12 лет) до 25 лет были частично дееспособны. Они могли составлять завещания и всту­пать в брак, совершать имущественные сделки. Однако если последние оказывались убыточными для них, претор мог вос­становить прежнее положение, аннулировать сделку в силу не­опытности данного лица. Над людьми этого возраста могло быть установлено попечительство (сига). Лицо мужского пола, до­стигшее 25 лет, было полностью дееспособно.

    В течение многих веков в римском праве существовали ограничения в правоспособности и дееспособности женщин. В республиканском Риме женщина до замужества находилась под властью своего домовладыки (отца, деда, старшего из братьев), после замужества поступала под власть мужа либо его домовла­дыки. Вдова подпадала под опеку деверя (брата мужа) либо дру­гого ближайшего агната по семье мужа. Как гласили Законы ХII Таблиц, «даже совершеннолетние женщины вследствие прису­щего им легкомыслия должны состоять под опекою». Исключе­ние допускалось только для дев-весталок, которых римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки (Т. V, § 1).

    В конце классического периода взрослая женщина, не сос­тоявшая ни под властью отца, ни под властью мужа, получила некоторую самостоятельность в управлении и распоряжении своим имуществом. Еще более сокращены были ограничения правоспособности и дееспособности женщины в праве юстиниановой эпохи, но равноправия полов все-таки не было и тогда.

    Особыми обстоятельствами, влиявшими на ограничение дееспособности персоны, были также состояние психического здоровья, репутация либо занятие особой профессией, которая считалась недостойной римского гражданина, позорной, бесчес­тящей. В таких случаях над рядом лиц устанавливалось попечи­тельство, посредством которого и велись деловые операции. Так, только через попечителя могли вести свои дела умалишенный, лицо, известное как заведомый мот, «расточитель», не пользую­щийся доверием в деловых кругах, либо человек, занимающий­ся сводничеством, поддерживать прямые контакты, с которым уважающий себя римский гражданин просто считал недопусти­мым. Бесчестным, подвергнутым бесчестию (infamia) считалось также лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля, а по­том отказавшееся дать показания в суде по поводу этой сделки.
    Правовое положение римских граждан

    Римское гражданство приобреталось: а) рождением от римских граждан (в законном браке); б) путем отпущения на свободу раба, с которым хозяин - рим­ский гражданин как бы «делился» своим статусом, предоставляя ему даже свое родовое имя; правда, тре­бовалось, чтобы хозяин был квиритским собственником раба, а отпуск на свободу был произведен с соблюдением формальнос­тей: статус гражданства, который возникал при этом у вольно­отпущенника, к тому же был неполноценным (см. ниже); в) усы­новлением римским гражданином чужеземца; г) предостав­лением римского гражданства отдельным лицам, общинам, го­родам особыми актами римского государства. Незаконное при­своение статуса гражданства в период империи наказывалось смертью.

    Прекращалось римское гражданство: а) смертью лица, являвшегося римским гражданином; б) в результате полной по­тери правоспособности (capitis deminutio maxima) - при попадании в плен, по приговору суда; в) в результате среднего умале­ния правоспособности, когда статуса гражданства лицо лиша­лось по приговору суда, например, за умышленное убийство.

    В области публичного права римский гражданин обладал правом подавать голос в комициях (народных собраниях), вы­ставлять свою кандидатуру на выборные должности, нести во­енную службу в легионах и занимать участок на государствен­ной земле (ager publicus).

    Полная правоспособность римского гражданина в сфере частного права включала, как уже говорилось, ius conubii и ius comrnercii, а также право предъявлять иски в суде и отвечать по искам. И доступна была это правоспособность в полном объеме лишь полноценным - свободнорожденным - гражданам (cives optimo iure). От свободнорожденных граждан отличались граж­дане вольноотпущенные, а потому несколько «неполноценные», ущемленные в правах. В частности, вольноотпущенные гражда­не, либертины (cives imminuto iure, cives-libertini) не имели пра­ва выдвигать свою кандидатуру на занятие почетных должнос­тей, служить в легионах, не имели права на законный римский брак (ius conubii), - жениться могли только на вольноотпущен­ницах. Вольноотпущенники несли также целый ряд обязаннос­тей по отношению к своему патрону - бывшему хозяину: обяза­ны были оказывать ему почет и уважение, а в случае необходи­мости и материальную помощь; одна из обязанностей - остав­лять в пользу патрона часть своего имущества по завещанию. Не мог либертин и предъявлять иски к своему патрону. Харак­терно, однако, что состояние вольноотпущенничества имело ог­раничение во времени, а именно: вольноотпущенниками счита­лись сам раб, получивший свободу, и его дети, внуки же явля­лись свободнорожденными гражданами.

    Изменения, происходившие с римским обществом и госу­дарством, отражаясь в праве, в первую очередь, воздействовали на состояние гражданства. А именно: разрастание территории Рима вбирало в орбиту его влияния все большее количество на­селения, другие племена и народы, а сами римские граждане рассеивались по всей ойкумене. Соответственно расширялась и сфера распространения гражданского статуса. Так, уже при Сервии Туллии, шестом римском рексе, в состав граждан были вклю­чены плебеи; статуса римского гражданства добились в ходе восстания (Союзническая война 90-89 гг. до н. э.) союзники-италики. Колонии (поселения) римских граждан возникали в за­воеванных землях самых различных регионов Италии и Среди­земноморья, а затем и в остальных частях Западной Европы. А в III в. н. э. (212 г. н. э.) по эдикту императора Каракаллы римское гражданство было пожаловано почти всем свободным жителям огромной территории Римской империи. Правда, по словам со­временников, это было уже «уравнение не в правах, а в беспра­вии», поскольку главной целью законодателя явилось стремле­ние как-то унифицировать систему налогового обложения, сам же гордый римский гражданин к тому времени превратился в бесправного подданного своих правителей. Публично-правовое содержание статуса гражданства было уже утрачено, за исклю­чением ius militiae (право нести военную службу в легионах), да и оно являлось теперь не правом-привилегией, поскольку и провинциалы-перегрины имели туда доступ, а скорее военной по­винностью. Что касается положения римского гражданина в част­ном праве, то оно в значительной степени стало зависеть от его сословной принадлежности. В условиях империи существовали сословия сенаторов, всадников, военных, городских декурионов, торговцев, ремесленников, крестьян, колонов, и сословные раз­личия сказывались не только на положении в обществе, но и в частном праве.
    Правовое положение латинов

    Латинами (Latini) в Италии назывались племена, населявшие соседнюю с Римом область Лациум. В составе основателей города Рима они занимали столь значительное место, что латинский язык стал языком всех римлян. Жители Лациума явились самыми ранни­ми союзниками Рима в общей борьбе с другими племенами Ита­лии, в частности, с жившими на севере от реки Тибр этрусками. Тесные связи с римлянами в результате привели к тому, что латины приобрели общее с ними ius comibii и ius commercii, даже живя в своих общинах и городках. А переехав на постоянное жительство в Рим и приписавшись к одной из городских триб, они получали и политические права.

    В результате возник так называемый латинский статус, ко­торый предоставлялся позднее жителям римских колоний - посе­лениям римских легионеров в завоеванных землях, а также це­лым общинам и городам в провинциях в качестве привилегии.
    Правовое положение перегринов

    Перегрины - это чужеземцы, которые не имели ни римской, ни латинской правоспособности. Так назывались и богатые чужестранцы, приезжавшие в Рим в качестве «деловых людей» для занятия тор­говлей, ростовщическими и другими денежными операциями (например, обменом денег), так же именовали жителей завое­ванных Римом территорий - провинций.

    В раннереспубликанские времена (V- IV вв. до н. э.) они считались бесправными. Но с развитием хозяйственной жизни, торговли с развитыми странами Средиземноморского бассейна они получили защиту в лице специально избираемого претора (praetor peregrimis) и стали наделяться правоспособностью по системе права народов. Политических прав они не имели. В III в. все перегрины, жившие в пределах римской империи, получили статус римского гражданства, и сама категория постепенно ут­ратила значение.
    Правовое положение рабов

    Как уже говорилось, рабы в римском праве считались вещью (res), т. е. не субъектом, а объектом права. Казалось бы, что и говорить о каком бы то ни было право­вом положении раба не имеет смысла. Однако принцип этот оформился не одномоментно и с развитием римского общества подвергался на практике различному толкованию. Если при пат­риархальном рабстве в условиях раннереспубликанского об­щества в рабах видели «младших» членов большой фамилии, то и условия жизни их мало чем отличались от простого и строгого образа жизни их хозяев. В пору же расцвета Римской республи­ки, когда военнопленные исчислялись сотнями тысяч, количество рабов и применение их труда многократно возросло, использо­вали их очень широко, причем раба не ценили и эксплуатация раба была доведена до крайней степени, - рабовладение приоб­рело классические формы. Соответственно тогда и сформиро­вался взгляд на раба как на вещь, на орудие труда, говорящее орудие (instrumentum vocale).

    Рабов не только жестоко эксплуатировали, но до крайнос­ти экономили и на их содержании. Тяжелое положение рабов вызывало многочисленные восстания, особенно грозным из ко­торых явилось восстание под предводительством Спартака (75-71 гг. дон. э.). Оно оказалось столь устрашающим для римского общества, что послужило одним из факторов установления ре­жима постоянной военной диктатуры, переросшей в монархию. Одновременно имел место и процесс постепенного отхода от основополагающего принципа римского частного права: не прос­то улучшалось положение раба, ему порой стали предоставлять даже некоторую правоспособность.

    Способы установления рабства: 1) плен (военный - для сол­дат, пиратский - для мирных граждан); 2) рождение от матери-рабыни; 3) присуждение к обращению в рабство за особо тяжкие преступления (измена, дезертирство, уклонение от набора в вой­ско); 4) вступление свободной женщины в сожительство с рабом.

    Прекращалось рабство отпущением на свободу раба его хозяином (manumissio - обряд, противоположный манципации).

    В области частноправовых отношений раб не был субъек­том права, не имел собственного имущества, семьи. Он сам был объектом права собственности, мог быть предметом обязатель­ственных правоотношений (купли-продажи, имущественного найма, мены, дарения и т. п.). У господина по отношению к рабу было «право жизни и смерти», и что это не являлось застывшим архаизмом, свидетельствуют многочисленные примеры из про­изведений римских политиков, историков, писателей. В период империи положение рабов несколько улучшилось. Юрист Гай писал: «...в настоящее время никому, кто находится под римским владычеством, не позволено свирепствовать в отношении рабов сверх меры и без причины, признанной законом». И далее сле­дует еще более красноречивое: «Ибо, согласно конституции бо­жественного Антонина, тот, кто без причины убьет своего раба, наказывается не в меньшей степени, как если бы убил чужого раба». По закону Аквилия (ок. 286 г. до н. э.) последнее влекло за собой уплату штрафа в размере высшей стоимости раба его хозяину. В то же время некоторое улучшение положения рабов не мешало использовать их совершенно непроизводительно и самым жестоким способом - в качестве гладиаторов. А госу­дарство свои санкции по отношению к рабам даже многократно ужесточило. Пример - постановление сената 10 г. н. э., по кото­рому в случае убийства господина в его доме надлежало подверг­нуть казни всех домашних слуг-рабов. В 61 г. на основе этого сенатусконсульта были казнены четыреста рабов, принадлежа­щих убитому префекту города Рима Педанию Секунду.

    Однако развитие товарно-денежных отношений привело к признанию некоторой хозяйственной и как следствие - право­вой самостоятельности за рабом - разумеется, в интересах его собственника. Наиболее умелые, способные рабы стали получать от хозяина определенное имущество - пекулий (peculium) - учас­ток земли, мастерскую и т. п. на условиях внесения ежегодных платежей. В целях успешного ведения хозяйства рабом, отпу­щенным на пекулий, хозяин как бы «делился» с ним и своей пра­воспособностью, за рабами признавалась способность вступать в имущественные сделки в интересах господина, заключать до­говоры и т. п. Разумеется, в таких ситуациях и сам раб, и все его имущество оставались в собственности господина, он же отве­чал по искам в случае неисполнения обязательств по сделкам, заключенным рабами.
    Правовое положение клонов

    Возникновение колоната явилось одной из важнейших особенностей экономичес­кого, социального и правового развития времен ранней Римской империи (в период принципата - I-III вв. н. э.). Колонами (coloni от лат. colo-«обрабатывать землю») называли свободных крестьян, которым крупные землевладельцы стали передавать землю в аренду из-за нехватки рабов и крайней непроизводительности их принуди­тельного труда. Землю стали закреплять и за рабами, предо­ставляя им некоторую хозяйственную самостоятельность.

    Экономически зависимый крестьянин, не имевший часто возможности своевременно внести необходимые платежи хо­зяину земли, довольно быстро оказывался фактически прикреп­ленным к арендованному участку. И, хотя он являлся лично сво­бодным человеком и римским гражданином, на него вскоре на­чинают смотреть как на «раба земли». Постепенно колоны пре­вращались в зависимую категорию населения, а конституция императора Константина 332 г. вообще запретила переход коло­нов из одного поместья в другое; владелец, у которого будет най­ден чужой колон, должен вернуть его прежнему хозяину и, кро­ме того, заплатить все причитавшиеся с беглого колона подати за весь срок пребывания в его поместье. Самих же колонов-бег­лецов надлежало в наказание заковывать в кандалы как рабов. Так колоны превращались в юридически зависимую категорию населения. А в 357 г. особый закон запретил продажу земли без колонов, живущих на этой земле.

    Кстати, к этому же времени относилось прикрепление ре­месленников к их коллегиям и даже людей знатных сословий к их городам. Общая тенденция в законодательстве императоров вполне объяснима их стремлением прикрепить к определенно­му месту жительства налогоплательщиков, каковыми были в ту пору все римские граждане, включая колонов.

    Итак, формально колоны считались лично свободными и римскими гражданами. Они не были лишены правоспособнос­ти в области имущественных отношений. Но они не могли сво­бодно менять местожительство и род занятий. Ф.Энгельс видел в них «предшественников средневековых крепостных», которые появились в условиях разложения рабовладельческих отноше­ний.


    Юридические лица

    Вопрос о юридическом лице не был глубоко разработан римскими юристами. Однако в классический период они отмечали, что в некоторых случаях права и обязанности принадлежат не отдельным лицам или группам лиц, а организациям, корпорациям, которые существуют самостоя­тельно, выступают в правоотношениях как одно лицо. Такие корпорации (universitas) являлись иногда субъектами иму­щественных правоотношений.

    К таким субъектам относили государственную казну (fiscus, aerarium), общины (civitates, mimicipia), легионы, коллегии жре­цов, религиозные общества, коллегии ремесленников одной про­фессии.

    В древнейшем римском праве такие коллегии образовыва­лись свободно. Императоры к их деятельности стали относить­ся настороженно, и уже при Августе был издан закон, по которо­му для создания корпорации требовалось получить предвари­тельное разрешение сената либо самого императора. Это рас­пространялось на все объединения, кроме религиозных и неко­торых привилегированных сообществ.

    Прекращало свое существование подобное объединение по достижении цели, при распадении состава его участников и тогда, когда деятельность корпорации приобретала противоза­конный характер.

    Гражданская правоспособность корпорации состояла толь­ко в имущественных отношениях, т. е. она могла владеть иму­ществом, быть субъектом вещных прав, заключать сделки, от­вечать по обязательствам (кроме обязательств из деликтов).

    Имущество юридического лица в римском праве было строго отделено от имущества его членов. Управлялись корпо­рации избранными или назначенными для этого физическими лицами.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта