кцуваыва434. литература синергия учебник 2022. Литература 2й половины 19 в
Скачать 278.14 Kb.
|
36. И.С. Тургенев «Отцы и дети»Одной из самых сильных сторон таланта И.С. Тургенева была способность улавливать едва намечающиеся тенденции, предугадывать ещё не оформившиеся явления жизни. После разрыва с журналом «Современник» И.С. Тургенев в 1860 году приступил к созданию романа «Отцы и дети», в котором предпринял попытку осмыслить новый тип общественного деятеля, только появившийся на арене общественно-политической борьбы в России, - нигилиста-разночинца. В марте 1862 года роман «Отцы и дети» был опубликован в «Русском вестнике». И.С. Тургенев посвятил его В.Г. Белинскому. Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Точная датировка событий свидетельствует о том, что автор стремится вызвать у читателя представление о конкретной исторической обстановке, в которой происходят описываемые события. Россия накануне отмены крепостного права ... Каков путь её дальнейшего развития? Кто приходит на смену дворянству, утрачивающему своё политическое влияние на судьбу страны? Поиск ответа на эти вопросы определил жанровую специфику произведения: «Отцы и дети» - социально-психологический роман. Основная тема произведения означена в его заглавии: роман «Отцы и дети» посвящён взаимоотношениям представителей разных поколений как в частной жизни, так и в общественно-политической жизни России. В основу конфликта романа «Отцы и дети» положено столкновение главного героя – разночинца Евгения Васильевича Базарова – с различными представителями дворянского общества. Особенностью сюжета романа является наличие нескольких сюжетных линий, с помощью которых образ главного героя раскрывается во всей полноте: «Базаров и Аркадий Кирсанов», «Базаров и Павел Петрович Кирсанов», «Базаров и Николай Петрович Кирсанов», «Базаров и его псевдопоследователи (Ситников и Кукшина)», «Базаров и родители», «Базаров и народ», «Базаров и Фенечка», «Базаров и Одинцова». Следствием подобного многообразия сюжетных линий стало отсутствие единой завязки. Кульминацией и одновременно развязкой действия становится эпизод смерти Базарова. Композиция романа цикличная, т.к. отражает движение главного героя по кругу: Первый круг – знакомство Базарова с семьёй Кирсановых, с Фенечкой, с Одинцовой, встреча с Кукшиной и Ситниковым, с родителями – в первом круге происходит завязка локальных конфликтов внутри различных сюжетных линий. Второй круг – постепенный разрыв Базаровым отношений со всеми действующими лицами, заканчивающийся смертью героя. Важными композиционными элементами являются вставные эпизоды (предыстории братьев Кирсановых и др. персонажей), эпилог. Система образов романа строится на антитезе – противопоставлении Базарова другим героям произведения. По признанию автора, Базаров – недюжинная натура: « … не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает … Знает довольно много – энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесподобнейший субъект – ибо без всякого энтузиазма и веры … Независимая душа и гордец первой руки». Ведущая роль в создании образа Базарова, как и других героев романа, отводится портрету и диалогу. Сюжетная линия, направленная на прояснение мировоззренческих позиций главного героя, представлена в романе как цепочка столкновений Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым в диалогах, во время которых Базаров держится хладнокровно, как опытный оратор, его речь лаконична и выразительна. Павел Петрович проигрывает Базарову сначала в «схватке» (спор в 10-й главе), а затем и в дуэли, которая, по признанию Тургенева, введена им «для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически». В отличие от своего главного идеологического противника, Павла Петровича Кирсанова, умеющего красиво говорить, но ничего не делающего, Базаров – человек действия. Не случайно Тургенев признавал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса … Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко?» Сочувствуя своему герою и подчёркивая его превосходство перед уходящими с политической арены аристократами, Тургенев последовательно развенчивает ложные, на его взгляд, убеждения Базарова, его нигилизм. Так, автор опровергает тезис Базарова: «Природа – не храм, а мастерская, и человек - в ней работник», - заставляя читателя и героев любоваться вечной, неумирающей красотой природы, изображая в романе природу как храм (описание осиновой рощи, сельского кладбища, могилы Базарова). В ответ на отрицание Базаровым любви автор заставляет его пережить это чувство к Анне Одинцовой: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Евгений Базаров трагически одинок: родители его боготворят, но не понимают, Аркадий не в состоянии быть его соратником в силу мягкости своего характера, аполитичности и приверженности традиционным ценностям (семья, любовь), Ситников и Кукшина чужды своему кумиру и «учителю» Базарову, они жалкая пародия на передовую разночинную интеллигенцию; Одинцова – слишком дорожит жизненным комфортом, положением в обществе – с одной стороны, и слишком напугана вспышкой страсти Базарова, его ненавистью к себе самому за допущенную «слабость» - любовь, которую он отрицал, – с другой стороны, поэтому неспособна отдаться зарождавшемуся чувству, предпочитая любви спокойствие. Все испытания, через которые Тургенев проводит своего героя, Базаров выдерживает достойно. Особенно отчётливо значительность личности Базарова проявляется в сцене смерти, когда он мужественно встречает небытие: прощается с родителями, просит Одинцову поддержать их. «Прощайте, — проговорил он с внезапною силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте ... Послушайте ... Ведь я вас не поцеловал тогда ... Дуньте на умирающую лампаду и она погаснет ... », - так поэтично прощается Базаров с единственной своей любовью. Неслучайно критик Д.И.Писарев заявил по поводу этой сцены: «Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг». Почему же автор так немилосердно обошёлся с героем, которому явно симпатизировал? Тургенев показывает готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений – т.е. разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить, однако автор не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается. Тургенев не признает того дела, для которого Базаров себя готовил, поэтому «заставляет» его умереть, считая появление людей базаровского типа преждевременным: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». В романе очень ярко проявилось психологическое мастерство Тургенева. Автор «Отцов и детей» считал, что писатель должен быть «психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления — в их расцвете и увядании». Тургенев раскрывает внутренний мир своих героев, не прибегая к подробным объяснениям. Например, тайная любовь Павла Петровича Кирсанова к Фенечке прорывается в его отчаянном взгляде, в его стремлении спрятать от всех свои переживания: «Захотел ли он скрыть от самых стен, что у него происходило на лице, по другой ли какой причине, только он встал, отстегнул тяжелые занавески окон и опять бросился на диван». Мы лишь догадываемся о чувствах тургеневских героев по их поведению, речи, художественным психологическим деталям. Этой своей творческой манерой Тургенев, несомненно, близок к Пушкину. Будучи мастером пейзажных зарисовок, Тургенев именно пейзажем завершает повествование, выражая мысль о необходимости примирения с жизнью, о любви как высшей ценности: «Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной … ». |