Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема тяжёлой судьбы народа

  • 43. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

  • Сюжетно-композиционные особенности

  • 45. Тематическое разнообразие и широта проблематики романа «Война и мир»

  • кцуваыва434. литература синергия учебник 2022. Литература 2й половины 19 в


    Скачать 278.14 Kb.
    НазваниеЛитература 2й половины 19 в
    Анкоркцуваыва434
    Дата06.09.2022
    Размер278.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалитература синергия учебник 2022.docx
    ТипЛитература
    #665125
    страница7 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    тема народа и власти. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», в «Диком помещике» и др. сказках автор показывает, как неограниченная власть отупляет и приводит к деградации её обладателей: генералы из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», оказавшись на острове, изобилующем пищей, оголодали и едва не съели друг друга, а князь Урус-Кучум-Кильдибаев из «Дикого помещика», оставшись без мужиков, потерял человеческий облик – оброс шерстью и утратил членораздельную речь. Автор настойчиво проводит мысль о том, что именно народ является создателем не только материальных благ цивилизации, но и её культуры: именно благодаря слуге Сеньке Урус-Кучум-Кильдибаев держится в людском обличье. В сказке «Медведь на воеводстве», продолжающей тему народа и власти, показано самодурство правителей, которые направляют свою деятельность не на заботу о населении, а на его разорение и уничтожение.

    Тема тяжёлой судьбы народа представлена в сказке «Коняга». Беспросветная жизнь Коняги – это аллегория жизни крестьянства: «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее он никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб». Даже природа для него – «бич и истязание».

    Не обошёл своим вниманием Салтыков-Щедрин и тему трусливой либеральной интеллигенции – ей посвящены такие сказки, как «Премудрый пискарь», «Здравомысленный заяц», «Вяленая вобла» и др. Автор показывает типы общественного поведения: обывательскую позицию пискаря, который «жил – дрожал и помирал – дрожал»; политическое приспособленчество воблы, радовавшейся, что у неё после потрошения «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести — ничего такого не будет», но не спасшейся от съедения; либеральную идеологию зайца, оправдывающую насилие.

     

    М.Е. Салтыков-Щедрин выражает в своих сказках идеи о необходимости преобразований, которые ограничили бы произвол власть имущих и устранили социальное неравенство; о неприемлемости трусливой обывательской позиции и гражданском долге интеллигенции перед народом; о необходимости пробуждения народного самосознания.

    Создавая образы своих героев, писатель-сатирик прибегает к зооморфизму: высшие чиновники, помещики выступают под маской хищников – волка, орла, медведя, лисы, щуки; их жертвы представлены в облике беззащитных зверушек, домашнего скота, мелкой рыбёшки. Все эти герои легко узнаваемы, т.к. писатель создавал их образы в русле сказочной и басенной традиций.

    Для сказок Щедрина характерно соединение фантастики с реальностью: птицы разговаривают о капиталисте Губошлепове; зайцы пишут статьи в газеты, изучают «статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые...»; медведи ездят в командировки; рыбы рассуждают о социализме и конституции.

    Пользуясь эзоповым языком, Михаил Евграфович широко применяет гротеск и гиперболу, которые позволяют ему выпукло и резко показать уродливые явления российской действительности, выразить свою позицию. Примером может служить описание метаморфоз, произошедших с заглавным героем сказки «Дикий помещик»: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.

    Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит, это, заяц, встанет на задние лапки и прислушивается, нет ли откуда опасности, - а он уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».

    Саркастическая усмешка, горькая ирония автора угадывается в изображении неосмысленного, «роевого» существования народа-труженика, покорствующего своей рабской судьбе («Дикий помещик») и даже плетущего верёвку – помогающего своим мучителям себя ею опутать и ещё сильнее закабалить («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

     

    Многие исследователи Салтыкова-Щедрина отмечали связь его творчества с фольклором. Сказкам этого писателя свойственны следующие черты устного народного творчества:

    1)       сказочный сюжет;

    2)       использование в тексте сказок поговорок и присказок[1] («ни пером описать, ни в сказке сказать», «по щучьему велению», «скоро сказка сказывается», «долго ли, коротко ли»), народных фразеологизмов («на бобах разводить», «ухом не ведешь», «бабушка надвое сказала», «откуда ни возьмись»);

    3)       наделение героев сказок фольклорными именами (Милитриса Кирбитьевна, Иванушка-дурачок, царь Горох, Михайло Иваныч);

    4)       использование сказочных зачинов («В некотором царстве, в некотором государстве»; «Жили да были»; «Жил-был газетчик, и жил-был читатель»);

    5)       употребление выражений «тридевятое царство», «из-за тридевять земель», постоянных эпитетов («сыта медовая», «пшено ярое», «храпы перекатистые», «звери лютые»), синонимических сочетаний («путем-дорогою», «судили-рядили»);

    6)       использование просторечий («распостылая», «погублять»);

    7)       применение приёма троекратного повторения.

     

    По аналогии с народными пословицами Щедрин создаёт свои («жизнь прожить – не то, что мутовку облизать» и др.).

     

    Комического эффекта писатель достигает за счёт соединения в своих сказках элементов разных стилей: например, в сказке «Медведь на воеводстве» соединены разговорный и официально-деловой стиль (пародия на государственные документы) – то же можно отметить и в других произведениях Щедрина.

     

    Вклад М.Е. Салтыкова-Щедрина в русскую литературу высоко оценили его современники и потомки. «Великим диагностом наших общественных зол и недугов» назвал М.Е. Салтыкова-Щедрина великий русский учёный-энциклопедист, гуманист и философ И.М. Сеченов.

    [1] По материалам: http://knowledge.allbest.ru/literature/2c0a65635a2bc78b4c43a88521316d27_0.html.

    43. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

     

    Лев Николаевич Толстой был неординарен во всём. Его первые воспоминания о детстве относятся к младенческим ощущениям: он лежит спелёнутый и надрывается плачем, пытаясь объяснить, что ему нужна свобода, но взрослые этого не понимают: «Им кажется, что это нужно (т.е., чтобы я был связан), тогда как я знаю, что это не нужно, и хочу доказать им это, и я заливаюсь криком, противным для самого себя, но неудержимым... Мне хочется свободы, она никому не мешает, и я, кому сила нужна, я слаб, а они сильны».

    Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна, где провёл большую часть своей жизни. «Без Ясной Поляны трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней», - писал Л.Н. Толстой

    Он был потомком двух древних и славных родов – графов Толстых и князей Волконских, их семья состояла в родстве с древними аристократическими родами Горчаковых, Трубецких. Известно, что А.С.Пушкин приходился Льву Николаевичу четвероюродным дядей.

    Рано оставшись без матери (ему не было и двух лет), а затем, в девятилетнем возрасте, и без отца, Лев Толстой был воспитан дальней родственницей – «тётушкой», как её называли дети, Татьяной Александровной Ергольской, которая когда-то в юности была влюблена в отца Лёвушки, графа Николая Толстого, из-за чего так и не вышла замуж. Всю свою нерастраченную любовь она отдала детям любимого человека, им Татьяна Александровна привила любовь к музыке и религиозность. Официальной опекуншей сирот была сестра отца Толстого Александра Ильинишна Остен-Сакен.

    Особое влияние на Льва Николаевича имел его старший брат. Ещё в детстве он заронил в душе своих младших братьев любовь к добру и мечту о всеобщем счастье. Он рассказал о «муравейных братьях» и о зеленой палочке, на которой написана «главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились и были бы постоянно счастливы ... ».

    С 1843г. Лев Толстой был студентом сначала восточного факультета Казанского университета, затем – юридического, однако вскоре он охладел к учёбе и в 1847 г. покинул университет. Большое впечатление на Толстого оказали труды Ж.-Ж. Руссо. С 1847 года и до конца своих дней Толстой вёл дневник, в котором анализировал все движения своей души, подвергая себя нелицеприятному суду собственной совести.

    Толстой был сильной, увлекающейся личностью. Вступив в самостоятельную жизнь, Лев Николаевич со всей страстностью своего темперамента окунулся в водоворот светских развлечений, наделал долгов и практически разорился. За моральной поддержкой он обратился к старшему брату Николаю, который служил в действующей армии на Кавказе.

    На Кавказе Лев Николаевич провёл более двух лет (1851 – 1854), закончил повесть «Детство»(1851), написал «Отрочество»(1854). В 1857 г. была написана повесть «Юность».

     

    «Я чувствую, что здесь я стал лучше», – такую запись он оставил в своём дневнике. Свои впечатления об этом периоде он воплотил в произведениях, самым замечательным среди которых была повесть «Казаки» (1852 – 1863). Л. Толстой был участником и Крымской кампании, участвовал в обороне Севастополя. В то время он, как его герой князь Андрей Болконский, мечтал о славе – «славе служебной, основанной на пользе отечества». Результатом новых впечатлений стали «Севастопольские рассказы» (1854 – 1855). В 1856 году были написаны «Метель», «Два гусара», «Утро помещика» и другие произведения.

    Честь открытия таланта Льва Толстого для читателей принадлежит Н.А. Некрасову, бывшему в то время главным редактором журнала «Современник». Именно там произошёл писательский дебют Толстого – была опубликована повесть «Детство». Лев Николаевич сразу же вошёл в круг талантливых литераторов, познакомился с А.Н. Островским, И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым. На долгие годы Толстой подружился с Фетом. Наиболее точно определил своеобразие таланта автора Н.Г. Чернышевский, указав такие особенности творчества Л. Толстого, как «нравственное чувство» и «диалектику души».

    В конце 1856 г. Толстой уехал в Европу, где пробыл около полугода. Несмотря на бурную, полную развлечений, заграничную жизнь, Лев Николаевич не оставляет напряжённой мыслительной работы, следствием которой стало его решение создать школу. В июле 1857 года в его дневнике появилась запись: «Главное: сильно, явно пришло мне в голову – завести у себя школу для всего околотка и целая деятельность в этом роде». К этому же периоду относятся и такие мысли писателя: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения – это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек. Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем. <…> Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость ... ».

    Три года Лев Толстой занимался педагогической деятельностью. Один из учеников яснополянской школы, Василий Морозов, вспоминал спустя полвека: « ... Часы проходили у нас минутами. Если жить в таком веселье, не увидишь, как и век пройдет... В таких радостях и весельях, в скорых успехах в учении мы так сблизились с Львом Николаевичем, как вар с дратвой. Мы страдали без Льва Николаевича, а Лев Николаевич без нас. Мы были неотлучны от Льва Николаевича и нас разделяла одна глубокая ночь. День же мы проводили в школе, а вечер у нас в играх проходит, до полночи сидим у него на террасе. Он рассказывает какую-нибудь историю, рассказывает про войну, как его тетушку в Москве повар зарезал, как он был на охоте, как его было медведь заел, и показывал нам около глаза метину, как медведь его лапой царапнул. Болтовне не было у нас конца. Рассказывали и мы ему страсти: про колдунов, про лесных чертей... Он рассказывал нам сказки страшные и смешные, пел песни, прикладывая слова к нам... Лев Николаевич вообще был ужасный-ужасный шутник, не пропустит случая, чтобы как-нибудь всегда не пошутить, не посмеяться. Называл он нас разными прозвищами...».[1]

    В 1860-м году Льву Николаевичу пришлось уехать во Францию, чтобы провести последние дни с умирающим от чахотки братом Николаем. Месяц, проведённый у постели мучительно угасавшего «умного, доброго, серьёзного» человека, которого Толстой «любил и уважал положительно больше всех на свете», не прошёл для него бесследно. «К чему всё, когда завтра начнутся муки смерти со всей мерзостью лжи, самообмана, и кончится ничтожеством, нулем для себя ... », – горько размышлял Лев Николаевич. Его переживания были столь драматичны, что он на какое-то время утратил смысл жизни и охладел к своему детищу – яснополянской школе. Он не торопился обратно, на родину. Должно было пройти несколько месяцев, чтобы душевная рана зарубцевалась. Толстой стал изучать школьное дело во Франции, Германии, Англии и других странах Западной Европы.

    19 февраля 1861 года произошла отмена крепостного права. Крестьян надо было наделить землёй. Для урегулирования разногласий между бывшими крепостными и помещиками нужны были мировые посредники. Когда тульский губернатор обратился к Толстому с просьбой стать таким посредником, Лев Николаевич находился за границей. «Я не посмел отказаться, перед своей совестью и ввиду того ужасного, грубого и жестокого дворянства, которое обещалось меня съесть, ежели я пойду в посредники», – так об этом вспоминал писатель. Около года Толстой боролся за интересы крестьян, но его решения опротестовывались вышестоящими инстанциями; на Льва Николаевича писали доносы, ему угрожали расправой. Ощутимых результатов посредническая деятельность не приносила, состояние здоровья Л.Толстого ухудшилось – у него открылась чахотка (писатель стал кашлять кровью) – всё это заставило писателя уйти в отставку и отправиться на лечение кумысом под Самару.

    В сентябре 1862 года Лев Николаевич женился на Софье Андреевне Берс, дочери известного врача. Наконец Толстой обрёл счастье, о котором долго мечтал: «Счастье семейное поглощает меня всего... Часто мне приходит в голову, что счастье и все особенные черты его уходят, а никто его не знает и не будет знать, а такого не было и не будет ни у кого, и я сознаю его ... ». Если в молодости писатель едва не прокутил всё своё состояние, то теперь его главной заботой стало обеспечение процветания семье. В Толстом проснулся дар делового человека: он умело торговался с издателями и публиковал свои произведения на очень выгодных для себя условиях. Писателю было о ком заботиться – его семья регулярно пополнялась (в течение 25 лет Софья Андреевна подарила мужу 13 детей, 4 из которых умерли).

    В 1863г. у писателя появляется замысел создать большое произведение о декабристах – «роман из времени 1810 и 20-х годов». Пищу для размышления автору дали семейные архивы (декабрист князь С.Г. Волконский был троюродным дядей Толстого). Однако, чтобы понять мотивы людей, ставших декабристами, писателю пришлось углубиться в эпоху, сформировавшую их убеждения. Так постепенно у Льва Толстого созрел грандиозный план романа-эпопеи «Война и мир». Над этим произведением Толстой трудился пять лет (1864 – 1868). Это был нелёгкий труд – иногда писатель отчаивался, работа казалась ему непосильной. Однако роман был завершён и принёс автору всенародную славу. Произведение отразило идеи, которыми жил Толстой в те годы: патриотизм, единение с народом, семейное счастье. Секретарём и вдохновительницей, почитательницей великого писателя и «нянькой его таланта» (как метко выразился один из современников Толстого) долгие годы была Софья Андреевна.

    По завершении работы над эпопеей Лев Николаевич вернулся к педагогическому труду. Он создаёт «Азбуку», пишет статьи на педагогические темы, углубляется в вопросы философии.

    С 1873 по 1877 годы Толстой работал над романом «Анна Каренина». Появление этой книги окончательно утвердило мнение о Толстом как гениальном писателе. Однако именно в годы работы над «Анной Карениной» Лев Николаевич стал терзаться вопросами о смысле и цели всей своей деятельности, о жизни и смерти.

    «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, – ну, и что ж?!.. Как мне спастись? Я чувствую, что погибаю. Живу и умираю, люблю жизнь и боюсь смерти – как мне спастись?» – такими мучительными вопросами задаётся Толстой.

    «Отличительной чертою Толстого надо признать его вечные перемены. Духовный кризис может случиться с каждым. У Толстого из таких кризисов состоит вся жизнь.

    Читая и перечитывая «Войну и мир», трудно отрешиться от мысли, что оба героя романа (князь Андрей Болконский и Пьер Безухов) близки автору по духу: один олицетворял то, что Толстой называл своим «умом ума» (разум, анализ, мысль); другой – его «ум сердца» (вера, синтез, чувство). Они – люди совершенно различные, а по преобладанию разума или чувства являются натурами, прямо противоположными. Одна черта у них, однако, общая. Их взгляды, убеждения, миросозерцание находятся в состоянии неустойчивого равновесия. В каждую данную минуту можно ждать в этой области самых решительных перемен. Такие перевороты связаны с событиями личного свойства, – болезнью, неудачами, пресыщением, смертной тоской и т.д. Вдруг в голове свертывается тот главный винт, на котором держалась жизнь, связь между прежде понятными явлениями рассыпается, «мир заваливается», наступает хаос. Потом, постепенно, разрушенный мир начинает снова восстановляться в душе на иных и, кажется, уже незыблемых основаниях. Но наступают новые события, и опять все разваливается. Основы характеров остаются неизменными. Но невозможно представить себе последнюю стадию развития их духовной жизни, последнее миросозерцание каждого из них. Смерть может прекратить эти перевороты, но до самой смерти нельзя положиться ни на одно (на этот раз уже самое достоверное!) решение. И нельзя сказать, чтобы здесь мы имели дело с постоянным душевным хаосом, постоянными колебаниями, постоянным движением. В каждый данный момент убеждения категоричны и тверды, как скала. А назавтра, быть может, обстоятельства сложатся так, что весь стройный душевный мир предшествующей прочной постройки безнадежно завалится.

    У князя Андрея такие перемены реже, процесс мучительнее. У Пьера Безухова постоянные «верю – не верю» доведены до крайности, и фантастические фазы его душевного развития переходят в область комического.

    Способностью «разрушать и снова созидать миры», как говорит философ Шестов, отличается и герой «Анны Карениной» – Константин Левин.

    Такими критическими переживаниями полна судьба Толстого. Человек со своими коренными свойствами остается, конечно, всегда тот же. Но в каждый данный период незаметно накапливается критический материал для будущего переворота. Он прорывается в мыслях и писаниях. Постепенно он приобретает упругость, становится все более сознательным. Наконец, наступает перелом. Иногда он носит такой бурный характер, как в половине семидесятых годов, иногда протекает с большею постепенностью, с большим спокойствием».[2]

    На какое-то время писатель находит спасение в заимствовании у простого народа его отношения к жизни и смерти – этот путь к Богу и вере проходит Левин – герой романа «Анна Каренина». Однако великий писатель-провидец Ф.М. Достоевский усомнился в прочности веры толстовского героя, а значит и самого автора: «В душе его, как он ни старайся, остается оттенок чего-то, что можно, я думаю, назвать праздношатайством – тем самым праздношатайством, физическим и духовным, которое, как он ни крепись, а все же досталось ему по наследству... А веру свою он разрушит опять, разрушит сам, долго не продержится: выйдет какой-нибудь новый сучок, и разом все рухнет ... » Пророчество Достоевского сбылось: имея пытливый, «беспокойный» ум, склонность всё подвергать анализу, Лев Николаевич не мог ограничиться слепой верой. Он стал изучать священные тексты, общаться с отцами церкви, но ответов на мучившие его вопросы не получил. Результатом религиозных исканий Толстого стала его книга «В чём моя вера?» (1883). Одна из существенных идей её – непротивление злу насилием.

    Большое воздействие на Толстого оказало участие в переписи населения (1882 г.). На его участке был ночлежный дом. Писатель отправился туда и был потрясён картиной вопиющей нищеты. Вернувшись домой, где его ждал обед из пяти блюд и прислуживали лакеи в белоснежных перчатках, он ощутил себя преступником. Позднее в своей книге «Так что же нам делать?» Толстой напишет: « … для привилегированного положения нашего у нас нет никакого оправдания: мы мошенничеством захватили это место и обманом удерживаем его».

    У Льва Николаевича появляется план действий – опрощение: « … уменьшить сколько возможно требования на себя труда других людей, т.е. свои потребности, и увеличивать или, если не было, начинать свой труд для других людей. Делать же все это с чистотой, т.е. избегая пороков, оскверняющих тело и душу (пьянство, разврат) и любовно, т.е. делая это, не делать больно людям, связанным со мною или стоящим на дороге моего дела». В 1884 году Толстой устранился от распоряжения имуществом. На плечи Софьи Андреевны легла забота о материальном благосостоянии семьи. Теперь она занималась не только воспитанием детей, хозяйственными хлопотами, но и ведением переговоров с издателями.

    «Опрощение» Льва Николаевича выражалось не только в отказе от помощи слуг, ношении мужицкой одежды и физическом труде, но и в отказе от многих привычек: некогда страстный охотник, с 1884 г. Толстой больше не брал в руки ружья, в 1887 г. он основал общество трезвости и отказался от вина, стал вегетарианцем, в 1888 г. навсегда бросил курить.

    В 1886 г. Толстой закончил пьесу «Власть тьмы», которую высоко оценил сам император Александр III. С 1887 г. по 1889 г. Л. Толстой работал над «Крейцеровой сонатой» – в этом произведении автор ополчается против семейных отношений, что, видимо, было вызвано усиливающимся отчуждением между писателем и его женой, которая не хотела мириться с тем, что Лев Николаевич всё больше отдаляется от семьи, тяготится получением денег за свои сочинения. Мечтой писателя было бесплатное распространение его произведений. Софья Андреевна не могла обречь своих детей и внуков на нищету. В 1891 г. он оформил дарственную на членов семьи, поделив между ними всё состояние.

    Толстой страдал от двусмысленности своего положения: он чувствовал вину, что живёт не такой жизнью, которую проповедует. Лев Николаевич не мог убедить жену и детей в истинности своих идей: семья вела светскую жизнь, сообразную своему положению в обществе; но и окончательно уйти от семьи писатель также не мог, понимая, какой удар он нанесёт своим близким. Компромиссы, на которые пришлось пойти великому писателю, открыли для него новую истину – идею нравственного самосовершенствования. Согласно этой идее, добрые дела, ведущие к самосовершенствованию, состоят не в поступках, а в любви к людям – добрым и злым, голодным и сытым – в равной степени. Однако жизнь оказалась значительно сильнее всяких догм. Когда в 1891 году в центральной России начался голод, Толстой, позабыв обо всех своих идеях, организовал помощь голодающим, сбор средств по всей стране и за границей.

    «  Как, после всего, что он говорил о денежной помощи, взять пожертвованные деньги и этим краденым у народа товаром обделять обворованный народ!..

    На него сыпались нападки последовательных толстовцев. Он сам, не переставая, бранил себя и свое дело ...

    А тем временем, в течение двух тяжелых зим, с большою практичностью, он спасал от голодной смерти погибавшее население четырех уездов. Число столовых достигло 246-ти. В них кормилось 13.000 взрослых и 3.000 детей. Он кормил два раза в день и тратил на человека в месяц от 95 копеек до 1 руб. 30 коп. Он не удовольствовался этим обширным хозяйством. В глухие зимние месяцы, когда замерзало население, лишенное обычного своего топлива - соломы, он устроил снабжение беднейших дровами. Он отбирал у крестьян сотни лошадей, из-за бескормицы осужденных на смерть, и организовал их питание. Он выписал большие запасы льна и лыка и раздавал их населению для изготовления обуви и холста. Он устраивал молочные столовые для грудных детей. Весной он выдавал нуждающимся крестьянам на семена овес, картофель, коноплю, просо. Он покупал к началу полевых работ лошадей и раздавал их. Людям, еще не дошедшим до полного нищенства, он продавал по дешевым ценам рожь, муку, печеный хлеб...».[3]

    Последователи его учения – толстовцы – возмущались «непоследовательностью» Льва Николаевича. Они не понимали, что сердце писателя шире и талантливей любых его умозаключений, что он не остановился в своих поисках истины. Несмотря на преклонный возраст, Толстой, по собственному признанию, был только на подходе к постижению истины. Напряжённая духовная жизнь, помощь людям, нуждающимся в его советах и участии, хлопоты об издании дешёвых и качественных книг для народа, обширная переписка – этим не исчерпывалась деятельность Толстого в 90-е годы 19 века. Из-под его пера вышли блестящие художественные произведения, среди которых – роман «Воскресение» (1889 – 1899), рассказ «Отец Сергий» (1890 – 1898). За последние 10 лет своей жизни Лев Толстой создал такие произведения, как «После бала» (1903), «Живой труп» (1900), «Хаджи Мурат» (1896 – 1904).

    Л.Н. Толстой в своих публицистических произведениях ставил вечные вопросы о смысле жизни, о вере, выражал сомнения в необходимости и целесообразности таких государственных институтов и достижений цивилизации, как суд, брак, наука, искусство: «Так что же нам делать?» (1882-1886), «О голоде» (1891), «Что такое искусство?» (1897-1898), «Рабство нашего времени» (1900), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908), «Царство Божие внутри вас» (1893) и др.

    В 1901 году Л.Н.Толстого Святейший Синод отлучил Толстого от церкви. Лев Николаевич признавался: «Как-то спросил себя: верю ли я? Точно ли верю в то, что смысл жизни в исполнении воли Бога, воля же в увеличении любви (согласия) в себе и мире, и что этим увеличением, соединением в одно любимого - я готовлю себе будущую жизнь? И невольно ответил, что не верю так, в этой определенной форме. Во что же я верю? - спросил я. И искренно ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом».

    22 июля 1910 года Л.Н.Толстой тайно подписал завещание, которого так не хотела и боялась Софья Андреевна.

    В ночь с 27 на 28 октября 1910 г. Толстой проснулся, услышав, как жена роется в его бумагах в поисках ненавистного завещания. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения. Под покровом ночи Лев Николаевич навсегда покинул Ясную Поляну. Он мечтал оказаться как можно дальше от дома, в котором его жизнь превратилась в пытку. В пути Лев Николаевич заболел воспалением лёгких. Ему пришлось сойти с поезда на станции Астапово Рязанской железной дороги. Спустя несколько дней, 7 (20 – по новому стилю) ноября великого писателя не стало.

    [1] http://dugward.ru/library/tolstoy/polner_lev_tolstoy.html#dogm.

    [2] http://dugward.ru/library/tolstoy/polner_lev_tolstoy.html#dogm.

    [3] http://dugward.ru/library/tolstoy/polner_lev_tolstoy.html#dogm.

    4. «Война и мир»

     

    «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени ... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал», – так Лев Николаевич Толстой описал своё состояние в 1863 году, когда приступал к написанию романа о декабристе, вернувшемся из ссылки. «В 1856 году я начал писать повесть, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя … Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года … В третий раз я вернулся назад по чувству … похожему на застенчивость … мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонопартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама … » - как видим, Толстой хотел в своём произведении показать три периода жизни своего героя и его поколения:

    1)       молодость, участие в войне 1812 г.;

    2)       участие в восстании декабристов 1825 г.;

    3)       возвращение из ссылки после амнистии.

     

    Однако работа над романом была столь масштабной и кропотливой, что автору пришлось ограничить временные рамки своего произведения историческим периодом с 1805 по 1812 год, вместо одного главного героя в произведении появилось несколько центральных персонажей, а главным действующим лицом стал русский народ.

    Работа над романом продолжалась семь лет (1863 – 1869). За это время писатель скрупулёзно изучил множество архивных материалов, исторических документов (приказов, планов сражений, распоряжений и проч.), а также писем, мемуаров участников войны 1812 года; писатель ездил по местам событий, встречался с их участниками и очевидцами.

    О титаническом труде Л.Н. Толстого свидетельствуют сохранившиеся черновики «Войны и мира»: некоторые страницы автор переделывал десятки раз.

    Лев Николаевич запечатлел в своём произведении историю всей страны в переломный для русского общества момент. Судьба русского народа, как в капле воды, отразилась в судьбах отдельных его представителей – от дворян-аристократов до крепостных крестьян, от военачальников до солдат. Грандиозные батальные сцены и сцены частной жизни, жизнь целых народов и внутренняя жизнь отдельных героев стали предметом изображения в романе-эпопее[1] Толстого – именно так определил жанр произведения сам автор.

     

    «Война и мир» – грандиозное произведение, состоящее из четырёх томов, семнадцати частей, трёхсот шестидесяти одной главы, в которых представлены картины жизни высших слоёв и простых людей, войны и быта, а также авторские историко-философские отступления. Однако роман не распадается на «военную», «семейно-бытовую» и «историко-философскую» части, на отдельные истории различных героев, а воспринимается читателями как единое целое. Как удалось автору достичь органического слияния всех этих составляющих?

    По мнению Толстого, причина целостности эпопеи кроется в «единстве самобытного нравственного отношения автора к предмету» изображения.

    Сюжетно-композиционные особенности «Войны и мира» продиктованы спецификой жанра. Жизнь героев романа-эпопеи подобна потокам, вливающимся в общую реку народной жизни, – этим обусловлено наличие множества сюжетных линий в произведении. Ведущим композиционным принципом здесь является параллелизм: автор «параллельно» изображает жизнь московского и петербургского общества, жизнь героев и их семей. Несмотря на обилие массовых сцен и сцен частной жизни, несмотря на множество сюжетных линий, произведение не теряет своей целостности, не «рассыпается» на автономные фрагменты – этому способствует приём сцепления эпизодов на основе их уподобления, взаимодополнения или противопоставления. Рассмотрим это на примерах.

    В сцене охоты (том II) показано психологическое состояние человека, преследующего добычу. В сцене атаки эскадрона Николая Ростова (том III) автор уже не описывает состояние героя, он лишь делает замечание: «было то же, что на охоте» – так Толстой «сцепляет» эпизоды на основе их уподобления.

    В сцене приёма у Анны Павловны Шерер показаны чопорность, фальшь, бездуховность петербургской знати (том I), в шестой главе этого же тома мы становимся свидетелями развлечений петербургской «золотой» молодежи – эта сцена дорисовывает портрет светского общества – налицо сцепление эпизодов на основе взаимодополнения.

    Наконец, сцепление на основе контраста (или противопоставления) наблюдается между эпизодами приёма в салоне А.П. Шерер и приёма по случаю именин в доме Ростовых: автор противопоставляет натянутой любезности, механистичности светского приёма радушие, искренность, теплоту семейного праздника у Ростовых.

    Композиционный центр романа – война 1812 года, которая выдвинула на передний план народ как главную силу истории, соответственно главное кульминационное событие – Бородинское сражение. Все события и все герои даны в их отношении к войне 1812 г.

    Действие в романе заканчивается в период зарождения декабристского движения. В «Эпилоге» «Войны и мира» автор даёт понять, что Пьер Безухов не останется в стороне от этого движения. Пьер всецело захвачен «мыслью народной»: «надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе». Деятельность Пьера одобрил бы князь Андрей, на его стороне будет и Николенька Болконский. Здесь же, в эпилоге, Толстой показывает и неизбежность трагического противостояния между будущими декабристами и остальной частью общества: Николай Ростов в споре с Пьером заявляет, что его долг – повиноваться правительству, «какое бы оно ни было», а значит – он «ни на секунду не задумается» и пойдёт с оружием в руках на государственных преступников.

    Рассмотрим систему образов действующих лиц эпопеи. В её создании участвуют антитеза и параллелизм. В неё входят представители всех сословий России начала 19 века. Некоторые исследователи насчитывают в произведении 559 героев – всех их можно сгруппировать на основе оппозиций: «истинное (настоящее) – ложное (фальшивое)», «духовное – бездуховное», «народное – антинародное».

    Главное действующее лицо романа-эпопеи – народ. В толстовском понимании народ – это категория не только социальная, но и нравственная, т.к. народ является средоточием всего лучшего, что есть в русской нации, это созидающая, творческая сила. К народу Толстой относит не только представителей низших сословий (Тихон Щербатый, Платон Каратаев, купец Ферапонтов, старостиха Василиса и др.), но и дворян – Пьера Безухова, Наташу Ростову, Андрея Болконского, Кутузова – всех, кому свойственна «скрытая теплота патриотизма». Им противопоставлены Наполеон, Курагины, аристократическая верхушка – завсегдатаи салона А.П. Шерер.

    Изображая тех персонажей, которым чужда «мысль народная» (А.П. Шерер, Берг, Борис Друбецкой, Курагины и др.), писатель прибегает к сатире, подчёркивает бездуховность, механистичность их существования (вспомним «прядильную мастерскую» салона А.П. Шерер, однообразие и безжизненность улыбки Элен Курагиной, «плоское выражение» лица князя Василия, «животность» поступков Анатоля Курагина). К данной группе следует отнести и Наполеона, которого Толстой изображает как мелкого эгоиста, занятого самовозвеличиванием и неспособного проникнуться состраданием к людям.

    Этим персонажам противостоят две группы героев:

    1)       группа наделённых «простым сознанием» или руководствующихся «умом сердца» – тех, кто без усилий отличает правильное, хорошее от дурного (Наташа Ростова, Алпатыч, староста Дрон, Кутузов, офицеры Тушин и Тимохин, Платон Каратаев, партизаны и солдаты);

    2)       группа «ищущих» героев – тех, кто разделён с народом сословными барьерами, воспитанием, но обладает способностью постичь нравственные основы народной жизни и соединиться с народом (Андрей Болконский и Пьер Безухов). Именно эти герои, как и Наташа Ростова, способны к внутренним изменениям, они показаны в развитии, «текучести» их характеров.

     

    Все образы действующих лиц выписаны Толстым с психологической достоверностью. Автор «Войны и мира», создавая образы своих любимых героев – Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, - показал их в развитии, в процессе духовного роста. Писатель проводит этих героев через множество испытаний. Андрей, Наташа, Пьер не лишены недостатков, они не раз ошибаются на своём жизненном пути: Наташа предаёт любовь Андрея, увлёкшись красавцем Анатолем Курагиным; князь Андрей, одержимый мечтой о наполеоновской славе, пренебрегает семьёй, а затем из-за своей гордыни разрывает отношения с Наташей («… я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу»), увлекается личностью Сперанского и участвует в работе комитетов, имитирующих деятельность на благо народа. Заблуждения, подъёмы и падения Пьера вызваны жаждой найти ответы на вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Выходом из душевного кризиса для любимых героев Толстого стало участие в войне 1812 года. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими», – размышляет Пьер. Страдания, испытанные после ранения, пробуждают в душе Андрея Болконского любовь и жалость ко всем людям, помогают ему простить Наташу и ощутить к ней духовную любовь. Наташа забывает о своих личных переживаниях в период испытаний, выпавших на долю её семьи (смерть Пети) и всего народа. Воплощая в образе Наташи женский идеал, автор в эпилоге показывает свою героиню сосредоточенной на заботе о детях и муже. Именно в роли жены, матери, хранительницы семейного очага видел писатель высшее предназначение женщины. Счастьем семейной жизни и материнства наделил Толстой и княжну Марью Болконскую, в которой на протяжении всего романа автор подчёркивал высокую духовность, способность к самопожертвованию во имя любви к людям (кстати, княжна Марья практически лишена недостатков, но при этом не возникает ощущения схематизма, нежизненности этого образа).

    Следует отметить, что авторы учебника литературы для 10 класса А.Н. Архангельский и Д.П. Бак предлагают свою классификацию персонажей эпопеи Толстого (который не противоречит предыдущему варианту):

    1)       «прожигатели жизни» (те, кто с точки зрения автора дальше всех стоит от правильного понимания мироустройства);

    2)       «вожди» (те, кто подобно Наполеону, думает, что управляет историей);

    3)       «мудрецы» (те, кто постиг правду жизни, понял, что следует довериться Провидению);

    4)       «обычные люди» (те, кто прислушивается к голосу своего сердца, но никуда не стремится);

    5)       «правдоискатели» (те, кто мучительно ищет истину);

    6)       Наташа Ростова (она обладает «лирическим» характером, «не удостоивает быть умной», постигая жизнь эмпирическим путём, одновременно близка к «мудрецам» и «простым людям»).

    [1] В литературоведении эпопеей называют произведение, в котором становление характеров главных героев осуществляется на широком национально-историческом фоне и в связи с решающими событиями общественной жизни (Краткая литературная энциклопедия. М., 1975, т.8, с.925-926).

    45. Тематическое разнообразие и широта проблематики романа «Война и мир»

     

    Жанр романа «Война и мир» – эпопея – предопределил проблемно-тематическое разнообразие этого произведения Л.Н. Толстого.

    Центральной темой произведения является 
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта