кцуваыва434. литература синергия учебник 2022. Литература 2й половины 19 в
Скачать 278.14 Kb.
|
48. Ф.М. Достоевский (1821 – 1881) Фёдору Михайловичу Достоевскому замечательный поэт Серебряного века Игорь Северянин посвятил стихотворение-медальон, в котором отразил самую главную черту личности и творчества этого писателя – гуманизм: Его улыбка – где он взял её? – Согрела всех мучительно влюблённых, Униженных, больных и оскорблённых Кошмарное земное бытиё. Угармонированное своё В падучей сердце – радость обречённых, Истерзанных и духом исступлённых – В целебное он превратил питьё. Все мукой опрокинутые лица, Все руки, принуждённые сложиться В крест на груди, все чтущие закон, Единый для живущих – Состраданье, Все чрез него познали оправданье, И человек – почти обожествлён! (1826) Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 г. в Москве. Его отец, участник войны 1812г., штаб-лекарь, был небогат и работал в Мариинской больнице для бедных. Там же, в одном из флигелей больницы, в казённой квартире жила многодетная семья Достоевских. Фёдор был вторым из семи детей. С самого детства он видел нищету, страдания, безвременные смерти бедняков, обращавшихся в больницу за помощью, – эти впечатления не могли не повлиять на формирование душевного склада будущего писателя: в его сердце рано вошло сочувствие к несчастным. Отец был очень строг с детьми, приучал обходиться малым, внушал, что жизнь жестока и тяжела. Мать была очень набожна, добра, хозяйственна и жизнерадостна; она происходила из купеческой семьи, но была образованна, начитанна. Родители старались дать сыновьям хорошее образование, поэтому во многом отказывал себе. В семье не только строго соблюдали православные каноны, но и ценили книгу, часто по вечерам читали вслух сочинения Карамзина, Жуковского, Пушкина, Гюго, Сервантеса, Гомера. В 1837 году погиб А.С.Пушкин, в 36-летнем возрасте умерла мать Ф.Достоевского, Мария Фёдоровна. Это стало двойным ударом для юноши. Отец отправил старших сыновей в Петербург, в военно-инженерное училище. Поступить удалось только Фёдору (старшего брата забраковала медкомиссия). Достоевский учился и жил в большой нужде, однако он крайне редко решался попросить денег у отца. Несмотря на своё далеко не блестящее материальное положение, Фёдор Достоевский, по воспоминаниям его однокурсников, не мог оставаться равнодушным к чужим страданиям, поэтому часто приводил домой встреченных на улице нищих, кормил их и с большим вниманием выслушивал историю их жизни. В 1839 году взбунтовавшиеся крестьяне деревеньки, которой владела семья Достоевских, убили Михаила Андреевича – так будущий писатель в 18 лет стал круглым сиротой. В 1844 г. Достоевский вышел в отставку, решив посвятить себя писательскому труду. Его первое произведение – «Бедные люди» (1845) – имело большой успех. В.Г.Белинский, прочитав роман, захотел познакомиться с автором. Вот как об этой встрече вспоминал сам Достоевский: «Да вы понимаете ль сами-то, – повторял он мне несколько раз и вскрикивая, по своему обыкновению, – что вы такое написали?.. Вы только непосредственным чутьем, как художник, это могли написать, но осмыслили ли вы сами-то эту страшную правду, на которую вы нам указали? Не может быть, чтобы вы в ваши двадцать лет уж это понимали». В «Бедных людях» Достоевский продолжил тему маленького человека, начатую А.С.Пушкиным. Показательно, что главный герой, Макар Девушкин, читает два произведения на эту тему: «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Симпатии Девушкина всецело на стороне Пушкина, который, в отличие от Гоголя, щадит своего героя и не демонстрирует читателю всей унизительности его нищеты. В этом эпизоде автор через монолог Макара Девушкина выражает свою позицию в вопросе о принципах художественного изображения жизни: изображать маленького человека, не высмеивая; пробуждать сочувствие к маленькому человеку, не осуждая его и не вызывая презрения к нему. Ф.М.Достоевский в молодости, будучи увлечённым идеями социалистов-утопистов о всеобщем счастье, посещал кружок Петрашевского.[1] Весной 1849 г. петрашевцы были арестованы. Вместе с другими Достоевский был заточён в Петропавловскую крепость, где провёл восемь месяцев. 22 декабря 1849 г. Фёдор Михайлович вместе с другими приговорёнными к смертной казни провёл самые страшные минуты своей жизни, которые позже он запечатлел в романе «Идиот». Первых трёх петрашевцев, одетых в саваны, поставили перед строем солдат. «Приговор был оглашен. Около 10 минут ожидания раскаяния приговоренных успехом не увенчались. Была отдана команда «К заряду!». В этот момент на плац ворвалась карета, из которой вышел офицер. Он объявил царское помилование» (Источник: http://www.calend.ru/event/4120/) В последнее мгновение казнь была заменена каторгой. Один из приговорённых, не выдержав этого трагифарса, сошёл с ума … Достоевский провёл на каторге[2] четыре года, после чего был отправлен рядовым солдатом на поселение в Семипалатинск. Свои впечатления о пережитом на каторге Фёдор Михайлович отобразил в «Записках из Мёртвого дома», в этом произведении Достоевский высказал мысль: «Человек есть существо, ко всему привыкающее … ». Каторжная жизнь, солдатская служба не сломили и не озлобили Достоевского. В 1856 году Достоевского произвели в офицеры, а в 1859 году писателю разрешили вернуться в центральную Россию. Ф.М. Достоевский к этому времени женился на вдове чиновника – Марии Дмитриевне Исаевой, вместе с ней и её сыном от первого брака Достоевский переехал в Тверь, а спустя некоторое время ему было разрешено вернуться в Петербург. Фёдор Михайлович вернулся к творчеству, но его жизнь очень сильно осложнялась постоянным безденежьем; сам Достоевский к этому времени был тяжело болен эпилепсией, его жена умирала от чахотки. Для революционно мыслящих людей Достоевский был окружён ореолом мученичества за идею. Однако сам писатель уже давно пересмотрел свои юношеские увлечения социализмом. Достоевский никогда не был убеждённым революционером, он воспринимал социалистические идеи сквозь призму христианства. Пребывание на каторге, в среде душегубов и воров, заставило Фёдора Михайловича оценить революционный путь как гибельный, неприемлемый для русского народа. Писатель осознал, что путь к человечности, божественной гармонии лежит не через внешние усовершенствования политической системы страны, а через духовное самосовершенствование, через внутренние изменения, которые могут произойти только под влиянием учения Христа, глубокой веры в Бога. В 1864г. 15 апреля умерла жена Ф.М. Достоевского, а 10 июля – его старший брат Михаил. Нравственные страдания усугублялись тяжёлым материальным положением писателя. Фёдор Михайлович взял на себя все долговые обязательства брата, заботу о его семье. Достоевский никогда не отличался практичностью.[3] Заработанные изнурительным трудом деньги писатель тратил на взрослого пасынка (сына первой жены) и многочисленных родственников, бывших на его иждивении. Чтобы выпутаться из долгов, Фёдор Михайлович заключил кабальный договор с издателем Ф. Стелловским. Он должен был в короткий срок написать новый роман. В противном случае Стелловский получал полное право на публикацию произведений писателя, а это значило, что ловкий книгоиздатель мог бы наживаться на продаже книг Достоевского, не выплачивая автору гонорара.[4] В 1866 году Достоевский по совету знакомых нанял стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая была горячей поклонницей его творчества. Работа пошла быстрее. Фёдор Михайлович одновременно писал два романа: до обеда диктовал роман «Игрок», вечером – «Преступление и наказание». Благодаря действенной помощи Анны Григорьевны Достоевский закончил свой труд в означенный срок. Взаимное уважение и любовь соединили 19-летнюю стенографистку и пожилого, прошедшего каторгу писателя. В 1867 году Достоевский и Анна Григорьевна повенчались. В лице юной жены Фёдор Михайлович обрёл единомышленницу и верную помощницу. Со временем Анне Григорьевне удалось рассчитаться со всеми долгами, оградить великого писателя от унизительного страха перед кредиторами, от заботы о хлебе насущном, создать благоприятные условия для жизни и творчества Фёдора Михайловича. Но главное – благодаря огромной любви и бесконечному терпению Анны Григорьевны Достоевскому удалось избавиться от страсти к рулетке и даже приглушить течение болезни – эпилепсии. «Надо мною великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет (или, лучше, со смерти брата, когда я вдруг был подавлен долгами); я все мечтал выиграть; мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено! Это был вполне последний раз. Веришь ли ты тому, Аня, что у меня теперь руки развязаны; я был связан игрой; я теперь буду об деле думать и не мечтать по целым ночам об игре, как бывало это», – писал Фёдор Михайлович жене в апреле 1871 года. Анна Григорьевна стала добрым ангелом, под заботливым крылом которого окончательно расцвёл талант великого писателя. После выхода в свет романов «Игрок» и «Преступление и наказание» (1866) появляется роман «Идиот» (1867), затем Достоевский создаёт произведения: «Бесы» (1871), «Подросток» (1874), «Кроткая» (1876), «Братья Карамазовы» (1879). Всем своим творчеством Фёдор Михайлович утверждал необходимость соблюдения нравственных законов, ценность человеческой жизни, человечность, он верил в высокое предназначение России. В своей речи на открытии памятника А.С. Пушкину в июне 1880 г. Фёдор Михайлович выразил мысль о «всепримиряющей» миссии русского народа: «Будущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовью всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное Слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону». В своём выступлении писатель блестяще обосновал непреходящую ценность пушкинского творческого наследия, «всечеловечность» А.С. Пушкина. Эта речь была последним публичным выступлением Достоевского. Через полгода великого писателя-гуманиста не стало. Поразительно, что Фёдор Михайлович знал о том, когда он умрёт. Он страдал, помимо эпилепсии, тяжёлым заболеванием лёгких, полученным на каторге. Однажды, после очередного приступа, несмотря на уверение врача, что нет причин для мрачных прогнозов, Фёдор Михайлович объявил, что хочет перед смертью исповедаться. Он принял предсмертное причастие, благословил детей, попросил прощения у жены… Ф.М. Достоевский оказался провидцем не только в области идей, литературного творчества, но и в отношении своей судьбы.[5] 9 февраля 1881 года Фёдора Михайловича не стало. Огромен вклад Ф.М. Достоевского не только в русскую литературу, но и в мировую культуру, что признавали крупнейшие писатели, философы и даже учёные.[6] Величайшей заслугой Ф.М. Достоевского была вера писателя в человека, умение разглядеть свет даже на дне пропасти, т.е. увидеть образ и подобие, искру Божию даже в тех людях, которые погрязли в грехе и кажутся безнадёжно погибшими. Ф.М. Достоевский обладал не только величайшим талантом писателя-психолога, но и провидческим даром: ещё в середине 19 века он своими произведениями предостерегал человечество о грозящих ему опасностях, к которым может привести торжество бесчеловечных идей – таких как идея «сверхчеловека»; идея «арифметического расчёта» и «разумного эгоизма», оправдывающая страдания одних людей как необходимую плату за процветание других. Творчество Достоевского, его боль за человека не утратили своей актуальности и в наши дни. [1] Кружок, руководимый М.В. Буташевичем-Петрашевским (1821-1866), был одним из центров общественно-литературного движения 40-х годов 19 века. В.Г. Белинский и А.И. Герцен, стоявшие во главе демократического и антикрепостнического движения, оказывали идейное влияние на все направления русской мысли, в том числе на кружок петрашевцев. Участников кружка объединяли ненависть к крепостничеству и угнетению человека, понимание социализма как всеобъемлющего учения, призванного «согласовать» общественное устройство с потребностями человеческой природы (при этом петрашевцы разделяли представление о близости социализма к христианству с его проповедью любви и братства), глубокая вера в силу знания («Знание есть основа могущества человека», - писали петрашевцы в «Карманном словаре иностранных слов», 1845), уверенность, что фундаментом познавательной деятельности человека является природа. В поисках путей изменения социального уклада Петрашевский и его единомышленники обращались к социально-утопическим теориям Ш. Фурье и А. Сен-Симона, а также к материалистической философии Л. Фейербаха. Фурьеристская проповедь «всеобщего счастья», как нельзя лучше отвечавшая стремлениям петрашевцев к отмене рабства, к общинному устройству деревни, в русских условиях приобретала революционный характер. Социально-утопические теории, а также влияние Белинского, особенно его «Письма к Гоголю», прочитанного Ф.М. Достоевским на одной из «пятниц» Петрашевского (15 апреля 1849 года), сказались на формировании литературно-эстетических взглядов участников кружка. Они исходили из признания общественной роли искусства и высокой миссии писателя, учителя общества, призывали к демократизации литературы, стремились сблизить ее с народной жизнью. С участием в кружке связаны социальные мотивы ранней прозы Достоевского («Бедные люди» и др.). (Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.5, М., 1968. http://www.hrono.ru/organ/rossiya/petrashevcy.php). [2] Фёдор Михайлович в письме брату Михаилу рассказывал о своей каторжной жизни: « … С каторжным народом я познакомился ещё в Тобольске и здесь в Омске расположился прожить с ними четыре года. Это народ грубый, раздраженный и озлобленный. Ненависть к дворянам превосходит у них все пределы, и потому нас, дворян, встретили они враждебно и с злобною радостию о нашем горе. Они бы нас съели, если б им дали. Впрочем, посуди, велика ли была защита, когда приходилось жить, пить-есть и спать с этими людьми несколько лет и когда даже некогда жаловаться, за бесчисленностию всевозможных оскорблений. <…> 150 врагов не могли устать в преследовании, это было им любо, развлечение, занятие <…> Жить нам было очень худо. Военная каторга тяжеле гражданской. Все четыре года я прожил безвыходно в остроге, за стенами, и выходил только на работу. Работа доставалась тяжелая, конечно не всегда, и я, случалось, выбивался из сил, в ненастье, в мокроту, в слякоть или зимою в нестерпимую стужу. Раз я провел часа четыре на экстренной работе, когда ртуть замерзла и было, может быть, градусов 40 морозу. Я ознобил себе ногу. Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме. Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стеклах на вершок льду. С потолков капель — всё сквозное. Нас как сельдей в бочонке. Затопят шестью поленами печку, тепла нет (в комнате лед едва оттаивал), а угар нестерпимый — и вот вся зима. Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескают водою. Поворотиться негде. Выйти за нуждой уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Все каторжные воняют как свиньи и говорят, что нельзя не делать свинства, дескать, «живой человек». Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь. Блох, и вшей, и тараканов четвериками. Зимою мы одеты в полушубках, часто сквернейших, которые почти не греют, а на ногах сапоги с короткими голяшками — изволь ходить по морозу. Есть давали нам хлеба и щи, в которых полагалось ¼ фунта говядины на человека; но говядину кладут рубленую, и я её никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен. <…> Я часто лежал больной в госпитале. От расстройства нервов у меня случилась падучая, но, впрочем, бывает редко, ещё есть у меня ревматизмы в ногах. Кроме этого, я чувствую себя довольно здорово. Прибавь ко всем этим приятностям почти невозможность иметь книгу, что достанешь, то читать украдкой, вечную вражду и ссору кругом себя, брань, крик, шум, гам, всегда под конвоем, никогда один, и это четыре года без перемены, — право, можно простить, если скажешь, что было худо. Кроме того, всегда висящая на носу ответственность, кандалы и полное стеснение духа, и вот образ моего житья-бытья. Что сделалось с моей душой, с моими верованиями, с моим умом и сердцем в эти четыре года — не скажу тебе. Долго рассказывать. Но вечное сосредоточение в самом себе, куда я убегал от горькой действительности, принесло свои плоды … ». [3] «Федор Михайлович был человеком беспредельной доброты. Он проявлял ее в отношении не одних лишь близких ему лиц, но и всех, о несчастии, неудаче или беде которых ему приходилось слышать. Его не надо было просить, он сам шел со своею помощью. Имея влиятельных друзей (К.П. Победоносцева, Т.И. Филиппова, И.А. Вышнеградского), муж пользовался их влиянием, чтобы помочь чужой беде. Скольких стариков и старух поместил он в богадельни, скольких детей устроил в приют, скольких неудачников определил на места. А сколько приходилось ему читать и исправлять чужих рукописей, сколько выслушивать откровенных признаний и давать советы в самых интимных делах. Он не жалел своего времени, ни своих сил, если мог оказать ближнему какую-либо услугу. Помогал он и деньгами, а если их не было, ставил свою подпись на векселях и, случалось, платился за это. Доброта Федора Михайловича шла иногда вразрез с интересами нашей семьи, и я подчас досадовала, зачем он так бесконечно добр, но я не могла не приходить в восхищение, видя, какое счастье для него представляет возможность сделать какое-либо доброе дело». (А.Г. Достоевская. «Воспоминания» http://www.azlib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0610.shtml). [4] « … в контракте нашем была статья, — рассказывал Достоевский в письме к А. В. Корвин-Круковской от 17 июня 1866 г., — по которой я ему обещаю для его издания приготовить роман, не менее 12-ти печатных листов, и если не доставлю к 1-му ноября 1866 г. (последний срок), то волен он, Стелловский, в продолжение девяти лет издавать даром, и как вздумается, всё, что я ни напишу, безо всякого мне вознаграждения» (http://www.rvb.ru/dostoevski/02comm/26.htm). [5] ««Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой?» - спросила я, наклонившись к нему. «Знаешь, Аня, - сказал Федор Михайлович полушепотом, - я уже три часа как не сплю и все думаю, и только теперь сознаю ясно, что я сегодня умру ... » «Голубчик мой, зачем ты это думаешь, - говорила я в страшном беспокойстве, - ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет ... Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя ... » «Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие». Он сам открыл святую книгу и просил прочесть; открылось Евангелие от Матфея, глава 3, ст. 14-15. («Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ... ) «Ты слышишь - «не удерживай», - значит, я умру, - сказал муж и закрыл книгу ... » Около 7 часов вечера кровотечение возобновилось и в восемь часов тридцать восемь минут Ф.М. Достоевский скончался» (А.Г. Достоевская. «Воспоминания»). [6] Например, Альберт Эйнштейн так оценил влияние творчества Фёдора Михайловича Достоевского на его научные взгляды: «Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс». 49. «Преступление и наказание» как социально-психологический роман Замысел. 9 октября 1859 года Фёдор Михайлович Достоевский писал брату Михаилу из Твери о том, что в декабре приступит к созданию романа, который Достоевский задумал ещё на каторге, «лёжа на нарах». «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман», – признавался писатель. «Преступление и наказание» было задумано в форме исповеди, но в декабре 1859 г. произведение так и не было начато. Вынашивание замысла продолжалось 6 лет. За это время были написаны «Униженные и оскорблённые», «Записки из Мёртвого дома», «Записки из подполья». Главные темы этих произведений: тема бедных людей, тема бунта и тема героя-индивидуалиста – синтезировались потом в «Преступлении и наказании». В конце июля 1865 года Достоевский выехал за границу. Там, в Висбадене, в отеле, без средств к существованию Фёдор Михайлович приступает к будущему роману. Пока автор называет своё произведение повестью. В сентябре 1865г. в письме к М.Н.Каткову Достоевский излагает свою «программу»: «Это психологический отчёт одного преступления… Молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живёт?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить её, обобрать, с тем чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру… от сластолюбивых притязаний главы … помещичьего семейства… - докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» - чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы. …ему – совершенно случайным образом – удаётся совершить своё предприятие и скоро, и удачно. Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё, убили убеждения… Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить своё дело … В повести моей есть, кроме того, намёк на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует». В июне 1865г. Достоевский написал роман «Пьяненькие», который так и не был опубликован. Его сюжет впоследствии вошёл в «Преступление и наказание» как история семейства Мармеладовых. Итак, по авторскому замыслу, произведение «Преступление и наказание» должно было включить в себя: 1)преступление и его причины; 2)действие преступления на душу преступника. Эта особенность романа выразилась и в названии романа, и в его структуре: из шести частей только одна посвящена описанию подготовки и совершения преступления, а остальные части показывают влияние преступления на душу Раскольникова и процесс изживания им своего преступления. В ноябре 1865 года автор сжигает первоначальную редакцию романа и отказывается от формы исповеди. Лишь в середине декабря в журнале «Русский вестник» появились первые главы романа; первая часть была завершена в январе 1866 года, вторая – в феврале. Обусловленность жанра «Преступления и наказания» проблематикой произведения. Поставив перед собой цель – создать «психологический отчёт» преступления, Ф.М.Достоевский тем самым определил жанровую специфику «Преступления и наказания». Безусловно, это психологический роман, т.к. в центре внимания автора находится внутренний мир его героя. Выступая как тонкий психолог, писатель показывает нам все этапы вызревания в сознании Раскольникова преступного замысла, показывает, с какой иезуитскою ловкостью герой находит всё новые аргументы в защиту своей теории даже тогда, когда всё его существо противится преступлению. Уже убив старуху и тем самым, будто ножницами, отрезав себя от остальных людей, Раскольников продолжает убеждать себя, что его «идея» безупречна. Достоевский сталкивает в сознании своего главного героя идею любви к людям и идею презрения к ним. При этом Раскольников соединяет в себе обе эти идеи. Неслучайно его приятель Разумихин замечает, что в Родионе «два противоположных характера поочерёдно сменяются». В Раскольникове борются совесть и разум. Совесть – это нравственный закон, изначально, с рождения, данный человеку. Нравственный закон должен победить – не случайно в черновике писателя имеется запись: «Есть один закон – закон нравственный». Однако такая противоречивая личность, как Раскольников, могла прийти к признанию нравственного закона, вернуться к Христу только через любовь женщины, способной полюбить и пожалеть преступника. По мнению Достоевского, Раскольников не примет ни юридического суда, ни суда собственной совести. Лишь один суд он примет – «высший суд», суд Сони Мармеладовой, представительницы «униженных и оскорблённых», которые всегда страдали, с тех пор как земля стоит ... С другой стороны, хотя преступление Раскольникова является «идеологическим», проверяющим верность теоретических изысканий и расчётов Родиона, сама его «теория» имеет социальную подоплёку: социальная несправедливость, свидетелем и жертвой которой становится нищий студент, подталкивает его к индивидуалистическому бунту. Раскольников не соглашается быть в составе того «процента», который должен погибнуть, чтобы остальным хорошо жилось. Привлекая внимание читателя к трагическим судьбам семьи Мармеладовых, сестры и матери Раскольникова, безымянных жертв несправедливого общественного устройства, автор придаёт остросоциальное звучание своему произведению. Таким образом, «Преступление и наказание» можно назвать социально-психологическим романом. 50. Система авторских опровержений идеи Раскольникова Бесчеловечная «теория». Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников, ещё будучи студентом, написал статью, в которой высказал мысль о том, что человечество делится на «властелинов», «героев», которые влияют на ход истории, совершают «великие» поступки, и всех остальных людей, являющихся «средством», «материалом» для реализации великих замыслов. «Властелины» «право имеют» «разрешать кровь по совести», они развязывают войны, губят тысячи людей, совершают чудовищные преступления, но человечество ставит им памятники. Все остальные – это пушечное мясо, «твари дрожащие», никаких прав не имеющие; их удел – влачить жалкое существование и продолжать род человеческий, чтобы у «властелинов» было вдоволь человеческого «материала» для осуществления «великих» замыслов. Эту чудовищную «теорию» Раскольников вывел, изучая историю человечества, полную войн и страданий народов. Окружающая действительность способствует подтверждению «идеи»: Родион становится свидетелем нищеты, унижений, страданий и смерти простых людей, страдает от нищеты и унижений он сам, страдают его мать и сестра Дуня; к тому же Раскольников, видимо, был знаком с популярной в середине 19 века теорией «естественного отбора», вульгарно перенесённой на человеческое общество: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год ... куда-то ... к черту, должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, научные. Сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего. Вот если бы другое слово, ну тогда ... было бы, может быть, беспокойнее ... А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!.. Не в тот, так в другой?...» Все эти причины побудили Раскольникова задаться вопросом: а к какой категории человечества относится он сам? Неужели и он – «тварь дрожащая»?.. Итак, Родион Раскольников совершает преступление – убийство старухи-процентщицы под влиянием целого комплекса мотивов, главным среди которых было выяснение вопроса: «тварь ли я дрожащая или право имею?». Идея романа. Ф.М.Достоевский, по его собственному признанию, создавал роман с одной целью – убедить читателя в непреложности заповеди Иисуса Христа «НЕ УБИЙ». Идея «Преступления и наказания» – это идея неприкосновенности и святости любой человеческой личности; самый низкий и самый преступный человек – такая же бесконечная ценность, как и самый благородный человек; свята всякая личность без различия, ибо от высоконравственного человека до злодея существует бесчисленное множество незаметных переходов: на какой же ступени личность становится священной? Или все личности священны, или никакая из них. (По материалам: С.В. Белов. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. - М.: Просвещение, 1984; Карякин Ю.Ф.– Самообман Раскольникова. Роман. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Москва, 1976 г.) Опровержение «теории». Чтобы убедительней опровергнуть идею Раскольникова, автор убирает с его пути все препятствия. Ничто не помешало герою совершить преступление, никто его не заподозрил – казалось бы, теперь, когда в его руках оказались материальные средства, Родион мог бы реализовать все свои планы: помочь сестре и матери, закончить обучение в университете и потом совершить «тысячу добрых дел», чтобы загладить одну «неловкость» (так охарактеризовал Раскольников своё преступление). Однако именно в этот момент и наступает расплата за содеянное: 1. Мучительное ощущение разъединения со всем человечеством. 2. Гибель матери, не перенёсшей разлуки с сыном. 3. Всенародное осмеяние и осуждение (смех Настасьи в ответ на слова Родиона о его «работе» - «думанье»; осмеяние толпой на Сенной площади во время коленопреклонения; неприятие и осуждение «теории» Соней; ненависть к Раскольникову каторжан). 4. Каторга как юридическое наказание и очистительное страдание. Ф.М.Достоевский выстраивает цепочку опровержений «теории» Раскольникова: 1. Автор показывает «недодуманность» «теории»: а) к какому разряду – «властелинов» или «тварей дрожащих» – следует Раскольникову отнести его мать и сестру? – понятно, что эти женщины неспособны на преступление, – значит ли тогда, что они «низшие» существа? Если это так, то получается, что Раскольников должен презирать их, а он их боготворит, ради них готов пойти на многое; б) захотят ли мать и сестра воспользоваться «результатами» преступления? – об этом Раскольников не подумал или не захотел подумать, т.к. ответ очевиден; в) тщательно продумав само преступление, Родион не разработал даже приблизительного плана дальнейших своих «шагов», словно бы это его вовсе не интересовало. 2. Несоответствие замысла результату: а) замысел: убить никчёмную старуху, чтобы самому встать на ноги, «сделать первые шаги», избавить мать и сестру от унижений и нищеты, осчастливить своей деятельностью всё человечество; результат: собственные душевные страдания, страдания близких, гибель матери. б) замысел: доказать себе, что он принадлежит к «высшему» разряду людей; результат: оказался «рядом», «на одной доске» с теми, кого ненавидел, – с Лужиным и Свидригайловым, которые являются двойниками Раскольникова: Лужин проповедует теорию разумного эгоизма, основанную на арифметическом расчёте (Раскольников тоже пользуется арифметикой: одно убийство – и тысяча добрых дел, вредная старушонка – и всё человечество), Свидригайлов проповедует вседозволенность, совершает гнусные поступки и не терзается муками совести (Раскольников, причислив себя к наполеонам, тоже «позволяет» себе «разрешить кровь по совести»). 3. «Поединки» со следователем Порфирием Петровичем, который, по теории Раскольникова, относится к «тварям дрожащим», однако оказывается способным понять мотивы преступления и даже дать Раскольникову совет – «станьте солнцем, вас все и увидят». 4. Сны Раскольникова: а) 1 и 3 сон содержат идею о бессмысленности преступления как индивидуалистического бунта; б) 2 и 3 сон: за преступлением непременно следует наказание; в) 4-й сон в эпилоге романа – аллегория, раскрывающая антигуманистический, преступный характер идеи Раскольникова. 5. Мастерство писателя – психологическая выверенность, точность в изображении внутреннего состояния героя, «шаткости» его сознания, точек пересечения «безобразной» идеи Раскольникова и «житейской мудрости» Лужина и Свидригайлова. Как видим, Ф.М.Достоевский мастерски создаёт стройную систему опровержений теории Раскольникова исключительно художественными средствами, не прибегая к публицистике, нигде напрямую не высказывая свою позицию, и такой путь оправдывает себя: не только читатель, но и сам герой романа приходит к осознанию ценности человеческой жизни и её смысла, а также основного закона жизни, о котором Достоевский высказался так: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты… Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание… приобретается опытом pro и contra, которые нужно перетащить на себе». (По материалам: Е.И. Богомолова, Т.К. Жаров, М.М. Кедрова «Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учеб. пособие. – М., Высш. Школа, 1982. – 367 с.) 51. Стиль автора. Художественное своеобразие романа «Преступление и наказание». Композиционные особенности романа. Каждая из шести частей построена по степени нарастания напряжённости действия (принцип градации). Роман композиционно близок к лирическому рассказу – дневнику, исповеди (вспомним исповеди Мармеладова и Свидригайлова перед Раскольниковым, Раскольникова перед Соней, письмо Пульхерии Александровны и др.). Раскольников является композиционным центром романа: он участник большинства сцен романа, все события даются через восприятие их самим героем. Все сюжетные линии связаны с Раскольниковым и работают на создание его образа. Раскольников – это ещё и композиционный центр системы образов романа: судьба каждого героя является воплощением одного из вариантов судьбы самого Раскольникова, реализация его борющихся мыслей.[1] Во всех шести частях романа сюжетные линии постепенно исчерпываются, и Раскольников остаётся с двумя героями – Соней и Свидригайловым – со своим добром и злом. После смерти Свидригайлова зло из жизни героя уходит. Являясь социально-психологическим романом (так как в нём изображена жизнь общества и исследована психология героев с расщеплённым сознанием – Раскольникова, Мармеладова, Свидригайлова), «Преступление и наказание» тяготеет к драматургии: 1) действие отличается высокой напряжённостью, т.к. охватывает переломные моменты жизни героев; 2) при этом романное действие предельно сконцентрировано (все события укладываются в 11 дней); 3) организация речи в романе аналогична драматургической, в которой большое значение имеют ключевые слова, диалоги и монологи, внутренние монологи, при этом авторские пояснения лаконичны и напоминают ремарки. Достоевский показывает своего героя – Родиона Романовича Раскольникова – как личность значительную, вызывающую сострадание, несмотря на совершённое преступление. Автор развенчивает теорию, а не человека. Во-первых, стремясь к объективному изображению Раскольникова, писатель даёт ему характеристику от лица «положительных» героев романа – Разумихина, Дуни, матери, Сони, следователя Порфирия Петровича. В их оценке Раскольников – потенциальный «человек-солнце». Во-вторых, автор показывает душевные страдания Раскольникова как свидетельство того, что его герой ещё не окончательно погиб нравственно, а значит – способен к духовному возрождению. Художественное пространство. В художественном мире Достоевского художественное место, обстановка, природа составляют с героями единое целое, внешнее пространство является отражением внутреннего, ментального и наборот. Мир, окружающий человека, изображается писателем как часть души этого человека, влияет на его поступки. Петербург – не только место преступления, но и соучастник. Краткие описания города в романе представляют собой почти театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы почувствовать «духовный пейзаж» Петербурга Достоевского. Петербург так же двойствен, как и Раскольников: с одной стороны – «отвратительный и грустный колорит» Сенной площади, с другой – «великолепная панорама» Невы. В душе Раскольникова так же «холодно, темно и сыро», как в Петербурге. Жилища героев Достоевского выполняют функцию отражения сознания этого человека. В убогой каморке Раскольникова[2] не могли не зародиться страшные мысли; в проходной комнатке Мармеладовых, открытой бесцеремонным любопытствующим взглядам соседей, не могло сохраниться что-либо заветное, не могла остаться неприкосновенной честь семьи. Портрет героев «Преступления и наказания». Глубоко психологичен портрет героев Достоевского. Описание внешности никогда не бывает случайным, всегда служит для раскрытия «идеи», характера того или иного персонажа. Автор, создавая образы своих героев, использует как монографический, подробный портрет (например, описание Лужина), так и фрагментарный, «осколочный». Причём чем более насыщенной, подвижной является внутренняя жизнь героя, тем менее развёрнуто описание его внешности. Таков портрет Родиона Раскольникова: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен», – здесь показательно слово «кстати»: автор словно бы спохватился, что забыл описать внешность своего героя, и затем «скороговоркой» (очень лаконично), мимоходом, как нечто несущественное, отметил общие черты Раскольникова. Однако в этом схематичном описании имеются слова, несущие авторскую оценку: «замечательно хорош», «прекрасные глаза». Глаза у героев Достоевского отражают их внутреннюю сущность; писатель изображает не столько их внешние признаки, сколько их выражение, взгляд (вспомним «разговор глазами»,[3] произошедший между Раскольниковым и Разумихиным: «Раскольников поджидал его в конце коридора. – Я так и знал, что ты выбежишь, – сказал он. – Воротись к ним и будь с ними... Будь и завтра у них.. и всегда. Я... может, приду... если можно. Прощай! И, не протягивая руки, он пошел от него. – Да куда ты? Что ты? Да что с тобой? Да разве можно так!.. – бормотал совсем потерявшийся Разумихин. Раскольников остановился еще раз. – Раз навсегда: никогда ни о чем меня не спрашивай. Нечего мне тебе отвечать... Не приходи ко мне. Может, я и приду сюда... Оставь меня, а их... не оставь. Понимаешь меня? В коридоре было темно; они стояли возле лампы. С минуту они смотрели друг на друга молча. Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними ... Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятое с обеих сторон ... Разумихин побледнел как мертвец. – Понимаешь теперь?.. – сказал вдруг Раскольников с болезненно искривившимся лицом. – Воротись, ступай к ним, – прибавил он вдруг и, быстро повернувшись, пошел из дому...»). Символические образы, детали. Художественная деталь – важнейшее изобразительно-выразительное средство в творчестве Достоевского. Таков образ петербургской жары. Отсутствие свежего воздуха, духота, вонь – эта характеристика жизненного пространства одновременно является и характеристикой самой жизни бедных людей, а также – удушающей атмосферы преступления. Неслучайно Раскольников ощущает недостаток воздуха, а легче ему становится дышать только тогда, когда он пытается отказаться от готовящегося преступления.[4] Символичен образ лестницы. Исследовательница творчества Достоевского Лесли Даунер в своём труде «Раскольников в поисках души» указывает, что Раскольников 48 раз в течение романа поднимается и спускается по лестнице. На лестнице герой переживает моменты высочайшего душевного напряжения колебаний от зла к добру и обратно. Ключевые слова романа – нерешимость, разрешение, неразрешимо, нерешённое, не решаться, нерешительно, решение, решено – характеризуют это произведение как «роман неразрешимых ситуаций и роковых, чреватых трагическими последствиями решений» (В.В. Кожинов). Атмосфера неожиданности, неопределённости передаётся в романе 150-кратным повторением слова странный (В.Н. Топоров). Среди символических образов и деталей романа следует отметить солнце – символ жизни, воскрешения героя; закат – знак рокового часа, когда замышляются или совершаются решающие действия. Роману присуща символика цвета, чисел и имён. Многие исследователи указывают, что преобладающим в романе является жёлтый цвет и его оттенки (цвет обоев, цвет мебели, воды, камня в перстне Порфирия Петровича и т.д.); жёлтый цвет в романе – символ психической неустойчивости, уныния, угнетённого состояния. К символическим можно отнести числа: 11 (в 11 часов Раскольников выходит из дома, около 11-ти приходит к Соне, в 11 посещает следователя) – евангельский час, знак того, что ещё не поздно сбросить с себя наваждение; 3 – фольклорное число и евангельское (Марфа Петровна оставила Дуне 3 тысячи рублей, Раскольников 3 раза ударил, трижды позвонил, 3 окна в комнате Сони, трижды «приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову, Разумихин ждёт пробуждения Раскольникова 3 часа, 3 встречи со следователем, 3 билета вручает Свидригайлов Соне, в 3-х шагах стреляет Дуня в Свидригайлова, Соня вынесла для отца 30 копеек, отдала Катерине Ивановне 30 целковых, Марфа Петровна выплатила за Свидригайлова 30 тысяч); 4 (квартира старухи, комната Мармеладовых, полицейская контора на 4-м этаже, украденные вещи прячет Раскольников во дворе, где строится 4-этажный дом, история о Лазаре в четвёртом Евангелии) и т.д. Неслучайны имена героев. Мать Раскольникова – Пульхерия Александровна – «прекрасная защитница», Соня – «мудрая», «смиренномудрая», «мудрая сердцем»; Екатерина – «чистая» (она действительно гордится своей «чистотой» – дворянским происхождением, в телесной чистоте пытается содержать семью и потому целыми днями стирает), Семён («услышанный Богом») Захарович (Захар – «Бог вспомнил») Мармеладов – имя с горько-ироническим смыслом, фамилия Раскольников символизирует «раскол, расщепление» сознания этого героя, некоторые исследователи трактуют имя главного героя «Преступления и наказания» как «раскол» (Раскольников) «родины» (Родион) «Романовых (Романович). Язык произведения. Существует мнение, что язык Достоевского проигрывает в живописности языку Толстого или Тургенева, однако подобное сравнение авторских стилей недостаточно корректно. Ф.М. Достоевский не стремится к «живописанию», его стиль обусловлен несколько иными художественными задачами: для автора «Преступления и наказания» главным предметом изображения является душа человека, его сознание и подсознание – они не принадлежат внешнему миру, элементы которого воспринимаются визуально. Психологическое состояние человека не имеет визуальных признаков – цвета, формы, объёмов. Достоевский, в отличие от Л. Толстого и И.С. Тургенева, активно использует такие изобразительные средства, как часто меняющийся ритм речи, незаметные на первый взгляд ускорения и замедления, повышения и понижения тона, паузы, что позволяет читателю ощутить невидимое движение жизни, душевное состояние героев; также этому способствует психологическая неустойчивость, нервность и прерывистость речи. Персонажи, как и сам автор, используют множество оговорок, уступительных предложений, слов «как будто», «вдруг», «впрочем», «как-то», «хотя» и др.. У каждого героя «Преступления и наказания» свой, индивидуальный, язык. Например, раздвоение сознания Раскольникова передано автором через прерывистость речи героя, неблагообразие её слога, дисгармонию синтаксиса, контраст между внешней формой речи и внутренней. Вообще следует отметить, что речь писателя льётся плавно лишь в той части романа, когда к Раскольникову приходит состояние духовного прозрения, – в эпилоге. Таковы наиболее яркие художественные особенности романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». [1] «Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает в себе частичку его личности. Достоевский плетет сеть двойников вокруг Раскольникова, не оставляя его ни на минуту наедине с собой. Вот Раскольников склонился к замочной скважине, а с другой стороны двери зеркальным отражением стоит жертва — старуха процентщица. Вот убийца приходит в контору и видит писца, в котором отражается он сам — «особо взъерошенный человек с неподвижной идеей во взгляде». Раскольников обречён сталкиваться с людьми-призраками, которые высказывают ему его же мысли (Свидригайлов), демонстрируют ему его же судьбу (Соня), предупреждают его поступки (девушка, бросившаяся с моста). Весь мир сгущается в одну точку, и эта точка — Раскольников, человек-вселенная. Однако вселенная эта распалась на бессмысленные осколки. Они все здесь — в душе Раскольников, но он не может собрать их воедино. Его вселенная лишена целостности, лишена смысла, пока он не откроет высший закон, высшую истину, по которым строятся вселенные. Пока он не выслушает приговор, который вынесет сам себе». (http://lib.ru/PROZA/WAJLGENIS/literatura.txt). [2] «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье». (http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml). [3] По этому поводу А.Блок сказал: «Всем памятны у Достоевского встречи глаз, в которых обозначается тайна». [4] «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я всё же равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!.. Чего же, чего же и до сих пор ... ». Он встал на ноги, в удивлении осмотрелся кругом, как бы дивясь и тому, что зашел сюда, и пошел на Т-в мост. Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче». (http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml). 52. Н.С. Лесков «Очарованный странник» Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) создал повесть «Очарованный странник» в 1872—1873 гг. Жанрово-композиционное своеобразие повести. Это произведение написано на пересечении нескольких жанров: былины, авантюрного романа, жития, «хождения». Повесть «Очарованный странник» состоит из 20 глав, первая из которых играет экспозиционную роль, в остальных главах содержатся автономные, сюжетно завершённые эпизоды, в которых без соблюдения хронологической последовательности переданы отдельные фрагменты биографии героя (так строились жития и авантюрные, т.е. приключенческие, романы): 1) спасение Флягиным семьи графа К.; 2) наказание (за месть графининой кошке, съевшей флягинских голубей), порка и бегство от графа; 3) служба в «няньках» и бегство с матерью ребенка и ее любовником; 4) поединок с Савакиреем и уход в степь; 5) возвращение в Россию; 6) служба при князе, история с Грушенькой; 7) солдатская служба; 8) скитания и приход в монастырь; 9) жизнь в монастыре. Повесть «Очарованный странник» представляет собой рассказ в рассказе. Все эпизоды рассказаны самим героем, однако в повести есть, кроме Флягина, ещё один повествователь – путешественник, плывущий на пароходе по Ладожскому озеру. Благодаря наличию этого героя, своим рассказом обрамляющего повествование «очарованного» странника, читатель может увидеть события не только с позиций народных представлений, но и в восприятии и оценке образованной личности, «человека цивилизации». |