кцуваыва434. литература синергия учебник 2022. Литература 2й половины 19 в
Скачать 278.14 Kb.
|
Тематика и проблематика произведения. В повести «Очарованный странник» соединены темы родной земли, богатырства, праведничества (видимо, отнюдь не случайно эта повесть включена Лесковым в цикл произведений о русских праведниках). Также для повести характерно многообразие мотивов: мотивы рождения по молитве родителей, предопределенности,вещего сна,искушения бесами, искупления греха, пути. Все темы и мотивы повести связаны с центральной проблемой в произведении – проблемой русского национального характера.[1] Фабула и сюжет повести. Важной особенностью произведения является отсутствие единой сюжетной линии. В каждом эпизоде имеется свой «микросюжет».[2] Главный герой повести, Иван Северьяныч Флягин, совершив два убийства (одно из озорства – убийство монаха, другое – по просьбе самой жертвы – цыганки Грушеньки), раскаялся в грехе и странствует по свету в поисках искупления своей вины. Смерть Грушеньки его всего «зачеркнула», потрясла. Желая «за неё отстрадать и её из ада выручить», Иван Флягин добровольно отправился в солдаты вместо крестьянина-рекрута, попросился в действующую армию на Кавказ. Жизнь Флягина полна приключений: ему привелось быть крепостным, форейтором, дворовым графа К.; нянькой – «смотрителем» при малолетнем ребенке; невольником в татарских кочевьях; объездчиком лошадей; солдатом, участником войны на Кавказе; актером в петербургском балагане; справщиком столичного адресного стола; послушником в монастыре. Свой уход в монастырь Иван Флягин расценивает как предопределение судьбы, однако внутренний голос подсказывает Ивану, что послушничество – это всего лишь очередное, но не окончательное его состояние: герой чувствует, что ему «скоро надо будет воевать» и, может быть, «помереть за народ». Образ главного героя повести. Иван Северьяныч Флягин — «сквозной» герой, проходящий через все эпизоды произведения. Иван Флягин подобен сказочным и былинным героям, проходящим через разные испытания. Флягин так же силён, как древнерусские богатыри, так же искусно обращается с лошадьми, даже бранит коня на сказочный манер: «Ну, тут я вижу, что он [конь] пардону просит, поскорее с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: «Стой, собачье мясо, песья снедь!» – да как дерну его книзу – он на колени и пал … ». Повествователь подчёркивает портретное сходство Флягина с богатырём: «Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К. Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптишках по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор»». Подобно героям народного эпоса, Иван Флягин ищет смысл в жизни и своё место в ней. Флягину свойственна, по замечанию рассказчика, «откровенность простой души», он отличается детским простодушием, тонко чувствует красоту природы. Однако, вместе с тем, «очарованный» странник, в отличие от цивилизованного человека, довольно чёрств: он не понимает, почему ужасаются слушатели, которым он рассказывает о состязании с «татарином», которого Флягин засёк до смерти. Жестокость Ивана проявляется в его «мести» кошке, ограниченность его сознания видна в отношении к собственным детям (Флягин не признаёт их своими, потому что они некрещёные). В этом герое уживаются противоположные, антагонистичные черты: бессмысленная жестокость – и доходящая до самопожертвования доброта; импульсивность, вспыльчивость – и терпение; подверженность страстям «неправедным» – и интуитивное чувство правды, бескомпромиссность в ее отстаивании. Автор показывает процесс вытеснения из души героя низменных, животных инстинктов высокими духовными мотивами: странствуя по необъятным просторам Руси, Иван Северьяныч движется от собственного эгоизма к пониманию нужд других людей и готовности пострадать за них.Важно отметить, что главный герой ещё не может быть назван праведником, он только становится на путь, приближающий его к праведной жизни. В образе Ивана Флягина нашли своё воплощение черты русского национального характера,[3] соединяющего в себе все его темные и светлые стороны. Художественное своеобразие повести. К художественным особенностям повести «Очарованный странник» относится сказовая форма повествования, которая позволяет объективно раскрыть внутренний мир Ивана Северьяныча. Автор создаёт имитацию устного рассказа, наделяя речь повествователя характерологическими чертами. Как известно, речь рассказчика – главное средство создания его образа. Так как Иван Флягин – человек из народа, то в его речи органично соединяются просторечия и прибаутки, диалектизмы и элементы народной поэзии. Кроме того, на речь героя накладывает отпечаток среда, в которой он находится. Индивидуализирована речь не только главного героя повести, но и всех других персонажей. Художественное пространство повести отражает необъятность просторов России: оно охватывает и казахскую степь, и Петербург, и Кавказ, и Соловки с Белым морем, что напрямую ассоциируется с широтой и беспредельными возможностями натуры русского человека. Смысл названия повести – в предопределённости свыше, «зачарованности» судьбы главного героя: помимо его воли, этот русский человек странствует по земле в поисках своего предназначения. Смысл жизни открывается ему постепенно, через смутное предчувствие, что жизнь в монастыре – это всего лишь очередной этап, за которым последует самое главное – служение своему народу. [1] Небезызвестно, что свой цикл «Праведники», в который вошла и повесть «Очарованный странник», Н.С.Лесков создал как ответ на заявление писателя Писемского о том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. [2] Литературовед Н. К. Михайловский указывал, что единой «фабулы в повести, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы на нитку. <...> Каждая бусина сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на эту же нитку» (Михайловский Н. К. Литературные очерки // Русское богатство. 1887. № 6. С. 97). [3] Уже в начале 20 века один из героев рассказа И.Бунина «Деревня» так охарактеризует русский национальный характер: «Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона, — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев». Такой взгляд на русского человека был присущ многим представителям русской интеллигенции. 53. Литература конца XIX – начала XX века Рубеж XIX – XX веков (1890 – 1910-е годы) ознаменовался бурным расцветом науки, техники и – созданием оружия массового поражения, социальными катаклизмами.[1] Пошатнулась вера людей в Бога, в возможность достижения мировой гармонии, в ценность отдельной личности; человек ощутил себя песчинкой, щепкой в водовороте событий. Катастрофичность бытия породила катастрофичность, разомкнутость сознания. В конце 19 века в Западной Европе, а затем и в России широкое распространение получили идеи Фридриха Ницше, провозгласившего гибель христианской морали и неизбежность появления «сверхчеловека», находящегося «по ту сторону добра и зла». Все эти события не могли не отразиться на мировоззрении деятелей культуры, в том числе литераторов. Деструктивные процессы, разворачивающиеся в сознании людей, привели к пересмотру традиционных ценностей. Писатель уже не мыслился как пророк, а литература – как учебник жизни. Главной целью искусства (не только западноевропейского, но и русского) стало не пробуждение «чувств добрых» в сердцах читателей, а самовыражение художника. Поэт Иннокентий Анненский охарактеризовал состояние современной ему литературы через сравнение с литературой Золотого века: «Старым мастерам» было присуще «чувство гармонии между элементарной человеческой душой и природой», а теперь «мелькает «я», которое хотело бы стать целым миром, раствориться, разлиться, в нём, «я» – замученное сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования». Вместе с тем, рубеж XIX – XX веков ознаменовался «религиозным ренессансом». Религиозные философы Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Розанов, П.Флоренский, Д.Мережковский и др. противопоставили проповедям классовой ненависти христианские ценности: Добро, Любовь, Красоту. Религиозные мыслители и ряд писателей (Б.Зайцев, И.Шмелёв, А.Ремизов и др.) пытались найти в учении Христа путь к спасению отчуждённого от вечных ценностей человечества. Русская литература всегда выполняла великую духовную миссию, провозглашённую А.С.Пушкиным – «глаголом жечь сердца людей». В конце 19 столетия ещё были живы крупнейшие представители Золотого века русской литературы: М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889), И.А. Гончаров (1812 – 1891), А.Н. Островский (1823 – 1886), А.А. Фет (1820 – 1892), Н.С. Лесков (1831 – 1895), Л.Н. Толстой (1828 – 1910). Однако реализм как творческий метод был уже исчерпан. Жизнь, стремительно менявшаяся, требовала новых форм искусства... Даже те авторы, которые бережно восприняли традиции русской классической литературы, вели интенсивный творческий поиск. Принято считать реалистами А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, Л. Андреева, М. Горького, однако в их произведениях по-новому проявляется соотношение объективного и субъективного (авторского) начала, по-новому рассматриваются взаимоотношения человека и общества, искусства и действительности, по-новому решается проблема выбора литературного героя. Реалистическая проза этого периода не претендовала на знание истины, не поучала и не пророчествовала – она была диалогичной, звала к дискуссии, привлекала читателя к сотворчеству. В реалистических произведениях рубежа веков была значительно ослаблена роль сюжета: многие авторы отказались от внешней занимательности в пользу изображения внутренней жизни своих персонажей. А.П.Чехов подчёркивал, что изображает саму жизнь, её неостановимый поток, в котором «нет сюжетов» и всё смешано: «глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным». В этой жизни нет героев, есть обычные люди: мелкие чиновники, интеллигенция «средней руки», босяки, крестьяне, солдаты, офицеры невысоких чинов – именно они стали персонажами произведений писателей-реалистов. Важной чертой литературы рубежа XIX – XX веков стало внимание не только к социальным условиям жизни и психологии человека, но и к подсознанию как фактору, оказывающему значительное влияние на поступки и судьбу личности. Так, А.И. Куприн рассматривал зависимость «силы духа» от «силы плоти», Л. Андреев исследовал взаимодействие разума и инстинкта, М.Горький – интеллекта и инстинкта. Стремясь к изображению едва ощутимых, чуть заметных состояний души человека, авторы нуждались в новых инструментах повествования, которыми не располагал реализм 19 столетия. Поиск новых художественных принципов и средств изображения привёл к тому, что в реалистической прозе появились ранее несвойственные ей условность, обобщённость, символизм образов, пейзажей, мотивов. Наряду с реализмом на рубеже веков развивался модернизм, главными направлениями которого были символизм, акмеизм и футуризм. Модернисты были убеждены, что художник обладает даром преображать мир средствами искусства, способствовать духовному возрождению человечества. Так, Н.С.Гумилёв заявлял: «Руководство в перерождении человека в высший тип принадлежит религии и поэзии». Как теперь уже известно, цель творчества – преобразовать мир – не была достигнута, однако попытки её реализовать привели к высоким достижениям в области русского искусства, особенно в области поэзии, что снискало признания этого периода в развитии русской литературы Серебряным веком.[2] [1] В начале 20 века Россия пережила Русско-японскую (1904 – 1905) войну, революцию 1905 года, Первую мировую войну (1914 – 1918), Февральскую и Октябрьскую (1917) революции. [2] Словосочетание Серебряный век, по данным некоторых источников, было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом. В наиболее концентрированном виде атмосфера Серебряного века получила своё выражение в первые полтора десятилетия двадцатого века. Это был расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий. «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, — писал о Серебряном веке Николай Бердяев в своей «философской автобиографии» «Самопознание». — Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу ... ». Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом. Понятие Серебряный век уместно применять к образу мышления, который, будучи характерным для художников, при жизни враждовавших между собой, в конечном счёте слил их в сознании потомков в некую неразделимую плеяду, формировавшую ту специфическую атмосферу Серебряного века, о которой писал Бердяев. Поэты, составившие духовное ядро Серебряного века: Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Георгий Иванов и многие другие. Поэты Серебряного века стремились преодолеть также и попытки второй половины XIX века объяснять поведение человека социальными условиями, средой и продолжали традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле. Поэты Серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Например, один из ярчайших творцов Серебряного века, Осип Мандельштам писал, что идея прогресса — «самый отвратительный вид школьного невежества». А Александр Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя». Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле — для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). (По материалам: http://www.chaskor.ru/hub/serebryanyj_vek_i_ego_osobennosti_19981). 54. А.П. Чехов Антон Павлович Чехов родился в Таганроге 29 января 1860 года. Его отец, Павел Егорович Чехов, был купцом 3-й гильдии, однако его интересы не замыкались на торговле в бакалейной лавке: Павел Егорович был глубоко верующим человеком, много времени отдавал церковным службам; кроме того, он занимался общественной работой, а в свободное время замечательно играл на скрипке, пел, руководил хором. Мать будущего писателя, Евгения Яковлевна, была поглощена заботой о детях и муже, однако у неё было страстное увлечение – она любила театр. Евгения Яковлевна прививала детям уважение к людям, отзывчивость, сострадание к слабым. Все дети в семье Чеховых выросли высокоодарёнными людьми: брат Антона Павловича Николай и сестра Мария стали художниками, брат Михаил – юристом, писателем, брат Иван – прославился как талантливый педагог. Антон Павлович впоследствии признавал: «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери». В семье Чеховых было не принято бездельничать. Помимо учёбы в гимназии, братьям приходилось работать в бакалейной лавке отца. Детей воспитывали в строгости, отец применял и телесные наказания. В 1876 году, скрываясь от кредиторов, отец с семьёй уезжает в Москву. Антон Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить обучение в гимназии. Так, с 16-ти лет он стал жить самостоятельно. Через три года, в 1879г., Антон поступает на медицинский факультет Московского университета. Спустя год под псевдонимами «Антоша Чехонте», «Человек без селезёнки» появляются первые юмористические произведения начинающего писателя. Однако А.Чехов не считает свои литературные занятия главным делом жизни; по окончании университета он начинает трудовую жизнь врача. В 1885г. А. Чехов познакомился и подружился с художником Левитаном, в 1886г. произошло знакомство с писателем Д. Григоровичем, который высоко оценил творчество Антона Павловича. В это же время известный издатель Суворин предложил Чехову сотрудничество в газете «Новое время» – в дальнейшем этих людей свяжет искренняя дружба. Вскоре были изданы сборники рассказов Чехова «Пестрые рассказы» (1886 г), «Невинные речи» (1887 г). В 1887г. состоялась постановка первой пьесы Антона Павловича «Иванов», которая вызвала неоднозначные оценки публики и критики: от хвалебных до уничижительных. Чехов был замечен. В 1888 году Российская академия наук присудила писателю Пушкинскую премию за третий сборник рассказов – «В сумерках». Однако Антон Павлович не стремился к славе, он был очень скромным человеком. В 1889г. семью Чеховых постигла тяжёлая утрата – умер старший брат Николай. Спасаясь от депрессии, А. Чехов отправляется на юг России – в Одессу и Ялту. Несмотря на растущую славу, Антон Павлович остаётся очень требовательным к себе – он убеждён, что должен приносить пользу обществу не только писательским трудом: «Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья... За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье». В 1890 году Чехов отправился на Сахалин, где произвёл перепись населения. Маршрут Сахалинского путешествия был таков: Ярославль – Казань – Пермь – Тюмень – Сахалин; там Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, Одессу он вернулся в Москву. К.И.Чуковский писал: «Каторгу русские писатели изучали и прежде, но изучали почти всегда поневоле, а чтобы молодой беллетрист в счастливейший период своей биографии сам добровольно отправился по убийственному бездорожью за одиннадцать тысяч верст с единственной целью принести хоть какое-нибудь облегчение бесправным, отверженным людям, хоть немного защитить их от произвола бездушно-полицейской системы, – это был такой героизм, примеров которого немного найдется в истории мировой литературы». Когда Антон Павлович, систематизировав собранный материал, издал на его основе книгу «Остров Сахалин», это вызвало в обществе огромный резонанс. В своём документальном труде автор осветил условия труда и быта местного населения, произвол чиновников и тюремных начальников. После выхода в свет этой книги официальные лица России были вынуждены отреагировать и заняться установлением законности и наведением хоть какого-то экономического порядка в этом отдалённом уголке Российской империи. В этом же году Чехов вместе с другом – издателем А.Сувориным – предпринимает путешествие по Западной Европе. Всё это время Антон Павлович неустанно занимается литературным трудом. К 1891 году им уже написаны такие произведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство», «Дуэль» и др. В 1891 – 1892 годах в ряде губерний России из-за длительной засухи разразился голод. А.П. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам выезжает на места с целью изучения положения крестьян. В 1892 году писателю удаётся осуществить давнюю мечту – поселиться в деревенской тиши, на лоне природы; он приобретает скромное недорогое имение в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии. «Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами. В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах» (По материалам: http://a-p-chehov.ru/biography/). Частыми гостями Антона Павловича были учёные и представители творческой интеллигенции – художники, артисты, музыканты, писатели. Чехов был дружен с П.И.Чайковским, И.Левитаном, Т. Л. Щепкиной-Куперник и др. В 1895г. состоялось знакомство Антона Павловича с Л.Н.Толстым (Чехов посетил великого писателя в Ясной Поляне). За семь лет жизни в Мелихово Чеховым было написано множество произведений, и среди них – такие знаменитые, как «Палата №6», «Человек в футляре», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», «Мужики», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня». Состояние здоровья, подорванного путешествием на Сахалин, ухудшилось – Чехову пришлось по настоянию врачей лечь в больницу, а затем в 1899г. переселиться в Крым с его более сухим климатом. К этому времени умирает отец, и Антон Павлович, продав мелиховское имение, перевозит мать и сестру в новый дом, построенный в Ялте. А.П.Чехов был убеждён, что «без труда не может быть чистой и радостной жизни». Несмотря на прогрессирующий туберкулёз, А.П.Чехов остаётся верен своему жизненному кредо: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Антон Павлович ведёт активную общественную работу: жертвует деньги на строительство школы, хлопочет об устройстве первой биологической станции, работает в Попечительстве о приезжих больных. В 1900 году Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук, однако в 1902 году, узнав об исключении из академиков М.Горького, в знак протеста отказывается от своего звания. К больному Чехову в Ялту приезжают Короленко, Бунин, Горький, его навещают артисты МХАТ, бывшие там на гастролях. 25 мая 1901 г. состоялось венчание А.П.Чехова и ведущей актрисы МХАТ, Ольги Леонардовны Книппер. Несмотря на прогрессирующую болезнь, Антон Павлович продолжает помогать нуждающимся, создаёт пьесы «Три сестры» (1901г.), «Вишнёвый сад» (1903г.), ведёт оживлённую переписку с Горьким, Буниным, Толстым, Станиславским, Немировичем-Данченко, Шаляпиным, Комиссаржевской, Мейерхольдом. Будучи врачом, Антон Павлович ясно осознавал, что его болезнь смертельна и дни его сочтены, однако это не лишало писателя воли и мужества. Находясь на лечении в Германии, в курортном местечке Баденвайлер, в ночь с 14 на 15 июля 1904 г. Чехов, ощутив приближение смерти, встретил её бокалом шампанского. 55. А.П. Чехов. Рассказы Идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова. Антон Павлович Чехов вошёл в русскую литературу как мастер короткого рассказа. Ранние произведения Чехова некоторые критики относят к комическим новеллам, подчёркивая динамичность их сюжета, «результативность» событий, внимание автора к поведению героев, «настоящее репортажное» время. Другие исследователи творчества Чехова (например, В.Тюпа) определяют его рассказы как сплав анекдота и притчи: от анекдота чеховский рассказ взял необычность и яркость сюжета, оригинальность ситуаций, жизненную достоверность, выразительность диалогов; от притчи – универсальность смысла, философскую глубину. Таковы, например, произведения: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон». В произведениях А.П.Чехова более позднего периода остро звучит сатирическое обличение бездуховности «пошлого человека». Многообразна |