Главная страница
Навигация по странице:

  • Ф.И. Тютчев (1803 - 1873)

  • Человеческая душа «на волю просится и рвётся», её влечёт первозданный хаос, который открывается только ночью

  • 38. А.А. Фет. Основные мотивы лирики

  • кцуваыва434. литература синергия учебник 2022. Литература 2й половины 19 в


    Скачать 278.14 Kb.
    НазваниеЛитература 2й половины 19 в
    Анкоркцуваыва434
    Дата06.09.2022
    Размер278.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалитература синергия учебник 2022.docx
    ТипЛитература
    #665125
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    37. Ф.И. Тютчев «Основные мотивы лирики»


     

    Здесь духа мощного господство,

    Здесь утончённой жизни цвет.

    А.А. Фет

     

    Ф.И. Тютчев (1803 - 1873) – дипломат, чиновник (тайный советник), мыслитель и поэт – оставил яркий след в русской литературе 19 века.

    Будучи щедро одарённым природой, он рано стал писать стихи, но большую часть жизни, до самой кончины, провёл на дипломатической и государственной службе, из них 22 года прожил за границей, в Германии, где пополнил университетское образование изучением немецкой философии и литературы. Фёдор Иванович никогда не помышлял о стезе профессионального литератора и дистанцировался от литературной борьбы.

    Судьба Ф.И.Тютчева складывалась трагически: его жена с детьми едва не погибли в пожаре на теплоходе «Николай I», следовавшем из Петербурга в Турин. Жена Тютчева Элеонора так и не оправилась от потрясения – в 1838г. она умерла. Тютчев, как свидетельствуют различные источники, поседел от горя за одну ночь. Со своей второй женой, Эрнестиной, Фёдор Иванович прожил до конца своих дней, однако была в жизни поэта ещё одна любовь, обернувшаяся трагедией: чувства, соединившие 24-летнюю красавицу Елену Александровну Денисьеву и Тютчева, привели Денисьеву к глубоким страданиям и преждевременной смерти от чахотки.

    Перипетии судьбы не могли не сказаться на мироощущении поэта и его творчестве.

    Для лирики Ф.И.Тютчева характерна идея о несовершенстве человека и его ничтожности перед лицом великой и всемогущей природы. Горьким сарказмом проникнуты строки стихотворения «Коршун»:

     

    С поляны коршун поднялся,

    Высоко к небу он взвился;

    Все выше, дале вьётся он —

    И вот ушел за небосклон.

     

    Природа-мать ему дала

    Два мощных, два живых крыла —

    А я здесь в поте и в пыли,

    Я, царь земли, прирос к земли!..

     

    Человек – всего лишь песчинка мироздания, «мыслящий тростник». Он ропщет, не в силах обрести гармонию («Певучесть есть в морских волнах…»):

     

    … Невозмутимый строй во всем,

    Созвучье полное в природе,—

    Лишь в нашей призрачной свободе

    Разлад мы с нею сознаем.

     

    Откуда, как разлад возник?

    И отчего же в общем хоре

    Душа не то поет, что море,

    И ропщет мыслящий тростник?

     

    В своём творчестве Тютчев следует романтической идее двоемирия:

    Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,

    Душою чистой иль греховной

    Ты вдруг почувствуешь живей,

    Что есть мир лучший, мир духовный.

     

    Тютчев благоговейно преклоняется перед великой, загадочной жизнью природы («Не то, что мните вы, природа…» (1836г.), его пантеизм (обожествление природы) особенно ярко проявляется в строках:

     

    Природа знать не знает о былом,

    Ей чужды наши призрачные годы,

    И перед ней мы смутно сознаем

    Себя самих – лишь грезою природы.

    Поочередно всех своих детей,

    Свершающих свой подвиг бесполезный,

    Она равно приветствует своей

    Всепоглощающей и миротворной бездной.

     

    Единственно возможное для человека бессмертие – это слияние с природой, растворение в ней, отказ от иллюзорной индивидуальности:

     

    Все вместе - малые, большие,

    Утратив прежний образ свой,

    Все - безразличны, как стихия,-

    Сольются с бездной роковой!..

     

    О, нашей мысли обольщенье,

    Ты, человеческое Я,

    Не таково ль твое значенье,

    Не такова ль судьба твоя?

     

    («Смотри, как на речном просторе…», 1851г.)


     

     

     

    Когда пробьет последний час природы,

    Состав частей разрушится земных:

    Все зримое опять покроют воды,

    И божий лик изобразится в них!

     

     

     

    («Последний катаклизм», 1829г.)

     

    Из противостояния человека (мимолётного) и природы (вечного) рождается неутолимая жажда познания тайн бытия, попытка понять основы мироздания, постичь космос. Воображение поэта проникает в недосягаемые для человека дали и рисует величественную картину Земли, плывущей в космическом пространстве:

     

    Небесный свод, горящий славой звездной,

    Таинственно глядит из глубины, -

    И мы плывем, пылающею бездной

    Со всех сторон окружены.

     

    («Как океан объемлет шар земной…», 1830г.)

     

    Человеческая душа «на волю просится и рвётся», её влечёт первозданный хаос, который открывается только ночью:

     

    И бездна нам обнажена

    С своими страхами и мглами,

    И нет преград меж ей и нами:

    Вот отчего нам ночь страшна!

     

    («День и ночь», 1839г.)

     

    Хаос таится в природе и иногда в буйстве стихий вырывается наружу, как во время грозы (не случайно у Тютчева несколько стихотворений посвящено этому явлению природы). Однако хаос живёт и в душе человека. Именно поэтому любовь оборачивается смертельным поединком, «борьбой неравной двух сердец» («Предопределение», 1851 – 1852г.), поэтому так близко к любви самоубийство («Близнецы», 1850 – 1851г.), поэтому любовь несёт не только наслаждение, но и страдание («О, как убийственно мы любим! ... », 1851г.) – все эти идеи наиболее полно представлены в «денисьевском» цикле. Следует отметить, что любовная лирика Тютчева отличается глубоким психологизмом, хотя психологизм присущ и другим произведениям поэта.

    Литературоведы назвали психологизм Тютчева синтетическим: этот творческий метод состоит в восприятии «индивидуальной душевной жизни как второй нетелесной действительности человека, не менее реальной для него, чем внешний объективный мир. Обе эти действительности являются у поэта «разными воплощениями одной сути» – того «Божьего лика», о котором говорится в стихотворении «Последний катаклизм». Отсюда становятся возможными органичные параллели и переплетения между явлениями человеческого и природного миров, позволяющие характеризовать их одними и теми же образами (ночи, дня, тени, весны и др.)».[1]

     

    В одном из ранних стихотворений Тютчев признаёт тщётность попыток постичь загадки мира:

     

    Мы в небе скоро устаем,

    И не дано ничтожной пыли

    Дышать божественным огнем.

     

    («Проблеск»)

     

    Не меньшую загадку представляет собой мятущаяся, стремящаяся осознать своё место в мире человеческая душа:

     

    О вещая душа моя!

    О сердце, полное тревоги,

    О, как ты бьёшься на пороге

    Как бы двойного бытия!..

     

    (1855г.)

     

    Человек, отделившись от природы, пытается её понять, подчас приписывает природе несуществующие тайны:

     

    Природа – сфинкс. И тем она верней

    Своим искусом губит человека,

    Что, может статься, никакой от века

    Загадки нет и не было у ней.

     

    (1869г.)

     

    «Смертная мысль», подобно фонтану, может достичь только определённой высоты, за которой следует падение:

     

    Как жадно к небу рвешься ты,

    Но длань незримо-роковая

    Твой луч упорный, преломляя,

    Свергает в брызгах с высоты.

     

    («Фонтан», 1836г.)

     

    Отсюда вывод: «Мысль изреченная есть ложь!» («Silentium», 1830г.) Поэт считает, что душа человека – это замкнутый мир, не имеющий выхода наружу, поэтому все попытки преодолеть его границы и поведать окружающим сокровенные чувства и переживания обречены на неуспех, – в этом Тютчев близок другим поэтам-романтикам (вспомним «Невыразимое» В.А. Жуковского, «Как беден наш язык…» А.А. Фета и др.)

     

    «Как во всей природе наш поэт признавал живую душу, которою держится единство и целость мира, подобным же образом он признавал и живую душу человечества и видел ее - в России»,- отмечает Вл. Соловьёв. Много лет прожив в Западной Европе, Ф.И. Тютчев пришёл к выводу, что европейская культура обречена на гибель вследствие совершающихся там революций. Европа, высокомерно относясь к России, отдалась революционной стихии. Единственной надеждой цивилизации является Россия, объединённая с Восточной Европой. Таким образом, Ф.И. Тютчев выдвигал идею панславизма - всеславянского единства, согласно которой на Россию возложена особая миссия – объединение всего человечества. Поэтому Федор Иванович неоднократно в своём творчестве обращался к образу России. («Умом Россию не понять», «Эти бедные селенья» и др.).

    Творчество Ф.И. Тютчева сыграло большую роль в развитии русской литературы, не случайно Л.Н.Толстой заявлял, что без Тютчева «нельзя жить», а Фет считал, что в поэзии Тютчева русский стих достиг «эфирной высоты».

    Излюбленный жанр Тютчева – лирический фрагмент, «стихи по случаю». Известный литературовед Ю.Тынянов указывал, что Тютчев разложил жанры классицизма – оду, дидактическую поэму – на лирические фрагменты: «Словно на огромные державинские формы наложено уменьшительное стекло, ода стала микроскопической, сосредоточив свою силу на маленьком пространстве…» Роднит творчество Тютчева с произведениями классицизма и содержание: законы мироздания, противоборство хаоса и космоса, человека и природы, стихии и культуры – эти темы сближают поэзию Тютчева с поэзией Державина и Ломоносова.

    Творчеству поэта свойствен параллелизм в изображении жизни и состояний природы и человека. Отсюда – богатство метафор и метафорических эпитетов, например: «румяное, громкое восклицанье», «всемирный благовест солнечных лучей», «море баюкает сны тихоструйною волною».

    Тютчев стоял у истоков поэзии впечатлений. Об этой стороне его таланта очень хорошо сказал В.Я. Брюсов: «Пушкин умел определять предметы по их существу; Тютчев стремился их определять по впечатлению, какое они производят в данный миг. Именно этот прием, который теперь назвали бы «импрессионистическим», и придает стихам Тютчева их своеобразное очарование, их магичность»: «день стоит как бы хрустальный», край неба «дымно гаснет», что-то порхнуло в окно «дымно-легко, мглисто-лилейно», долина «вьется росисто», дубрава «дрожит широколиственно», фонтаны «брызжут тиховейно», золотой месяц «светит сладко», птицы «реют голосисто» и т.д.

    Большое внимание уделял Ф.И. Тютчев звуковой отделке стиха, активно использовал ассонансы и аллитерации: «Сладкий сумрак полусонья», «Тихий, томный, благовонный», «В какой-то негеонеменья», «И ветры свистели, и пели валы», «Кругом, каккимвалызвучали скалы».

     

    Преемниками Ф.М. Тютчева стали поэты-символисты рубежа 19-20 веков.
    [1] Козлик И.В. - В поэтическом мире Ф.И. Тютчева. http://tutchev.lit-info.ru/tutchev/about/kozlik/v-poeticheskom-mire-2.htm.

    38. А.А. Фет. Основные мотивы лирики

     

    А.А. Фет (1820 - 1892) – русский поэт, чьё творчество является образцом высочайшего искусства. Однако если мы вспомним его биографию, то не найдём в ней ничего поэтического.

    Мать Афанасия Фета, бросив мужа – мелкого немецкого чиновника, уехала в Россию с орловским помещиком Шеншиным. Афанасий Фет считался незаконнорождённым, поэтому не имел права на дворянство и наследство отца. В 1844 году Фет окончил словесное отделение Московского университета, к этому времени у него уже был издан сборник стихов «Лирический пантеон» (1840), получивший высокую оценку Белинского: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет». А. Фет увлекался немецкой философией; взгляды философов-идеалистов, особенно Шопенгауэра, оказали сильное влияние на мировоззрение начинающего поэта, что сказалось в романтической идее двоемирия, нашедшей своё выражение в лирике Фета.

    Стремление вернуть себе «трёхсотлетнее дворянство» заставило Афанасия Фета записаться в армию: офицерский чин давал право получить дворянский титул. Эти обстоятельства не позволили Фету жениться на любимой девушке – Марии Лазич, которая впоследствии трагически погибла. В 1850 году вышла книга «Стихотворения А. Фета», имевшая большой успех, что позволило поэту войти в круг известных литераторов, среди которых были И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой.

    Прослужив 13 лет в армии, женившись по расчёту «на деньгах», он стал хозяйственным и прижимистым помещиком. Фет писал одному из своих бывших товарищей-однополчан К.Ф. Ревелиоти: « ... я был бедняком, офицером, полковым адъютантом, а теперь, слава богу, Орловский, Курский и Воронежский помещик, коннозаводчик и живу в прекрасном имении с великолепной усадьбой и парком. Все это приобрел усиленным трудом, а не мошенничеством». Лишь в 1873 году, когда поэту было 53 года, император Александр II пожаловал ему дворянство.

    Будучи состоятельным помещиком, А.А. Фет «делал много добра соседним крестьянам», занимался благотворительностью, однако это не избавляло Фета от чувства недовольства собой. Отдушиной для него было литературное творчество. Он опубликовал четыре выпуска стихотворного сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1889, 1891), был удостоен Пушкинской премии за переводческую деятельность.

    А.А. Фет ушёл из жизни 21 ноября 1892 года.

     

    Творчество А.А. Фета составляет разительный контраст с его биографией. В поэзии Афанасий Фет предстаёт поборником «чистого искусства»: достойным поэтического пера он считал только прекрасное, далёкое от повседневности; только такие темы, как красота природы, возвышенная любовь, высокое назначение творчества, по мнению поэта, должны быть предметом искусства. «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо кроме красоты», - признавался Афанасий Афанасьевич. Наиболее полно эта позиция представлена в стихотворении «Муза», эпиграфом к которому автор взял строки А.С. Пушкина – «Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв,/ Мы рождены для вдохновенья,/ Для звуков сладких и молитв»:

     

    Пленительные сны лелея наяву,

    Своей Божественною властью

    Я к наслаждению высокому зову

    И к человеческому счастью.

     

    Стихотворению «Муза» вторят строки другого произведения Фета:

     

    … Неизбежно,

    Страстно, нежно

    Уповать,

    Без усилий

    С плеском крылий

    Залетать –

     

    В мир стремлений,

    Преклонений

    И молитв;

    Радость чуя,

    Не хочу я,

    Ваших битв.

     

    (31 декабря 1889)

     

    Душа человека, особенно поэта, умеет почувствовать красоту, несмотря на тяготы и страдания, которые выпадают на его долю в повседневной жизни:

     

    … Пусть по воле рока

    Истерзана, обижена глубоко,

    Душа порою в сон погружена;

    Но лишь краса душевная коснется

    Усталых глаз – бессмертная проснется

    И звучно затрепещет, как струна.

     

    Как видим, красота, по мнению Фета, обладает преображающей силой. Красота, заключённая в искусстве, способна преображать мир, выражать невыразимое:

     

    Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

    Усилить бой бестрепетных сердец –

    Вот чем певец лишь избранный владеет,

    Вот в чем его и признак и венец!

     

    («Одним толчком согнать ладью живую…», 1887)

     

    Несмотря на горестное признание «Как беден наш язык!..», поэт уверен в способности людей к взаимопониманию. Средством общения души с душой для Фета является не только слово, но и музыка. Отнюдь не случайно Фет подчёркивал, что поэзия и музыка «не только родственны, но нераздельны». Из звуков, по мнению поэта, складывается музыка бесконечности («Сияла ночь», «Мелодии», «Шопен» и т.д.).

     

    Ещё одна мысль – о возможности гармонического слияния человека с природой – представлена в пейзажной лирике Фета:

     

    Ночь и я, мы оба дышим,

    Цветом липы воздух пьян,

    И, безмолвные, мы слышим,

    Что, струей своей колышим,

    Навевает нам фонтан.

     

    Символом духовного соединения с природой в поэзии Фета становится образ цветущего сердца:

     

    Целый день спят ночные цветы,

    Но лишь солнце за рощу зайдет,

    Раскрываются тихо листы,

    И я слышу, как сердце цветет.

     

    Природа не безразлична к жизни человека, она способна его понять, т.к. ей доступны те же переживания, что и лирическому герою: «овеяны яркими снами», дремлют розы, «молятся» звезды, «изрыдалась» ледяными слезами осенняя ночь.

    В стихах о природе выражена вера в её беспредельные возможности («Одинокий дуб», «Пойду навстречу им знакомою тропою», «Учись у них – у дуба, у берёзы» и др.)

    Фетовский пейзаж символичен: времена года соотносятся с периодами человеческой жизни (осень – старость, весна – молодость)

    Фет стремился к изображению переходных состояний природы, его пейзаж динамичен и детализирован:

     

    Еще весны душистой нега

    К нам не успела низойти,

    Еще овраги полны снега,

    Еще зарей гремит телега

    На замороженном пути.

     

    Едва лишь в полдень солнце греет,

    Краснеет липа в высоте,

    Сквозя, березник чуть желтеет,

    И соловей ещё не смеет

    Запеть в смородинном кусте.

     

    Но возрожденья весть живая

    Уж есть в пролётных журавлях,

    И, их глазами провожая,

    Стоит красавица степная

    С румянцем сизым на щеках.

     

    (1854)

     

    В стихотворениях Фета о природе мы находим целую гамму настроений: восторг и упоение красотой, счастье от ощущения полноты бытия и благодарность родному краю, осознание зыбкости, мимолётности красоты («Я пришёл к тебе с приветом…», «Это утро, радость эта», «Майская ночь» и др.). Центральные образы его пейзажной лирики – весна, ночь:

     

    Весна и ночь покрыли дол,

    Душа бежит во мрак бессонный,

    И внятно слышен ей глагол

    Стихийной жизни, отрешенной.

     

    И неземное бытиё

    Свой разговор ведет с душою

    И веет прямо на нее

    Своею вечною струею ...

     

    («Весна и ночь покрыли дол…», 1856)

     

    С пейзажной лирикой А.А. Фета неразрывно связана 
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта