Литература. Задачник-практикум (8-11 классы) - Граник Г.Г. и др.. Литература 8 Задачник классы практикум 11 Под научным руководством академика Г. Г. Граник
Скачать 1.34 Mb.
|
Ответ ученика Мужчина бежал из ссылки. Его побег был подготовлен, поэтому его встречала Софья и она же его прятала. Это было опасное мероприятие, тем более что на их пути встречалось много шпионов. Наверное, этот человек из ссылки бежал впервые. А Софья, по-видимому, не в первый раз выполняла такую работу. И теперь она кому-то рассказывает об их "приключениях". По-видимому, Софья - женщина смелая, сильная, умеющая владеть собой, потому что страх перед шпионами не парализовал у нее чувство юмора: в опасной ситуации она замечает, как смешно ведет себя ссыльный. 214 Какая информация в этом тексте лишняя или неверная? Ответ Из предложения не вытекает, что на их пути встречалось много шпионов. Хотя ученик использовал вводное слово, из заданной фразы не следует, что этот человек бежал из ссылки впервые, а Софья выполняла эту работу не в первый раз. Чувство юмора могло проявиться у Софьи, когда она рассказывала о происшествии, а не в момент опасности. (Предложение взято из романа А.М. Горького "Мать".) Задание 98 Поработаем с подтекстом. Попробуем "разгадать тайны" текста, читая стихотворение Игоря Губермана. Оно из четырех строчек. Нас будут интересовать прежде всего события текста, его сюжет. 1. Первая строка. Ночью вдруг раздался стук в окошко. Что произошло? Какие эмоции это событие могло вызвать? Закройте листом бумаги ("движком") первую строку и открывайте постепенно по одному слову. Постарайтесь пронаблюдать, как последовательно "приращивается" смысл. 2. Вторая строка. Быстрым был короткий мой прыжок. Прыжок - куда? К окну? К двери? Под кровать? Прыжок - зачем? С какой целью? Спасти, защитить что-то? Но что именно? Прыжок назван быстрым и коротким. Это одна и та же характеристика или разные? Узнаем ли мы что-нибудь дополнительно из слова короткий? 3. Третья строка. Это банку лапой сбила кошка. 215 Получены ли ответы на вопросы ко второй строке? Изменилось ли настроение, заданное первой строкой? Посмотрите на предлог, употребленный в первой строке. Правдоподобны ли объяснения стука в окошко? Поддается ли объяснению несоответствие первой и третьей строк? Чем, по вашему мнению, закончится стихотворение? Попробуйте (не обязательно в рифму, главное – событийный прогноз) записать свой вариант последней, четвертой, строки. Ответ 1. Первая строка, кроме того, что информирует о событии, еще и создает особое настроение. Почитаем, как бы открывая по одному слову, и почувствуем это настроение. Ночью... Так может начинаться любой текст, в том числе и "ласковый", "нежный", "любовный". Но все же ночь связывается с чем-то темным, даже страшным, -чаще, чем с приятным и радостным. Вы можете провести свой собственный психолингвистический эксперимент. Спросите у ваших друзей, родителей, знакомых: что они чувствуют при слове ночь? Вдруг... Становится тревожно. Потому что ночью никакого "вдруг" быть не может. Все равно, что вы делаете: спите, читаете книжку, разговариваете по душам... Любое "вдруг" ночью заставит вас встревожиться. Раздался... О Господи, что там? Крик "убивают!"?! Стук... Кто мог прийти?! Зачем? Почему? В окошко... В дверь было бы не лучше, но понятнее. Впрочем, может быть, это ветка дерева стучит? Все равно чувствуется, что автор испугался: первые два смысла, которые создают наше настроение, - ночь и неожиданность. 2. Вторая строка - неясная. Прыжок назван быстрым - значит, человек мгновенно среагировал на этот стук, и 216 прыжок назван коротким — мы понимаем, что то, куда человек бросился, находилось где-то рядом с ним. Но зачем был этот прыжок и куда - неизвестно. Ждем продолжения. 3. Третья строка - успокаивающая: "ничего страшного, это просто кошка". Из-за рифмы кошка - окошко все становится очень "домашним", даже этот стук. А что стук был не на окошке (на подоконнике), а в окошко - просто почудилось. Заметим, что мы получили ответы далеко не на все вопросы. Нам объяснили только причину стука. Куда и - главное - зачем был мгновенный прыжок героя, мы так и не узнали. Вариант продолжения у вас у каждого свой. Приведем лишь некоторые: "он успокоится и заснет", "посмеется над своим прыжком", "разозлится на кошку, что разбудила" и т.п. Все они так или иначе продолжают темы уже начатые, связаны с ними логически и эмоционально. Губерман же заканчивает так: Слава Богу - рукопись не сжег. И возникают новые смыслы. Они поражают. Поражает, во-первых, однозначность реакции на стук. Никаких других вариантов нет, нет ни удивления, ни недоумения... Есть только приказ самому себе: "немедленно сжигай рукопись". Такую реакцию не может предсказать читатель, живущий спокойно в спокойное время, не знающий, что за рукопись, за ее хранение могут арестовать... Если к вам - даже ночью - вдруг постучат, вряд ли вы первым делом броситесь сжигать свои дневники. Мгновенность этой реакции - результат многолетней "выучки", страшной тем более (и это уже в подтексте), что такой дрессуре подвергались целые поколения. Арестовывать обычно приходили по ночам, и любой ночной стук мог значить только одно: за тобой пришли. Герой испытывает не просто облегчение ("ничего страшного, это кошка"), но радость - чувство, никак не вытекающее из предыдущих трех строк. 217 В этом коротком стихотворении главное - страх, еще более глубокий, чем просто страх ночи и неожиданности. НКВД. "Органы". ГУЛАГ. КГБ. Все, что стоит за этими понятиями, и есть подтекст. Глубина этого подтекста у всех разная. Чем больше вы знаете о той эпохе из книг А. Солженицына, В. Шаламова, О. Волкова, Е. Гинзбург, Ю. Орлова, А. Марченко, А. Жигулина, Г. Жженова, В. Фрида, многих других - тем глубже ваше понимание этого текста. По-настоящему понять этот подтекст и осмыслить содержание четырех строчек стихотворения может только тот, кто пережил. Не обязательно на собственной судьбе. Но обязательно - пережил. Ночью вдруг раздался стук в окошко. Быстрым был короткий мой прыжок. Это банку лапой сбила кошка. Слава Богу - рукопись не сжег... Задание 99 Вспомним знаменитый роман Сервантеса, созданный в самом начале XVII века. Скитаясь по Испании, Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса попадают к герцогу и герцогине, которые вовсю дурачат их, пользуясь их доверчивостью. Чтобы потешиться над простодушным Санчо, герцогская чета предлагает ему стать губернатором острова. Подданные нового губернатора стараются поставить его в тупик, предлагая ответить на самые каверзные вопросы. Но Санчо каждый раз находит достойный выход из сложной ситуации. Явился к нему некий приезжий и рассказал о поместье, которое делится на две половины многоводной рекой. Через реку переброшен мост, а с краю стоит виселица. Возле нее заседают четверо судей, которые судят по закону: "Всякий проходящий по мосту через эту реку должен объявить под присягой, куда и зачем он идет, и кто 218 скажет правду, тех пропустить, а кто солжет, тех без всякого снисхождения отправлять на находящуюся тут же виселицу и казнить". Однажды некий человек сказал: он-де клянется, что пришел только затем, чтобы его вздернули на эту виселицу, и ни за чем другим. Клятва эта привела судей в недоумение, и они сказали: "Если позволить этому человеку беспрепятственно следовать дальше, то это будет значить, что он нарушил клятву и, согласно закону, повинен смерти; если же мы его повесим, то ведь он клялся, что пришел только затем, чтобы его вздернули на этой виселице, следовательно, клятва его выходит не ложна, и на основании того же самого закона надлежит пропустить его". Приезжий просил Санчо дать судьям ответ. И губернатор нашел достойный ответ. Попробуйте найти такой ответ. Ответ одного из учащихся Этим судьям надо придумать другие законы. Этот ответ мы считаем удачным. Ответ Ответ, данный Санчо Коль скоро оснований у них поровну для того, чтобы осудить его, и для того, чтобы оправдать, то пусть лучше они его пропустят, потому что делать добро всегда правильнее, нежели зло. В сомнительных случаях должно внимать голосу милосердия. Задание 100 Прочитайте отрывок из повести Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка". Этот фрагмент - описание того, как казак Цыбуля 219 едет на ярмарку. На возу сидят его жена и хорошенькая дочка. О дочке и пойдет речь. Красавица наша задумалась, глядя на роскошь вида, и позабыла даже лущить свой подсолнечник, которым исправно занималась во все продолжение пути, как вдруг слова: "Ай да дивчина!" поразили слух ее. Оглянувшись, увидела она толпу стоявших на мосту парубков, из которых один, одетый пощеголеватее прочих, в белой свитке и в серой шапке решетиловских смушек, подпершись в бока, молодецки поглядывал на проезжающих. Красавица не могла не заметить его загоревшего, но исполненного приятности лица и огненных очей, казалось, стремившихся видеть ее насквозь, и потупила глаза при мысли, что, может быть, ему принадлежало произнесенное слово. Что осталось непонятным? (Подскажем: непонятными для вас должны быть два момента. Один - связанный с предметами одежды, а другой - связанный с логикой, с рассуждениями рассказчика.) Если нашли только один - думайте дальше, всматривайтесь в текст еще внимательнее: что в нем не так, какая странность в описании? Ответ Непонятными для вас должны быть слово парубок (оно значит "юноша, молодой человек") и названия предметов одежды. Свитка — это верхняя одежда, типа летнего пальто. Смушки - мех, шкурка новорожденного ягненка. Чем отличались решетиловские смушки от других прочих - нам выяснить не удалось. Но по контексту ясно, что решетиловские — самые лучшие! Однако самая таинственная непонятность этого текста связана с маленьким словечком: союзом но. Почему загоревшее лицо не может быть "исполненным приятности"? (А это следует из фразы загоревшего, но исполненного приятности лица.) Потому что загар - признак низкого происхождения, даже плебейства, если 220 хотите. Аристократ, дворянин, человек высокого происхождения должен был иметь бледный цвет лица. Так было в XIX веке. Можете прочитать диссертацию Н.Г. Чернышевского "Об эстетическом отношении искусства к действительности" - убедитесь. Поскольку эта информация для современников Гоголя была само собой разумеющейся, то писатель помещал ее в "скважины". И еще один важный момент. Вам не кажется странным, что едущая на возу и беспрерывно лузгающая семечки девушка ждет, оказывается, дворянина?.. Конечно, это не так. Это но принадлежит не девушке, а автору. Это Гоголь объясняет своим образованным читателям из высшего круга, что, дескать, у парня лицо хоть и загоревшее (он простой парень) - а все равно красивое. Задание 101 Представим себе лирического героя. В стихах всегда выражаются мысли, чувства, настроения, душевный склад создавшего их автора или того человека, от лица которого написаны стихи. Такое воображаемое лицо, от имени которого говорит поэт, называют лирическим героем. Читая стихи, вы можете представить себе этого лирического героя -его душевные качества, его отношение к миру. Попробуйте по коротеньким отрывкам, которые вы сейчас прочтете, рассказать как можно больше о лирическом герое. 1. Цветы мне говорят "прощай!", Головками склоняясь ниже. (С. Есенин.) 2. В переулках каждая собака Знает мою легкую походку. (С. Есенин.) 3. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли - Москва. (В. Маяковский.) 221 Ответ 1. Эти слова говорят о глубокой и нежной любви лирического героя к живому. Ему представляется, что цветы наделены живой душой и на его любовь отвечают взаимностью. 2. Это тоже строчки о любви к живому. Если вам знакомы и другие стихи Есенина, вы знаете, сколько в них любви к собакам, коровам, лошадям, цветам и деревьям. Современники вспоминают, что в голодные годы Есенин делился хлебом с бездомными собаками, и они бежали за ним, когда он шел по улице. 3. В этих строчках Маяковского выражается не просто любовь к своей стране и к своему городу. Это чувство человека, который умеет восхищаться другими городами и странами, но свою родину любит больше всего на свете. Задание 102 Предскажите смысл предложения, в котором есть частица лишь. Ответ В предложении будет говориться о чем-то избранном: что-то мог сделать лишь этот человек, или этот человек мог сделать лишь это, или что-то можно было сделать лишь там-то, или лишь при таких-то условиях. Задание 103 "Расшифруйте" предложение. 222 Поезд ушел быстро, огни его скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума, точно все сговорились нарочно, чтобы прекратить скорее это сладкое забытье, это безумие. Ответ школьницы Перрон вокзала. На перроне стоит человек. Из текста не ясно, мужчина это или женщина. Минуту назад ушел поезд. Он увез человека, очень дорогого тому, кто остался. Этому расставанию предшествовало что-то очень счастливое (сладкое забытье). Но это счастье, по-видимому, не вписывалось в реальную жизнь. Его надо забыть, потому что в нем было что-то недозволенное: безумием можно назвать то, что чему-то противоречит. Спастись от этого всего можно было только бегством одного из них. Это было бегство от сильных чувств. Все произошло так молниеносно (поезд ушел быстро, огни его скоро исчезли), потому что эти люди не хотели расставаться. Время идет по-разному в зависимости от того, что происходит в данный момент. Может хотеться, чтобы поезд ушел побыстрее, и тогда время будет тянуться. А может, наоборот, все произойти молниеносно, как здесь. (Предложение взято из рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой".) Задание 104 Прочтите французскую сказку. Хитрый кюре Пришли однажды церковные старосты к своему кюре и сказали: "Засуха губит урожай. Мы просим, чтобы вы постарались насчет дождя". Кюре отвечал: "Я знаю такую молитву. Если ее прочитать, дождь пойдет в тот же день. Но только нужно, чтобы все как один были на это согласны". Когда пришло время проповеди, он сказал: 223 "Дети мои, хотите, чтобы дождь пошел сегодня?" - "Нет, господин кюре! - закричали парни. - Сегодня вечером мы хотим погулять!" - "Так просить дождь на завтра?" - "Нет, господин кюре, — отозвались три-четыре женщины. — У нас белье выстирано. Мы не хотим дождя, пока оно не просохнет". - "Хотите дождь во вторник?" - "Нет, господин кюре, - сказали девушки. - Во вторник мы собираемся на ярмарку". - "Тогда давайте в среду?" - "Нет, господин кюре, - зашумели косцы. - В среду нам косить клевер". — "Хотите в четверг?" - "Нет, господин кюре! - закричали школьники. - В четверг у нас в школе не будет ученья, и мы хотим побегать на воле". - "Может быть, помолиться, чтобы дождь пошел в пятницу?" -"Нет, господин кюре, - сказал человек, который делал черепицу. - Моя черепица еще сохнет на солнце". - "Тогда хотите в субботу?" - "Нет, господин кюре, -возразил мэр. - В субботу мне надо объехать деревни". На этом сказка заканчивается. Морали в ней нет. Вызвал ли кюре дождь? Почему он назван "хитрым"? Расскажите, какая жизненная мудрость заключена в этой сказке. Ответ У кюре не было молитвы, которая может вызвать дождь. Он не хотел признаваться в этом и пошел на хитрость. Он хорошо знал психологию своих прихожан, каждый из которых думал только о себе. Его хитрый ход сделал очевидной для всех важную вещь: там, где каждый думает только о своей маленькой выгоде, нельзя спастись от общей беды. Задание 105 Прочтите реплики трех действующих лиц из известной вам 224 комедии. Назовите комедию, автора и этих действующих лиц. Восстановите их разговор. Обратите внимание на логические связи, которые объединяют реплики разных персонажей. Ах, Господи Боже мой! Уж ребенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался! Придет час воли Божией! Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору. Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься. Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты же меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит. А там и женишься. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть. Ну! А там что? Задавай же зады, поворачивайся. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите. Ответ Это сцена из комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка. Митрофан. Ну! А там что? Г-жа Простакова. А там и женишься. Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору. |