Главная страница
Навигация по странице:

  • Ответ ученика 8 класса Посланец сказал: "Каким мудрым был ваш падишах! Он понимал, что у людей бывают ценности, которые не продают за деньги". Ответ

  • Задание 116

  • Задание 117

  • Один из возможных ответов

  • Задание 119

  • Литература. Задачник-практикум (8-11 классы) - Граник Г.Г. и др.. Литература 8 Задачник классы практикум 11 Под научным руководством академика Г. Г. Граник


    Скачать 1.34 Mb.
    НазваниеЛитература 8 Задачник классы практикум 11 Под научным руководством академика Г. Г. Граник
    АнкорЛитература. Задачник-практикум (8-11 классы) - Граник Г.Г. и др..doc
    Дата12.12.2017
    Размер1.34 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛитература. Задачник-практикум (8-11 классы) - Граник Г.Г. и др..doc
    ТипЛитература
    #11169
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница18 из 25
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25

    237
    И. Губерман отсылает нас именно к этой концепции создания человека.

    2. Надо знать, что нафталин — это такой порошок, которым посыпают вещи, чтобы уберечь их от моли, когда складывают на длительное хранение. Чем больше срок хранения - тем гуще их засыпают нафталином. Следовательно, тем гуще и запах.

    Идея текста - разумеется, в известном приближении - может быть выражена пословицей: "Все новое - хорошо забытое старое". И. Губерман уточняет: чем "новое" кажется новее, тем из большей старины оно вынуто. К содержанию пословицы надо прибавить еще и оценку, которая есть в стихотворении. Всякое новое должно быть скромнее, помнить о своем происхождении, и уж тем более глупо кичиться новизной и кричать о ней, потому что Мир столько всякого познал...

    Задание 114
    "Расшифруйте" предложение.
    Еще издали, завидев меня, встречные начинали улы­баться, а к тому времени, как мы сходились, у меня обыч­но была готова фраза, от которой улыбка их разрешалась смехом.

    Возможный ответ
    Какой-то человек постоянно всех смешил. Окружающие тоже при встрече с ним всегда ожидали чего-то смешного. Он это знал и старался не обмануть их ожидания. Поэтому, завидев знакомых, он немедленно готовил какую-нибудь шутку. Шутить, по-видимому, он умел, потому что то, что он говорил, вызывало смех.

    (Предложение взято из рассказа О'Генри

    "Исповедь юмориста" в пер. М. Лурие.)
    238
    Задание 115
    Продолжите афганскую сказку, название которой мы пока не приводим.
    Однажды римский император послал вестника к па­дишаху Анушривану. Тот прибыл ко двору падишаха, смо­трит - стоит дворец. Вестник стал его осматривать, и одна стена показалась ему кривой. "Почему эта стена кривая?" - спросил он у кого-то. "Здесь был дом одной старухи, - ответил тот. - В те времена, когда падишах строил этот дворец, он просил старуху продать ему дом. Но она не согласилась, и падишах не сумел ее уговорить. Поэтому одна стена во дворце осталась кривой".

    В ответ посланец сказал: ...
    Ответ ученика 8 класса

    Посланец сказал: "Каким мудрым был ваш падишах! Он понимал, что у людей бывают ценности, которые не продают за деньги".

    Ответ

    Окончание сказки

    Эта кривизна куда лучше прямизны, которую достигают путем насилия. В этом и заключается сущность справе­дливости. Не слыхал я, чтобы что-нибудь подобное бывало в прежние времена".

    Услышал эти слова Анушриван, обрадовался, наградил его и с почетом отпустил.

    Мораль этой сказки выражена в ее названии: Силен тот, кто не угнетает слабого, даже если наносит ущерб самому себе.

    Задание 116
    Прочитайте отрывок из стихотворения Константина Липскерова "Земля".


    239
    Как пурпур - абрикосовые рощи,

    И виноградник золотом залит,

    Ручьев прорытых льется хризолит,

    Бредет верблюд задумчивый и тощий.
    1. В этом четверостишии - целых две загадки. Вначале най­дите их самостоятельно и только после этого посмотрите ответ.

    2. Теперь нужно эти загадки отгадать: что такое золото? Почему поэт употребляет одно слово, а не словосочетание? Как называется этот троп?

    3. Найдите сравнение абрикосовых рощ с пурпуром. Попробуйте переделать это сравнение в метафору-загадку.

    4. Отгадайте вторую загадку: что такое хризолит? Уточните, правильно ли вы понимаете прямое значение этого слова, воспользовавшись материалами ответа.

    Как вы понимаете выражение хризолит ручьев? Знаете ли вы, как по-другому называются ручьи прорытые, то есть искус­ственные каналы?

    5. Как вы думаете, какую землю - в географическом смысле - описывает поэт? Север это или юг? Можно ли определить климат этой страны? Какие слова текста (вариант: какие детали пейзажа) подсказывают читателю однозначный ответ?

    Ответ
    1. Загадки - слова золото и хризолит.

    2. Слово золото употреблено вместо словосочетания

    золотой цвет, которое, в свою очередь, тоже используется поэтом не в прямом, а в переносном значении: желтого цвета, похожего на цвет золота. Так что в основе тропа лежит метафора. Но это еще не все.

    Можно увидеть в этом контексте и метонимию: одно слово способно употребляться вместо целого словосочетания как раз тогда, когда они соположены в жизни и в обычном словоупотреблении. Виноградник залит лучами солнца солнце желтого цвета, похожего на цвет золота виноградник залит золотым цветом и виноградник золотом залит. Вот какие сложные
    240
    превращения происходят с одним только словом и только в одной строчке...

    Прием совмещения в одном слове и метафорического, и метонимического переноса широко распространен в поэзии. В поэме А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан" читаем:

    Волшебный край, очей отрада!

    Все живо там: холмы, леса,

    Янтарь и яхонт винограда...

    Здесь тоже янтарь и яхонт означают перенос и по сход­ству цвета винограда с цветом драгоценных камней, и по смежности (предмет такого цвета и сам цвет называются одним словом). Так возникает метафора-загадка.

    3. Сравнение как пурпур - абрикосовые рощи легко переделывается в метафору-загадку: пурпур абрикосовых рощ. Автор мог написать так, но он предпочел оставить в первой строчке обычное сравнение, чтобы подготовить читателя к более сложным образным конструкциям -метафорам-загадкам - во второй и третьей строках. А как думаете вы?

    4. В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово хризолит толкуется так: "прозрач­ный драгоценный камень золотисто-зеленого цвета". В ос­нове метафоры-загадки лежит "похожесть" воды в ручье и драгоценного камня. Прорытые человеком ручьи, или искусственные каналы, в Средней Азии называются арыками.

    5. Абрикосовые деревья, виноградники, арыки и верблюды могут встретиться, разумеется, только на юге. Стихотворение К. Липскерова "Земля" взято из его книги "Туркестанские сонеты".


    Задание 117
    Прочитайте первую строфу стихотворения А. Ахматовой "Бессонница".
    241

    Где-то кошки жалобно мяукают,

    Звук шагов я издали ловлю...

    Хорошо слова твои баюкают:

    Третий месяц я от них не сплю.
    1. Объясните, какое отношение к заглавию имеют первые две строчки.

    2. Зачем в конце третьей строки поставлено двоеточие? Ка­ковы синтаксические отношения между третьей и четвертой строками?

    Сравните третью и четвертую строки по смыслу. В одной сказано: хорошо баюкают, в другой - не сплю. Как это может быть? Чему верить? Попробуйте объяснить это противоречие.

    О чем сообщается в четвертой строке? Бывает ли так в жизни? Сколько времени может человек не спать? Зачем поэту потребовалась гипербола? Какое значение приобретают слова не сплю?

    3. Объясните смысл строфы в целом: только ли о бессоннице написано стихотворение? Из-за чего в действительности не может заснуть лирическая героиня А. Ахматовой?

    Ответ
    1. Бессонница - это болезненное отсутствие сна, невозможность заснуть. Ночью, когда все спят, поэтесса (ее лирическая героиня) прислушивается к звукам. Издали шаги могут быть слышны только ночью, когда тихо. Таким образом, заглавие и первые две строки связаны темой ночи и тишины.

    2. Третья и четвертая строки синтаксически связаны: в последней содержится объяснение. А вот по смыслу они противоположны: хорошо баюкают и не сплю противо­речат друг другу. Значит, в третьей строке слова упо­треблены в прямо противоположном значении. Такой троп называется иронией. Эту третью строку нужно читать с горькой иронической полуулыбкой... В приведенной строфе есть еще один троп - гипербола. Не спать так долго - больше двух месяцев - человек, конечно, не может.

    242
    3. Стихотворение А. Ахматовой "Бессонница" - не об отсутствии сна, а о любви. Особенно значимы слова жалобно (слово не относится к героине прямо, но косвенно характеризует и любовь тоже: она не буйная, не страстная...), издали (то есть — изо всех сил жду твоего прихода). Важно обратить внимание на гиперболу третий месяц не сплю — это преувеличение, которое говорит о силе чувства.

    Задание 118
    "Расшифруйте" предложение.
    Под этот шум я стал засыпать, все еще плохо осознавая происходящее и только радуясь животной радостью при мысли, что я в избе, близко к огню, что все то, что во мне так неприятно застыло и окоченело, скоро должно оттаять и распуститься.

    Один из возможных ответов
    Человек пришел откуда-то из непогоды. Он так долго пробыл на холоде, что даже внутри него все замерзло и одеревенело. Именно поэтому ему такую животную радость приносит пребывание в избе и у огня. Он так устал и измучен, что даже плохо осознает происходящее. Несмотря на шум, он начинает засыпать. В этом состоянии он плохо понимает, что происходит вокруг, но чувствует, что внутри него тоже скоро все оттает.

    (Предложение взято из рассказа В.Г. Короленко "Мороз".)

    Задание 119
    Прочтите сказку Ганса Христиана Андерсена.
    243
    Талисман

    Принц с принцессой праздновали еще свой медовый месяц. Счастливы они были чрезвычайно, и только одна мысль не давала им покоя: им очень хотелось знать, будут ли они так же счастливы всю свою жизнь? Поэтому стали они мечтать о талисмане, который оградил бы их от всяческого недоволь­ства в супружестве. А были они очень наслышаны об одном человеке; жил этот человек в лесу, и все уважали его за мудрость. В любой беде и во всяком затруднении мог он дать дельный совет. Отправились к этому мудрецу принц с прин­цессой и рассказали ему обо всем, что было у них на душе. Выслушал их мудрец и сказал:

    - Ступайте странствовать по белу свету, и как встретятся вам счастливые и всем довольные муж с женой, попросите у них лоскуток нижнего белья, а как раздобудете такой лоскуток, носите его всегда как талисман. Это средство испытанное.

    Сели принц с принцессой на коней и отправились в путь; вскоре услыхали они от людей об одном знатном рыцаре, который будто бы жил со своей женой счастливее всех других. Приехали они к нему в замок и стали расспрашивать, правда ли они так довольны своей жизнью, как говорит про то молва.

    - Все правда, - ответили те, - одно только горе: детей у нас нет!

    Стало быть, здесь искать талисман было нечего, и при­шлось принцу с принцессой отправиться дальше на поиски счастливых и всем довольных супругов.

    И вот приехали они в город, где, по слухам, был один чест­ный горожанин, который жил со своей женой в мире, любви да согласии. К нему-то они и пошли и точно так же спросили, правда ли он так счастлив в браке, как о том рассказывают.

    - Да уж, что правда, то правда! - ответил муж. - Живем мы с женой душа в душу, вот только детей у нас многовато, а с ними много у нас и забот, и горя!

    Стало быть, и у него искать талисман было нечего, и принц с принцессой отправились дальше, расспрашивая


    244
    повсюду, не слыхал ли кто про счастливых и довольных супругов. Но такие все не объявлялись.

    Однажды, едучи полями и лугами, увидали они непода­леку от дороги пастуха, который весело играл на свирели. И видят, что к пастуху идет женщина с грудным младен­цем; другого ребенка, мальчика, она ведет за руку. Как только пастух заметил женщину, он пошел к ней навстре­чу, взял малютку и стал целовать и ласкать его. А собака пастуха, прыгая и лая от радости, подбежала к мальчику и лизнула ему ручонку. Между тем жена пастуха достала глиняный горшок, который принесла с собой, и сказала:

    - Иди-ка, отец, поешь.

    Муж сел на землю и принялся за еду, но первый кусок он отдал малютке, а второй разделил с мальчиком и собакой. Все это видели и слышали принц с принцессой. Подошли они поближе и заговорили с мужем и женой:

    - Уж вы-то, наверное, самые что ни на есть счастливые и довольные супруги?

    - Да уж, что правда, то правда, - ответил муж. - Слава Богу. На свете нет ни одного принца с принцессой счаст­ливее нас.

    - Знаете что, - сказал тогда принц, - помогите нам, вы об этом не пожалеете! Дайте нам по лоскуточку от рубашки, которую вы носите на теле!

    При этих словах пастух с женой как-то чудно перегля­нулись. А пастух сказал:

    - Видит Бог, мы бы рады дать вам не то что по лоскутку, но и целую сорочку, будь она у нас. Но у нас и тряпки-то никакой в доме нет.

    Пришлось принцу с принцессой отправляться дальше не солоно хлебавши. Под конец долгие напрасные скитания им наскучили, и они повернули домой. Когда принц с принцессой проезжали мимо хижины мудреца, они упрекнули его за то, что он дал им такой плохой совет, и рассказали про свое путешествие.

    Улыбнулся на это мудрец и сказал:

    Продолжите сказку.

    245
    Ответ
    Окончание сказки Андерсена

    - Неужто вы и вовсе понапрасну съездили? Разве не вернулись вы домой умудренные опытом?

    - Да, - ответил принц, - я узнал, что счастье и довольство своей судьбой - редкий дар на этом свете!

    - А я, - сказала принцесса, - поняла: чтобы быть счастливым, нужно только одно: быть довольным своей судьбой, и все!

    Протянул тут принц принцессе руки, и поглядели они друг на друга с такой нежной любовью! Благословил их мудрец и сказал:

    - В вашем собственном сердце отыскали вы истинный талисман! Храните его бережно, и тогда злой дух не­удовлетворенности никогда не овладеет вами.

    (Пер. с датск. Л. Брауде.)

    Задание 120
    Прочитайте стихотворение Андрея Вознесенского.
    Во время взлета и перед бураном

    мои душа и уши не болят –

    болит какой-то совестибулярный

    неясный для науки аппарат.
    Когда, снижаясь, подлетаю к дому,

    я через дно трепещущее чую,

    как самолет жестяною ладонью

    энергию вбирает полевую.
    Читаю ль тягомотину обычную

    или статьи завистливую рвотину,

    я думаю не об обидчике –

    что будет с родиной?
    246

    Неужто и она себя утратит -

    с кукушкой над киржачною болотиной -

    и распадется, как Урарту, -

    что будет с родиной?
    Она атавистически сладима –

    кому-то Кремль, оттиснутый на сотенной,

    а мне - язык мой непереводимый...

    Что будет с родиной?
    Не административная система —

    блеск ее верст, на спиннинги намотанный.

    Она за белой церковью синела

    нерадиоактивною смородиной.
    Я не хочу, чтобы кричала небу

    чета берез, белеющих в исподнем.

    Отец и мать в моих проснулись генах:

    "Что будет с родиной?"
    Прочитайте первую строфу еще раз.
    Во время взлета и перед бураном

    мои душа и уши не болят –

    болит какой-то совестибулярный

    неясный для науки аппарат.
    Что значит совестибулярный? Какие известные вам слова напоминает это слово? Можно ли (хотя бы приблизительно) описать назначение такого аппарата? У всех ли людей он есть? Для чего он, по-вашему, может быть нужен?
    Ответ
    Совестибулярный аппарат получился, по-видимому, из соединения в одно целое слов совесть и вестибулярный ап­парат. Вестибулярный аппарат есть у каждого челове­ка, он отвечает за ориентацию в пространстве. Этот аппарат - физиологическое приспособление, и сам человек не может им управлять, как не может управлять, например, скоро­стью движения крови по сосудам. Человек во многом зави-

    247

    сит от своего вестибулярного аппарата: некоторых укачивает в машине или в самолете, и перед поездкой они должны учитывать эту особенность своего организма.

    Совесть - понятие духовное, нравственное и, наверное, только человеческое. Совесть может проснуться, пробу­диться - вдруг, без всякого желания самого человека. Она может мучить, даже терзать, но при этом человек волен и не прислушиваться к ее голосу и даже (средств много) полностью заглушить этот голос. То есть человек может в какой-то степени управлять своей совестью. (Так ли это, поговорим чуть ниже.)

    Таковы исходные данные - знания, которые нужны для понимания принципа действия "неясного аппарата".

    Что сказано в стихотворении Вознесенского? Попробуем "перевести". Во время взлета ... уши не болят - значит, вестибулярный аппарат в норме. Перед бураном мои душа и уши не болят - значит, и давление нормальное, и нервы в порядке. Что же у него болит? Совесть. Но не "обыкновенная", а совесть как заложенный в человека "аппарат", подобный вестибулярному, с которым приходится считаться и который нельзя "отключить".

    Примерно так мы понимаем определение совестибулярный. Может быть, вы расшифруете это понятие точнее?

    А теперь - о том, действительно ли совесть можно заглушить. Думаем, нет. А если можно, то лишь на короткое время. Если у человека есть совесть, то она не может не проявить себя. Можно вспомнить Раскольникова, кото­рый пытался, но не смог поставить на место совести тео­рию. Можно вспомнить пушкинского Скупого рыцаря:

    ...что меня

    И совесть никогда не грызла, совесть,

    Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,

    Незваный гость, докучный собеседник,

    Заимодавец грубый, эта ведьма,

    От коей меркнет месяц и могилы

    Смущаются и мертвых высылают?..

    Фазиль Искандер написал статью "Государство и
    248
    совесть", в которой он предлагает сделать совесть - посколь­ку это главное в человеке - главным и в политике. Писа­тель предупреждает: "Нас ждут трагические неудачи, по­ка мы не осознаем, что базисом, фундаментом челове­ческой жизни и целого государства является совесть". В доказательство Фазиль Искандер приводит такой пример:

    "Самые людоедские государства, душившие совесть, никогда ее теоретически не отрицали, а просто искажали в свою пользу. Даже они мистически боялись прямо и громко ее отрицать.

    Интересный в этом отношении диалог был у нашего зна­менитого священника-хирурга Войно-Ясенецкого со Ста­линым. Передаю суть.

    - Что это вы говорите - душа, душа. Ее нет. Ее никто не видел, - сказал ему Сталин.

    - Совесть тоже никто не видел, - отпарировал знаменитый священник-хирург, - но ведь вы не станете отрицать, что она есть.

    И Сталин промолчал. Не осмелился сказать, что и совести нет. В этом великая, непобедимая тайна совести".


    Задание 121




    Предскажите смысл предложения, если в нем будет слово наотрез.


    Ответ
    В предложении будет говориться о том, что кто-то реши­тельно не хочет что-то делать, или кому-то предъявили какое-то обвинение, и тот от него отказался, или кто-то отрекся от каких-то своих прав, или от прежних мыслей, или от надежд, или произведений, или кто-то отказался поверить во что-то...
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25


    написать администратору сайта