Главная страница

$литература. Литература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, ориентированная на интересы детейчитателей


Скачать 138.18 Kb.
НазваниеЛитература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, ориентированная на интересы детейчитателей
Дата26.06.2019
Размер138.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла$литература.docx
ТипДокументы
#83123
страница4 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
и в стиле и языке. Поэтому они не только о природе, так как вызывают массу ассоциаций, наталкивают на раздумья.

Лермонтов, как никто другой, умел оживлять окружающее, наделять каждую деталь природы чувствами и вызывать подобные же чувства в душе читателя. Уже в самом раннем его пейзажном стих-ии «Осень» (1828), написанном 14-летним подростком, запечатлены не только зримые приметы осени, когда «листья в поле пожелтели и кружатся, и летят», но говорится и о пахаре. Природа постепенно становится для поэта не только объектом изображения, но и средством для раскрытия внутреннего мира человека, его глубоких дум. Это заметно, например, и в поэтической миниатюре «Из Гете» («Горные вершины»). В ней показаны не только спящие «во тьме ночной» горные вершины, и не только полные светлой мглой тихие долины, но и противоположное им состояние усталого человека, которому пока еще нельзя отдыхать.

В других пейзажных миниатюрах Лермонтова, вошедших в круг чтения младших школьников и подростков: «Парус» (1832), «Тучи» (1840), «Утес» (1841), «Листок» (1841), «На севере диком стоит одиноко...» (1841) тема природы выступает лишь поводом для выражения мучительных переживаний и размышлений о несбыточности счастья и невозможности слиться с природой. Стих-е «Парус» дает возможность учить детей вчитываться в поэзию. На первых порах достаточно, если ребенок сумеет понять содержание стих-я как картину морского пейзажа и сумеет нарисовать словесную или графическую картину. В стих-ии «Утес» одинокий старый утес в пустыне «задумался глубоко и тихонько плачет» от того, что золотая тучка, ночевавшая на его груди, утром «снова в путь умчалась рано», оставив в его морщине лишь влажный след. Еще более одинока северная сосна, которая мечтает о прекрасной пальме, растущей в далекой восточной пустыне («На севере диком стоит одиноко...»). Все эти стихи тесно связаны между собой, освещают разные оттенки одного и того же чувства одиночества, создают образ тонкой мятущейся души, жаждущей контактов, единения и деятельности.
18. Детск. пьесы Маршака («Кошкин дом», «Теремок», «12 месяцев»): эстетич. идеал, народн. традиции, художеств. Особ-ти.
В начале 20-х гг. в Краснодаре Маршак с группой энтузиастов — педагогов, артистов и художников — создает театр для детей. Для этого театра он пишет пьесы-сказки по мотивам русской народной поэзии. Сборник этих пьес, вышедший в Краснодаре в 1922 г.,— 1-я детская книга Маршака. «Теремок», «Кошкин дом», «Горя бояться — счастья не видать», «Сказка о глупом мышонке», «Угомон», «Тихая сказка», «12 месяцев», «Волга и Вазуза», «Сказка об умном мышонке», «Умные вещи» — в этих и многих других сказках для чтения и представления Маршак следует традициям устного народного творчества.

Творческое осмысление народно-поэтич. традиций обогатило всю художественно-изобразительн. систему Маршака-сказочника. Поэтическим зерном, из которого выросла остросатирич. пьеса «Кошкин дом», была народная детская песенка; сказка «12 месяцев» написана по мотивам словацкого фольклора, прототипом сказки «Теремок» является популярная одноименная русская народная сказка. Интерес Маршака к народн. творчеству, проявившийся у него еще в начале века, в немалой степени был результатом всеобщего увлечения русским фольклором, когда появилось много произведений, в которых использовались сюжеты русских народных сказок, весь их волшебный инвентарь, весь их традиционный словарь. В отличие от современных ему сказочников, Маршак не прибегал к приему стилизации. Он говорил: «Для меня всегда в сказке существуют конкретные приметы жизни народа, страны. У сказочных персонажей есть родина, профессия, характер. Все мои 12 месяцев — это хозяева лесов, полей, морозов, дождей и ясной погоды, а не какие-то условные обозначения времени. Всякая стилизация отнимает у сказки жизнь».

Видя в сказке живую действенную мысль народа и правду характеров, Маршак добивался такой же выразительности и ясности, «простоты сложности» и «сложности простоты», которые являются следствием глубокого, органически присущего поэту мироощущения и мировоззрения и в стихах для детей. Стиль Маршака-художника — стиль сказочного реализма. Остро чувствующий в жизни присутствие чуда, какой-то неразгаданной тайны, Маршак создавал образ мира, образ духовного существования человека, стараясь в то же время разбудить в его душе тоску по идеалу, жажду прекрасного.

19. Прозаич. сказка о жив-ых и детях в творчестве Толстого, Гаршина, Мамина-Сибиряка.
Гаршин написал ряд сказок для детей: «Attalea princeps» (1880), «То, чего не было» (1882), «Сказка о жабе и розе» (1884), «Сказание о гордом Аггее» (1886), «Лягушка-путешественница» (1887). Так, в «Сказке о жабе и розе» в заброшенном уголке сада распускается прекрасная роза. Сюда заходит только маленький мальчик, который наблюдает за насекомыми, зверями и читает; за ним присматривает сестра. Но мальчик заболевает, и некому насладиться красотой розы. Ее видит жаба, которая вознамерилась съесть цветок, но лишь ранилась о шипы и падала со стебля. Мальчик попросил принести розу. Сестра выхватила цветок из лап жабы и поставила в стакане у кроватки мальчика. Мальчик успел лишь понюхать цветок и умер. Розу поставили у гроба, и хотя там было много цветов, смотрели только на нее, а позже засушили — такой она и попала к автору.

Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: «Аленушкины сказки» (1894-96), «Серая шейка» (1893), «Зарницы» (1897), «По Уралу» (1899) и др. В 1892 году выходит его сборник, посвящённый любимой дочери, Алёне, - «Алёнушкины сказки». В сказках «Про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост», «Про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишку – Короткий Хвост» читателя покоряет отношение автора к зайцу, восхищает смелость и ловкость храброго комара, победившего злого медведя. Чувство большой грусти оставляет сказка «Про Воронушку – чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку». В ней рассказывается как маленькая Канарейка, стремясь на волю, попадает из тесной клетки в гнездо вороны. Воронушка заботилась о своей маленькой гостье, но, к сожалению, Канарейка не выдержала холодной зимы и погибла. Сказка надолго остаётся в памяти читателя, он начинает понимать – свобода для живого существа дороже всего, дороже самой жизни. Но сказки Мамина-Сибиряка не только грустные и печальные, но и весёлые и жизнерадостные. Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил «Аленушкиными сказками». Он говорил: «Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное».
20. Комическое и лирическое в прозе и поэзии С. Черного.
Одним из ряда ярких представителей писателей-эмигрантов в русской литературе является Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг, 1880-1932). Поэт-сатирик, который отличался умением искусно «снимать маски», разоблачая невежд и лицемеров. Писатель обладал тонким чутьем русской души, что отобразилось во многих его произведениях. Саша Черный внес большой вклад в область развития не только сатирической, но и детской юмористической литературы. Неприятие окружающей действительности и некоторая отчужденность были обусловлены теми жизненными обстоятельствами, в которых Саша Черный рос и воспитывался. Неслучайно первый псевдоним писателя был «Сам по себе». В 1905 году в Петербурге Саша Черный опубликует под этим псевдонимом стихотворение «Чепуха», которое и принесет известность юному поэту. Особый интерес к творчеству писателя пробуждают его непосредственность и глубина, порожденные свободой выражения, то есть Саша Черный не загонял себя в рамки и не подчинял свою волю воле других людей, давая наступать на «горло собственной песне». В его произведениях, а особенно в детских, мир показан, словно зеркальное отражение, где есть место только тому, что есть на самом деле. Вот что говорили о его творчестве: «Какая странная сатира! Сатира-шарж, почти карикатура, и вместе с тем - элегия, интимнейшая жалоба сердца, словно слова дневника» [26, с. 189] Обладая искусством перевоплощения, поэт-сатирик легко мог входить в образ любого существа, будь то бабочка или даже собака. В его детских произведениях, где повествование ведется от лица животного, нередко можно услышать голос самого Саши Черного. Именно поэтому «Дневник фокса Микки» так любим детьми. Там есть правда, там есть жизнь и там присутствует сам поэт.
21. Роль Горького в организации новой ДЛ. Сказки Горького для детей.
Горький явился создателем, организатором литературных сил, теоретиком и критиком советской литературы для детей. Горький стремился формировать нового человека, его социальные взгляды, моральный облик, чувства и эмоции. Все это определило направленность творчества и общественной деятельности писателя.

Одним из главных средств в деле нравственного воспитания нового человека Горький считал лит-ру. Вот почему он стремится привлечь передовых писателей и ученых к созданию книг, которые показали бы детям лучших представителей человечества. В письмах Ромену Роллану, Тимирязеву, Нансену, Уэллсу, Бунину Горький просит их написать книги об Амундсене, Бетховене, Сократе, Сервантесе, Дарвине, Эдиссоне, Джордано Бруно и сам берется рассказать о Гарибальди. Горький хочет, чтобы человек предстал перед ребенком прежде всего как герой, как рыцарь духа, борец за правду. Ведь именно такие люди будут способствовать воспитанию социальной активности, уважения к творчеству, любви к труду, станут жизненным идеалом подростков и юношества.

Горький, руководя всем процессом создания и развития советск. лит-ры для детей, активизирует свою работу по собиранию сил ДЛ, воспитанию писателей. Горький убежден в том, что создателями книг для детей должны быть самые талантливые писатели. Творческой лабораторией новой ДЛ стал в 1919-1920 гг. первый советский журнал для детей – «Северное сияние», душой и редактором которого был Горький. В журнале печатались рассказы Чапыгина, Шишкова и других писателей.

В 30-е гг. Горький привлекает к созданию лит-ры для детей многих хорошо известных писателей: М. Пришвина, Н. Тихонова, А. Толстого, М. Зощенко, Н. Емельянову, Г. Шторма, Г. Фиша, В. Инбер, С. Сейфуллину. Он предлагает видным ученым Тимирязеву, Ферсману, Арсеньеву написать книги для детей. Горький находит и «бывалых» людей, которые, обладая огромн. жизнен. опытом, становятся авторами многих научно-познавательн. и научно-художествен. произв-ий. Среди них подводник К. Золотовский, участник гражданской войны Н. Григорьев, летчики, геологи, географы.

Горький пристально следил за творческим ростом таких писателей, как С. Маршак, М. Ильин, К. Чуковский, C. Григорьев, Л. Пантелеев, K. Паустовский, В. Бианки, Б. Житков, Л. Гайдар и многих других. Он радовался их творческим успехам, подсказывал новые темы, прямо указывал на ошибки, помогал преодолеть их, найти пути совершенствования своего мастерства. Чтобы помочь писателям создать произв-я, нужные детям, отвечающие на их запросы, Горький возглавил несколько исследований, которые дали бы возможность судить об их интересах, мечтах, помыслах, об особенностях восприятия ими действительности.

В годы подготовки к созданию 1-го в мире специализированного издательства ДЛ Горькому особенно важно было узнать, что отличает интересы новых читателей. Именно поэтому он часто встречался с пионерами и школьниками, посещал школы, бывал на пионерских слетах, переписывался с детьми, помогал им создавать книги, в которых наиболее полно и достоверно раскрывалась их жизнь, их восприятие мира.

Горький личным примером стремился доказать писателям, насколько важной и почетной он считает работу по созданию ДЛ. Он написал для детей несколько рассказов и сказок («Встряска», «Утро», «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой» и др.). Переплетение реального и фантастического, драматического и комического, широкое использование приема антропоморфизма, близость детям образов и ситуаций — все это дает возможность Горькому говорить с детьми «забавно» о серьезных вопросах, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». В 1918—1919 годах были опубликованы сказки Горького «Про Иванушку-дурачка» и «Яшка». «Яшка» — первая антирелигиозная сказка для детей, в которой едко высмеивается миф о загробной жизни и утверждается принцип «Жить во славу людям».

В статьях Горького, опубликованных в конце 20-х и начале 30-х гг.: «Еще о грамотности», «О ДЛ», «Литература - детям», «О темах», «Заметки о детских книгах и играх» и некоторых других — прослеживается стройная методологич. концепция, охватывающая эстетич. и педагогич. проблемы ДЛ. В этих работах Горького произв-я для детей предстают как средство формирования гармонической личности, человека нового общества.
22. «Лесная газета» В.В. Бианки как тип художественной природоведческой энциклопедии для детей.
Одно из самых известных произведений Бианки - его «Лесная газета». Эта книга - энциклопедия русской природы, результат труда писателя, работавшего над ней на протяжении 30 лет. Удача этой книги во многом определена остроумной выдумкой автора: материал в ней подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, занятными рисунками, загадками в конце номера. В основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «Месяц Стай», «Месяц Полных Кладовых» и т. д. В газете нередко сообщаются сведения на первый взгляд малозначительные. В отделе «Лесных происшествий» мы узнаем, например, что весной из-под снега показалась клюква, а гадюка приняла свою первую солнечную ванну. Такого же характера и «городские новости»: «над Невой показались чайки, на окраину города забрел лось, появилась гостья из моря - рыбка корюшка». Корреспонденты газеты сообщают разные новости из леса, с поля, с рек и озер. Просматривая газету далее, мы начинаем замечать, как сезонные изменения в природе отражаются и в деятельности человека. «Лесная газета» - это книга-игра. Читатель не остается пассивным. Автор все время втягивает его в наблюдения, в практические дела. В ней немало конкретных советов по узнаванию следов животных, работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. Интересные факты и практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность («Тир», «Остроглаз»). В маленьких по объему рассказах писатель умел многое сказать. Всего две странички занимает рассказ «На дереве», но в нем дано яркое сопоставление характеров охотника-ханта, «лесного человека», выдержанного и точного в своих поступках, и его слишком быстрого на решения городского друга. В «сказке-несказке» о том, почему у сороки длинный хвост, почему чайки белые, раскрыты очень сложные отношения между птицами и природной средой и высмеяно наивное представление о «птичке вообще», птичке без облика и имени. Произведения Бианки стоят у самых истоков научно-художественной литературы для детей. Находки и выдумки автора «Лесной газеты» и теперь помогают организовать занимательную беседу с детьми на научные темы.
23. Художеств. эксперимент в поэзии обэриутов для детей (Д. Хармс, А. Введенский, Ю. Владимиров). Игровая основа их творчества, приемы детского стихотворчества.
ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927—начале 1930-х гг. в Ленинграде. ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов переместиться в «нишу» ДЛ (Введенский, Хармс, Владимиров и др.).

Поэзия Д. Хармса — это поэзия превращений: обыкновенный самовар превращается в доброе и строгое существо, пионерский отряд — в миллионный легион, у мальчугана появляются 40 братьев. Поэт не только играет с малышами в игры-загадки, но и приобщает их к творчеству, когда ребята сами придумывают недостающую рифму, постигая тайны поэзии. Стих-е «Врун» К. Чуковский приводит как пример для детских поэтов – столько в нем выдумки и ритмического совершенства.

Д. Хармс привел в детскую поэзию необычного героя — немного чудаковатого, немного неуклюжего, но беспечно доброго и веселого. В нем было что-то и от народного Иванушки, и от маршаковского «рассеянного», и от чудаков из английского фольклора.

А. Введенский тоже опирался в своих творческих исканиях на фольклор — небылицы, докучные сказочки, заклинательные обращения к силам природы. В лучших стихах поэта («Кто?», «Дождик, дождик!», «Колыбельная», «Володя Ермаков») юный читатель встречает своего сверстника в качестве маленького сына Вселенной, которому понятен язык зверей, птиц и сказочный мир природы.

Самый молодой из обэриутов Ю. Владимиров любил считалки, скороговорки, перевертыши. Стихи поэта — «Оркестр», «Евсей», «Самолет», «Чудаки» — переносили читателя в мир удивительной гиперболы, незадачливых сказочных персонажей, забавных ситуаций.
24. Протеизм сказок А.С. Пушкина. «Прототипы» и оригинал.
С 1831 по 1834 г. Пушкин пишет свои знаменитые сказки: - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; — «Сказка о попе и его работнике Балде»; — «Сказка о рыбаке и рыбке»; — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; — «Сказка о золотом петушке». Однако сказочные мотивы у Пушкина, его сказочные сюжеты явлены и в поэме «Руслан и Людмила», и в подступах к сказочной образности «Бовы», и в интерпретации сказок о животных в «Сказке о медведихе», и в сюжете баллады «Жених» или пародировании мистических романтических историй в «Гусаре». Один из характерных подходов А. С. Пушкина к изучению сказок обращает внимание на сопоставление фольклорных образцов с оригинальной стихотворной сказкой, книжных вариантов народной сказки и пушкинской литературной, а также литературных сказочных произведений на один фольклорный сюжет. Так, сопоставляются пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сказка «Морозко», со сказкой из собрания братьев Гримм «Schneewittchen» («Белоснежка»? «Снегурочка»?) или «Спящей красавицей» Ш. Перро, и, наконец, «Сказка о мертвой царевне...» — со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна» Подобный анализ весьма плодотворен, так как преследует не только источниковедческую цель, но и попытку найти первоисточники пушкинской сказки, не только довольно много дает исследователю как текстологу, но как нельзя лучше выявляет исключительные индивидуальные стилевые черты художнической манеры А. С. Пушкина. Примером различных подходов к поэтическому сказочному творчеству А. С. Пушкина может служить анализ «Сказки о даре Салтане...». Она впитала в себя все наиболее существенные звенья народной волшебной сказки. Это прекрасный образец идеального мира, который своими ключевыми ценностями утверждает дом, любовь, семью. Три составляющие идеального мира даются через архетипические образы, востребованные прапамятью каждого славянина.В связи с этим любопытно расшифровать символический смысл океана — острова — корабля — берега — дуба. Изгнанными из дома, брошенными в огромный неведомый мир предстают мать и дитя. «... Весь мир представляет собою единое живое тело», — указывает А. Ф. Лосев, говоря об Античности[2]. Брошенные на погибель, они рождаются для новой жизни, где зло будет истреблено.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта