Главная страница

$литература. Литература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, ориентированная на интересы детейчитателей


Скачать 138.18 Kb.
НазваниеЛитература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, ориентированная на интересы детейчитателей
Дата26.06.2019
Размер138.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла$литература.docx
ТипДокументы
#83123
страница6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Детская литература стремится пробудить в ребенке чувство родной речи, которая воспринимается не только как нечто, позволяющее удовлетворить свои самые насущные потребности, как средство достижения житейского комфорта, но и как Божественный Глагол, как путь к душе, как слово, обладающее силой, энергией, хранящее мудрость предков и открывающее заключенные в нем непостижимые тайны грядущего.
29. Особенности художественно-познавательных рассказов о природе (М. Пришвин, В. Бианки, Е. Чарушин, К. Паустовский). Охарактеризовать один из рассказов.
В. Бианка «Чей нос лучше?» В рассказе разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор, скушав несчастного мухолова — зачинателя спора. Этот рассказ помогает детям понять какие клювы бывают у тех или иных птиц и для чего они предназначены.

В послереволюционные годы усилиями ученых и популяризаторов науки было создано множество детских книг познавательного характера. Авторы их опирались на опыт, накопленный дореволюционными популяризаторами научных знаний.

В 1919 году основан научно-популярный журнал «В мастерской природы», поставивший своей задачей «воспитывать дух любознательности, возбуждать интерес к активному изучению природы». В художественно-познавательной детской литературе этот «дух борьбы» воплотился в идее непременного покорения природы человеком. Воспевался активный преобразователь природы, ской природоведческой книги опирались на богатые традиции русской литературы с ее нравственно-философским подходом к природе.

М.М.Пришвин был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать.
30. Мир детства в изображении С. Топелиуса (сказки «Сампа-лопаренок», «Звездоглазка»).
В сказках Топелиуса (Финский писатель) мы находим и мотивы саамских сказок. Например, действие известной сказки

«Сампо-Лопаренок» происходит в Лапландии. Любознательный мальчуган, решив прокатиться на санках, оказался вдруг далеко от дома, во владениях свирепого горного короля. Олень с золотыми рогами помогает Сампо убежать и скрыться в доме пастора. Горный король хочет забрать Сампо, так как тот еще не был крещен. Но пастор успевает быстро окрестить его, и великан вынужден уйти ни с чем.

Звездоглазка
С саней лопаря упал ребенок. Девочку подобрал финский новосел. Назвали ее Элисабет, но пастор пошутил что надо было назвать ее Звездоглазкой, ведь глаза девочки так ярко светились. Жена новосела боялась приемную дочь, ведь лопари умеют колдовать, а Звездоглазка усмиряла стихии, животных и умела читать мысли. Даже когда ее посадили в темный подвал, девочка видела звезды и знала, кто чем занят.
Злая соседка Мурра, пока новосел был в разьездах, по согласию его жены увезла Звездоглазку в горы и оставила там. Вернувшись, новосел разгневался и отправился с Муррой искать девочку. Ее так и не нашли, только увидели следы лыжни возле сугроба, где женщина оставила малышку. Мурру растерзали волки; они же унесли всех овец новосела.

Во многих сказках писателя звучит этот мотив: злые силы не властны над душой, преданной Богу. Тема любви к природе, доброты и сострадания проходит через многие сказки писателя. Сказки Топелиуса очевидно обнаруживают христианский взгляд на мир автора, но они не скучно назидательны, а полны жизни, приключений, неожиданных поворотов в развитии действия. 

Литературное творчество Топелиуса весьма многообразно. Его лирика глубоко патриотична, пронизана любовью к родине и её природе. В более поздних стихах Топелиуса преобладают религиозные мотивы.
31. Значение юмористич. рассказов в развитии у детей чувства юмора (на примере творчества одного из писателей –Носов, Драгунский).
Носов занимает в ДЛ почетное место. Яркий юмористич. талант, сочетающийся с большой долей лиризма, раскрывается уже в первых рассказах: сборники «Тук-тук-тук» (1945), «Ступеньки» (1946), «Веселые рассказы» (1947). Писатель изображает самые обычные события в жизни школьника — пионерский лагерь, поездку на дачу, покупку новой игрушки, но все они, как правило, рассказаны самими участниками этих событий. На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий отношение ко всему происходящему героя-мальчишки, по-своему, нередко очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего все со своей, мальчишеской точки зрения, и создает в рассказах Носова не только комическую ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

В центре внимания писателя — активный, уверенный в своих неограниченных возможностях герой, фантазер и неустанный выдумщик. Носов любит такого деятельного подростка, которому каждое дело кажется легким. Для Мишки — сквозного персонажа многих рассказов писателя — невыносимо бездействие, он весь в движении, в деятельности — варит ли он кашу или играет в телефон. Носов знает тайники души мальчишки этого возраста. Сколько веселых минут переживает читатель, следя за событиями двух дней, которые провели мальчики на даче («Мишкина каша»). И хотя Мишка и кашу сварить не сумел, и ведро утопил, и пескари на плите сгорели, ощущение жизнелюбия остается в рассказе главным.

Носов, рассказывая о типичном повседневном поведении подростка, его промахах, неудачах, желании самоутвердиться, вовсе не осуждает своего героя. Его рассказы лишены назидательности. Он с мудрой улыбкой дает возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть смешное в способах самоутвердиться. Период роста героя естествен, его переживает каждый, но именно смешная сторона помогает осмыслить многое в самом себе.

В к. 40-х — н. 50-х гг. Носов пишет ряд повестей о школьной жизни: «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950) и, наконец, подлинно новаторскую для того времени повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1952). Интересно, что в повестях Носов словно бы и не избирает новых сюжетов. На первый взгляд, это типичный рассказ об отстающих учениках, о работе в кружке юннатов, но по существу книги Носова стали переворотом в жанре «школьной Повести». Носов совершенно иначе показывает жизнь школы, повседневное бытие школьника, пользуясь свойственным ему оружием — юмором. Показывая комические ситуации, Носов критикует шаблон в воспитании.

Однако самое главное, конечно, характеры героев Носова. У мальчишек стремления и способы достижения цели нередко не соответствуют. Расхождение стремлений и поступков, которые определяются свойствами характера и возраста, и создает комические ситуации. (Например, как Витя Малеев воспитывает волю) Серьезность героя, совершающего нелепый поступок или произносящего кажущиеся ему важными слова, и реальная их оценка, как правило, не совпадают.

Носов — мастер диалога, и внутренняя динамика его сюжетов развивается через диалог. Очень выразительна интонация диалогов писателя, выражающая способ мышления носовских персонажей. Наивно-реалистическое мышление подростка соседствует с резонерством, шаблон — с оригинальностью, живость восприятия — с абсолютной ненаблюдательностью.

В 50-е - 60-е гг. Носов пишет свой сказочный роман — знаменитую серию сказок о Незнайке: «Приключение Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1970). Сказочные персонажи по существу те же реальные мальчишки и девчонки, что и в его реалистических повестях, только оказавшиеся в фантастической ситуации. Подобный прием позволяет писателю более остро высмеять многие свойства характеров своих героев, отдельные жизненные явления, например поэта Цветика, пишущего стихи немедленно и на любую тему
32. Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса.
Детская литература – это комплекс произведений, созданный специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития.

Цели детской литературы:

Развитие языковой картины мира

Формирование понятийного аппарата

Система ценностей

Становление личности

Развитие грамотности

Задачи детской литературы:

обучение эстетике и этике

формирование языковой компетенции

определение и формирование коммуникации между ребенком и взрослым.

Д.л. связана с педагогикой., призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности маленьких читателей. 

Д. л. как орудие познания жизни, она раздвигает перед юными читателями границы мира, помогает его осваивать, т.е. литература обогащает духовно, способствует самопознанию, самосовершенствованию, помогает понять свое предназначение в мире. 

Для д.л. существует отбор тем. Учитывается следующее: 1) насколько тема актуальна для данного времени;2) доступна ли тема ребенку в этом возрасте; 3) отвечает ли тема решению воспитательно-образовательных задач. 

Цели и задачи освоения дисциплины

Задачи дисциплины:

- студенты должны получить представление о детской литературе, ее специфике и связи с общим литературным процессом;

- вооружить будущего учителя умениям понимать литературные явления, процессы, самостоятельно в них ориентироваться;

- понимать и оценивать конкретные литературные явления и факты, в том числе и новые, возникающие сегодня, с нравственно-эстетических позиций, прочно устоявшихся в отечественной культуре и литературе;

- развить культуру мышления и способность использовать полученные знания в профессиональной деятельности.
33. Общая характеристика детской поэзии 60-90 гг. XX в. Особ-ти творчества одного из соврем. поэтов (Благинина, Токмакова, Заходер, Успенский, Сеф и др.).

Развитие поэзии для детей 60-90 гг. XX в. тесно связано с общими процессами, происходящими в литературе того времени. От стихов описательных, тематических, которые в к. 40-х — н. 50-х годов считались непременной принадлежностью поэзии для детей, начался переход к стихам лирическим, к поискам новых средств отражения сложного внутреннего мира человека, отражения жизни в ее многообразных связях. Каждое новое явление в поэзии сказывается прежде всего новизной интонации, которая в свою очередь определяется особым поэтическим видением мира тем или иным поэтом.

Отличительная черта поэзии 60—90-х годов — в стремлении приобщить детей к современности в самом широком смысле этого слова, в стремлении раскрыть через чувство поэта удивительный мир, окружающий нас, показать через пристальное внимание поэта к многообразию природы, к душевным движениям человека взаимосвязь явлений и взаимоотношений. В поэзии этого периода лирический герой — созидатель и философ, первооткрыватель нового, казалось бы, в примелькавшемся нам окружающем мире, том мире, который каждый день познает читатель-ребенок.

Стихи для детей — явление сложное, так как эстетические потребности детей разного возраста различны. Если для дошкольников и младших школьников характерно образное восприятие мира, игровое его освоение, стремление ритмически организовать речь, соотнести ее с движением, красками, звуками, то для подростка важнее героическое начало, события большого эмоционального накала, а потому и тяга к остросюжетной, героической поэзии.

Один из талантливых современ. поэтов — Борис Заходер. Он начал писать для детей в 50-е годы и сразу же обратил на себя внимание. Стихи его, по большей части окрашенные юмористической интонацией, на самом деле глубинны, за внешним игровым началом чувствуется проникновение в суть вещей и явлений, умение забавно, с юмором раскрыть ребенку мир человеческихотношений и в среде взрослых, и в детской школьной жизни. Наиболее полное собрание его стихов и прозы представлено в книге «Стихи и сказки» (1968). Художественная проблематика стихов Заходера связана с раскрытием нравственного идеала. Он осмеивает эгоизм, леность, пустословие, злобу, тщеславие, зависть и трусость, душевную черствость. Истинные ценности представляются ему в труде, который необходим в каждом деле, в преданной дружбе и любви, в искусстве, которое обладает великой силой. Почти каждое его стих-е, будь оно совсем маленькое, как в «Мохнатой азбуке», или большое повествовательное, как легенда «Почему деревья не ходят», содержит в себе этот нравственный идеал, выражает отношение самого поэта к жизни, к тому, что в ней прекрасно и что безобразно. Поэтому стихи Заходера — большая поэзия, доставляющая наслаждение не только детям.

Заходер умеет преподнести свое представление о мире читателю, заставляя его размышлять и чувствовать. Приобщая его к красоте поэтического слова, помогая ему заметить и услышать двойной смысл слов, обыгрывая привычные афористические фразы, прямой и переносный смысл предложения, отдельного слова, он втягивает ребенка в мыслительный процесс, используя игру и сказку, заставляет его глубже проникнуть в мир поэзии. В одном из первых его стих-ий — «Буква Я» — речь идет, казалось бы, о всем известном правиле —не следует всегда ставить себя на первое место. Но поэт даже такую прописную истину передает детям не только наглядно, но и остроумно. Он обыгрывает свойство различных букв: «Фу-ты, ну-ты! — Фыркнул Ф; Срам! — Сердито С сказало; В — кричит: «Воображала». Мягкий знак мямлит, Твердый знак показывает кулак».

Игра в слово — одна из характерных особенностей стихов Заходера. В цикле стихов «На задней парте» мы встречаемся не только с живой разговорной речью мальчишек, но и с юмористически преподнесенными обиходными выражениями, которые передаются и в буквальном и в переносном смысле слова: друзья дерутся, их обливают из ведра, и в заключение фраза — «Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя»; или слово «перемена» — как перерыв между занятиями и как перемена, происшедшая с человеком. Заходер помогает ребенку обогатить ассоциативное мышление, через многозначность и многозвучность слова понять не только юмор положения, который наиболее доступен детям, но и юмор характера и иронию. В стих-ии «Мартышкин дом» ироническая интонация сопровождает все «деяния» хвастливой мартышки, которая приглашает на новоселье гостей, не построив дома, рассуждает о том, что она «человеку близкая родня», и подобно многим болтунам утверждает свою необыкновенность, ничего не делая и только хвастаясь.

Способность поэта играть словом ярко проявляется в коротеньких юмористических стихах «Мохнатой азбуки». Раскрытие обобщения через конкретный случай, откровенно содержащееся в стихах нравоучение, аллегория роднят многие произведения Заходера с басней. Заходер охотно пользуется таким поэтическим средством, как перевертыш, который удовлетворяет эстетические и интеллектуальные потребности ребенка («География всмятку», «Кит и кот», «Соль» и многие другие). Воспитание чувств в стихах Заходера приобретает различную окраску: от смешного и забавного до лирического, иногда оба эти начала сочетаются, как, например, в «Сказке про доброго носорога», совсем не похожего на своих сородичей.

Характерная особенность стихов Заходера — звучная рифма, которая работает на главную мысль: «Пираты — квадраты, абордаж — карандаш» встречаешь как радостную находку. Здесь сближаются романтическое представление мира ребячьей мечты о морских приключениях с обыденным школьным предметом — карандашом, и несоответствие «миров», к которым принадлежат рифмующиеся слова, создает эту праздничность и необычность. Столь же удачно и сочетание «дальнобойный карандаш», создающее образ игры в «морской бой» всего-навсего сочетанием этих двух слов.
34. Научные сказки В.В. Бианки на зоологические темы (научно-познавательные «сказки-несказки»).
Сказки писателя - это "сказки - несказки", в которых скрываются огромные знания, поэтому они считаются научно-познавательными. Сказки вводят ребенка в мир живой природы, помогают понять его. В сказках животные рассуждают и действуют, как люди.

Язык сказок народен и читатели узнают много новых слов и значений. 

Рассказы очень реальны, правдивы, отражают правду жизни. В рассказах Бианки появляется описание пейзажа. Но автор вводит его в произведение осторожно, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж дает представление о душевном состоянии и настроении героев. Понятия в описании используются знакомые детям.

Первая сказка В. Бианки — «Путешествие красноголового воробья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки». «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). 

"Лесная газета" - это книга - игра, так автор постоянно втягивает нас в сови наблюдения. В ней много полезных советов: как читать следы зверей и птиц, практические советы по работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В книге много полезной информации о поисках и открытиях в науке, много головоломок, забавных рассказов, состязаний на развитие умственных способностей.
35. Сказки Перро: народное и светско-аристократич. начало, страшное и смешное в восприятии современных детей.
Шарль Перро - выдающийся поэт и критик – известен нам главным образом как один из основоположников жанра литературной сказки. В 1694 году Перро издал три сказки в стихах: «Гризельда», «Потешные желания» и «Ослиная кожа». Две последние сказки Перро позже пересказал в прозе. Славу Перро принес сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), куда входило первоначально восемь сказок. Позже Перро добавил еще три стихотворные сказки.

Для Перро обращение к национальному фольклору не было случайностью. Он не только вел полемику с представителями классицизма, но и возглавлял литературную борьбу с ним. В своем труде «Параллель между древними и новыми...» Перро утверждал необходимость отказаться от канонов классицизма и вводить в литературу новый, свежий, близкий народу материал. Он противопоставил национальные сказки античным сюжетам. В предисловии к своим сказкам Перро подчеркивал, что его источником были сказки, «которые наши предки сочиняли для своих детей». Высокая мораль этих сказок доходит до сознания, «глубоко западает в душу детей»,— писал Ш. Перро.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта