Главная страница

$литература. Литература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, ориентированная на интересы детейчитателей


Скачать 138.18 Kb.
НазваниеЛитература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, ориентированная на интересы детейчитателей
Дата26.06.2019
Размер138.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла$литература.docx
ТипДокументы
#83123
страница2 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Бродячие сюжеты — устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу произв-я, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художеств. облик в зависимости от новой среды своего бытования. Особенно типичные примеры бытования бродячих сюжетов дает сказка. Например, русская сказка о Шемякином суде: ее родина - Индия, параллели можно видеть в тибетском сказании о каирском купце, в современ. персидских сказках, в итальянских новеллах Джовании Серкамби, в английских стихах о водовозе Бусотто и т.д.
8. Стихи Некрасова в круге детского чтения: образы детей и природы, демократизация поэзии для детей.
В 60-е гг. XIX в. одно за другим появляются произведения Некрасова, где он дает целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор.

Временами автор рисует идиллическую картину деревенской жизни. Но потом Некрасов как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей.

В произв-ях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенств общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке — это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает тупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей.

Роль пейзажа в лирике Некрасова нельзя назвать традиционной. Картины природы, родной земли помогают поэту высказать свои патриотические чувства. Некрасов не просто любуется красотой российской природы, но видит в ней источник жизни, вдохновения. Более того — образ родной земли в его творчестве связан с ее историей, с ее настоящим и будущим. Поэтому в поэтическом наследии Некрасова трудно найти стихи, полностью посвященные изображению природы. Очень близки у него жизнь природы, человека и России. Некрасов посвящает свои строки простой, непритязательной красоте русской природы. В ней нет экзотики, она — часть жизни русского человека, часть его души.

Зачастую пейзаж Некрасова мрачен. Природа у Некрасова неравнодушна к людским страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом.
9. Сказки о жив-ых: отражение взаимоотн-ий людей в образах жив-ых; особ-ти композицион. построения, диалогич. речи, роль песенно-поэтич. элементов.

Сказки о животных (животн. эпос) - сказки, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные.

Главными действующими лицами русских сказок являются лиса, волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух. Наиболее часто героями сказок о жив-ых являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйств. деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животн. царстве середину; в третьих, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.

В сказке о животных выделяют несколько жанров: комическая (бытовая), волшебная, кумулятивная, новеллистическая, сатирическая, аполог (басня), анекдот, легенды, предания, бытовые рассказы о жив-ых, небылицы.

Около 20 сюжетов сказок о жив-ых - это кумулятивн. сказки. Принцип ее композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Повторение может быть бесконечным («Про белого бычка», «У попа была собака») и конечным («Репка» - нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся).

Ведущее место в сказках о жив-ых занимают комическ. сказки - о проделках жив-ых (Лиса крадёт рыбу с саней, волк у проруби, лиса обмазывает голову тестом, «битый небитого везёт» и т.д.). Значительная часть сказок о жив-ых занимает аполог, в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуации. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей («Лиса и кислый виноград»; «Ворона и лисица»).

Литература некогда дала толчок к развитию сатирич. сказки. Эффект сатирического в фольклорн. сказке достигается тем, что в уста жив-ых вкладывается социальная терминология («Лиса-исповедница»; «Кот и дикие животные»).
10. Литературно-педагогическая деятельность Ушинского и Толстого.

Ушинский составил две учебные книги для начального обучения: «Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни; «Детский мир» - для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии. Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики.

Кроме тщательно подобранного художественного материала (стих-ий, басен, сказок и т. п.) и небольших рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т.п., которые отличаются замечательной простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения. Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2-3 строки на какую-либо нравственную тему, например: «Хромой и слепой. Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи - и оба перешли благополучно». Широко использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать.

Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.

Рассказы, написанные Толстым для учебных книг, богаты и разнообразны по содержанию; они явились ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов помещены в советских книгах для чтения в начальной школе и выпускаются в наше время отдельными изданиями.

В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль и дореволюционную школу России, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося. Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг. Л. Н. Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор. По словам Н. К. Крупской, «для всякого педагога, каких бы взглядов он ни держался, педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мысли и духовного наслаждения».
11. Волшебн. сказка: система героев и сюжетн. мотивов, композиц. построение, особ-ти сказочн. пространства и времени, средства речевой выразит-ти.
В волшебн. сказке присутствует волшебн. начало, действуют сверхъестественные существа. Волшебн. сказка имеет в своей основе сложную композицию (экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка). В основе сюжета волшебн. сказки - повествование о преодолении потери при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки обычно присутствуют два поколения – старшее (царь с царицей и т.д.) и младшее (Иван с братьями или сёстрами). Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю, или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебн. сказки состоит в том, что главн. герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются). Развязка — это преодоление потери. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В волшебн. сказках присутствуют традицион. мотивы: испытание героя сказки дарителем и вознаграждение героя (Бабя-Яга даёт Ивану-царевичу волшебный клубок за то, что он себя правильно вёл), бой над антагонистом и победа над ним (в роли антагониста выступает в волшебной сказке Кощей Бессмертный, Змей Горыныч), брак с чудесным существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик (муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа): «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»), свадьба («Сивка-Бурка»).

Основные сюжеты волшебн. сказок:

1. борьба со злом (в лице Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Змея Горыныча, злой мачехи и т.д.),

2. превращение людей («Царевна-Лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.),

3. выполнение трудных задач (герои должны добыть красавиц, чудесные предметы, построить в одну ночь дворцы и сады и т.д., в этом им помогают жена или мать).

Все рус. волшебн. сказки строятся на борьбе добра и зла. Добро чаще всего отождествлялось с человеком, т.к. сказки творили люди. Злу же зачастую приписывался нечеловеческий облик, особенно в раннем обществе. Так зло было легче всего опознать и отделить от «своего», человеческого. Только впоследствии возникла идея о том, что зло может скрываться и под человеческой маской. В сказках олицетворениями зла являются Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба Яга, колдун, ведьма, некая внешняя сила и проч. Им противостоит главный герой или героиня, являющиеся носителями добра. Всегда сначала берет верх зло, но в конце побеждает добро. Зачастую для победы добра над злом применяется насилие.

Средства речевой выразит-ти:

- постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица, добрый конь, леса дремучие, травы шелковые)

- гиперболы (конь бежит – земля дрожит) и литоты (мальчик-с-пальчик)

- устойчивые выражения, повторяющиеся из сказки в сказку, сказочные формулы (долго ли, коротко ли; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; избушка-избушка, встань к лесу задом, ко мне передом)

- говорящие имена (царевна Несмеяна, Крошечка-Хаврошечка, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная)

- употребление существит. и прилагат. с уменьшит.-ласкат. суффиксами (маленький, братец, петушок, солнышко)

12. Рус. поэзия рубежа XIX – XX вв. в круге детского чтения (Бунин, Бальмонт, Блок, Есенин).
Эпоха рубежа XIX – XX вв. осознавала себя эпохой младенческой. Ощутимая исчерпанность духовно-нравственных, собственно религиозных, социально-политических, внутриличностных ресурсов, почти старческая усталость мира обращала ее к единственной надежде и опоре — детству с его, кажется, неиссякаемым потенциалом любви и радости, готовности к жертве и ожиданию праздника. Для детей пишет Бальмонт свои «Фейные сказки», автобиографический роман о детстве. "Фейные сказки" поэт написал для своей дочери. Это настоящие детские стихи. В них среди "мошек и блошек", пьющих "капельки с ромашек", живет нежная фея, "занятая своим делом". Она проверяет росинки, разрешает споры, ведет муравьиную войну. В детских песенках Бальмонта можно найти героев русских народных сказок, песен, прибауток: серенького козлика, русалку, Бабу Ягу, Кощея. Замечательные картины русской природы можно увидеть в стихах Бальмонта "Береза родная, со стволом серебристым...". Стих-е Бальмонта "Осень" наполнено интересными ребенку метафорами: "Солнце реже смеется", "Осень проснется и заплачет".

Удивительным образом Блок передает красоту природы, наполняя сердца детей чувством восторга и радости. Он видит, как безумно прекрасен мир за его окном. Красота летнего вечера, свежесть волнующейся нивы, весенняя гроза с удаляющимися раскатами грома вызывают трепетное ощущение в его душе, вдохновляя отразить все это волшебство в поэтических строках. Окружающий мир словно оживает в его произведениях: ветка роз «дышит ароматом», трава «полна прозрачных слез», «дремотой розовой объята трави нескошенной межи». Поэт смотрит на природу, еще хранящую следы недавней грозы, и его сердце переполняется любовью и нежностью. И эти же чувства он дарит своим читателям.

 Природа у Есенина не просто составляет пейзаж: она живет, реагирует на судьбы людей. Ее невозможно отделить от человека, его чувств, мыслей, настроения. Такое отношение к природе можно увидеть в стих-е "Отговорила роща золотая...". Оно построено на развернутой метафоре: роща предстает перед нами как живое существо, которое наделено теми же возможностями и чувствами, что человек. Она может говорить "березовым, весенним языком", "милым" лирическому герою. Особое место в лирике Есенина занимают образы животных. "Братья наши меньшие" наделены абсолютно всеми человеческими чувствами, в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства.

При изучении поэзии рубежа веков в круге детского чтения необходимо обращать внимание на синтаксическую функцию тропа (метафоры, олицетворения, эпитета, оксюморона и др.), показывая, как в образе "свернут сюжет".
13. Понятие литературн. сказки и литературн. вымысла. Проблематика повести-сказки Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
Во 2-й четверти XIX в. широкое развитие получает литературн. сказка, возникшая как жанр в последней трети XVIII в. Она сыграла значительн. роль в идеологическ., литературн. борьбе, оказала влияние на широкие читательские круги, на дальнейшее развитие рус. ДЛ. Многочисленные авторы старались, по словам Белинского, удовлетворить возникшую «страсть к сказкам». Классич. Произв-я в этом жанре создали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. П. Ершов, М. Ю. Лермонтов. Вес они опирались на народн. творчество, но каждый относился к источникам по-своему. Жуковский старался сгладить острые углы, примирить противоречия и облагородить народные сюжеты. Ершов следовал им, сохраняя без изменения сказочные реалии. Пушкин освобождал народн. сказку от нездоровой фантазии, делал ее более содержательной и ярко выражающей суть народного творчества, поднимал ее на более высокую ступень. Лермонтов уже в самой записи сумел сохранить свойственный ей народный колорит.

Повесть-сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», созданная более 150 лет назад, продолжает волновать юных читателей. Секрет ее очарования и в важности темы, ив худож. мастерстве писателя, и в глубоком понимании особ-тей детского возраста, в тонком педагогическ. чутье автора.

Доброта и скромность, беспредельная честность и смелость, прилежание и трудолюбие, верность слову и преданность дружбе, благодарность и презрение к эгоизму, славе, самонадеянности и к ложным ценностям, какой является жажда первенства над равными, ответственность человека за свои поступки перед собой, перед окружающими, умение критически смотреть на себя, постоянно работать над собой, бороться со своими недостатками и пороками, — одним словом, весь комплекс нравственных качеств, без которых немыслима подлинная человеческая личность, составляет идейную сущность повести. И все эти сложные, весьма отвлеченные для ребенка понятия глубоко запрятаны в живой ткани произведения, вполне доступны маленькому читателю, так как они входят в его голову через сердце, вместе с чувствами и сопереживанием.

На все события автор смотрит глазами ребенка, но в то же время рассказывает о них как взрослый, нередко прибегая к приему несобственной прямой речи. Каждый шаг главного героя и поступки остальных мотивированы, подготовлены предшествующими событиями. В сюжете, в развитии событий нет резких скачков. Автор осторожно ведет читателя по намеченному пути. Сюжет повествования, композиция построены в расчете на маленького читателя. Об этом свидетельствует, например, довольно большая экспозиция, занимающая почти пятую часть повести. В ней довольно полно сообщены необходимые сведения, чтобы упредить возможные вопросы читателя и подготовить его к восприятию произведения. Читатель узнает, где и когда происходят события, кто такой Алеша, каковы его внешний вид, костюм, привычки и характер.

Решению главной своей задачи писатель подчинил все компоненты произведения. События в повести происходят в пансионе. Чтобы глубже раскрыть внутренний мир Алеши, писатель сначала оставляет его одного во время каникул. Мы видим круг его представлений и желаний, его характер. Пространство и время, в котором находится герой, заполняется конкретными деталями, характерными для петербургской жизни конца XVIII века. Затем мы видим Алешу в период занятий, в общении со сверстниками, свидетелем и участником волшебных превращений, что еще глубже раскрывает его развивающийся характер.

Одиночество во время каникул вынудило его читать рыцарские романы и через них смотреть на мир. Этому способствует то, что двор, куда он изредка выходит гулять, отгорожен высоким забором. Для более глубокого раскрытия его характера очень кстати оказались дырки в заборе, через которые он надеется увидеть волшебника и рыцарей. Чувства и характер мальчика реальны, даны в движении. Ему сначала было скучно в пансионе, но скоро стал привыкать, «и бывали минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме». Наряду с чтением, вполне мотивирована и вторая его привязанность — короткое знакомство с курочками, особенно с Чернушкой. Алеша отличается зоркой наблюдательностью. Он все замечает.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта