$литература. Литература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, ориентированная на интересы детейчитателей
Скачать 138.18 Kb.
|
Естественным продолжением земных картин являются картины в сказочном подземном царстве, напоминающие те же земные. Придворный церемониал в подземном царстве так же торжествен и сложен, как и на земле, но деформирован в угоду ребенку, чтобы придать всему фантастический и сказочный характер. Здесь стена тронного зала сделана из такого же мрамора, какой Алеша видел в минералогическом кабинете, имеющемся в пансионе. Но зато палки с набалдашниками в виде лошадиных голов отлично скачут, как только сядешь на них. Дорожки в саду усеяны драгоценными камнями, но Алеша и не думал собирать их, чтобы разбогатеть, а только пожелал, чтобы и на земле их было бы так же много. Развитие характера Алеши показано очень убедительно. Перерождение его из скромного, умного и миленького, хорошо учившегося мальчика, каким мы его видим в начале повести, в самонадеянного ленивца и гордеца и обратное возвращение в прежнее состояние вполне естественно и убедительно. 14. Чуковский – детск. поэт, сказочник, переводчик и исследователь детск. словотворчества. В 1917 г. в приложении к журналу «Нива» была опубликована первая сказка Чуковского «Крокодил». В 1923-1926 гг. писатель создал ряд стихотворных сказок, опубликованных в основанном при его участии издательстве «Радуга»: «Мойдодыр» (1923), «Тараканище» (1923), «Муркина книга» (1924), «Мухина свадьба» (1924, позднее получила название «Муха-Цокотуха»), «Путаница» (1926), «Чудо-дерево» (1926), «Бармалей» (1925), «Телефон» (1926), «Федорино горе» (1926). В основе сюжетов большинства сказок Чуковского лежит «страшная история»: злодей (крокодил, паук, тараканище, Бармалей и др.) вторгается в гармоничную жизнь других персонажей, но находится отважный и добрый герой (Ваня Васильчиков, воробей, «маленький комарик», доктор Айболит и др.), помогает попавшим в беду и возвращает весь мир в первоначальное радостное состояние. Таким образом, в самом раннем возрасте знакомясь со сказочным миром К. Чуковского, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек. В процессе развития сюжета друг друга сменяют два постоянных мотива: страшное и смешное. И то, и другое - прежде всего инструмент: напугать или рассмешить читателя. Творчество Чуковского для детей полемично насквозь: в нем нет ни длинных описаний природы, ни сентиментальной умиленности, присущей стих-ям для детей, созданным его современниками. Фабула развивается стремительно, сюжет фантастичен. В сказках для детей впервые вместо снежинок, цветочков и звездочек появляются образы города: трамваи, автомобили, аэроплан. Большим новшеством Чуковского является его стих, который передает живые интонации русской разговорной речи, богат аллитерациями и неожиданными рифмами. При ультрасовременном пейзаже и сюжете некоторые ритмы демонстративно заимствованы писателем из классической русской поэзии XIX в. (так, при чтении «Крокодила» вызываются в памяти лермонтовский «Мцыри» и ершовский «Конек-Горбунок»). Чуковский постоянно общался с детьми, посещал детские сады, школы, детские больницы. Он призывал писателей и педагогов «уйти в детвору», как когда-то «ходили в народ». Плодом активного изучения детей - их увлечений и интересов, их игр и языка, их стихотворчества и речетворчества - стала вышедшая в 1928 г. книга «Маленькие дети», которая позже получила название «От двух до пяти». Эта книга его создавалась совместно с тысячами родителей, которые по просьбе писателя присылали ему самобытные слова и речения своих детей. При жизни Чуковского книга, постоянно пополняемая новым материалом, издавалась 21 раз. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» говорит, что тяга ребенка к «небывальщине» и фантазированию не уводит его от познания реального мира, а, наоборот, помогает понять реальность, а тяга к «перевертышам» и словесная игра способствует постижению духа родного языка. Наблюдая за особенностями детского речетворчества, писатель пришел к выводу, что оно смыкается с речетворчеством народа и что каждый ребенок в возрасте 2-5 лет является «гениальным лингвистом». Изучая детские песенки, дразнилки, русский и английский фольклор, Чуковский сформулировал «заповеди для детских поэтов», представляющие собой специфические требования, которым должны следовать авторы в создании стих-ий для маленьких детей. В основу заповедей Чуковского положен основополагающий принцип «учиться у народа, учиться у детей». 15. Пушкин и мир рус. фольклора. Интерес к народн. творчеству у Пушкина возник с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные еще в колыбели. В 20-е гг., живя в Михайловском, собирал и изучал фольклор. К народным сюжетам он обратился в 30-е гг., когда разгорелись споры о рус. национальн. характере, об отношении к народн. творчеству, о народности лит-ры, в свое время поднятые декабристами. Первой пробой пера в этом жанре была работа над древнерус. сказкой о Бове, сюжет которой восходит к французск. рыцарск. роману. Повесть и сказку о Бове знали почти все русские дети, начиная с XVI в. Первую попытку переложить ее на стихи сделал А. Радищев. В 1814 г. его примеру последовал и лицеист А. Пушкин, который придал сюжету резко сатирический характер. Главным объектом осмеяния при этом стал царь Додон и его окружение. Наряду с повестью о Бове в детское чтение XVII века входила и повесть о Еруслане Лазаревиче, также переделанная в XVIII в. в сказку. Пушкин позднее использовал из этих сказок кое-какие элементы. Если из повести о Бове в его сказки вошли отдельные эпизоды и имена героев, то из повести о Еруслане Лазаревиче он взял поле, усеянное мертвыми костями и истоптанное конем богатыря, огромную голову на этом поле, выходящих из морской пучины богатырей и другие сказочные эпизоды; некоторые из них вошли до этого в «Руслана и Людмилу». Следующим произведением, тесно связанным со сказочным жанром, явилась поэма «Руслан и Людмила» (1817—1820). «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» написаны в 1833 г. в Болдине. Над «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» поэт работал в Царском Селе в 1831 г. Последняя из них — «Сказка о золотом петушке» — написана в 1834 г. Основой сюжета «Сказки о царе Салтане» послужила русская народная сказка, записанная в конце 1824 г. в Михайловском со слов Арины Родионовны. Сюжет этот был значительно переработан. Так, в народной сказке сестры не собирались быть царицами, а в разговоре между собой хвалились, что первая может все государство одним зерном накормить, вторая — всех одеть куском сукна, а третья — родить 33 сына. Царь женился на меньшей сестре, а двух других с собой не брал. Иной характер имеют у Пушкина и чудеса на острове. Первым чудом в народной сказке является дуб у лукоморья, а на нем золотая цепь, по которой ходит кот, рассказывающий сказки и поющий песни. Второе чудо — на горе грызутся два борова, «а меж ними сыплется золото да серебро». И третье чудо — «из моря выходят 30 отроков на один час». Пушкин так переработал народный сюжет, что оставил лишь главные звенья, наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями. Так, вместо свиней выдумал чудесную белочку, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. Сын-богатырь растет в бочке «не по дням, а по часам» и своей силой освобождается из бочки, а не по благословению и с помощью неизвестной силы, как это было в народной сказке. Получилось новое произведение, полное сказочной прелести и чудес, с великолепными героями, способными преодолевать любые препятствия. Источником «Сказки о рыбаке и рыбке» исследователи признают сюжет из сборника братьев Гримм. Однако похожие сюжеты встречаются и в русском фольклоре. Так, в собрании А.Н. Афанасьева имеются две подобные сказки — «Золотая рыбка» и «Жадная старуха», которые могли быть известны Пушкину и стать источниками для его сказки. «Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни Пушкина не печаталась. Первым ее слушателем был Н.В. Гоголь, которому поэт читал ее в Царском Селе летом 1831 г. Гоголь пришел от нее в восторг, назвал ее совершенно русской сказкой и прелестью невообразимой. Как и «Сказка о царе Салтане», она создана на основе сюжета народной сказки, услышанной в селе Михайловском. В сказке Пушкина поп дает Балде только одно задание — собрать с чертей оброк. Между тем в народной сказке значительно больше событий. Схожие сюжеты встречаются в двух сказках, записанных Афанасьевым: «Батрак» и «Шабарша». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» создана на основе русской сказки, записанной в Михайловском, Пушкин мог также использовать русскую сказку «Волшебное зеркальце». Каждая деталь так преображается, что делается реальней и содержательней, чем это было в народной сказке. Так, например, в народном сюжете гроб царицы привинчен был к соснам золотыми цепями, а царевич влюбляется в труп, что вызывает у читателя неприятные чувства. Герой пушкинской сказки королевич Елисей не знает о смерти царевны и ищет свою возлюбленную как живую. В сказке Пушкина братья не хоронят царевну в пещере; гроб вешают на чугунных цепях, что более реально, хотя и не менее сказочно. Таким образом, сказки Пушкина привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства. Как и в народных сказках, герои в них делятся на положительных и отрицательных. Каждый из них наделяется одной ведущей чертой характера. Темное и светлое, доброе и злое четко разграничиваются. Но добра и света в них намного больше, и они торжествуют над тьмой и злом. Положит. герои полны внутреннего благородства, нравственной и физической красоты, смелости и отваги. 16. Рассказы о детях и жив-ых в творчестве Толстого, Чехова и Куприна. Во 2-й половине XIX в. писатели обращаются непосредственно к исследованию особенностей детского сознания и создают произведения не только для детей, но и о детях. В рассказах Толстого о детях («Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок» и др.) предметом изображения становится внутренняя жизнь ребёнка, его чувства, мысли, переживания. Здесь Толстой рассматривает маленького человека не как объект воспитания, но как самостоятельную личность со своим миром эмоций. Именно это нужно учитывать при обучении, оно должно прежде всего затрагивать эмоциональную сферу, только тогда можно достичь желаемого результата. К сожалению, нельзя сказать, что эти теоретические выводы воплощены в произведениях Толстого, обращённых непосредственно к детям. Его детские рассказы явно дидактичны, они едва ли не напрямую указывают: вот так поступать хорошо, а вот так нехорошо. С одной стороны, эти произведения очень лаконичны, в основе каждого рассказа - незамысловатый сюжет, что облегчает их восприятие, но с другой стороны, эстетическое начало в них настолько сведено к минимуму, что они не дают богатой пищи уму и воображению читателя. В целом произведения Толстого отражают новый подход к личности ребёнка и ценны прежде всего как теоретическая основа для художественных произведений ДЛ. Чехов создал ряд произведений о детях, которые объединил в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Ванька», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие» и «Дома». Сборник получил высокую оценку учителей. Рассказ «Детвора», открывающий сборник, как бы вводит читателя в своеобразный мир детства. Взрослые уехали на крестины. В ожидании их возвращения дети играют в лото. Им давно пора спать, «но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек и что подавали за ужином?». Двумя-тремя штрихами писатель не только набрасывает портреты всех детей от мала до велика, но и дает представление о том, как у каждого из них начинают проявляться или уже определенно проявились индивидуальные особенности характера. Гриша завистлив, корыстолюбив и играет исключительно из-за денег. Аня тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Однако «копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия». Сонечка играет в лото ради процесса игры. Поэтому, кто бы ни выиграл, она «одинаково хохочет и хлопает в ладоши». Алеша еще очень мал: у него «ни корыстолюбия, ни самолюбия». Кухаркин сын Андрей по натуре мечтатель. К выигрышу он относится безучастно. Но зато его интересует, «сколько на этом свете цифр и как они не перепутываются!». Название рассказа «Детвора» как бы вызывает у читателя представление о детстве благополучном - счастливой, безмятежной поре. Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли детство безоблачно? Зная и другое детство, обездоленное, лишенное всего, что необходимо ребенку, Чехов пишет о нем в ряде произведений («Ванька», «Спать хочется»). Чехов любил животных. Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними (рассказ «Событие»). Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» и «Белолобый» он адресовал именно детям. Рассказ «Каштанка» (1892) сразу приобрел большую популярность среди маленьких читателей. Чехов использовал историю, происшедшую с его рыжей собакой Каштанкой, которую Дуров подобрал на улице, обучил и которая во время очередного представления сбежала к старому хозяину. В «Каштанке» (и в «Белолобом») Чехов пользуется широко распространенным в художественной литературе способом изображения животных - приемом антропоморфизма, т.е. очеловечивания. События и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животного. Такой художественный прием дает возможность писателю глубже раскрыть отношение человека к животному. Каштанка делит все человечество на «хозяев» и на «заказчиков». Первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право «хватать за икры». По-своему Каштанка оценивает обстановку квартиры незнакомца, подобравшего ее на улице; у него «обстановка бедная и некрасивая»: кресла, диваны, лампы, ковры; у столяра, ее бывшего хозяина, квартира, наоборот, битком набита вещами: стол, верстак, рубанки, стружки, лохань и т. д. «Каштанка» - подлинно гуманистическое произведение. Человечность нового хозяина Каштанки, его отеческая забота о животных, дружба собаки, кота, гуся и свиньи, привязанность Каштанки к своим старым хозяевам - все это, несомненно, нравится маленьким читателям, обогащает их чувства. 17. Значение поэзии для развития ребенка. Пейзажн. лирика рус. поэтов 1-й половины XIX в. в круге детского чтения. В 1-й половине XIX в. значительн. развитие получает поэзия, которая была неоднородна по художеств. уровню, идейн. содержанию и литературн. направлению. В круг чтения детей широким потоком входила большая поэзия тех лет. Дети, как правило, пропускают встречающиеся в прозе описания природы. Лучшее средство для преодоления детского невнимания к таким картинам — пейзажная лирика. Пушкин и Лермонтов - выдающиеся поэты 1-й половины XIX века. Их пейзажная лирика входит в круг детского чтения. В поэзии Пушкина русская природа показана в разнообразных проявлениях, во всей своей многоцветной, вечно сияющей красоте. Безмерно любя осень, как время наивысшего творческого подъема и вдохновения, посвящая ей самые проникновенные строки в целом ряде произведений, больше всего стих-ий он все же написал о русской зиме. Это и знаменитое «Зимнее утро» с морозом и солнцем, это и «Зимняя дорога», скучная, с полосатыми верстовыми столбами, утомительно гремящим однозвучным колокольчиком. Его пейзаж тесно связан с человеком, с его чувствами, переживаниями и восприятием мира. Это и ямщик, изливающий в своих долгих песнях «то раздумье удалое», то сердечную тоску, это и «добрая подружка» няня с ее народными песнями о синице, жившей за морем, или о девице, которая «за водой поутру шла». Природа в них одухотворяется и олицетворяется: буря ведет себя то как зверь, то как дитя, то как путник запоздалый. Природа в лирике Пушкина динамична, находится в постоянном движении, меняет свои краски, запахи, рисуется в гармоничном взаимодействии всех ее составляющих. Не менее разнообразна и морская «свободная стихия» («Море»). Нежной любовью к родной природе, своей связью и причастностью к ней поэт рисует окружающий мир. Как свое обиталище и повод для глубоких размышлений и ассоциаций все живое радует его, находит отзвук в душе, напоминает о человеке. Будь то чижик в неволе, продолжающий свои привычные занятия («Забыв и рощу и свободу»), или резвый и веселый олень, выбежавший от внезапного звука на берег Днепра («Шумит кустарник»), своенравно скачущая по гладкому и широкому полю кобылица («Как быстро в поле, вдруг открытом...»), вылетающая из душной клетки медовой первая пчелка («Еще дуют холодные ветры...») или же сорока, скачущая под калиткой («Стрекотунья белобока...»), будь то выпущенная на волю птичка («Птичка») или же клюющий под окном свою кровавую пищу орел («Узник») — все живое запечатлено точным словом, в его естественном поведении, с любовью в душе и зовет к глубоким раздумьям. С такой же любовью, пониманием и точностью показаны Пушкиным картины не только родной ему русской, но и кавказской природы («Кавказ», «Обвал», «Меж горных стен несется Терек...», «Страшно и скучно...»). Это не просто пейзажные зарисовки. При их чтении возвышается дух человека, напрягаются и наливаются новой силой его мускулы. Пейзажная лирика Пушкина не только воспитывает любовь к природе, желание беречь и лелеять все растущее и живущее в ней, но и развивает в юном читателе тонкие эстетические чувства, способность наблюдать и выражать эти наблюдения точным словом. Она умножает нравственную и духовную энергию человека, заставляет думать о мире и жизни. Стихи Лермонтова о природе многомерны. В них самые простые картины пронизаны глубокими чувствами, тонкими намеками, сопровождаются размышлениями о человеке и его жизни, о современном обществе, что отражается и в выборе темы, и в композиции, |