Главная страница

$литература. Литература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, ориентированная на интересы детейчитателей


Скачать 138.18 Kb.
НазваниеЛитература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, ориентированная на интересы детейчитателей
Дата26.06.2019
Размер138.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла$литература.docx
ТипДокументы
#83123
страница9 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9


Обращение к фэнтези -довольно распространенное явление в современной русской литературе. К приемам фэнтези порою прибегают и писатели, работающие в других жанрах. 

Жанровые признаки фэнтези

1)мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности.

2)магия и фольклорные персонажи как необходимый элемент. В качестве примера подойдет едва ли не любое произведение фэнтези.;

3) авантюрный сюжет (как правило -- поиск, странствие, война и т. п.). 4)средневековый антураж, хотя здесь возможны варианты

5) скрытое противопоставление технологии и волшебства в пользу последнего;

6)на первый план выдвигаются герои, их поступки и переживания, волшебное и сказочное играет вспомогательную, но далеко не второстепенную роль;

7) противостояние добра и зла как основной сюжетообразующий стержень, "для фэнтези обязательна борьба добра и зла - ибо она, как и сказка, структурирована этически"

6). Конечно, фэнтези отличается от сказки. Зло и добро в ней равнозначны, а в сказке добро побеждает без потерь.

8)наличие потустороннего мира и его проявлений;

9)полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все.
47. Фольклорные и новаторские черты сказкахВ.А.Жуковского.
Василий Андреевич Жуковский оказал большое нравственное влияние на русскую литературу и культуру в целом. Значительная часть его творений непосредственно обращена к детям. Жуковский переводил и создавал большинство своих сказок для детей. Он первый познакомил детей с художественной поэтической сказкой, которая вошла в русскую детскую литературу. Сказочный жанр был близок поэту. Он собирал русские народные сказки, переводил сказки Перро, братьев Гримм, Андерсена, обрабатывал сюжеты народных и литературных сказок, создавал свои поэтические сказки. огромное влияние на творчество поэта оказал Пушкин, его сказки самобытны, с яркой романтической направленностью. В волшебных сказках Жуковский стремился поднимать нравственные проблемы. Добро и справедливость а его сказках всегда торжествуют над злодейством. Любовь, дружба, поиски счастья – основные мотивы его сказок.

Создавая сказки « Тюльпанное дерево»(1845), «Красный карбункул» (1816), «Кот в сапогах» (1845), Жуковский бережно отнесся к сюжетам их иноязычных оригиналов.

Так, при переработке сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» поэт, следуя сюжету, особенно подчеркнул в ней сатирические мотивы. Стремясь выдержать сказку в русском народном духе, Жуковский широко пользовался традиционно – фольклорными речениями, простонародными русскими словами, выражениями, например: «дочь прекрасна так была, что ни в сказке рассказать, ни пером не описать», «птица там не пролетит, близко зверь не пробежит», Но наряду с народной фразеологией и лексикой Жуковский сохранил в сказке выражения, свойственные литературно – романтическому стилю, например:

На воздушный тонкий стан

Брошен лёгкий сарафан

или «Блещут розы по кустам», «рдеющие ланиты» и др.

Высоконравственная идея – торжество добра, любви, справедливости, - облеченная в поэтическую, богатую фантастическими образами, красками, звуками, эмоциями форму, насыщенность социальным смыслом – сделали сказку «Спящая царевна» выдающимся поэтическим произведением русской литературы. «Спящая царевна» (1831) написана на основе распространенного западного сюжета, имеющегося в сказках Ш.Перро и братьев Гримм. В основе сказки – романтическая идея о всепобеждающей силе любви. Сказку отличает легкость, изящество, во многом благодаря использованию четырехстопного хорея. Несмотря на перевод, Жуковский создает сказку в русском национальном стиле: традиционные приемы народной русской сказки сочетаются у него с элементами романтизма. «Сказка об Иване царевиче и Сером Волке» (1845) Через все повествование проходит сказочно-рыцарский мотив. Иван-царевич – рыцарь, мужественный, непоколебимый богатырь. Он совершает подвиги, его ожидает богатырский конь. (пример)Жуковский стремится облагородить народные мотивы. Он убирает грубый эпизод, когда братья рубят Ивана царевича на куски. Его убивают, как рыцаря, вонзив в грудь острый меч.Жуковский приглушает народный смысл сказки. У него цари с народом живут в мире. В конце сказки закатывается пир на весь мир. Жуковский, сохраняя принципы композиции народной сказки, насыщает ее романтическим содержанием. Перерабатывает народный язык. Если народному языку чужда образная перегруженность, в нем живет точное, емкое слово, то у Жуковского, наоборот, чувствуется перегруженность эпитетами, сравнениями, метафорами. (пример – переезд Ивана царевича через море-океан)Большинство сказок Жуковского написано гекзаметром. Гекзаметр – античный стихотворный размер, шестистопный дактиль особенности сказок В.А. Жуковского:1. Жуковский - создатель романтической сказки,близкой к балладе.2. Идея о всепобеждающей силе любви – в основе большинства сказок Жуковского.3. Создание романтически приподнятых образов.4. Композиция, сюжет – насыщены фантастическими приключениями героев.5. Язык – на основе русских народных выражений создает свой узорчатый, торжественный стиль.6. Большинство сказок написано гекзаметром.
48. Воспроизведение детской психологии и логика в сказке А.Милна «Винни-пух и все остальные».
Веселая сказка о Винни-Пухе – фейерверк радости и оптимизма. Она словно не подчинена законам сказочного жанра. В ней нет драматических ситуаций, борьбы Добра и Зла, она легка и улыбчата, а все приключения, происходящие с игрушками Кристофера – персонажами этой сказки, - очень похожи на детские игры. Милн, посмеиваясь, рисует характеры «героев», определяющие их поведение, поступки. Писатель поселил мальчика и его медведя вместе с другими героями-игрушками в сказочном Лесу.

Лес – психологическое пространство детской игры и фантазии. Время в этом Лесу также психологично и мифологично: оно движется только в пределах отдельных историй, ничего не меняя в целом. Герои не взрослеют, их возраст определен - по хронологии появления рядом с мальчиком.

Кристоферу Робину – 6 лет, медведю – 5, Пятачку кажется, что «ужасно много лет: может быть, три года, а может быть, даже четыре!».Плюшевый медведь Винни-Пух – воплощение оптимизма.И хотя голова набита опилками, ему приходится много думать, он невероятно изобретателен. Немножко обжора, немножко поэт, Винни-Пух жизнерадостен и на каждый случай сочиняет песенку, которую громко распевает.

А вот и другой характер – пессимист ослик Иа-Иа, которому всегда грустно. И все, что он говорит, : «Теперь все понятно.

Чуть иронично обрисован и Пятачок, который гордится своим предком, и осторожный Кролик, говорящий из норы, что «совсем, совсем никого нет дома», потому что нельзя пускать в нору кого попало.

Смеется Милн и над ученой Совой, не очень-то умеющей даже писать, но боящейся потерять свой авторитет.

Но для всех обитателей Леса непресекаемым авторитетом остается Кристофер Робин. Именно его зовут на помощь в трудных случаях, именно он – самый умный: он умеет писать, он изобретательный и знающий, он придумывает «Экспедицию» на Северный Полюс, о котором звери не имеют ни малейшего понятия.

Тематика произведения – приключения игрушечных героев в сказочных ситуациях; о дружбе и взаимопомощи. Идейное содержание выражается в любви автора к детству, к детским фантазиям.

Основная мысль этого произведения – детство – неповторимая пора, и каждый ребенок является первооткрывателем своего мира. «Винни-Пух» признан во всем мире как один из лучших образцов книги для семейного чтения. В книге есть все то, что привлекает детей, но есть и то, что заставляет переживать и размышлять взрослых читателей.
49. Герои и образы в произведениях А.Линдгрен.
Одно из популярнейших произведений Линдгрен - «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» - оригинальная реалистическая и современная сказка, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком. Сказка вырастает из фантазии, из выдумки ребенка. Писательница не устает повторять, что все происходящее в книге - вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все - мама и папа, Боссе и Бетан считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона.

Карлсон, действительно, самый обычный, толстый человечек, наделенный рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона уравновешены положительными. Если образ Карлсона в книге стабилен, то Малыш показан писательницей в развитии. В нем все время происходит как бы внутренняя борьба. С одной стороны, его увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, как только шалости эти переходят границы.

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» - воспитательная книга. Ребенок узнает про жизнь большого города, узнает, что в мире, который кажется ему таким веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Малыш растет, понимая, что надо активнее вмешиваться в жизнь и помогать слабым. 

Линдгрен создала великолепнейшую сказку «Пеппи Длинный чулок». Героиня этой книги покорила маленьких и больших читателей добротой, щедростью и оригинальностью характера. 

В самом деле, в этой книге писательница воплотила мечту ребенка-сироты о счастливой жизни в чудесном мире правды и справедливости. Она наделила свою героиню сказочным богатством, невообразимой фантазией и сверхъестественной силой, которые помогают ей существовать в злом и жестоком мире, где осиротевшего ребенка ожидает лишь приют.
50. Жанр рождественского рассказа в детской литературе XIX – XX веков.
История рождественского рассказа

Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях. Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики. Основоположником жанра рождественского современного рассказа считается Чарльз Диккенс. У него есть целый цикл рождественской прозы. Первый свой рассказ он пишет в 1843 году, это "Рождественская песнь в прозе", и затем решает писать по рассказу к каждому Рождеству. Традиция Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие.

Ярким образцом жанра в европейской литературе принято считать сказку Ханса Кристиана Андерсена «Девочка со спичками».

Первые русские произведения рождественского рассказа тесно связаны с фольклорными святочными произведениями и самими святками. Самым ранним произведением считается плутовская новелла «Повесть о Фроле Скобееве», скорее всего написанная во времена правления Петра I. Произведение, озаглавленное «Святочные рассказы» впервые появилось в русской печати в декабре 1826 года в журнале «Московский телеграф». Его написал издатель журнала Николай Полевой. «Святочные рассказы» Н.Полевого воспроизводили русскую традицию, уже начавшую забываться, когда старики в вечер святок рассказывали истории, связанные с этим праздником.  Однако не все журналы публиковали такие рассказы, так как концепт многих был направлен к переменам в будущем, а не к сохранению традиций. Не игнорировали только журналы «для народа». Расцвет жанра святочного рассказа в России на рубеже XIX-XX веков связан с ростом уровня грамотности и числа подобных изданий

В советской литературе святочный рассказ теряет связь со ставшими «религиозными предрассудками» святками и Рождеством и превращается в рассказ новогодний. Однако словосочетание  святочный  рассказ  в советской печати употреблялось в ироническом смысле, для обозначения чего-то очень сентиментального или далёкого от реальной жизни. 

Возрождения традиций жанра начинается в конце 1980-х годов, в печати начинают появляться как перепечатки святочных рассказов XIX и начала XX века, так и новые произведения с подзаголовком «святочный рассказ», издаются сборники таких рассказов

Основные элементы рассказа:

- Приуроченность к Рождеству (действие происходит в канун праздника).

- Главный герой часто ребёнок или человек, попавший в тяжелое, порой критическое положение, столкнувшийся с равнодушием и безразличием окружающих.

- Герой проходит через трудности, преодолеть которые помогает либо вмешательство высших сил, либо внезапная помощь милосердных людей.

- Нравственная христианская проблематика (милосердие, сочувствие)

- Счастливый финал

- Мораль и назидательность (проповедь человечности, добра и любви).
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта