$литература. Литература часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, ориентированная на интересы детейчитателей
Скачать 138.18 Kb.
|
И поэтому в английской сказке, несмотря на всё её волшебство и искрящуюся лёгкость, всегда есть горечь. Специалисты выделяют следующие черты, отличающие английскую литературную сказку от сказок других стран: герой - ребенок; герой сам приходит к своему создателю; авторы, как правило, не были детскими писателями; обращенность одновременно к детям и к взрослым; одна из центральных проблем - взаимоотношения взрослых и детей; разнообразие языковых приемов, словесная игра; пародия; отступление от правила "счастливого конца". 42. Творчество Е.Л. Шварца для детей. Стилизация и пародия в драмах. Традиционное и новаторское в «Сказке о потерянном времени». Евгений Шварц – русский советский прозаик и драматург, поэт, журналист и сценарист. Наибольшую популярность ему принесли такие произведения, как «Голый король», «Доктор Айболит» и «Золушка». 1896- 1958 г.в г. Казань. Драматургия Е.Л.Шварца содержит сюжеты и образы, которые позволили определить жанр многих его пьес, как "пьеса-сказка", "сказочная пьеса", "драматическая сказка", "комедия-сказка". Сам писатель счит., что дети скорее поймут его сказ., пот.что расск-ся они, по его убеждению, «не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». А это возможно, пожалуй, только в детстве. Добро и зло сталкиваются и сражаются в его сказках. Из далекого дет.перешла в сознание взрослого писателя наивная и непроизвольная потребность одушевлять окруж. его предметы и явления, обращаться с ними как с живыми, наделять их человеческими индивидуальностями. Фантастич. и реальное, выдуманное и действительное никогда не противостояли в его сознании друг другу и, тем более, никогда не противоборствовали. Углубляясь в свой сказоч. мир и уводя за собой читателей и зрителей, Шварц осмыслял сказоч.действ-сть как непреложную реальность, строго и горячо судил о ней и вмешивался в нее. Свою первую детс. книгу под названием «Рассказы старой балалайки» он издал в 1925 году. И она имела большой успех. Потом были сказочные «Ундервуд», «Клад», «Остров 5-К». В 1934 году Шварца приняли в члены Союза писателей СССР. Нравоуч. в сказке не дидактика, а неотъемлем. признак жанра, без кот. нет закончен. целого. В сказке почти обязателен «урок», он обязателен еще и потому, что сказка чаще всего адресована к детям, в обращ. к котор. педагогика, в лучшем смысле этого понятия, обязательна. Стилизация - намеренная и явная имитация того или иного стиля (стилистики), полное или частичное воспроизв. его важнейш. особ-ей; предполаг некот. отчуждение от собствен. стиля автора. Пародия – жанр литер.-худож-ой имитации, подражание стилю отдельного произв., автора, литер-го направл., жанра с целью его осмеяния. Они знаменуют добродуш. вышучивание либо иронич., и саркастическое осмеяние пародируемого. Пародии,строятся на резком несоответствии их предметно-тематич. и речевого (стилистического) планов. Это особый жанр, кот., в отличие от всех иных (как серьезных, так и смеховых), направлен на саму литературу, но не на внехудожественную реальность, а потому сущностно вторичен. Пародия в состоянии существ. лишь за счет «непародийной» литер, питаясь ее соками. Недаром ее называют «антижанром». Пародийный - Содержащий в себе пародию, элементы пародии. у Е. Шварца в «Сказке о потерянном времени» точка отсчета событий нач. с экспозиции, предыстории, которая указывает на реальность и реалистичность времени, в кот будут разворачиваться события. При этом традиц. фольклорно-сказочный зачин «Жил - был мальчик по имени Петя Зубов» настраивает на соответствующ. жанр. сказка сама по себе есть вневременное явление, поскольку является моделью «вечного» времени. Завязка сказки – осознание Петей того факта, что вместо мальчика 3-го класса в зеркале он видит высокого, худого, блед. старика. Объяснение произошедшего события заключ. в нравственной сентенции: «Человек, который напр. теряет время, сам не замечает, как стареет» Собственно она и явл.ключом ко всем компонентам сюжета: желание вернуться в «свое настоящее» время, разрушить чары злодеев, отнимающих для себя время, напрасно потрач. нерадивыми, став из разгильдяев детьми собранными, ответств., дисципл.. Выразительный сатирический сюжетный ход позволяет в занимательной юмор. форме решать едва ли не главную воспит. задачу: побудить ученика быть собранным. Автор объясняет читателю, что всегда в твоих руках испр. полож. дел, но исправлять всегда сложнее, чем вести себя изначально так, чтобы исправлять не было нужно: тёмной ночью в лесу старики пытаются найти дорогу в таинственный дом, где они должны успеть передвинуть стрелки часов, чтобы вновь стать детьми. Сюжет сказки даёт все основания для того, чтобы утверждать, что время — сюжетообразующая и символическая деталь. Развязкой будет явление чуда — дети вернули время. Тайна — важный фактор в формировании внутренней формы произведения Автор формирует динамику повествования обращаясь к глаголам, характеризующим человека и его отношение ко времени с негативной стороны: он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал; пришёл с опозданием; ничему не успел научиться; Неужели же не вернуть потерянной молодости? Но есть и жизнеутверждающая мысль, которая вселяет надежду и веру в будущее: от любого несчастья может спастись человек, главное, наличие желания и потребности исправить что-то в нас самих. 43. Произведения В. Одоевского и В.Г. Короленко для детей. Владимир Федорович Одоевский – журналист, писатель, князь, музыковед, издатель и общественный деятель. Князь Владимир Фёдорович Одо́евский — рус писатель, философ, музыковед и музык критик, обществен деятель. Член-учредитель Русского географического общества.Последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей. Расцвет литератур. славы Одоевского пришелся на 30— 40-е годы. Выходит в свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом». Жанр произв., входящих в этот сборник, Одоевский определяет как «сказки».Свое представл. о будущем России он выразил в неоконченном фантастическом романе «4338-й год»..По его инициативе в Петербурге были основ.две больницы, ряд дет. приютов, создано Общество посещения бедных.В течение длительного времени Одоевский занимался организ. уч. проц. в разл. Уч.заведениях. Издает необычное пособие для восп-ых домов, где преб. сироты, — «Детские книжки для воскресных дней». Здесь помещались педагогич. наставления для воспитательниц, дидак. мат., а также расск. и сказки для чтен. детям. Глав. задачу воспит. Одоевский видел в «приучении ученика прежде всего быть человеком». Общее образов. он понимал как общечеловеческое, предшествующее всякому специальному. Многие педагоги. идеи Одоевского воплотились в его произведениях для детского чтения. В творчестве, обращенном к детям, Одоевский прежде всего ставил задачу развить умств. спос. ребенка, «укрепить его умственные силы». Всех детей писатель делит на «проснувшихся» и «непроснувшихся». «Непроснувшиеся более чем спят», ничто таких детей не интересует, они ничего не делают..Одоевский с больш. удовольствием придумывал сюжеты и ставил домашние спектакли с детьми. Он был человеком увлекающимся, неистощимым на выдумки и веселье. Таких людей, по словам Белинского, на Руси называют «детским праздником».«Городок в табакерке» — первая научно-фантастич. сказка в русской детской литературе. В этой сказке Одоевский продемонстр. искусство гово. с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему он призывал воспит.. Кроме сказок, больш. популярностью у читат. прошлого века пользовались расс. Одоевского: «Серебряный рубль», «Бедный Гнедко», «Шарманщик», «Столяр», «Сиротинка». Содерж.большинства из них было связано с детской жизнью, отражало повседневные интересы детей. Рассказы Одоевского, как и все его произведения, развив. идеи доброты, гуманности, душевн. благородства, ответственности, трудолюбия. Короленко Владимир Галактионович писатель.Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. роизведения Короленко убеждают читателей, что человек не может оставаться равнодушным, видя страдания окружающих. (пример этому повесть «Дети подземелья»). Писатель показал, что в жизни человека бывают не только горе, страдания, но и радость, кот. приносят такие прекрас. и благород. чувства, как друж. Привяз. и взаимопон. между людьми. Гуманное, справедл. отнош. к людям, независимо от их общественного и имуществен. Полож., облагораж. личность, пробуждает светлые чувства. Тема детской дружбы в произвед. — тема социальная, и это становится определяющ.при изуч. повести в школе. Не менее важно образоват. значение повести. К этому времени дети легко усваивают сюжет. сторону произв., и события повести вполне доступны им при самостоятельном чтении. Задача учителя, исходя из худож-го своеобразия повести,— формир. умение воспр. мир чувств и переживаний героя, обращая внимание на психологич.состояния героев, на мотивы их поступков. 44. Место произведений для детей в творчестве Л.Н. Толстого. «Детство» и «Отрочество» - ярчайшие образцы реалистической повести о детстве. Толстой показал зарожд. духовных способностей реб., психолог. черты возраста, тонкость и чуткость восприятия мира. В 1872 г. вышла «Азбука» Т. в четырёх книгах – результат 14-летнего труда. Критика встретила этот труд сурово. Т. заново переписал собственную «Азбуку», назвав её «Новая азбука», а мат-лы, входившие в разделы для чтения, выделил в «Русские книги для чтения». Труд был завершён в 1875 г., для него было создано более ста новых расск. и сказок. Язык Т. сжат, прост, изящен, но некот. критики упрекали его за сухой и тяжеловесный язык. По книгам Т. училось несколько поколений детей. В «Детстве» получили худож. воплощение взгляды Т. на воспитание детей. Категорич. отвергает насилие как ср-во воспит.. Самое лучшее - домашнее, материнское. Сказки. В них Т. Старается внушить детям понятия, кот. Будут важны и во взрос.жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; если поможешь кому то- воздастся строицей… Обрабатывал зарубеж. сказки – станов. русскими со всей крестьянской атрибутикой! (напр., сказка Андерсена «Новое платье короля»- у Толстого «Царское новое платье»). Точная, конкретная образность сохраняется у Толстого и в научно-познават.рассказах «Азбуки» и книг для чтения. Главная забота – просвещение крестьянских детей. При этом методика его была научной - знания преподносил с нарастанием их сложности. Книга дает систему знаний. Знания о явлениях прир. старался закрепить худож-ми образами (рассказ «Солнце-тепло»). Не очеловечивает живот. в многочисл. своих рассказах- вклад в развитие зоологической беллетристики.Произведения для детей Т. начал писать в Яснополянской школе, кот. создал сам. Композиция «Новой азбуки» была тщат продумана Толстым. В начале идут рассказы-миниатюры; всего нескол. строк, простых по содержанию и синтаксису давали ребенку настоящ. картинку. Такие рассказы как «У вари был Чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор предназначал малышам. Поэтому в рассказах даются лишь самые необходимые детали, рассчитанные на первый слой детского восприятия. Самые известные произведения для дошк. «Три медведя», «Корова», «Филиппок». Зачин сказки «Три медведя» выдержан в духе реалистического произведения: « Одна девочка ушла из дома в лес…» столь несказочный зачин вводит читателя в обстоятельства вполне сказочные и знакомит с персонажами, близкими к народной сказке. Сказочны говорящие медведи: отец Михаил Иванович, мед-ца Настасья Петровна и медв-ок Мишутка. Наделенные человеческими именами, они дом свой устроили как у людей, и привычки тоже челов.: каждый есть похлёбку из своей чашки, да еще и ложкой. Кто хлебал из чашки? сидел на стуле? кровать кто помял?- это традиционные троекратные повторы для народной сказки. В рас. «Филиппок» тоже реаль. история. Мальчику стало скучно в избе штаны протирать, и он решил пойти в шк.. Пришел, и так растерялся, что на все вопросы учит. молчал и плакал. Добрый учит. оставил его в классе: мол, садись возле брата на лавку, а я твою мать попрошу, чтобы пускала тебя в школу. «Корова». Психологическая характеристика героя сложна. Мальч. Миша, бросил осколки разб. стакана в коровье пойло и вызвал настоящую беду. Корову пришлось зарезать, семья осталась без молока, «дети стали худые и бледные». Бабушке пришлось в няньки наняться, чтобы заработать на новую корову. Мальч. так мучала совесть, что он «не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы» и «каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мер., бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей». Мораль его произве. особого рода: писатель хочет поднять сознание ребенка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах. В них мораль предлагается в более открытом виде. Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта. Т.стремился к тому, чтобы многовековой опят народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания. Басни Т. заслуж. определения типа: «энциклопедия народной нравственности/ мудрости». 45.Сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца». «Кладовая солнца» М. М. Пришвина — сказка-быль, в кот. переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. сам зачин произвед. вводит нас в волшеб., сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города. Переяславль-Залесского, осиротели двое детей...». мы понимаем, что описанные события происх. на самом деле. Во-первых, автор точно указал место и время, во-вторых, рассказ ведется от лица челов., жившего по соседству, а в сказках обычно говорится, что дело было «давным-давно», и происходило оно «в тридевятом царстве, тридесятом государстве». Настя и Митраша — главные герои. «Золотая Курочка» и «Мужичок в мешочке», как ласково называли их соседи. После смерти родит. им досталось все крестьян. Хоз-во: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золот.петух Петя и порос. Хрен. Дети заботил. обо всех живых существах. Настя, - женскими дом. делами, «хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше лежало все мужс. Хоз-во и общественное дело. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Это описание жизни ребят напоминает сказку — чудес. мир, где все живое взаимосвяз.. Однажды, вспомнив о том, что в лесу есть палестинка, на кот. растет самая вкус. клюква, Митраша и Настя отправл. туда, чтобы набрать побольше этой «полезной для здоров. ягоды». Дорога на чуд. палестинку лежит через Слепую елань — гиблое место, где проп.много людей и жив.. Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте, о кот. существ. легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. Сем.легли в одну ямку, и из них проросли два дерева. Их корни перепл., а стволы тян. к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород бор. М-у собой за питание, воздух и свет. И когда ветер качал эти деревья, ель и сосна стонали на все Блудово болото, словно живые существа. Так и Настя с Митрашей иногда спорили между собой. И не случайно ссора, случившаяся между ними, произошла под этими деревьями. У Пришвина прир. приним. участие в судьбе героев, она изображ. живой, и имеющей Душу, кот., как у челов., радуется, печалится, любит, страдает (эти же приемы очеловечивания природы мы встречаем и в сказках). У камня, где отдыхали ребята, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой:хорошая, плотная тропа, шла напр., др, слабенькая, прямо». Это сказоч. прием: очень часто былинные и сказочные герои оказ-ся перед выбором еще говорят: «на распутье»). Наши герои тоже делают свой выбор. Проявив упрямство, Митраша выбирает труд. путь, решает идти по слабенькой тропе, а Настенька — по плотной. Ребята поссор., и вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерж. спор брата и сестры.Как в сказках действуют чудес. помощники (конь, добрая старуха, волшебница-жена) и злые силы, так и в «Кладовой солнца» на помощь детям прих. собака — «вернейший друг человека», а противостоит ей волк — злейший враг человека, «самой злобой своей обреченный на гибель». Не послушал Митраша благоразум. Насти, «не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А Настя, увлекшись сбором клюквы, не скоро вспомнила о брате, но, как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказ. на Блудовом болоте, чуть не погиб, но ему помогла собака Травка. Ребята встретились и благоп. вернулись домой. С той поры незаметно для всех дети стали меняться. «Мужичок в мешочке» непременно стал бы героем Отечественной войны», — говорит автор, а Золотая Курочка, когда из детдома эвакуиров.ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, отдала им всю свою целебную ягоду. Перемены эти произошли не случайно. Испыт., кот. прошли ребята, научило их ценить теплоту человеч. отнош.. Они поняли, что самое главное в жизни — любовь и забота о близком человеке . Как и любая сказка, «Кладовая солнца» оканчивается счастливо. Кроме того, из этой книги мы узн. много полезн. и интересного. : о том, что представл. собой большие торф. болота, почему на болоте надо держ.твердой тропы. Открыв.целебные св-ва клюквы, повадки зайца и лисицы, волка и тетерева. убеждаемся, насколько велико знач леса, наскол сильна и важна связь между прир и чел-ом. 46. Фантастика: научно-фантастические жанры и фэнтези. Особенности сюжетосложения. Прошлое, настоящее и будущее в научно-фантастических жанрах и фэнтези. Фэнтези - вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин «Властелин колец» за что иногда именуется как Отец фэнтези. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. |