Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  • 3)Художественные Критерии И Требования К Детской Литературе . «

  • 4).Понятие об устном народном творчестве. Детский фольклор

  • Прибаутки : 5

  • Потешки о погоде: 6

  • 6)Особенности русской народной сказки как жанра.

  • 7) Выразительное исполнение и анализ одной из русских народных сказок по выбору( Курочка Ряба, колобок, теремок , лиса и волк…)

  • детская литература. детская. Понятие детская литература иее специфика


    Скачать 143.1 Kb.
    НазваниеПонятие детская литература иее специфика
    Анкордетская литература
    Дата11.11.2021
    Размер143.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладетская.docx
    ТипЛитература
    #268960
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. ПОНЯТИЕ « ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» И ЕЕ СПЕЦИФИКА

    Д.Л – произведения , которые читают дети=круг детского чтения:

    1.произведения прямо адресованные детям (лягушка путешествиница)

    2.произведения написанные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей(коне горбунов)

    3.произведения сочиненные самими детьми.

    Литература для детей- это часть общей литературы и она согласуется с общим литературным процессом

    Сюжет-худ.образы-идея произведения-худ. Особенности(композиция и речевые средства выразительности)

    СПЕЦИФИКА ДЛ

    В начале 70х годов в дискуссии на страницах ж «дл» была выдвинута идея о Д.Л как особой форме общественного сознания. Специфика литературы обусловлена возрастом « книга должна говориться ребенком просто,ясно о явлениях сложных и вещах мудрых»(м.горький)

    1.широта тематики

    2.доступность содержания

    3.простота и динамичность сюжета

    4. Яркость образов,предметность и зримость.

    5.ярко выраженное отношение автора к поступкам героев

    6. Язык точный,образный, эмоциональный , присутствие юмора

    7. Наличие архиэтитов(сказки)- общие для народа идейно образные структуры, персонажи

    8. Наличие иллюстраций: выразительные, динамичные, соответствующие тексту и простые по композиции.

    1. ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

    О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания.

    Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

    Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

    Детская литература помогает решать задачи физического воспитания:

    -формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания("Водичка-водичка","Мой додыр", "Девочка чумазая")

    -в приобщении к здоровому образу жизни,занятия физкультурой и спортом( Крокодил гена, Зарядка)Многие подвижные игры в своем содержании используют слова из литературных произведений или проводится по их мотивам(Гуси-лебеди ,Горелки,Мой веселый,звонкий мяч)

    Умственного воспитания

    книга расширяет кругозор ребенка вводит его в богатый мир образов отражающих жизнь, развивает познавательную деятельность. Прислушивание литературных произведений у ребенка развиваются психические процессы : внимание,память, мышление.

    Помогает формировать активное отношение к жизни,целостную картину мира (природоведческая лит-ра,детская энциклопедия)

    Знакомясь с произведениями ребенок обогащает и развивает свою речь (узнает свои слова)

    Трудового воспитания

    Детская лит-ра имеет решающее значение для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых,к результатам труда сверстников и взрослых.

    Книги в интересной форме знакомят детей с профессиями ,помогают понять ребенку мир взрослых.(Кем быть?, А что у вас?,Стрекоза и муравей)

    Эстетического воспитания

    Литературный язык сам по себе красив и прекрасен,описание героев,их поступков,происходит с помощью эпитетов,олицетворений.(У лукоморья,Мороз и солнце,Травушка-Муравушка).Дети любят рисовать героев сказок используя для этого правильное сочетание цветов и оттенков.

    Нравственного воспитания

    Детская лит-ра помогает развивать дружеские чувства ,отзывчивость,смелость,ответственность,умение придти на помощь ,уважение к старшим и забота о младших.Но особенно ценно то, что в ней отражен жизненный опыт людей,который пригодится детям(о маме,о семье,про игрушки,Кот Леопольд),Живая шляпа,что такое хорошо?, Огурцы, Аленький цветочек,Золушка)

    3)Художественные Критерии И Требования К Детской Литературе.

    « в заповедях для детских поэтов» к.и Чуковский перечислил правила по которым следует создавать стихи и поэмы:

    1. Образность в почитании с действительностью

    2. Насыщенность глаголов при минимальном использовании прилагательных

    3. Музыкальность

    4. Близость к детскому фольклеру

    5. К игре

    6. Обилие юмора.

    « поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией»

    Требования:Наличие худ.образов , конкретность,воспитательное значение

    художественные критерии детской литературы

     

    Арзамасцева во введении к учебнику перечисляет несколько художественных критериев произведения детской литературы):

    -        Доступность произведения.

    -        Богатство, живость языка произведения при всей его литературности.

    -        Убедительность вымысла при моральной чистоте и цельности замысла.

    -        Максимальная конкретность.-        Динамичный сюжет и юмор

    4).Понятие об устном народном творчестве. Детский фольклор.

    УНТ- это словесное творчество народане записывающего свои сочиненияа изустно передаваемого (из уст вустаиз поколения в поколение.

    Слово « фольклор» обозначает понятие « унт» произошло от folk -народ lore- мудрость. В отличии от мифов, фольклор уже вид искусства. Древнему народу искусству был присущь синкретизм т.е нерасчленонность разных видов творчества.

    Фольклорные произведения делятся на:

    1 эпические – былины , сказки,легенды

    2 лирические- любовные,колыбельные песни, похоронные причитания

    3 драмматические- народные драмы

    4 мылые жанры- частушки, приговорки

    В унт отражался весь свод правил народной жизни. Важная часть жизни- праздники с их песнями, плясками , играми. Для фольклора характерно естественная народная речь, подражающая богатством выразительных средств напевностью.

    ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

    Произведения созданы взрослыми для детей, также сочиненные самими детьми, а так же перешедшие к детям из УНТ взрослых

    Многие жанры связана с игрой, в которых воспроизводится жизнь и труд старших

    К детскому фольклору обращался великий знаток русского языка В.И Даль при составлении знаменитого четырёх то много « толкового словаря живого великорусского языка»

    Она выделяет в детском фольклоре следующие жанры: «колыбельные, детские песни, дразнилки, считалки, жеребьевки, скороговорки, игры, рассказы, сказки, загадки, частушки, детские анекдоты.

    Характерная особенность многих произведений детского фольклора — сочетание художественного текста с игрой преимуществом дидактической функции, хотя вообще в них проявляются, кроме этого, познавательная, эстетическая, этическая функции, таким образом, что мы с полным правом можем назвать детский фольклор полифункциональным.

    5) Выразительное исполнение наизусть произведений малых фольклорных форм.

    Скороговорки:1 на дворе трава, на траве дрова

    Колыбельная: 2уж я Ванюшку качала,

    Уж я котика кричала

    Приди котик ночевать

    Мово Ваню покачать

    Уж я серому коту

    За работу заплочу

    Дам я мяса кусок

    Молока туесок

    Бай да побай

    Ты Ваня засыпай!

    Потешки:

    3Водичка-водичка, 
    Умой наше личико, 
    Чтобы глазоньки блестели, 
    Чтобы щечки краснели, 
    Чтоб смеялся роток, 
    Чтоб кусался зубок. 


    4Как у нашего кота

    Шубка очень хорошо

    Как у котика усы

    Удивительной красы

    Глаза смелые

    Зубки белые

    Прибаутки :

    5Петушок, петушок, 
    Золотой гребешок, 
    Масляна головушка, 
    Щелкова бородушка, 
    Что ты рано встаешь,
     
    Голосисто поешь, 
    Деткам спать не даешь? 


    Потешки о погоде:

    6 дождик,дождик

    Кап-кап-кап

    Мокрые дорожки

    Нам нельзя идти гулть

    Мы промочим ножки

    7 Свети,свети,солнышко

    красное ведрышко

    Рано-рано вставай,

    Своих деток согревай!

    8 идёт коза рогатая

    Идёт коза бодатая

    Ножками топ топ

    Глазками хлоп хлоп

    Кто каши не ест

    Молока не пьёт

    Забодает,забодает

    6)Особенности русской народной сказки как жанра.

    Сказка- один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

    В русских сказках часто встречаются  повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли… Персонажи контрасты, что и определяет сюжет.Так возникает цепь действий и сказочных событий. Строится по принципу цепной композиции включающей в себя: троекратное повторы. Имеет собственный язык- лаконичный, выразительный, ритмичный.

    Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…
    Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

    Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

    7) Выразительное исполнение и анализ одной из русских народных сказок по выбору( Курочка Ряба, колобок, теремок , лиса и волк…)

    .Анализ сказки Лиса и волк

    1)Эта сказка о животных относится к устному народному творчеству.

    2)Увидела хитрая Лисичка старика, который с хорошим уловом с речки возвращался. Смекнула плутовка, как рыбкой полакомиться. Прикинулась лиса мертвой. А дед обрадовался, думает: привезу бабе рыбки да еще воротник на шубу. Положил находку в сани и довольный едет домой. Лисичка потихоньку рыбку на дорогу выбросила, с саней выпрыгнула, собрала улов в кучку, сидит, рыбкой лакомится. Любопытный и голодный Волк у кумушки стал спрашивать откуда рыбка. Лисичка научила Волка, как нужно в проруби хвостом рыбу ловить. Поверил кумушке Волк, к проруби пошел, сделал так, как кума советовала. А прочитав дальше вы узнаете конец сказки.

    3)В сказке нет положительных персонажей. Дед олицетворяет простоту и неосторожность, Волк – глупость и ограниченность. Находчивость и смекалка Лисы поражает, но не делает ее положительным персонажем. Образ Лисы – предостережение простодушным и доверчивым людям.

    5)Смысл сказки Волк и Лиса заключается в том, что нужно научиться отличать правду от лжи. Следует быть разборчивым в друзьях, нельзя доверять «сладким» речам людей, особенно чужих.

    6)Мораль:Смысл сказки Волк и Лиса заключается в том, что нужно научиться отличать правду от лжи. Следует быть разборчивым в друзьях, нельзя доверять «сладким» речам людей, особенно чужих.

    7)пословицы и поговорки:Доверяй, но проверяй. О популярности сказки свидетельствуют выражения, ставшие крылатыми, – «Битый небитого везёт» и «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!».

    8)Сказка "Лиса и волк" учит нас не доверять слепо всем, а лучше в очередной раз перепроверить и удостоверится.

    9)Зачин:Жили себе дед да баба.

    Завязка: Наловил дед рыбы повез домой, на дороге лиса ему попалась, взял он её себе подарок жене сделать.А лиса всю рыбу из воза повыбрасывала.

    Развитие сюжета: Стала лиса рыбу есть, а к ней серый волк пришёл просить рыбы, она его отправила самому рыбу ловить на свой хвост.

    Кульминация:Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было! «Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь!» — думает он. Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого: — Волк, волк! Бейте его! Бейте его! Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

    Развязка:Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу: — Так-то учишь ты? Меня всего исколотили! — Эх, волчику-братику! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь. — И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и повёс. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: Битый небитого везёт, Битый небитого везёт! — Что ты, сестрица, говоришь? — Я, братец, говорю: «Битый битого везёт». — Так, сестрица, так!

    10)Цель:Ознакомление детей со сказкой Лиса и Волк

    Задачи

    Познавательные.:

    1)Познакомить детей со сказкой Лиса и Волк

    2)Расширять представления о героях

    3)подвести детей к пониманию смысла сказки

    Развивающие:

    1)Развивать память,мышление, внимание,речь

    Воспитательные:

    1 воспитывать чувство к художественному слову

    2 воспитывать интерес к сказкам

    3 воспитывать доброту и дружилюбие

    11)Вопросы

    Как называется сказка?

    Понравилась ли она вам?

    Кого подобрал дед на дороге?

    Кто пришёл к лисе?

    На что ловил волк рыбу?

    Кто Вам понравился больше всех, лиса или волк?

    Какого героя сказки можно пожалеть?

    Что же плохого сделала лиса?

    Почему волк повез лису на себе?

    Так чему нас учит сказка?

    8)сказки о животных. Их характерные особенности. Рассказывание и Аназиз одной из сказок по выбору преподавателя( кот и лиса,лиса и козёл, зимовье зверей, лиса и журавль)

    В сказках животные преобретают человеческие черты-думают, действуют, говорят. Каждый наделен одной чертой( лисица-хитрица, волк- глуп,медведь-недотепа) человек оказывается умнее лисы, волка и медведя . разум помогает ему одерживать победу над любым противником. Принцип иерархии: кто сильнее тот и главный(лев, медведь) это сближает сказки о животных с баснями. Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

    «Лиса и журавль.»

    1)это сказка т.к есть вымысел

    2)Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь.

    3)лисичка-Хитрая, жадная, коварная

    Журавль-умный, доверчивый

    4)Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.

    5)мораль:Простое и понятное правило будет моралью сказки: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, относись хорошо к другим. Это ключ к взаимопониманию. Касается друзей и не только.

    6)Пословицы, поговорки и выражения сказки

    Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется.

    7)зачин:Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта