Главная страница
Навигация по странице:

  • Пример № 2. Стародум.

  • 4.Авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

  • Пример № 1. Городничий

  • Пример № 2. Любовь Андреевна

  • 7.Поступки героев.

  • Пример № 1. Гаев.

  • Пример № 2. Стародум.

  • Задание 8. В чём со­сто­ит дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да из рас­ска­за И. А. Бунина

  • РЕКОМЕНДАЦИИ. 1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

  • 3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка. Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.

  • Задание 8. Какие черты «обломовщины» можно про­ил­лю­стри­ро­вать приведённым фрагментом Текст

  • Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён

  • Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях

  • Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей

  • ЗАДАНИЕ 8. Литература егэ. Задание Способы характеристики героев в прозаическом произведении. В задании 8 может быть предложен вопрос Какие способы характеристики героя использовал автор в данном отрывке из произведения


    Скачать 66.47 Kb.
    НазваниеЛитература егэ. Задание Способы характеристики героев в прозаическом произведении. В задании 8 может быть предложен вопрос Какие способы характеристики героя использовал автор в данном отрывке из произведения
    Дата18.07.2022
    Размер66.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗАДАНИЕ 8.docx
    ТипЛитература
    #632836
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    3.Речь героев.

    Речь человека свидетельствует и о его характере, и о его уровне культуры. По ней  можно судить о взглядах героев на жизнь, об их отношении к другим людям  и многом другом.

    Пример № 1.

    • Г-жа Простакова(Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

    • Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

    (Д.И. Фонвизин «Недоросль»).

    По речи Простаковой можно судить о её жестокости, грубости, вседозволенности, о низком уровне культуры и в то же время о большой любви к сыну.

    Пример № 2.

    • Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы.

    • Стародум. Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

    (Д.И. Фонвизин «Недоросль»).

    По речи Стародума можно судить о его интеллигентности, образованности, порядочности, о высоких целях и нравственных жизненных принципах.

     

    4.Авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

    Ремарки помогают автору сделать пояснение по поводу поведения героя, его состояния, выразить эмоции, что позволяет дополнить портрет персонажа.

    Пример № 1.

    Городничий (в сердцах). Обручился! Кукиш с маслом — вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.)

    (Н.В.Гоголь. «Ревизор».

    Как легко понять возмущение, злость, недовольство героя произошедшим, как ему горько, что Хлестаков так легко обманул его.

    Пример № 2.

    Любовь Андреевна (радостно, сквозь слезы). Детская!

    Варя. Как холодно, у меня руки закоченели. (Любови Андреевне.) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка.

    Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (Плачет.) И теперь я как маленькая… (Целует брата, Варю, потом опять брата.) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала… (Целует Дуняшу.)

    (А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).

    Ремарки позволяют передать автору взволнованность героини, её радость от возвращения в родное имение.

     

    5.Отзывы других героев.

    Отзывы других героев о персонажах пьесы также помогают автору передать их характерные черты.

    Пример № 1.

    • «…Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…» .(Шапкин).

    • «Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, сто не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого не следовало бы».(Борис).

    • «Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его по утру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».(Кулигин).

    (А.Н. Островский. «Гроза»).

    По высказываниям о Диком других героев можно понять, насколько он груб, необуздан, жесток по отношению к близким, к своим работникам.

    Пример № 2.

    «…на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…» (Анна).

    «…Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» (Сатин).

    (А.М. Горький. «На дне»).

    По-разному оценивают образ Луки критики, но понятно, что людям, оказавшимся на дне  общества, так не хватает жалости и простого человеческого сочувствия, что и пытался дать им Лука.

     

    6. Монологи.

    Монолог в пьесе – это речь героя, в которой он высказывает свои взгляды, мысли по каким-либо проблемам и вопросам, оценивает происходящее вокруг. Это одно из ярких средств характеристики героя в пьесе.

    Пример № 1.

    А судьи кто? –

    За древностию лет

    К свободной жизни их вражда непримирима,

    Сужденья черпают из забыты́х газет

    Времен Очаковских и покоренья Крыма;

    Всегда готовые к журьбе,

    Поют всё песнь одну и ту же,

    Не замечая об себе:

    Что старее, то хуже.

    (Из монолога Чацкого. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»).

    Чацкий дал резкую характеристику фамусовскому обществу, его нравам и порядкам.

    Пример № 2.

    «…Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки… Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!» А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только – тр, тр… пошел писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу»
    (Из монолога Хлестакова. Н.В. Гоголь. «Ревизор»).

    По данному монологу можно судить, как мечтает герой о богатстве, славе, высоком чине; обманом он пытается создать о себе хорошее впечатление, понимая, как в обществе судят прежде всего по положению человека.

     

    7.Поступки героев.

    Человека прежде всего оценивают по его делам и поступкам. Поведение героя, его действия помогают авторам пьесы дать наиболее полную характеристику персонажу.

    Пример № 1.

    • Гаев. Во вторник поеду, еще раз поговорю. (Варе.) Не реви. (А не.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет… А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трех концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убежден… (Кладет в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!

    • Гаев. Помолчи, Фирс. Завтра мне нужно в город. Обещали познакомить с одним генералом, который может дать под вексель.

    (А.П. Чехов. «Вишнёвый сад»).

    Гаев бездействует, надеется только на чью-то помощь, сам не способен сохранить своё имение.

    Пример № 2.

    Стародум. «…Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»
    (Стародум сам нажил своё состояние, трудолюбивый человек).

    Правдин: «…а деревни мои в здешнем наместничестве…»

    (Правдин — помещик. У него есть собственные деревни, но при этом он занимается не только своих хозяйством, но и общественной работой.)

    Оба героя вызывают уважение своими делами.
    (Д.И. Фонвизин. «Недоросль»).

     

    Таким образом, авторы драматических произведений имеют достаточно богатый запас средств и способов для изображения характеров своих героев.

    Задание 8. В чём со­сто­ит дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да из рас­ска­за И. А. Бунина?

     

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.

    — Добро пожаловать, ваше превосходительство, — сказала она. — Покушать изволите или самовар прикажете?Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

    — Самовар. Хозяйка тут или служишь?

    — Хозяйка, ваше превосходительство.

    — Сама, значит, держишь?

    — Так точно. Сама.

    — Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

    — Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

    — Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

    Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

    — И чистоту люблю, — ответила она. — Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

    Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

    — Надежда! Ты? — сказал он торопливо.

    — Я, Николай Алексеевич, — ответила она.

    — Боже мой, Боже мой, — сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. — Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видалисьЛет тридцать пять?

    — Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

    — Вроде этого… Боже мой, как странно!

    — Что странно, сударь?

    — Но всё, всё… Как ты не понимаешь!

    Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

    — Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

    — Мне господа вскоре после вас вольную дали.

    — А где жила потом?

    — Долго рассказывать, сударь.

    — Замужем, говоришь, не была?

    — Нет, не была.

    — Почему? При такой красоте, которую ты имела?

    — Не могла я этого сделать.

    — Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

    — Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

    Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

    — Всё проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

    — Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело.

    Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся…

    (И. А. Бунин, «Тёмные аллеи»)


     РЕКОМЕНДАЦИИ.

    1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

    2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

    Драматизм – это напряжённость положения, в котором оказываются герои, связанная с переживанием чего-то, взволнованностью души. Для данного эпизода характерен драматизм. В чём он проявляется.

    3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка.  Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.

    Герои новеллы — Надежда и Николай Алексеевич — встретились случайно на постоялом дворе через 30 лет после их любовных свиданий в молодости. Для него это было одно из очередных увлечений, а для неё — любовь, которую она пронесла через всю жизнь. («Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело»,- говорит она).Получив вольную, Надежда стала хозяйкой постоялого двора, а жизнь Николая Алексеевича сложилась несчастливо.

    Драматичен  момент встречи, когда  оба переживают сильное волнение. Она встретила любимого, чувства к которому хранила в сердце все эти годы. Он испытал чувство удивления и стыда («покраснел до слёз»), так как понимал, что некрасиво поступил с женщиной, которая его так любила. Драматизм состоит и в том, что оба понимают, что ничего исправить уже нельзя, что прошлое не вернуть, у каждого — своя судьба. (« Всё проходит… Любовь, молодость — всё, всё»,- произносит Николай).И хотя любовь жива в сердце Надежды, её очень жаль, ведь она не стала счастлива с любимым, живёт одна со своими воспоминаниями. Драматизм подчёркивается и эпитетом «болезненно». Именно так усмехнулся герой. Сколько боли в его душе, сожаления, осознания, что настоящая любовь прошла мимо.

    Таким образом, встреча героев после долгой разлуки наполнена глубоким драматизмом. Автор сумел ярко передать это в произведении.

     

    В помощь.

    Драматизм – это состояние, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой, с осознанием, что ничего изменить нельзяострая борьба противоположных сил, напряженная интрига. Может быть характерен для произведений любого рода литературы.

    Драматизм порождается противоречиями реальной жизни людей — не только об­щественной, но и частной.

    Драматичны такие жиз­ненные ситуации, когда стремления людей, а иногда сама их жизнь оказываются под угрозой либо по своей вина, либо со стороны независимых от них внешних сил.

    Такие положения вызывают соответствующие пережива­ния в душе человека — глубокие опасения и страдания, сильную взволнованность и напряженность. Эти пережи­вания или ослабляются сознанием своей правоты и ре­шимостью бороться, или приводят к безнадежности и отчаянию.

    Задание 8.

    Какие черты «обломовщины» можно про­ил­лю­стри­ро­вать приведённым фрагментом?
    Текст

    Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности. Не удалось бы им там видеть какого-нибудь вечера в швейцарском или шотландском вкусе, когда вся природа — и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы — всё горит точно багровым заревом; когда по этому багровому фону резко оттеняется едущая по песчаной извилистой дороге кавалькада мужчин, сопутствующих какой-нибудь леди в прогулках к угрюмой развалине и поспешающих в крепкий замок, где их ожидает эпизод о войне двух роз, рассказанный дедом, дикая коза на ужин да пропетая молодою мисс под звуки лютни баллада — картины,

    которыми так богато населило наше воображение перо Вальтера Скотта.

    Нет, этого ничего не было в нашем краю.

    Как всё тихо, всё сонно в трёх-четырёх деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.

    Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней.

    Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом.

    Крыльцо висело над оврагом, и, чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо.

    Другая изба прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага.

    Тихо и сонно всё в деревнебезмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте. Войдя в избу, напрасно станешь кликать громко: мёртвое молчание будет ответом; в редкой избе отзовётся болезненным стоном или глухим кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за перегородки босой длинноволосый трёхлетний ребёнок, в одной рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять.

    Та же глубокая тишина и мир лежат и на поляхтолько кое-где, как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.

    Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.

    И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.

    Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и 
    1   2   3   4


    написать администратору сайта