Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2 Жанровые структуры и каноны

  • 1.3 Понятие жанра в литературе

  • 2 глава Философская основа творчества Стивена Кинга в аспекте жанрологии.

  • Диплом Стивен Кинг Зеленая Миля. Диплом черновик (1). Литература ижурналистика


    Скачать 107.63 Kb.
    НазваниеЛитература ижурналистика
    АнкорДиплом Стивен Кинг Зеленая Миля
    Дата26.05.2022
    Размер107.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиплом черновик (1).docx
    ТипЛитература
    #551373
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ВВЕДЕНИЕ

    В своей работе мы попытаемся дать общее определение понятию жанра, установить взаимосвязь между понятиями «искусство», «литература» и «журналистика», выявить и сравнить значение и методы жанровой дифференциации для этих трех явлений.

    Проблема в том, что нет единого определения жанра, а также единой системы жанрового деления. Этому есть несколько причин: жанр, вид и род - родственные понятия, в результате чего их путают (то, что в одном источнике называется жанром, в другом упоминается как вид, и наоборот); жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе развития историческое развитие искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними иногда очень расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько уровней жанровой дифференциации, каждый из которых соответствует какому-то аспекту сложной структуры и функционирования произведения искусства. Поэтому в своей работе я буду подходить к вопросу о жанрах с нескольких точек зрения, освещенных в выбранной мной литературе.

    Но для этого необходимо решить вопрос о соотношении трех основных понятий: искусства, литературы и журналистики. Во-первых, их можно рассматривать как отдельные понятия. Но в большинстве источников литература называется видом искусства, поэтому их разделение было бы неправильным. Второй вариант - рассматривать литературу как составную часть искусства и отделять журналистику. Опять же: художественная журналистика обычно считается жанром литературы. Мы не должны забывать, что журналистика - это не только печать, но и радио и телевидение. Учитывая все вышесказанное, я построил следующую схему.

    Если предположить, что жанр - это условная категория внутривидовой дифференциации искусства, то мы будем называть литературу, телевидение и радио видами искусства, которые, в свою очередь, делятся на жанры.


    ГЛАВА 1

    Жанр в искусстве, журналистике и литературе


    1.1 Понятие «жанра»

    Жанр (фр. род (от лат.genre-род) - общее понятие, отражающее важнейшие свойства и связи явлений художественного мира, формальные и содержательные особенности произведения. Ведущим критерием жанра является повторяемость (по содержанию или по форме, часто и то, и другое)-то есть, как правило, наличие схемы, клише, определенной типичности и однотипности для группы произведений, созданных независимо друг от друга одновременно по нескольким существенным признакам (или одновременно). Например, в литературе жанра романа общие жанровые признаки проявляются в таких категориях, как «характер», «сюжет» и «объем произведения». Жанры формируются рядом условий. Многие произведения используют несколько жанров, объединяют заимствования и эти термины. Возможные определения этого понятия иногда ограничиваются искусством и культурой, особенно литературой, но в риторике прослеживается долгая история использования этого понятия. В жанровом исследовании понятие несопоставимо с его первоначальным значением. Возможно, все существующие произведения отражают определенные условия, которые участвуют в создании определения жанра.

    - Жанр-исторически специфическая категория, т. е. развивающаяся во времени и претерпевающая изменения на протяжении всего своего существования.

    - Жанр-особая форма организации жизненного материала, представляющая собой определенный набор структурно-композиционных признаков.

    - Жанр-типологическая категория, т. е. обладает рядом устойчивых, воспроизводимых признаков.

    Определение» жанр «используется в различных областях современного искусства и культуры, поэтому существует огромное количество видов жанров, которые можно разделить на группы (виды) в соответствии с их отношением к этим направлениям. Следует помнить, что каждая такая группа может очень сильно варьировать свой жанр.
    - Речевые жанры.

    - Литературный жанр (художественно-публицистические жанры).

    - Жанры журналистики.

    - Художественные жанры.

    - Музыкальные жанры.

    - Театральные жанры.

    - Типы изображений.

    - Типы изображений.

    - Виды художественных фильмов.

    - Виды документальных фильмов.

    - Виды компьютерных игр.

    - Жанры аниме и манги.
    Теоретики современной литературы, авторы учебных пособий дают довольно противоположные определения жанра. Обнаруженные нами трактовки представлены ниже.

    Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин ­- «Жанр – исторически складывающийся тип (вид) художественного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным родам» [8].

    Т.Т. Давыдова, В.А. Пронин - «...под жанром понимают те содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид» [12].

    С.Н. Зенкин - «...исторически сложившиеся, исторически случайные типы и конфигурации тематического «содержания» (тематики) будут называться жанрами» [16].

    Э.Я. Фесенко - «Жанр литературный – исторически сложившийся тип литературного произведения. В теоретическом понятии в жанре обобщаются черты, которые свойственны более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще» [51].

    В.Е. Хализев - «Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает комплексом устойчивых свойств» [52].

    Проводя анализ над полученными данными, мы можем прийти к следующим выводам: во-первых, большая часть литературоведов-теоретиков, что являются авторами учебных пособий, отмечают различные наборы черт или свойств у произведений одного жанра; во-вторых, были найдены некоторые противоречия во мнении на стабильность литературного жанра, при котором одни характеризуют его как «исторически сложившийся», а другие как «исторически складывающийся»; в-третьих, часть исследователей делают акцент на принадлежность произведений к определенному роду/виду и тематику/содержание произведения.

    Универсального определения понятия «жанр» в лингвистике так же обнаружено не было. Этот факт был также подтвержден Е.А. Никоновой [36].

    Делая упор на факторы, что изложены выше, мы можем говорить о том, что жанр в современной научной литературе рассматривается как разноплановая категория. Таким образом, Т.Н. Хомутова отмечает, что «жанр является интердисциплинарной категорией, изучаемой филологией, социологией, когнитологией, психологией, лингвистикой и другими науками» [53]. В свою очередь Е.А.Никонова выделяет сразу четыре подхода к интерпретации жанра (Сиднейская и Североамериканская школы и стилистический и лингвокультурологический подходы).

    Изучив данные, представленные в систематическом обзоре данного исследователя, мы пришли к выводу, что общим недостатком, независимо от подхода к пониманию термина" жанр", является отсутствие четких критериев классификации жанров.

    1.2 Жанровые структуры и каноны

    Литературные жанры (кроме содержательных, существенных качеств) имеют системные, формальные признаки, имеющие различную меру определенности. На более ранних этапах (до эпохи классицизма) они выдвигались вперед и признавались доминирующими формальными аспектами жанров. Жанрообразующими принципами были стихотворная мера (метры) и строфическая организация ("твердые формы", как их часто называли) и ориентация на определенные речевые структуры и принципы построения. 3А в каждом жанре строго определены комплексы художественных средств. Суровые предписания, касающиеся темы изображения, построения произведения и его речевой фактуры, были перенесены в окружающую среду и даже исключили индивидуальную авторскую инициативу. законы жанра оказали сильное влияние на творческую волю писателей. « Дpeвнepyсcкиe жaнpы,— пишeт Д.C. Лиxaчeв,— в гopaздo бoльшeй cтeпeни cвязaны c oпpeдeлeнными типaми cтиля, чeм жaнpы нoвoгo вpeмeни. Hac пoэтoмy нe yдивят выpaжeния «житийный cтиль», «xpoнoгpaфичecкий cтиль», «лeтoпиcный cтиль», xoтя, кoнeчнo, в пpeдeлax кaждoгo жaнpa мoгyт быть oтмeчeны индивидyaльныe oтклoнeния».

    Средневековое искусство, по словам ученого, "стремится выразить коллективное отношение к изображению. Здесь многое зависит не столько от создателя произведения, сколько от жанра, к которому это произведение относится. Каждый жанр имеет свой традиционный образ автора, писателя, "исполнителя". Традиционные жанры, строго формализованные, существуют отдельно друг от друга. Границы между ними четкие, каждый из них "работает" на своем "трамплине". Есть такие жанровые формы. Они следуют определенным правилам и положениям, которые являются традиционными и обязательными для авторов. Канон жанра - это «определенная система устойчивых твердых жанровых признаков» . Каноничность искусства (в том числе и словесного) заключается в том, что терминологическая традиция считает строгим соблюдение правил, позволяющих художникам приближаться к совершенным образцам. Жанровые нормы и правила (законы) изначально стихийно формировались на основе обрядов с их обрядами и традициями народной культуры.

    Жанровые структуры изменились (и очень резко) в литературе последних двух-трех столетий, особенно в пocтpoмaнтичecкиe эпoxи. Они стали более гибкими и гибкими, утратили каноническую строгость, поэтому в отдельности открыли широкие возможности для проявления инициативы автора. Строгость разграничения жанров исчерпала себя и, по-видимому, была забыта вместе с классической эстетикой, решительно отвергнутой в эпоху романтизма. «Mы видим, — пиcaл B. Гюгo в cвoeм пpoгpaммнoм пpeдиcлoвии к дpaмe «Kpoмвeль», — кaк быcтpo pyшитcя пpoизвoльнoe дeлeниe жaнpoв пepeд дoвoдaми paзyмa и вкyca». «Деканонизация» жанровых структур дала о себе знать в XVIII веке. Романизация литературы последних двух столетий ознаменовала "выход" за рамки жанровых правил и одновременно — стирание старых границ между жанрами. В XIX-XX вв. «жанровые категории теряют четкие представления, жанровые модели часто распадаются». Это, как правило, группа произведений, отличающихся друг от друга, обладающих определенным набором черт, в которых более или менее отчетливо просматриваются те или иные формальные и содержательные предпочтения и акценты. Как пример, Пушкинские сказки, оригинальные и неповторимые, в то же время органично переплетаются с традициями фольклора и литературного жанра. Человек, впервые познакомившийся с этими творениями, вряд ли может почувствовать, что они принадлежат одному автору: в каждом поэтическом жанре великий поэт проявляет себя совершенно по-новому, ничем не напоминая самого себя. Таким является не только Пушкин. Также довольны не схожи между собой и лироэпические поэмы М.Ю. Лермонтова в традициях романтизма ««Mцыpи», «Дeмoн») c eгo нapoднo — пoэтичecкoй «Пecнeй пpo кyпцa Kaлaшникoвa».





    1.2 Жанр в искусстве

    Жанр в искусстве (Франц. - род, вид): внутреннее деление художественных форм, сформировавшееся в процессе художественного освоения действительности. Каждый вид искусства имеет свою жанровую систему. Так, в изобразительном искусстве исторические, бытовые и батальные жанры различаются по своему содержанию, а жанры портрета, пейзажа и натюрморта - по тематике изображения. В литературе существуют различные жанры: эпический-героическая или комическая поэма, роман, повесть; лирический – ода, Элегия, поэма, песня; драматический – трагедия, комедия. В изобразительном искусстве-в зависимости от объекта изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческое или боевое искусство), а иногда и от характера изображения (карикатура, карикатура).
    В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокально-сольные, ансамблевые, хоровые, вокально-инструментальные, инструментально-сольные, ансамблевые и оркестровые), назначению (практические жанры-маршевые, танцевальные, колыбельные и др.), содержанию (лирические, эпические и драматические), месту и условиям исполнения (театральные, концертные, комната, Кино Музыка и т. д.).
    В 20 веке интенсивно развиваются жанровые взаимодействия и модификации.


    1.3 Понятие жанра в литературе
    Рассмотрение жанров немыслимо без обращения к организации, структуре, форме литературных произведений. Об этом решительно говорили теоретики официальной школы. Так, Б. В. Томашевский называл жанры своеобразными "техническими группами", которые соответствуют друг другу, обладают устойчивостью и зависят «от происхождения, цели и условий произведений, от подражания старым произведениям и от ситуации, в которой это происходит из литературных традиций». Ученый определяет жанр как доминирование произведения и его организацию.

    Унаследовав традиции формальной школы и в то же время переосмыслив некоторые ее положения, ученые уделяли большое внимание смысловой стороне жанров, используя термины «сущность жанра» и «жанровое содержание». Вот пальма М. M. принадлежа Бахтину, он утверждал, что жанровая форма неразрывно связана с тематикой произведений и особенностями мировоззрения авторов: «на протяжении веков своей жизни жанры накапливали формы видения и понимания тех или иных сторон мира». Жанр - это осмысленное построение: «художник слова должен научиться видеть действительность глазами жанра». И еще: «каждый жанр <...> представляет собой сложную систему средств и способов осмысления, овладения «реальностью». Отмечая, что жанровые особенности произведений составляют неразрывное единство, Бахтин одновременно различал формальную (системную) и специфическую содержательную стороны жанра. По его словам, жанровые названия, представляющие собой структуру таких произведений, как эпос, трагедия, идиллия, основанные на античности, позднее стали употребляться как «названия жанровой сущности» по отношению к современной литературе.

    В этом же духе В 1940-е годы, имевший своеобразный опыт систематизации жанровых явлений понятие литературных жанров у Поспелова сохранилось. Жанровые формы он разделил на «внешние» («замкнутое композиционно-стилевое целое») и «внутренние» («конкретное жанровое содержание» как принцип «образного мышления» и «познавательной интерпретации характеров»). Рассматривая внешние (композиционно-стилевые) жанровые формы как содержательно нейтральные (концепция жанров Поспелова, неоднократно отмечавшаяся, односторонняя и слабая), ученый обращал внимание на внутреннюю сторону жанров. Он выделил и охарактеризовал три надэпохальные жанровые группы, обосновав их дифференциацию, основанную на социальном принципе: тип отношений между человеком и обществом, под которым понимается искусство, социальная среда в широком смысле. Произведения национально-исторического жанрового содержания (имеется в виду былины, былины, оды). Переходы: перемещение по сайту, поиск Поспелов, - они исследуют жизнь с точки зрения формирования национальных обществ, если под романными произведениями понимается формирование личностных характеров в личностных отношениях, «этологические» произведения жанрового содержания раскрывают «национальное общество или его часть». (Этологические или этические, жанры – «путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев, «Кому на Руси жить хорошо», Н. A. Некрасова, а также такие произведения, как сатира, идиллия, утопия и дистопия). Наряду с тремя жанровыми группами ученый выделил еще одну: мифологическую, «народные образно-образные объяснения происхождения тех или иных явлений природы и культуры». Он считал эти жанры лишь «исторически ранними», «языческими» обществами, полагая, что «при переходе народов на более высокие уровни общественной жизни группа мифологических жанров не достигла своего дальнейшего развития». Онтологический аспект жанров выдвигается на первый план в ряде зарубежных теорий XX века. В то же время жанры, прежде всего, обычно описывают существование определенным образом. Жанровая форма, о которой идет речь, создана легендами о временах года и связанных с ними обрядах: «Весна олицетворяет рассвет и рождение, порождает легенды». - о пробуждении и воскресении, - размышляет канадский ученый И. П. Ильин, - о сотворении света и смерти тьмы, а также архетипах дифирамбической и рапсодической поэзии. Создание мифов об апофеозе лета, святой свадьбе, посещении рая и комедийных архетипов, идиллий, рыцарский роман, Зенит, символ брака, победы. Осень, как символ заката и смерти, порождает мифы, в которых рассматривается энергия жизни, мертвое божество, насильственная смерть и жертва, а также архетипы трагедии и элегии. Олицетворяя тьму и отчаяние, зима создает миф о победе темных сил и ураганов, возвращении хаоса, смерти героя и богов, а также архетипы сатиры.»

    Содержательные (смысловые) основы литературных жанров привлекают, пожалуй, наибольшее внимание ученых XX века. И трактуется это по-разному. Литературные жанры (кроме существенных, сущностных качеств) имеют системные, формальные признаки, обладающие различной степенью достоверности. На более ранних этапах (до классического периода) формальные аспекты жанров выдвигались вперед и рассматривались как доминирующие. Принципы формирования жанров были ориентированы на поэтические размеры (метры) и строфическую организацию («твердые формы», как их часто называли) и на определенные речевые структуры и принципы построения. Комплексы художественных средств строго соблюдались для каждого жанра. Строгие правила, касающиеся темы изображения, построения произведения и текстуры речи, были перенесены в окружающую среду и даже отменили личную авторскую инициативу. Законы жанра оказали сильное влияние на творческую волю писателей. «Древнерусские жанры», - пишет Д. С. Лихачев, «больше связанных с определенными видами стилей, чем с новыми жанрами <...> Поэтому мы не удивляемся выражениям «агиографический стиль», «хронографический стиль», хотя, конечно, внутри каждого жанра можно выделить отдельные отличия. Средневековое искусство, по словам ученого, «стремится выразить коллективное отношение к изображению. Поэтому в нем многое зависит не от создателя произведения, а от жанра, к которому это произведение относится <...> У каждого жанра свой традиционный образ автора, писателя, «исполнителя». Традиционные жанры, строго формализованные, существуют отдельно друг от друга. Границы между ними четкие, каждый из них «работает» на своем «трамплине».

    Правила и нормы (каноны) жанра изначально стихийно формировались на основе обрядов с их обрядами и традициями народной культуры. "Как и в традиционном фольклоре и эпической литературе, жанровые структуры отличаются от нелитературных ситуаций тем, что жанровые законы непосредственно сливаются с ритуальными правилами и правилами бытового этикета».

    В дальнейшем, по мере углубления рефлексии в художественной деятельности, отдельные жанровые закономерности приобрели форму четко выраженных положений (постулатов).

    В эпоху нормативной поэтики (с античности до XVII-XVIII вв.) наряду с жанрами, рекомендованными и регламентированными теоретиками (С.С.Авернцев, существовали также «жанры де-факто» («жанры де-юре»), не получившие теоретической основы в течение нескольких столетий. появились устойчивые особенности строения и определенные существенные «преимущества». Это сказки, легенды, рассказы и тому подобные инсценировки «последнего смеха», а также многие традиционные лирические жанры (фольклор).

    В литературе последних двух-трех столетий жанровые структуры менялись (и очень резко). Они стали гибкими, утратили каноническую строгость, то есть открыли широкие возможности для проявления личной авторской инициативы. Строгость разграничения жанров исчерпала себя и, по-видимому, была забыта вместе с классической эстетикой, решительно отвергнутой в эпоху романтизма. «Мы видим, -пишет Гюго в своем программном обеспечении для драмы «Кромвель», - как быстро произвольное разделение жанров рушится перед лицом аргументов разума и вкуса».

    «Деканонизация» жанровых структур дала о себе знать в XVIII веке. Работы Л. Стерна и Жан-Жака Руссо подтверждают это. Латинизация литературы последних двух столетий состояла в том, чтобы выйти за пределы ее «законов жанра» и одновременно стереть прежние границы между жанрами. В XIX-XX веках «жанровые категории теряют свои четкие очертания, жанровые модели во многом распадаются». Обычно это не изолированные явления с определенным набором признаков, а группы произведений, в которых менее заметны определенные формальные и содержательные предпочтения и акценты.

    Литература последних двух столетий (особенно XX век) также побуждает говорить о существовании в ее композиции таких произведений, лишенных жанровой определенности, как нейтральный подзаголовок «игра», многие драматические произведения с фантастикой, а также многие лирические стихотворения, не вписывающиеся ни в какую жанровую классификацию. В лирической поэзии XIX века, начиная с В. Гюго, Г. Гейне, М.Ю. Лермонтова, «исчезает прежняя жанровая определенность»: «… лирическая мысль <...> показывает тенденцию к все более синтетическому выражению», наблюдается «атрофия жанра в словах».

    Вместе с тем жанровые структуры, обладая устойчивостью, не утратили своего значения ни в эпоху романтизма, ни в более поздние периоды. Традиционные жанры (ода, притча, сказка), имевшие свои формальные (композиционно-речевые) черты, сохранялись и продолжают существовать. Жанровое образование, возникшее в XIX-XX веках, также имеет системную устойчивость. Таким образом, в символической лирической поэзии, несомненно, существует определенный формально-смысловой комплекс (тяготеющий к универсалиям и определенному типу лексики, к смысловой сложности речи, к таинственному апофеозу и др.). Подводя итог вышесказанному, в литературе известны два типа жанровых структур. Это,

    во-первых, готовые, законченные, целостные формы (канонические жанры), всегда равноправные между собой, а во-вторых, жанровые формы неопределенны: гибки, открыты к любым изменениям, перестройкам, обновлениям, например, элегии в современной литературе или истории. Эти свободные жанровые формы близких нам эпох, соприкасаясь с безразличными структурами, не существуют, но устойчивых структурных особенностей жанров без определенного минимума не существует.

    Жанры оцениваются определенным образом читающей публикой, критиками, «поэтиками» и манифестантами, писателями и учеными. Они рассматриваются как достойные или, наоборот, недостойные внимания художественно просвещенных людей; как высокие, так и низкие; на самом деле современные или устаревшие, истощенные; как ствол или маргинальные (периферийные). Эти оценки и комментарии создают иерархию жанров, которая меняется с течением времени. Некоторые жанры, фавориты, счастливые фавориты, получают высшую оценку от какого-либо авторитетного органа, оценку, которая является общепризнанной или, по крайней мере, имеет литературный и социальный вес. Такие жанры, основанные на терминологии официальной школы, называются каноническими.

    Иерархия жанров происходила и в сознании массового читателя. Так, в XIX-XX веках русские крестьяне отдавали абсолютное предпочтение «божественным книгам» и выданным им произведениям светской литературы. Жития святых (часто дошедшие до людей в виде неграмотно написанных книг, «на варварском языке») слушались и читались «с почтением, с любовью, с широко открытыми глазами и с такой же широко открытой душой». Низшим жанром считаются развлекательные произведения, так называемые «сказки». Они были очень распространены, но награждались несправедливыми эпитетами («мифы», «легенды», «абсурд» и др.), вызывавшими ненависть. Канонизация жанров происходит и в «верхнем» слое литературы. Так, в эпоху романтизма радикальная жанровая перестройка, фрагмент, сказка и роман (в духе и стиле «Вильгельма Мейстера» Гете) закрепились на вершине литературы. Литературная жизнь XIX века (особенно в России) отличалась канонизацией социально-психологических романов и рассказов, тяготевших к реализму, психологизму, бытовой достоверности.

    Если высшие жанры были канонизированы в эпоху нормативной эстетики, то в недалеком будущем иерархически поднимутся жанровые начала, ранее выходившие за рамки «строгой» литературы. В.Б. Шкловский отмечает, что новые темы и жанры, мелкие, маргинальные, низменные до сих пор, канонизированы: «блок канонизирует темы и образы цыганского романса, а Чехов представляет русской литературе «будильник». Приемы бульварного романа Достоевский видит на уровне литературной нормы». В то же время традиционные высокие жанры отчуждены и вызывают критический взгляд, который считается утомительным. «При смене жанров интересно постоянно переключаться с высоких жанров на низкие», - говорит Б.В.Томашевский, подчеркнувший в литературное время процесс «канонизации низких жанров». Приверженцы высоких жанров, по мнению ученого, обычно становятся эпигонами. Чуть позже М. M. Бахтин говорил в том же духе. Традиционные высокие жанры, по его словам, склонны к «походке», для них характерны условность, «неизменяемость поэзии», «однообразие и абстрактность».

    В XX веке, как вы можете видеть, новые жанры (или радикально обновленные) поднимаются иерархически, в отличие от авторитетных фигур предыдущего периода. При этом место лидеров занимает жанровое образование со свободными, открытыми структурами: как это ни парадоксально, в литературе, не являющейся предметом канонизации, предпочтение отдается всему, что не участвует в готовых, устоявшихся, устойчивых формах.

    В недалекие времена, характеризующиеся высокой динамикой и разнообразием художественной жизни, жанры неизбежно вовлекались в борьбу литературных групп, школ и направлений. При этом жанровые системы меняются гораздо интенсивнее и быстрее, чем в прошлые века. Говоря о существовании этих жанров, Ю.Н.Тыняков подчеркивал, что «готовых жанров не существует», и каждый из них, меняясь от эпохи к эпохе, уходит не в центр, а, наоборот, отходит на второй план и полностью исчезает.

    Отношения между динамизмом и устойчивостью в существовании жанров от эпохи к эпохе от поколения к поколению должны обсуждаться беспристрастно и осторожно, без «целенаправленных» ограничений. Наряду с жанровыми противоречиями важное значение в литературной жизни имеют жанровые традиции: преемственность в этой области.

    Таким образом, жанры начинают обретать преемственность и стабильность в литературном развитии. Вместе с тем в процессе эволюции литературы неизбежно обновляются существующие жанровые образования, появляются и укрепляются новые; изменяются отношения между жанрами и характер взаимодействия между ними.

    Жанры литературы очень близки и связаны с игровой действительностью, не связанной различными связями. Жанровая сущность произведений создается событиями культурно-исторической жизни международного значения. Таким образом, с давних пор основные черты героического эпоса определяются особенностями периода формирования этносов и государств. Активизация принципа новизны в литературе нового времени связана с тем, что в настоящее время духовное самосознание человека является одним из важнейших явлений фундаментальной истины.

    Вывод по 1 главе
    В процессе написания дипломной работы мы неоднократно задавались вопросом, не является ли жанр надуманным, несуществующим понятием, оболочкой, под которой может скрываться все, что угодно. Идея о том, что этот жанр - всего лишь изобретение теоретиков, не раз встречалась в прочитанных нами книгах и статьях. Теперь мы можем твердо сказать, что не согласны с этой точкой зрения.

    Жанры можно сравнить с нациями – у каждой свой язык, традиции, история и менталитет. И каждая прекрасна в своей неповторимости и неповторимости. И вместе они составляют единый мир – жестокий, но гармоничный. В нашей работе мы попытались отразить единство, неразделимость жанров, нарисовать картину «мира жанра», так похожего на мир людей.

    Жанр - это основа поэтики любого вида искусства, его оригинальные выразительные формы. Знание их - важный шаг на пути к вершинам мастерства. И точно так же, как художник, овладевший основами реалистической живописи, может легко развить в себе талант импрессиониста, журналист, овладевший информационными жанрами, может легко овладеть приемами эссе и фельетона.


    2 глава


    Философская основа творчества Стивена Кинга в аспекте жанрологии. Жанровое своеобразие в романе Стивена Кинга «Зеленая Миля»

    2.1. Стивен Кинг и его основы творчества

    Стивен Эдвин Кинг (англ. Стивен Эдвин Кинг (родился 21 сентября 1947 года, Портленд, штат Мэн, США) - американский писатель, работающий в самых разных жанрах, включая хоррор, триллер, научную фантастику, фэнтези, мистику, драму, детектив, получил прозвище «Король ужасов». Было продано более 350 миллионов экземпляров его книг, по мотивам которых было снято множество художественных фильмов и сериалов, телевизионных постановок и комиксов. Кинг опубликовал 60 романов, в том числе семь под псевдонимом Ричард Бахман, и 5 научно-популярных книг.

    Он написал около 200 рассказов, большинство из которых были собраны в девяти авторских сборниках. Действие многих работ Кинга происходит в его родном штате Мэн.

    Происхождение

    Мать писателя, Нелли Рут Пиллсбери, была четвертым ребенком из восьми в семье Гая Герберта и Нелли Уэстон Фогг Пиллсбери. Она родилась 3 февраля 1913 года в Скарборо. Предки Рут переехали в этот город до 1790 года. Поколения ее семьи занимались сельским хозяйством, судостроением и строительством домов. Ее личная жизнь долгое время не складывалась. Она дважды выходила замуж. 23 июля 1939 года она вышла замуж за капитана торгового флота Дональда Эдварда Кинга. Отец писателя родился 11 мая 1914 года в семье Уильяма и Хелен Боуден Кинг в Перу (штат Индиана). Врачи диагностировали у Рут бесплодие, и в 1945 году пара усыновила новорожденного Дэвида Виктора. Два года спустя, 21 сентября 1947 года, в Портленде, несмотря на предполагаемую болезнь, в семье родился мальчик Стивен.

    Ранние годы

    После того как ее муж ушел, Рут обратилась за помощью к родственникам. Она бралась за любую работу и, несмотря на свое образование пианистки, в основном занималась неквалифицированной, низкооплачиваемой работой, например, горничной или продавщицей в пекарне. Ей и ее двум детям удалось пожить в Чикаго, Форт-Уэйне (Индиана), Молдене (Массачусетс), Уэст-де-Пере (Висконсин), Стратфорде (Коннектикут), пока она, наконец, не поселилась в Западном Дареме, городке в 30 милях от Скарборо (Мэн). В 1988 году Кинг вспоминал: «Я с детства чувствовал, что жизнь несправедлива. Моя мать растила меня одна, отец бросил нас, и ей приходилось много и усердно работать. Мы были бедны, жили от зарплаты до зарплаты и ничего не знали об обществе равных возможностей и прочей ерунде <...> Она никогда не жаловалась, но я не был ни глухим, ни слепым. Что-то от этого чувства несправедливости все еще остается и отражается в моих книгах сегодня».

    В детстве Кинг стал свидетелем смерти своего сверстника, попавшего под товарный поезд, - обстоятельство, о котором сам Кинг, по его собственным словам, совершенно забыл, испытав состояние шока, но вспомнил несколько лет спустя, когда ему об этом рассказали. Некоторые источники предполагают, что это событие, возможно, психологически вдохновило некоторые произведения писателя. Из-за частых переездов и плохого самочувствия Кинг заболел корью, затем острым фарингитом, который в конечном итоге превратился в форму ушной инфекции, которую нельзя было лечить антибиотиками. Матери пришлось обратиться за медицинской помощью к отоларингологу, который трижды проколол барабанную перепонку мальчика стерильной иглой, чтобы слить инфицированную жидкость. По воспоминаниям Кинга, больше, чем адская боль от проколов, его мучило сознание того, что врач все три раза солгал, сказав, что это не повредит, а сам он даже не потрудился запомнить имя пациента. Из-за болезни Кингу пришлось остаться в первом классе на второй год.

    Начало творческого пути

    Стивен Кинг поступил в колледж, который был подготовительным отделением университета. В то же время он работал неполный рабочий день в отделе упаковки на ткацкой фабрике Варамбо и был поражен количеством крыс, живущих в здании. Пока контейнер наполнялся, Кинг бросал банки в грызунов. Однажды инструктор устроил уборку в подвале, в которой Кинг не участвовал, однако, по словам его коллег, крысы вели себя очень агрессивно. Полученный опыт позже был использован писателем в рассказе «Ночная смена». В августе 1966 года Кинг отправился в Ороно, поступив в Университет штата Мэн на факультет английской литературы, а также на курсы преподавания в колледже. Его мать посылала Кингу и его брату по пять долларов в неделю на карманные расходы, часто без еды. В день знакомства с другими студентами один из студентов запустил фейерверк, который разбил несколько окон. Король наблюдал за фейерверком и мог быть исключен, но его участие не было обнаружено.

    В 1960 году он и его друг Крис Чесли опубликовали несколько коротких рассказов в самодельном сборнике «Люди, места и вещи» (англ.: People, Places and Things). Год спустя была опубликована вторая книга «Звездные захватчики». В 1966 году Кинг окончил среднюю школу и поступил в Университет штата Мэн, где познакомился со своей будущей женой Табитой Спрюс. Среди учителей Кинга был известный литературовед Кэрролл Террелл, который позже опубликовал книгу о своем ученике «Стивен Кинг: человек и художник» (англ. Stephen King: man and artist; 1990). В 1970 году Кинг окончил университет со степенью бакалавра, и его признали негодным к военной службе. Сначала семья испытывала финансовые трудности, они жили на зарплату Кинга в прачечной, студенческий кредит его жены и редкие гонорары Кинга за публикацию рассказов в журналах. В это время у них родились сын и дочь.

    В 1971 году Кинг женился на Табите Спрюс. Осенью того же года он начал работать учителем английского языка в школе в Хэмпдене, штат Мэн. Его жена нашла в мусорном ведре черновик романа «Кэрри», который Кинг счел неудачным, и настояла, чтобы он его закончил. 18 декабря 1973 года мать Стивена Кинга, Рут Кинг, умерла в Мехико, в доме его брата Дэйва. В 1974 году издательство Doubleday опубликовало роман «Кэрри», за который Кинг получил аванс в размере 2500 долларов. Затем издатель продал авторские права на «Кэрри» издательству NAL Publishing за 400 000 долларов, из которых Кинг получил половину, что позволило ему оставить работу в школе. Осенью 1974 года Кинг переехал в Боулдер, штат Колорадо, где прожил год, и за это время написал роман «Сияние». В 1977 году Кинг под псевдонимом Ричард Бахман опубликовал свой ранний роман «Смириться с этим» под названием «Ярость». Книга была изъята из продажи, после того, как в Канзасе стали происходить реальные случаи школьных перестрелок, у малолетнего преступника, убившего троих своих одноклассников, было обнаружено издание этой книги, после чего сам автор решил изъять книгу из продажи.

    Когда много лет спустя Кинга спросили, зачем он писал, он ответил:

    Ответ на этот вопрос довольно прост, я бы не хотел делать ничего другого. Я начал писать рассказы, потому что мне нравится писать истории. Вот почему я это делаю. Я действительно не могу представить, что делаю что-то еще, и я не могу представить, что не делаю того, что делаю.

    Талантливый писатель Кинг Стивен Эдвин открыт обществу, охотно дает интервью и идет на контакт с людьми. Вот несколько интересных моментов из его жизни:

    В 1999 году во время прогулки писателя сбил фургон. Его кошмары и страхи сбылись. Множественные травмы (сломанные ребра, поврежденное легкое, трещина в позвоночнике) могут привести к необратимым, фатальным последствиям. На ноге были переломы, сначала ее даже хотели ампутировать. Он с трудом верил в счастливый исход, но время шло, и организм восстанавливался, конечно, очень медленно. В этот период писатель объявил, что «уходит на пенсию», и все же спустя долгое время он вернулся к работе.

    Кинг играл в своеобразной рок-группе, необычной тем, что она состояла только из писателей. Она пользовалась успехом в узких кругах и даже приносила доход.

    Роман под названием «Ярость» стал причиной массового «помешательства». Подростки взяли оружие и начали стрелять по школе. После этого писатель решил, что книгу следует изъять из продажи.

    Писатель установил для себя ежедневный минимум слов (2 тысячи) и не ложится спать, не выполнив норму.

    Роман «Бегущий человек» был написан в рекордно короткие сроки – за 10 дней.

    Дочь короля, Наоми, принадлежит к сексуальным меньшинствам. В 2000 году она вышла замуж за школьного учителя.

    Кинг лечился от наркотической и алкогольной зависимости.

    Писатель никогда не пользуется мобильным телефоном. Есть предположение, что объяснение этому факту кроется в одноименной книге («Мобильный телефон»).

    Он был удостоен бесчисленных наград и медали «За выдающийся вклад в американскую литературу».









    2.2. Структура и функции религиозно-философского подтекста в творчестве Стивена Кинга

    Интерпретация образа дьявола и мотива сделки с ним в романе «Нужные вещи»
    Тема продажи души не нова. Этот вопрос часто поднимается в литературе. Точного определения понятия «душа» не существует. Это очень интересный и спорный вопрос, который всегда привлекает внимание мыслящих людей, ведь это очень благоприятная почва для размышлений.

    Слово «душа» имеет интересное происхождение. Душа́ пошло от др.-рус. «дѹша» и греч.- ψυχή, лат.- anima. Это нечто, что можно назвать нематериальным началом. Многие ученые, философы, литераторы долгие годы пытаются понять, что такое «душа», но почти все сходятся в одном:

    Это «внутренний» мир человека, его содержание;

    это источник самосознания;

    он бессмертен, находится в прямом контакте с Высшим Разумом;

    это носитель разума, воли и чувств.[13]

    То есть, если суммировать все вышесказанное, получится

    Душа- это бессмертное содержание, выражающее волю, разум, чувства человека; это внутренний мир человека, коллективное понимание; это самое ценное, что есть у человека.

    Почему люди добровольно хотят самое ценное не только «дать», но и «продать»? Слово «продать» говорит само за себя - еще из древнерусского языка это слово выражает волю человека дать другому человеку определенную вещь (ценную вещь), вместо того чтобы требовать от покупателя какой-то выгоды для себя (чаще всего денег, материальных ценностей). Это означает, что люди хотят продать свою душу дьяволу только ради выгоды, которую он может им дать. Но дьявол не принимает каждую душу: «... прежде чем продать что-либо, вы должны сначала подумать, нужна ли ваша собственность (в данном случае ваша душа) покупателю (в данном случае дьяволу). Кто ты? Святой праведник? Церковная иерархия? Какое-нибудь метро? Ты святой человек? Если вы ответили «нет» на эти вопросы, я советую вам внимательно подумать: почему ваша душа сдалась дьяволу? Если вы обычный человек, то все то же самое: живите спокойно, не отличаясь излишней святостью, не поститесь, не молитесь, грешите на каждом шагу (по крайней мере, в мыслях), почему ваша душа бесовская? Почему он покупает у вас? Он (дьявол) примет его (ваше сердце), когда вы умрете, потому что вы все еще не заслуживаете рая Божьего...»

    Кроме того, дьявола почему-то интересует (чаще всего это причина-уникальность, чистота, уникальность) в душе конкретного человека, тогда дьявол находит этого человека и предлагает ему контракт.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта