Главная страница
Навигация по странице:

  • Религиозная концепция происхождения морали

  • Социологизаторская концепция возникновения морали

  • Культурологическая концепция морали

  • Нравы архаичного периода

  • Мораль античности

  • Нравственные коллизии феодального общества

  • Мораль Возрождения и протестантства

  • Основными ценностями

  • индивидуализма

  • мишаткина практикумм этика разд1. Литература по основным разделам курса. Практикум предназначен для студентов вузов, учащихся средних и средних специальных учебных заведений. Может быть полезен преподавателям этики


    Скачать 1.09 Mb.
    НазваниеЛитература по основным разделам курса. Практикум предназначен для студентов вузов, учащихся средних и средних специальных учебных заведений. Может быть полезен преподавателям этики
    Анкормишаткина практикумм этика разд1.doc
    Дата08.12.2017
    Размер1.09 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламишаткина практикумм этика разд1.doc
    ТипЛитература
    #10781
    страница7 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24


    Тема 2.1. Возникновение и развитие морали



    Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания, она возникает вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает относиться к другому человеку, их отношения обретают ту или иную форму моральности или аморальности. С этим согласны все этические учения. Однако по вопросу происхождения морали имеются определенные разногласия.

    ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРАЛИ



    Религиозная концепция происхождения морали утверждает, что мораль дается человеку от Бога,высшим основанием морали считает «божественный закон», имеющий вечный характер, и поэтому нравственная природа человека, согласно религиозной концепции, неизменна. Религиозная концепция морали авторитарна: моральные требования в виде Божественного закона даны человеку высшим авторитетом — Богом и сформулированы в десяти библейских заповедях. Справедливость закона должна постигаться не разумом, но безоговорочной Верой в Бога; моральный долг определяется Любовью к Богу; а потеря Надежды (на Бога) расценивается как величайший грех.

    Натуралистические концепции возникновения морали утверждают, чтомораль изначально заложена в человеке самой природой. Существует ряд натуралистических концепций:

    социал-дарвинизм, которыйсчитает, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе, поэтому происхождение нравственности следует искать в избирательной способности самой жизни, в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных;

    евгеника, котораяисходит из того, что социальные формы поведения, в том числе и моральные, являются свойствами, наследующимися человеком от родителей, и поэтомудобрые или злые качества прирождены ему и не поддаются изменению;

    психоаналитическая концепция морали, базирующаяся на фрейдизме и определяющая поведение личности неподвластными сознанию психическими процессами, в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения.
    Социологизаторская концепция возникновения морали связывает ее существование исключительно с развитием общества: истоки нравственности она усматривает в социально-исторических и материально-экономических условиях и потребностях общества, а сама нравственность рассматривается как ответ на эти потребности (социально-исторический детерминизм), что неизбежно ведет к авторитаризму.

    Культурологическая концепция морали наиболее рациональная и современная. Для нее характеренобобщающий, интегративный подход: не отрицая ни биопсихической природы нравственности, ни роли религии в ее развитии, ни ее социальных оснований, предполагая изначальную включенность морали в исторический процесс, эта концепция связывает ее происхождение и развитие с конкретными социокультурными условиями.

    Историческое развитие морали



    С глубокой древности и до наших дней развитие морали демонстрирует специфические особенности, в зависимости от определенных социокультурных условий.

    Нравы архаичного периода:

    1. Коллективный характер жизни и труда определяет в качестве основополагающих принципов первобытные равенство и коллективизм, ставшие источником чувства «принадлежности» людей того времени.

    2. Регламентация поведения людей закреплялась в первых моральных требованиях: запретах в форме табу, в обычаях итрадициях, в простейших нравственных нормах, направленных на сохранение и благополучие рода.

    3. Положительные моральные качества, способствуя выживанию и усилению рода, приводят к тому, что начинает побеждать не сильнейший, а «моральнейший», что постепенно превращает моральные нормы в важнейший фактор человеческого существования.Наряду с положительными моральными качествами формируются и отрицательные, которые также сохранятся в истории человечества.

    Мораль античности:

    1. На смену единой для всех морали первобытного общества приходит мораль, разделяющая людей. Неравенствоначало рассматриваться как естественная и справедливая форма человеческих отношений.

    2. Первобытный коллективизм сменилсяиндивидуализмом, что способствовало выделению и самоутверждению личности.

    3. Моральные права и обязанности впервые ставятся в зависимость от такой ценности, как свобода: мораль являлась достоянием только свободных людей, рабы стояли «вне морали».

    4. Отличительной чертой практической морали становится ее связь с этикой и философией: моральные нормы и представления находились под сильнейшим влиянием этических взглядов философов.

    5. В среде рабов формируется, с одной стороны, рабская моральпокорности и смирения, лизоблюдства и холуйства, с другой – мораль протеста против угнетения и жестокости жизни, развивавшаяся в двух направлениях: 1) бунт против рабства; 2) попытка найти утешение, спасение в уходе от этого мира. Так возникает мораль раннего христианства, проповедовавшего страдание и терпение как высшие добродетели

    Нравственные коллизии феодального общества:

    1. Зародившаяся как идеология угнетенных и гонимых, в эпоху Средневековья религиозная христианская мораль стала господствующей. В ее основу легло представление о Боге как высшем благе и источнике сущего.

    2. Основой нравственной жизни провозглашаются десять Божественных заповедей. Они несут в себе высшие общечеловеческие ценности; будучи гуманистичны по своей сути, они выполняют функции духовного ориентира, ведущего к благу.

    3. К основным моральным добродетелям относятся: смирение перед Богом, любовь к ближнему, милосердие, покорность, послушание, основанные на вере в непререкаемую силу и справедливость Бога.

    4. Высоким достижением христианской морали становится принцип непротивления злу насилием, сформулированный Иисусом Христом («подставь другую щеку» и «возлюбите врагов ваших»); позднее эти требования лягут в основу новой этики — этики ненасилия.

    5. Характерной чертой духовной жизни этого периода является приоритет религии и церкви,которые выступают с проповедью всеединства, примирения богатых и бедных, покорности, отказа от мирских благ. Однако в реальной жизни моральные принципы христианства нарушались, в том числе и самой церковью.

    6. Кроме морали религиозной в эпоху средневековья развивается светская мораль. В ее рамках, в свою очередь, выделяются рыцарская мораль и придворный этикет. Свои особенности имеет также мораль ремесленников и крепостных крестьян.

    Мораль Возрождения и протестантства:

    1. Главным принципом нравственностиэпоха Возрождения провозгласила не любовь к Богу, а любовь к человекупринцип гуманизма, проявившийся в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности и привнесший новый, антропоцентрический оттенок в систему нравственных ценностей.

    2. Моральные нормы Возрождения были противоположны средневековым: место религиозного аскетизма занимает жизнелюбие, на смену ханжеской строгости приходит свобода нравов, самоотречение отступает перед интересом к человеческой индивидуальности.

    3. Основными ценностямиВозрождения выступают: Человек, Любовь, Творчество.

    4. Протестантская идеологияэпохи Реформации (XVI в.) провозглашает веру в Бога и каждодневное совершение добрых дел способом морального очищения и самосовершенствования. Важнейшая сфера этого совершенствования – протестантская трудовая мораль,ориентированная на бережливость и приумножение капитала, на прилежание и честность, на трудовое воспитание детей и семейные ценности.

    5. В период Возрождения и Реформации становится ведущим принцип индивидуализма, возлагающий на человека всю меру ответственности и за его достижения, и за прегрешения.

    Нравственность в Новое и новейшее время:

    1. Мораль нового предпринимательского класса буржуазии, составляющего основу городского бюргерства, демонстративно отказывается от старых феодальных представлений о нравственности. В качестве положительных нравственных ориентиров выделяются протестантские ценности гражданского общества. Нравственный идеал воплощается в образе энергичного деятельного человека, собственными силами добивающегося богатства и положения в обществе.

    2. Моральный облик общества оказывается под влиянием рационалистических идей Просвещения, ориентирующих человека на собственный разум («теория разумного эгоизма») и носящих подчеркнуто гражданственный характер. Главными моральными ценностями провозглашаются Свобода, Равенство, Братство.

    3. Главный моральный принцип – культ индивидуализма, понимаемого позитивно – как уверенность в собственных силах, стремление противопоставить себя другим и доказать свое превосходство.

    4. Критерием моральности становится успех, понимаемый в духе прагматизма («цель оправдывает средства»), что приводит к высоким результатам, но постепенно порождает отчуждение в отношениях между людьми, аморализм и беспринципность.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24


    написать администратору сайта