мишаткина практикумм этика разд1. Литература по основным разделам курса. Практикум предназначен для студентов вузов, учащихся средних и средних специальных учебных заведений. Может быть полезен преподавателям этики
Скачать 1.09 Mb.
|
Каждый из элементов морали также имеет свою структуру. Моральное сознание – это субъективный способ бытия нравственности, ее отражение, осмысление, прочувствование, которое является основанием и обоснованием моральных отношений и поведения. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный. Схематично структура морального сознания может быть представлена следующим образом: моральное сознание Рациональный уровень Эмоциональный уровень Эмоции знание чувства понимание настроение принятие Эмоциональный уровень морального сознания – это психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроения.
Рациональный уровень – способность личности к логическому анализу и самоанализу – является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентность личности, включающая три основных компонента.
Моральные отношенияОтношение к обществу Отношение к другому Отношение к самому себе Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма. Отношение человека к обществу Я ≤ МЫ Я ≠ МЫ Коллективизм Индивидуализм МЫ ≠ ОНИ МЫ = ОНИ Групповой эгоизм Индифферентность МЫ ОНИ Я ОНИ Возможны сочетания этих принципов:
Отношение человека кдругим людям –отношение «Я – Ты» – может носить субъект-субъектный или субъект-объектный характер. отношение к другим людям Я = ТЫ Я ТЫ Субъект-субъектное Субъект-объектное Альтруизм Эгоизм Субъектный тип отношений Я к Ты характерен для гуманистической этики и проявляется в диалоге Я и Ты, когда Я подходит к Ты как к равному субъекту. Другой человек выступает для Я целью общения. Я готов принимать и уважать его право на «самость»: быть индивидуальностью, личностью, самим собой. В основе этого подхода лежат принципы альтруизма и толерантности. Объектный тип отношений превращает Ты в объект моего воздействия, когда Другой становится средством: моего самоутверждения, удовлетворения моих интересов и потребностей и т. д. Этот подход характерен для этики авторитарной и проявляется в монологической форме общения. В его основе лежат эгоизм и нетерпимость. Отношение человека к самому себе тесным образом связано с его самооценкой. Отношение человека к самому себе Адекватная Самооценка Неадекватная высокая низкая завышенная заниженная индивидуализм эгоизм комплекс неполноценности любовь к себе нелюбовь к себе Линия водораздела здесь определяется различиями авторитарного и гуманистического подходов, особенно в понимании эгоизма, индивидуализма и любви к себе. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом, если моральное сознание выступает субъективированной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. |