Главная страница
Навигация по странице:

  • Взаимодействие элементов морали

  • Регулятивная функция

  • мишаткина практикумм этика разд1. Литература по основным разделам курса. Практикум предназначен для студентов вузов, учащихся средних и средних специальных учебных заведений. Может быть полезен преподавателям этики


    Скачать 1.09 Mb.
    НазваниеЛитература по основным разделам курса. Практикум предназначен для студентов вузов, учащихся средних и средних специальных учебных заведений. Может быть полезен преподавателям этики
    Анкормишаткина практикумм этика разд1.doc
    Дата08.12.2017
    Размер1.09 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламишаткина практикумм этика разд1.doc
    ТипЛитература
    #10781
    страница11 из 24
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24


    моральное поведение




    мотив

    Намерение

    постановка цели

    выбор средств

    принятие решения



    поступок

    ПОСЛЕДСТВИЯ

    оценка

    внутренняя самооценка внешняя оценка

    (СОВЕСТЬ) (общественное мнение)

    Поступок – центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Но кроме поступка нравственное поведение личности предполагает также его мотивацию и оценку (самооценку).

    Мотивация играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна:

    Моральная оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка и будущих действий, когда оценка выступает как способность предвидения последствий поступка и в этом качестве может одновременно служить его мотивацией.
    Взаимодействие элементов морали

    Рассмотрение структуры морали позволяет нам выявить механизм взаимодействия ее элементов.

    1. Моральные отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве, взаимопроникая и обусловливая друг друга.

    2. Структура морали выявляет ее противоречивость. Это:

    а) противоречия между отдельными элементами морали – сознанием, отношениями и поведением;

    б) противоречия внутри ее отдельных элементов:

    • в моральном сознании – противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами;

    • в моральном поведении – противоречие между возможным, желаемым и должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения как «могу», «хочу» и «надо»;

    • в моральных отношениях – противоречие между индивидуальным, групповым и общечеловеческим.

    Основные функции морали


    Сущность, система и структура морали определяют механизм ее действия. Не менее важным является вопрос о ее предназначении. Ответ на этот вопрос дает рассмотрение основных функций морали.

    1. Гуманизирующая функция – приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми, «очеловечивающее» человека.

    2. Регулятивная функция: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе во всех сферах человеческого бытия.

    3. Воспитательная функция – определяется участием морали в формировании человеческой личности и ее самосознания с помощью различных приемов – от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания, соответствующих требованиям гуманистической этики.

    4. Познавательная функция морали, тесно связанная с воспитательной. Давая человеку адекватное знание – необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает его «секретами» человеческого поведения.

    5. Ценностно-ориентирующая функция определяется тем, что моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

    6. Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения.


    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Проанализируйте и поясните представленные в тексте схемы, иллюстрирующие структуру морали. Дополните и уточните их.

    2. И. Канту принадлежат знаменитые слова: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Как вы думаете, почему «моральный закон во мне» может наполнять душу таким же благоговением и удивлением, как и звездное небо?

    3. Что, по Вашему мнению, побуждает человека поступать морально? И что заставляет его творить зло?

    3. Какие противоречия морального сознания отражены в следующих положениях: «Вижу и одобряю лучшее, но следую худшему» (Сократ) и «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Какое место в них отводится мотивации поведения? Что больше свидетельствует о нравственном облике личности – ее поступки или мотивы этих поступков? Какую роль в нравственной оценке личности играет понимание мотивов ее поведения?

    1. Как Вы думаете, что дало основание Ф. Ницше утверждать: «Жизнь в сопровождении морали невыносима»?

    2. Какая моральная проблема нашла отражение в высказывании И. Бентама: «Одни мотивы, как бы они ни были достаточны, недействительны без достаточных средств»?

    3. Когда-то в печати активно велась дискуссия на тему «Нужна ли ветка сирени в космосе?» – о роли чувств в эпоху научно-технического прогресса. Как бы Вы ответили на этот вопрос сегодня?

    4. Если альтруист – это человек, с бескорыстной любовью и заботой относящийся ко всем людям, то какое понятие существует для обозначения его антипода?

    5. Рассматривая мизантропию как противоположность альтруистической любви, Ф. Ницше замечал: «Лишь тогда говорят о том, что пресытились людьми, когда не могут их больше переваривать, хотя желудок еще заполнен ими. Мизантропия есть следствие слишком ненасытной любви к людям и «людоедства» – но кто же просил тебя глотать людей, как устриц, мой принц Гамлет?». Оцените это высказывание.

    6. Сочетаниеэтического знания, его понимания и принятия в рамках рациональной стороны морального сознания может быть ситуативным. Обозначьте и рассмотрите все возможные ситуации этих сочетаний.

    7. Противоречивость морального сознания была подмечена еще древнекитайскими мыслителями. Так, Лао-цзы утверждал: «Добрый человек – учитель недоброго человека»; «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем притаилось несчастье»; «Справедливость снова превращается в хитрость, добро снова превращается в зло». Объясните, как Вы понимаете эти противоречия.

    8. Индивидуализм, эгоизм, любовь к себе – это одно и то же? Рассмотрите проблему, используя работу Э. Фромма «Искусство любви».

    9. «Средние» молодые американцы, опрошенные российским тележурналистом М. Таратутой, на вопрос «Что такое индивидуализм?» ответили:

    «Индивидуализм – это

    • свобода действий и право на эту свободу;

    • осознание человеком самого себя, открытость другим людям;

    • когда тебе не указывают, что делать, а ты решаешь сам;

    • путь к одиночеству, он порождает страх и желание заявить о себе любым способом;

    • когда ты можешь жить, как хочешь, а не бояться, что тебе за это что-то будет;

    • индивидуализм порождает желание что-то делать и создавать».

    Выскажите Ваше отношение к мнению своих американских сверстников.

    1. Можно ли быть нравственным, не имея идеала? Может ли человек быть идеалом для самого себя? Может ли вообще быть идеалом реальный человек?

    2. Какие факторы, по Вашему мнению, являются необходимыми условиями терпимости? Существует ли мера толерантности, то есть должны ли мы быть терпимыми ко всем личностным и общественным проявлениям, и если нет, то чем ограничена наша терпимость?

    3. Прокомментируйте данные утверждения с точки зрения структуры морали:

    • английский философ Ф. Бэкон: «Мы можем столько, сколько знаем. Мы знаем столько, сколько помним»;

    • французский просветитель Ж.-Ж. Руссо: «Разум указывает нам цель, а страсти уводят от нее»;

    • немецкий поэт И. Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»;

    • русский писатель М.М. Пришвин: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле»;

    • французский писатель А.Франс: «Без известной умственной культуры не может быть и утонченных чувств».

    1. Какой нравственный смысл видите Вы в следующих латинских афоризмах:

    • Tempora mutantur, et nos mutamur in illis. Время течет, и мы меняемся вместе с ним.

    • Vanitas vanitatum et omnia vanitas. Суета сует и всяческая суета.



    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24


    написать администратору сайта