мишаткина практикумм этика разд1. Литература по основным разделам курса. Практикум предназначен для студентов вузов, учащихся средних и средних специальных учебных заведений. Может быть полезен преподавателям этики
Скачать 1.09 Mb.
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Причина страданий
– Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана. – Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного – более высокая потенция сострадания. – Сострадательные натуры, всегда готовые на помощь в несчастье, редко способны одновременно и на сорадость: при счастье ближних им нечего делать, они излишни, не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают неудовольствие.
– Е. М.: Страдание обязательно должно присутствовать в жизни человека, чтобы он в полной мере мог ощутить прелесть радостных, счастливых моментов в своей жизни... Только в страдании человек до конца познает себя, свой внутренний мир, свое «я», то, что его окружает. – О. С.: Если у человека не было страданий, он не может понять другого, его страданий. А если человек страдал сам, он понимает страдания другого. Если же ты можешь понять другого человека, его боль, то это в человеке его лучшее качество, и без этого качества ты не человек. – С. К.: Лучший учитель – страдания, неудачи, ошибки, так как на них мы задерживаем свое внимание больше, чем на хорошем. – И. К.: Я согласна с Аристотелем, ибо человек, не познав зла, не будет знать и добра; не будучи бедным – не будешь знать, что такое бедность, не будучи больным – не будешь представлять мук болезни... Все познается в сравнении. Не зная горя, нельзя узнать и счастья, тем более сделать счастливым кого-то. – И. М.: А ведь, не познав мук страданий, невозможно понять и осознавать счастье. К спокойствию, отсутствию мук и страданий можно привыкнуть и тогда осознание счастья утрачивается. Разве не так? Встряски тоже иногда полезны!. – И. Д.: Страдание – необходимый элемент жизни. Как гончар мнет глину, придавая ей необходимую форму, так и жизнь формирует человека. Жизнь полна трудностей и страданий, и их преодоление воспитывает у человека мужество и красоту духа... Хотя и не всегда. – Е. М.: А я считаю, что несчастья делают человека или лучше, или озлобляют его. Все зависит от самого человека, от силы его души, характера. Одни, страдая, учатся жить, понимать, сочувствовать, другие озлобляются, начинают завидовать тем, у кого все хорошо, ненавидят их. Конечно, трудно не «сломаться», когда ничего не получается, когда идет беда за бедой. И только когда ты видишь, что у кого-то такое же положение, как у тебя, то это где-то в душе тебя успокаивает. Человек с сильной волей, духом, с хорошей душой постарается перебороть в себе это чувство, слабый же будет радоваться чужому страданию, а счастливым – отравлять жизнь своей завистью и злобой. – И. Ф.: У каждого человека в определенный период жизни наступает момент, когда он сознательно и обостренно чувствует формирование своего «я». Происходит это под влиянием различных факторов, среди которых страдание занимает не последнее место. Страдание – это состояние души, проявляющееся особенно сильно в определенных жизненных ситуациях. Например, при разлуке с любимым человеком или смерти близких. Вот тогда наступает это состояние «одиночества мыслей». Внутри личности происходят перемены, изменяется отношение к внешнему миру и к окружающим тебя людям, к жизненным принципам и ценностям. Иногда задаешь себе вопрос: «Какая боль сильнее – физическая или моральная?» Так вот, страдание и есть та моральная боль, которая меняет внутренний мир человека и делает его мудрее. Отрицательная черта страданий в том, что это состояние может даже вызвать психическую болезнь. Поэтому не стоит загонять себя в «угол», из которого трудно найти выход. Необходимо жить дальше. Ведь у каждого человека жизнь такая, какой он ее видит.
Наши души – как топоры… Слишком многих мы словом раним, Позабыв, что слова остры. (А. Дементьев, советский поэт) 2.3.4. Долг и Совесть Долг и совесть – личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-психологический механизм cамoконтроля, тесно связанный с ответственностью личности. Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг – это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе. ДОЛГ ОБЯЗАННОСТЬ Нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием внешних требований и внутренних побуждений Долг обогащает понятие обязанности: личным отношением к ней заинтересованностью НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ Превращает требования общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение добровольным принятием осознанием их необходимости Таким образом, долг не тождественен обязанности:простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг– это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувствa долга. СВОЙСТВА ДОЛГА осознанность добровольность заинтересованность необходимости принятия в исполнении Основные «свойства» долга: 1. Добровольность. В зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно-необходимым требованиям или личным обязательствам, независимое от каких-либо внешних и внутренних принуждений. 2. Активная гражданская позиция. Люди нравственного долга активны, деятельны, они не проходят равнодушно мимо морального или иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у такого человека чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело. 3. Множественность долгов. Существует сложная «иерархия» долгов: долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед друзьями, перед самим собой. Это порождает определенные трудности, связанные с необходимостью выбирать, какой из долгов надлежит выполнить в первую очередь, особенно если они противоречат друг другу. Совесть – «другая сторона» долга, еще более личностный и сильный «внутренний голос» нравственного действия. Совесть – способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Она помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям. Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтомусовесть действует в качестве внутреннего регулятора. СУЩНОСТЬ СОВЕСТИ Наиболее сильный «внутренний голос» нравственного действия Способность к активному самосознанию, самооценке личного поведения и отношения к окружающему, к моральным и правовым нормам Индикатор соответствия индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям Внутренний регулятор и оценка Совестьпроявляет себя а) как побудитель, направляющий нас на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку; б) как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; в) как корректирующий фактор вo время действия; г) как оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценку наших поступков. ФУНКЦИИ СОВЕСТИ побудительно- разрешительно- запретительная моральная оценка корректор поведения до поступка во время поступка после поступка Основные «свойства» совести: «Интимный» характер совести. В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим найти себе оправдание – так сложились обстоятельства. Но ведь обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служит совесть. 3. Совесть как стыд за совершенное, как форма раскаяния. В этом качестве совесть являет себя в одном из наиболее мучительных своих обличий: она выступает как угрызения совести,муки совести – как осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий. Мера переживаний, степень «мук совести» зависит от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать собственное поведение и поведение других. Моральным результатом этих переживаний является раскаяние,нравственный смысл которого – гармонизация отношений между Долгом и Совестью. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЫБОР ПОСТУПОК СОВЕСТЬ “себя ведать” моральный компромисс “себя знать” самооценка бескомпромиссность стыд за совершенное, угрызения совести за то, что хотел совершить, за последствия совершенного РАСКАЯНИЕ Взаимосвязь совести и долга:
|