Литература по теме Методические указания по изучению темы
Скачать 3.32 Mb.
|
Понятие личности и ее психологические признаки Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально — психологическими особенностями. В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество. Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются: 1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью. Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально — и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки. 2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств; 3) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно сформироваться и эффективно проявляться. 4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека. 5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении. Таким образом, в психологии под личностью подразумевается ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Личность — это социальное качество человека, степень его включенности в системы социальных отношений. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — в процессе обучения и воспитания человека можно активно влиять на этот процесс. Соотношение понятий «человек»-«индивид»-«личность»-«индивидуальность» Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно. Самое широкое понятие человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo Sapiens. Человек, в отличие от животных, наделен сознанием. У него особая телесная организация: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, развитый мозг и т. п. Вместе с тем человек — существо общественное. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вспомните отличия психики человека от психики животных. Индивид — человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака: 1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт; 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность — это сознательный индивид. Это — социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек рождается биологическим существом, в процессе социализации становится собственно человеком (индивидом) далее личностью, качество которой зависит от среды, культуры и других многочисленных социальных характеристик его окружения. В понятии «личность» — явление и сущность не совпадают. В личности мы склонны видеть конкретного человека. Однако сущность отдельной личности — ее социальные качества. Физическая природа человека не меняется тысячелетиями. Социальные же качества человека проявляются в социальных отношениях, т. е. есть сеть общественных отношений, в которые каждый попадает с рождения (где, в каком обществе — от этого зависит даже имя человека). Личностные черты зависят от потребности общества, т. е. существует заказ общества: какие типы личностей ему нужны. Индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других — малозаметно. При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям, т. е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Процесс социализации начинается, но не заканчивается, длится всю жизнь: человек усваивает, что такое ответственность в процессе социализации (наказание ребенка за какие-то проступки т. п.), разная социализация — разное отношение к закону, нормам, ответственности (пример: принц и нищий). Вопрос 2. Социализация личности. Социальная роль, статус, позиция Каждый человек входит в какую-либо социальную общность (семью, группу, учебный или трудовой коллектив и т. д.), которая определяет его функции и роль. Ролей, как и групп, к которым принадлежит личность, много: муж, отец, сотрудник и т. п. Социальная роль — это функции, которые выполняет человек в конкретной системе отношений. Нормативная рольсопряжена с требованиями инструкций к правилам поведения в обществе. Интероризованная роль — такое поведение, какое человек считает необходимым и возможным. Выполнять роль каждый человек может по-разному. Чем шире ролевой набор, тем гибче поведение человека. Каждый из нас играет в жизни множество ролей. С одной стороны, роли типичны, стандартны, они определяют подобное поведение в сходных обстоятельствах совершенно разных людей. С другой стороны, все эти роли каким-то чудом уживаются в одной конкретной личности, сосуществуют, в у каждом из нас. Когда мы приходим в магазин, мы ожидаем от продавца традиционного исполнения его роли и моментально оказываемся в столь же традиционной роли покупателя. Представьте, что творилось бы в тех же магазинах, если бы каждый начал проявлять там свои неповторимые, только ему присущие индивидуальные особенности. Роль как бы отвечает за нас на вопрос о том, что нам делать в каждой конкретной ситуации. Тем самым наши задачи упрощаются. Всегда ли человек понимает, что предписано ему ролью? Мы хорошо знаем, что нет. Вышедшей на пенсию бабушке предписано помогать загруженным молодым родителям в воспитании внуков независимо от того, любит она их или нет. В то же время она вовсе не обязана помогать своей соседке в уходе за маленьким ребенком, даже если этого малыша успела полюбить. Получается, что роль заключается в исполнении определенных обязанностей. Помимо обязанностей есть, конечно, и права, в соответствии с которыми она ожидает заботы и внимания со стороны своих детей и внуков. Но нередко бывает, что бабушка записывается на курсы вязания, увлекается садоводством, живет своей жизнью, то ее право. Отдаляясь, она не всегда осознает, что роль, которую она добровольно избрала, требует от ее детей несколько другого поведения, чем то, на которое она рассчитывает. Взрослые дети тоже постепенно отдаляются, доверительность контактов утрачивается, взаимодействие становится все более формализованным. Сыграть роль — не значит обмануть. Это, скорее, контролировать общение в какой-то одной плоскости, не отягощая его многочисленными посторонними наслоениями. Важно не просто менять роли, играть одну, потом другую, даже и противоположную по содержанию. А речь идет уже о степени личной включенности в ту или иную роль, о чувстве причастности, не безразличия, о ценностной иерархии ролей. Достаточно высокий уровень личностной зрелости предполагает выход за пределы собственно ролевого поведения, т. е. возможность «надситуативной активности» личности (подролевого поведения). Каждой роли соответствует свой статус. Статус — это место, занимаемое данным человеком в иерархии отношений при исполнении данной роли (высокий — низкий). В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Будучи однажды установлен, статус остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация. Балансы статусов не соответствуют ролям: чем выше статус на работе, тем ниже он в других системах и наоборот. Социальная позиция — это отношение человека к своим ролям и своим статусам («мои роли меня устраивают» или «все я делаю не так»). Вопрос 3. Конформизм и его значение Конформизм — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. На уровень конформизма влияют различные факторы, в том числе: — характеристика самого человека; — возраст (в юности конформизм максимален относительно сверстников); — пол (женщины более конформны); — профессия (военные — более конформны, музыканты — менее); — уверенность в себе; — статус человека в группе и ее размер; — степень согласия большинства; — характеристика проблемы. Степень конформности зависит от характера ситуации, как объективной, так и субъективной, переживаемое субъектом. Реакция каждого человека на групповое давление будет различной в зависимости от конкретных условий. Так, имеют значение состав и структура группы; значимость (авторитетность) группы для индивида; его собственное положение в группе, значимость обсуждаемых вопросов, насколько они затрагивают непосредственные интересы испытуемого и насколько он к ним подготовлен, степень авторитетности участников, взаимоотношения и т. д. Давление группы будет ощущаться тем сильнее, чем важнее для индивида принадлежность к данной группе, чем строже групповая дисциплина и чем больше данное расхождение затрагивает основные групповые ценности. Расхождение с авторитетным коллективом, принадлежность к которому существенна для личности, неизбежно затрагивает ее ценностные ориентации и самоуважение. Ведь человек не может ежесекундно проверять и вывешивать свои слова, мысли, очень многие его действия являются автоматическими. Делая то, что принято в его кругу, он считает это само собой разумеющимся. Но как быть, если вдруг возникает расхождение? В этой ситуации и сказывается, что личность не есть простая функция частной «социальной роли», что в каждом нашем поступке аккумулирован весь наш осознанный и даже неосознанный жизненный опыт. Отдельные эпизоды конформного поведения в экспериментальных или реальных условиях еще не дают оснований считать человека психологически конформным. Помимо многообразия жизненных ситуаций значение имеет сложность ролевой структуры личности и ее референтных групп. Личность может проявлять высокую степень конформности в одной, более жестко структурированной роди и самостоятельность — в другой, допускающей более широкую вариативность. Многое зависит и от уровня компетентности. Более способные, и что особенно важно, осознающие свои способности люди в своих суждениях ориентируются преимущественно на собственное мнение, хотя расхождение с группой в какой-то мере снижает их самооценку. Менее компетентные и способные, напротив, ориентируются преимущественно на чужое мнение, а главным критерием самооценки служит для них совпадение с мнением большинства, т. е. налицо конформное поведение. В детстве 100% конформизм (до 12 лет). Но: критические периоды: — 2,5—3 г. — «Я сам»; — 5 лет — нонконформизм. — подростковый возраст — нонконформизм; — юношество — до 20—23 лет — конформная реакция, так как это период вхождения в общество как социального субъекта; — зрелость — после 35 лет и до 50 лет — нонконформизм; — старость — конформизм, так как человеку надо выжить, и он очень зависит от окружающих. При стабильном развитии общества — нужны конформисты, в периоды кризисов — нужны нонкоформисты (и до вхождения в период стабилизации). Конформизм нельзя рассматривать однобоко, это явление имеет две стороны: позитивную и негативную. Вопрос 4. Общая характеристика и содержание основных компонентов структуры личности Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности. Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Эта подструктура формируется путем воспитания и включает в себя: потребности; мотивы; цели; ценностные ориентации; интересы; идеалы; убеждения; мировоззрения. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Подструктура биологически обусловленных свойств и качеств человека — объединяет:свойства темперамента; половые и возрастные свойства личности; ее патологические, так называемые «органические» изменения. Кратко эту подструктуру можно назвать биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. Подструктура форм отражения и самоконтроля — объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, понимаемых как формы психического отражения: ощущений; восприятия; памяти; представлений; внимания; воображения; мышления; речи; эмоций; чувств; воли. В этой подструктуре больше социального: самосознание личности осуществляет саморегуляцию (усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Подструктура социального опыта объединяет приобретенные в личном опыте путем обучения: знания; умения; навыки; привычки. В целом в этой подструктуре значительно больше социального. Однако заметно влияние биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом. Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности. Две подструктуры — характер и способности — являются как бы наложенными на четыре уже рассмотренные компоненты структуры личности. Характер, или стиль поведения человека в социальной среде — это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность и т. п.), во вторую очередь — волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Таким образом, морально-волевые качества составляют действительную основу характера. Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность. Вопрос 5. Направленность личности. Характеристика потребностей. Мотивы и интересы Человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном счете — внешние причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения. Как гласит латинский афоризм, я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Каждое действие и поступок человека в норме мотивированы, и он отдает себе в этом ясный отчет. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других — личными потребностями и интересами, а в третьих — поступает определенным образом на основе чувств (любви, уважения, ненависти, презрения и т. д.). Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в производственной или научной деятельности, другие — в области искусства, третьи — в общественной деятельности. При этом каждый исходит из определенный побуждений: чувства долга перед обществом, корысти, славы, карьеристских замыслов и т. д. Под направленностью понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека. Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа. Как сложное психологическое свойство личности, направленность имеет свою собственную структуру. Коротко о каждом элементе этой структуры. Потребности — это необходимость человека в определенных условиях жизни и развития. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Ценностные ориентации — система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества. Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Идеал — это образец, которому следует человек в деятельности и поведении. Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, принципы и идеалы, знания о природе и обществе, в которые человек верит, в истинности их не сомневается, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Это то, что не только понято, осмысленно, но и глубоко прочувствовано и пережито. Мировоззрение — система взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности. Таким образом, направленность личности — это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, пищу, индивида другого пола, книги, развлечения и т. д. Характеристика потребностей Потребности — это испытываемая личностью нужда в чем-либо. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений. Характерными особенностями потребностей являются: а) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п.); б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.); в) наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск нахождения возможных путей удовлетворения потребностей; г) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения); д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать. Потребности — субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: биологические (витальные); информационные (лежащие в основе социальных потребностей). Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной. Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной. Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми. Кроме того, выделяют материальные — потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и тому подобное. Интересен подход А. Маслоу к классификации потребностей: физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.); потребность в безопасности (стабильность, порядок); потребности в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание); потребность в самоактуализации (развитие способностей). Мотивы и интересы Мотивы — это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности, это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности. Мотивы многообразны, но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни. Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы). Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, — отношения иерархии мотивов. В осуществлении нужного действия играет роль доминирующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулированному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. Интерес — это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес — личную неприязнь к какой-то деятельности. Интересы характеризуются по их содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности. По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, спорту и т. п.). По широте различают широкие и узкие интересы. Причем широта и разносторонность интересов сочетаются с наличием основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека 1—2 изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному. Глубина интереса означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхности явления и не интересуется объектом по-настоящему. По устойчивости выделяют устойчивые интересы и неустойчивые интересы. Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает. Действенные интересы, побуждают к действиям по удовлетворению интереса, в отличии от пассивных интересов (пример: интерес к спорту действенный, когда человек сам занимается спортом, пассивный, когда он часами сидит у телевизора, наблюдая за матчами, читает спортивные журналы, газеты, книги, знает биографии игроков, но сам спортом не занимается). Особенностями интересов являются: активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности; большая конкретизация целей и операций деятельности; расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений; своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью. Вопрос 6. Я-концепция Каждый человек является неповторимым и обладает относительно устойчивой Я-концепцией (Self-conception) или системой «Я». Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая, неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важным регулятором поведения и тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудностей достижения целей, которые он ставит перед собой. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Одному человеку невыносимо стыдно, что он — вторая, а не первая перчатка мира, другой радуется победе на районных соревнованиях. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на самооценку индивидом своих способностей. Самоуважение тесно связано с самооценкой и производно от нее. Люди с пониженным самоуважением неустойчивы, ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. Люди с высоким самоуважением более самостоятельны и менее внушаемы. Часто они — лидеры в группах. Положительно относясь к себе, они обычно «принимают» и окружающих, тогда как отрицательное отношение к себе часто сочетается с недоверчивым или недоброжелательным отношением к другим людям. «Высокое самоуважение» преступника большей частью проблематично, в нем много напускного, демонстративного. В глубине души он все-таки не может не измерять себя общесоциальным масштабом. Таким образом, вся система «Я», баланс самооценки и самоуважения регулирует (саморегулирует) и контролирует (самоконтролирует) поведение личности (человека). Самоконтроль есть осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояние. Тесная связь самоконтроля и саморегуляции, их взаимодействие и взаимодополняемость. Каждый человек способен сформировать Я-образ, т. е. представить, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, и таким образом проверить, с точки зрения других участников, все, что он собирается делать. Личная ответственность фиксируется человеком в тот момент, когда он представляет себе, чего ждут от него другие участники. Самоконтроль возможен потому, что действия людей по отношению к самим себе в значительной мере того же порядка, как и их действия по отношению к другим людям или действия других по отношению к ним. Человек может ругать, хвалить, оправдывать или прощать самого себя точно так же, как и другого человека. Самоконтроль невозможен без Я-образов. Когда же человек сформировал Я-образ происходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции других на его поступок. Самоконтроль связан с таким поведением, которое изменяется в зависимости от того, как оно выглядит с точки зрения, приписываемой другим участникам совместной деятельности. Поскольку человек определил ситуацию и свое место в ней, исходя из конвенциальных ролей, он осознает ожидания относительно шаблонов поведения как для самого себя, так и для других участников. Социальный контроль в значительной мере основывается на самоконтроле. Человеческое общество — это непрерывный процесс, в котором каждый участник постоянно сверяет свое поведение с реальными или предполагаемыми реакциями других людей. Согласованные действия зависят от добровольного вклада индивидуальных участников, но, поскольку каждый человек создает Я-образ с точки зрения картины мира, разделяемой группой, индивидуальные вклады объединяются в организованный социальный шаблон. Вопрос 7. Учение о темпераменте. Описательная характеристика типов темперамента И. П. Павлов показал, что врожденное сочетание свойств высшей нервной деятельности и характеризует то, что называют темпераментом. Естественной основой темперамента, от которой он зависит, является тип высшей нервной деятельности. Основными свойствами нервных процессов являются следующие: 1. Сила нервных процессов — показатель работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая «ломается». 2. Уравновешенность — определенный баланс процессов возбуждения и торможения. Эти процессы могут быть уравновешены друг с другом по силе, а могут быть неуравновешенными, когда один из них сильнее другого. 3. Подвижность — быстрота смены одного процесса другим. Обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениями обстоятельств. Своеобразная комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности. Наиболее часто встречаются 4 типа. Выделив и описав 4 типа высшей нервной деятельности, И. П. Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними, т. е. именно свойства нервной системы определяют темпераменты: сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный; холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный; флегматик — сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный. Эти типы нервной деятельности являются общими для человека и для животных. Тип нервной деятельности врожден и в целом вряд ли может быть изменен. Однако экспериментально доказана возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Свойства темперамента имеют тенденцию более резко проявляться с возрастом человека. Путем длительной посильной тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типа нервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания, может с успехом решать любые жизненные задачи. Исследования И. П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной организации человека, но не определяются ею. В экспериментах И. П. Павлова было доказано, что нервная деятельность человека пластична. Потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство — высочайшая пластичность». Указанные 4 типа нервной деятельности не могут исчерпать все многообразие форм поведения индивида, между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы. По словам И. П. Павлова, природа представляет массу переходов, массу градаций. Знать эти переходные типы необходимо для более правильного понимания человеческого поведения. Физиологи и психологи утверждают, что по последним данным существует более 70 промежуточных и переходных типов. Большинство людей лишь условно можно отнести к какому-либо одному из видов темперамента, как правило, люди обладают чертами одного или нескольких темпераментов. Наиболее ярко черты темперамента проявляются в подростковом возрасте, позже под воздействием воспитания, среды, деятельности происходит маскировка типа нервной деятельности, а, следовательно, и черт темперамента. Исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Говоря о темпераменте, подразумевают всю систему динамических особенностей целостного поведения личности. Описательная характеристика типов темперамента Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Сангвиник — это человек подвижный, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он — экстраверт. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник без усилий не только переключается с одного вида работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания. (М. Ю. Лермонтов, Моцарт) Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания, поэтому он вспыльчив, необуздан, нетерпелив и несдержан. Воля холерика порывиста, также он отличается повышенной эмоциональностью. Это боевой, задорный, легко и быстро раздражающийся тип, он скорее экстраверт. Для холерика характерна цикличность в поведении и переживании. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей значительного единовременного напряжения сил. (Петр I, А. С. Пушкин)
|