Главная страница
Навигация по странице:

  • Средства создания литературного героя

  • Эпиграф

  • Прямая авторская характеристика

  • Поступки, действия героя

  • Другие герои произведения

  • Социальная среда, общество

  • Предыстория жизни героя (если есть)

  • Роль писателя в художественном произведении Категория: Теория литературы » Литература в таблицах Образ автора

  • Сатирические приемы в художественном произведении

  • Название художественного произведения Категория: Теория литературы » Литература в таблицах Название

  • Пейзаж в художественном произведении Категория: Теория литературы » Литература в таблицах Пейзаж

  • Роль пейзажа в художественном произведении

  • Художественная деталь в литературном произведении Категория: Теория литературы » Литература в таблицах Художественная деталь

  • Эпизод Категория: Теория литературы » Литература в таблицах Эпизод

  • Литература в таблицах


    Скачать 148.17 Kb.
    НазваниеЛитература в таблицах
    Дата11.05.2022
    Размер148.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаrody_literatury.docx
    ТипЛитература
    #522065
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Характер в художественном произведении

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

    Художественный характер - образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.

    Средства создания литературного героя

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

    Средство создания литературного героя

    Краткая характеристика

    Пример

    Название произведения

    Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов

    "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова

    Эпиграф к литературному произведению

    Может указывать на основную черту характера героя

    "Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина

    Прямая авторская характеристика

    Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку

    "Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин)

    Речь героя

    Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия

    Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова

    Поступки, действия героя

    Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя

    Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова

    Психологический анализ

    Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя

    "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского

    Другие герои произведения

    Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми

    Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова

    Портрет героя

    Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами)

    1) Мастер в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова

    2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова

    3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя

    Социальная среда, общество

    Общественные условия, в которых живет и действует персонаж

    "Гранатовый браслет" А. И. Куприна

    Пейзаж

    Раскрывает внутренние переживания героя

    Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова

    Художественная деталь

    Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая худдожественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа

    Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова

    Предыстория жизни героя (если есть)

    Описание детства, юности, становления героя как личности помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа

    "Обломов" И. А. Гончаров

    Роль писателя в художественном произведении

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

    Образ автора - Художественный образ, носитель авторской речи, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий долю авторского смысла.

    Сатира и юмор

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

    Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.

    Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.

     



    Сатирические приемы в художественном произведении



     

    Название сатирического приема

    Краткая характеристика

    Пример

    Гипербола

    Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений

    "Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

    Гротеск

    Вид сатирической типизации, про котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического

    "Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговарить, как будто ничего с ними не случилось". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

    Фантастика

    Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни

    Д. Свифт "Путешествие Гулливера"

    Эзопов язык

    Вид подцензурного иносказания, намерено маскирующий идею автора

    Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

    Ирония

    Тонкая, скрытая насмешка

    "Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?" И. А. Крылов

    Сарказм

    Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа

    "Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица. Концовка "Невского проспекта" Н. В. Гоголя

    Аллегория

    Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа

    Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа

    Название художественного произведения

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

    Название - авторское наименование конкретного художественного произведения


    Особенности названия художественного произведения

    Пример названия художественного текста

    В основе - имя главного героя произведения

    "Евгений Онегин" А. С. Пушкина; "Рудин" И. С. Тургенева

    В основе - художественная деталь, характеризующая главного героя произведения

    "Шинель" Н. В. Гоголя

    Название - пословица, отражающая суть конфликта произведения

    "Свои люди - сочтемся!", "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островский

    В основе - место, где происходит событие произведения

    "Васюткино озеро" В. П. Астафьева; "Невский проспект" Н. В. Гоголя

    В основе - главный конфликт художественного произведения

    "Отцы и дети" И. С. Тургенева; "Горе от ума" А. С. Грибоедова

    В основе - проблема, поставленная автором в произведении и разрешаемая им в самом повествовании

    "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова; "Что делать?" Н. Г. Чернышевского

    В основе - образ-символ

    "Гроза" А. Н. Островского; "Вишневый сад" А. П. Чехова

    В основе - время, в которое разворачиваются ключевые события художественного произведения

    "Ночь накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголя; "После бала" Л. Н. Толстого

    Название многозначное, выражающее многоплановую проблематику произведения

    "Война и мир" Л. Н. Толстого; "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского

    В основе - характеристика героя, типичная черта персонажа

    "Идиот" Ф. М. Достоевского; "Толстый и тонкий" А. П. Чехова

    Пейзаж в художественном произведении

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

    Пейзаж - (фр. pays - страна, местность) - изображение картин природы в художественном произведении.
    Роль пейзажа в художественном произведении

    Функции пейзажа

    Пример из художественного произведения

    Иллюстративная (создает фон, на котором происходят различные события в произведении)

    "Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вышла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пивоварова. (А. С. Пушкин "Станционный смотритель")

    Психологическая (передает внутренне состояние героев, их переживания)

    "Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожжали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом". (И. С. Тургенев "Ася")

    Лирическая (создает определенное настроение у героя; задает общую тональность повествования)

    "Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни... На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали высокое село Коломенское с высоким дворцом своим. Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою". Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

    Символическая (выступает в роли образа-символа)

    По вечерам над ресторанами
    Горячий воздух дик и глух,
    И правит окриками пьяными
    Весенний и тлетворный дух...
    И каждый вечер, за шлагбаумами,
    Заламывая котелки,
    Среди канав гуляют с дамами
    Испытанные остряки.
    Над озером скрипят уключины,
    И раздается женский визг,
    А в небе, ко всему приученный,
    Бессмысленно кривится диск.
    (А. А. Блок "Незнакомка")

    Художественная деталь в литературном произведении

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

    Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.

    Функции детали

    Краткая характеристика

    Пример из худ. произведения

    Выделительная

    С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных

    "И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь..." (А. П. Чехов "Человек в футляре")

    Психологическая

    Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа

    "...Видали вы когда нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.." (М. А. Шолохов "Судьба человека" 

    Фактографическая

    Деталь характеризует данный факт действительности

    "Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк..." (В. П. Астафьев "Фотография, на которой меня нет")

    Натуралистическая

    Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление

    "Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неествественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека..." (Л. Н. Толстой "После бала")

    Символическая

    Деталь выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни

    "Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." (В. Г. Короленко "Огоньки")

    Импрессионическая

    Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение

    Белый лебедь, лебедь чистый,
    Сны твои всегда безмолнвы,
    Безмятежно-серебристый,
    Ты скользишь, рождая волны,
    Под тобою - глубь немая,
    Без привета, без ответа,
    Но скользишь ты, утопая,
    В бездне воздуха и света.
    (К. Д. Бальмонт "Белый лебедь")

    Эпизод

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

    Эпизод - часть художественного произведения (эпического или драматического), имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.

    Типы эпизодов

    Краткая характеристика

    Пример

    Сценический (повествовательно-диалогический)

    Картины, замкнутые в пространстве и времени, в которых поведение героев тщательно детализируется.

    Изображение вечера в доме Анны Павловны Шерер в первых главах романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир"

    Несценический ("панорамный", описательный)

    Сообщение автора о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах

    Описание Москвы, опустейвшей перед приходом французов, в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта