Главная страница
Навигация по странице:

  • Цитаты из прозы .Жуковский «Светлана»

  • Пушкин «Капитанская дочка»

  • Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

  • Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

  • Достоевский «Преступление и наказание»

  • Чехов «Ионыч» Врач Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча.Семья Туркиных «Вишневый сад»

  • Маяковский «Облако в штанах»

  • Ахматова поэма «Реквием»

  • Булгаков «Мастер и Маргарита»

  • Твардовский «Василий Теркин»

  • Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича»

  • Матренин двор »Первоначальное название – «Не стоит село без праведника» Маленькие люди

  • Развернутый ответ на проблемный вопрос. Методические комментарии

  • Какие требования предъявляют к сочинению

  • Литература в таблицах


    Скачать 148.17 Kb.
    НазваниеЛитература в таблицах
    Дата11.05.2022
    Размер148.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаrody_literatury.docx
    ТипЛитература
    #522065
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Цитаты из книг для подготовки к ЕГЭ по литературе

    Цитаты из прозы.

    Жуковский «Светлана»

    Начало баллады

    «Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали:

    За ворота башмачок

    Сняв с ноги, бросали…»

    «Лучший друг нам в жизни сей

    Вера в провиденье»

     

    Фонвизин «Недоросль»

    Стародум «В большом свете водятся премелкие души»

    «Унижать рабством себе подобных беззаконно»

    Простаков

    «Без вины виноват»

    «без наук люди живут и жили», «ученье- вздор», главное, «достаточек уметь нажить и сохранить» - философия невежественного дворянства

    «Уж четыре года как учится» – о Митрофанушке (бессмысленность его обучения)

    Еремеевна получает «по пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день»

    Простакова «Да разве дворянин не вправе поколотить слугу, когда захочет?»

     

    Грибоедов «Горе от ума»

    Современники о комедии:

    Пушкин «Много ума и смешного в стихах», «разительная картина нравов»

    Катенин «Ума и соли тьма»

    Софья «Счастливые часов не наблюдают»

    «Он не в своем уме» (о Чацком) - первая распускает слух.

    Фамусов «Обычай мой такой:

    Подписано, так с плеч долой»

    «Не надобно другого образца,

    Когда в глазах пример отца» (Софье)

    «Кто беден, тот тебе не пара» (Софье)

    «Что будет говорить княгиня Марья Алексевна!» (фраза заканчивает комедию, зависимость Фамусова от чужого мнения)

    Молчалин: «В мои года не должно сметь

    Свое суждение иметь» (бесхребетность и подобострастие)

    Завет отца Молчалину – «угождать всем людям без изъятья»

    «Злые языки страшнее пистолета»

    Чацкий «Чины людьми даются,

    А люди могут обмануться»

    «Дома новы, но предрассудки стары»

    «И дым Отечества нам сладок и приятен…»

    «Служить бы рад, прислуживаться тошно»

    «Молчалины блаженствуют на свете!»

    «А врочем, он дойдет до степеней известных

    Ведь нынче любят бессловесных»(о Молчалине)

     

    Пушкин «Капитанская дочка»

    «Береги платье снову, а честь смолоду» - эпиграф, завет отца Гриневу

    «Я приехала просить милости, а не правосудия» - Маша Миронова Екатерине II

    Швабрин описывает Машу Гриневу «совершенною дурочкою»

    «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести» - Гринев Пугачеву.

     

    «Евгений Онегин»

    «Неужто ты влюблен в меньшую?

    -А что? – «Я выбрал бы другую,

    Когда б я был, как ты, поэт»

    «Всегда скромна, всегда послушна,

    Всегда как утро весела,

    Как жизнь поэта простодушна,

    Как поцелуй любви мила» (Ольга)

    «Он с лирой странствовал на свете:

    Под небом Шилера и Гете

    Их поэтическим огнем

    Душа воспламенилась в нем» (Ленский)

    «Ни красотой сестры своей,

    ни прелестью ее румяной,

    Не привлекла она б очей» (Татьяна)

    «Дика, печальна, молчалива,

    Как лань лесная боязлива,

    Она в семье своей родной

    Казалась девочкой чужой»(Татьяна)

    «Я вас люблю(к чему лукавить?),

    Но я другому отдана;

    Я буду век ему верна»(последнее объяснение Татьяны с Онегиным)

    «Они хранили в жизни мирной

    Привычки милой старины» (традиции в семье Лариных, которые отчасти объясняют страсть Татьяны к мистике, гаданиям, ее любовь к природе)

    «Чего ж вам больше?

    Свет решил,

    Что он умен и очень мил»(об Онегине, светское общество узкое во взглядах, мелкое, низкое)

    «Уж не пародия ли он?» (Татьяна об Онегине)

    «С вашим –то умом быть чувства мелкого рабом?(Татьяна Онегину, вопрос о сомнениях Татьяны по поводу любви к ней Евгения)

    Композиционная особенность романа - открытый финал, автор оставляет Онегина после объяснения с Татьяной

    «И здесь, героя моего,

    В минуту, злую для него,

    Читатель, мы теперь оставим,

    Надолго, навсегда»

    Различия между Онегиным и автором

    Предмет сопоставления

    Онегин

    Автор

    Театр

    Театр для Онегина- это место, где можно показать себя и безнаказанно полюбоваться в лорнет на незнакомых дам.

    Для автора театр – это «волшебный край»

    Природа

    Природа на Онегина наводит сон.

    Автор «предан всей душой полям, цветам, деревне»

    Любовь

    Для Онегина любовь- это «наука страсти нежной», обязательным условием которой является умение «лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать»

    Автор говорит, вспоминая о своей любви, что «завидовал волнам, бегущим бурной чередою с любовью лечь к ее ногам»

    Творчество

    Онегин лишен умения и возможности выразить себя в творчестве «труд упорный, ему был тошен; ничего/ не вышло из пера его»

    Смысл собственной жизни автор видит в следующем «быть может, в Лете не потонет, строфа, слагаемая мной»

     

     

    Поэма «Медный всадник»

    «На берегу пустынных волн

    Стоял он, дум великих полн

    И вдаль глядел.» (о Петре 1)

     

    Гоголь «Шинель»

    «Зачем вы меня обижаете?» - фраза, повлиявшая на молодого человека, прозвучала по библейски: «Я брат твой».

    Значительное лицо, до смерти испугавшее Башмачкина своим начальственным окриком, узнав о смерти его «остался даж пораженным, слышал угрызения совести и весь день был не в духе»

    «Ревизор»

    «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор» - открывает пьесу эта фраза Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.

    Попечитель богоугодных заведений Земляника «Человек простой: если умрет, то и так умрет, а если выздоровеет, то и так выздоровеет»

    «Единственным положительным героем моей комедии является смех»- признавался Гоголь

    Доктор со зловещей фамилией Гибнер «по-русски ни слова не знает»

    Городничий «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!»

     

    «Мертвые души»

    Принцип изображения помещиков:

    • Внешний вид усадьбы

    • Состояние хозяйства

    • Господского дома

    • Внутреннего убранства

    • Характеристика помещика

    • Его взаимоотношения с Чичиковым

    О Манилове «глупо и без толку готовится на кухне», «пусто в кладовой», а между тем, воздвигнута  «беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью «Храм уединенного уединения»» (духовная пустота)

    Коробочка «крепколобая» и «дубинноголовая»

    «Ноздрев в тридцать пять лет был таков ж совершенно, как в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять»

    Плюшкин «прореха на человечестве»

    Общие черты помещиков: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота.

    «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой!» - говорил отец Чичикову (завет отца)

    Гоголь о Чичикове: «справедливее всего навать его хозяин – приобретатель»

     

    Лермонтов «Мцыри»

    Мцыри живет в чуждой среде, лишенной всех близких:

    «Я никому не мог сказать

    Священных слов «отец» и «мать».

    Я видел у других

    Отчизну, дом, друзей, родных,

    А у себя не находил,

    Не то что милых душ - могил!»

     

    «Герой нашего времени»

    Хронология глав: «Тамань», «Княжна Мэри», начало повести «Бэла», «Фаталист», конец повести «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «журналу Печорина»

    Перед дуэлью с Грушницким Печорин размышляет : «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

    «Неужто, думал я, мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды?»(Печорин)

    «После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?»(Печорин)

    «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?» (Печорин)

    «Герой нашего времени - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии»

     

    Островский «Гроза»

    Катерина «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет летать» (вольность, стремление к свободе)

    Законы «темного царства»:

    В нем правят деньги

    «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» (Варвара Катерине)

    Любое живое слово, живая мысль, живое чувство преследуются в городе.

     

    Тургенев «Отцы и дети»

    Писарев «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать подвиг»

    Базаров нигилист, т.е. «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.»(так объясняет Аркадий)

    Базаров «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»

    «Рафаэль гроша медного не стоит»

    «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней   работник»

    «Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр!» - Базаров об Одинцовой (цинизм)

    Перед дуэлью с Павлом Петровичем Базаров думает: «Нет, я  еще долго на свете маячить буду»

    Катя говорит Аркадию «Он хищный, а мы с вами ручные»

    Перед смертью Базаров Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет»

     

    Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

    «Кому живется весело, вольготно на Руси?»

    «Роман сказал: Помещику,

    Демьян сказал: чиновнику,

    Лука сказал: попу.

    Купчине толстопузому!-

    Сказали братья Губины,

    Иван и Митодор.

    Старик Пахом потужился

    И молвил в землю глядючи:

    Вельможному боярину,

    Министру государеву,

    А Пров сказал: Царю.

    Корчагина Матрена Тимофеевна «Не дело между бабами счастливую искать»

    «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого»

    Гриша Добросклонов «В минуты унынья, о родина-мать,я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю.»

    Савелий-богатырь «клейменный, да не раб»

     

    Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

    Говорят «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?»

    «Жил-дрожал, и умирал – дрожал»

     

    Достоевский «Преступление и наказание»

    Раскольников говорит Соне: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?»

    Лужин воплощает эгоистическую расчетливость, прикрывающуюся рациональной идеей «общего блага» (сродни с «арифметикой» Раскольникова)

    Свидригайлов - отсутствие нравственных границ, неразличение добра и зла.

     

    Чехов «Ионыч»

    Врач Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча.

    Семья Туркиных

     

    «Вишневый сад»

    Лопахин: «Приходите все посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как полетят на землю деревья!»

    Двойное ударение в названии.

     

    Горький «На дне»

    Лука «Во что веришь - то ты и есть»

    «По-моему ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»

    О человеке «он – каков ни есть, а всегда своей цены стоит»

    «Человек всего может…Лишь бы захотел»

    «Человека приласкать никогда не вредно»

    Сатин «Человек - это звучит гордо!»

    «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью»

    «Правда - бог свободного человека, ложь - религия рабов и хозяев»

     

    Маяковский «Облако в штанах»

    Четыре части - каждая реализует конкретную идею

    1.Долой вашу любовь

    2.Долой ваше искусство

    3.Долой ваш строй

    4.Долой вашу религию

     

    Ахматова поэма «Реквием»

    Посвящена жертвам сталинских репрессий.

    В первых строках «Вступления» возникает образ «страшного мира»:

    «Это было, когда улыбался

    Только мертвый, спокойствию рад,

    И ненужным привеском качался

    Возле тюрем своих Ленинград»

    Изображается драма всей безвинной Руси:

    «Буду я, как стрелецкие женки,

    Под тюремными башнями выть»

    Эпиграфом являются строки их ст. «Так не зря мы вместе беседовали»:

    «Нет!  И не под чуждым небосводом,

    И не под защитой чуждых крыл-

    Я была тогда с мим народом

    Там, где мой народ, к несчастью, был»

     

    Булгаков «Мастер и Маргарита»

    Иешуа «Правду говорить легко и приятно»

    Воланд «Ну что ж… обыкновенные люди…В – общем похожи на прежних…квартирный вопрос только испортил их»

    «Рукописи не горят»

    «Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут»(Маргарите)

    Понтий Пилат «Трусость, несомненно один из самых страшных пороков…Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок»

     

    Твардовский «Василий Теркин»

    «Скажем откровенно:

    Просто парень сам собой

    он обыкновенный.

    Впрочем, парень хоть куда

    Парень в этом роде

    В каждой роте есть всегда

    Да и в каждом взводе»

    «Почему так- без начала?

    Потому что сроку мало.

    Почему так- без конца?

    Просто жалко молодца»

    «Чтоб от выдумки моей

    На войне живущим людям

    Стало, может быть, светлей»

    «Я убит подо Ржевом»

    «И у мертвых, безгласных,

    Есть отрада одна:

    Мы за родину пали,

    Но она спасена»

     

    Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича»

    Первоначальное название – «Щ-854» (Один день одного зека)

    Об ужине «Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прошлой и всей будущей жизни»

    «Вот он миг короткий, для которого и живет зек» (ужин)

     

    «Матренин двор»

    Первоначальное название – «Не стоит село без праведника»

     

    Маленькие люди

    Башмачкин «Шинель» Гоголь

    Самсон Вырин «Станционный смотритель» Пушкин

    Евегений «Медный всадник» Пушкин

    Лиза «Бедная Лиза» Карамзин

    Мармеладов, Соня, Катерина Ивановна «Преступление и наказание» Достоевский

    Макар Девушкин «Бедные люди» Достоевский.

     

    Романы-эпопеи

    «Война и мир» Толстой

    «Тихий Дон» Шолохов

    «Жизнь Клима Самгина» Горький

    Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо»

    Развернутый ответ на проблемный вопрос. Методические комментарии

    Категория: Сочинения ЕГЭ по литературе

    В 3-й части работы (Задания С5.1, С5.2, С5.3) проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на задан­ную литературную тему, сформулированную в виде вопроса про­блемного характера. Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 — по произведениям первой половины XIX века, 2 — по произведениям второй половины XIX века, 3 — по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопро­сов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указы­вают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литера­турно-критической статьи, рецензии, эссе (жанр выбирает экзаменуе­мый). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль уча­щихся, дает им возможность выразить свое отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

    Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе:

    — В чем, по вашему, символическое значение сцены с ключом (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

    — Почему Штольц считает, что в Захаре больше обломовского, чем в самом Обломове?

    — Является ли Назаров сильной личностью?

    — Почему главный герой романа «Преступление и наказание», в ос­нове которого детективный сюжет, преступник, а не следователь?

    — Почему сцена Бородинского сражения — кульминация романа «Война и мир»?

    — Почему Наполеон являлся кумиром князя Андрея в одну из эпох его жизни?

    — Почему пьеса «Вишневый сад», изображающая драматические судьбы героев, — комедия?

    — Можно ли считать Луку, который говорит о себе: «Мяли много, потому мягок», — добрым человеком?

    — Почему Есенин назвал себя «последним поэтом деревни»?

    — Можно ли считать раннюю лирику Маяковского романтической?

    — Каков лирический герой Маяковского: оптимистически настроен­ный герой великой эпохи или трагическая страдающая личность?

    — Почему «Мастер и Маргарита» — это «роман в романе»?

    Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена — праведник, без которых «не стоит земля»?

    —  Тоска Онегина — дань моде или глубокое внутреннее пережива­ние?

    —  Почему роман М.Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдель­ных законченных повестей?

    — Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми?

    — Почему в цветовой гамме Петербурга у Достоевского преобладает желтый цвет?

    — Почему центральным событием революционной поэмы А. Блока является убийство Катьки?

    — Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия Ах­матовой — это русская психологическая проза XIX века, перело­женная на стихи? Аргументируйте свою точку зрения.

    Данное задание представляет собой развернутый ответ на про­блемный вопрос, связанный с анализом разных сторон содержания и формы изученных в школе произведений литературы ХIХ-ХХ веков. Это своеобразное сочинение-миниатюра. Работа над таким сочинени­ем должна занять не более 2 академических часов.

    Чтобы успешно отвечать на подобные вопросы, надо четко опре­делять суть сформулированной проблемы или смысл предложенной альтернативы, владеть безупречной логикой развития мысли, отка­заться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду».

    Если возможны разные ответы на поставленный вопрос, лучше выбрать тот, который, по мнению выпускника, в большей степени со­ответствует авторскому замыслу или позиции автора произведения. Если все точки зрения имеют право на существование — все они должны быть обоснованы текстом произведения.

    Еще раз повторим прописную истину: ответить на поставленный вопрос можно лишь в том случае, если очень хорошо знать текст про­изведения (пользоваться текстами на экзамене не разрешается).

    И наконец, следует помнить, что данный ответ — это закончен­ный текст. В нем должны быть очень четкие и лаконичные вступле­ние и заключение, все суждения надо подтвердить текстом. Речевые, стилистические, фактические ошибки не допускаются.

    Например, отвечая на вопрос: «Почему Софья предпочла незамет­ного Молчалина блистательному Чацкому?» — следует осмыслить суть проблемы. Софья — неординарная, неглупая, ценящая интересных лю­дей (она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба) — и вдруг предпочи­тает заурядного человека яркой личности, почему так произошло? На­верное, причин несколько. Их можно разделить на три группы. Первая группа причин — в самой Софье: во-первых, она сформировалась в среде, где идеалом является «муж-мальчик, муж-слуга»; во-вторых, ее любимые французские романы идеализировали любовь неравных в со­циальном отношении героев; в-третьих, она обижена на Чацкого, уе­хавшего внезапно и, по существу, бросившего ее; в-четвертых, замкну­тость ее жизни предопределила ограниченность выбора. Вторая причина — в Молчалине: он ласков, предупредителен, нежен, отлично притворяется влюбленным. Третья причина — В Чацком: при всем своем блеске, при всей своей искренности и незаурядности он язвите­лен, желчен, порой бесцеремонен. Все без исключения оказываются объектом его нападок. Почему же Софье не бояться, что и она не избе­жит со временем подобной участи?

    Очевидно, что, отвечая на этот вопрос, не надо рассказывать ни об истории создания пьесы, ни об ее основных героях и проблемах. Нет необходимости подробно характеризовать время, изображенное в ко­медии, и своеобразие конфликта. «Четкость логичность — доказа­тельность» — вот девиз работы над развернутым ответом на про­блемный вопрос.

    Какие требования предъявляют к сочинению?

    Категория: Теория литературы

    Требования к Вашим сочинениям

    1. Соответствие теме.

    2. Содержательность, лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.

    3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого тезиса.

    4. План и логичность, последовательность изложения

    5. Самостоятельность мышления.

    6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

    7. Смысловая точность эпиграфов и цитат.

    8. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

    9. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта