|
Литература в таблицах
Роды литературы
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.
Предмет изображения:
Эпос ↔ Драма
↓
События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.
Лирика
↓
Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.
Отношение к предмету изображения речевой структуры: Эпос
▼
Повествование
о событиях
| Драма
▼
Разговор дей-
ствующих лиц
(диалог, монолог)
| Лирика
▼
Выражение
чувств, эмоций
| Способы организации художественного времени и пространства: Эпос ↔ Драма
События, происходящие
во времени и пространстве
| Лирика
Вне времени
и пространства
| Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем. Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни. Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
Жанры литературы
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения. Жанры устного народного творчества (фольклора)
| Название
| Краткая характеристика
| Пример
| Сказка
| Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов
| "Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"
| Былина
| Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы
| "Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"
| Песнь
| Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека
| Песни о С. Разине, Е. Пугачеве
| Малые жанры фольклора
| Загадка
| Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью
| "Висит сито, не руками свито" (паутина)
| Пословица
| Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии
| "Семеро одного не ждут"
| Поговорка
| Выражение, обзрано определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли
| "Легок на помине"
| Скороговорка
| Шутливое выржание, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов
| "Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека в руку реку: рак за руку Грека цап"
| Частушка
| Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера
| "Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".
|
Жанры древнерусской литературы
| Название
| Краткая характеристика
| Пример
художественного
произведения
| Житие
| Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью
| "Житие Александра Невского"
| Хожение
| Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие
| "Хождение за три моря" Афанасия Никитина
| Поучение
| Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление
| "Поучение Владимира Мономаха"
| Воинская повесть
| Повествование о военном походе
| "Сказание о Мамаевом побоище"
| Летопись
| Историческое произведение, в котором повествование велось по годам
| "Повесть временных лет"
| Слово
| Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера
| "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона
|
Эпические жанры
| Роман
| Определение
Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии:
– большой объем – несколько сюжетных линий – судьба нескольких персонажей во взаимосвязи
Разновидности
Разновидности романа по тематике и содержанию:
– рыцарскй (жанр средневековой куртуазной литературы XII - XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией); – пасторальный (судьбы людей, близких природе); – плутовской (динамичный сюжет, пародийные элементы); – роман-эпопея (крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей); – исторический (повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода); – семейно-бытовой (в центре – перепитии семейных взаимоотношений); – приключенческий (в центре – повествование о приключениях персонажей); – психологический (исследование внутреннего мира персонажей); – социальный (исследование социальных проблем); – философский (размышления героя над основными вопросами бытия); – роман-путешествие (эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя).
| Повесть
| Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение. – средний объем – одна сюжетная линия – судьба одного героя, одной семьи – ощутимость голоса повествователя – преобладание хроникального начала в сюжете
| Рассказ
| Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
| Новелла
| Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
| Очерк
| Жанр малой формы эпической литерататуры, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
| Басня
| Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
| Лирические жанры
| Стихотворение
| Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
| Элегия
| Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
| Эпиграмма
| Небольшое по объму сатирическое стихотворение
| Сонет
| Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
| Эпитафия
| Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
| Песня
| Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
| Гимн
| Торжественная песнь, принятая как символ государственном или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
| Ода
| Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
| Послание
| Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
| Романс
| Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
| Лиро-эпические жанры
| Баллада
| Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
| Поэма
| Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворение произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
| Драматические жанры
| Трагедия
| Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
| Комедия
| Вид драмы, в котором характерны, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); – фарс (западноевропейская народная комедия XIV – XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
| Драма
| Литературное произведение, которая изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
| Водевиль
| Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
| Интермедия
| Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов: 1) самостоятельный жанр народного театра в Испании; 2) галантно-пасторальные сцены в Италии; 3) вставная комическая или музыкальная сцена в
| Литературные направления
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Художественный метод = литературное направление = литературное течение
▼ Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяюшаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни
|
Литературные направления
| Основные признаки
литературного направления
| Представители
литературы
| Классицизм - XVIII - начало XIX века
| 1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров: "высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня, комедия, фарс.
| П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Б. Мольер,
Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин (Россия)
| Сентименатализм - XVIII - начало XIX века
| 1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема - тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
| Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия)
| Романтизм - конец XVIII - XIX век
| 1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах.
| Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия)
| Реализм - XIX - XX век
| 1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика.
| Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия)
| Натурализм - последняя треть XIX века
| 1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрасное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.
| Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов "Петербургские углы",
В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия)
| Модернизм делится на:
Импрессионизм Символизм Акмеизм Экспрессионизм Футуризм
| Символизм - 1870 - 1910 годы
| 1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество.
| Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия)
| Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии
| 1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты)
| Н. С. Гумилев,
С. М. Городецкий,
О. Э. Мандельштам,
А. А. Ахматова (раннее тв-во),
М. А. Кузмин (Россия)
| Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия)
| 1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация)
| И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский
(Россия)
| Импрессионизм - последняя треть XIX - начала ХХ века.
| 1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности.
2) Фрагментарность композиции.
3) Ассоциативность образных связей.
4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире.
5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности.
| Ги де Мопассан, П. Верлен,
М. Пруст (Франция)
| Экспрессионизм - 1910 - 1920-е годы (Германия)
| 1) Сочетание критического пафоса и ужасом перед неприглядной картиной бытия.
2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке.
3) Тяготение к абстрактности.
4) Использование приема фантастического гротеска.
| Черты экспрессионизма - в тв-ве
Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба,
А. Белого (Россия)
| Экзистенциализм - середина ХХ века (Франция, во время и после Второй мировой войны)
| 1) Ощущение крушения всех духовных ценностей.
2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования.
Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе
| Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар (Франция)
| Таблица всех основных литературных направлений (При копировании
|
|
|