Главная страница
Навигация по странице:

  • Схема анализа стихотворения

  • Сюжет

  • Конфликт в художественном произведении Категория: Теория литературы » Литература в таблицах Конфликт

  • Контекст в анализе литературного произведения Категория: Теория литературы » Литература в таблицах Контекст

  • Литература в таблицах


    Скачать 148.17 Kb.
    НазваниеЛитература в таблицах
    Дата11.05.2022
    Размер148.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаrody_literatury.docx
    ТипЛитература
    #522065
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Лексические средства выразительности

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
     

    Название лексического средства

    Краткая характеристика

    Пример

    Синонимы

    Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

    Не часто к нам слетает вдохновенье,
    И краткий миг в душе оно горит;
    Но этот миг любимец муз ценит,
    Как мученик с землею разлученье,
    В друзьях обман, в любви разуверенье
    И яд во всем, чем сердце дорожит,
    Забыты им: восторженный пиит
    Уж прочитал свое предназначенье. (А. А. Дельвиг)

    Антонимы

    Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

    Рухнула штукатурка в нижнем этаже, Нервы
    - большие,
    маленькие,
    многие!
    - скачут бешеные,
    и уже
    нервов подкашиваются ноги! (В. В. Маяковский)

    Омонимы

    Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

    Мы сражаться стали,
    В ход пустили шашки,
    Шашки не из стали,
    Мы играем в шашки. (Я. Козловский)

    Неологизм

    Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления

    Эти
    сегодня
    стихли и оды,
    в аплодисментах
    ревомые ревмя,
    войдут
    в историю
    как накладные расходы
    на сделанное
    нами -
    двумя или тремя. (В. В. Маяковский)

    Архаизм

    Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления

    Зажгли костер, сложилися,
    За водкой двое сбегали,
    А прочие покудова
    Стаканчик изготовили,
    Бересты понадрав. (Н. А. Некрасов)

    Историзм

    Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало

    Как ныне сбирается вещий
    Олег Отмстить неразумных хозарам... (А. С. Пушкин)

    Фразеологизм

    Устойчивое сочетание слов

    Узнали, подняли тревогу,
    По форме нарядили суд,
    Отставку Мишке дали
    И приказали,
    Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут...
    А Мишенька и ухом не ведет. (И. А. Крылов)

    Афоризм

    Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме

    Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов)

    Диалектизм

    Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности. Диалектизмы:
    - фонетические (передают особенности произношения);
    - морфологические (передают особенности грамматики определенного диалекта);
    - лексические (служат для называния предметов или явлений людьми определенной местности);
    - этнографические (обозначают вещи или явления, характерные только для какого-то узкого сообщества)

     – Здорово, парнище! –
    "Ступай себе мимо!"
     – Уж больно ты грозен, как я погляжу!
    Откуда дровишки?
     – "Из лесу, вестимо,
    Отец, слышишь, рубит, а я отвожу." (Н. А. Некрасов)

    Профессионализм

    Слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности

    ...К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
    Где циркуль зодчего, палитра и резец
    Ученой прихоти твоей повиновались
    И, вдохновенные, в искусстве состязались. (А. С. Пушкин)

    Схема анализа стихотворения

    Категория: Теория литературы

             Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, посколь­ку художественное произведение — явление жи­вое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже при­коснувшись к тончайшей поэтической ткани стихо­творения, которое стремится запечатлеть «невырази­мое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по об­разному выражению А. А. Фета.

    Статья большая, поэтому читаем по ссылке 

    Структура художественного текста

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

    Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей.
    Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.
    Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения.
    Этапы сюжета:

    Этапы развития сюжета

    Название этапа сюжета

    Краткая характеристика

    Пример

    Экспозиция (пролог)

    Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении)
     - прямая;
    - задержанная;
    - обратная.

    В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви

     Завязка

     Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.
    Типы завязок:
    - мотивированная;
    - немотивированная (неожиданная, придающая остроту).
    Место завязки в литературном произведении:
    - в начале;
    - в конце.

     Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"

     Развитие действия

     События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.

     Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим

     Кульминация

     Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.

     Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала"

     Развязка

     Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц.
    Виды развязки:
    - естественная (логичное выражение завязки);
    - ложная.
    Виды развязки (в зависимости от  развития сюжета):
    - внезапная;
    - логически вытекающая из развития действия.
    Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):
    - единая с кульминацией;
    - отдельная от кульминации

     Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя

     Послесловие (эпилог)

     Заключительная часть произведения.
    Типы эпилогов:
    - непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности);
    - развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый).

     Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.

    Конфликт в художественном произведении

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

    Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.

    Характер
    конфликта

    Краткая характеристика

    Пример

     Любовный

     Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных колизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа.

     У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский"

     Социально-бытовой (общественный)

     Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений.

     А. С. Пушкин "Евгений Онегин"

     Философский

     Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека.

     Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"

     Идейный

     Столкновение различных идей, имеющих право на существование.

     И. С. Тургенев "Отцы и дети"

     Психологический

     Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений.

     Д. Г. Байрон "Дон Жуан"

     Символический

     Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма.

     М. Метерлинк "Синяя птица"

    Контекст в анализе литературного произведения

    Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

    Контекст - совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но относящихся к внетекстовой действительности.

    Виды контекстов

    Краткая характеристика

    Пример контекста

    Литературный

    Соотнесенность художественного произведения с творчеством писателя, а также с литературной деятельностью его предшественников и современников

    Сопоставление художественного своеобразия "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского с его романами "Бесы" и "Братья Карамазовы" выявляет типичную для писателя проблему - "кровь по совести".

    Исторический

    Социально-политическая ситуация в период создания литературного произведения

    При чтении "Евгения Онегина" А. С. Пушкина необходимо знать основные положения системы крепостного права, различие между барщиной и оброком, положение крестьянства, уклад помещичьей жизни.

    Биографически-бытовой

    Факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, история создания художественного произведения, высказывания писателя по поводу творения

    При анализе стиля произведений А. П. Чехова можно обратиться к письму писателя А. С. Суворину от 1 апреля 1890 года: "Когда я пишу, я вполне расчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам".
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта