Тематика лирических произведений
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Тема - то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.
(Творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)
Мотив - мельчайший элемент художественного произведения; один из образов, созданных автором; наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении "опорные" художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.
(Уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. П. Чехова; переодевания - в комедия, и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий.)
Лейтмотив - ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение.
(Грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".) Тема лирического произведения
| Краткая характеристика
| Пример
| Тема любви (любовная лирика)
| Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимось, мимолетность, красоту любовного чувства.
| А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."
| Тема природы (пейзажная лирика)
| Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы
| С. А. Есенин "Береза"
| Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)
| Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта
| М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"
| Тема поисков жизненого смысла (философская лирика)
| Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти
| Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."
| Тема свободы (вольнолюбивая лирика)
| Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности
| А. Н. Радищев ода "Вольность"
| Тема дружбы
| Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение
| А. С. Пушкин "К Чаадаеву"
| Тема одиночества
| Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми
| М. Ю. лермонтов "Парус"
| Тема родины (патриотическая лирика)
| Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества
| А. А. Блок "Россия"
| Тема народа
| Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа
| Н. А. Некрасов "Железная дорога"
| Структура художественного текста
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей. Сюжет - последовательность событий в художественном произведении. Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения. Этапы сюжета: Этапы развития сюжета
| Название этапа сюжета
| Краткая характеристика
| Пример
| Экспозиция (пролог)
| Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении) - прямая; - задержанная; - обратная.
| В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви
| Завязка
| Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения. Типы завязок: - мотивированная; - немотивированная (неожиданная, придающая остроту). Место завязки в литературном произведении: - в начале; - в конце.
| Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"
| Развитие действия
| События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.
| Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим
| Кульминация
| Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.
| Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала"
| Развязка
| Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. Виды развязки: - естественная (логичное выражение завязки); - ложная. Виды развязки (в зависимости от развития сюжета): - внезапная; - логически вытекающая из развития действия. Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя): - единая с кульминацией; - отдельная от кульминации
| Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
| Послесловие (эпилог)
| Заключительная часть произведения. Типы эпилогов: - непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности); - развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый).
| Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.
| Конфликт в художественном произведении
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам. Характер конфликта
| Краткая характеристика
| Пример
| Любовный
| Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных колизиях; характерен для традиционной драмы классицизма и любовного романа.
| У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский"
| Социально-бытовой (общественный)
| Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений.
| А. С. Пушкин "Евгений Онегин"
| Философский
| Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека.
| Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"
| Идейный
| Столкновение различных идей, имеющих право на существование.
| И. С. Тургенев "Отцы и дети"
| Психологический
| Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений.
| Д. Г. Байрон "Дон Жуан"
| Символический
| Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма.
| М. Метерлинк "Синяя птица"
| Система образов в художественном произведении
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.
Название литературного образа
| Краткая характеристика
| Художественный образ (общее понятие)
| Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображеннаяв свете его эстетического идеала
| Литературный персонаж
| Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
| Образ автора
| Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
| Образ рассказчика, образ повествователя
| Персонифицированный герой, повествующий о событиях
| Образ лирического героя
| Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
| Эпический герой
| Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
| Драматический герой
| Действующее лицо драматического произведения
| Главный герой
| Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
| Второстепенный персонаж
| Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
| Внесценический персонаж
| Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшися в речи действующих лиц
| Образ рассказчика в литературном произведении
Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.
Тип рассказчика
| Краткая характеристика данного типа
| Пример
| "Обрамляющий" условный рассказчик
| Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна
| И. С. Тургенев "Записки охотника"
| Бесстрастный повествователь
| Изображает события как сторонний наблюдатель
| А. С. Пушкин "Повести Белкина"
| Главный герой произведения
| Повествование в произведении ведется от лица главного героя
| Ф. М. Достоевский "Подросток"
| Рассказчик - словесная маска
| Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт
| Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя
| Рассказчик - участник событий
| Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собвтвенную интерпритацию увиденного
| Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
| Система рассказчиков
| Художественное произведений имеет форму:
- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;
- связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
| Л. Н. Толстой "После бала"
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
| |