Главная страница

Литература в таблицах


Скачать 148.17 Kb.
НазваниеЛитература в таблицах
Дата11.05.2022
Размер148.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаrody_literatury.docx
ТипЛитература
#522065
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Анализ литературного образа

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

1. Тип литературного героя:

2. Место героя в системе образов и его роль в раскрытии авторского замысла.

3. Типичность литературного героя; наличие или отсутствие прототипов.

4. Характеристика литературного героя.

5. Средства создания литературного персонажа

6. Авторское отношение к данному литературному герою.

Этапы работы над сочинением

Категория: Теория литературы

1. определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).

2. Учитесь задвать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?

3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).

4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.

5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет мматериалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).

6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.

7. Проверка: не менее двух раз! первый раз - проверка общего ода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).

8. И еще несколько советов:

  • никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;

  • не употребляется слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;

  • не уничйте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;

  • пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.

Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе С4

  • Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Тема

Автор

Произведение

Дружба

А.Пушкин

 «19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам»

«Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил»

Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный»

Б.Окуджава

«Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке»

В.Высоцкий

«Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него»

Свобода

А.Пушкин

Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!»

«К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов»

«Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора»

М.Лермонтов

«Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня»

«Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

 Любовь

А.Пушкин

«Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***).
Любви все возрасты покорны:
«Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей»
«Признание»

Ф.Тютчев

Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» Предопределение»)

А.Фет

Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье» - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.

В.Маяковский

«Лиличка!» - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.

А.Ахматова

Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь.
«Я сбежала, перил не касаясь,
Я сбежала за ним до ворот,
Задыхаясь, я крикнула:
«Шутка, все что было,
Уйдешь, я умру!»
Улыбнулся, спокойно и жутко,
И сказал мне: «Не стой на ветру»
«Сжала руки под темной вуалью»
Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил», «А я думал, я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошел с ума!»)
В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви:
«Я научилась просто, мудро жить,
 Смотреть на небо и молиться богу.
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.»
«Я научилась просто, мудро жить»

М.Лермонтов

«Молитва»- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную.
«Нищий»- любовь приносит не радость, а боль и страдания:
«Так я молил твоей любви,
С слезами горькими, с тоскою,
Так, чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»

Природа

А.Пушкин

«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.

Ф. Тютчев

Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ)

«И гам лесной, и шум нагорный—

Все вторит весело громам

«Весенняя гроза»

Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:

«Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья».

Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!»)

А.Фет

Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.

«И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь.»

«Добро и зло»

Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром:  

«Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснутся.

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой»

«Я пришел к тебе с приветом» 

Б.Пастернак

Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.

Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:

«И белому, мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь.

Я тихо шепчу: «Благодарствуй!

Ты больше, чем просят, даешь».

«Зазимки»

М.Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы

Одиночество

М.Лермонтов

«И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей - «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»

В.Маяковский

Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора:

«Деточка

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь»

Также поднимается тема поэта и толпы :

«Смеялся Кузнецкий,

Лишь один я

Голос не вмешивал в вой ему»

М.Цветаева

«Тоска по родине! Давно…»

Изгнание

М.Лермонтов

«Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.

Ф.Тютчев

«Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»

Н.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Творчество

А.Фет

Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души

«Не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет»

«Я пришел к тебе с приветом»

Б.Пастернак

Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать»)

Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:

«Во всем мне хочется

Дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Все время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.»

Связь поэта и времени в ст. «Ночь»:

«Не спи, не спи художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену»

М.Цветаева

Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:

«Я знаю: наш дар неравен,

Мой голос впервые – тих.

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!»

«Никто ничего не отнял»

Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта

М.Лермонтов

«Смерть поэта», «Поэт» - тема поэта и толпы

«Но скучен нам простой и годный твой язык

Нас тешат блестки и обманы»

А.Пушкин

«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»

Н.Некрасов

Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков».

Поэт не отделяется от толпы:

«Я от костей твоих и плоти,

Остервенелая толпа»

«Зачем меня на части рвете?»

А.Фет

Истинная поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:

«Дать жизни вздох,

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, о чем я зык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец-

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец!»

«Одним толчком согнать ладью живую»

В.Маяковский

В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:

«Светить всегда!

Светить везде!

До дней последних до конца»

«Невероятное приключение…»

Возможности искусства безграничны («Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» - ст. «Разговор с фининспектором о поэзии»)

Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко»

А.Твардовский

«Вся суть в одном - единственном завете»

Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.

«О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу»

Родина

М.Лермонтов

«Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам»

А.Блок

В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю»

В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством.

В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расклябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.

Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» - цикл ст., в которых поэт обращается к истории.

В ст. «Грешить бесстыдно, беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:

«Да и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне»

Ст. «Коршун»

С.Есенин

В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:

«Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что, разгадать не могу»

В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»

«Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!»

Ст. «Гой ты, Русь моя родная»:

«Если крикнет Рать святая:

«Кинь ты все, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»»

Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги»

Ф.Тютчев

«Умом Россию не понять»

Философская лирика

Ф.Тютчев

Сожалеет о быстротечности жизни:

«Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет, уходя…»

«Далекий друг»

А.Фет

Искусство - вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:

«Жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только вровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой»

М.Цветаева

В ст. «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле:

«Другие всей плотью во плоти блуждают,

Из уст пересохших дыханье глотают…

А я  руки настежь!- застыла – столбняк!

Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!»

М.Лермонтов

«Парус» - смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» - проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы».

Б.Пастернак

«Снег идет» - быстротечность жизни

Гражданская лирика

Н.Некрасов

Тема гражданского служения - быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений»

А.Ахматова

В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:

«Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной,

Не осквернился скорбный дух»

«Мне голос был»

Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:

«А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя»

«Не с теми я, кто бросил землю»

В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:

«Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!»

А.Пушкин

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»

Сатира

В.Маяковский

Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.

В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.

В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов.

Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп».

Нравы дворян

Фонвизин «Недоросль»

Гоголь «Мертвые души»

Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один…

Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Нравы чиновников

Гоголь «Ревизор»

Маяковский  «Прозаседавшиеся»

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Пушкин «Капитанская дочка»

Народ

Н.Некрасов

«Я лиру посвятил народу своему» - эллегия

«Тройка» - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.

«Размышления у парадного подъезда» - обращение к народу:

«Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил…»

Ст. «Железная дорога»
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта