голос. Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса
Скачать 277.38 Kb.
|
мо—ом—мом— момм—моммм. Следующий гласный а. Звук а—наиболее сильный звук. При его произнесении ротовой резонатор увеличивается, рот становится мощным звуковым излучателем. Глоточная трубка сокращается до минимального объема, надгортанник отходит назад и почти прижимается к задней стенке глотки. Звуковой луч прямо подается в широко раскрытый рот. При этом язык лежит спокойно на дне ротовой полости. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носоглотку и нос. Голосовые складки сомкнуты, вибрируют, но не напряжены в связи с наименьшим импедансом. Ребенок осязает вибрацию гортани и грудной клетки, теплый, едва заметный выдох. Опу щенная нижняя челюсть увеличивает полнозвучность звука а.Мощность, полнозвучность, «полетность», красота звучания делают этот звук наиболее удобным и красивым при постановке певческого голоса. Но при восстановлении голоса этот звук весьма труден. Эта трудность объясняется анатомо-физиологическими условиями его образования — отсутствием лабиализации, следовательно, невозможностью «поймать, собрать» звук, минимальными тактильно-вибрационными ощущениями, высоким положением гортани. Кроме того, опасен так называемый «открытый» звук а — резкий и неприятный, придающий голосу гортанное звучание за счет зажатости голосового аппарата — гортани, глотки, челюстей. Дети подчас стремятся усилить голос за счет чрезмерного напора воздуха, что приводит к напряжению фонационных мышц и грубому, гортанному звучанию. Поэтому при постановке звука а обращаем внимание ребенка на умение поднять и удержать нёбную занавеску (зевок перед зеркалом), на теплый выдох (на вату, на руку). Начинаем с шепотного, придыхательного, протяжного произнесения звука так как на шепоте ма — ом, мамм — амамм, маммм — амаммм. Очень полезно повторять слоги, где согласный находится в положении между двумя гласными. Причем, как показали осциллографические исследования Н. И. Жинкина, наиболее удачное сочетание такое, когда предшествующий гласный сравнительно менее фонетически мощный и. Гласный и предшествует артикуляционная, дыхательная гимнастика, массаж гортани и физиотерапия. Звук и произносится в прямых слогах, затем обратных, сначала шепотом, потом громко, коротко и, наконец, протяжно: ми — им, мим — мимм — миммм... имим — имимм — имиммм... Вызывание и закрепление голоса в прямых и обратных слогах с м и гласными проходит под неослабным контролем слухового, зрительного, двигательного анализаторов ребенка, при постоянной помощи со стороны логопеда, при активной и целенаправленной деятельности самого ребенка, его желании и стремлении восстановить голос. Постепенно, в процессе логопедиеских занятий, ребенок уже контролирует звучание голоса «в позиции резонатора», без напряжения мышц шеи и гортани, что является необходимым условием правильного посыла звука. Таким образом, мы получаем легкое, свободное, собранное, звонкое, естественное, полетное звучание голоса. Процесс восстановления голоса продолжается в среднем три месяца. Вызывание голоса около 1—1,5 месяцев. Приводим краткие выписки из истории болезни: Володя Д., 6 лет. Голос отсутствует в течение 5 лет. Голос был вызван на 10-м занятии. Звук грубый, хриплый (ложносвязочный голос) Александр Б., 13 лет. Голос отсутствует в течение 10 лет. Голос был вызван на 8-м занятии. Звук низкий, грубый, хриплый, сдавленный (ложносвязочный голос). На 30-м занятии голос переведен в «позицию резонатора», стал звонче, свободнее. Марк Г., 6 лет. Голос отсутствует с рождения. Голос был вызван на 6-м занятии. Звук грубый и хриплый. На 16-м занятии звук переведен в «ротовую позицию», стал громким и более звонким. Вера Р., 17 лет. Голос отсутствует в течение 11 лет. Голос был вызван на 15-м занятии. Звук весьма грубый, низкий, хриплый, сдавленный, напряженный (ложносвязочный голос). На 40-м занятии тембр голоса несколько улучшился, но остался несколько сдавленным, зажатым. Мария М., 13 лет. Голос отсутствует в течение 12 лет. Голос был вызван на 7-м занятии. Звук хриплый. На 12-м занятии звук переведен в "ротовую позицию», стал более громким и звонким. Света В., 15 лет. Голос отсутствует в течение 13 лет. Голос был вызван на 11-м занятии. Звук очень грубый, хриплый, сдавленный. На 25-м занятии звук переведен в «позицию резонатора». Стал более громким, звонким, остался несколько напряженным за счет фонации ложными голосовыми складками. Нина А., 9 лет. Голос отсутствует в течение 7 лет. Голос был вызван на 15-м занятии. Звук грубый, хриплый, сдавленный (ложносвязочный). На 27-м занятии звук голоса стал более звонким, громким, свободным. Галя У., 12 лет. Голос отсутствует в течение 11 лет. Голос был вызван на 12-м занятии. Звук грубый, хриплый, напряженный. На 28-м занятии голос стал более звонким и модулированным. Руфа Б. 21 год. Голос отсутствовал в течение 18 лет. Голос был вызван на 18-м занятии. Звук слабый, хриплый, низкий, сдавленный. На 30-м занятии голос стал громким, звонким, звучащим с минимальным напряжением (фонируют деформированные истинные голосовые складки). Анализируя данные примеры, можно установить, что у детей с органическими заболеваниями гортани почти невозможно вызвать голос на первых занятиях. Для этого требуется длительная подготовительная работа (артикуляционная, дыхательная гимнастика), а также значительные мышечные усилия со стороны ребенка. Полученное первое голосовое звучание характеризуется своеобразным тембром — звук грубый, хриплый, сдавленный, зажатый, напряженный, с массой добавочных призвуков. Качество полученного голоса зависит от ряда факторов, из которых первостепенное значение имеет полноценность функции истинных голосовых складок, тяжесть и длительность заболевания гортани и нарушения голоса, наконец, психологическая подготовка ребенка, его вера и желание восстановить голос. II. Закрепление полученного голоса. Основная задача этого периода: 1) автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными 2) развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, рит мико-мелодико-интонационной стороны речи; 3) постановка певческого голоса. Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции. Работа с глухими согласными. Закрепление голоса начинается с произнесения слогов, включающих гласные звуки и глухие согласные ф, с, ш, х. С анатомо-физиологической точки зрения смычные глухие п, т, к являются наиболее простыми звуками. В. А. Богородицкий объяснял это тем, что взрывные согласные требуют простого грубого прижатия оргака, тогда как для продувных согласных орган произношения должен держаться приближенным или отчасти касающимся, но не нажатым. Смычные согласные п получает усиление. Без усиления же слабый звук губного взрыва, даже при повышенной экспирации, был бы совершенно неуловим для восприятия. По участию голоса и шума звуки п акустическая сила звука достигается повышенной экспирацией, прорывом выдыхаемой струёй воздуха смычки губ. При образовании звука м. Поэтому взрывные звуки находятся на первой ступени динамической податливости. При произнесении п большую помощь оказывают а) тактильно-вибрационные ощущения (ребенок осязает сильный взрыв, толчок теплого воздуха на тыльной поверхности кисти руки); зрительный контроль (ребенок видит крепко сжатые губы и взрыв). Таким образом, у, о, а, и (последующий гласный усиливает сонорность предшествующего согласного). Прямые и обратные слоги: пу уп по оп па ап пи ип Опоясывающие слоги: упа any пуп опа опу поп ипа ипу пап апа упу пип При произнесении смычных согласных т, к язык более активен, увеличивается напряжение спинки языка. Экспираторная струя чуть слабее, чем при произнесении п. Модуляции глоточной трубки незначительны, что усиливает мощность звуков. Тактильно-вибрационные ощущения (взрыв, струя воздуха) помогают «поймать» звук, зрительные — «увидеть» его, слуховые — услышать шум взрыва. Звуки т и к соединяются с гласными в прямых и обратных слогах. ^Примерные упражнения
Приводимые бессмысленные слоговые упражнения на данном этапе являются единственно доступным ребенку голосовым материалом. Но целесообразно включать их лишь в кратковременную тренировку. Щелевые (фрикативные) согласные х). Работу с щелевыми согласными лучше начинать со звука ф, как наиболее простого из этой группы звуков. По способу образования звук ф усиливается за счет шума, возникшего в результате трения воздуха о края щели. По участию голоса звук ф глухой. При его произнесении голосовые складки разомкнуты. Сила звука достигается повышенной экспирацией, прорывом струёй воздуха щели между нижней губой и верхними резцами. При произнесении ф модуляции глоточной трубки незначительны. С началом фонации трубка сужается, к концу фонации она немного расширяется. Как известно, суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука. При произнесении ф ребенок видит подтянутую к верхним резцам нижнюю губу, приподнятую верхнюю губу, обнаженные верхние резцы, освязает холодную, довольно сильную струю выдыхаемого воздуха, отсутствие вибрации гортани, слышит шум от прорыва струёй воздуха щели, т. е. включается тактильно-вибрационный, зрительный и слуховой контроль. При произнесении слога ф. ^Примерные упражнения
После многократного повторения этих слогов можно перейти слогу су. По способу образования звук мм. Кончик языка упирается в нижние зубы. Между передней частью языка и твердым нёбом образуется узкая щель в форме желобка, проходя через которую воздушная струя производит резкий шум. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки раскрыты. Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное. Звук с усиливается за счет шума, образуемого в результате прохождения воздуха через желобок. По участию голоса звук с глухой. Сила звука достигается повышенной экспирацией. При произнесении с модуляции глоточной трубки незначительны. С началом фонации глоточная трубка сужается, к концу произнесения она несколько расширяется. Суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука. При произнесении с ребенок видит сжатые или сближенные зубы, растянутые углы рта, осязает сильную холодную струю воздуха, слышит шум при прохождении выдыхаемой струп воздуха, т. е. участвуют тактильно-вибрационные, зрительные и слуховые ощущения. При произнесении слога су ребенок видит вытянутые вперед губы, осязает холодную струю воздуха. ^Примерные упражнения
После неоднократного повторения этих слогов переходим к слогу шу. По способу образования звук ш усиливается за счет шума, образуемого в результате прохождения воздуха через щель. По участию голоса звук ш глухой. При произнесении с). Тактильно-вибрационный, зрительный и слуховой контроль играют роль при произнесении ш: ребенок видит выдвинутые губы, обнаженные сжатые зубы, осязает теплый воздух, слышит шум прохождения воздуха. Звук ш соединяется с гласными: ^Примерные упражнения
По способу образования звук |