Главная страница

голос. Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса


Скачать 277.38 Kb.
НазваниеЛогопедические игры и упражнения по восстановлению голоса
Анкорголос
Дата05.05.2021
Размер277.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаgolos_2.docx
ТипДокументы
#201946
страница13 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
о) ио ____ аиоа ____ уиоэ ____

а ___у __а ____у ____и ____ а ___ о ___о ____ у ___ и ____ а ___э ___ э ____ у ____ о ____ Удлинение а ___ и ___ о ____ у _____ а ____ каждого

у ___ а ___ а ____ э ____ у ____ звука

У ___а ___

У ___э ___

а ____ и ____ о ____ а ____

э ____ и ____о ____ у ____ у ____ а ____ и ,____ э ____

2) Усиление голоса- артикуляция—шепот—тихо—громко:



3) Ослабление звука, громко—тихо—шепот—артикуляция



4) Те же упражнения, но без паузы:



5) Усиление-ослабление голоса без паузы, на одном выдохе



6) Усиление голоса с увеличением длительности звучания.





7) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:





8) Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса:



Постепенное ослабление голоса



Постепенное усиление голоса

I. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.9.10 — артикуляция

II. 12 13. 14. 15 16. 17. 18. 19.20—шепот 21.22 23 24 25 26.27.28.29 30—тихо 31 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40 — громко 41. 42.43.44.45.46.47.48.49.50—тихо 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60 — шепот 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70— артикуляция 9) Произнесение алфавитного ряда с постепенным усилением и последующим ослаблением звучания:

—усиление звучания



— ослабление звучания





10) Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса. Унылая пора! Очей очарованье!     — одна артикуляция Приятна мне твоя прощальная краса. — шепот Люблю я пышное природы увяданье,   — тихо В багрец и в золото одетые леса,   — громче В их сенях ветра шум и свежее дыханье,— громко И мглой волнистою покрыты небеса,    — тихо И редкий солнца луч, и первые морозы, — шепот И отдаленные седой зимы угрозы.   — одна артикуляция (А. С. Пушкин.)









Предварительное обсуждение темы, идеи изучаемого произ­ведения помогает ребенку регулировать силу голоса в зависимо­сти от смысла высказывания. Овладение силовым звучанием голоса оказывается для детей с органическими нарушениями го­лоса более посильной задачей, чем овладение высотным и темб-ральным звучанием.

II. Развитие высоты голоса. Изменение высоты голоса—од­но из наиболее значительных средств его выразительности. «При разговорной речи высота голоса держится в пределах, требую­щих наименьшего напряжения голосовых связок,—у мужчин в тонах от е, у женщин и детей на октаву выше; благодаря обилию обертонов и быстрой смене высоты тона в разговорной речи иногда бывает трудно определить действительную высоту голоса»[41].

Высота голоса создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разно­образными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарова­ния, злобы, презрения, ненависти, любви, восхищения и т. д. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интона­ций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашен­ной.

При изменении высотных модуляций важно мысленно пред­ставлять высоту, которую надо взять голосом. При этом наше Представление о высоте звука превращается в действующую вы­соту, которая автоматически регулируется центральной нервной системой.

Для развития высоты голоса предлагаются упражнения на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие гибкости, модуляций голоса (т. е. тембра голоса).

Упражнения

1. Речевое произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов.











«Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы).





Гласные легко, свободно «подбрасываются» вверх, при этом диа­пазон голоса повышается и понижается в пределах двух тонов. Голос звучит радостно, весело.





2 Напевное произнесение. У детей с органическими заболеваниями гортани певческий голос обычно отсутствует. Из­вестно, что для пения прежде всего необходима нормальная функ­ция голосовых складок, при их деформациях невозможно поста вить красивый, сильный, звучный, «полетный» певческий голос Поэтому перед логопедом стоит более скромная задача — полу чив певческий голос, развить его и тем самым способствовать становлению, развитию разговорного голоса. Причем качество певческого голоса находится в прямой зависимости от качества разговорного голоса, ибо материальная основа их одна и та же, но специфика певческих движений рождает новые условнореф лекторные связи. Мы начинаем восстанавливать певческий голос на базе уже достаточно сформировавшейся речевой функции, в чем и заключается последовательность обучения

При постановке певческого голоса, как и речевого, большое значение придается звучанию голоса «в позиции резонатора», так как и при' пении надставная трубка играет важную роль в оформлении качества голоса. Артикуляционно-дыхательные уп­ражнения в соединении с массажем гортани уменьшают напря­жение гортанных мышц, брюшного пресса, диафрагмы, а соот­ветственно улучшают тембр голоса.

Голосовые упражнения необходимо проводить по подража­нию. Наглядный и доступный показ мобилизует ребенка к пра­вильному, естественному повторению, при этом помогает и зре­ние, и слух, и эмоциональное возбуждение от услышанного. Не­обходимо обращать внимание ребенка на различные мышечные движения, направленные на улучшение работы той или иной части голосового аппарата,—это движения диафрагмы и брюш­ного пресса, ощущения вибрации стенок верхних резонаторов и др.

Голосовые упражнения начинаются с пения вокализов (мело­дия без слов для развития голоса и вокальной техники). Вока­лизы поются либо на один гласный звук, т. е. вокализируются, либо с названиями нот—сольфеджируются.

Гласные звуки вокализируются в определенной последова­тельности — у — единственный из гласных, остающийся неизменяемым в пении. Кроме того, он обладает качествами непринужденности и глубинности. Вначале гласные поются на legato, т. е. связно, плавно, звук льется свободно. Такое пение возможно лишь при полноценной работе голосовых складок. У детей с деформацией гортани нам подчас удается по­лучить свободное звучание голоса вначале на гласных и их со­четаниях, затем в слоговых упражнениях с согласными. На на­чальном этапе обучения пению мы не злоупотребляем согласны­ми, так как при их произнесении в работу включаются лишние мышечные движения, создается напряжение в работе голосово­го аппарата.

Дальнейшее пение гаммы (с постепенным увеличением чис­ла тонов) вырабатывает ровность, певучесть голоса. Как изве­стно, при пении гаммы создаются наиболее благоприятные усло­вия для пения — голосовые складки не укорачиваются и не удли­няются, не утолщаются и не утончаются, глоточный резонатор не меняет своей формы; лишь при повышении звука надгортан­ник и нёбная занавеска поднимаются, при понижении звука — опускаются.

При пении гаммы мы стремимся к тому, чтобы звук не тремо­лировал, не терял «ротовой позиции», а лишь изменялся по высоте тона.

Другой вид связного пения—звучание голоса со скольжени­ем звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает гибкость, высоту голоса.

Отработав приемы связного, плавного, медленного пения, пе­реходим к упражнениям в более быстром темпе (поются глас­ные, слоги, гамма). Эти упражнения являются своеобразной гимнастикой для голосового аппарата, особенно гортани. Гор­тань становится более гибкой, эластичной, снимается напряже­ние, скованность, зажатость мышц голосового аппарата.

Необходимо тренировать умение ребенка изменять при пении силу звука, т. е. плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому. Эти упражнения также проводят­ся на гласных, слогах, гамме. Отработав элементы ровного, сво­бодного, плавного, медленного, а затем и быстрого пения, пе­реходим к пению песен. Песни подбираются в зависимости от возраста ребенка и его голосовых возможностей. В песнях пре­обладают короткие музыкальные фразы, несложный ритм не-,быстрый темп. Вначале поется лишь мелодия песни на гласных [звуках (песня без слов), затем включаются слова. Словесный 'текст усложняет задачу точного образования звука, создает до­полнительные трудности для ребенка. Особенно трудно вырази­тельное слово для детей с ограниченными голосовыми возможно­стями. Поэтому важно, чтобы песня была эмоционально окрашен-: ной, пробуждала у ребенка положительные эмоции, радостное, приподнятое настроение. Такими песнями могут быть: «Елочка», «Веснянка», «Петушок», «Голубые санки», «Веселые гуси», «Ве­селая дудочка», «Барабанщик» (для детей 5—7 лет), «Во поле береза стояла», «Зима», «Веселые друзья», «Веселый ветер», «Пусть всегда будет солнце» и др. (для детей 8—10 лет). Нуж­но стремиться к ясному, осмысленному, выразительному пению песен, четкому звучанию гласных и согласных и, конечно, свобод­ному, ненапряженному звучанию голоса. При органических на­рушениях голоса редко удается восстановить нормально звуча­щий певческий голос. Но тем не менее дети получают возмож­ность петь на уроках пения в школе, даже в школьном хоре, что улучшает качество их разговорного голоса и положительно вли­яет на личность ребенка в целом.

Таким образом, вокальные упражнения, являясь, с одной сто­роны, своеобразной гимнастикой голосового аппарата ребенка, а с другой — прекрасным способом обогащения тембра его го­лоса, способствуют становлению и развитию разговорного голо­са детей.

III. Развитие тембра голоса. Тембр (окраска) голоса зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, от его строения и функции.

В процессе фонации существует тесная функциональная связь между глоткой и гортанью, между мягким нёбом и гортанью. Малейшее изменение положения мягкого нёба рефлектор-но вызывает изменение положения голосовых складок. Рецеп­торы мягкого-нёба—пусковые поля, с них начинается возбуж­дение голосового аппарата, а следовательно, начало фо­нации.

При координированной работе всех частей ротоносоглоточно­го резонатора голос приобретает звонкость, собранность, полет-ность, ровность, устойчивость, гибкость и выносливость. В таком голосе выражены высокие (2000—3000 гц) частоты, придающие ему звонкость и мягкость.

Повышение уровня высокой форманты (2300—2700 гц) уве­личивает силу и полетность звучания.

Перед логопедом при работе над тембром голоса стоят сле­дующие задачи:

1) выработать звонкость, собранность звучания;

2) убрать горловую зажатость, сдавленность голоса путем разнапряжения мышц шеи, гортани;

3) снять зажатость челюстей, как препятствие свободному го-лосотечению;

4) выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, т. е уверенное звучание при всякой высоте, силе и длительности;

5) выработать выносливость голоса, т. е. его способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя ка­чества звучания.

Хорошо поставленный голос является голосом модулирован­ным, обладающим качествами эмоциональности и живости, радости и яркости, образности и красоты.

1. Выработка звонкого, собранного, свобод ного звучания голоса. Развитие диапазона го­лоса.

1) Произнесение сонорных согласных (м, н) с гласными. Со­норные произносятся на стоне, легко, свободно, естественно, без напряжения, «в позиции резонатора», с привлечением тактильно-вибрационного, зрительного и слухового контроля. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности.

ммуммоммэммиммамм

ннанноннэнниннанн

ммнуммноммнэммниммнамм

2) Повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, н с паузами и без пауз. Голос повышается и понижается на 2—3 тона.



Повышение и понижение голоса производится то речевым, то полунапевным способом произнесения, что дает возможность «раскрепостить» органы артикуляции и увеличить полетность звучания голоса.

3) Для тренировки собранного звучания предлагается уп-ражнение «Гудок» — произнесение гласных у, о, а в одной тональности, «в позиции резонатора», а затем с повышением и понижением голоса.   УУУУ

УУОУУОУУО

УУАУУАУУА

УУЭУУЭУУЭ

УУИУУИУУИ

4) Произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса. Сонорные согласные при этом удваиваются.

Мам, мёду нам,

ммаммёдуннамм.

Мам, мам, молока бы нам.

ммаммммаммммоллокабыннамм.

Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.

Ммёдвллесуммедведьннашёллммалломмёдуммнногопчёлл.



5) Произнесение стихотворений на стоне с изменением диа­пазона голоса. Стихотворения подбираются в зависимости от воз­раста ребенка, они должны быть короткими, несложными (на­пример, «Мяч» С. Я. Маршака, стихи К. И. Чуковского, А. Барто).

Междометия. Одно из ярких средств эмоционального воз­действия на слушателя — междометия. Будучи экспрессивно ок­рашенными и интонационно модулированными, междометия вы­ражают эмоции, настроения, волевые побуждения человека — радость, боль, гнев, страх, ужас, восхищение, возмущение, презрение, жалобу, упрек, угрозу, протест, приглашение и т. д. Междометия тренируют естественную подачу голоса, при их произнесении активны все мышцы, участвующие в голосообразо-вании, особенно диафрагма. Упражнения с использованием меж­дометий осуществляют координацию дыхания с деятельностью гортани и голосовых складок, раскрепощают и расширяют объем глоточной и ротовой полости, развивают гибкость, диапазон голо­са, создают связь между чисто внешним выражением чувств (т. е. силой, высотой, модуляцией голоса) и внутренним подтек­стом. Междометия дополняются интонацией, иногда мимикой и жестом, так как смысловой оттенок в них выражен очень слабо.

«Боль, холод, радость, ужас вызывают у всех людей, у всех детей одни и те же звуковые выражения; так, например, звук 
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта