Главная страница

голос. Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса


Скачать 277.38 Kb.
НазваниеЛогопедические игры и упражнения по восстановлению голоса
Анкорголос
Дата05.05.2021
Размер277.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаgolos_2.docx
ТипДокументы
#201946
страница15 из 18
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

^ Упражнения, интонирующие знаки препинания, развивают модуляции голоса.

При вопросительной интонации голос повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение, такую вопроситель­ную интонацию К. С. Станиславский называл «кваканием». «Иногда высокая нота этой вопросительной голосовой фигуры остается наверху, в воздухе, в других случаях после своего взле­та чуть-чуть спускается.

^ Высота и скорость голосового подъема при вопросительной интонации, острота и ширина фонетической фигуры квакания соз­дают разные степени и силу вопроса» '.



^ Здесь вопрос повторяется дважды, на втором вопросе голос бо­лее повышается, диапазон голоса увеличивается.



^ 1 К С. Станиславский. Сочинения, т. 3 М, «Иск\сство», 1955, тр 328



В приведенных выше отрывках голос повышается трижды, поэтому увеличивается гибкость голоса, интонации становятся более яркими, точными, выразительными, разнообразными.

^ КОТОРЫЙ ЧАС? (французская песенка)



В этой песенке с нарастанием удивления увеличивается диа­пазон голоса.

При восклицательной интонации голос значительно повыша­ется на логически главном слове предложения, затем голос не­

сколько понижается. Восклицательные предложения выражают сильное эмоциональное чувство, ярко выраженную экспрессию — взволнованность, восторг, радость, удивление, презрение, негодо­вание, горе, боль, гнев, восхищение, поэтому голос звучит выше, взволнованнее, чем при вопросительной интонации.





Для утвердительной интонации характерна восходяще-нисхо­дящая мелодия. Голос повышается на ударном слове, к концу предложения голос понижается, что указывает на завершенность высказывания.

^ МАРТЫШКА И ОЧКИ





Окраска звука. Минорная и мажорная интонация передают все многообразие мыслей, чувств, желаний говорящего, оказывая, таким образом, огромное воздействие на слушателя. Передача грустного, печального или, наоборот, веселого, припод­нятого настроения возможна лишь при полном использовании всех выразительных средств интонации — мелодического, силово­го и тембрального звучания голоса, а также ритмико-темповой организации речи.

Минорная интонация требует более низкого звучания голо­са с постепенным переходом к среднему регистру и наоборот; по силе голос умеренно громкий с некоторым его ослаблением или усилением при смене логического ударения и логического цент­ра повествования. Темп речи несколько замедлен. Все эти плав­ные, спокойные изменения голоса и речи создают то настроение грусти, печали, тоски, которое испытывает автор и которое дол­жен почувствовать слушатель.

^ ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

(А. С. Пушкин.)

^ ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

  Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

  Что-то слышится родное

  ^ В долгих песнях ямщика:

  То разгулье удалое,

  То сердечная тоска...

  Ни огня, ни черной хаты...   Глушь и снег... Навстречу мне   Только версты полосаты Попадаются одне.

    (А. С. Пушкин.)

  ГРЕНАДА

  Прощайте, родные!   Прощайте, семья! Гренада, Гренада,     Гренада моя! Он пел, озирая   Родные края:

  ^ Гренада, Гренада,     Гренада моя!

    (М Светлое.)

Мажорная    интонация—бодрая, радостная, взволно­ванная, приподнятая, действует возбуждающе. Голос звучит на более высоком регистре, диапазон его расширяется, темп речи убыстряется. Изменения регистра, диапазона голоса, темпа речи происходят быстро, иногда даже резко.

Стихотворения для детей, особенно произведения К. И. Чуков­ского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, характери­зуются обычно радостным, мажорным настроением, или их инто­нация быстро меняется, не оставляя места для грусти и печали.

^ МУХА ЦОКОТУХА

...Вдруг какой-то старичок

Паучок Нашу Муху в уголок

Поволок,— Хочет бедную убить, Цокотуху погубить! — Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,



^ Но жуки-червяки

Испугалися, По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки, А букашки под кровать — Не желают воевать! И никто даже с места

^ Не сдвинется:

Пропадай-погибай,

Именинница!.. Муха криком кричит,

Надрывается, А злодей молчит,

Ухмыляется. Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик. — Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всем скаку

Голову срубает...

(К. И. Чуковский.)

^ ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Первое Сентября! Первое Сентября! Первое Сентября — Первый день Календаря,— Потому что в этот день Все девчонки И мальчишки Городов И деревень Взяли сумки, Взяли книжки, Взяли завтраки

Под мышки

И помчались в первый раз

В класс!

(С. Я. Маршак.)

^ МАЙСКАЯ ПЕСЕНКА.

Зеленые листики — и нет зимы. Идем

раздольем чистеньким и я, и ты,

и мы.

Весна сушить развесила свое мытье. Мы молодо и весело идем!

Идем!

Идем! На ситцах, на бумаге — огонь на всем. Красные флаги несем!

Несем!

Несем! Улица рада, весной умытая. Шагаем отрядом и мы, и ты, и я.

Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов

Била

Бурю. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов

Била

Бой...

(В. Маяковский.)

(И. Сельвинский.)

  ...В бурый

  бок

  барабанной

  перепонки

  барабана     Вбарабанил барабанщик барабанный бой.   Барабаны

  в банте,   Славу барабаньте!     Барабарабаньте

  ^ Во весь. Свой. Раж.   Ни

  в Провансе,    Ни

  в Брабанте Нет барабанщиков

  Таких. Как. Наш!

   (И. Сельвинский.)

Стихотворение И. Сельвинского написано в взволнованном, торжественном стиле, чему способствует обилие звуков б, р. Оно

очень ритмично, организовано в несколько убыстренном темпе, но предполагает при этом четкую дикцию, естественное дыхание

и мягкую   подачу голоса.

^ Очень    ритмичны, напоены радостным, победоносным, светлым

чувством   некоторые стихотворения А. С. Пушкина.

  Бросая груды тел на груду,   Шары чугунные повсюду     Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят.    Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон,   И смерть и ад со всех сторон.

    (А. С. Пушкин.)

  Гонимы вешними лучами,   С окрестных гор уже снега   Сбежали мутными ручьями     На потопленные луга.     Улыбкой ясною природа     Сквозь сон встречает утро года;

^ Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.

(А. С. Пушкин.)

Басни.

Материал басен наилучшим образом тренирует свободу, гиб­кость звучания голоса, его интонационное богатство и мелодиче­скую окраску, так как басни по своей форме и содержанию близ­ки к живой разговорной речи. Басни полезно читать и рассказы­вать наизусть, по ролям в лицах, подражая голосам героев, разыгрывая инсценировки. В дальнейшем можно рассказывать басню одними гласными звуками, поднимая и опуская тон голоса, убыстряя и замедляя темп произнесения той или иной гласной, усиливая или ослабляя звучание голоса. Прекрасным голосо­вым материалом являются басни И. А. Крылова («Квартет», «Зеркало и обезьяна», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей» и др.), а также басни С. В. Михалкова, С. Смирнова.

^ КУКУШКА И ПЕТУХ.





Таким образом осуществляется постепенный переход от более простого речевого и голосового материала к более сложному. Не­ослабный контроль слуха, зрения и тактильно-вибрационных ощущений дает возможность получить звучание голоса свобод­ное и звонкое, собранное и ненапряженное, громкое и сильное, модулированное и гибкое, яркое и светлое, ликующее и уверен­ное и еще с тысячью разнообразных оттенков.

III этап — автоматизация процесса голосообразования. Труд­но провести резкую границу между II и III этапами логопедиче­ских занятий по восстановлению и развитию голоса у детей, так как автоматизация процесса голосообразования начинается уже на II этапе — закреплении звучания голоса.

Основная задача III этапа — ввести голос в повсед­невную речевую практику ребенка, научить его пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука.

Занятия с детьми необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональ­ными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.

^ Примерный перечень упражнений-

1) Счет десятками с усилением и ослаблением, повышением и понижением звучания, убыстрением темпа речи.

2) Произнесение пословиц, поговорок, загадок, скороговорок с изменением высоты, силы, модуляции голоса, использованием различных интонаций, сменой темпа речи (постепенным убыстре­нием темпа).

^ 3) Разучивание стихотворных текстов с постепенным услож­нением рифмы и удлинением фраз:

А. С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила», от­рывки из романа «Евгений Онегин», «Осень», «Зима», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Полтавский бой».

^ В. А. Жуковский. «Жаворонок», «Птичка», «Мальчик с паль­чик».

Н. А. Некрасов. «Мороз — Красный нос», «Крестьянские де­ти», «Саша», «Генерал Топтыгин», «Зеленый Шум». А. Н. Плещеев. «Сельская песня», «Осенью». А. Н. Майков. «Летний дождь». Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». И. Суриков «Зима», «Детство». А. Кольцов. «Косарь». А. А. Блок. «Ветхая избушка».

^ С. А. Есенин. «Береза», «Поет зима — аукает», «С добрым утром».

В. В. Маяковский. «Кем быть?», «Что такое хорошо и что та­кое плохо?», «Майская песенка».

С. Я. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Почта», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Первое сентября», «Про все на свете», английские детские песенки: «Кораблик», «Три мудреца», «Пирог», «Доктор Фауст».

^ К. И. Чуковский. «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Тарака-нище», «Айболит», «Федорино горе».

С. В. Михалков. «Дядя Степа», «Песенка друзей», «А что у вас», «В Музее В. И. Ленина», «Фома».

^ А. Л. Барто. «Девочка-ревушка», «Помощница», «Игрушки» «Вовка —добрая душа».

4) Чтение и разучивание басен И. А. Крылова, С. В. Михал­кова в лицах с элементами драматизации.

5) Чтение и пересказ русских народных сказок, литературных сказок в лицах, подражая голосам героев сказок: «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему веленью», «Де­вочка и лиса», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Ива­нушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Сивка-бурка» и др.

^ Сказки вызывают у детей радостное настроение, положитель­ные эмоциональные реакции, что улучшает звучание голоса.

Особенно мелодичны литературные сказки, обработанные рус­скими и советскими писателями:

^ А. С. Пушкин. «Сказка о Медведихе», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петуш­ке».

П. П. Ершов. «Конек-горбунок»;

^ С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;

Л. Н. Толстой. «Три медведя», «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».

^ Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки: Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост;

Сказка про Комара Комаровича; Сказка про Воробья Воробеича».

^ М. Горький. «Про Иванушку-дурачка».

К. И. Чуковский. «Путаница», «Топтыгин и Лиса».

В. В. Бианки. «Приключения Муравьишки», «Лис и Мышо­нок», «Сова».

С. Я. Маршак. «Не так», «Сказка про двух лодырей».

^ П. П. Бажов. «Серебряное копытце».

6) Чтение вслух стихотворений и текстов по выбору логопеда, пересказ прочитанного.

7) Свободный рассказ по заданной теме (времена года, явле­ния природы и др.), составление рассказа по картинке, по серии картинок, придумывание необычной ситуации. Указанные виды работы развивают связную, контекстную речь детей, способствуя преодолению той задержки речевого развития, которая является частым спутником тяжелого соматического заболевания (в дан­ном случае заболевания гортани).

8) Использование голоса во внутриклинической и внеклини-ческой обстановке (беседы с медицинскими сестрами, врачами, товарищами, педагогами). По окончании курса восстановитель­ного обучения голос ребенка записывается на магнитофоне, ды­хание — на кимографе или электроэнцефалографе.

Умение пользоваться голосом в любой ситуации — в беседах со знакомыми и незнакомыми людьми, на уроках в школе, на улице, дома, при чтении и пересказе — вот основной критерий успеха восстановительной работы. И хотя качество восстановлен­ного голоса при рубцовых'изменениях гортани отличается от нор­мально звучащего, ребенок, ранее обреченный на безгласие, по­лучает возможность общаться с окружающими при помощи гром­кого голоса, уроки в школе отвечать не в письменной, а в устной форме. И эта конечная цель определяет весь смысл, все содержа­ние логопедической работы по восстановлению и развитию голоса у детей при органических заболеваниях гортани.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИСФОНИИ


При органических заболеваниях гортани голос самостоятель­но, т. е. без специальных логопедических занятий, обычно не вос­станавливается. Но иногда в результате определенных голосовых усилий хирургического и медикаментозного лечения у ребенка появляется громкий голос. Качество этого голоса зависит от пол­ноценности функции истинных голосовых складок, степени их участия в процессе фонации, деятельности резонаторов и дыха­тельного аппарата. Обычно это голос слабый, тихий, иссякающий (по силе), монотонный, низкий, тремолирующий (по высоте), грубый, хриплый, маломодулированный, сдавленный, зажатый, гортанно-резкий, с массой добавочных призвуков (по тембру). Подобное нарушение высоты, силы и тембра голоса укладыва­ется в картину дисфонии.

Восстановление качества голоса при дисфонии — весьма сложная задача, подчас более трудная, чем вызывание звука го­лоса. Связано это с тем, что у ребенка закрепляется патологиче­ский рефлекс голосообразования, и он не помнит своего нормаль­ного звучания. Кроме того, такой голос обычно образуется при компенсаторном участии ложных голосовых складок в процессе фонации (ложносвязочный голос), что придает голосу хрип­лый, гортанный оттенок. Поэтому перед логопедом стоит за­дача улучшить качество звучания голоса, активизировать дея­тельность истинных голосовых складок, ротоглоточного резона­тора и дыхательной системы.

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


написать администратору сайта