голос. Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса
Скачать 277.38 Kb.
|
а-а-а из нашей души выходит наружу чувство? Этот звук сообщается с какими-то внутренними глубокими переживаниями, которые просятся наружу и свободно вылетают изнутри, из недр души. Но есть и другое ^ Работу над голосом нужно начинать с междометий, например: «О!», «A!», «Ax!», «Ox!», выражающих удивление, радость, недовольство, испуг, восторг, страх. Затем включаются междометия и .звукоподражания в стихотворный материал. Стихи вызывают в детях эмоциональный отклик, рождают так называемую ритмическую эмоцию, что приводит в рабочее, активное состояние весь организм ребенка, в том числе и голосовой аппарат. ^ Примерный голосовой материал: Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! (М. Ю. Лермонтов.) ...Но, увидев усача, (Ай-ай-ай!) Звери дали стрекача. (Ай-ай-ай!) По лесам, по полям разбежалися, Тараканьих усов испугалися. (К. И. Чуковский.) ...Но однажды поутру Прискакала кенгуру, Увидала усача, Закричала сгоряча: — ^ Разве это великан? (Ха-ха-ха!) Это просто таракан! (Ха-ха-ха!) (К.. И. Чуковский.} К. С. Станиславский. Сочинения, т. 3. стр. 71-74. Гуси начали опять По-гусиному кричать: ^ Га-га-га! Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур! Птицы зачирикали: Чик-чирик! Лошади заржали: И-и-и! Мухи зажужжали Ж-ж-ж! Лягушата квакают: Ква-ква-ква! А утята крякают: Кря-кря-кря! Поросята хрюкают: Хрю-хрю-хрю! Мурочку баюкают Милую мою: Баюшки-баю! Баюшки-баю! (К. И. Чуковский.) ...Рассердился народ, И зовет и орет: — Эй, держите его, Да вяжите его, Да ведите скорее в полицию! Он вбегает в трамвай, Все кричат: — ^ Ай-ай-ай!— И бегом, Кувырком, По домам, По углам, Помогите! Спасите! Помилуйте! (К. И. Чуковский.) ...Как на пишущей машинке Две хорошенькие свинки: Туки-туки-туки-тук! Туки-туки-туки-тук! И постукивают, И похрюкивают: Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! (К. И. Чуковский) При чтении стихотворения «Футбол» можно передать различные эмоциональные отношения людей к футболу — презрение, негодование, сомнение,восторг. ^ Сказала тетя: — Фи, футбол! —• Сказала мама: — Фу, футбол! — Сестра сказала: — Ну, футбол... А я ответил: — Во, футбол! (Г. Сапгир.) Развитие мелодико-интонационной стороны речи при помощи упражнений, развивающих модуляции, тембр, диапазон голоса Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. По данным проф. Н. И. Жинкина, интонация увеличивает объем сообщения, так как сообщается не только то, что содержится в тексте, но и в подтексте. Анатомофизиологиче-скую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуков речи. Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. И. П. Павлов рассматривал интонацию как условно-рефлекторный раздражитель в процессе речевого общения. ^ Интонация проявляется в мелодическом, силовом и тембраль-ном звучании голоса, а также в ритмико-темповой организации речи. Таким образом, с одной стороны, интонация придает речи эмоциональную окраску при помощи эмоциональных и волевых интонаций — вопроса, утверждения, восклицания, удивления, изумления, повеления, убеждения, приглашения, просьбы, угрозы. С другой стороны, интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций—повествования, перечисления, выделения ударных слов, пауз, изменения темпа речи. Человеческая речь обладает бесконечным разнообразием интонаций, что достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса. Поэтому различные интонации оказывают многообразное воздействие на слушателя. Так, восходящее звучание голоса возбуждает, нисходящее—успокаивает, монотонная речь усыпляет. В процессе речи эмоциональные, волевые и логические интонации наиболее полно и точно отражают смысл слова и поэтому обладают наибольшей силой воздействия на слушателя. Огромное эмоциональное влияние на детей оказывают русские народные сказки, песенки, потешки, считалки. Будучи произведениями устного народного творчества, они очень музыкальны, певучи, являясь переходным материалом между речевым и напевным произнесением, между разговорно-бытовой и стихотворной формами речи. При чтении сказок соблюдается спокойный, медленный темп речи, русские народно-песенные интонации создают напевность, слитность, мелодичность произнесения. Особенно мы рекомендуем сказку Л. Н. Толстого «Три медведя», а также русские народные сказки «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка» и др. При чтении сказок ребенок подражает голосам героев сказок. Так, при чтении «Трех медведей» сначала ребенок подражает голосам медведей на одних гласных звуках (голос повышается) : —громко и низко рычит Михаиле Иваныч. — рычит Настасья Петровна не так громко. — тихо пищит Мишутка. Затем голос повышается и понижается, усиливается и ослабляется при чтении текста сказки. — заревел большой медведь страшным голосом. — зарычала Настасья Петровна не так громко. — запищал Мишутка гонким голосом. При чтении сказки «Теремок» ребенок подражает голосам комара-пискуна, мухи-горюхи, мышки-погрызухи, лягушки-квакушки, зайчика, лисы, волка и медведя. Голос постепенно понижается и грубеет. ^ В сказке «Колобок» колобок поет свою нехитрую песенку милым, приятным, веселым голоском. Жалобно плачет зайчик, сердито лают собаки, угрожающе рычит медведь, весело, звонко, но грозно кукарекает петух, и, наконец, сначала уверенно, а потом плаксиво говорит лиса в сказке «Лиса, заяц и петух». ^ Радостно, весело, звонко поет коза, «толстым» голосов кричит волк в сказке «Волк и козлята». Тоскливо, грустно зовет козленочек свою сестрицу Аленушку, печальным голосом отвечает ему Аленушка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). ^ Квакает лягушка, человечьими голосами говорят медведь, селезень, заяц, щука («Царевна-лягушка»). Свистит «молодецким посвистом», кричит «богатырским покриком» Иванушка-дурачок, зовя Сивку-бурку («Сивка-бурка»). Сказочный материал очень заинтересовывает детей, они с удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его мелоди-ко-интонационную окраску. Кроме того, сказки оказывают положительное воспитательное воздействие на ребенка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду от лжи, ум от глупости, справедливость от несправедливости, доброту от жадности, благородство от жестокости и коварства. Кроме сказок, народ создал большое количество песенок, прибауток, потешек, считалок. Песенки веселят ребенка, развивают у него чувство юмора, учат его мыслить. Бодрые, радостные песенки связаны с движением, они очень ритмичны, динамичны. С первых месяцев жизни ребенок слышит спокойную, мелодичную колыбельную, в дальнейшем свои игры он сопровождает речитативной считалкой, ритм которой сменяется веселой плясовой потешкой. Песенки, потешки, считалки, прибаутки, короткие по форме, лаконичные по содержанию, ритмичные по стилю, всегда интересны детям, а поэтому произносятся ими легко, свободно, звонко и радостно. Песенки-потешки Раным-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. ^ Уж как я ль мою коровушку люблю! Уж как я ль-то ей крапивушки нажну! Кушай вволюшку, коровушка моя; Ешь ты досыта, буренушка моя! Уж как я ль свою коровушку люблю! Сытна пойла я коровушке налью, Чтоб сыта была буренушка моя! Чтобы сливочек буренушка дала. Тили-бом, тили-бом! Загорелся кошкин дом! Кошка выскочила, Глаза выпучила. Бежит курица с ведром Заливать кошкин дом. ^ Гори,гори ясно, Чтобы не погасло, Глянь на небо — Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, не воронь, Разбежимся, как огонь! Во поле березонька стояла; ^ Во поле кудрявая стояла; Некому березу заломати: Некому кудряву заломати. Я пойду во поле погуляю, Белую березу заломаю, Срежу я с березы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка. Считалки — Заяц белый, Куда бегал? — В лес дубовый. — Что там делал? — Лыки драл. — Куда клал? — Под колоду. — Кто украл? — Родион. — Выйди вон. Взял Егор в углу топор, С топором пошел во двор. Стал чинить Егор забор, Потерял Егор топор. Вот и ищет до сих пор... Поищи и ты топор! Игры-инсценировки — Собака, что лаешь? — Волков пугаю. — Собака, что хвост поджала? — Волков боюсь! Кузнец — Эй, кузнец, Молодец, Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять. — Отчего не подковать! Вот гвоздь, Вот подкова. Раз, два — И готово! ^ В гостях у королевы — Где ты была сегодня, киска? — У королевы у английской. — Что ты видала при дворе? — Видала мышку на ковре. Барашек — Ты скажи, барашек наш, Сколько шерсти ты нам дашь? — Не стриги меня пока. Дам я шерсти три мешка: ^ Один мешок— Хозяину, Другой мешок— Хозяйке, А третий—детям маленьким На теплые фуфайки. Игры-инсценировки разыгрываются детьми. Дети перевоплощаются в героев этих коротких ритмичных стихотворений, подражают их голосам и даже пытаются создавать маленькие этюды для более точной передачи смысла стихотворения. Гибкость и модуляции голоса развивает чтение стихотворений А. С. Пушкина (особенно сказки в стихах), К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. А. Барто, С. В. Михалкова, басен И. А. Крылова, С. Смирнова. Очень ритмичные, экспрессивные, наполненные глубоким смыслом, моралью, эти тексты оказывают положительное влияние и на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка, и на развитие мелодики его интонаций. ^ Приводим примерный голосовой материал. Стихотворение К. И. Чуковского «Телефон» развивает диапазон голоса при подражании голосам животных — слона, крокодила, зайчаток, медведя, цапли, газели, кенгуру. ^ У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. — Что вам надо? — Шоколада. — Для кого? — Для сына моего. — А много ли прислать? — Да пудов этак пять Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня еще маленький! Стихотворение А. Барто «Девочка-ревушка» развивает диапазон голоса, а также звонкое, собранное звучание при длительном произнесении гласных у, о в различной тональности. ^ Высокий регистр: Что за вой? Что за рев? Там не стадо ли коров? Средний регистр: Нет, там не коровушка — Это Ганя ревушка Плачет, Заливается, Платьем утирается... Низко: Уу-уу-у!.. Средний регистр Вот вернулась Ганя в дом, Слезы катятся ручьем: Высоко — Ой, пойду обратно, Дома неприятно! О-о-оо-о!.. ^ Тренировать гибкость, диапазон голоса, четкое произнесение согласных я, г, к можно, читая стихотворение Е. Благининой «Простокваша» (скороговорка). Читая стихотворение А. С. Пушкина «Эхо», развивается диапазон голоса при чтении более длинных строк. На первых трех строках голос понижается, на последних трех — повышается. ^ Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Прекрасным голосовым материалом является стихотворение С. Есенина «Береза». При чтении этого стихотворения развиваются тонкие модуляции голоса при смене его регистров и изменении интонации — от минорной к мажорной. Очень мелодичны и музыкальны сказки в стихах. По своему построению и звучанию они близки к былинам, легендам. При чтении сказок в стихах речь звучит плавно, напевно. Поэтому они являются своеобразным переходным материалом между песнями и стихотворными текстами. Читая, например, сказки А. С. Пушкина, ребенок осуждает поповскую жадность («Сказка о попе и о работнике его Балде»), людскую корысть и неблагодарность («Сказка о рыбаке и рыбке»), жизненную несправедливость и приветствует торжество справедливости («Сказка о царе Салтане»), победу добра и любви над злом и ненавистью («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). Очень близка к народной сказке «Сказка о Медведихе», написанная с характерными народными повторами, с звонким песенным ладом. Очень близка к сказкам «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. При чтении «Песни» слова как бы «нанизываются» одно на другое, звучат напевно, с плавными переходами из одной тональности в другую. На двух последних строчках голос повышается и звучит грустно,укоризненно. Сказки К. И. Чуковского («Путаница», «Топтыгин и лиса», «Мойдодыр», «Тараканище», «Федорино горе», «Айболит» и др.) написаны живо, занимательно, весело, увлекательно и являются прекрасным материалом для развития голоса. От столкновения несообразностей в его сказках возникает игра, которую весело, живо подхватывает ребенок. В сказке «Путаница» вначале все сместилось—котята захрюкали, свинки замяукали, утки заквакали, куры закрякали, воробышек замычал. А потом все образумилось, кошки замурлыкали, птицы зачирикали, лошади заржали, мухи зажужжали, лягушата заквакали, утята закрякали, а поросята захрюкали. Все звери говорят разными голосами — от высокого до низкого, от более возвышенного, возбужденного к спокойному, ровному, от громкого к тихому, слабому. Меняется темп речи,, модуляции голоса, интонационная выразительность речи—она то гневная, то ласковая, то презрительная, то восторженная, то негодующая, то восхищенная и еще с множеством разнообразных оттенков. |