Главная страница
Навигация по странице:

  • Примерный курс упражнений лечебной физ­культуры Вводный раздел.

  • Упражнения

  • III. Заключительный раздел.

  • В дальнейшем, по мере тренировки фонационного дыхания, дыхательные упражнения усложняются. Ребенку предлагаются упражнения на удлинение выдоха

  • Восстановительный (основной) этап логопедических занятий

  • I. Вызывание звука голоса

  • Почему мы начинаем с согласного звука и почему наиболее легким согласным является звук м

  • II. Закрепление полученного голоса.

  • I. Развитие силы голоса.

  • II. Развитие высоты голоса.

  • III. Развитие тембра голоса.

  • III этап — автоматизация процесса голосообразования.

  • Примерный перечень упражнений

  • Практический материал - Игры и задания по развитию дыхания

  • Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей - файл 1.doc

  • голос. Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса


    Скачать 277.38 Kb.
    НазваниеЛогопедические игры и упражнения по восстановлению голоса
    Анкорголос
    Дата05.05.2021
    Размер277.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаgolos_2.docx
    ТипДокументы
    #201946
    страница2 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Начальной формой лечебной физкультуры является гигиени­ческая гимнастика, которая повышает общий тонус больных. Через 10—14 дней вводятся специальные гимнастические дыха­тельные упражнения, которые чередуются с упражнениями обще-укрепляющими.
    Курс логопедической лечебной физкультуры включает упраж­нения, построенные на сочетании движений туловища и конечно­стей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений — тренировка нижнереберно-диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребенка[35].
    Примерный курс упражнений лечебной физ­культуры
    Вводный раздел.
    Задача вводного раздела—постепенное вовлечение ребенка занятия, выработка дифференцированного выдоха через рот и нос.
    Упражнения:
    1) построение,
    2) равномерная ходьба,
    3) вдох и выдох попеременно через рот и нос.
    II. Основной раздел.
    Задача основного раздела — постепенно возрастающая тре­нировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох.
    Упражнения:
    1) Исходное положение—лежа (при этом расслабляются мышцы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе—опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен.   2) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох.
    3) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить — выдох.
    4) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поворот тулови­ща и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, исход­ное положение — выдох.
    5) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоны туло­вища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно зву­ки с, пф, пш.
    6) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание голо­вы попеременно к левому и правому плечу.
    7) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание го­ловы назад и вперед вместе с шеей.
    8) Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Под­нять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками коле­ни и произнести уф, ух.
    9) Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой. Пальцы переплести — вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесением на выдохе ух (упражнение «дровосек»).
    10) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Руки через сто­роны вверх — вдох, руки вниз с произнесением на выдохе со­гласных звуков с, ух, уф.
    11) Исходное положение—стоя, ноги вместе, поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение звука ж.
    12) Исходное положение—стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть — вдох, опустить ру­ки с произнесением на выдохе ox, ух.
    13) Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на бедрах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведением рук в стороны.
    14) Исходное положение—стоя, ноги вместе. Поднимать по­переменно левую и правую ногу и производить хлопки под ко­леном.
    15) Исходное положение—стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперед.
    16) Упражнения с мячом:
    а) мяч подбросить вверх с произнесением ух, уф,
    б) мяч подбросить, присесть, поймать и произнести з, ж, в,
    в) мяч на полу, наклониться, взять мяч, поднять вверх, поло­жить на пол с произнесением на выдохе уф,
    г) игра в мяч: построить детей в кружок с большими интер­валами и передавать мяч соседу с произнесением слов; пост­роить детей в колонну, одного ребенка поставить против колонны и дать ему мяч (он водящий). Водящий передает мяч впереди стоящему с произнесением любого звука, впереди стоящий пере­дает его водящему и бежит в конец колонны. Кто уронит мяч, становится водящим.
    Таким образом, большинство упражнений включает произне­сение гласных и согласных звуков одновременно с движениями верхних и нижних конечностей. Длительное произнесение глас­ных и согласных звуков развивает удлиненный выдох. Обычно на начальном этапе обучения дети могут произносить эти звуки в те­чение 5—7 секунд, постепенно выдох удлиняется до 15—20 се­кунд. В дальнейшем упражнения усложняются — на одном вы­дохе произносятся комбинации из двух, трех звуков (вз, (во, ву, зу, жу и т. д.).
    III. Заключительный раздел.
    Задача заключительного раздела —добиться снижения общей физиологической нагрузки, снять утомление, возвратить ребенка к исходному состоянию.
    Упражнения:
    1) дыхательные упражнения,
    2) отвлекающие упражнения (с хлопками, пением),
    3) ходьба с постепенным замедлением.
    Из всех перечисленных упражнений курса логопедической ле­чебной физкультуры на 5—6 дней составляются комплексы уп­ражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста ребенка, характера и течения его заболевания, состояния речевой и голосовой функции. Лечебная физкультура производится в течение всего процесса лечения ребенка, являясь существенным звеном в общей цепи терапевтиче­ских мероприятий.
    В дальнейшем, по мере тренировки фонационного дыхания, дыхательные упражнения усложняются. Ребенку предлагаются упражнения на удлинение выдоха:
    1) выдох на счете шепотом и громко,
    2) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок с добо po\i воздуха,
    3) чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе,
    4) чтение небольшого (3—4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе. Подобные упражнения предполагают со­четание дыхательных движений с тренировкой сильного, звонко­го, модулированного голоса.
    Таким образом, проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики, логопедической лечебной физкультуры является под­готовительным этапом в процессе восстановления голоса. В ходе подготовительного этапа артикуляционный и дыхательный аппарат ребенка приспосабливаются к последующим интенсивным голосовым упражнениям
    Восстановительный (основной) этап логопедических занятий
    I. Вызывание звука голоса.
    II. Закрепление полученного голоса.
    III. Автоматизация процесса голосообразования.
    I. Вызывание звука голоса — наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или п.-штации мычания. Полу­ченный звук голоса у, о, а, я в прямых и обратных слогах.
    «Мычание» производится больным с закрытым ртом, на вы­дохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких но­тах. Атака звука мягкая, т. е. голосовые складки не должна смы­каться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыха­емой струёй или несколько позже.
    Почему мы начинаем с согласного звука и почему наиболее легким согласным является звук м?
    1) Согласные звуки—артикуляторно сильные, так как уси­ливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идущего из по­лостей бронхов и легких[37], а м — согласный звук.
    2) При произнесении согласных звуков объем глоточного ре­зонатора сужен, что увеличивает громкость звука.
    3) При произнесении звука м объем глоточного резонатора сужен, поэтому м—звук громкий (резонирует носовая полость).
    4) Звук м — наиболее простой звук с анатомо-физиологической точки зрения — по участию языка, губ, нёбной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что осо­бенно важно в условиях деформированной гортани.
    5) при произнесении звука м большую роль играют тактиль­но-вибрационные ощущения (ощущения дрожания губ, щек. крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка верхней челю­сти). Эти ощущения являются сигналом правильного использо­вания верхних резонаторов (рта, носоглотки, носа). Подобный способ регулирования на основе оценки результатов соверша­емых действий в физиологии получил название «обратной афферентации», «обратной связи».
    При вызывании голоса важно получить легкое и свободное его звучание при произнесении звука м, вибрационный контроль помогает получить звучание голоса «в позиции резонатора», в ротовой позиции. Ротовая позиция помогает «поймать звук на губах», "собрать», «сконцентрировать» его, при этом снимается напряжение с мышц гортани, шеи.
    II. Закрепление полученного голоса. Основная задача этого периода:
    1) автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными
    2) развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, рит мико-мелодико-интонационной стороны речи;
    3) постановка певческого голоса.
    Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции. (пр.с.86-94)
    Что значит «поставить» голос в данных условиях, т.е. при  деформированной гортани, рубцово измененных голосовых складках? Это значит научить ребенка пользоваться полученным голосом, найти его естественное звучание и развить его во всех отношениях, т. е. в смысле укрепления высоты, силы и тембра голоса.
    I. Развитие силы голоса.
    Упражнения
    1) Удлинение произнесения звуков (при средней громкости голоса):
    2)Усиление голоса- артикуляция—шепот—тихо—громко:

    3)Ослабление звука, громко—тихо—шепот—артикуляция

    4) Те же упражнения, но без паузы:
    5) Усиление-ослабление голоса без паузы, на одном выдохе
    6) Усиление голоса с увеличением длительности звучания.
    7) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
    8) Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса:
    9) Произнесение алфавитного ряда с постепенным усилением и последующим ослаблением звучания:
    10) Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса. Унылая пора! Очей очарованье!     — одна артикуляция Приятна мне твоя прощальная краса. — шепот Люблю я пышное природы увяданье,   — тихо В багрец и в золото одетые леса,   — громче В их сенях ветра шум и свежее дыханье,— громко И мглой волнистою покрыты небеса,    — тихо И редкий солнца луч, и первые морозы, — шепот И отдаленные седой зимы угрозы.   — одна артикуляция (А. С. Пушкин.)
    II. Развитие высоты голоса. Для развития высоты голоса предлагаются упражнения на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие гибкости, модуляций голоса (т. е. тембра голоса).
    Упражнения
    1. Речевое произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов. «Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы). Гласные легко, свободно «подбрасываются» вверх, при этом диа­пазон голоса повышается и понижается в пределах двух тонов. Голос звучит радостно, весело.
    2 Напевное произнесение.
    III. Развитие тембра голоса. Тембр (окраска) голоса зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, от его строения и функции.
    1) выработать звонкость, собранность звучания;
    2) убрать горловую зажатость, сдавленность голоса путем разнапряжения мышц шеи, гортани;
    3) снять зажатость челюстей, как препятствие свободному го-лосотечению;
    4) выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, т. е уверенное звучание при всякой высоте, силе и длительности;
    5) выработать выносливость голоса, т. е. его способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя ка­чества звучания.
    Таким образом осуществляется постепенный переход от более простого речевого и голосового материала к более сложному. Не­ослабный контроль слуха, зрения и тактильно-вибрационных ощущений дает возможность получить звучание голоса свобод­ное и звонкое, собранное и ненапряженное, громкое и сильное, модулированное и гибкое, яркое и светлое, ликующее и уверен­ное и еще с тысячью разнообразных оттенков.
    III этап — автоматизация процесса голосообразования.

    Труд­но провести резкую границу между II и III этапами логопедиче­ских занятий по восстановлению и развитию голоса у детей, так как автоматизация процесса голосообразования начинается уже на II этапе — закреплении звучания голоса.
    Основная задача III этапа — ввести голос в повсед­невную речевую практику ребенка, научить его пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука.
    Занятия с детьми необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональ­ными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.
    Примерный перечень упражнений-
    1) Счет десятками с усилением и ослаблением, повышением и понижением звучания, убыстрением темпа речи.
    2) Произнесение пословиц, поговорок, загадок, скороговорок с изменением высоты, силы, модуляции голоса, использованием различных интонаций, сменой темпа речи (постепенным убыстре­нием темпа).
    3) Разучивание стихотворных текстов с постепенным услож­нением рифмы и удлинением фраз
    4) Чтение и разучивание басен И. А. Крылова, С. В. Михал­кова в лицах с элементами драматизации.
    5) Чтение и пересказ русских народных сказок, литературных сказок в лицах, подражая голосам героев сказок: «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему веленью», «Де­вочка и лиса», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Ива­нушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Сивка-бурка» и др.
    6) Чтение вслух стихотворений и текстов по выбору логопеда, пересказ прочитанного.

    7) Свободный рассказ по заданной теме (времена года, явле­ния природы и др.), составление рассказа по картинке, по серии картинок, придумывание необычной ситуации. Указанные виды работы развивают связную, контекстную речь детей, способствуя преодолению той задержки речевого развития, которая является частым спутником тяжелого соматического заболевания (в дан­ном случае заболевания гортани).
    8) Использование голоса во внутриклинической и внеклини-ческой обстановке (беседы с медицинскими сестрами, врачами, товарищами, педагогами). По окончании курса восстановитель­ного обучения голос ребенка записывается на магнитофоне, ды­хание — на кимографе или электроэнцефалографе.
    Практический материал - Игры и задания по развитию дыхания

    Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
    Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
    Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
    Во время проведения описанных игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.
    ^ Параметры правильного ротового выдоха: 
    выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
    выдох происходит плавно, а не толчками;
    во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
    во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

    выдыхать следует, пока не закончится воздух;
    во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
    ^ Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
    Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
    Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
    Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
    Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
    При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
    ^ Игры и упражнения для развития ротового выдоха
    «Лети, бабочка!»
    Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
    Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
    - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек.
    - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
    Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
    Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
    «Ветерок»
    Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
    Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
    Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
    - Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
    Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
    «Осенние листья»
    Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
    Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
    Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

    - Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
    Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
    «Листопад»
    Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
    Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко. 
    Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
    - Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
    Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
    - Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
    «Снег идёт!»
    Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: кусочки ваты.
    Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
    - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
    Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
    «Одуванчик»
    Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
    Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
    - Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашутики.
    Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
    Также можно организовать игру "Дед или баба?":
    - Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!
    «Вертушка»
    Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: игрушка-вертушка.
    Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
    Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
    - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

    Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
    «Песня ветра»
    Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра". 
    Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.
    «Мыльные пузыри»
    Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
    Оборудование: мыльные пузыри.
    Ход игры: Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
    «Чей кубик поднимется выше?»
    Цель: развивать диафрагмальное дыхание.
    Оборудование: легкие пластмассовые кубики.
    Ход игры: Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, а взрослый смотрит, чей кубик поднимется выше.
    «Капитаны»
    Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
    Оборудование: таз с водой, маленькие кораблики.
    Ход игры: Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.
    «Уточки»
    Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
    Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.
    - Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
    Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
    - Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!
    В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.
    «Перышко, лети!»
    Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. 
    Оборудование: птичье перышко.
    Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
    «День рождения»
    Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.
    Ход игры: Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек - сегодня "день рождения мишки". Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей - зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите "праздничный торт" с зажженной свечой.
    -У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт - помоги мишке задуть свечи.
    Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла - снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
    Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
    Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
    Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.
    «Свистульки»
    Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. 
    Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
    - Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
    Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
    «Милиционер»
    Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: свистки.
    Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.
    - Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки - давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя - свистим в свисток!
    Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
    «Бумажный флажок»
    Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.
    Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15x2,5 см). 
    Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

    - Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер - вот так! Флажки полощутся на ветру!
    Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
    Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:
    пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;
    длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
    произнесение слогов на одном выдохе;
    произнесение слов на одном выдохе;
    произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
    чтение стихотворений;
    пение песенок;
    выразительный рассказ, пересказ текстов.
    Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.
    В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.
    Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания - произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен, обучение рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи - не рассматривается в данном статье. Такая работа проводится на следующих этапах логопедической работы с детьми.
    ^ Игры для развития речевого дыхания
    «Пой со мной!»
    Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
    Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
    - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
    - Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
    Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
    - Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
    «Звуки вокруг нас»
    Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
    Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
    - В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.
    Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
    «Весёлая песенка»
    Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ.
    Оборудование: кукла или матрешка.
    Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
    - Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
    Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
    «Весёлое путешествие»
    Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ. 
    Ход игры: предложите малышам подвижную игру.
    - Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"
    Покажите, как едет машинка, - походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.
    Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
    «Птицы разговаривают»
    Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов - КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК. 
    Ход игры: предложите малышам поиграть в птичек.
    - Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.
    Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

    Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей - файл 1.doc

    Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1973. - 151 с. с ил.
    В пособии приводится методика восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани. На основе знания анатомо-физиологических механизмов речи и голоса предложен комплексный метод восстановления голоса, который заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий

    Книга предназначена для студентов дефектологических факульте­тов педагогических институтов.
    ПРЕДИСЛОВИЕ

    На логопедическом отделении дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина читается курс «Нарушения голоса у детей и под­ростков» и проводится «Практикум по постановке голоса и выра­зительности речи».
    Содержание курса лекций и практикума, как это следует из их названий, определяется теми задачами, которые встают перед специалистами-логопедами в связи с тем, что некоторая часть детей и подростков имеет те или иные нарушения голоса. Эти нарушения могут быть следствием самых различных факторов: перенапряжения голоса, закономерного последствия хи­рургического вмешательства по поводу различных заболеваний голосообразующего аппарата и т. д.
    Разного рода нарушения голоса (органического и функцио­нального характера) оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей и подростков, их нервно-психическое состояние, формирование речи. Это и понятно, если учесть то зна­чение, которое имеет голос в процессе общения. Известна, напри­мер, роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний.  Степень отрицательного влияния нарушений голоса на лич­ность в целом и отдельные ее проявления зависит от характера и глубины расстройства. Диапазон встречающихся нарушений—от полной потери голоса (больной говорит только шепотом — афо­ния) До незначительных его изменений.
    В связи со сказанным возникает настоятельная необходимость в преодолении встречающихся у детей и подростков расстройств голоса. Задача эта может быть решена на основе осуществляемой рядом специалистов правильной диагностики и использования адекватного метода преодоления дефекта.
    Целесообразность подготовки данного пособия обусловлена тем, что в имеющейся литературе по преимуществу излагаются приемы восстановления голоса у взрослых. Там же, где речь идет о восстановлении голоса у детей, содержится описание лишь отдельных методических приемов, не представляющих сколько-ни­будь законченной системы. Усвоение содержания пособия помо­жет студентам овладеть системой восстановления голоса у детей и творчески использовать ее в своей дальнейшей работе.
    Поэтому основная задача автора пособия состоит в изложении метода восстановления голоса у детей и подростков в процессе ло­гопедической работы. В ходе теоретической разработки вопроса и проведения практической работы использовались методы восста­новления голоса у подростков и взрослых при функциональных его нарушениях (Н. Ф. Лебедева, М И Фомичев, Ф А Иванов­ская, А. Т Рябченко), некоторые приемы вокальной методики (Е, Н Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, Л. Б. Дмит­риев), материалы исследований иностранных фониатров и лого-терапевтов (Г. Гутцман, В. Во, Д. Тарно, М Бери, Д. Эйзенсон, В. Рипер).
    Под наблюдением находились дети с афонией и дисфонией, возникшими на почве тяжелых органических заболеваний горта­ни—папилломатоза и рубцового стеноза. Большинство этих детей потеряли голос (афония) в результате хирургического вме­шательства на гортани.
    В ходе восстановительного обучения мы пришли к выводу, что наиболее эффективным и целесообразным методом восстановле­ния голоса у этих больных является комплексный ортофонический метод, который заключается в сочетании артикуляционных, ды­хательных и голосовых упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.

    В данном пособии освещается сущность этого метода, приемы восстановления голоса и особенности логопедической работы в зависимости от возраста ребенка, степени и характера расстрой­ства голоса. Эффективность излагаемого в книге комплексного ортофонического метода была проверена в ходе многолетней ра­боты по восстановлению голоса у детей и подростков.
    Учебное пособие состоит из трех глав и списка рекомендуемой литературы.
    В главе «Классификация нарушений голоса у детей и подро­стков» подробно описываются причины органических и функци­ональных нарушений голоса, освещается медицинский, логопеди­ческий и психологический аспекты рассматриваемой классифика­ции. Приводятся выписки из истории болезни, которые дают кон­кретное представление о характере того или иного заболевания и особенностях его логопедического обследования. Особое внима­ние уделяется характеристике афонии и дисфонии органиче­ского характера и дисфонии при дизартрии и ринолалии.
    В главе «Особенности психического развития детей с органи­ческими заболеваниями гортани» описывается влияние на фор­мирование личности ребенка и на развитие его речевой и голо­совой функции тяжелых и длительных заболеваний гортани— папилломатоза и рубцового стеноза.
    В главе «Методика восстановления и развития голоса у де­тей» излагается сущность комплексного ортофонического метода.
    В главе подробно описываются приемы и методы коррекционной работы, используемые на разных этапах логопедических занятий.
    Приводимые выписки из историй болезни дают возможность судить об эффективности методики, применявшейся при восстановлении голоса.
    Настоящее пособие предназначается студентам-дефектологам и логопедам-практикам.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта