Главная страница

голос. Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса


Скачать 277.38 Kb.
НазваниеЛогопедические игры и упражнения по восстановлению голоса
Анкорголос
Дата05.05.2021
Размер277.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаgolos_2.docx
ТипДокументы
#201946
страница10 из 18
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18
инос.

Упражнения:

1) построение,

2) равномерная ходьба,

3) вдох и выдох попеременно через рот и нос.

II. Основной раздел.

Задача основного раздела — постепенно возрастающая тре­нировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох.

Упражнения:

1) Исходное положение—лежа (при этом расслабляются мышцы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе—опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен.   2) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох.

3) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить — выдох.

4) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поворот тулови­ща и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, исход­ное положение — выдох.

5) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоны туло­вища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно зву­ки с, пф, пш.

6) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание голо­вы попеременно к левому и правому плечу.

7) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание го­ловы назад и вперед вместе с шеей.

8) Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Под­нять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками коле­ни и произнести уф, ух.

9) Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой. Пальцы переплести — вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесением на выдохе ух (упражнение «дровосек»).

10) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Руки через сто­роны вверх — вдох, руки вниз с произнесением на выдохе со­гласных звуков с, ух, уф.

11) Исходное положение—стоя, ноги вместе, поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение звука ж.

12) Исходное положение—стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть — вдох, опустить ру­ки с произнесением на выдохе ox, ух.

13) Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на бедрах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведением рук в стороны.

14) Исходное положение—стоя, ноги вместе. Поднимать по­переменно левую и правую ногу и производить хлопки под ко­леном.

15) Исходное положение—стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперед.

16) Упражнения с мячом:

а) мяч подбросить вверх с произнесением ух, уф,

б) мяч подбросить, присесть, поймать и произнести з, ж, в,

в) мяч на полу, наклониться, взять мяч, поднять вверх, поло­жить на пол с произнесением на выдохе уф,

г) игра в мяч: построить детей в кружок с большими интер­валами и передавать мяч соседу с произнесением слов; пост­роить детей в колонну, одного ребенка поставить против колонны и дать ему мяч (он водящий). Водящий передает мяч впереди стоящему с произнесением любого звука, впереди стоящий пере­дает его водящему и бежит в конец колонны. Кто уронит мяч, становится водящим.

Таким образом, большинство упражнений включает произне­сение гласных и согласных звуков одновременно с движениями верхних и нижних конечностей. Длительное произнесение глас­ных и согласных звуков развивает удлиненный выдох. Обычно на начальном этапе обучения дети могут произносить эти звуки в те­чение 5—7 секунд, постепенно выдох удлиняется до 15—20 се­кунд. В дальнейшем упражнения усложняются — на одном вы­дохе произносятся комбинации из двух, трех звуков (вз, (во, ву, зу, жуи т. д.).

III. Заключительный раздел.

Задача заключительного раздела —добиться снижения общей физиологической нагрузки, снять утомление, возвратить ребенка к исходному состоянию.

Упражнения:

1) дыхательные упражнения,

2) отвлекающие упражнения (с хлопками, пением),

3) ходьба с постепенным замедлением.

Из всех перечисленных упражнений курса логопедической ле­чебной физкультуры на 5—6 дней составляются комплексы уп­ражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста ребенка, характера и течения его заболевания, состояния речевой и голосовой функции. Лечебная физкультура производится в течение всего процесса лечения ребенка, являясь существенным звеном в общей цепи терапевтиче­ских мероприятий.

 В результате проведения логопедической лечебной физкультуры организм ребенка физически укрепляется, повышается рабо­тоспособность больного, улучшается функция диафрагмы, брюшнoro пресса и увеличивается жизненная емкость легких. Кроме тoro, трахеотомированные больные подготавливаются к деканюляции путем развития дыхания через естественные пути и поста­новки нижнереберно-диафрагмального дыхания.  Приводим кимограммы дыхания детей при речи до и после проведения логопедических занятий по восстановлению голоса.Рис. 5. Запись дыхания до проведения логопедических занятий. Амплитуда и ритм дыхательных движений неравномерные. Речевое дыхание хаотичное. Фазность нарушена. Выдох укорочен. Преобладает грудное дыхание, выражена судорожность в фазе выдоха. Рис. 6. Запись дыхания после проведения логопедических занятий. Амплитуда и ритм дыхательных движений равномерные. Преобладает диафрагмальное дыхание. Выдох достатачной силы и продолжительности. Рис. 7. Запись дыхания до проведения логопедических занятий. Амплитуда и ритм дыхательных движений неравномерные. Речевое дыхание хао тичное, ступеиеобразное, судорожное Фазность нарушена. Выдох укорочен

Рис. 8. Запись дыхания после проведения логопедических занятии Амплитуда и ритм дыхательных движений равномерные Преобладает диафрагмальное дыхание Выдох достаточной силы и продолжительности.

В дальнейшем, по мере тренировки фонационного дыхания, дыхательные упражнения усложняются. Ребенку предлагаются упражнения на удлинение выдоха:

1) выдох на счете шепотом и громко,

2) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок с добо po\i воздуха,

3) чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе,

4) чтение небольшого (3—4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе. Подобные упражнения предполагают со­четание дыхательных движений с тренировкой сильного, звонко­го, модулированного голоса.

Таким образом, проведение ертикуляционной и дыхательной гимнастики, логопедической лечебной физкультуры является под­готовительным этапом в процессе восстановления голоса. В ходе подготовительного этапа артикуляционный и дыхательный аппарат ребенка приспосабливаются к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

II. Восстановительный (основной) этап логопедических занятий


Трудности логопедической работы по восстановлению голоса детей с органическими поражениями гортани обусловлены ря­дом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития. поэтому методика восстановления органических нарушений голоса у детей существенно отличается от методов постановки речевого голоса, восстановления голоса при функциональных его нарушениях у взрослых. При органических расстройствах голособразования особое значение приобретает знание анатомо-физиологических механизмов речи и голоса в норме и патологии. используя данные физиологии, фонетики, фонологии, акустики, мы предлагаем определенную систему упражнений для вызыва­ния и закрепления голоса у детей. При этом учитывается нара­стание произносительных трудностей для ребенка, связанных с большей или меньшей степенью напряжения голосовых складок, артикуляционных органов, увеличением импеданса[36] и подсвязочного давления воздуха. Кроме того, образование гласных и согласных звуков зависит от усиления или ослабления обертонов при попадании их в ту или иную область частот (т. е. форматную область), а также от способа, места их образования, уча­стия голоса и шума, объема глоточного и ротового резонаторов. Все эти данные позволяют представить весь процесс восстанов­ления голоса в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы:

I. Вызывание звука голоса.

II. Закрепление полученного голоса.

III. Автоматизация процесса голосообразования.

I. Вызывание звука голоса — наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или п.-штации мычания. Полу­ченный звук голоса у, о, а, я в пря-лых и обратных слогах.

«Мычание» производится больным с закрытым ртом, на вы­дохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких но­тах. Атака звука мягкая, т. е. голосовые складки не должна смы­каться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыха­емой струёй или несколько позже.

Почему мы начинаем с согласного звука и почему наиболее легким согласным является звук м?

1) Согласные звуки—артикуляторно сильные, так как уси­ливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идущего из по­лостей бронхов и легких[37], а м — согласный звук.

2) При произнесении согласных звуков объем глоточного ре­зонатора сужен, что увеличивает громкость звука.

3) При произнесении звука м объем глоточного резонатора сужен, поэтому м—звук громкий (резонирует носовая полость).

4) Звук м — наиболее простой звук с анатомо-физиологиче-ской точки зрения — по участию языка, губ, нёбной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что осо­бенно важно в условиях деформированной гортани.

5) при произнесении звука м большую роль играют тактиль­но-вибрационные ощущения (ощущения дрожания губ, щек. крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка верхней челю­сти). Эти ощущения являются сигналом правильного использо­вания верхних резонаторов (рта, носоглотки, носа). Подобный способ регулирования на основе оценки результатов соверша­емых действий в физиологии получил название «обратной афферентации», «обратной связи».

Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и, конечно, голосовую функцию (повышает звон­кость, силу голоса).

Известный русский фониатр Е. Н. Малютин еще в конце XIX в. при помощи вибрационных раздражении вылечивал такие тяжелые расстройства голосовой функции, как истерическую афонию, детский голос у мужчин, фонастению у певцов. Он назы­вал эти вибрации активно-пассивной гимнастикой голосовых складок и полагал, что резонаторы также возбуждаются этими вибрациями и начинают украшать голос обертонами.

Изучая значение вибрационной чувствительности для голосообразования, В. П. Морозов нашел, что «под действием вибра­ционной связи происходит уточнение голосовой реакции»2. Он полагает, что вибрации лицевой части скелета в области носа приводят к значительному усилению высоких обертонов в грани­цах 2000—4000 гц. Отсюда — увеличение звонкости, сочности, красоты, полетности звучания голоса.

В системе «обратной связи» определенная роль отводится зри­тельному контролю за дыхательными и артикуляционными дви­жениями, что помогает слуху и мышечному чувству правильно утроить голосовой аппарат. Таким образом, наличие целой системы регулирования голосовой функции делает возможным восстановление голоса даже при грубых деформациях гортани— происходит замещение утраченной функции органа на основе деятельности других функциональных структур (ложные голосовые складки вместо истинных, стенки пищевода вместо голосовых складок и т. д.).

 При вызывании голоса важно получить легкое и свободное его звучание при произнесении звука м, вибрационный контроль помогает получить звучание голоса «в позиции резонатора», в ротовой позиции. Ротовая позиция помогает «поймать звук на губах», "собрать», «сконцентрировать» его, при этом снимается напряжение с мышц гортани, шеи.

 Для увеличения силы голоса, его звонкости и широты звучания к полученному звуку у объясняется следующими причинами:

1) Качество сонорности зависит от присутствия в произнесе­нии голосового тона гортани и от полноты резонанса полостей, лежащих над гортанью, особенно полости рта. А так как полость рта при произнесении разных звуков испытывает существенные перемены, то качество сонорности находится в соотношении с ха­рактером артикуляции, а именно: наибольшая сонорность принадлежит наиболее открытым звукам, а наименьшая—наиболее сжатым. Гласные — открытые звуки, они соединяют звучание гортани с наиболее полным резонансом, поэтому они обладают наибольшей сонорностью. Плавные и носовые согласные по своей сонорности близко стоят к гласным.

2) Кинестезическое чувство сопровождает работу всех меха­низмов произношения. В дыхательном аппарате к простому мы­шечному ощущению выдыхания присоединяется чувство особого мускульного усилия в области грудной клетки и брюшного пресса. Это чувство усилия, напряжения наименее значительно выражено при произнесении гласных, наиболее резко — при про­изнесении взрывных согласных. Так образуется связь между ки­нестетическими ощущениями моторики органов дыхания и раз­личными артикуляционными укладами, в зависимости от которых воздушному потоку приходится преодолеть различную степень сопротивления «затворов» в ротовой полости, т. е. различный им­педанс. При произнесении гласных импеданс меньший, чем при произнесении согласных. Незначительный импеданс увеличивает силу гласного звука.

3) Кроме вышеуказанных признаков, присущих всем гласным, гласный у обладает рядом особенностей:

а) при произнесении гласного м

помогают создать, как отмечалось, наиболее благоприятный, ща. дящии режим их работы при вызывании звука голоса (в условиях деформированной гортани). При многократном произнесении зву­ка му не представляет трудности для голосового аппарата ребенка.

б) при произнесении у гортань занимает наиболее низкое по­ложение. При низком положении гортани глоточный резонатор удлиняется и резонирует нормально, при высоком же положении гортани глотка укорачивается, что делает тембр голоса резким и хриплым. Голосовые складки не напряжены, гортанное отвер­стие широкое. Низкое положение гортани наилучшее для тоге. чтобы голосовые складки работали с наименьшей затратой энер­гии и с наилучшим акустическим эффектом,

в) гласный у — гласный лабиализованный, при его произне­сении образуется наибольший фокус звукообразования за счет значительного выдвижения губ вперед. Язык при этом оттянут назад, кончик языка отдален от нижних резцов. Корневая часть языка значительно поднята по направлению к мягкому нёбу. Ла­биализация помогает «поймать» звук, способствует лучшей оцен­ке звучания благодаря механизму «обратной связи»,

г) гласный у струя воздуха узкая, сильная, хо­лодная, что увеличивает тактильно-вибрационные ощущения и силу голоса,

д) гласный у). Именно поэтому целесооб­разно начинать упражнения с прямого слога, а не с обратного.

При многократном повторении слога му в «позиции резонатора».

Вслед за прямым слогом произносится обратный слог — мум.

Как известно, влияние предшествующих гласных зависит от степени их громкости — чем более звучный предшествующий гласный, тем меньшее положительное влияние оказывает он на восприятие согласного. Более громкие гласные (например, а) не­сколько заглушают следующий за ним согласный — происходит маскировка согласного. Гласный у) анатомо-физиологические условия:

а) импеданс ротоглоточного резонатора большой (но несколько меньший, чем при у), следовательно, голосовые складки активны, сила голоса значительная;

б) гортань занимает низкое положение (лишь чуть выше, чем при у)

в) гласный о лабиализованный, что создает «видимость» звука. При произнесении о мягкое нёбо с маленьким язычком поднимается, что способствует усилению звука;

г) некоторую роль играют тактильно-вибрационные ощущения - ощущение теплого выдоха, вибрации гортани и грудной клетки; зрительные ощущения — закругленные губы. Путем ощущения движения грудной клетки мы добиваемся грудного звучания о, так как грудной звук голоса является полным по звучанию, богатым обертонами, голосовые складки вибрируют всей шириной и полностью смыкаются. Легко, свободно, без напряжения, в "позиции резонатора» произносятся слоги: 
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18


написать администратору сайта