Историография любви. ИСТОРИОГРАФИЯ ЛЮБВИ. Любовь значение слова Этимологияпроисхождение
Скачать 0.57 Mb.
|
К искусству гистрионов восходит фарс, ставший неизменной составной частью городских мистериальных представлений. Некоторые предполагают, что в противовес языческим, церкви западноевропейских вырабатывали собственные обряды, которые придавали их учению действенную иллюстративность. Уже в IX веке в Западной Европе вдень Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет, происходил краткий диалог между ними и священником, служившим мессу, — диалогизация службы в своём развитии открывала возможности для драматического действия. В XI веке на Пасху ив Рождество уже разыгрывались настоящие представления. Постепенно литургическая драма становилась более действенной, более содержательной, наполнялась психологическими переживаниями тенденция к реалистической трактовке евангельских сюжетов и образов, отразившаяся ив оформлении представлений, ив бутафории, противоречила целям церковной службы, и в 1210 году литургическая драма была изгнана из церкви, — в дальнейшем представления давались на паперти, что позволило участвовать в них не только клирикам, но и горожанам. Во второй половине XIII века получили широкое распространение представления, посвящённые житиям святых — миракли, которые от собственно евангельских сюжетов отличались и более бытовым оформлением. В это же время появились и светские пьесы, в большей степени, чем миракли, связанные с народными фольклорными представлениями, — известны, в частности, Игра о беседке и Игра о Робене и Марион» Адама дела Аля. Одновременно в городах, независимо от церкви, зарождался жанр мистерий массового, площадного, самодеятельного искусства. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит. Эпоха Ренессанса Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий — «rapresentazioni sacre». Во Флоренции тексты для этих представлений писали крупные поэты-гуманисты — Фео Белькари, Луиджи Пульчи и сам Лоренцо Медичи. Увлечённые античной литературой и философией гуманисты поначалу прививали, насколько это было возможно, античный дух священным представлениям, вплоть до использования в мистериях языческих сюжетов, в частности мифа об Орфее. Параллельно развивалась другая тенденция в х годах XV века Помпонио Лето в Риме возродил античный римский театр, — со своими учениками он ставил на языке оригинала сочинения Сенеки, Плавта и Теренция. Опыт Лето быстро распространился по всей Италии, и, поскольку латынь была понятна не всем, вскоре появились переводы древнеримский авторов на итальянский язык. Две формы итальянского театра — античные комедии в итальянских переводах (и оригинальные пьесы, долгое время носившие откровенно подражательный характер) и мистерии на мифологические сюжеты — постепенно сближались, заимствовали одна у другой элементы драматургической техники и сценического воплощения. С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов на рубеже XV—XVI веков, поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их заплату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было. Важную роль в становлении итальянского профессионального театра сыграла падуанская труппа актёра и драматурга Анджело Беолько, члены которой, выступая в разных пьесах под одними и теми же именами, в одних и тех же костюмах, создавали неизменные типы (tipi fissi), — в этом отношении труппа Беолько предвосхищала комедию дель арте, появившуюся в середине века, вскоре после его смерти. Однако в точном переводе с итальянского commedia dell’arte в то время означала профессиональный театр — понятие комедия масок» появилось позже. На протяжении долгого времени спектакли играли во дворцах. Лишь в х годах века начали появляться специальные театральные здания, при этом принципы постройки заимствовались у Витрувия: как ив Древнем Риме, зрительный зал строился в виде амфитеатра. Новый итальянский театр родился как придворный, однако очень скоро завоевал популярность в самых широких слоях итальянского общества, к интересами вкусам которых он начал приспосабливаться на рубеже XV—XVI веков мифологические сюжеты постепенно уступали место сюжетам из современной жизни, которые, в свою очередь, диктовали и новые принципы оформления спектаклей, и иной стиль актёрской игры. Комедия дель арте, благодаря постоянным гастролям итальянских артистов, с конца и на протяжении всего XVII века стала популярна в Испании, Франции, Англии и Германии. В эпоху Ренессанса в Италии зародились также опера и балет. Вначале в мистериях появилась эпизодически вводимая музыка, позднее музыка стала сопровождать всё действие. В середине XVI века были популярны пасторали, которые сопровождались хоровым пением. В конце XVI века появились произведения с одноголосым пением (монодия). В 1637 году в Венеции был открыт первый оперный театр. Первыми оперными композиторами были Якопо Пери, Клаудио Монтеверди и д.р. Первые балеты ставились при дворе для развлечения придворной знати. Хореография была создана на основе придворных танцев. В XV веке одним из первых мастеров танца был Доменико да Пьяченца. Он занимался танцами вместе со своими учениками Антонио Корназани и Гульельмо Эбрео, а также обучал этому искусству итальянскую знать. Да Пьяченца написал труд под названием arte saltandi et choreus ducendi» (Про искусство танца и ведение танцев»). В 1489 году Джан Галеаццо Сфорца женился на Изабелле Арагонской в Тортоне. В честь свадьбы было дано грандиозное представление, были организованы танцы по сюжету о Ясоне и аргонавтах. Зрелище получилось настолько впечатляющим, что подобные представления стали устраивать ив других местах. В XVI веке в северной Италии появились грандиозные представления — Они включали не только танцы, но иконные представления и битвы. Екатерина Медичи принесла интерес к танцам во Францию. Она же была первым спонсором балетов, и устраивала грандиозные spectaculi . Одним из заметных был Польский балет (Le Ballet des Polonais), который был поставлен к визиту польских послов в году. Первые балеты включали не только танцы, но и разговоры и элементы драмы. Постепенно танец вытеснил из балета элементы драмы. Во Франции балет сформировался как отдельный жанр. Балетные представления теперь давали не только при дворе, но ив театрах. Дворяне, включая Людовика XIV, исполняли в балете роли разной важности. В 1585 году в Вероне открылся театр Олимпико с просцениумом. В театре Востока сохранились древние архаичные традиции драматического, кукольного, музыкального театров. Это одинаково верно и для театра Индии, театра Японии, Китая, Вьетнама, театра Индонезии. Театр в России В России театр родился поздно — лишь во второй половине XVII века. Однако в православной церкви были приняты инсценировки отдельных служб — Пещное действо и Шествие на осляти. Эти обряды совершались не позднее, чем сначала столетия. Скоморошество, зародившееся ещё в XI веке, жестко осуждалось Церковью и было официально запрещено в 1648 году указом Алексея Михайловича города не обладали достаточной самостоятельностью, чтобы своими силами устраивать представления, аналогичные западноевропейским мистериям, — театр в Россию был импортирован из Западной Европы. В 1672 году был создан первый придворный театр, однако он просуществовал всего несколько лет. К этому же времени относится возникновение так называемого школьного театра — театра при духовных учебных заведениях первое упоминание относится к 1672 году, когда в Киево-Могилянской академии была поставлена мистерия Об Алексее человеке Божием». В 1687 году в Заиконоспасском монастыре в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, при которой также был создан театр. Театр в США Основное развитие театра США приходится на колониальный период и основывается на западноевропейских театральных традициях. Ключевое отличие — вклад в театральное искусство со стороны чернокожего населения Америки, который обнаруживается начиная с XIX века, но основное значение приобретает только с 1920-х годов. ЛЮБОВЬ В ЛИТЕРАТУРЕ Античная литература Античная литература (от латинского antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях. Её первые письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н.э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской. Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации, искусства, философии и науки. Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета. Но их мы рассматривать не станет, так как это уже совсем другая история и другая культура, нам же интересна цивилизация В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода эпос, лирику и драму (благодаря Аристотелю), эта классификация сохраняет своё базовое значение и поныне. Что же присуще античной литературе В этом мы сейчас разберёмся. 1.Мифологичность Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей своё начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие её от современного искусства. Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связист мным временем можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен её упадка. 2.Публичность Античной литературе также присущи публичные формы существования. Её наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название литература к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой книжный жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради, включая иллюстрации. 3.Музыкальность Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Те же поэмы Гомера, басни Эзопа, Софоклофские писание и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные оперные спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно ещё и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Какое-либо представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал ( литургическая монодия римско-католической церкви, берёт корни в мелодии античности Стихотворная форма Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает роман как образец прозаического жанра. 5.Традиционность Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века дон. эВ другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация героических времён), а эпоха крупных государств по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация борцов за свободу Демосфена и Цицерона в период Империи). Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам. 6.Жанровость Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться. Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира. Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась натри этапа аттическая комедия. Жанры различались на более высокие и более низкие высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии (Буколики) через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от низших жанров к высшим. Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую. 7.Особенности стиля письма Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой среди них различались отбор слов, сочетание слови стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п. Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия. 8.Мировоззренческие особенности Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. Впору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека С особенностями античной литературы, полагаю, мы разобрались, теперь же стоит перейти к основному - к идейной наполненности. В античных литературных трудах выступают 2 основные идеи: Античный гуманизм Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле. 2.Возвышение земной красоты Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства. Именно греками и отчасти римлянами была выстроено, изобретено и придумано понятие красоты в любви, в созерцании ив жизни. Именно ими была "изобретена" или же "открыта, зависит от предпочтений, любовь. Также античная литература пережила 6 основных этапа развития: 1.Древнегреческая литература Корни античной литературы уходят в глубину мифологического развития. Античная мифология и литература полны драматичесих сюжетов о борьбе богов и героев со злом и несправедливостью. Античность так ценит красоту мысли, мудрости, поэтического вдохновения, а также красоту подвига, который сопряжён с гибелью героя. Античная литература пронизана преклонением и восхищением перед красотой вдохновения, которая обладала поистине колдовской силой. Древнегреческую литературу можно разделить наследующие основные периоды литературного развития античного мира доклассический или архаический классический и эллинистический. К эллинистическому периоду античной литературы относится и римская литература, а потому его часть и называют эллинистически-римским периодом. 2.Архаика Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады» и |