Главная страница

Историография любви. ИСТОРИОГРАФИЯ ЛЮБВИ. Любовь значение слова Этимологияпроисхождение


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеЛюбовь значение слова Этимологияпроисхождение
АнкорИсториография любви
Дата02.09.2022
Размер0.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИСТОРИОГРАФИЯ ЛЮБВИ.pdf
ТипДокументы
#659272
страница5 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
«Одиссеи» Гомера (VIII — VII век дон. э. Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.
3.Классика
Начальный этап периода классики — ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт,
Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова ионийской Греции — VI век дон. э.).
Высокая классика представлена жанрами трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан), а также нелитературной прозой (историография — Геродот,

Фукидид, Ксенофонт; философия — Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель;
красноречие — Демосфен, Лисий, Исократ). Её центром становятся Афины, что связано с подъёмом города после славных побед в греко-персидских войнах.
Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте (век дон. э.).
Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии, театр же теряет своё значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (века дон. э.).
4.Эллинизм
Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра
Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа.
Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (век дон. э. — I век н. э. Этот период отмечен школой александрийской лирики
(Каллимах из Кирены, Феокрит, Аполлоний Родосский) и творчеством Менандра.
5.Древнеримская литература
В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют Этап республики, который завершается в годы гражданских войн (III—I век до н.
э.), когда творили такие виртуозы слова и акробаты пера, как Плутарх, Лукиан и
Лонг в Греции, Плавт, Теренций, Катулл и Цицерон в Риме Золотой век или период императора Августа, обозначенный в литературе именами Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция (I век дон. э. — I век н. э Литературу поздней античности (I—III века, представленную в основном
Сенекой, Петронием, Федром, Луканом, Марциалом, Ювеналом, Апулеем.
6.Переход к средневековью
В эти века происходит постепенный переход к средневековью. Евангелия, созданные в веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи,
латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков:
так называемых романских — итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских — английского,
немецкого и др, которые наследуют от латинского написания букв (латиницу. На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.
Чтобы лучше представить роль темы любви в литературе античность, предлагаю рассмотреть 10 первых произведений мастеров того времени в хронологическом порядке:
1)«Илиада» ©Гомер
Датировка - VIII до н.э
Тема - описываются события Троянской войны. В основу, легли фольклорные сказания о подвигах древних героев. Есть место мимолётному упоминанию темы духовной любви
Одиссея ©Гомер
Датировка - VIII до н.э.
Тема - рассказывается о приключениях мифического героя по имени Одиссей вовремя его возвращения на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке. Тема любви играет важную роль.
3)«Басни Эзопа»
Датировка - VI до н.э.
Тема - это сборник басен (из 426 коротких произведений) в жанрах басни, детской литературы, художественного вымысела, антологии. Тема любви не затрагивается.
4)«Агамемнон» ©Эсхил
Датировка - V до н.э.
Тема - Эсхип говорит о порочности сердец обитателей дворца, их жажде мести,
гордости и самоуверенности. Ради удовлетворения своих низменных желаний герои готовы переступить через все нормы морали и нравственности, и это приводит их к гибели и дурной славе на века. Тема любви в основе.
5)«Хоэфоры» ©Эсхил
Датировка - V до н.э.
Тема - продолжение «Агменон»-а, как и следущее произведение. Тема любви основополагающая.
6)«Эвмениды» ©Эсхил
Датировка - V до н.э.
Тема - прямая связь с двумя вышестоящими произведениями. Тема любви любви в основе.
7)«История» ©Геродот
Датировка - V до н.э.
Заметка- это первое полностью сохранившееся историческое и вообще прозаическое произведение в европейской литературе.
Тема - история греко-персидских войн (вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 г. дон. э, автор попутно создаёт настоящую энциклопедию, содержащую географические, этнографические,
естественно-исторические и литературные сведения. Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте,
Скифии, Ливии и прочее. Тема любви никак не затрагивается.
8)«Антигона» ©Софокл
Датировка - V до н.э.
Тема - «Антигона» написана на мифологический сюжет фиванского цикла. В трагедии
«Антигона» Софокл показывает один из конфликтов современного ему общества конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными.
9)«Царь Эдип» ©Софокл
Датировка - V до н.э.
Заметка - принята Аристотелем в Поэтике за идеал трагического произведения и сыграла огромную роль в истории античной драмы.
Тема - её героем стал человек, осознавший свою вину и казнящий себя за это.
Трагедийный финал в пьесе не связан со страстями и пороками самого главного героя,
а предопределён свыше судьбой. Тема любви не затрагивается.
10)«Медея» ©Еврипид
Датировка - V до н.э.
Тема - История Медеи является частью мифа о походе аргонавтов. Еврипид видоизменил традиционное сказание, сделав виновницей гибели детей саму Медею.
Традиционно виноваты в гибели были коринфяне, и ходила байка, что Еврипид сделал это изменение за крупную взятку от них. Тема любви затрагивается.
Думаю, несложно последить развитие темы любви и её зарождение.
ЛЮБОВЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЭПОХЕ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Если говорить о теме любви в Средневековье, то стоит упомянуть о том, что в это время противопоставлялись божественное и природное начала в человеке. Для средневековья характерно пренебрежительное отношение к эротической любви. В
поэзии средних веков разных стран и периодов нетрудно обнаружить следы народных песенных жанров - трудовых, любовных, хвалебных и некоторых других песен.
Например, самый ранний жанр галисийско-португальской лирики - песни о милом друге, слагавшиеся поэтами-мужчинами от лица влюбленных девушек.
Интересно, что многие художественные произведения средневековья стали затрагивать интимные отношения только в позднем Средневековье, так как только в этот период к столь пикантной теме начали относиться проще. Часто это были произведения юмористического и сатирического характера, главными героинями которых являлись неверные жены и распутные жрицы любви.
Одним из наиболее популярных юмористических жанров был фаблио (анекдот) - это короткий и комический эпизод о любовных похождениях или мошенничестве,
рассказанные в прозе.
Двенадцатый же век называют веком романтических отношений, потому что именно в этот период в литературе и поэзии воспевалась чистая любовь. Трубадуры посвящали песни своим любимым женщинами всегда были готовы доказать свою искренность.
Считалось, что истинно- возвышенная любовь несовместима с чувственным наслаждением, поэтому влюбленные даже иногда укладывались вместе в постель обнаженными, чтобы, удержавшись от половой близости, доказать полноту своей любви.
Именно благодаря Средневековью появилась новая концепция любви - куртуазная любовь. Она часто поощряла измену супругов, потому что считалось, что настоящей любви между мужем и женой быть не может».
Если верить куртуазному кодексу, то идеальная любовь - любовь безответная,
порождающая страдание, которое в творчестве выливается в совершенное слово;
красота которого возвращает радость в душу влюбленного. Основываясь на этом
куртуазная этика считала печаль и уныние в глазах - величайшим грехом. Именно в эту эпоху появилась мысль о том, что поэт - это влюбленный, а влюбленный - это человек,
сочиняющий стихи. Предметом трубадурской поэзии могла быть не только любовь утонченная, высокая, но и любовь безрассудная. Однако поэты никогда их не смешивали. Высокую любовь воспевали в кансонах. Низкой посвящали пастуреллы,
альбы - расставание рыцаря со своей возлюбленной на заре. Центральное же место в творчестве провансальских поэтов-трубадуров занимает культ дамы.
Также в эпоху средневековья появляется слово роман. Рыцарский же роман века есть большое эпическое повествование в стихах рыцарский роман предполагает прежде всего вымысел, хотя и опирающийся на некоторые исторические факты.
Авторы рыцарских романов хотели развлечь читателя, доставить ему эстетическое наслаждение. Другой обязательный элемент рыцарского романа - любовь. Впервые именно в рыцарских романах прозвучала мысль о том, что любовь - это великая сила,
свободное и прекрасное чувство, ради которого следует отдать жизнь. Рыцарь в произведениях действует только в своих интересах, но отстаивает честь не только для себя, но и для своей возлюбленной. Новая рыцарская культура требовала от феодальной знати изысканного, вежливого поведения, воспитанности и умение служить прекрасным дамам. Развитие рыцарской литературы, с ее культом любви и приоритетом личных отношений становится важным признаком индивидуализации героя.
Примером рыцарского романа есть красивая и печальная история любви Тристана и
Изольды. Читая ее, мы понимаем, что даже запретная любовь преодолевает все препятствия.
В 13 веке происходит закат рыцарского романа. Это связано с развитием городской литературы. Примером может послужить Роман о Розе (аллегорический роман- это история любви в жанре видения. Поэт во сне видит очень красивую розу, хочет ее сорвать и природа помогает ему в этом.
Эпоха Предвозрождения стала переходным этапом между философией христианства и Нового времени. Для этого периода характерны попытки вернуть эротической любви ее права, притесненные божественным авторитетом. Стремление к удовлетворению наслаждений, названными проявлениями человеческой природы, рассматривалось в качестве основного смысла любви.
Итак, литература возрождения начинает формироваться в Италии, на родине последнего поэта средневековья и первого поэта возрождения - Данте Алигьери. Ему был присущ стиль новизма - возвышение любви. В его биографической исповеди
«Новая жизнь мы видим душевные переживания автора, вызванных любовью к
Беатриче - его музе. Здесь стоит отметить близость образов к образам куртуазной поэзии (божественная возлюбленная).
На создание самого главного творения его жизни - Божественная комедия его вдохновила тоже Беатриче. В данном произведении автор, то есть Данте Алигьери проходит Ад, Чистилище и Рай по просьбе своей возлюбленной
Среди признанных литературных шедевров Предвозрождения можно, безусловно,
выделить «Декамерон» и Кентерберийские рассказы. Оба произведения отображают мир, в котором жены изменяют мужьям с любвеобильными студентами и развратными священниками ив котором проститутки являются неотъемлемыми участниками повседневной жизни.
Во Франции переходной к Возрождению фигурой был Франсуа Вийон. Он утверждает радость плотских удовольствий, развенчивает куртуазную идеализацию чувств,
использует нелитературную лексику. Нов этом образе шута скрывается мечта об истинной любви. Его лирика пронизана противоречиями, мыслью о гибели красоты.
Здесь же, я вас оставляю ненадолго, и представляю вашему вниманию изумительный разбор пятнадцати ключевых произведений средневековой литература, на который я наткнулся на сайте Исповедь Августина
Когда
Августин работал над Исповедью в 397–401 годах. Самая ранняя рукопись
«Испо веди, Codex Sessorianus 55, хранится в Национальной библиотеке Рима и датируется веками.
Язык
Латинский.
Автор
Аврелий Августин (354–430) — один из крупнейших латиноязычных писателей поздней
Античности, невероятно влиятельный в Средневековье — и чрезвычайно разносторонний, что неудивительно его сохранившееся наследие больше, чем дошло до нас от любого из античных авторов. Августин был прежде всего епископом
(в Гиппоне — ныне Аннаба на территории Алжира, и именно поэтому в центре его внимания оказывались сюжеты, напрямую связанные сего долгом наставлять паству,
разъяснять боговдохновенные тексты, противостоять язычниками еретикам, защищая ортодоксальное учение. Из Исповеди мы знаем об Августине как о юноше,
ворующем груши и неспособном бороться с плотскими желаниями, — нона деле это произведение (как и второй его главный труд, Ограде Божием») создавалось уже сильно позже, когда он был авторитетнейшим богословом.
Исторический контекст
Августин вырос и провел большую часть жизни в Африке (Africa Proconsularis), южной провинции Римской империи, занимавшей территории современных Марокко, Алжира
(именно там находились Тагаста, родной город Августина, и Гиппон сего епископской кафедрой — ныне Сук-Ахрас и Аннаба), Туниса и Ливии. На рубеже IV–V веков
Римская империя простиралась от Испании до Евфрата и от Рейна до Судана.
Управление столь огромной территорией обходилось Риму дорогой ценой бесконечными войнами с варварскими народами на границах империи и между многочисленными претендентами на власть внутри нее.
В 395 году, после смерти императора Феодосия, империя окончательно распадается на две части Восточную, с основными центрами в Константинополе, Антиохии
и Александрии, и Западную, где Рим постепенно уступал свои позиции Медиолану
(Милану) и Триру. Римская Африка относилась к Западной империи показательно, что
Августин, достигший невероятных высот в латинской словесности, уже плохо знал греческий язык.
Вскоре после создания Исповеди, в августе 410 года, вестготы захватывают Рим.
В 430 году Августин умирает в Гиппоне, осажденном вандалами. Через 46 лет после его смерти Западная Римская империя прекращает свое существование.
Литературный контекст
После относительного затишья во II–III веках, латиноязычная литература в IV–V веках,
прежде всего при Феодосии Великом, переживает настоящее возрождение латинский язык стал элементом государственной и духовной идентичности. Благодаря грамматиками риторам не прерывается мощная школьная традиция, которая способствует передаче культурных ценностей от поколения к поколению постепенно появляется новая аристократия аристократия образованности. Члены римского сената, лишенные какого-либо политического влияния, поддерживают развитие и сохранение латинской литературы, способствуя появлению достоверных изданий.
Именно из этого круга выходит Симмах, последний крупный языческий оратор этому кругу адресован масштабный исторический труд Аммиана Марцеллина, охватывавший период с 96 по 378 год.
Последним великим представителем римской поэзии можно считать Клав диана,
сделавшего блестящую придворную карьеру благодаря своим панегириками инвективам; незавершенным остался его мифологический эпос О похищении
Прозерпины».
К этому же времени относится появление Вульгаты — латинской Библии,
принадле жащей перу Иеронима. Творения Иеронима и Августина — вершины христианской литературы той эпохи.
Жанр
В самых общих чертах Исповедь можно определить как духовную и интеллектуальную автобиографию. Но если в первых девяти книгах Августин действительно рассказывает историю своей жизни от рождения до крещения, которое он принял в 33 года, и до смерти своей матери Моники, то чисто интроспективная десятая книга и размышления о времени и творении (книги 11–13), представляющие собой развернутое толкование первых стихов Книги Бытия, нарушают, казалось бы,
общую структуру автобиографического нарратива.
По-латински confessio (название труда Августина) — это не только исповедание грехов и веры, но и похвала Богу. С ним Августин ведет непрерывный диалог, превращая свое произведение тов покаянный, тов скорбный, тов хвалебный псалом. В нем соединяются прошлое, живущее в памяти как обобщение пути к Богу, настоящее самопознание через наблюдение над своей душой — и будущее с надеждой обрести вечный покой в Боге. Исповедь — история возвращения блудного сына на родину,
к любящему отцу, которое стало возможно только после обращения его к самому себе
О чем
В основе повествования Августина о своей жизни лежат истории о его обращении и далеко не сразу в христианство. Увлекшись философией в юности, после чтения цицероновского диалога Гортензий, Августин приступает к изучению Священного Писания, которое, однако, кажется ему недостойным даже сравнения с достоинством Цицеронова стиля. Разочарование в Библии приводит Августина в секту мани хеев,
и десять лет своей жизни он вращается среди них, на короткое время увлекаясь астрологией. В Медиолане, куда он прибывает в надежде на продвижение в карьере,
Августин общается с епископом Амвросием, познакомившим его с трудами неоплатони ков, и присутствует на его проповедях, в которых тот применяет метод аллегорического толкования к библейским текстам. Августин обращается в христианскую веру, но откладывает свое крещение он стремится к аскетическому идеалу христианина, но пока неспособен отказаться от отношений с женщиной и страдает от собственной нерешительности и недовольства своей жизнью.
Кульмина ционным эпизодом становится сцена в саду, где Августин слышит детский голос Возьми, читай В томе посланий апостола Павла первым стихом, попавшимся ему на глаза, оказывается Послание к римлянам 13:13–14: Не в пирах ив пьянстве,
не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах ив зависти облекитесь в Господа Иисуса
Христа и попечение о плотине превращайте в похоти. Вскоре Августин принимает крещение и посвящает себя Церкви.
Яркий герой
Все это время рядом с Августином находится его мать Моника — одна из немногих женщин в поздней Античности, удостоившихся жизнеописания. Она была христиан кой,
и на протяжении всего повествования Августин вспоминает о ее переживаниях и молитвах за него. Сын таких слез не погибнет говорит ей некий священнослужитель. Очевидно, рано потеряв мужа (Патриция не стало, когда
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта