Главная страница

Историография любви. ИСТОРИОГРАФИЯ ЛЮБВИ. Любовь значение слова Этимологияпроисхождение


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеЛюбовь значение слова Этимологияпроисхождение
АнкорИсториография любви
Дата02.09.2022
Размер0.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИСТОРИОГРАФИЯ ЛЮБВИ.pdf
ТипДокументы
#659272
страница3 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
«учения», как, например, в тексте «Заратустры». Однако здесь оно носит форму не более чем аллегории, служа приемам художественного воздействия на читателя.
Данный разговор, касающийся ненависти в ницшеанстве, заслуживает отдельной
статьи, но здесь мы, тем не менее, должны, как минимум, правильно квалифицировать саму эту идею. Её суть связана с расширенным толкованием ненависти у Ницше,
раздвижением её смысловых антропологических рамок. Философ разводит два полюса ненависти, и её континуум становится сложными нелинейным. Ненависть обретает парадоксальные свойства. Один полюс – это ненависть как «рессентимент»,
произрастающая из зависти, истинного эгоизма и мелочного себялюбия, о чём мы уже писали выше. Другой – ненависть иная как принципиальная экзистентная позиция,
означающая предельную разборчивость и твёрдость, готовность выразить неприятие и объявить войну всему упадническому, недостойному. В первом случае ненависть пагубна, деструктивна и лишь опустошает человека, лишая его любви и только глубже погружая в эгоизм. Во втором же она, напротив, парадоксальным образом созидательна. Здесь она связана с любовью – любовью к дальнему «призракам»,
идеалам. В данном случае она получает особую, охранительную роль, функцию защиты высших инстанций и является священным дериватом воли к жизни.
Ницшеанское учение радикалистично: истинной любви нет без готовности отринуть всё нездоровое, сказать категорическое нет. Подобную позицию мы встречаем и у
Н.А. Бердяева, у которого находим аналогичную конвергенцию тех же тем, что и у
Ницше, хотя и с некоторой терминологической разницей. Первая выражена в апологии
«творческого» эгоизма, а вторая – в неприятии социальных аспектов бытия,
нивелирующих духовность и творческий поиск. Что касается первого момента, он сходным образом разводит полярности эгоизм умственного творчества и эгоизм наслаждений, понятия личность и эгоистическое я. [Бердяев НО рабстве и свободе человека. Что до момента второго, тексты Бердяева проникнуты неприязнью к обыденности, объективации мира как таковой, вступающей в противоречие с духовными аспектами жизни, личностным становлением. У русского философа мы не находим воинственной экспрессии, как у Ницше; он более взвешен и созерцателен. Однако эта разница больше похожа на стилистическую,
индивидуально-характерологическую, нежели мировоззренческую. Впрочем, и
Бердяев бывает резок, и мы находим в его текстах, например, такие слова Во имя творчества я мог быть жестоким [Бердяев НО рабстве и свободе человека. У
Бердяева также, подобно ницшеанству, мы обнаруживаем сплетение ещё двух тем это любовь и сострадание. Ницшеанская любовь не допускает жалости, ей чуждо милосердие она тверда и непреклонна, отсекает всё слабое, давая ему упасть. Для
Бердяева соотношение любви и жалости также представляет собой вопрос сложный. В
его текстах можно узреть и моменты сомнений Во мне всегда происходила борьба между охранением моего творчества и жалостью к людям [Бердяев НО рабстве и свободе человека Однако именно Бердяев вводит вкруг антропологических категорий «любовь-жалость», каритативную любовь, как особый род бескорыстной,
«дающей» любви, противопоставленный эросу, любви берущей, способной на безжалостность и жестокость. Оставаясь христианским философом, Бердяев не видит противоречия между персоналистическим отношениями с ближними личностным становлением, собственной духовной ипостасью. Он восстанавливает тот ценностный баланс, которого не достаёт учению Ницше. Неоценимой заслугой Ницше, тем не менее, продолжает оставаться совершенный им переворот в ценностях, его философская ревизия традиционного понятия любви. Его учение, несущее в себе и мизантропологический оттенок, остаётся, тем не менее, учением о любви, о почитании наиболее ценного, что есть в человеческой природе. Оно есть торжество духовной природы человека, надежда на осуществление его высших потенций, на реализацию
его нравственного возрождения и расцвета. И тот проблеск безумия, которое, по словам самого Ницше, должно быть привито людям, служит лишь усилением пафоса духовного совершенствования, за которое отчаянно боролся философ. Ив этом безумии есть необходимый максимализм человеку нужны высокие цели,
возносящие его над прагматизмом обыденного существования. В этом состоит главный залог духовного здоровья – как отдельных людей, таки наций, государств,
человечества в целом.
На этом мы и заканчиваем рассмотрение философии любви. Этот раздел будет, я полагаю, самым обширными в тоже время значимым.
ЛЮБОВЬ В РЕЛИГИИ.
Большое влияние на развитие любви оказало христианство,которое даже называет себя религией любви. Любовь, наряду с верой и надеждой, провозглашается в нём божественной ценностью. Правда, сам Иисус Христос предпочитал говорить о любви преимущественно в моральном аспекте, хотя и признавал естественность влечения полов друг к другу. Он исходил из той истины, что оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Библия. От Марка,
глава 10: стих 6-9). Поэтому Христос осуждал развод, ибо всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует ( Библия, от Луки, главы 16, Принимая институт брака, он,тем не менее, предлагал человеку, ищущему Царства Небесного,
воздержание от половых отношений, хотя признавал, что не все вмещают слово сие,
но кому дано ( Библия от Матфея, глава 19: стих. Однако Христос не проявлял ни нетерпимости к человеческим слабостям, ни недоброжелательства к женщинам, что ясно следует из его слов, сказанных прелюбодейке, спасенной им от побития камнями:
«…Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши ( Библия от Иоанна, глава 8: стих11).
Двойственное отношение к любви, представленное в «Евангелиях», было развито апостолом Павлом. С одной стороны, ему принадлежит одна из лучших речей,
произнесенных во славу любви. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, проповедует апостола любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (е коринф. 13: 1-8). С другой стороны, апостол утверждает Хорошо человеку не касаться женщины. Нов избежание блуда,
каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (е коринф. 7: 1-2). Павел, как и некоторые святые раннего христианства,будучи сторонником безбрачия, те. полного отказа от половых отношений,допускал последние для мирян как необходимое условие деторождения в браке, освященном церковью. В тоже время он выступал с идеей жесткой иерархии в отношениях между полами, отсутствующей в учении самого
Христа, в евангельский период жизни которого мать играла более важную роль, чем его земной отец Иосиф. Всякому мужу глава Христос, – поучает апостол, – жене глава – мужа Христу глава – Бог. Ибо не муж от жены, но жена от мужа и не муж создан для жены, но жена для мужа (е коринф. 11: 3, 8-9).
Раннее христианство, несомненно, повысило место и роль женщины в обществе,
воспринимало ее как личность, но до признания ее равенства с мужчиной было очень далеко. Женщина, на словах объявляемая сестрой во Христе, наделе остается служанкой мужчины. Более того, как носительница первородного греха, наследница
Евы, которая ввела в соблазн Адама, она считается более нечистым существом, чем мужчина. Это ты, – обличал ее Тертуллиан, – создала вход для дьявола, ты сломала печать с того дерева и ты же обманула того, к кому не смог приблизиться дьявол Так легко ты низвергнула мужчину, образ и подобие Бога. Ради твоей вины, должен был умереть также Сын Божий. Святой Антоний утверждал, что женщина глава преступления, рука дьявола. Когда ты видишь женщину, то знай, что перед тобой не человек, не дикий зверь, а дьявол самолично [Сосновский А.В. "Очерки истории половой морали" стр 83]. Одним из проявлений женоненавистнических настроений в церкви было то, что на Маконском соборе (585 г) поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину человеком Григорий Турский "История франков" В этой связи интересна эволюция в западном христианстве образа
Марии Магдалины, которая из ученицы Христа, удостоенной чести первой увидеть
Спасителя после его воскрешения, превращается в следующую за ним раскаявшуюся блудницу.
Таким образом, христианство,с одной стороны, возвысило понимание любви до ее осмысления как духовной связи личностей, восходящих в своем единении к Богу. С
другой стороны, оно принизило чувственно-телесную основу любви, не видя в ней различия между чувственной радостью человека и скотским наслаждением».
Возможно, такое отношение к любви связано с присущим этой религии убеждением,
что любовь человека к ближнему является проекцией его любви к Богу и не должна оскверняться внесением вне плотского начала.
Любовь на арабском Востоке
Отношение к любви между полами в странах Ближнего и Среднего Востока было обусловлено религией ислама, возникшей вначале века у арабских племен,
населявших Аравийский полуостров. В Коране уделяется значительное внимание отношениям между полами, а сура 4 этой книги, священной для мусульман,
называется «Женщины».Коран предписывает мужчинам заботиться о женщинах матерях, сестрах, женах, дочерях и племянницах – и проявлять в отношении к ним справедливость. Не разрешается вам, – говорит пророк Мухаммед мусульманам, наследовать женам по принуждению. И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат мерзость очевидную. Обходитесь сними достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вами ненавистно, а
Аллах устроил в этом великое благо».
Вместе стем в Коране не подлежит сомнению, что мужчины имеют власть над женщинами. Мужья стоят над женами, – говорится в этой книге, – зато, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и зато, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит
Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, тоне ищите пути против них. С идеей превосходства мужского пола связано дозволение пророка мужчинам жениться на двух, трех и четырех женщинах, при условии, что они могут их обеспечить. Понятно
что о том, чтобы разрешить состоятельным женщинам иметь нескольких мужей, не могло быть и речи. В отдельных местах признается, хотя ив более слабой форме, чем в христианстве, связь женского начала с врагом рода человеческого А кто придает
Аллаху сотоварищей, тот заблудился далеким заблуждением. Они призывают помимо
Него только женский пол они призывают только сатану, отступника».
Специфичным здесь является то, что должное отношение мужчины к женщине в
Коране показывается через призму имущественных отношений, весьма тщательно прописанных. При этом, по мнению некоторых ученых, как в Коране, таки в шариате
(свод предписаний ислама) реальная забота о защите имущественных прав женщины сочетается с невысокой оценкой ее как личности.Так В.В. Бартольд признавая, что
«имущественные права женщины обеспечены шариатом в большей степени, чем многими европейскими сводами законов, утверждал, что, женщина при исламе с самого начала оказалась в более приниженном положении по отношению к мужчине,
чем была раньше».Он ссылается, например, на то, что, когда Мухаммед в 630 г.
вступил в Мекку во главе войска мусульман, он принял в народном собрании присягу сначала от мужчина потом от женщин. Эта женская присяга стала чуть лине единственным в истории ислама примером массового участия женщин в общественнойжизни.
В первый век ислама женщины еще могли выступать с общественно значимой инициативой. Так, после убийства халифа Османа вдова пророка Аиша выступила против нового халифа Али и призвала жителей своего города либо воевать с ним, либо остаться в своих домах. Горожане сказали на это Пророк велел мужчинам сражаться,
а женщинам сидеть дома она делает то, что пророк велел нами велит нам делать то,
что пророк велел ей. В средние века происходило постепенное ограничение права женщин ходить наравне с мужчинами в мечети. Когда явилось стремление лишить женщин права участия в общественном богослужении, – пишет В.В. Бартольд, – даже богословы видели в этом стремлении недопустимое новшество тем не менее, оно везде одержало верх Одновременно понижалась и степень свободы женщины в ее частной жизни.
Такое изменение положение женщины было во многом связано с арабским завоеванием Ирана (652 г, которое оказало двойственное влияние на арабскую культуру в целом и на отношения между полами в частности. С одной стороны,
заимствование у иранцев гаремного быта, пришедшего на смену арабским родовым обычаям, по существу, ограничило женской половиной дома жизненный мир»
мусульманской женщины. С другой стороны,знакомство с богатыми культурными традициями покоренной ими Персии значительно расширило духовный кругозор арабских завоевателей.Благодаря синтезу двух восточных традиций появилась целая плеяда выдающихся поэтов мусульманского Востока, создавших возвышенные и чувственные, страстные и нежные, веселые и печальные стихи о любви.
Арабо-персидская поэзия донесла до нас образы страстных влюбленных – Фархада и
Ширин, Лейлы и Меджнуна, которые оказали опосредованное влияние на любовную рыцарскую поэзию Западной Европы.При этом в арабско-персидской поэзии, как ив поэзии менестрелей и трубадуров, женщина ставилась на ту высоту, которой она не обладала в прозе жизни
ЛЮБОВЬ В ТЕАТРЕ
Так как тема конкретной любви в истории театра появилась далеко не сразу, придётся вначале поведать всю историю самого театра, для понимания пластичности теотрального направления.
Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцветили упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.
Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё небыли театром:
как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только общие усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклику зрителей.
На ранних стадиях развития театра — в народных празднествах — пение, танец,
музыка и драматическое действие существовали в неразрывном единстве в процессе дальнейшего развития и профессионализации театр утратил свой первоначальный синкретизм, образовались три основных вида драматический театр, оперный и балетный, а также смешанные формы.
Древнегреческий театр родился из мистерий, посвященных богам-покровителям земледелия, в первую очередь Дионису входе посвящённых ему празднеств хор
«сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы, содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово
«трагедия» (буквально — песнь козлов. Годом рождения мирового театра считается г. дон. э, когда афинский поэт Феспид вовремя Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора. Декламатор, которого в VI веке дон. э.
называли «гипокритом» (ответчиком или комментатором, мог вступать в диалог с хором, изображать походу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры. Позже Эсхил добавил к хору второго актёра-декламатора, а Софокл третьего, — в V веке дон. э. «гипокриты»
уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, ив результате — преобразование хора сатиров в драму.
Греческий театр в Таормина, Сицилия
В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии.
Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках и на котурнах. Декораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления,
особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актёра считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления
Нерона так шокировали его приближённых).
Знаменитые драматурги того времени Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить
Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида.
До нас дошли многие пьесы древнегреческих авторов, несколько пьес об Ипполите,
трагедия Эсхила Прометей прикованный, несколько пьес об Электре, трилогия
«Орестея» и другие.
В Греции между драматургами проводились соревнования (агон), при выборе победителя учитывалось мнение публики.
В Древнем Риме были популярны ателланы, короткие фарсовые представления в духе буффонады.
Наряду с официальным существовал также античный народный театр, в котором выступали бродячие комедианты — флиаки и мимы. Они разыгрывали примитивные пьески бытового, развлекательного, сатирического, часто непристойного содержания на улицах и площадях, актеры были без масок, в представлении могли участвовать женщины.
Европейский театр Править
См. также Театр в Западной Европе
Средневековье
Править
Английский средневековый театр, гравюра XIX в.
После падения Римской империи античный театр был забыт ранние идеологи христианства осуждали лицедейство, и не только актёры, музыканты и плясуны, но и все одержимые страстью к театру исключались из христианских общин.
Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб.
К языческим крестьянским праздниками связанным сними традиционным играм восходит искусство средневековых гистрионов — бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцами, и рассказчиками, и дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта