История подготовка к экзамену. история вопросы маг.. М. Ф. Владимирский Буданов полагал, что обе стороны процесса именовались истцами, что указывало на отсутствие процессуальных преимуществ для какой либо из сторон
Скачать 0.49 Mb.
|
Вопрос 31 введение в 29 в и в 30 Судебник 1550 г. получил название Царского. Судебник был утвержден во время реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в период деятельности утвержденной Иваном Избранной рады (близкого круга единомышленников, практически заменившего Боярскую думу на некоторое время) в 50-е гг. XVI в. Он состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и отраженных в нем правовых институтов превосходил Судебник 1497 г. Судебник 1550 г. вводил две формы судебного процесса. Обвинительно-состязательная форма применялась по делам о мелких преступлениях и гражданским делам.Судебный процесс проходил по следующей схеме: велся протокол заседания, вызовы в суд осуществлялись специальными грамотами, существовало понятие исковой давности, судебные решения оформлялись «правой» грамотой. В качестве доказательств выступали: собственное признание, присяга, свидетельские показания, письменные документы (грамоты, договоры и т. п.). Судебное решение разрешалось обжаловать в вышестоящих инстанциях: для местных судов это были приказы, Боярская дума или челобитная царю. Всякое действие истца сопровождалось высокими судебными пошлинами: за подачу иска в суд, за получение судебного решения, за розыск ответчика и т. д. Второй фазой судебного процесса был розыск. Розыск устанавливался в делах за посягательство на господствующий правопорядок и за другие тяжкие преступления (истцом здесь выступал не потерпевший, а государство): измена, шпионаж, убийство, поджоги, кража (татьба), разбой, споры о холопах, о поместьях, о побегах крестьян, «ведомых лихих людей». В отличие от состязательного, в розыскном процессе стороны из субъектов процесса превращаются в объекты исследования для суда. Суд расследует дело, добывает доказательства, пытает обвиняемого, оговоренных, иногда свидетелей, устраивает очные ставки, проводит повальные обыски и т. д. Главными доказательствами были поимка с поличным, обыск и собственное признание. Основными формами розыскного процесса были допросы, очные ставки и пытки. При Иване Грозном практически все судебные дела шли как розыскные.Следствие по ним велось в опричнине. Исполнение наказаний было однообразным — массовые казни или внесудебное лишение жизни. Судебник в качестве юридического инструмента использовался только для придания казням вида законности. Судебный процесс Судебный процесс при Иване Грозном имел несколько форм – розыскной и состязательный. Розыскной процесс был расширен, появилась возможность проводить официальные обыски, в том числе повальные – местные жители опрашивались поголовно с целью найти свидетелей преступления. Суд делился на вышестоящий и нижестоящий. К первым относились сам Государь и Боярская Дума, а также Боярский Суд. Ко вторым – все остальные, за исключением Церковного Суда, который был сам по себе. До принятия Судебника запутанные дела, решение которых заходило в тупик, могли решаться посредством поединка спорящих сторон — «поля». Победитель в бою считался выигравшим дело. Судебник ограничивал проведение подобных испытаний огнём и водой. «Поле» нельзя было проводить «бойцу с небойцом» (например, если это больной, старый или совсем юный человек), за исключением случаев, когда этого желает сам «небоец». Или же вместо себя можно было выставить «наймита». Судебник разрешал «поле» не только для определения победителя в деле, но и для выяснения надёжности показаний свидетелей (послухов). Значение Судебника Ивана Грозного +Судебник стал основным нормативно-правовым документом единого централизованного государства, отражал все сферы общественной жизни, регулируя их, отличался продуманной структурой, что позволяло быстро находить любую статью. Судебник не только является историческим памятником, но также служит одной из основ современного права, описывая основные принципы управления единым государством и создавая новую систему каталогизации правовых актов Вывод Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора. В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства. Вопрос 32 Можно сказать про конституцию наш закон и потом про судебник. Правление Ивана IV Грозного После объединения русских земель вокруг Москвы начался процесс создания новой системы управления. Период собирания Руси не сопровождался уничтожением административных особенностей бывших уделов. Завершение этого процесса поставило на очередь административную реформу. В основание реформы центральных учреждений легли два принципа: – разграничение частного государева хозяйства и государственного управления, выразившееся первоначально в разделении государства на опричнину и земщину; – замена личных административных поручений системой устойчивых учреждений. В руках государя (царя) была сосредоточена вся полнота верховной государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все правительственные действия органов власти совершались от имени царя и по царскому указу. При этом официальные идеологи власти подчеркивали превосходство русского самодержавия над другими подобными ему формами правления. «Кроме нас да турецкого султана, – писал Иван Грозный, – ни в одном государстве нет государя, которого бы род царствовал непрерывно через двести лет; а мы от государства господари, начавши от Августа-Кесаря из начала веков, и всем людям это известно». Такой взгляд на происхождение власти московских государей помогал строить отношения с подданными на безусловных началах независимости власти В соответствии с этим сложились теоретические основания власти московских государей: божественное происхождение, внешняя независимость, внутренняя неограниченность и наследственность власти в одном роде. Особенно ярко эти основания проявлялись в период правления Ивана Грозного. Зависимость власти от «хотения человечества» в глазах Грозного унижала власть. Иван Грозный заступил на великокняжеский престол в 1533 г. в возрасте трех лет. В период боярского правления центральная власть ослабла. Тяжелое положение народных масс, произвол вотчинников вызвал недовольство и открытые выступления населения. В 1547 г. произошло восстание в Москве. Обострение внутриполитической обстановки требовало поиска путей выхода из кризиса. По предложению различных групп феодалов в 1547 г. было создано новое правительство – Избранная рада. В нее входили наиболее близкие к царю советники, занимавшиеся важнейшими делами государственного управления. Возглавлял Раду А. Ф. Адашев, происходивший из богатого, но незнатного рода. В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса (князья, священник, митрополит, дьяк). Рада просуществовала до 1560 г. Не будучи официальным государственным учреждением, фактически она в течение 13 лет управляла государством совместно с царем. Преобразования, которые проводила Избранная рада, получили название реформ середины XVI в. Реформы Ивана IV затронули прежде всего центральный и местный аппарат государственного управления. Правительство Ивана IV стремилось подчинить своему контролю владения потомков удельных княжат и бояр, для чего был принят ряд указов (1551, 1562 гг. и др.). Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., учредив опричнину. Были выделены обширные территории, составлявшие особый удел, доходы с которого должны были поступать в государеву казну. Вся остальная территория составляла земщину, оставшуюся в управлении старых учреждений. В опричнину, т. е. царский удел, вошли значительные территории на западе, севере, юге страны, земли с сильным удельно-княжеским землевладением. Здесь находились развитые города (Ярославль, Ростов, Кострома и др.), располагались важные торговые пути, стратегические форпосты на границах. Из опричных городов, уездов все князья, бояре, дворяне и приказные люди, не соглашавшиеся добровольно записаться в опричники, принудительно выселялись, княжеские и боярские вотчины конфисковывались, прежние их владельцы переселялись в другие районы, главным образом окраинные. На новых местах они получали земли на основе поместного права. В старых районах «испомещались» опричники из числа дворян. Опричники объединялись в особый корпус, составляя гвардию телохранителей государя, отрекались от своих родных и друзей, обязывались служить только царю. Суть этой реформы состояла в перераспределении земель бояр в пользу дворянства, ликвидации независимости крупного феодально-вотчинного землевладения и укреплении центральной власти. Опричнина сыграла большую роль в усилении экономической мощи царя. Однако опричный террор наносил беспощадные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению. Будучи мощной военно-карательной силой царя, опричнина скоро вызвала озлобление во всех слоях населения. Царь вынужден был отказаться от опричнины (1572). Что касается феодально-зависимого крестьянства, то эпоха Ивана Грозного стала вторым этапом его закрепощения в общегосударственном масштабе. Хотя Судебник 1550 г. подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день, плата за пожилое возросла. В 80-е гг… XVI в. политика закрепощения усиливается, вводятся «заповедные» и «урочные лета». В результате опричнины, войн, стихийных бедствий второй половины XVI в. участились случаи бегства крестьян от своих хозяев. Об этом свидетельствует принятие соответствующих указов 1581, 1597 гг., проведение переписи крестьян в 1581–1592 гг., создавшей юридическую основу для поиска беглых крестьян. К исходу столетия власть Московского государя получила непререкаемый авторитет. Так произошло превращение великого князя удельной эпохи в монарха, а патриархального боярского совета удельного князя – в «царскую палату» и государственный совет при самодержце. В областном управлении взамен наместнического было введено земское самоуправление на очень широких началах. Для охраны собственно правительственных интересов в областях находились правительственные агенты со специальными полномочиями (воеводы, городовые приказчики и пр.). В январе 1547 г. Иван Грозный изменил титул великого князя на царя и установил в России новую форму правления – самодержавную. Московское княжество стало царством. Управление страной осуществляли царь и Боярская дума, являвшаяся высшим законодательным органом. В XVI в. в России складывается сословно-представительная монархия. К числу сословно-представительных учреждений относились Боярская дума и земские соборы. К исходу столетия власть Московского государя получила непререкаемый авторитет. Так произошло превращение великого князя удельной эпохи в монарха, а патриархального боярского совета удельного князя – в «царскую палату» и государственный совет при самодержце. В областном управлении взамен наместнического было введено земское самоуправление на очень широких началах. Для охраны собственно правительственных интересов в областях находились правительственные агенты со специальными полномочиями (воеводы, городовые приказчики и пр.). В январе 1547 г. Иван Грозный изменил титул великого князя на царя и установил в России новую форму правления – самодержавную. Московское княжество стало царством. Управление страной осуществляли царь и Боярская дума, являвшаяся высшим законодательным органом. В XVI в. в России складывается сословно-представительная монархия. К числу сословно-представительных учреждений относились Боярская дума и земские соборы. ( итог по реформам выбрать основное) Реформы Ивана Грозного — преобразования, проводившиеся русским царем Иваном IV Васильевичем в 1550-е – 1560-е годы главным образом в области законодательства, управления казной, местного и центрального управления, вооруженных сил и церкви. Целью реформ были дальнейшее укрепление государственности и централизация власти. Венчание на царство. Избранная рада. В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Тем самым утверждалось божественное происхождение царской власти, а также усиливался авторитет самой церкви. Около 1549 г. из приближенных к молодому Ивану людей сложилось новое правительство, получившее название Избранная рада. Возглавлял раду А.Ф. Адашев, происходивший из не очень знатного рода. В ее работе участвовали князья Д. Курлятев, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Рада просуществовала до 1560 г. и явилась органом, проводившим реформы Ивана IV. Центральное и местное управление В период складывания централизованного государства роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана Грозного почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии. Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа – Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и сформулировал программу реформ середины XVI в. В состав Земских соборов входила Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства, иногда на его заседаниях присутствовали представители дворянства и верхушки посада. В середине XVI в. окончательно оформились центральные органы управления – приказы. Они ведали отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсенал). Иностранными делами ведал Посольский приказ, государственными финансами – приказ Большой приход; государственными землями, раздаваемыми дворянам – Поместный приказ; холопами – Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями: приказ Сибирского дворца, приказ Казанского дворца. Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов в отдельных землях ранее поручался боярам-кормленщикам, «кормившимся» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были ликвидированы. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки выборных представителей местного населения: губных старост (губа – округ), избиравшихся из числа местных дворян; земских старост – из числа черносошного населения там, где не было дворянского землевладения; городовых приказчиков и излюбленных голов – в городах. Судебник 1550 г. Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов – Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество. Денежная реформа Денежная реформа началась еще при матери Ивана Васильевича, Елене Глинской. Московский рубль стал основной платежной единицей в стране. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов – большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли, соха составляла 400-600 га земли. Военная реформа Много было сделано для укрепления вооруженных сил страны. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые, по мнению царя, должны были стать опорой власти. Было составлено «Уложение о службе». Согласно ему, вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли, как боярин, так и дворянин, должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно». Большим шагом вперед в организации военных сил было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество. Бояре и дворяне, составляющие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т.е. по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т.е.по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари, городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей. На время военных походов ограничивалось местничество – порядок замещения должностей в зависимости от знатности и служебной карьеры предков. В середине XVI в. был составлен официальный справочник – «Государев родословец», упорядочивший местнические споры. Стоглавый собор В 1551 г. по инициативе царя и митрополита собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавый, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения эти отразили изменения, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие судебника 1550 г. и реформы Ивана Грозного. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочилась и унифицировалась церковная обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею ранее. В разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со стороны царя. Итоги реформ Реформы середины XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили мощь страны. Одновременно они создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией. Однако, сам Иван IV был неудовлетворен результатами реформ. Все больше приходилось бороться с мятежами и изменами феодальной знати. Постепенно царь утверждался в мысли, что только единоличная неограниченная власть правителя может привести страну к процветанию, а «правление многих» приведет ее к гибели. Вскоре Иван Грозный придет к идее опричнины Вопрос 33 ВВЕДЕНИЕ В истории России царствование царя Ивана IV Грозного, составившее более половины XVI в., является одной из самых важных эпох, содержащих в себе ключевые моменты становления Государства Российского: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и наконец опричнина – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного. Однако как и любое важнейшее историческое явление, правление Ивана Грозного вызывало и вызывает до сих пор самые противоречивые оценки современников и потомков. И причиной тому то, что в течение 7 лет, с 1565 по 1752 г. в Московском государстве разгорелся и пылал по образному выражению современника этих событий князя Андрея Курбского, «пожар лютости», унесший десятки тысяч человеческих жизней. Этот сравнительно незначительный период, получившие в истории название «опричнина» стал символом террора: количество казней было в это семилетие особенно велико. Сущность политики опричнины до сих пор вызывает споры многих отечественных и зарубежных специалистов по российской медиевистике. В целом, все разноликие мнения историков можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям: 1) опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла (, , ); 2) опричнина являлась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его "самовластию". Последняя точка зрения, в свою очередь, также "раздваивается". Одни исследователи полагают, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского могущества (, , ). Другие ( и ) считают, что опричнина "целилась" в остатки удельно-княжеской старины, а также направлялась против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви. Ни одно из этих положений не бесспорно, поэтому спор об опричнине продолжается. Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 гг. во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. Также «опричниной» называлось особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение Ивана IV и его семьи в 1565-1572 гг. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части страны – земщины. Причины и цели опричнины Введение опричнины Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченной власти. Таким образом, основным препятствием для царя здесь становились боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Но расправиться с остатками раздробленности он решил чисто традиционными методами, т.к. опричнина по форме была возвращением к временам раздробленности. Учреждение опричнины. Опричное войско Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М. Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 г. Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с. Коломенское. Царь обосновался в 65 км от Москвы в Александровской слободе. Оттуда в январе 1565 г. он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину. Во втором послании, обращенном к посадским людям, он сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством: свои дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1 тыс. опричников в начале и к концу опричнины – до 6 тыс.). Здесь традиционное право подменялось «словом» (произволом) монарха. На землях бояр, выселяемых на территорию земщины, селились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины. Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства. Состав опричного войска был неоднородным: среди опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семьей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны. Связанные суровой дисциплиной, опричники орудовали в земщине, как на вражеской территории, рьяно выполняя приказы Грозного по искоренению «крамолы», безгранично злоупотребляя предоставленной им властью. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились для опричников нормой. Особым усердием и выполнением царских указов выделялись провинциальный дворянин Малюта Скуратов, боярин А.Д.Басманов, князь А.И.Вяземский . Ход и итоги опричнины Стремясь уничтожить сепаратизм знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери был убит московский митрополит Филипп, в Москве отравлен вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1570 г. Иван IV предприняла поход на Новгород. который якобы хотел отойти к Литве. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь. Экономическая самостоятельность больших городов была подорвана. Опричнина не уничтожила окончательно боярско-княжеского землевладения, но ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии,. выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Так, в годы опричнины помещикам щедро раздавались «черные» и дворцовые земли, резко увеличились крестьянские повинности. Опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не про сроку». Это коснулось почти всех земель, вело к разорению земельных хозяйств. Стремительно сокращались площади пахотных земель. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. В ответ в 1581 г. были введены «заповедные лета», когда «временно» крестьянам было запрещено вообще уходить от помещиков даже в Юрьев день. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв. Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван Грозный встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников. Опричнина могла дать лишь временный эффект, т.к. это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны. Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в «Государев двор». Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объективно необходимы для России. Речь шла о путях централизации и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, по мнению представителей этой точки зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию. Вопрос 34 введение В новых социально-экономических и политических условиях развития российского общества произошло кардинальное обновление основных отраслей права нашего государства, в том числе гражданского и тесно связанного с ним – семейного. Так с 1-го марта 1996 года введен в действие новый Семейный кодекс, который наряду с Конституцией и Гражданским кодексом РФ, Конвенцией о правах ребенка и другими международными актами – является основным источником семейного права. Семейное право следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Домострой является сводом правил, на которых строятся взаимоотношения в любой православной семье. Эта книга содержит наставления о том, как следует поступать каждому члену семьи в том или ином случае. Этот труд представляет семью, как малый храм, он учит читателя вести праведную жизнь. «Домострой» состоит из трех частей. Первая часть написана как отцовское обращение к своему сыну. Отец убеждает молодого человека, что жить нужно с верой в Бога, бояться его. По наставлению отца, мужчина несет ответственность за воспитание своих чад и поведение жены. Если же члены семьи ведут себя неподобающе, то виноват он, муж и отец. В основном первая часть «Домостроя» посвящена канонам христианства. Она учит как нужно молиться, христосоваться, наставляет в вере, рассказывает о правильном наложении креста. Так, например, в книге утверждается, что христиане должны верить в Святую Троицу, воскрешение усопших, Иисуса Христа и тому подобное. «Домострой» советует людям чаще просить у духовного отца указаний, как поступить в какой-либо ситуации. Чтить и слушаться Бога всегда, следовать его заповедям, исповедоваться ему, честно рассказывать о своих грехах и просить прощения. Если человек заболеет, лечиться нужно усердно молясь и раздавая милостыню нищим. Вторая часть книги описывает роль семьи в обществе. Семья – это малая церковь, главой которой является мужчина. Он обязан быть мудрым и опытным, отвечать за всех своих чад и домочадцев перед людьми и Богом. У всех прочих членов семьи имеются свои обязанности. В этой части книги большое внимание уделено воспитанию подрастающего поколения. Родители обязаны вырастить детей благочестивыми, добрыми, трудолюбивыми, прививать им любовь к ближнему. Детям тоже даны наставления. Им велено относиться к родителям с почтением, слушаться их и не прекословить. Применять к детям телесные наказания рекомендуется в самом крайнем случае. И нельзя делать это «в сердцах», в состоянии гнева. Жене в семье отводится вторая по значимости роль после мужа. Ей положено подчиняться своему мужу, но при этом она является его верной помощницей и советчицей. Помимо уклада в семье, «Домострой» дает советы, как ладить с соседями, говорит о необходимости повиноваться власти, служению и Богу, и царю. В третьей части можно было найти различные практические советы. Женщинам там предлагались кулинарные рецепты, они могли с помощью этой книги освоить рукоделия. «Домострой» учил рачительному ведению домашнего хозяйства, рациональному планированию расходов. В книге уделялось внимание труду, описывались всевозможные ремесла, сельскохозяйственные работы. «Домострой» был написан в 16-м веке и долго пользовался большим почетом у русских людей. Но многие правила актуальны и сегодня. Особенно это касается воспитания детей, почтения к старшим, любви к ближним. Кроме того, она позволяет узнать, как правильно совершать христианские ритуалы. Эта мудрая книга учит хорошим взаимоотношениям в семье, а так же с другими людьми за ее пределами. Правовой кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством был выработан в России в XVI веке на собранном по инициативе Ивана Грозного Стоглавом соборе. На нем была произведена фиксация правовых норм внутренней жизни церкви, в том числе рассмотрена проблема превышения священниками своих полномочий. О том, как был решен такой острый вопрос как земельный, а также о других аспектах пересмотра прав духовенства рассказывает в двенадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко. К середине XVI века за нескольких веков существования православной церкви на Руси накопилось много неразрешенных разнообразных проблем, включая, прежде всего, правовые. Требовалось единообразие и упорядочение многих сторон деятельности духовенства, возник запрос на установление регулирующих правовых норм. За это дело взялся сам царь Иван IV Грозный, считавший, что он, как преемник византийских императоров, должен принять на себя эту миссию. В 1551 году по его инициативе был собран исторический Стоглавый собор. По своему правовому статусу он стал равным Земскому собору — т.е. высшему органу законодательной власти. Его участниками помимо Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы. Стоглавый собор свел вместе и систематизировал все нормы действующего права церкви. Целью этого государственно-церковного форума было объявлено преодоление «нестроений» в жизни Русской церкви. В связи с этим повестка дня была чрезвычайно насыщенной. Только царь поставил перед собранием 69 вопросов, на которые нужно было найти ответы и решения. Уложение Собора 1551 года изложенное в 100 главах (отсюда и название Собора) затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 года, послания митрополитов. Постановления Стоглава касались таких правовых проблем, как установление размеров архиерейских пошлин, статус и полномочия церковного суда, вопросы объема прав и состояние дисциплины духовенства, монахов и мирян. Обсуждались темы положения монастырских вотчин, состояния народного образования, призрения нищих и другое. В итоге Стоглав явился не только сборником церковных правил и наставлений, но и многоплановым сводом светского права, ценнейшим источником социально-экономической и политической истории России XV-XVI веков. Он произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни церкви. Можно сказать, что на этом высоком собрании был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. В частности, Собором были определены взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Был узаконен принцип полной самостоятельности церкви в своих делах. Его участниками помимо Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы. Стоглавый собор свел вместе и систематизировал все нормы действующего права церкви. Целью этого государственно-церковного форума было объявлено преодоление «нестроений» в жизни Русской церкви. В связи с этим повестка дня была чрезвычайно насыщенной. Только царь поставил перед собранием 69 вопросов, на которые нужно было найти ответы и решения. Уложение Собора 1551 года изложенное в 100 главах (отсюда и название Собора) затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 года, послания митрополитов. Стоглавый собор решил отменить все прежние царские «несудимые» грамоты, по которым разные архимандриты, игумены и священники освобождались от подсудности своему епископу, а некоторые церковные структуры выводились из-под юрисдикции церкви. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц, кроме «татебных» (воровство с поличным), разбойных и «душегубных» дел. Наиболее болезненной и острой проблемой был земельный вопрос. Иван Грозный попытался на этом Соборе ограничить церковно-монастырское землевладение, которое невероятно разрослось в предыдущие времена. Как известно, в годы монгольского ига церковные земли не облагались данью и налогами, поэтому в этот разряд правдами и неправдами переводились огромные площади земельных угодий. Около трети всех обрабатываемых земель в стране было в собственности монастырей и храмов. А государство Ивана IV, становясь всё более дворянским, остро нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. Царь, для борьбы с боярами и удельными князьями, с остатками феодальной раздробленности, создавал свою новую социальную опору в лице дворян. И их надо было как-то содержать. Но в этом вопросе Иван IV не нашел понимания у высшего духовенства, твердо отстаивавшее на Соборе свои земельные права и защищавшее свои интересы. Священноначалие категорически выступало за имущественную неприкосновенность Церкви. В результате появилось нечто вроде компромисса: царь, по крайней мере, смог провести решения, направленные хотя бы на ограничение дальнейшего роста церковных землевладений. Так, в «Приговоре о вотчинах» говорилось о том, что Архиепископы, епископы и монастыри не имеют права покупать без царского разрешения у кого-либо вотчины. На помин души допускаются земельные вклады, но необходимо оговорить условие и порядок их выкупа родственниками. Запрещено дарить вотчины монастырям без доклада царю. У приговора нет обратной силы, он не распространяется на сделки, совершенные до Стоглавого собора. Установлена санкция за нарушение договора: вотчина конфискуется в пользу государя, и продавцу деньги не возвращаются. Кроме того, закреплялось, что вотчины, которые были переданы монастырям и церквям «в прок», т.е. без выкупа и без права отчуждения, епископы и монастыри не имели права продавать, закладывать и вообще отчуждать каким-либо образом. Те же епископы или настоятели, которые продавали такие вотчины, лишались сана. Решением Собора запрещалось епископам и монастырям отдавать деньги в рост, а хлеб «в присып» (тоже разновидность ростовщичества). Повелевалось деньги и хлеб употреблять на вспомоществование монастырским крестьянам. Государство в лице царя сознательно отводило церкви роль руководителя всей идеологической сферы, видело в ней свою духовную опору. Поэтому и было обеспокоено авторитетом сословия духовенства, который, по общему мнению, к этому времени опасно пошатнулся. На Соборе было честно констатировано, что местные священники, пользуясь своей бесконтрольностью, часто превышали свои полномочия, и вообще вели себя порой недостойно как на службе, так и в быту. Собор признал, что беспорядки, порочившие церковь, уже стали угрожать ее будущему. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост, которых обязали следить за церковным порядком и за поведением священников и притча. Решались на Соборе и «кадровые» вопросы: о пополнении рядов духовенства, о том, кто имел право становиться священниками. Действительно, какая-либо система в подготовке священнослужителей полностью отсутствовала. Стоглав постановил открывать специальные духовные училища, которыми бы заведовали церкви, преподавателями в них должны были быть опытные грамотные представители духовенства. Таким образом, Стоглавый собор явился весьма актуальным мероприятием: на нем были решены многие назревшие правовые проблемы взаимоотношения государства и церкви. В Стоглаве содержались необходимые разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным. Права духовенства теперь были более четко очерчены. Вопрос 35 Введение К концу XVI века Московское государство переживало тяжелое время. Постоянные набеги крымских татар и разгром Москвы в 1571 году; затянувшаяся Ливонская война, длившаяся 25 лет: с 1558-го по 1583-ий, достаточно измотавшая силы страны и закончившаяся поражением; так называемые опричные "переборы" и грабежи при царе Иване Грозном, потрясшие и расшатавшие старый уклад жизни и привычные отношения, усиливавшие общий разлад и деморализацию, серьезно подорвали экономику страны. Положение еще более ухудшилось из-за нескольких неурожаев и эпидемии чумы. Все это привело в итоге к серьезному кризису. Центральные и западные районы страны обезлюдели. В Новгородской земле численность населения сократилась в пять раз. В Московском уезде обрабатывалось лишь шестнадцать процентов пахотных земель. Такое грандиозное запустение было вызвано не только политическими и природными катаклизмами, но и намечавшейся во второй половине XVI века массовой миграцией жителей центральных районов Московского государства за Оку и в Поволжье. Переселенцы стремились сменить северные суглинки на южный чернозем, а также избавиться от непосильного государственного и помещичьего тягла. Бегство податного населения стало серьезной государственной проблемой, и правительство оказалось перед лицом трудноразрешимых противоречий, вызванных несовпадением интересов главных общественных сил - крестьянства и землевладельцев. Острые разногласия существовали и между различными группами феодалов. Вырваться наружу скопившимся в русском обществе социальным страстям и политическим амбициям помог династический кризис. В 1581 году Иван Грозный в припадке ярости убивает своего сына Ивана, который своими достоинствами и своими недостатками, кажется, повторил своего отца. Престол унаследовал слабый умственно и физически царь Федор Иоаннович. В 1598 году он скончался, не оставив потомства. С его смертью пресеклась династия московских князей "собирателей русских земель" Рюриковичей. Предстояло невиданное еще в отечественной истории событие - выборы нового царя. Это не могло не вызвать в верхах острую борьбу за власть. Но кто бы не взошел на московский престол, он не мог располагать в народе авторитетом "природных" государей. Отношение к новым выборам царя было иным, менее почтительным. Если Рюриковичи, как считалось, получали власть от Бога, то выборные государи - от подданых. Люди дали царю власть, люди, следовательно, могли ее и отобрать. Это свершилось в первые годы XVII века и известно в нашей истории под именем Смуты или Смутных времен. Русские люди, пережившие это тяжелое время, называли его, и именно последние его годы, "великой разрухой Московского государства". Признаки Смуты стали обнаруживаться тотчас после смерти последнего царя старой династии, Федора Ивановича. Смута прекращается с того времени, когда земские чины, собравшиеся в Москве в начале 1613 года, избрали на престол родоначальника новой династии, царя Михаила. Смутным временем в нашей истории можно назвать 14 -15 лет с 1598 по 1613 г. Причины Смуты Смутное время было вызвано рядом причин и факторов. Историки выделяют следующие из них: Прекращение династии Рюриковичей. Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторая — ограничить эти привилегии и влияние. Ко всему прочему бояре держали позицию обхода во внимании предложений земцев. Некоторые исследования оценивают роль боярства исключительно негативно, указывая на то, что «притязания бояр переросли в прямую борьбу с верховной властью», а их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти». Тяжёлое экономическое положение страны. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война потребовали значительного напряжения производственных сил. Достаточно негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Великого Новгорода. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601?1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств. Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей. Последствия опричнины. По мнению известного российского историка Шмурло, она подорвала уважение к власти и закону. Сущность Смуты После смерти Ивана Грозного (1584) его наследник Фёдор I Иоаннович был не способен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий, пребывал в младенчестве. Со смертью Дмитрия (1591) и Фёдора (1598) правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись другие боярские роды — Юрьевы, Годуновы. В 1598 году на трон был возведён Борис Годунов. Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. По некоторым предположениям, причиной этого было извержение вулкана Уайнапутина в Перу 19 февраля 1600 года и последовавшая за этим вулканическая зима.Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг и выгоняли из их усадеб. Оставшиеся без средств к существованию люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Отдельные банды разрастались до нескольких сотен человек Последствия Смутного времени Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. Такое разорение новгородской земли повлияло на то, что шведы беспрепятственно смогли на столетие взять себе побережье Финского залива, так называемую Ингерманландию, которую смог отвоевать назад только первый император России —Пётр I, также основав на этих землях город Санкт-Петербург в 1703 году. Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были «все до основания разорены и крестьянишки с жёнами и детьми посечены, а достольные в полон повыведены… а крестьянишков десятков пять-шесть после литовского разорения полепились и те ещё с разорения и хлебца себе не умеют завесть». В ряде районов, и к 20-40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами. Последствия Смуты были тяжелейшими для развития страны. В экономическом плане Смута была долговременным откатом назад и города, и деревни. Необходимые для развития страны средства снимались с населения в виде тяжелейших налогов. Учитывая, что в разоренной стране у населения почти не было денег, часть налогов приходилось собирать натурой. Приходилось заново отстраивать не только города, но и деревни, заново их заселять. Фактическая отмена любых запретов на переходы крестьян была вызвана необходимостью укрепления хозяйств после Смуты. Но когда стали преодолеваться первые и самые тяжелые её экономические последствия, первое, за что ухватилось правительство в 20-е годы – восстановление сроков розыска беглых крестьян и принципиального запрета права их перехода. Начавшаяся трансформация верстанных казаков в помещиков также усиливала развитие крепостничества. В международных отношениях тоже не обошлось без изменений, после Смуты место России в системе европейских политических и экономических связей стало во многом иным. Понадобилось половина столетия, чтобы преодолеть самые негативные последствия Смуты в международном положении России Краткая хронология Смуты такова: 1598 г. - пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова; 1601-1603 гг. - неурожаи и массовый голод в России. Нарастание социальной напряженности в стране; 1605г. - смерть царя Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I; 1606-1610 гг. - правление Василия Шуйского; 1006-1607 гг. - крестьянское восстание под руководством И. Болотникова. Лжедмитрий II; 1609 г. - втягивание в войну Польши и Швеции. Начало польской интервенции; 1610-1612 гг. - «семибоярщина»; 1611-1612 гг. - первое и второе ополчения, освобождение Москвы от польских интервентов; 1613 г. - начало династии Романовых. (нужно кратко описать хронологию) Вывод заключение Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией. Таковы последствия событий Смуты во внешней политике России. Во внутриполитической жизни государства значительно выросла роль дворянства и верхушки посада. В ходе Смуты, в которой приняли участие все слои и сословия русского общества, решался вопрос о самом существовании Российского государства, о выборе пути развития страны. Нужно было найти пути выживания народа. Смута поселилась прежде всего в умах и душах людей. В конкретных условиях начала XVII в. выход из Смуты был найден в осознании регионами и центром необходимости сильной государственности. В сознании людей победила идея отдать все ради общего блага, а не искать личной выгоды. После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы. В конкретных геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология, сословный строй как социальная структура. Заключение из реферата В начале XVII века происходил распад Русского государства. В это время Москва утратила свое значение политического центра. Кроме старой столицы появились новые — «воровские»: Путивль, Стародуб, Тушино. Государственная власть оказалась в состоянии паралича. В Москве, как в калейдоскопе, сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, «Семибоярщина». Авторитет царей рушился. Вчерашних коронованных монархов, которым присягали на верность, убивал восставший народ. Причинами Смуты являлись как социально-экономические, так и политические причины. Главное же содержание «Смутного времени» — нарушение внутреннего равновесия русского общества из-за утраты одной из важнейших его частей — самодержавной монархии. Попытки различных лиц и поддерживавших их социальных групп восстановить утраченную стабильность были долгое время неудачными, так как возникавшие сочетания общественных сил не приносили искомого результата. Ситуация усугублялась дестабилизирующим воздействием интервенции, выступлений казаков, самозванцев .Вопрос 36 введение |