Главная страница

ШЕРГИНА (1). М. К. Аммосова Педагогический институт Т. А. Шергина, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова этнокультурное воспитание младших школьников в условиях арктики монография


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеМ. К. Аммосова Педагогический институт Т. А. Шергина, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова этнокультурное воспитание младших школьников в условиях арктики монография
Дата13.05.2023
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаШЕРГИНА (1).pdf
ТипМонография
#1126106
страница2 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Этнокультурное воспитание (этнопедагогика) и поликультурное воспитание Этнопедагогика занимается в первую очередь воспитатель- но-образовательными проблемами одной (чаще малой) этнической группы, анализирует перспективу воспитания и образования с акцентом на этнокультурных особенностях того или иного этноса, совокупность идеалов, взглядов, убеждений, традиций, обычаев и иных форм проявления педагогического сознания этнокультурной группы. Установки эт- нопедагогики базируются на лучших образцах народной мудрости. Это тот могучий феномен, который обеспечивает сохранение национального характера, обычаев и психологии человека В западной литературе в последнее время используется понятие родное воспитание (native education). В известном смысле оно близко нашему понятию «этнопедагогика», поскольку обозначает приобщение к системе народных представлений об окружающем мире и человеке.
Этнопедагогика – это, прежде всего, отрасль эмпирических педагогических знаний (Г.Н. Волков, которые передаются от поколения к поколению, будучи аккумулированы в фольклоре, этнографических материалах, народных воспитательных традициях, играх и игрушках, народных праздниках и т.д. [43]. Специфика этнопедагогики – афористичность. Пословицы, поговорки, загадки, благопожелания, клятвы, проклятия, недоговорки, нефигуративные изречения, парамиологические тирады вот далеко неполный перечень средств, где в образной форме заключены сгущенная констатация и обобщение множества факторов и примеров, их анализ и абстрагирование и, наконец, возврат к худо- жественно-педагогической конкретике. Педагогическая народная мудрость представляет кладезь целесообразных суждений относительно трудового, нравственного, физического воспитания молодежи

17
Этнопедагогика имеет ввиду социальную и природную среду проживания той или иной этнокультурной группы, типичные черты характера, поведения представителей различных этносов. Этнокультурные группы как субъекты этнопедагогики не могут быть ни плохими, ни хорошими. Они разные. В них по-своему проявляется общая социальная, природная, духовная человеческая сущность. Этносы обладают уникальной исторической, языковой, культурной, генетической и иной общностью и одновременно выступают как дифференцированные феномены. Так, когда говорят о русской душе, вспоминают самые разные приметы ее богатейшей общности и многообразия. Мы любим все – и жар холодных чисел, и дар божественных видений (А. Блок. В многоцветие русского человека свои краски вносят азартные казаки Дона и Кубани, неспешные поморы Севера, ловкие москвичи, шустрые костромичи, степенные петербуржцы, основательные сибиряки и т.д.
Эффективность этнокультурного воспитания в значительной мере зависит оттого, насколько последовательно будут учитываться особенности характера, воспитания, поведения, быта представителей разных этносов. Этнопедагогика аккумулирует знание об их особенностях о раскованности белых американцев, точности и аккуратности немцев, доверчивости и неспешности скандинавов, сентиментальности и переменчивости итальянцев, сдержанности и недосказанности чувств англичан, усидчивости евреев, возбудимости, впечатлительности, экспрессивности, внезапности, противоречивости, избытке темперамента французов, скрытности и повышенном чувстве общинности японцев и т.д.
В поле зрения этнокультурного воспитания оказываются и расовые особенности этнических групп. Эффективность обучения во многом зависит оттого, насколько оно основывается на ценностях и проявлениях национальных менталитета и культуры. Одна из попыток составить обобщенную сопоставительную картину подобных особенностей африканцев и европейцев принадлежит педагогам из ЮАР Принслоо и Дю
Туа (табл. 1.1.1).
Таблица 1.1.1 – Африканский и западный взгляды на мир
Африканский взгляд
Западный взгляд
Спиритуализм
Холизм
Общинность
Кооперация
Устная культурная традиция
Знание через ритмы, символы, интуицию Опытное мышление
Синкретическое мышление
Материализм
Аналитичность
Индивидуализм
Конкуренция
Письменная культурная традиция
Знание через книги Аналитическое мышление
Дихотомия мышления
В свете перспектив воспитания и обучения небезынтересно выглядит предложенная новозеландским ученым Г. Смитом сопоставительная таблица ценностей западной цивилизации и народа маори (табл. 1.1.2). Таблица 1.1.2 – Ценности западной цивилизации и маори
Западные ценности
Ценности маори
Индивидуальная ответственность
Соревновательность
Я – мое
Коллективизм
Сотрудничество
Мы – наше
Безусловно, западный тип мышления отличается от традиционного взгляда на мир, присущего аборигенам Африки или Новой Зеландии. Мышление западного студента более абстрактно-логическое, тип его культуры – индивидуалистический. Ему подходят пространные лекции и семинары, основанные на индивидуальной ответственности. Мышление аборигенов скорее эмоционально-образное, практико-ориентиро- ванное, тип их культуры коллективистский. Для представителей этих народов познание с помощью наглядно-образных средств, практической деятельности, коллективных форм работы вместо индивидуальных является наиболее приемлемым способом обучения.
На необходимость учета при обучении специфических методов познания этнокультурных групп указывают и американские ученые. Так, разработчики программы обучения народов Севера из университета Аляска считают, что эффективность образования во многом определяется правильным выбором педагогических методов и что такой выбор следует делать в большой степени в зависимости от принадлежности учащихся к той или иной культуре. В этой связи ими предложена следующая сопоставительная таблица (табл. Таблица 1.1.3 – Подходы к обучению представителей западной культуры и малых народов Севера
Обучение представителей западной культуры
Обучение представителей малых народов Севера
Высокая степень теоретизации обучения
Логико-теоретические подходы
Умозрительный подход
Структурно-логический анализ
Индивидуализация обучения
Обучение, основанное на использовании собственного опыта
Управляемая практика
Тщательное наблюдение
Интуитивные методы познания
Кооперативное/групповое обучение
Этнокультурное воспитание заботится о развитии лучших качеств представителей этнокультурных групп. Так, при воспитании русского человека необходимо поощрять его сметливость, оптимизм, отходчивость, радушие, открытость, готовность к тяжелому труду и т. . Не следует забывать, что русский человек зачастую играет со словом и реальностью, склонен к иррациональному, фантазийному мышлению, порой полярно противоречив и непредсказуем, может безудержно радоваться и тут же впадать в глубочайшую тоску. Этнокультурное воспитание предназначено для поддержки позитивной социальной направленности сознания современных русских людей любовь к России, родной культуре, владение русским языком. При организации педагогического процесса следует учитывать как традиционные истоки самоидентификации русского человека, таки укоренившиеся в нем советские и западные ценности. Важно знать, что в целом русский человек рассматривает Россию как общий дом народов, которые должны обладать равными правами.
Этнопедагогика не может обходить вниманием особенности общения и поведения разных народов. Так, французы любят беседу враз- говоре они искренни, откровенны, остроумны и тактичны, хотя без конца перебивают друг друга, что не означает невежливость, а доказывает
внимание к собеседнику. Японцы предпочитает не слишком отчетливо высказывать свои суждения, избегают прямо отказать в чем-либо собеседнику, часто подают короткие реплики, чтобы не создалось впечатления, будто его слушатель нетактичен и невнимателен. Американские индейцы воспринимают пристальный взгляд собеседника как сигнал недружелюбия и угрозы.
Этнокультурное воспитание учитывает национальную специфику заменителей языковых средств (субститутов) и табуна определенные жесты. Полезно знать, что итальянцы, кавказцы насыщают речь идеографическими жестами, символизирующими ход мысли, а японцы, народы Севера, напротив, крайне скупо используют подобные символы. Надо знать особенности знакового общения разных этнических групп. Так, англичанин, кивнув и произнеся yes, отнюдь необязательно согласен с собеседником это часто лишь подтверждение понимания. Для британца образный жест пальцами несет два смысла поворот внешней части ладони к партнерам – призыв к молчанию поворот тыльной стороной
– знак победы. У болгар покачивание головы влево-вправо означает не общепринятое нет, а, наоборот, согласие. Когда француз, улыбаясь, поднимает вертикально большой палец на уровень груди, а остальные пальцы сжимает в кулак – это знак восхищения. Если европейцы считают поцелуй руки проявлением уважения, то китаянка любое прикосновение незнакомого мужчины расценивает как посягательство на свое достоинство.
В воспитании следует учитывать, что входе исторического развития в диверсифицированном и изменчивом социальном, национально- культурном окружении происходит мутация этнокультурных групп. Их язык, культура, генетический фонд неизбежно трансформируются. Подобный процесс по большей части благотворно сказывается на исторической судьбе этносов. Так, немалую долю успехов и величия русского народа можно отнести насчет способностей впитывать этническое и культурное многообразие. Менталитет, культуру русского народа обогатили самые разные истоки и дух татарской воли, и острый галльский смысли сумрачный германский гений (А. Блок. В русский народ, начиная с IX–X вв., влилось множество финно-угорских народностей меря, весь, мурома, мещера и т.д.), литовское племя голядь, огромное
количество осевших и ославянившихся татар, печенегов, половцев, тюрков, берендеев и других кочевников. Русский язык на протяжении трех последних столетий заимствовал не менее 25 тыс. иноязычных слови выражений. Как замечает Лев Клейн, ныне совершенно невозможно установить, в ком больше чисто русской крови, а в ком больше всяких примесей. Невозможно и ненужно. Важно различать два феномена этнопедагогику и народную педагогику. Если в первом случае речь идет о научном знании, то во втором
– исключительно об опыте воспитания и обучения, интерпретация которого отнюдь не всегда совпадает с устремлениями поликультурного воспитания. Вряд ли поэтому следует идеализировать народную педагогику. В научной литературе часто отмечаются положительные стороны идей народной педагогики При этом нередко наблюдается проявление национального эгоцентризма, национализма. Нельзя преувеличивать этот уровень культуры, преклоняться передним. В самом деле, народная педагогика содержит пласт националистических, исполненных враждебности к другим культурами этносам идей, которые ряд авторов деликатно именуют отсталыми традициями и воззрениями. Подобные идеи неприемлемы для воспитания в многонациональном классе.
Искусственное поощрение выделения путем воспитания одной национальной культуры из сообщества этнокультур в пределах общего государственного пространства, призывы отгородиться от иных культур, например культуры Запада, представляют серьезную опасность для отечественного воспитания. Подобная селективность является следствием, скорее всего, неверно понимаемой самодостаточности того или иного этноса, национальной гордости, которые запрещают заимствование из других культур как чужих, плохих, враждебных. Факты такого рода, к сожалению, далеко не единичны в отечественной школе и педа- гогике.
В условиях России опора на подобные толкования народной педагогики прямая угроза столкновения культурно-образовательных интересов различных национальных групп. Такой подход противоречит духу и смыслу поликультурного воспитания, поскольку исключает диалог в сфере образования и культуры. Предлагается понимание воспитания
и образования в виде суммы мало связанных компонентов, включающих этнокультурные знания о томили ином народе, которые рассматриваются как средство трансляции духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания. Все это мало плодотворно в свете поликультурного воспитания и может оказаться источником самоизоляции и роста националистических тенденций среди учащихся. Как замечает В.А. Тишков, речь идет не о том, чтобы тщательным разглядыванием и «народоведческим» натаскиванием создавать из доступного социального материала и этнографических наработок номенклатуру разных культур и составлять по школьным классам, вузам, поселкам, республиками по всей стране списочный реестр четко себя осознающих носителей трудно определяемой национальной самобытности. Такое понимание выглядит как путь ухода в монокультуру, подпитывает аргументацию создания изолированных этнических школ. Этот концепт, во-первых, исключает культуры меньшинств из образа страны и ее населения, во-вторых, закрывает путь общероссийскому национальному проекту, который носит инклюзивный (открытый, всеохватный) характер [158]. Концепции поликультурного и этнокультурного воспитания имеют множество точек соприкосновения. Они возникают, прежде всего, в силу общности субъектов педагогического воздействия – этнокультурных групп. Вместе стем такая общность возможна лишь при условии, если этнопедагогика рассматривается сквозь призму межэтнического диалога. Такое понимание этнопедагогики соответствует духу поликультурно- го и полиэтнического воспитания и позволяет опереться на своеобразие культуры, языка, менталитета каждого этноса, на гуманистический потенциал народной педагогической традиции, своеобразие культур при формировании общности национальной культуры. Это означает признание не только различий, но и схожести, одинаковости, которые чаще преобладают над различиями, по крайней мере, в рамках одной национальной культуры [158, с. 12]. Такая трактовка этнопедагогики и этнокультурного воспитания органично сочетается с концепцией поликультурного воспитания. Она предполагает использование идей, направленных на гармонию с окружающей средой, ориентацию на идеалы, воплощающие лучшие качества народа. При использовании воспитательного потенциала этнопеда- гогики важно систематически выявлять общность этнокультур. Она проявляется в любви к родному краю, миролюбии и человеколюбии, доброжелательном отношении к различным национальным, религиозным группам, стремлении к нахождению компромиссов, сотрудничестве в решении общих проблем, уважении индивидуальности каждого человека, оценках матери как хранительницы рода, моста между прошлыми будущим.
Этнопедагогика, будучи частью концепций поликультурного воспитания, изучает и использует такую общность при обращении к фольклору разных этносов. К примеру, правомерно проводить параллели международным творчеством русских, молдаван и украинцев, где проявляются такие гуманные нравственные народные качества, как доброта, внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери, дружелюбие, честность и правдивость, юмор. Общность можно проследить между древними молдавскими, украинскими и русскими обычаями. Учитывается аналогичное, а порой и тождественное, художественное воспроизведение сюжетов и мотивов в фольклоре календар- но-обрядовых, свадебных песнях, сказках, танцах музыкальных инструментах, земледельческих церемониях и т.д.
Этнопедагогика имеет обширные возможности ненавязчиво приобщать к инонациональной культуре и тем самым выполнять важную воспитательную функцию борьбы с ксенофобией, признания культурных ценностей других народов. Трактуемое в подобном духе воспитание предлагает движение представителей тех или иных этносов от родной культуры к культуре общенациональной и мировой. Воспитание на основе межкультурного диалога в целях гармонизации национальных отношений и модернизации различных этносов. Назначением такого диалога определено включение личности в культурный опыт, осознание специфики и близости цивилизационных типов, многообразия как условия развития общества и индивида в поликультурном социальном контексте.
Этнопедагогика и поликультурное воспитание имеют ввиду, что народы России относятся к разным цивилизационным типами, следовательно, нуждаются в неодинаковом воспитании. Вследствие этого воспитание в многонациональной российской школе означает интегративно плюралистический процесс, который питают несколько культурных источников русский, национальный (нерусский) и общечеловеческий. Предполагается сочетание поликультурного образования и воспитания и одновременно формирование опыта этнокультурного самовыражения входе взаимодействия национальной культуры с культурами народов России и мировой культурой.
Органичное сочетание поликультурного и этнокультурного воспитания учитывает объективное несовпадение культурных потребностей отдельных этносов и общероссийских целей воспитания и образования. Это предполагает обучение по единым федеральными стандартами введение в содержание образования материалов, учитывающих национальные особенности. Если федеральные стандарты направлены, прежде всего, на обеспечение общего образовательного пространства, то указанные материалы – на отражение в содержании и учебном процессе в числе прочего и этнокультурных особенностей, и проблем конкретного региона.
Сочетание поликультурного воспитания, с одной стороны, этнопеда- гогики и этнокультурного воспитания, с другой – позволяет обеспечить образование, начальная ступень которого погружает в поток родной культуры и языка, а средняя и высшая ступени выводят на общероссийское и мировое культурное пространство. В итоге школьные классы и студенческие аудитории оказываются полем воздействия общенациональной культуры, интеграции культур малых этносов, русской культуры и мировой культуры.
Идеи воспитания толерантности В значительной мере с концепциями поликультурного и этнокультурного воспитания пересекаются идеи толерантности. У разных народов понятие толерантности имеет различные смысловые оттенки и акценты. В русском языке существуют два слова с близким значением – толерантность и терпимость. В английском толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать личность, во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов, в китайском – великодушие в отношении других, в арабском – прощение, снисхождение,
мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим, в персидском – терпение, готовность к примирению и т.д.
Что касается педагогического смысла толерантности, то здесь достаточной ясности пока нет. В научном мире предпочитают говорить о разных типах толерантности, которые, так или иначе, относятся к воспитанию. Например, предлагается выделять толерантность образовательную, межнациональную, расовую, религиозную [108]. Имеет хождение также понятие этнической толерантности, которое, как считают некоторые исследователи, непосредственно отражает процесс взаимодействия и взаимовлияния культур в рамках одного государства.
Попытки рассмотреть толерантность в предметном педагогическом контексте зачастую приводят к политизации, формулировке идеологических символов. Примечательна в этом смысле популярность аналогичного толерантности понятия политическая корректность. Политическим документом является Декларация принципов терпимости (ЮНЕСКО, 1995), подписанная представителями европейских государств, включая Россию, где главные формулировки толерантности даны не как педагогические, а как социальные нормы уважения разнообразия культур и навыков межкультурного взаимодействия. Между тем в идеологи- зированном и политизированном виде понятие толерантности затруднительно использовать в учебно-воспитательном процессе.
Воспитание толерантности в многонациональной среде играет особую роль, будучи педагогическим императивом и условием выживания многополярных полиэтнических сообществ, механизмом, с помощью которого возможна эмоциональная, психологическая, духовная консолидация многонациональных социумов. Этим объясняются усилия, которые предпринимаются в многокультурных и многоэтнических обществах для формирования высокой толерантности.
С начала XXI в. в России выполнялись федеральная и региональные программы, исследовательские проекты Академии образования по изучению и внедрению воспитания толерантности в многокультурной и многоэтнической школе. Обостренное внимание государства и педагогического сообщества к проблеме толерантности вполне объяснимо, поскольку ее решение для многонациональной школы выступает одним
из системообразующих в поликультурном воспитании. Толерантность рассматривается центральным компонентом мультикультурализма и отражает общечеловеческое через особые отличия людей [149]. Начальные методики воспитания с начальных классов толерантности сравнительно несложны. Для поощрения толерантности учителю порой надо совсем немного – дать ученикам совет молчи, не обращай внимания, терпи, не пререкайся, мысленно скомандуй себе не волнуйся, переведи беседу на другую тему. Однако для систематического воспитания толерантности такие эпизодические приемы недостаточны. Необходим кропотливый и постоянный тренинг этнокультурной толерант- ности.
Воспитание толерантности, понимаемой как терпимость в отношении иных культур и этносов, – лишь нижняя ступенька одной из целей поликультурного воспитания. Так что броские лозунги типа Влюбленным можешь тыне быть, но толерантным быть обязан красивы, ноне достаточны в педагогическом отношении. За воспитанием терпимости должны следовать понимание, уважение и, наконец, активное сотрудничество. Действуя в таком направлении, российские педагоги выявили многозначность толерантного воспитания в многокультурной среде, а также сформулировали ряд педагогических дефиниций этого феномена (Т.В. Архипова, С.К. Бондырева, В.Ю. Зорин, Д.В. Колесов, В.С. Собкин и др, в частности миролюбивость, уважение к другим языками тем, кто на них говорит, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным различиям, деликатное отношение к представителям всех этнокультурных групп, признание возможности равноправного существования другого. Среди основных направлений воспитания толерантности выделяется формирование готовности быть открытым для понимания многообразия культур и истории других народов.
Учеными выявлены определенные гендерные различия среди школьников при проявлении толерантности наибольшую склонность к ней проявляют школьницы-подростки. Отмечена также возрастная динамика движения подростков к приятию толерантности.
Для поликультурного воспитания неприемлема идея абсолютной толерантности. Эта идея не только невозможна, но и социально опасна, поскольку предполагает воспитание предельного конформизма или готовности поступиться принципами толерантности. Между тему учащихся надо воспитать активное неприятие социальной несправедливости, ксенофобии и национализма.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта