Главная страница

ШЕРГИНА (1). М. К. Аммосова Педагогический институт Т. А. Шергина, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова этнокультурное воспитание младших школьников в условиях арктики монография


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеМ. К. Аммосова Педагогический институт Т. А. Шергина, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова этнокультурное воспитание младших школьников в условиях арктики монография
Дата13.05.2023
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаШЕРГИНА (1).pdf
ТипМонография
#1126106
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Культи-
визация – философская категория, предложенная в 1912 г. гениальным

36
мыслителем-провидцем народа саха А.Е. Кулаковским (Письмо якутской интеллигенции. Культивизация, как национальная идея, сыграла свою историческую роль в возрождении этнической культуры народов Севера оказала влияние в прорыве во всех сферах социально-эконо- мического развития Республики Саха (Якутия. Темпы прогресса были таковы, что практика опережала теорию. Понимание научного смысла философии культивизации пришло позже. Безусловно, процесс культивизации продолжается до сих пори обогащается опытом международного сотрудничества (Лобок [101], Максимов, Новиков [122]). Речь о широком спектре социально-историче- ских изменений и экологических преобразований системы связей При- рода-Человек-Общество»: переход от аграрного хозяйства к промышленному производству, прорыв индустриальной цивилизации к информационным технологиями далее начинается цифровая эпоха (всеобщая цифровизация жизнедеятельности. Тем не менее, здесь существует и обратная сторона прогресса, так называемый кризис технократической цивилизации. Человечество вдохновенно принимает положительные стороны научно-технического прогресса, но еще не совсем осознает возможные минусы наступления цифровой эпохи. В этом отношении уместно процитировать слова И.Е. Максимова: Все беды технократической цивилизации – общества потребления, проблемы здоровья и нравственной деградации человека, так или иначе, связаны с ослаблением, деформацией и прямым разрушением исконной пуповинной связи Человека с Матушкой Природой и нарушением природного целомудрия трезвости мозга [24]. Спасаясь от этого кризиса, мы видим потенциал разрешения проблемы именно в исконно индигенной методологии народа саха через триединство экологии внутреннего мира, духовно-кос- мической сущности своего естества экология природы, человека, души. Из вышесказанного по иерархическому принципу, мы приходим к выдвижению идеи экодуховности. Экодуховность – это сохранение, восстановление и укрепление исконной, пуповинно-этноментальной связи Человека с Природой и воспитание подрастающего поколения на идеале Высшего Разума – Ноосфере. Исходным положением нашего теоретического изучения экодуховности на примере коренных народов Севера является якутского героического эпоса Олонхо, инициированного в связи с провозглашением ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия человечества (Григорьева [57], Кондаков [89], Лобок
[101], Максимов [102]). Коренные исследователи исходят из того положения, что их исследования должны быть направлены на поиск решений проблем в рамках племенной индигенной местной интерпретации. В частности, в данном исследовании, мы придерживаемся этого положения с целью изучения экодуховности на примере индигенного подхода коренных исследова- телей-ученых коренных народов Севера, где сборы данных основываются на исторически сложившейся культурной традиции родного народа и адаптируются нами к современным параметрам исследования. В связи с этим, методологией исследования является осмысление вариативного истолкования философии и мировоззрения народа саха
(А.Е. Кулаковский [96], А.Г. Новиков [123], Г.Н. Максимов [102], В.Д. Ми- хайлов [110], И.Е. Максимов [103] и др) на основе индигенной методологии сточки зрения познания смысла жизни и парадигмы эколого- центристского понимания мира. В частности, жизнь – это вектор восхождения человека от прошлого к будущему, от земного телесно-матери- ального бытия к Вселенскому духу закладка природно-этноментальных задатков развития интеллектуально-профессиональное восхождение общественно-патриотическая деятельность.
Индигенный подход взгляд изнутри (inside) в контексте реализации экодуховности народов Севера базируется на самобытных знаниях коренных исследователей через призму естественной этнокультурной идентичности народов. Индигенный подход в исследованиях харак- теризируется анализами историй, рассказов, повествований носителей культуры, что является основой поиска истины. В этом отношении, сточки зрения исследователей-ученых народа саха, уникальные аспекты индигенных культур кроются в том, что наследуемые поколениями ментальность, образ жизни, мышления, отношения к миру обусловлены местом проживания. Например, население, проживающее в северных приполярных территориях, вне зависимости от страны или региона, имеет сходные философские основы мировоззрения, менталитет, верования, традиции. В частности, коренные жители Аляски, Канады, американских индейцев и другие объединяет языческая основа верований, преклонение перед силами Природы и небес
Настало время изменить ориентацию образовательно-воспитатель- ной системы по пути к индигенному, природосообразному, антропологическому подходу. Индигенный подход – это и есть обращение к этнокультурным истокам нации. В частности, этнокультурное образование на основе педагогики Олонхо, по большому счету, становится созвучным глобальной идее, которая нацелена не только на наше собственное существование и развитие, но и пролонгирует мирное сосуществование всего человеческого рода. Сточки теории воспитания подрастающего поколения, содержание и формы системы педагогики Олонхо – это язык, фольклор, история народа саха ценности его жизни и деятельности, традиционная самобытная духовная и материальная культура, народное воспитание, Учение
Айыы», философия народов Севера – все в совокупности представляют целостную картину Мира и сущность экодуховности народов Севера
(Новиков [122], Кондаков [89], Лобок [101], Григорьева Анализируя исследования коренных народов, в частности, мы опираемся на основные положения монографического исследования Марга- рет Ковач [198], где рассматриваются вопросы осмысления результатов исследований коренных народов Северной Америки и основное внимание уделяется соображениям, сопровождающим исследовательские решения, включая методы сбора знаний, отбор проб и протоколы, которые приобретают особый характер в рамках индигенной методологии. В связи с практическими аспектами исследования исторических событий, проводимого коренными народами, обсуждение переходит к рассмотрению сложностей анализа данных и осмысления истины в рамках племенных толкований. Несмотря на то, что целый ряд качеств в рамках исследований коренных народов является неотъемлемым аспектом производства знаний, именно в прикладном контексте могут возникнуть сложности в интерпретации методов исследования. Для коренных исследователей методы исследования тесно связаны с традициями и бытом коренных народов. В последнее десятилетие были разработаны протоколы исследований коренных народов для их защиты от этических нарушений. Часть этой задачи носит просветительский характер, при этом коренные народы определяют, почему исследовательская деятельность может иметь
этические последствия для племенной культуры. Основная функция протоколов заключается в деколонизации исследовательских методов, те. переосмысление любых неуважительных аспектов исследований, связанных с историей коренных народов. В связи с такими случаями, протоколы исследований коренных народов были разработаны на основе общинного диалога и предметных исследований в области этиче- ски ответственных исследований. Обнаруживается множество критических замечаний, когда анализируется политическая природа конструирования знаний в маргинали- зированных сообществах. Такс точки зрения исследований коренных народов, Линда Тухивай Смит применяет специальный анализ деколонизации, который показывает степень, в которой знания коренных народов были маргинализированы в рамках западных исследовательских процессов [205]. В частности, в контексте канадских аборигенов это было проблематично, потому что большинство некоренного населения забыло колониальную историю этой страны. На международном уровне это ощущается через глобализацию и распространение потребительской культуры, которые питают экономическую систему в ущерб экологии, стремясь поддержать человеческий вид.
Таким образом, индигенные исследования обратили внимание на существование некоторого преобладания в науке западных взглядов и устоев, вследствие которого альтернативные способы исследования стали маргинализированными и вопрос о коренных народах был исключен из методологических вариантов. Чтобы утвердить рамки исследований коренных народов, необходимо критически относиться к устоявшимся стандартами рассматривать методологии сточки зрения коренных народов. Суть в том, что деколонизирующая теория и методы, работающие в тандеме с эпистемологией племен, изменяют традиционные социальные исследовательские отношения. Функция деколо- ниальной цели состоит в том, чтобы предоставить исследователям из числа коренных народов контекстно-аналитический инструмент для выявления видимых противоречий и выведения аборигенных подходов. Однако борьба за сохранение аборигенной культурной эпистемологической позиции в таких мощных институтах, как университеты, может быть однажды поглощена западной мыслью.
Вместе стем, все ученые коренных народов сходятся на том, что необходимо протоколировать услышанное, чтобы избежать искажения информации. Нов тоже время Стивенсон заявляет, что устные истории коренных народов не разделяют общепринятых категориальных границ фольклорный материал является целостным – он включает в себя религиозные учения, метафизические связи, культурную проницательность, историю, языковые структуры, литературную и эстетическую форму и истину коренных народов. Целостное знание теряется, когда рассказы не передаются в устной форме, много теряется в переводе общий контекст исполнения, жесты, интонации – даже самые лучшие переводы являются сокращением оригинала. На основе сопоставительного анализа и как отмечено выше, аспекты наших культур (коренных народов зарубежных стран и народов Севера кроются в том, что наследуемая поколениями ментальность, образ жизни, мышления, отношения к миру обусловлены местом проживания. Например, коренных жителей Аляски, Канады, американских индейцев и народов Севера объединяет языческая основа верований, преклонение перед силами Природы и небес. В этом отношении А.Е. Кулаковский писал, что в прошлому якутов была религия высокого развития, которая позабыта из-за отсутствия письменности и введения христианства. Характерной чертой якутской религии была утилитарная и материалистическая точка зрения вера якутов была далека от идолопоклонства и шаманизма она перешла эту стадию в несколько ступеней (Кулаков- ский [96], Кондаков [89]). На современном этапе мы исходим из того, что миссия Северо-Вос- точного федерального университета имени М.К. Аммосова включает сохранение и развитие культур народов Северо-Востока России, приполярных регионов Арктики, что является одним из наиболее важных приоритетных направлений стратегического развития нашего федерального университета. Так, среди вновь созданных структурных подразделений вуза работает институт, который реализует программы дальнейшего глубокого изучения героического эпоса народа саха – Олонхо, как мирового шедевра, как, философию жизни и традиционного народного воспитания подрастающего поколения (Григорьева [56], Лобок [101], Максимов, Неустроев [114]).
Представленный анализ зарубежных исследований и ученых показывает, что проблема изучения собственной индигенной культуры, языка, науки и искусства рассматривалась многими авторами на разных континентах, в рамках разных социально-политических систем и ситуаций. Номы едины водном понимании, что в будущем имеет место тенденция особой востребованности разработки новой индигенной методологии, поскольку в академической науке не приняты официально методологические подходы, разрабатываемые индигенной наукой. Можно заметить, что индигенный подход к анализу событий и явлений кардинально отличается от устоявшейся традиционной научной методологии исследования, включая методы подготовки исследования, сбора данных, обработки информации и пр. Как было определено ранее, само индигенное знание описательно, природосообразно, анимистич- но и иногда приобретает метафизический характер. Мы согласны, что в методологию индигенного исследования включены этические цели, которые предполагают, что методология должна соотноситься с инди- генными ценностями, любое исследование должно приносить выгоду и положительные результаты для коренного населения, и исследователь должен выступать в роли союзника и руководствоваться принципом не навреди. Данные принципы разрабатываемой методологии индиген- ных исследований должны найти свое место ив научной дискуссии российского сообщества исследователей, стать частью единого понимания стратегии развития исследований по индигенной проблематике. Таким образом, понятие экодуховности нами рассматривается как новое направление возрождения национальной идеи бытия коренных народов в существующих условиях проживания, духовно-нравственного воспитания их подрастающего поколения, поскольку именно индиген- ный подход отражает близость и исконную природу тех или иных общечеловеческих ценностей, понятий, идеалов, усвоенных народами и эт- носами на генном уровне. Именно поэтому мы данное понятие рассматриваем в потенциале исконно индигенной методологии народа саха через триединство экологии внутреннего мира, духовно-космической сущности своего естества экология природы, человека, души. Инди- генный подход взгляд изнутри (inside) в контексте реализации экоду- ховности коренных народов Севера базируется на самобытных знаниях
коренных исследователей через призму естественной этнокультурной идентичности народов, а именно в процессе активного национально- духовного возрождения культуры народов Севера на основе экодухов- ности героического эпоса «Олонхо» и Учения Айыы» в качестве многовековой индигенной методологической основы разработки этнической ментальности, самобытности традиционной жизнедеятельности в условиях Севера, развития этнокультурного образования, создания пространства научного осмысления и востребованности зарождения экоду- ховности в современном технократическом мире. Психолого-педагогические механизмы этнокультурного воспитания младших школьников
Механизмы этнокультурного воспитания – это пути и способы реализации задач нравственного, этнокультурного воспитания младших школьников. Механизмы нравственного, этнокультурного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными особенностями детей.
В отечественной психологии проблема духовности и нравственности получила освещение в работах классиков психологии – Л.С. Выготско- го, ЛИ. Божович, АН. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, ДН. Узнадзе. В современной психологии она является предметом рассмотрения в исследованиях КА. Абульханова-Славской, Б.С. Братуся, А.В. Брушлинского, ФЕ. Василюка, МИ. Воловиковой, В.В. Знакова, В.А. Елисеева, В.Д. Ша- дрикова и др.
В исследованиях Б.С. Братусь представлена ценностно-смысловая концепция личности, согласно которой сущность человека определяется через его отношение к другому человеку как к самоценности. Духовность, согласно данному автору, относится к родовым определениям человеческого способа жизни, выступает во всем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности.
В психологическом плане духовность характеризуется понятиями разума и мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмо- ционально-волевыми свойствами и состояниями как доброта, любовь,
раскаяние. С общественной точки зрения, она представляет собой идеальный комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу не как данность, а как заданность и непреложный императив
[29, с. Определяя роль духовности в развитии личности, Б.С. Братусь указывает, что она придает смысл жизни человека в ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главными наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит жить. Духовность субъекта представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры переживание нравственных норм общежития как внутреннего категорического императива, усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных Как утверждает И.С. Марьенко, нравственной личностью становится школьник по мере того, как овладевает нравственным опытом, сложившимся в общественной жизни. Развитие нравственного опыта у школьника как объекта и субъекта воспитания, как подчеркивает И.С. Марьен- ко идет от конкретно-наглядного к абстрактному, от анализа конкретных действий и поступков к обобщающим. Мы согласны с мнением автора, что Развитие нравственных качеств личности зависит от качественных изменений структуры интеллекта, характеризующегося четким переходом от чувственных восприятий нравственных понятий до абстрак- тно-логических суждений и от них к целеустремленному поведению. Однако это формирование идет успешнее, если выработка формы поведения является следствием реализации своих потребностей и мотивов положительного отношения к образцу поведения, наличия стремления овладеть этим образцом [65, с. 102].
Духовно-нравственное воспитание – являясь движущей силой психологического развития – оказывает формирующие влияние наличность младшего школьника не непосредственно, а через внутренние механизмы в определенной деятельности. Учебная деятельность, выступает у детей младшего школьного возраста ведущей деятельностью, активно
включая ребенка – через богатую информацию уроков, извлечение из научных текстов знания, разнообразную внеурочную деятельность, свободное общение с одноклассниками и взрослыми – в огромный мир. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование в этом возрасте у детей формируются также потребность и мотивы учения. Все более значимую роль враз- витии младшего школьника начинает играть диалог – диалог не только с людьми, но и с научным текстом [1, с. 506]. Постепенно растут огромные возможности ребенка добывания информации, которые преобразуются в средство выражения своего взгляда, убеждений, придающие личностный смысл. Открываются представления о мире как целостности, вырабатываются основы научной картины мира, складывается ми- ровоззрение.
Воздействия педагога, направленные на воспитание ученика, призваны вызвать соответствующие ему действия ученика, направленные на самовоспитание. Выделим компоненты нравственного воспитания
1) нравственные знания
2) нравственное отношения
3) нравственное переживания
4) нравственная направленность
5) нравственно-волевые устремления
6) нравственные чувства
7) нравственный выбор целей и средств
8) нравственные оценки
9) нравственные ценности
10) нравственные мотивы действий) нравственные поступки
12) моральное сознание
13) желание самосовершенствоваться;
14) проектирование у самого себя нравственных черт личности
15) саморегуляция.
В младшем школьном возрасте при формировании учебной деятельности возникают потребность и способность к саморазвитию, накапливается опыт созидания собственных ценностей и начальной сознательной саморегуляции, что очень важно для духовно-нравственного
становления. Главной задачей в этом возрасте является развитие нравственной стороны отношения детей к учению, на основе которого развивается важнейшее нравственное качество – трудолюбие, заинтересованность в результатах труда, увлеченность его процессом. Поэтому, в духовно-нравственном развитии младших школьников, по нашему мнению, необходимо опираться в первую очередь на мо- тивационно-потребностную сферу деятельности, те. внутренние побудительные силы, определяющие его мотивацию. Из психолого-педаго- гических источников (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.А. Караковский,
Н.Д. Левитов, С.Л. Рубинштейн и др) известно, что процессы саморазвития, самосознания, самотворчества осуществляются именно на основе личностных целей и ценностей, а также личностно-значимой деятельности. Мотивация, помысли С.Л. Рубинштейна, представляет ядро личности. В этой связи учителю необходимо создать целостную мотивацию познания инструментом развития личности.
Духовно-нравственное развитие представляет процесс последовательного расширения ценностно-смысловой сферы личности. Следовательно, одной из важнейших проблем воспитания личности в современных социокультурных условиях является формирование ценностных ориентаций. Человек формируется как личность и индивидуальность в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой, усвоения социальных норм, культурных ценностей. Идея о существовании базовых человеческих ценностей, которые можно измерить, стимулирует психологов на их исследование со времен Г. Олпорта, П. Вернона, Г. Линдсея и до наших дней [198]. При этом исследования ценностей личности и ценностей культуры всегда были тесно связаны. Одной из первых стала теория Ф. Клакхон и Ф. Стродбе- ка, оказавшая серьезное влияние на последующее изучение ценностей. Они опирались на положение о том, что всечеловеческие общества сталкиваются с лимитированным количеством универсальных проблем и что основанные на ценностях данного общества способы решения проблем также ограничены в своем числе и общеизвестны, однако в разных культурах предпочтение отдается разным решениям. Предпочитаемые решения указывают на ценности, поддерживаемые в данном обществе [199].
Идеи Ф.Клакхон и Ф. Стродбека нашли свое отражение и развитие в работах других ученых – Ш. Шварца, К. Руссо, М. Хиллса, М. Рокича, исследовавших ценности в разных культурах. В теории М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений как руководящих принципов жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться. Автор выделяет два типа ценностей терминальные (конечные цели индивидуального существования) и инструментальные (предпочтительный образ действия в разных ситуациях) М. Рокич выделяет 18 терминальных ценностей – целей жизни и
18 инструментальных ценностей, то есть ориентаций на основные средства достижения жизненных целей [153]. По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя в различной степени ценности организованы в системы. Теория формирования ценностных ориентаций представлена в трудах отечественных ученых Л.С. Выготского, В.А. Караковского, ЛИ. Но- виковой, НИ. Пирогова, ЛИ. Рувинского, Н.Л. Селивановой, В.П. Созо- нова, В.А. Сухомлинского, МИ. Шиловой, НЕ. Щурковой, МС. Яницкого. Нравственные ценности большинством исследователей определяются как единство моральных знаний, принципов и нравственных чувств, постоянное осознание и осмысление личностью своего нравственного положения в обществе.
По мнению Яницкого МС, система ценностных ориентаций личности, выполняющая одновременно функции регуляции поведения и определения его цели, связывающая в единое целое личность и социальную среду, является именно таким психологическим органом. Ценностные ориентации, являясь психологическим органом, механизмом
личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют динамическую систему [88]. В системе ценностей особое место принадлежит нравственным ценностям, лежащим в основе всех форм поведения и общения людей. Нравственные ценности представляют собой совокупность нравственных чувств (чувство долга, совести, чести, достоинства, счастья, нравственных убеждений, принципов, нравственных идеалов. Их восприятие и оценка реализуются через структуру нравственного сознания.
Основными нравственными ценностями, фиксируемыми в системе нравственных категорий, являются добро, честь, достоинство, справедливость, порядочность, совесть, честность, скромность и др. Многие из этих человеческих качеств возникли на самых ранних ступенях человеческого общества. Каждое новое поколение, входящее в жизнь, каждая историческая эпоха, каждая культура, цивилизация вносили свое понимание нравственных ценностей, свой вклад в развитие морали. Обобщая аксиологический опыт российской философско-научной мысли, ПФ. Каптерев формулировал начала, (элементы) национального идеала любовь к отечеству, бескорыстное служение обществу и государству, соединенное с личным самопожертвованием, сила и выдержка в перенесении ударов судьбы, в терпеливости, в сохранении силы духа, кротость и милосердие. Особо значимыми становятся ориентации школьника в окружающем его мире объективных ценностей, в себе самом, своих возможностях, в построении образа будущего и личных перспективах. Формирование ценностных отношений ребенка к моральным нормам является целью нравственного воспитания. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения позиционирует ценности как важнейший компонент содержания образования наряду сна- учными знаниями. В качестве ценностных ориентиров системы общего образования определены гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни, труда, семейные ценности

48
– патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур ценности личностной, социальной и государственной безопасности национальное согласие по основным этапам становления и развития общества. Высшей формой проявления нравственных ценностей являются нравственные привычки и убеждения, которые выполняют доминирующую роль в выборе форм, методов и средств деятельности. В психологической литературе убеждения определяются как система мотивов личности, побуждающих ее поступков в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением [74, с. 139]. Нравственная убежденность является внутренним регулятором нравственного поведения и выступает барьером для мотивов, характер которых не согласуется с содержанием нравственной ценности. Превращение нравственных знаний, понятий в убеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения и соответственных им нравственных привычек. Нравственное убеждение выступает как высшая форма обобщенной мотиваци- онной направленности, реализующая применение знаний нравственных норм и приемов нравственного поведения [74, с. 144]. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов чтение и анализ басен, назидательных рассказов, этических бесед, разъяснения, внушения, диспутов, примеров.
Образование ценностных ориентаций происходит под воздействием внешних и внутренних условий. Выделяются внешние (среда, социум, культура, в которых зафиксированы ценности) и внутренние (потребности, интересы, свойства личности) условия образования ценностных ориентаций. Присвоение ценностей и образование ценностных ориентаций учащихся начальных классов осуществляется под воздействием внешних факторов познания, осознания, оценки, выбора и освоения ценностей. Познание ценностей и усвоение ценностных ориентаций обеспечивает создание понятийно выраженных знаний ценностей (аксиологический словарь) и овладение навыками оперирования абстрактными понятиями. Ребенку необходим большой объем нравственных представлений, запас нравственных знаний как ориентиров при выборе и способе поведения в возникающих новых для него ситуациях. Изученные ценности осознаются учениками, включаются в их личностный опыт. Готовность к ценностному выбору определяется, как способность ответственно осуществлять выбор модели поведения в соответствии с личностной системой ценностей. Ценности служат своеобразным индикатором качества учебной деятельности, а система ценностей образует внутренний стержень культуры, она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на интересы и потребности, выступая одним из важнейших стимулов учебных действий, поведения индивидов
У младшего школьника процесс формирования ценностных ориентаций становится более целенаправленными организованным. Это, связано, главным образом, с сензитивностью возраста к усвоению социальных ценностей, норм, правила также включением в учебную деятельность. Активное развитие рефлексии как психического новообразования возраста приводит к образованию таких механизмов как самопознание, самоконтроль, самооценка. Система личностных смыслов каждого человека определяет индивидуальные варианты его ценностных ориентаций. Человек с первых лет жизни усваивает и создает ценностные ориентации, которые формируют его жизненный опыт. По утверждению В.С. Мухиной, принятие этических эталонов поведения определяется наличием следующих условий нравственного развития знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормами внутренней позицией самого ребенка. В.С. Мухина подчеркивала, что индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, становление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение, через содержательную сторону самосознания Нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Учение ребенка только приповерхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных отношений. Мы считаем, что формирование нравственных ценностей должно происходить на всех уроках, в этом отношении нет главных и второстепенных предметов
Предметом особой заботы учителя начальных классов является направленность на обучение младших школьников поискам личностных смыслов. Нахождение смысла следует рассматривать как основной итог рефлексивной деятельности личности на этапе выбора. Смыслы имеют ценностную и нормативную окраску, благодаря чему они способны структурировать различные ситуации, с которыми дети сталкиваются.
Вопросы, связанные с воспитанием в условиях Арктики, лежат в основе решения проблемы межнационального взаимодействия, а значит имеют глубокий ценностно-смысловой характер. В этом контексте очень важно разделять интернациональное и поликультурное воспитание. Бесспорно, интернациональное воспитание, подобно поликультурному, ориентировано на налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных национальностей малочисленных народов Арктики, но изначально нивелирует особенности, менталитет этнических групп, вступающих во взаимодействие. Существует несколько способов подготовки индивидов к межкультурному взаимодействию, которые различаются в трех аспектах по методическому – дидактическому или эмпирическому по содержанию обучения – общекультурному или культурно-спец- ифичному;
– по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов – когнитивной, эмоциональной или поведенческой.
Следовательно, межкультурное взаимодействие включает формирование знаний о культуре и гуманистическое ориентирование. Формирование знаний о культуре строится на основе дидактической модели культурно-специфичного просвещения, то есть ознакомление учащихся с историей, государственными символиками, обычаями, традициями, фольклором. Мы выбрали гуманистически-ориентированный подход. В психологическом словаре понятие гуманность определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования, соучастия, помощи
[87]. Итак, гуманность представляет собой совокупность нравственно- психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопере- живаемое отношение к человеку как к высшей ценности [87].
Соответственно, целью гуманистической ориентации является ознакомление младшего школьника с основными нормами, ценностями отношения инокультурной группы учащихся. Оно обеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы или фокусируется на отдельных аспектах приспособления к условиям Арктики. Такая установка постепенно переходит к убеждению. Убеждения, как и знания – суть субъективного отражения объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Младший школьник усваивает знание о культуре, традициях в процессе развития ценностного отношения. Таким образом, воздействие на младшего школьника осуществляется в процессе обучения. Следовательно, убеждения – это знания, перешедшие во внутреннюю позицию младшего школьника. Убеждения определяют духовный настрой ребенка, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства и поступки. Они заключают в себе веление действовать в соответствии нормами культурно многообразной среды, с познанной младшим школьником необходимостью. Пока младший школьник не осознает этих требований как объективной необходимости, он может воспринимать ее как навязанное ему извне, чуждое его стремлениями умонастроениям. Поэтому в процессе формирования ценностного отношения к этническим традициям надо уделить особое внимание формированию знаний о культуре, традициях, характеризующих ценность межкультурного взаимодействия в культурно разнородной среде. Младший школьник овладевает своеобразным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания. Следовательно, формирование ценностного отношения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции младшего школьника, его активности. Целостный процесс формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет получить эффективный результат. Особенно большое значение в ценностном отношении имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне анализировать традиции, культурные ценности
Авторская технология Е.П. Чехордуной педагогики Олонхо – СЭДИП обосновывается как механизм реализации ФГОС нового поколения на основе этнокультурного образования и воспитания, формирования универсальных учебных действий умения самостоятельно добывать знания и творчески мыслить, овладения компетенциями как результат продуктивной созидательной деятельности [173, 174, Технология педагогики Олонхо СЭДИП – это целостный непрерывный целенаправленный процесс социализации подрастающего поколения. Термин СЭДИП – это аббревиатура данного процесса социализации самобытный, этнический, деятельностный, интегративный подход к ду- ховно-нравственному воспитанию личности человека-саха, гражданина России. Иными словами, составными компонентами технологического процесса педагогики Олонхо являются:
С – самобытность, Э – этничность, Д – деятельность, И – интеграция, П – подход.
С другой стороны, Сэдип – это якутское слово, суть которого заключается в следующем. В процессе мышления на основе предчувствия, анализа фактов и явлений делают правильные умозаключения, предположения, гипотезы, выводы (Сэдип – чопчу быһаарбакка эрэ, толкуй- даабыкка, ырыппыкка олоҕуран, сэрэйэр, таайар, сөпкө сабаҕалыыр дьоҕур).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта