Главная страница
Навигация по странице:

  • 1� Родной язык�

  • Саморазвивающаяся гармоничная личность

  • ШЕРГИНА (1). М. К. Аммосова Педагогический институт Т. А. Шергина, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова этнокультурное воспитание младших школьников в условиях арктики монография


    Скачать 1.15 Mb.
    НазваниеМ. К. Аммосова Педагогический институт Т. А. Шергина, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова этнокультурное воспитание младших школьников в условиях арктики монография
    Дата13.05.2023
    Размер1.15 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаШЕРГИНА (1).pdf
    ТипМонография
    #1126106
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    2.1. Региональная модель этнокультурного воспитания детей на основе индигенного подхода в условиях Арктики
    Создание в республике экосистемы воспитания детей и молодёжи через консолидацию усилий семьи, государства и гражданского общества, которая призвана обеспечить понимание детьми и молодежью своей роли и места в обществе, стремление участвовать в жизни своей республики. Единство целей и подходов семьи, государства и общества в экосистеме воспитания позволит сформировать у детей и молодёжи осознанное отношение к семье как к основе общества, систему мотивации к активному и здоровому образу жизни, осознанному сохранению репродуктивного здоровья, а также обеспечить надежный кадровый потенциал для успешного развития региона.
    В Педагогическом институте «Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова» сложилась многолетняя практика создания научных этнопедагогических школ и следует вспомнить замечательный опыт работы учебно-научной лаборатории этнокультурного образования им. АД. Семеновой (ЛЭКО). Лабораторией заведовала к.п.н., доцент кафедры начального образования ТА. Шергина. За этот период ЛЭКО внес весомый вклад в процесс формирования профессиональной компетенции учителей начальных классов и дошкольных работников РС (Я. Основное внимание уделялось в лаборатории подготовке, переподготовке, консультировании педагогов ДОО и учителей школ по инновационным технологиям этнокультурного образования на основе принципа культуросообразности образовательного процесса. Квалифицированными специалистами учебно-научной лаборатории этнокультурного образования Ядрихинская Л.С., Семенова АД, Винокурова У.А., Неу- строев Н.Д., Баишева МИ, Шергина ТА, Чехордуна Е.П., Кожурова А.А.,
    Калининский А.К., Кондратьев П.П. – были разработаны Концепция этнокультурного образования в РС (Я) (2012), Концепция развития песенного искусства в РС (Я, опубликованная в книге Саха ырыата кэм- кэрдии тэтиминэн» (2012); проводились междисциплинарные и фундаментальные исследования по разработке и реализации этнокультурных технологий в образовательной деятельности ДОО, школ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, общего и профессионального образования коллективный способ обучения, продуктивная технология «Сатабыл», педагогика олонхо, этнокультурного образования и др. Проведены различного уровня научно-практические конференция Республиканская
    НПК Дидактика образования в условиях внедрения ФГОС» (2011), Педагогика Олонхо в образовательной системе (2015), Всероссийские НПК: студенческая конференция «Лебедевские чтения, секция Этнокультурное образование народов Севера (2016), «Васильевские чтения (2016, 2018); авторские курсы повышения квалификации работников образования Этнокультурные образовательные технологии в ДОО и школах (2012-2017), Содержание и методика организации образовательного процесса в начальной школе по ФГОС» (2016) (Шер- гина ТА учебно-научно-производственные экспедиции по социологии
    (Винокурова У.А.); по педагогике (Неустроев НД., Чехордуна Е.П., Баи- шева МИ, Шергина ТА, Кожурова А.А.); круглый стол Этнокультурное взаимодействие образовательных организаций и социальных институтов народов РС(Я)» (2015); Международная научно-практическая конференция «Аргуновские чтения».
    Изданы научные монографии МИ. Баишевой Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха, «Этнокуль- турно-ценностные основы безопасности личности детей, А.А. Кожу- ровой Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям, ТА. Шергиной, Н.Д. Неустроева Модернизация образовательного процесса сельской малокомплектной школы, Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе с привлечением 52 авторов разных регионов Дальневосточного федерального округа, Личность педагога АД. Семенова. Воспоминания о коллеге, ученом и наставнике и учебные пособия Современная этно- дидактика (Семенова АД, Винокурова У.А., Ядрихинская Л.С.), Воспитание младших школьников в поликультурной среде (Кожурова А.А.,
    Шергина ТА, Музейная педагогика в этнокультурном образовании
    (Л.П. Саввинова, Л.С. Ядрихинская). Изданы учебные пособия МИ. Ба- ишевой «Этнокультурно-ценностные основы безопасности личности детей (2018), Этнокультурные основы воспитания детей дошкольного возраста (2019) с грифом ДВ РУМЦ и т.д.
    Ежегодно проводились научно-методические семинары семинар- практикум Этнокультурное образование в Ожулунском наслеге»,
    «Олонхо педагогиката кыра оҕону иитиигэ» (с. Черкёх, с. Танда Тат- тинского и Усть-Алданского улусов), Этнокультурное образование дошкольника как вариативная часть основной образовательной программы ДОО по ФГОС ДО (Антоновка-Нюрба, 2017). В республиканском медиа-центре 29 ноября 2017 г. прошла презентация книги «Этнопеда- гогика любви и национального спасения. Авторы создали данный коллективный труд по этнопедагогике, посвященный к 100-летию доктора педагогических наук В.Ф. Афанасьева-Алданского, 90-летию Г.Н. Волко- ва, 90-летию основателя первого в России музея народной педагогики
    К.С. Чиряева. В работе над монографией приняли участие научные сотрудники Российской академии образования, Алтайского краевого института повышения квалификации работника образования, Калмыцкого государственного университета, Чувашского государственного педагогического университета им. Яковлева, а также ученые, организаторы и педагоги из различных образовательных организаций Якутии. Проводились факультативные занятия для студентов Педагогического института СВФУ Винокурова А.А. Литература народов Севера поэзия Чехордуна Е.П. Педагогика Олонхо»; Баишева МИ. Этнокультурные традиции воспитания детей у народа саха Шергина ТА. Современная этнодидактика». В настоящее время проводятся авторские курсы ТА. Шергиной, А.А. Кожуровой Организация этнокультурного образования и воспитания младший школьников в условиях поликуль- турной среды и А.А. Кожуровой онлайн-курс на платформе обучения
    СВФУ «Поликультурное воспитание младших школьников».
    Специалисты ЛЭКО активно участвовали в реализации задач НИР по выполнению Государственной программы РС (Я) Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы. Прикладное исследование. Грант РГНФ 2012 г. № 12-03-141077 на организацию Всероссийского социологического конгресса Социология и общество глобальные вызовы и региональное развитие (Винокурова У.А.). Грант по Программе развития СВФУ 2.66.1.10 Проведение междисциплинарных исследований содержания этнокультурных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС общего образования (2012). Проект Этнокультурные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС и стратегии государственной национальной политики РФ на период до
    2025 года (2013). Совместный международный проект Языки культура эвенов РС (Я) и саами (Норвегия) – 2013-2015 гг. – HNP-2013/10140
    A comparison of Bilinguistics in small communities in Sápmi and Yakutia –
    VERDDE vuohta – исполнитель А.А. Винокурова. Раздел 075 0702 6203107 244226; в Грантах в рамках Программы развития СВФУ Подготовка научных школ (инд. УДК 373.2:001.895 (571.56) (научная школа А.А. Гри- горьевой, ЛОТ №2: шифр ПИ Инновации в дошкольном образовании в условиях Севера и др.
    Учебно-научной лаборатории этнокультурного образования с 2011 по 2017 г. написаны 16 монографий, отражающие концептуальные идеи исследования этнокультурного образования и воспитания разработано
    31 учебных пособий по этнокультурным образовательным технологиям, отвечающий требованиям новизны и приоритетности; опубликовано 14 статей в рецензируемых журналах с импакт-фактором, из них 6 с РИНЦ,
    14 статей – в зарубежных индексируемых изданиях Скопус и WOS статьи и участие во Всероссийских и международных конференциях по проблеме этнокультурного образования детей – 87. Цели междисциплинарных исследований лаборатории были возрождение традиций воспитания и обучения детей и молодежи и их интеграция в образовательно-воспитательный процесс методологическая и методическая разработка инновационных технологий культурологической педагогики в системе непрерывного этнокультурного образования, семье и социальной сфере жизнедеятельности народов Республики Саха (Якутия учебно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов, внедряющих этнокультурные технологии образования распространение передового опыта внедрения идей этнокультурного образования и воспитания в региональной системе образования
    В Республике Саха (Якутия) наработан положительный опыт использования якутских аналогов известных российских образовательных технологий, адаптированных для национальных школ, оказывающих уникальное комплексное воздействие наличность обучаемых с учетом их этнопсихологических и этнопедагогических особенностей «Куолаан
    үөрэтии» (Коллективный способ обучения) АД. Семенова; «Сатабыл» Умение жить) П.П. Кондратьев; Педагогика олонхо» (Мышление на основе предчувствия) Е.П. Чехордуна; Технологии этнопсихологии и эт- носоциологии в учебном процессе У.А. Винокурова. Тем не менее, недостаточно разработаны образовательно-воспитательные технологии для сельских, в том числе кочевых арктических школ. Этнокультурные образовательные технологии универсальны, так как могут успешно сочетаться с содержанием любого школьного предмета, любой государственной и инновационной образовательной программы, использовать содержание других инновационных технологий. При этом требуется только иное структурирование хода учебного и воспитательного процесса.
    В 2021 г. в Республике Саха (Якутия) была обсуждена и принята Концепция воспитания детей и молодежи в РС (Я. В настоящее время разработана программа Саморазвитие создание среды для детей и молодежи (Эркээйи-2) авторским коллективом, где ядром этнокультурного воспитания становится технология Е.П. Чехордуной Педагогика Олонхо
    – СЭДИП.
    Нами разработана региональная модель этнокультурного воспитания детей подрастающего поколения на основе индигенного подхода в условиях Арктики. В основе предлагаемой модели лежит идея использования этнокультурных технологий обучения и воспитания, корнями уходящих в народную педагогику, и тем самым имеющих большое воспитательное значение, а также принцип деятельностного подхода, как целостная осмысленная деятельность детей в системе их повседневных, жизненных, личностно-значимых взаимодействий и субъект-субьектно- го диалогического общения в полиэтнической среде.
    Ключевая идея модели регионального этнокультурного воспитания детей на основе индигенного подхода наличие региональной экосистемы этнокультурного воспитания для гармоничного развития и профессиональной ориентации детей и молодежи в сочетании традиционной и цифровой среды, оказании содействия в развитии и реализации потенциала каждого ребенка в едином этнокультурном воспитательном и поликультурном пространстве российского общества.
    При разработке модели мы опираемся на программу Саморазвитие создание среды для детей и молодежи (Эркээйи 2) [137].
    1� Родной язык�
    Ребенок, развивающийся с рождения в среде родного языка, на песнях тойуках и владеющий им, способен по мере взросления, уважать, воспринимать и знать языки других народов. Для нас, граждан многонациональной республики, гарантией жизни в мире ив согласии, является взаимное уважение к языкам, традициям, культуре друг друга. Родитель, житель микросоциума, руководитель, наставник-воспитатель
    – должны понимать от нашей консолидации в формировании будущего поколения зависит мощь великой России.
    В новом веке у народов усилилась тяга к добрым традициям предков. Традиции имеет две формы первая, издревле установленный распорядок жизни, превращенный в обычаи вторая, приученная, ставшее привычным правило поведения, профессиональный навык. При создании развивающей среды для ребёнка полезно сочетать обе формы Добрые традиции�

    а) Бытовые традиции. В семейном укладе строительство, двор, обустройство жилья все виды умений. Для обеспечения преемственности изучение родословной, бережное отношение к доброму имени рода. Семейные традиции благословение, рождение ребенка свадьба охота личная гигиена, очищение, чистота ума, здоровый образ жизни.
    б) Обычаи северного народа. Сочетание природных понятий земля
    – внутренний, небо – внешний темп жизни, обустройство жизни. Влияние природы (климата, экологии) на продолжение рода.
    в) Трудовые традиции скотоводство, коневодство, оленеводство охота и рыболовство. Изделия из дерева, кости, бересты, изо льда и снега, из золота, меди, железа. Приготовление пищи. Шитье из материи, кожи, бисера. Значимость трудовых навыков, их природосообразность. Влияние старшего поколения на выбор ребёнком профессии, роль родителей г) Нравственные традиции мягкий, спокойный характер, терпимость гостеприимство, хлебосольство. Острый находчивый ум советник с убеждающей речью, выдержка, воля и т.д. Гармония с природой восприятие цветовой палитры и звуковой гаммы, обостренное внимание, развитая память, закаливание тела и духа, телесное совершенство.
    д) Традиции вероисповедания. Основа прекрасного значимость очищения. Умение оберегаться, защищаться цельным сознанием. Жить в правде, избегать всего негативного. Август – месяц очищения.
    ж) Традиции воспитания ребенка. Центр внимания семьи – ребенок. Преемственность в продолжении рода. Вечный огонь родного очага. Учение Айыысыт – учение с глубоким содержанием, со множеством обрядов. Основа учения – алгыс (благословение. Алгыс посвящают священному огню, роженице, при проводах Айыысыт, памятным местами др.
    Учение Айыысыт – вершина прекрасного, очеловечивание прекрасным, пробуждение чувства любви. Любовь – животворная сила детская любовь к родителям, любовь мужчины и женщины, другие любовные отношения.
    Сокровенная мечта родителей их ребенок, впитав в себя красоту жизни и труда, стремление к нравственному совершенству, осознает свое предназначение продолжение рода, служение народу.
    Понимание своего предназначения в жизни, стремление его испол- нить.
    з) Традиции народного творчества увлечение красотой узоров и форм посуды, одежды, народной музыкой, песнями – тойуками, осуохаем; фольклорными произведениями олонхо, сказками, загадками, баснями, пословицами, скороговорками и т.д.
    Основная цель реализации модели – создание благоприятных условий для этнокультурного воспитания личности, осознающей себя гражданином Российской Федерации, носителем уникальной культуры своего народа, посредством использования этнокультурных образовательных технологий в процессе образования и этнокультурного воспитания. Модернизация образовательного процесса, направленная на творческое освоение подрастающим поколением этнокультурных ценностей (языка, литературы, истории, культуры и духовного наследия
    интеграция традиционных культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими развивающую образовательную и воспитательную среду, обеспечение единства и взаимосвязи образовательных учреждений, семьи и общества, формирующих целостность образовательного этнокультурного пространства в условиях Арктики (рис. 2.1.1).
    Индигенный подход базируется наследующих принципах. Принцип этнопедагогической, этнопсихологической, этнофилософ- ской, экосистемной и экодуховной направленности целей и содержания образования, методов, средств, общих форм организации деятельности обучающихся и технологий обучения и этнокультурного воспитания, способствующих подготовке саморазвивающейся и гармоничной личности. Принцип деятельностного подхода в системе повседневных, жизненных, личностно-значимых взаимодействий и субъект-субъектного диалогического общения обучаемых на основе педагогики сотрудничества. Принцип личностной ориентированности, организующий обучение в соответствии со способностями каждого обучающегося. Принцип коллективизма, обеспечивающий сотрудничество и взаимопомощь, обеспечивающий взаимообучение и взаимовоспитание;
    5. Принцип патриотизма, ориентированный на формирование национального самосознания обучающихся. Принцип толерантности на основе признания, уважения всех участников образовательного процесса независимо от способностей, социального положения, этнической и религиозной принадлежности
    7. Принцип интеграции ресурсов и усилий образовательного, семейного и окружающего социокультурного пространства.
    Модель регионального этнокультурного воспитания детей на основе индигенного подхода
    Этнофилософские, экодуховность, экосистема, этнопедагогические истоки отцовства, материнства, брака и семьи (Роль и место отца, матери в семье. Этнокультурное воспитание и обучение детей.)
    Концепция воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия)
    Программа Саморазвитие создание среды для детей и молодежи»
    (Эркээйи – Внутриутробное развитие, общение с любовью и благословением
    Рождение здорового, любимого ребенка
    Этнокультурное воспитание и обучение в дошкольных учреждениях и школе
    Умственное воспитание
    Нравственное воспитание
    Физическое воспитание
    Трудовое воспитание
    Эстетическое воспитание
    Этнопедагогизация содержания и технологий обучения и воспитания, Педагогики Олонхо Интеграция процесса преподавания и учения
    Интеграция духовного и физического воспитания
    Интеграция духовного и трудового воспитания
    Интеграция духовного и эстетического воспитания
    Технология взаимобучения и взаимовоспитания
    Организационно- управленческая технология
    Продуктивная технология
    «Сатабыл»
    Технология Педагогика
    Олонхо (СЭДИП)»
    Этнокультурное воспитание и интеллектуальное развитие молодого человека в непрерывной системе образования
    Саморазвивающаяся гармоничная личность
    Выход в поликультурное пространство
    Рисунок 2.1.1

    98
    Индигенный подход опирается наследующих фундаментальных позициях учебно-воспитательного процесса:
    Во-первых, – опора на народные традиции, которые очень живучи и созидательны.
    Во-вторых, – дальнейшее развитие регионально-этнической ориентированности народных традиций, предусматривающих:
    а) максимальное приближение педагогического процесса к жизни населения (открытие школ, не отрывающих детей от родителей, семьи, где сохраняется язык, культура, хозяйственные традиции, адекватные условиям существования);
    б) обогащение содержания учебных предметов краеведческим материалом, введением в учебники и учебные пособия материала регионального содержания;
    в) совершенствование технологий обучения, учитывающих этнопсихологические особенности детей;
    г) обучение и воспитание народном языке.
    В-третьих, – создание экосистемного, этнопедагогического и поли- культурного пространства на основе организация совместной работы школы, общественных, муниципальных и государственных организаций по месту жительства.
    В-четвертых, – повышение уровня естественности учебно-воспита- тельного процесса с опорой на факторы естественного развития человека в региональных условиях.
    Успешность внедрения подхода в образование возможна только на основе сохранения этнических традиций, так как в психологическом плане ребенок генетически несет стереотипы поведения, память предков, природные задатки и способности к деятельности, заложенные с детства.
    Используется технология взаимообучения, которая решает проблемы, решение которых затруднено при классно-урочной системе
    – индивидуализация и дифференциация
    – выработка коммуникативных навыков
    – самообучение-самообразование-саморазвитие-самовоспитание- самоорганизация-самоуправление-самооценка-самоконтроль;
    – оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса

    99
    – личностно-ориентированное обучение
    – связь между школой и семьей и др.
    В суровых условиях Арктики ведение хозяйства достигалось благодаря накоплению особого опыта развития качественных и универсальных способов деятельности народа. Продуктивная технология П.П. Кондра- тьева «Сатабыл» [91] по идее, сути содержания в полной мере соответствует развитию деятельности и способствует формированию качеств патриота, так как тесно связана с жизнью и трудовой традицией малочисленных народов Севера.
    Интеграция физического, духовного, нравственного воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельности обеспечивает переориентацию идеологии формирования личности, принятой в традиционной воспитательной системе, на идеологию поддержания процесса самоформирования личности, перехода от репродуктивно-педагогиче- ской парадигмы к креативно-педагогической, что обусловливает саморегуляцию, самоуправление воспитанника своим физическим, интеллектуальным, моральным развитием путем обогащения таких внутренних регуляторов, как ценности, смыслы, потребности, нравственность. Разработчики модели имеют целью показать, что этнокультурные образовательные технологии могут работать в штатном режиме и могут стать точным инструментарием формирования требуемых универсальных учебных действий в школе и этнокультурных компетенций в ССУЗе и вузе.
    Таким образом, региональная модель этнокультурного воспитания детей на основе индигенного подхода в условиях Арктики, нацеленная на становление человека как субъекта собственной деятельности и собственного образования в духе нового поколения ФГОС, со временем вполне может перерасти в модель образовательной организации нового типа при условии разработки механизмов своевременной организа- ционно-финансовой и ресурсообеспечивающей поддержки.
    Инновационность индигенного подхода заключается в содержании этнокультурной воспитательной модели, основанной на авторских обучающих этнокультурных технологиях, обеспечивающих единство процессов обучения и этнокультурного воспитания, гарантирующих выпуск из каждого учебного заведения саморазвивающихся
    гармоничных конкурентоспособных личностей выпускников, в будущем поколение, способное обеспечить этническую безопасность в мире
    – в научно-методическом обеспечении этнопедагогизации учебно- воспитательного процесса в образовательной организации и подготовки педагогов, умеющих формировать универсальные учебные действия
    (УУД) ФГОС общего образования у каждого обучающегося (образовательный модуль, электронные учебно-методические комплексы, монографии, конференции, электронный методический кабинет учителя, ве- бинары, практика опорных школ в открытости, выражающейся в разнообразных формах взаимодействия с социокультурной средой.
    Таким образом, региональная модель этнокультурного воспитания детей на основе индигенного подхода в условиях Арктики в региональном образовании может заинтересовать современные образовательные организации и практикующих учителей, желающих реально повысить качество обучения и воспитания детей и молодежи. По мнению российских экспертов, этнокультурные воспитательные модели обладают большим потенциалом, их активное введение в практику становится важной задачей разработчиков на ближайшее время.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта