Главная страница

ШЕРГИНА (1). М. К. Аммосова Педагогический институт Т. А. Шергина, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова этнокультурное воспитание младших школьников в условиях арктики монография


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеМ. К. Аммосова Педагогический институт Т. А. Шергина, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова этнокультурное воспитание младших школьников в условиях арктики монография
Дата13.05.2023
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаШЕРГИНА (1).pdf
ТипМонография
#1126106
страница5 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Самобытность народа характеризуется как понятие своеобразный, непохожий на других, самостоятельный в своем развитии народ. Самобытность передается в двух аспектах мировоззренческий, космологический. Исследователи, отечественные ученые рассматривают фундамент мировоззренческих и ценностно-целевых трансформаций в корневых устоях всей общественной системы, в духовно-нравствен- ных ориентациях и на повседневном образе жизни населения. Знание своих корней, собственных традиций, культурных ценностей и символов становится основой формирования духовно-нравственной личности, навыков безопасной жизнедеятельности детей в поликультурном, многоуровневом социальном мире
Этнос Духовно-нравственное воспитание находит свои истоки в традиционной культуре, этнопедагогике. Научное исследование проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение опыта этнокультурного воспитания как социально-исторического феномена входило вкруг научных интересов прошлого и настоящего. Великие педагоги считали, что моральные качества человека, его думы и чаяния особенно ярко проявляются в жанрах устного народного творчества, фольклоре что художественное слово организует духовную жизнь человека, формирует его внутреннюю культуру особо выделяли роль родного языка как важнейшего фактора воспитания.
Личность учащегося развивается как носителя этнических ценностей, воспитывается человек, способствующий сохранению гармонии системы «природа-человек-общество», снижающий риск возникновения опасностей в обществе, поскольку ценности героического эпоса Олон- хо соответствуют базовым национальным ценностям. Так, этническая идентичность личности базируется на мировоззрение, самобытную культуру, традиции и обычаи, образе жизни, хозяйственно-бытовых ремеслах, народных промыслах этноса. Деятельность Развитие личности ребенка посредством героического эпоса Олонхо в системе образования обеспечивается через универсальные учебные действия, которые создают наиболее оптимальную возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей по этнокультурному образованию и воспитанию, Обеспечение духовно-нравственного развития посредством героического эпоса Олонхо реализуется в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и общественности.
Федеральный государственный стандарт общего образования предусматривает воспитательные задачи образовательных программ винте- грации с содержанием учебных программ. При их разработке наравне с дидактическими принципами учитываются и принципы культуросоо- бразности, природосообразности, ценностной ориентации образования, духовно-нравственного развития личности.
Жизнедеятельность детей в тёлбэ (социум) по технологии педагогике
Олонхо-СЭДИП организуется с учетом их возрастных особенностей. При этом источником развития ребенка является культурно-историческая среда, в которой периодически происходят те или иные преобразования, принципиально изменяющие условия формирования качеств личности век – век толерантности, культурной интеграции, солидарности, объединения. Это век глобализации по геополитическому, экологическому, информационному направлениям, которые способствуют изменению социально-экономических условий развития всего мирового сообщества.
Исходя из этого, в настоящее время выдвинута основная цель образования это взаимодействие общеобразовательных организаций с другими субъектами социализации (семья, общественные организации, религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, средства массовой информации. В целостном педагогическом процессе одной из важных задач является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание его с рождения как личности, готовой к жизни в современных условиях.
Опираясь на трудах отечественных и зарубежных ученых психологов, педагогов, социологов, обществоведов, нами было определено шесть возрастных ступеней в развитии современных детей. Но, впоследствии входе реализации системы педагогики Олонхо, выдвинута еще следующая ступень развития юношества от 18 до 24 лет. Рассмотрим их сущностные характеристики Дох лет. «Ийэ таптала» (Материнская любовь. В это время родители, особенно мать, отдают много любви и ласки ребенку. Методы и приемы воспитания родителей опираются на народную и научную педагогику. Первые навыки общения ребенок приобретает в семье.
– 3-6 лет. «Төрөппүт үөрэҕэ» (Родительская школа. Родители наблюдают за развитием, ростом ребенка. Это наиболее приемлемый возраст для начала интенсивной совместной деятельности детей. В этом возрасте следует комплексно и системно работать над развитием речи ребенка, его интеллекта и состояния здоровья. Родители становятся первыми его воспитателями. Они своим примером воспитывают характер
взаимоотношений, прививают навыки труда. Ребенок посещает детский сад. Он находится в кругу сверстников и приобщается к коллективной жизни. К каждому ребенку следует подбирать наиболее подходящий ему темп развития. В дошкольном возрасте в основном закладывается фундамент личности ребенка 7-9 лет. «Айылҕа оҕото» (дословно Дитя природы. Ребенок поступает в школу. К воспитанию ребенка подключается учитель. Ребенок учится взаимоотношениям со сверстниками, учителями и другими людьми. Уточняются направления и уровень интеллектуального развития детей. Ребенок учится к бережливому отношению к природе. Хорошие результаты воспитания связаны с учетом психологических особенностей развития детей. Умелое формирование у них национального самосознания, основных понятий родной культуры способствуют уважительному отношению к людям, приводят к понятию все, что есть на свете связано с природой 10-12 лет. «Харах далыгар» (В поле зрения. Время, когда ребенок пробует все сам. Обычно в это время дети часто поступают, не задумываясь о последствиях. Взрослые ближнего окружения начинают обращать на него внимание, оценивая самого подростка и его родителей. Близкие люди (родители, дедушка и бабушка, друзья) оказывают на него непосредственное влияние. В частности, от отца требуется особое внимание в воспитании и развитии детей, особенно мальчиков. Интенсивно идет их физическое и нравственное развитие 13-14 лет. «Кэскил саас» (Возраст будущего. Преддверие взросления. По психолого-педагогическим особенностям этот возраст самый критический. Для того, чтобы более эффективно организовать индиви- дуально-дифференцированную работу с детьми, нами выделен этот период возраста как самостоятельную ступень. Наступает половое созревание. Меняется поведение ребенка, много думает о будущем. Среди сверстников уточняется общественное положение ребенка. Ребята, определившиеся в этом возрасте, легче находят в будущем жизненно важные ориентиры 15-17 лет. «Эрэл саас» (Возраст надежды. Конец детства, пора юности. Время окончания школы. Молодой человек еще полностью не определился в жизни. Он верит в лучшее будущее, полон желания и
стремления претворить мечту в жизнь. Отношение с родителями и друзьями в основном спокойное. Он вырабатывает свой взгляд на жизнь, укрепляется в своем мнении о будущем. Формируются основные черты характера 18-24 года. «Оттомноох саас» (Благоразумный возраст. Поиск жизненных ориентиров. Молодой человек относится к жизни осознанно, с благоразумием. Выбор специальности. Готовность к семейной жизни. Становится семьянином [173, 174, Структуру и содержание технологии педагогики Олонхо – СЭДИП составляют ступени возрастной периодизации детства и юношества, традиционные знания народа саха, народное творчество, традиционные промыслы и ремесла, федеральный государственный образовательный стандарт, педагогика Олонхо [173, 174, 175] (табл. Таблица 1.3.1 – Структура и содержание технологии педагогики Олонхо СЭДИП
Ступени возрастных пер.
Традицион- ные знания
Традицион- ные промыслы, ремесла,
ФГОС
Педагогика Олонхо
0-3 года
«Материнская любовь».
(«Ийэ таптала»)
1. Народная мудрость. Традиции народа саха. Факторы народного воспитания. Коневодство. Животноводство. Рыболовство. Охота. Сбор ягод, лекарственных трав. Столярное и кузнечное ремесло. Национальные базовые ценности. Универсальные учебные действия. Социализация личности ребенка. Ключевые компетентности. Этические и эстетические ценности эпоса Олонхо
2. Концепты, ключевые слова эпоса
Олонхо
3. Отрывки, олук
(четверостишья, восьмистишья)
Олонхо
4. Методы и способы использования педагогического потенциала эпоса
Олонхо
5. Жанры фольклора лет
«Родительская школа («Ийэ, аҕа үөрэҕэ»)
7-9 лет
«Дитя природы»
(«Айылҕа оҕото»)
10-12 лет
«В поле зрения»
(«Харах далыгар»)
13-14 лет
«Возраст будущего»
(«Кэскил саас»)

57 15-17 лет
«Возраст надежды»
(«Эрэл саас»)
7. Шитье, вышивка, художественно- прикладное искусство года
«Благоразум- ный возраст»
(«Оттомноох саас»)
При этом следует отметить, что определяющим фактором во взаимодействии всех компонентов данного целостного педагогического процесса являются ступени возрастной периодизации детства и юношества.
Таким образом, педагогика Олонхо, как ресурс сохранения духов- но-нравственной самобытности народа саха, способствует выработке новой системы этнокультурного воспитания младших школьников, развития и обучения, которая формирует личность воспитуемого адекватно развитию современного общества в условиях Арктики. Региональные особенности этнокультурного воспитания младших школьников в условиях Арктики

Арктическая зона Республика Саха (Якутия) – приоритетная геостра- тегическая территория Российской Федерации, расположенная в Восточной Арктике. Площадь территории арктической Якутии составляет
1 608,8 тыс. кв. км, или более половины всей территории республики
(3 083,5 тыс. кв. км. На севере ее естественные рубежи образуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Общая протяженность морской береговой линии превышает 4,5 тыс. км. На западе граничит с Красноярским краем, на востоке – с Чукотским автономным округом, на юге – с 6 муниципальными районами республики Мирнинским, Нюрбинским, Вилюйским, Кобяйским, Томпонским и Оймяконским.
К Арктической зоне Республики Саха (Якутия) отнесены 13 районов, в том числе 4 национальных 84 муниципальных образования поселенческого уровняв том числе 29 национальных 119 населенных пунктов
2 города, 10 посёлков городского типа и 107 сельских населённых пунктов из которых без постоянного населения. В местах компактного проживания ведут традиционную хозяйственную деятельность эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, северные якуты, русское старожильче- ское население (русскоустьинцы и походчане) – потомки первых русских землепроходцев, казаков и полярных исследователей. В статье 6 Федерального закона РФ Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации от 19 июня 1996 г. дана характеристика понятия коренные малочисленные народы Севера – это народы, проживающие на территориях традиционного обитания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями
[168]. Такое же определение понятия коренного малочисленного народа существует в российском законодательстве, в статье 1 Закона РФ О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации г) [167]. Большинство коренных северян обитает в сельской местности, где сохраняются традиционные промыслово-хозяй- ственные виды деятельности В местах компактного проживания ведут традиционную хозяйственную деятельность эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, северные якуты, русское старожильческое население
(русскоустьинцы и походчане) – потомки первых русских землепроходцев, казаков и полярных исследователей.
Как синоним циркумполярной цивилизации некоторыми учеными используется термин арктическая цивилизация – специалисты относят ее, с одной стороны, к автохтонной, или прачеловеческой цивилизации, уходящей своими корнями в ледниковый периода с другой
– рассматривают ее как гибридное явление, которое возникло в итоге взаимодействия современных мировых цивилизаций. Признаки арктической цивилизации видятся ученым в единых корнях, общем культурном прошлому коренных народов принципах разума и справедливости, которые положены в ее основу разумности действий и поступков людей в суровых, с низкой биопродуктивностью, геоклиматических условиях (Ю.В. Попков) При создании аналитических обзоров и проведении иных исследований ссылаются на приверженца идеи арктической цивилизации

59
Ю.В. Яковца, который отмечает, что укоренных народов Севера преобладает набор орудий труда и технологии, сохраняющийся практически неизменным в течение многих веков. Инновации здесь редки, преобладает консервативное отношение к технологиям, передаваемым из поколения в поколение при жестком соблюдении экологических норм
(Ю.В. Яковец) [190, с. 42].
У.А. Винокурова, отмечая в своем исследовании отличия так называемой циркумполярной цивилизации от остальных локальных цивилизаций (отсутствие самостоятельного суверенного политического ядра, государственных границ выступает как территория диалога и партнерства трех локальных цивилизаций пятого поколения – евразийской, западноевропейской, североамериканской и т.д.), предлагает считать эти свидетельства аргументами в пользу того, что речь идет не о цивилизации, а о культурном круге, формирующем открытый международный регион Народная педагогика, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства порождает свои воспитательные традиции. Отражая общечеловеческие идеи, народная педагогика отражает особенности каждого народа. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы [165, с. В период развития советской школы многие теоретики и практики в своих исследованиях и опыте обращались к истокам народной педагогики (В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, Е.А. Звягинцев, ПФ. Каптерев, НА. Корф, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, АС. Макаренко, АИ. Ники- форов, С.А. Рачинский, В.Н. Сорока-Россинский, В.Я. Стоюнин, А.В. Су- хомлинский, Н.Г. Тарасов, СТ. Шацкий, и др.).
Во второй половине ХХ – начале ХХI века изучению роли национальной культуры в воспитании подрастающего поколения, идеям педагогической регионологии, этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, разработке и внедрению национально-регионального компонента содержания образования, роли семьи и школы в формировании национальной культуры посвящены исследования В.Ф. Афанасье- ва, К.Ш. Ахиярова, Г.И. Батуриной, МИ. Богомоловой, Т.С. Буториной,
А.Л. Бугаевой, ГС. Виноградова, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, ДА. Данилова, А.В. Ивановой, А.Э. Измайлова, Т.Ф. Кузиной, Л.В. Кузнецовой,
В.С. Кукушина, Ю.В. Лазарева, Д.С. Лихачёва, ША. Мирзоева, Н.Д. Не- устроева, Т.Н. Петровой, И.С. Портнягина, Ю.А. Рудя, ИВ. Павлова, ММ. Прокопьевой, ОН. Прокопец, АД. Семеновой, ИЗ. Сковородки- ной, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хантибидзе, З.Б. Цаллаковой Л.П. Шабалиной,
Н.К. Шамаева, И.А. Шорова и др.
Рассмотрим процессы зарождения и развития воспитания укоренных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия) в контексте их культурно-исторической эволюции. В республике идеалы и ценности традиционной культуры воспитания народа саха отражены в работах В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой,
К.С. Чиряева, А.П. Оконешниковой, Н.Д. Неустроева, Е.А. Барахсано- вой, Б.Н. Попова и др. В осмыслении якутского народного идеала совершенной личности использованы научные видения К.Д. Уткина,
И.С. Портнягина, ГС. Поповой. Утверждение об управляемости воспитательного процесса с помощью традиций народной педагогики отмечено у ДА. Данилова, А.Г. Корниловой, И. Аманбаевой, НС. Сивцевой. В ряде исследований, посвящённых воспитанию детей на этнопедагоги- ческих традициях, раскрываются основы использования прогрессивного опыта прошлого в современной воспитательной практике (МГ. Коло- дезникова – этнодидактические традиции, С.Н. Шадрина – нравственные традиции, ЛИ. Омукова, А.П. Шамаева, Е.П. Чехордуна традиции социума, К. Алаас – опыт и традиции семейного воспитания девочек, МИ. Баишева – этнокультурная социализация мальчиков и др.).
Как справедливо пишут Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина Именно сейчас, в тяжелых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который
может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед [113, с. У всех народов основной целью является воспитание сообразно народному идеалу человека, носителю лучших качеств и специфических характеристик, присущих нации, этносу, народу. Именно народный идеал, веками сложившийся в образе-мечте совершенного человека определяет гуманистическую направленность народной педагогики как педагогики любви к близким, уважения к людям, отчему краю, Родине без чего нет человека. Народные педагогики разных наций и этносов имеют много сходного, что их объединяет. Ив тоже время они сохранили в процессе своего развития национально-региональную специфику, отражающую особенности природно-географических, исторических и религиозных факторов определяющих всю систему ценностей и поведение людей данного этноса, выступая жизнесмыслами. То общее, что объединяет, сближает народные педагогики различных наций и этносов, – инвариативные компоненты. Именно они позволили выявить закономерности развития обучения и воспитания детей, начиная с далеких исторических времен до наших дней, и создать науку о народных педагогиках, культурах традиционного воспитания, которую академик Г.Н. Волков назвал этнопедагогикой. Такими инвариантами являются народный идеал человека, средства обучения и воспитания фольклор, народные промыслы, песенно-музыкальное искусство, обычаи, традиции и др факторы обучения и воспитания (природа, труд, игра и др методы, принципы и формы организации обучения и воспитания (общинно-коллективный характер обучения и воспитания, уважение и любовь к детям, пример взрослых и т.д.).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта