Главная страница

ШЕРГИНА (1). М. К. Аммосова Педагогический институт Т. А. Шергина, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова этнокультурное воспитание младших школьников в условиях арктики монография


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеМ. К. Аммосова Педагогический институт Т. А. Шергина, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова этнокультурное воспитание младших школьников в условиях арктики монография
Дата13.05.2023
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаШЕРГИНА (1).pdf
ТипМонография
#1126106
страница8 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
2.2. Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям На основании изучения теоретических и методологических положений исследования и анализа практического опыта определено обоснование приоритетных направлений педагогических подходов формирования ценностного отношения детей младшего школьного возраста к этническим традициям. Содержание формирования ценностного отношения к этническим традициям вовремя учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов.
Вопросы, связанные с воспитанием в условиях Арктики, лежат в основе решения проблемы межнационального взаимодействия, а значит имеют глубокий ценностно-смысловой характер. В этом контексте очень важно разделять интернациональное и поликультурное воспитание.
Бесспорно, интернациональное воспитание, подобно поликультурному, ориентировано на налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных национальностей малочисленных народов Арктики, но изначально нивелирует особенности, менталитет этнических групп, вступающих во взаимодействие. Существует несколько способов подготовки индивидов к межкультурному взаимодействию, которые различаются в трех аспектах по методическому – дидактическому или эмпирическому по содержанию обучения – общекультурному или культурно-спец- ифичному;
– по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов – когнитивной, эмоциональной или поведенческой.
Следовательно, межкультурное взаимодействие включает формирование знаний о культуре и гуманистическое ориентирование. Формирование знаний о культуре строится на основе дидактической модели культурно-специфичного просвещения, то есть ознакомление учащихся с историей, государственными символиками, обычаями, традициями, фольклором. Мы выбрали гуманистически-ориентированный подход. В психологическом словаре понятие гуманность определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования, соучастия, помощи
[64]. Итак, гуманность представляет собой совокупность нравствен- но-психологических свойств личности, выражающих осознанное и со- переживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Соответственно, целью гуманистической ориентации является ознакомление младшего школьника с основными нормами, ценностями отношения инокультурной группы учащихся. Оно обеспечивает широкий взгляд на возможные проблемы или фокусируется на отдельных аспектах приспособления к условиям Арктики. Такая установка постепенно переходит к убеждению. Убеждения, как и знания – суть субъективного отражения объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Младший школьник усваивает знание о культуре, традициях в процессе развития ценностного отношения. Таким
образом, воздействие на младшего школьника осуществляется в процессе обучения. Следовательно, убеждения – это знания, перешедшие во внутреннюю позицию младшего школьника. Убеждения определяют духовный настрой ребенка, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства и поступки. Они заключают в себе веление действовать в соответствии нормами культурно многообразной среды, с познанной младшим школьником необходимостью. Пока младший школьник не осознает этих требований как объективной необходимости, он может воспринимать ее как навязанное ему извне, чуждое его стремлениями умонастроениям. Поэтому в процессе формирования ценностного отношения к этническим традициям надо уделить особое внимание формированию знаний о культуре, традициях, характеризующих ценность межкультурного взаимодействия в культурно разнородной среде. Младший школьник овладевает своеобразным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, переживания. Следовательно, формирование ценностного отношения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции младшего школьника, его активности. Целостный процесс формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет получить эффективный результат. Особенно большое значение в ценностном отношении имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне анализировать традиции, культурные ценности.
Формирование ценностного отношения к этническим традициям в национальной школе формируется на определенном социально-куль- турном пространстве, репрезентируя его в содержании учебных курсов и программ. Именно через образовательную систему происходит межпредметное взаимодействие с культурой, целенаправленно происходит социализация индивида. Оптимальными условиями формирования ценностного отношения к этническим традициям могут выступать тематическая реализация,
содержание которой построено на одной теме или сюжете либо лич-
ностно-ориентированная реализация, рассчитанная на определенную категорию детей, участвующих в специально организованной деятельности. В содержании и конструкции смены должна прослеживаться нацеленность на индивидуально-групповую и общешкольную работу. Важным аспектом деятельности является организация учебно-воспита- тельного процесса в контексте гуманизации, которая позволяет создать условия для самореализации каждого младшего школьника на основе выбора и самоопределения. В младшем школьном возрасте характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение традиции как опыта предков, представленного в форме знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста – возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий. Деятельность – активное взаимодействие школьника с культурно разнородной средой, входе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Действие на данном педагогическом процессе является взаимодействием с полиэтнокультурной средой, в котором достигается определенная задача. В структуре действия могут быть выделены следующие составные части. Принятие решения, те. выбор цели и способа действия для его реализации. Этот процесс включает в себя соотнесение целей, оценок реализации, мотивов. Реализация. Контроль и коррекция.
Следовательно, ценностное отношение к этническим традициям, реализуемое в полиэтнокультурной среде, следует рассматривать как педагогическое условие, обеспечивающее культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям Данный педагогический подход способствует решение следующих образовательных задач
1. Содействовать глубокому и всестороннему овладению ценностным отношением младшими школьниками к этническим традициям,
которое выступает важнейшим условием интеграции в культуры других народов.
2. Способствовать формированию у младших школьников представлений о многообразии этнических традиций, воспитанию толерантного отношения к национально-культурным различиям, которое создает условия для самореализации личности. Приобщать учащихся к основам мировой культуры. Раскрывать значимость взаимопомощи народов и этносов в решении актуальных проблем развития родной республики.
На основании указанных задач, выделяются следующие психологические особенности младшего школьного возраста а) произвольность, управляемость психических процессов и поведения, преодоление трудностей б) внутренний план деятельности, проявляющийся в способности к планированию и выполнению действий про себя. Теоретическое мышление считается основным новообразованием младшего школьника (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов) [59, 60]. Развитие теоретического мышления, то есть мышление в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста потребности к рефлексии – качества, позволяющего умело анализировать свои поступки и суждения сточки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. Вместе стем идет развитие ценностной установки. Ценностная установка включает такие основные педагогические принципы уважительное отношение к культурным ценностям других народов толерантное отношение к людям другой культуры знание традиций взаимообогащения и взаимоуважения.
Ценностные ориентации направлены на самостоятельный выбор отношения, самоопределения младшего школьника к этническим традициям. Ф. Пёрлз отмечает, что личность, которая встала на путь самоопределения, способна преодолевать потребность искать опору во внешней поддержке, поскольку ей свойственна способность полностью опираться на себя – делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытыми готовым к любым новым поворотам своего жизненного пути. Такой человек перестаёт зависеть от внешних оценок, он одобряет себя и находит внутреннюю основу в самом себе, его мысль не зажата и не зафиксирована рамками стандартных интерпретаций,
а напротив, непрерывно развёртывается, событийно отвечая на ситуацию здесь-и-теперь ИВ. Дубровина с психологической точки зрения установки предполагает наличие
– сформированности на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего самосознания
– развитости потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненный смысл
– становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, способностей, особенностей.
В ценностно-поведенческую установку входит именно свободный выбор учащихся, поведение ребенка в школе и взаимоотношения с педагогами, родителями и сверстниками в образовательном процессе. Младший школьник должен овладеть навыками уважительного отношения в полиэтнокультурной среде, иметь чувство ответственности за порученное дело. Родители должны выработать у ребенка толерантность, критериями которого являются поведение на уроках, взаимодействие ученика с учителем, взаимодействие родителей со своим ребенком, взаимодействие «ученик-ученик». Содержательный аспект системы сконцентрирован на определении ценностных отношений младших школьников. Формирование ценностных отношений носит двойственный характер, который выражается правилами внутренней жизни и обретением личностных ценностных смыслов.
Основное внимание ученых сосредоточено на исследовании таких вопросов, как направленность региональной образовательной политики, проблемы развития национально-ориентированных систем образования и особенности обновления содержания образования посредством включения в него национально-регионального компонента, подготовка подрастающего поколения к жизни в поликультурной среде. Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям осуществляется в двух направлениях.
Первое направление связано с определением эффективных механизмов реализации национально-регионального компонента содержания образования и разработкой научно-обоснованных рекомендаций для педагогов-практиков. Второе направление разработка актуальных проблем полиэтно- культурного образования. Как указывают исследователи, цель такого подхода состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликуль- турной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований [5]. В процессе развития ценностного отношения к этническим традициям путем познания культуры своего народа происходит постепенный переход к общечеловеческой, мировой культуре, у ребенка формируется целостное мировосприятие, системное мышление. Формируя свое этническое самосознание, создавая образ своего Я, человек понимает изначальную сущность, свою уникальность и самоценность как носителя этнической культуры. И это является предпосылкой для понимания уникальности других наций, терпеливого отношения к ним. Поэтому главной целью формирования ценностного отношения должно стать развитие и самосовершенствование самосознания ребенка как в индивидуальном, таки в этническом плане.
Культурологический подход формирования ценностных отношений младших школьников к этническим традициям рассматривает следующие задачи. Приобщение учащихся к традициям своего народа, что создает условия для интеграции в другие культуры. Формирование у учащихся представлений о многообразии традиций в мире и России. Воспитание толерантности к культурным различиям
4. Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур
5. Воспитание в духе терпимости, гуманного межнационального общения На основании этих задач мы считаем, что основная цель формирования ценностного отношения к этническим традициям связана сформированием интегративно-культурного мировоззрения и гуманности.
Опираясь нацель исследования, предлагаем структуру процесса формирования ценностных отношений к этническим традициям табл. Таблица 2.2.1 – Структура учебно-воспитательного процесса формирования ценностных отношений к этническим традициям п/п
Этапы учебно- воспитательного процесса
Алгоритм действий в процессе формирования ценностных отношений к этническим традициям
1.
Ориентационный – разработать программное содержание поликультурного обучения младших школьников при интеграции учитывать специфические особенности учебных предметов при разработке УМК учитывать содержание обучения определить последовательность содержания обучения.
2.
Практический
– разрабатывать содержание тем, занятий разрабатывать планы внеклассных мероприятий анализировать и систематизировать уроки духовности, гармонии и т.д.
– строить практическое обучение (анализировать содержание фольклора, обрядов, обычаев, традиций отбирать необходимое содержание поликультурного обучения посредством разработки специальных критериев сформированности ценностного отношения формировать содержание обучения сих условиями история народа, культура, фольклор, традиции);
-систематизировать содержание учебных материалов с учетом закономерностей дидактики.
3.
Оценочный
– разработать критерии оценки знаний, умений учащихся о традициях определить уровень мотивации младших школьников;
-поэтапно корректировать содержание поликультурного обучения оценивать уровень сформированности ценностного отношения учащихся к традициям.
Алгоритм действий определяет, прежде всего, разработку организа- ционно-педагогических условий формирования ценностного отношения
Внедрение в педагогический процесс поликультурного образования и основ этнопедагогики потребовало совершенствования системы и содержания учебного и воспитательного процесса в контексте диалога культур народа региона, этнического плюрализма, современной культуры и исторического опыта, духовно-нравственных устоев, традиций и поведенческих норм, семейных и социальных ценностей, номенклатурной идентификации.
Цель и задачи системы могут быть реализованы блоками – функциями технологий компонентами – личностью учащихся. Блочная структура систем проекта поликультурного педагогического процесса направлена на развитие способности образного восприятия. Она отражает системность, идентификацию личности в поликультурном образовании посредством общения, обучения, воспитания и межкультурного взаимодействия. При этом содержание каждого блока представлено по классам, что определяет личностно-ориентированный, дифференцированный подход к их реализации. Блоки отражают как методологию, таки содержание организации поликультурного образовательного процесса в школе.
Проектирование педагогического процесса в национальной школе предусматривает обоснование его целеполагания, содержания, организации и путей реализации.
Целеполагание:
– цели поликультурного образования в инновационной школе объективны и определяются социальными, экономическими, историческими условиями жизни, особенностями национальной психологии в по- ликультурном социуме потребность в формировании гуманитарной культуры личности, в потенциальной подготовке подрастающего поколения к жизни обуславливают выдвижение комплексной цели – воспитание культурного человека, особенности которого определяются системой ценностей, жизненным укладом, планетарным глобальным мировоззрением цели поликультурного образования по воспитанию гуманитарной культуры в школе определяются влиянием общественного мнения и социума как выразителя интересов и потребностей основных носителей культуры
Содержание специфика содержания поликультурного образования в школе в режиме инновационного развития ив контексте формирования гуманитарной культуры детерминирована природными, экономическими, социальными условиями жизни современного общества, ведущими культурными традициями, национальными и общечеловеческими ценностями содержание поликультурного образования в школе определяется доминирующими социальными отношениями, предполагающими лич- ностно-ориентированное отношение к ребенку, любовь к нему в сочетании с разумной требовательностью
– подготовка к полноценной жизни в мультикультурном обществе требует учета в содержании поликультурного образования народной педагогики, возможностей разностороннего гармоничного развития личности содержание поликультурного образования предусматривает развитие гуманитарной культуры личности с учетом интеграции глобального и регионального факторов на основе системного, междисциплинарного подхода.
Организация поликультурного образования в национальной школе и его технологии действенность поликультурного образования обусловлена наличием воспитывающей многокультурной среды, включающей учащегося в процесс современной жизнедеятельности качество поликультурного образования зависит от степени сохранения культурных и педагогических традиций народа, этносов и внедрения на этой основе соответствующих технологий результативность поликультурного образования достигается доминированием объективных факторов воспитания над субъективными, общественной жизнью и воспитанием детей в единстве с природой и культурой социума эффективность поликультурного воспитания обеспечивается опосредованным, незаметным воздействием на внутреннюю структуру личности ребенка с помощью этнопедагогических средств, приемов, технологий, в их оптимальном сочетании
Общие положения поликультурного образования в национальной школе определяют и его особенные законы диалогичность, личностно- ориентированный подход в процессе педагогического взаимодействия ориентация на зону ближайшего развития гуманитарной культуры в становлении учащегося освоение базовой гуманитарной культуры в гармонии с общечеловеческой и национальной самоактуализация, саморазвитие и самоутверждение как факторы формирования гуманитарной культуры личности на рубеже культур.
Пути реализацииполикультурного образования, способствующего формированию гуманитарной культуры личности в школе, следующие усвоение информации, приобретение опыта культурной деятельности осмысление социокультурных явлений и поликультурных различий осознание учащимися своей принадлежности к той или иной культуре стремление к самопознанию культурных ценностей овладение культурным механизмом принятия решения формирование способов реагирования на культурные ценности развитие самосознания, способностей к самореализации культурного потенциала ученика в сфере субкультур.
Проектирование блоков содержания в системе педагогического процесса обеспечивает программную реализацию поликультурного образования на основе принципа поликультурности через педагогические формы, методы, способы, приемы, средства обучения и воспитания как интеграция традиционных и инновационных технологий в поликультур- ной школе.
Системный анализ изучения ценностного отношения к этническим традициям в поликультурной среде создаст основу для полноценного полилога культур в учебно-воспитательном процессе, формирования толерантности у младших школьников. Именно толерантность выступает той нормой, которая позволяет обеспечить сохранение национальной, религиозной, личностной идентичности в условиях глобализации и гуманитаризации общественных процессов.
Содержание всего процесса показывает систему познавательной, творческой (изобразительной, музыкальной, фольклорной, спортивно
патриотической, благотворительной деятельности школьников во взаимодействии с педагогами, родителями, представителями общественности. Здесь же основной характеристикой воспитательной системы семьи и школы является единство и интеграция всех воспитательных воздействий на ребенка. Позитивные ценности определяют направления и содержание деятельности. Из разнообразия уровней и видов ценно- стей-идеалов, по нашим наблюдениям, наиболее активно конкретным субъектом воспринимаются ценности, связанные с этнической родиной привязанность к родным местам, любовь, преданность, верность, национальной общностью (гордость, честь, достоинство, независимость, свобода) и национально-психологическими особенностями характера, чувств и настроений, интересов и ориентиров, традиций и обычаев. Эти этнические ценности устойчивы и неповторимы за пределами данного народа или народности. Они сконцентрированы в ценностных отношениях человека к родному языку, через родную речь к своей национальной культуре, традициям, обычаям, а также особенностям взаимодействия, взаимоотношений в поликультурной среде.
Рассмотрим проведение и результаты эксперимента. В его ходе решались следующие задачи. Исследовать отношение учителей и родителей к процессу формирования ценностного отношения младших школьников к этническим традициям.
2. Диагностировать исходный уровень сформированности ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в поли- этнокультурной среде.
Для исследования отношения учителей и классных руководителей к этническим традициям в условиях поликультурной среды было проведено интервьюирование среди общеобразовательных школ г. Якутска,
Чурапчинского и Эвено-Бытантайского улусов Республики Саха (Якутия).
Результаты интервьюирования с охватом 124 учителя начальных классов показывают, что они осознают важность проблемы формирования ценностного отношения к этническим традициям в условиях по- ликультурной среды. Считают, что начальная школа на сегодняшний день находится в кризисной ситуации, и поликультурное образование и процесс обучения требуют нового подхода. Незначительное количество
учителей начальных классов считают, что «поликультурное обучение младших школьников должно иметь интегративный характер».
По итогам этих данных, пришли выводу, что для эффективного формирования ценностного отношения к этническим традициям в условиях поликультурной среды от учителей начальных классов требуется следующее. Изучение родного языка не только как средства общения и познания окружающей действительности, но и для сохранения национальных культурных традиций и приобщения ему последующих поколений. Обновление содержания учебных дисциплин путем включения в него материала из области материальной и духовной культуры народа с позиций поликультурного образования. Формирование у младших школьников умений и навыков, позволяющих успешно решать проблемы межличностного отношения в по- ликультурной среде. Формирование умений и навыков, обеспечивающих воспитание учащихся в духе уважительного отношения к другим культурным ценностям. От успешного решения этих требований во многом зависит решение проблемы формирования ценностного отношения к этническим тради- циям.
Одним из основных факторов формирования ценностного отношения на данном возрастном этапе является семья. Семья выступила наиболее заинтересованным социальным институтом в поиске эффективных форм сотрудничества. Чтобы определить меру единства требований учителей и родителей в ценностных отношениях к этническим традициям в поликультурной среде к учащимся, провели следующее наблюдение за учителями и детьми в процессе учебных занятий, в перерывах между уроками, вовремя коллективного труда за учителями и родителями вовремя проведения родительских собраний, индивидуальных встреч педагогов с родителями, в процессе их общения с детьми.
По результатам наблюдений сделали заключение, что формирование ценностного отношения младших школьников к этническим традициям зависит прежде всего

113
– от учителя или классного руководителя класса, от понимания ими важности данной проблемы для эффективности всего педагогического процесса от умения педагога наладить прочный контакт с родителями, добиться от них полного взаимопонимания от уровня общих и специальных способностей педагога от мастерства педагогического воздействия на самих детей от нравственно-психологической атмосферы, господствующей все- мье;
– от общего уровня культуры семьи и уровня семейной педагогической подготовки от взаимоотношений родителей не только с детьми, но и с другими родителями и детьми разных национальностей.
Наряду с наблюдением были проведены устные беседы с родителями и педагогами.
Для того, чтобы получить более достоверную картину, проверить и скорректировать результаты наблюдений и бесед, использовали метод анкетирования родителей. На родительских собраниях разъяснили родителям цель анкетирования, подчеркнули анонимный характер анкеты, что позволяло им свободно выражать свое мнение по всем вопросам. Анализ данных анкетного опроса проведено совместно с педагогами.
Вопросы анкеты были сгруппированы следующим образом. Вопросы, характеризующие жилищные условия жизни ребенка в семье, состав семьи. Вопросы, характеризующие отношение ребенка к школе, отношение к учителям, к товарищам, отношение к родителями старшим членам семьи состояние контроля родителей за успеваемостью и поведением детей. Вопросы, определяющие степень отзывчивости ребенка, его самостоятельности, ответственности, дисциплинированности в школе и дома. Вопросы об интересе в семье к телепередачами радиопередачам отношении к чтению газет и журналов, педагогической и детской литературы отношении к посещению театра, кино, концертов, собраний и лекций для родителей в школе

114 5. Вопросы, характеризующие уровень общего образования и педагогической подготовки родителей к воспитанию детей в условиях поли- культурной среды профиль работы родителей. Вопросы, характеризующие общее отношение к этническим традициям, поликультурному образованию, о признании индивидуальности детей иной национальности.
Полученные по 125 семьям данные позволяют разделить их на две группы.
Первая группа – 55 семей (45,3%). Эти семьи отличает достаточно высокий уровень ценностного отношения к этническим традициям. Педагоги не имеют претензий к детям и родителям этой группы семей, отмечают наличие взаимопонимания с родителями и единого подхода к детям, что выражается в единстве нравственных требований к ним со стороны школы и семьи. По количеству детей 15 семей имеют по одному ребенку, 19 – 2, 14 – 3, 5 – 4 и 2 – Во всех семьях есть оба родителя – отец и мать. В х семьях группы живут дедушки и бабушки. В 12-ти – бабушки. Дети в подавляющем большинстве отлично и хорошо занимаются, уважают педагога и добросовестно выполняют все его поручения. Сто- варищами всегда вежливы, отзывчивы, когда это нужно – взыскательны к ними охотно готовы помочь товарищам.
Дети любят и уважают родителей, старших членов семьи, дисциплинированы и трудолюбивы, в семье проявляют самостоятельность, инициативу и ответственность.
Родители подают детям пример трудолюбия, дети ценят и уважают труд родителей, которые положительно оценивают успехи детей все- мье.
Семья составляет дружный, сплоченный коллектив. Родители следят за выполнением режима дня ребенка, систематически контролируют учебу и поведение детей, имеют прочный контакт не только со школой и учителями, но и с другими учреждениями дополнительного внешкольного образования, регулярно посещают родительские собрания, лекции для родителей, активно участвуют в жизни школы. Вместе стем в отдельных семьях этой группы (16 семей) наблюдается неравное отношение родителей к мальчиками к девочкам. При
этом мальчики нередко оказываются в привилегированном положении, их освобождают от домашних дел, возлагая эти делана девочек. В тех семьях, где вместе с родителями живут дедушки и бабушки, чаще наблюдается разнобой в требованиях старших к ребенку.
Как правило, в таких семьях стремятся ознакомиться с популярной литературой посемейному воспитанию, которой пока еще не хватает для всех. Все члены семьи поддерживают семейные традиции помогают соседям, читают вслух, в свободное время вместе бывают на прогулках, в кино, в театре, в цирке ив гостях.
В этих семьях применяются следующие меры нравственного воспитания детей одобрение, выражение радости и удовлетворения по поводу успеха детей в учебе ив труде, оказание доверия. Родители поощряют детей подарками, рассказывают им сказки, разрешают погулять. Учитывается рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха. Стимулируют соревнование, сравнивая деятельность и поведение одних детей с деятельностью и поведением других. Наблюдается повышение ответственности родителей запри- общение детей к многокультурной среде и пропаганда идей воспитания на традициях народной педагогики. Обеспечивается психологическое сопровождение индивидуального развития учащихся и родителей, следовательно, создание благоприятного психологического фона в семье.
Образование родителей высшее – 32,1%; неполное высшее – 19,3%; среднее – 44,7%; неполное среднее – В числе родителей рабочих – 67; служащих – Анализ данных устных и письменных опросов показал, что решающее влияние на целостный педагогический процесс формирования ценностного отношения к этническим традициям в условиях поликуль- турной среды оказывает общий культурный и образовательный уровень родителей, семейные традиции наряду с этническими традициями, мо- рально-психологический климат в семье. Вторая группа семей – 70 (67,8%). Эту группу отличает то, что в основном родители едины в своих методах с педагогами, ноне во всеми не всегда. Разногласия возникают чаще всего на почве таких вопросов, как оценка успеваемости, привлечение ребенка к труду, соблюдение режима По количеству детей только 11 семей имеют по одному ребенку,
24 – 2, 27 – 3, 4 – 4, 2 – 5. Материальные условия удовлетворительные. В составе х семей – оба родителя (отец и мать, в девяти семьях, кроме них – бабушка и дедушка, в 9 семьях – бабушка, в 5 семьях – дедушка. В х семьях нет отца. В й семье нет матери. Дети занимаются в целом хорошо и посредственно, менее старательны уважают педагога, ноне всегда добросовестно выполняют его поручения. В семье авторитетом, как правило, пользуется только отец. Мать во всем следует его указаниям. Отношение детей к товарищам в целом хорошее охотно помогают и делятся с товарищами, но невзыскательны к их проступкам режима дня не соблюдают, слабо дисциплинированы.
Родители в этих семьях, как правило, тоже трудолюбивые. Но дети в большинстве не приучены к труду, не имеют постоянного трудового поручения дома, это родителей не волнует. Поэтому эпизодические поручения родителей детине выполняют или плохо выполняют.
Систематический родительский контроль за учебой и поведением детей практически отсутствует. На родительских собраниях и лекциях в школе отцы не бывают, матери обычно принимают пассивное участие. Но главное в том, что от общего числа родителей этой группы семей родительские собрания многие не посещают.
В этой группе семей характерно и такое отношение родителей к детям, когда на более добросовестных, самостоятельных и активных ребят, лучше выполняющих свои учебные, трудовые и общественные обязанности, возлагаются дополнительно всякие поручения, которыми перегружают их, а нерадивые их братья и сестры освобождаются от всяких поручений под предлогом, что они не сумеют как следует справиться с этими поручениями.
По сравнению с I группой, здесь возрастает число семей (48%), где наблюдается неравное отношение родителей к мальчиками девочкам. Мальчики полностью освобождены от домашних дели не имеют даже временных поручений. В семьях, где живут бабушки и дедушки, особенно заметно отсутствие единого подхода к детям. Имеет место несогласованность в моральных требованиях к детям отца и матери. Мать часто покрывает плохие поступки детей, дети ее не слушаются
Для этой группы семей характерна такая картина, когда мать все разрешает детям, скрывает от отца их проступки, а отец более строги требователен. Это приводит к тому, что дети быстро приспосабливаются и ведут себя по-разному с отцом и с матерью. Подтягиваются в присутствии отца и распускаются, оставаясь с матерью.
Так, с ранних лет они приобретают опыт приспособленчества в присутствии педагога вести себя согласно требованиям, а, оставаясь одни, грубо нарушают их.
Родители в этой группе семей тоже смотрят телепередачи посемейному воспитанию, но здесь это носит случайный, несистематический характер. Семейные традиции не всегда поддерживаются. Родители не интересуются литературой по воспитанию детей. Меры педагогического поощрения родители используют значительно реже, чем в й группе. На вопрос какие подарки и за что получили дети – вместо ответа стоит прочерк.
Образование родителей высшее – 22,5%; среднее – 48,8%; неполное среднее – В числе родителей рабочих – 30; служащих – Результаты устных и письменных опросов показывают, что уровень материальной обеспеченности обследуемых групп семей примерно одинаков и достаточен для нормального развития, успешного обучения и воспитания детей в семье.
Анализ данных анкетного опроса родителей показал, что одной из важных причин расхождений семьи и школы является низкий уровень педагогической культуры родителей, недостаточность знания ими этнических традиций, народной педагогики семейного воспитания. Другой важной причиной является безответственное отношение части родителей к делу воспитания детей, игнорирование ими своих родительских обязанностей. Третьей важной причиной расхождения семьи и педагога являются разногласия самих родителей отца и матери между собой в вопросах этнических традиций, межнациональных отношений, поли- культурного образования, отсутствие единства мнений и действий вот- ношении воспитания детей в семье.
В ходе беседы также было выявлено наличие таких причин, как преобладание в некоторых семьях материальных интересов родителей над
духовными, что выражается в преувеличенной заботе о здоровье, питании и модной одежде для ребенка и пренебрежением к его интеллектуальному и культурному развитию в поликультурной среде. Также анализ анкетирования родителей показал, что большинство родителей проявило интерес к данной проблеме, но имеют нечеткое представление о роли формирования ценностного отношения к этническим традициям в поликультурной среде (рис. Рисунок 2.2.1 – Показатели родительских отношений к формированию ценностных отношений младших школьников к этническим традициям
У подавляющего большинства родителей (74%) наблюдается ярко выраженное положительное отношение к этническим традициям. Они считают, что этнические традиции формируют качественные отношения к своей культуре, учат уважительному отношению к традициям, признают индивидуальность детей иной национальности, одобряют интересы, поддерживают дружеские отношения. 32,3% родителей высоко ценят отношение детей к традициям. Мнение 44,3% родителей свидетельствует о том, что незнание традиций – это случайное явление. У 26% родителей отмечается отрицательное отношение к этническим традициям, проявляющееся в мнении о том, что этнические традиции – это остаток и пережиток старой жизни. Рассмотрим результаты исследования мотивации младших школьников и их отношения к этническим традициям (рис. 2.2.2).
Рисунок 2.2.2 – Уровни мотивации младших школьников и их отношения к этническим традициям учащихся не знают, что такое этническая традиция, нравятся или не нравятся им традиции. Приветствуют изучение традиций 26,5% повышенный уровень) опрошенных. Среди опрошенных знают о значении традиций 16,3% (высокий. Интересным может показаться решение многих детей – 37,3% (средний уровень) – поддержать идею ознакомления с народной культурой. В беседах многие школьники в качестве мотивации предлагали подвижные игры, музыку, другие разные интересные занятия. О школьных и классных делах с интересом рассказывают дома в семье и друзьям водворена улице 71% испытуемых (25% девочек и 46% мальчиков. Не любят делиться впечатлениями о делах в классе и школе 29% детей.
Более того, почти половина (57%) опрошенных уверена, что у них в классе много друзей другой национальности и они этим гордятся до 35% девочек. Мальчиков, имеющих много друзей, оказалось вдвое меньше (12%), у 39% – мало друзей, ау вообще нет ни одного друга в классе. Очевидно, это можно объяснить более высокими требованиями, которыми пользуются младшие школьники при выборе друга. Кроме того, почти все испытуемые признавались, что они дружат с ребятами из других классов другой национальности, других школ. Тем не менее, 68% учеников первых классов утверждают, что им в целом нравятся одноклассники
В целях обеспечения возможности сравнения детей в экспериментальных и контрольных группах, установлены три уровня сформирован- ности ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды.
Определим качественные характеристики данных уровней уровень (низкий) – индифферентный слабое осознание значения поликультурной образовательной среды, негативное отношение к отдельным предметам, фрагментарное стремление к сотрудничеству уровень (средний) – сознательный стремление к сотрудничеству, оценка степени проявления положительного отношения к учебе, интерес к специализированным предметам, урокам, дружеское, деловое отношение к сверстниками доверие к педагогам, положительное отношение к поликультурному образованию, но значимость поликуль- туры все еще слабо проявляется.
III уровень (высокий) – ценностный осознанное отношение к образовательному процессу, к этническим традициям в поликультурной образовательной среде, активность в совершенствовании поликультур- ной среды, многоуровневое, доброжелательное взаимодействие взрослых и младшего школьника.
Важно отметить, что все уровни связаны, между ними нет жестких границ и дискретности. Мы допускаем возможность промежуточных подуровней и исходим из того, что предшествующий уровень выступает подготовительным этапом к последующему, более высокому, а каждый из последующих включает в себя все промежуточные и вносит в них качественные изменения.
Определив уровни сформированности ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды, мы считаем возможным перейти к общим результатам констатирующего этапа эксперимента (табл. 2.2.2). Среднестатистический показатель составлен по исходным уровням формирования ценностного отношения к этническим традициям в поли- культурной среде, данные которых были получены с помощью методов анкетирования, беседы, интервьюирования. Выявлено в контрольной группе 36% младших школьников находятся на низком уровне сформи-

121
рованности ценностного отношения, 45% – на среднем уровнена высоком (в экспериментальной группе, соответственно, 37%, 44%, 19%). Такие показатели отражают недостаточную степень сформированности ценностных отношений у младших школьников, подтверждают актуальность рассматриваемой проблемы.
Таблица 2.2.2 – Среднестатистические показатели ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды на констатирующем этапе исследования (в %)
Группа
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Экспериментальная
37%
44%
19%
Контрольная
36%
45%
19%
Таким образом, исследование уровня сформированности ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды на констатирующем этапе продемонстрировало
«нецелостность», противоречивость представлений младших школьников о поликультурных и общечеловеческих ценностях. Причиной такой
«нецелостности» процесса воспитания и образования младшего школьника, на наш взгляд, является превалирующая учебная направленность, недостаточно учитывающая индивидуальные особенности, различия в сфере интеллектуального, физического, психического, социального, духовно-нравственного развития младших школьников. Это обусловливается утилитарно-технократической направленностью содержания на- ционально-регионального и общесреднего образования, обезличивающей сам процесс познания, который не способствует формированию целостной картины, единого духовно-материального мира и человека в нем, личностного отношения детей к процессу познания.
Исходя из анализа констатирующего исследования, согласно этнокультурному принципу формирования ценностного отношения ценностные знания → ценностные ориентации → ценностные отношения у младших школьников, мы определяем следующие критерии ценностного отношения младших школьников, опираясь на ценностные ориентации по диспозиционной системе В.А. Ядова (табл. 2.2.3).
Таблица 2.2.3 – Критерии ценностного отношения младших школьников к этническим традициям
Критерии
Показатели критериев
Идентификационный
Осознание социокультурной (этнической) идентичности. Ориентирование на осознание этнической принадлежности и культивирование положительных черт национального характера. Определение своего предназначения в поликультурной среде.
Когнитивный
Формирование знаний о ценностях традиций и их проявление на уровне понятий, идей. Обогащение знаний о многомерности этнического мира, формирование положительного образа этнического соседа».
Рефлексивно- деятельностный
Формирование и развитие навыков у младшего школьника личностных ценностей в результате перехода от ситуативно-эмоциональной оценки к оценочному суждению, а затем – к ценностным ориентациям. Развитие осознанного отношения к межэтническому и межкультурному взаимодействию, приобретение и применение коммуникативных умений и навыков в режиме диалога культур».
Действенно- практический
Отражает динамику сформированности ценностных отношений у младших школьников к этнокультурным традициям, к людям, к себе. Деятельностный характер ценностного отношения реализуется в активности младшего школьника, в умении проявить уважения и терпимость к другим людям, анализировать их отношения.
Вышеизложенное натолкнуло на поиск тех путей, которые ведут к обновлению начального образования, в частности, в формировании ценностного отношения младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды.

123
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта