ШЕРГИНА (1). М. К. Аммосова Педагогический институт Т. А. Шергина, А. П. Бугаева, А. А. Кожурова этнокультурное воспитание младших школьников в условиях арктики монография
Скачать 1.15 Mb.
|
Основоположник этнопедагогики Волков Г.Н., определяет ее как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народа, нации [43, с. 18]. В своих трудах Г.Н. Волков выдвигает вечные духовно-нравственные ценности рассматривать как высшие общечеловеческие любовь к детям – культ ребенка любовь к матери, переходящая в культ преданность семье и памяти предков трудолюбие любовь к человеку, к Родине искренность, открытость, честность чувство справедливости и взаимной терпимости, благодарности. Как условие усвоения данных ценностей ученый видит через постижение культуры других народов, других поколений. Золотая формула этнопедагогики сформулированная Волковым Г.Н. Без памяти – нет традиции, без традиции – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, бездуховности нет личности, безличности нет народа, без народа – нет исторической личности. Под исторической личностью автор подразумевает личности-символы, которые есть у каждого народа. В научных трудах Г.Н. Волкова на основе комплексного изучения многообразных особенностей выделено, что народная педагогика) педагогика жизни) великая «пансофия народов, она всемирная, всеобщая, духовная мудрость воспитания совершенного человека 3) основана которой возникла и развивается педагогическая наука они органически едины) интегрируясь с научной педагогикой, создает единое пространство педагогическую культуру народов) педагогика масс она – творческое наследие сотен поколений и развивается при участии всех слоев населения, всего народа) педагогика национального спасения обращение к истокам созидательно, и спасительно) могучая сила единения и гармонизации межнациональных отношений) педагогика свободы и любви) опора для надежд на будущее». «Национальная духовность, – писал академик Г.Н. Волков, строящаяся как на фундаменте на 4 опорных столбах – наука (знание, искусство красота, религия (вера, воспитание (культура воспитания – это надежда и любовь, определяет в конечном счете есть национальность или ее уже не стало. Без этой национальной духовности происходит ассимиляция нации Первым научным исследованием педагогики народа саха является работа В.Ф. Афанасьева Школа и развитие педагогической мысли в Якутии г) [10], где первая глава монографии посвящена основным чертам народной педагогики. В данном труде ученый также писал об огромной роли якутской интеллигенции в развитии народного образования обучению народном языке, введению якутской письменности. Особое внимание уделял деятельности ПА. Ойунского как наркома просвещения, здравоохранения и социального обеспечения Якутской АССР, А.Е. Кулаковского – основоположника якутской литературы, народного просветителя. В 1979 г. вышла вторая монография «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока, где были раскрыты особенности нравственного воспитания подрастающих поколений согласно традиционному мировоззрению и особенностям национальной психологии народов Севера. По утверждению В.Ф. Афанасьева воспитание – понятие вечное оно изменяется в зависимости от характера общественного строя. Педагогические мысли, идеи, традиции определяют практику воспитания и обучения подрастающего поколения [11, с. Отличительной чертой, особенностью народной педагогики якутского народа, выделенные исследователем явились она возникла и развивалась в суровых климатических и природных условиях личный опыт ярких личностей, которые проявили себя в борьбе за выживание из простых людей вышла целая плеяда народных мудрецов сказителей, тойуксутов, лучших выразителей идей, чаяний и стремлений народа прививаемая детям жизненная мудрость, трудовые навыки связаны с природой и трудовой деятельностью народа и требуют специального подхода к проблемам воспитания и образования традиции, обычаи и обряды народа имеют по характеру, и по форме свои особенности, определяемые характером жизни, деятельности народа. У каждого народа своя духовная культура, свой характер и своя психология знания и учет особенностей и закономерностей народной педагогики необходимы, внимательное изучение народного воспитания требуют особого отношения к нему. Этногенез народа может пролить свет на истоки духовно-нравствен- ного становления любого этноса. Поданному поводу Л.А. Степашко пишет Структурное представление о картине мира связано с механизмами действия системы культурных констант. Это бессознательные комплексы, которые складываются в процессе этногенеза, адаптации народа к окружающей природно-социально-культурной среде. Культурные константы как постоянные параметры определяют видение человеком (этносом) мира, его (этноса) отношения-оценки мира [149, с. Использование комплексного метода исследования позволило ученым выделить в этногенезе саха два южных направления – западное и восточное, которые мы находим в Историко-культурном атласе Якутия. Истоки западного направления берут свое начало с эпохи ранних кочевников Южной Сибири (скифо-сибирская). Нынешнюю территорию Якутии в палеолите населяли древние европеоиды возможно протоин- доиранцы-арийцы Древнетюркская эпоха определила внутреннее содержание якутской этнокультуры – язык, близкий орхонскому, часть культуры. Восточное направление в этногенезе условно берет свое начало с хуннской эпохи Центральной Азии. С хуннами и европеоидными динлинами, видимо, связано начало формирования телесской группы племен. В поздней якутской культуре выявляются параллели с культурой сары-уйгуров. Связи якутской культуры с современными хакасской и киргизской сформировались, вероятно, через раннесредневековый курыканский этнос. В кулун-атахской археологической культуре наблюдаются общие параллели с кырыканами в формах глиняных горшков, их орнаментации, жилищно-хозяйственных постройках. Эти общие черты исчезают в материалах погребений якутов XVII-XVIII вв. Нов них проявляются параллели в археологических памятниках Южной Сибири Х вв. Кыпчанское привнесение в якутском языке отразилось в основном в лексике, а в культуре – в погребальной, религиозно-бытовой обрядности, орнаментальном искусстве, украшениях, этнонимике. Эти инновации в якутской культуре могут быть датированы временем не позднее XV в. Монгольские элементы в якутской культуре, скорее всего, датируются в основном первой половиной II тысячелетия н.э. Северо-западные регионы заселяли якуты с заметными пережитками монголизмов в культуре и языке. Они же первыми начали освоение северных районов Центральной Якутии. Южная группа среднеленского населения, по всей видимости, связаны с первоначально малочисленными «кыпчакогизированными» этническими группами тюркоязыче- ского населения. Они принесли с собой культ божеств айыы, обрядовый праздник ысыах и этноним саха. Постепенное слияние двух групп в XVI веке образовало единую постплеменную народность. При этом влияние местных палеоазиатских групп на формирование языка и культуры якутов было небольшим. Зато влияние тунгусов в якутской культуре является более заметным – в шаманстве, в форме исполнения олонхо, одежде. Таким образом, этногенез народа саха в основном завершился в XVI веке, когда сложилась единая постплеменная народность. В работе У.А. Винокуровой Сказ о народе саха автором выделено, что процесс формирования якутского народа происходил главным образом за счет взаимовлияния хозяйственно-культурного уклада южных пришельцев и тунгусских, палеоазиатских племен. Рыболовство, охотничье хозяйство, оленеводство, одежда, быт, охотничье-промысловые верования и т.д. были исполнены, как подчеркивает автор, в северном исполнении. Приполярная цивилизация – искусство выживания в условиях вечной мерзлоты – была выработана тысячелетней историей северных палеоазиатов. Эту уникальную ценность якуты усвоили довольно быстро Якутский народ очень много сохранили от южного своего происхождения. Как пишет Константинов ИВ. в хозяйственном отношении якуты привнесли коневодство, скотоводство, ремесло, искусство обработки металла и т.д. [92, с. В исследовании Гоголева АИ. мы находим, что в социальных отношениях ввели феодальный порядок внутри всех племен, применили стрелы скифского образца, мечи сако-тюрской модели. Создавали новое ремесло на основе старого, орудия труда или сосуды (чороон, кытыйа) если раньше делали из глины, тов новых условиях из древесины. Особую ценность имеет сохранившаяся богатая нематериальная культура народа – стройная религиозная структура, гармонизирующая окружающую среду и человека, эпос олонхо, уникальный праздник ысыах, фольклор, искусство На национальный характер и этническую культуру якутов оказали природно-климатические условия проживания. В Республике Саха Якутия регионе с экстремальными природноклиматическими условиями 66 – доля сельских школ составляет 73%. В труднодоступных местах расположены дошкольных образовательных организаций. При этом около общеобразовательных организаций являются малочисленными или малокомплектными. Чтобы попасть на уроки, ученикам 120 школ приходится преодолевать расстояние от 50 до 550 км. Социально-эко- номические условия на селе остаются непривлекательными для молодых специалистов, практически во всех регионах не хватает педагогов, по статистике 70% выпускников педагогических вузов не идут работать по специальности. В сельских школах преподают в основном учителя пенсионного возраста. Подготовка новых педагогических кадров не отвечает особенностям социально-педагогической организации кочевых школ Севера. Измерение качества образования обучающихся в кочевых школах Севера по требованию ФГОС проводится недостаточно систематично. Организация учебно-воспитательного процесса в сельских школах не отвечает традиционному укладу жизни северных кочевых народов При этом сельскую школу следует рассматривать в качестве живого общественного организма, имеющего характерные черты и действующего в определенном социальном и этнокультурном окружении. Создавая на конкретной территории уникальную образовательную среду, школа открывает свой огромный педагогический потенциал для развития и формирования творческой саморазвивающейся личности. Функционируя в своеобразном образовательном пространстве Заполярья, помимо своих образовательных функций, сельская школа решает ряд социальных задач, среди которых важнейшая – сохранение циркумполярной культуры этносов, проживающих на побережье Северного Ледовитого океана. Для сельских школ Заполярья, постоянно находящихся в ситуации ограничения их жизнедеятельности территориальными рамками, сложившимися нормами, стереотипами, задачным содержанием образования, обоснован переход от традиционных систем образования к инновационным в региональном циркумполярном образовательном пространстве, которое обеспечивает преобразование сельской школы за счет изменения самой формы существования образования в пространстве и времени в условиях Арктического региона Чтобы выжить в экстремальных условиях Арктики, человек должен был находиться в духовной гармонии с природной и социальной средой. Основная идея менталитета народа саха Человек – дитя природы. Природа – дом человека. Вся жизнь человека выстроена согласно данной идее. Выработанная многовековая система экологических традиций таежных промысловиков яркое тому доказательство. Например, она выражается при соблюдении сезона лова, в запретах на отлов зверей определенного вида, пола и возраста, в регулировании потребностей добычи. Человек чувствовал себя органической частью природы, с высоким чувством соразмерности и целесообразности. Хозяйственное освоение жизненного пространства, несомненно, было связано с освоением духовным, северный человек почитали обожествлял природу. В исследованиях шаманизма народов Сибири и Азии выявлено, что, в сущности, пантеон богов – это во многом олицетворение родной земли, природы. Суровые климатические условия природной среды обитания, ежедневная борьба за существование сформировали тесную духовную связь человека со своей родовой группой, которая выражается в солидарности, во взаимоподдержке, взаимопомощи, сплоченности, заботе о другом, доброжелательном отношении и сострадании ко всему живому, гуманность. Северные люди всегда поддерживали пожилых, одиноких, неимущих, пострадавших от невзгод, детей оставшихся без родителей поддерживая их, не давая погибнуть. Как отмечал В.Л. Серошев- ский, что якуты сильны своей родовой солидарностью [146, с. 215]. У.А. Винокурова автор эколого-гуманистического подхода к изучению образа жизни этносов о северных этносах: Нормы морали и социальной иерархии отличаются рациональностью, признанием приоритета прав общности над правом индивидуума и уважением к личному достоинству человека [41, с. 215]. В экстремальных условиях Севера выживание человека требовало развития особого типа способностей и вело к специфическим изменениям в биохимической, физиологической, антропологической структурах человека. Существенное значение имели высокоразвитая пространственная ориентация, физическая выносливость, наблюдательность, низкий порог сенсорной чувствительности слуха, кинестетических ощущений. Иными словами жизнь требовала совершенствования физического типа человека и мозга, как органа приспособления к экстремальным условиям Севера. Гармоническое сосуществование с природой выработало наряду с физическим совершенствованием развитие внутренних сил, особую мораль северного человека, которую составили – терпимость и достоинство как основа духовности, формируя нравственные качества, высокую экологическую культуру, укрепляя волю, характер человека. Путешественник И.А. Гончаров восхищался жизнью-подвигом северных людей и писал «… в сумме здешней деятельности таится масса подвигов, о которых громко бы кричали и печатали бы в других местах, ау нас, из скромности, молчат [55, с. 533]. У.А. Винокурова отметила Поистине феноменальным представляется вклад северных народов, хозяйственно освоивших среду обитания и прижившихся в циркумполярных широтах Земли, перед лицом современного человеческого сообщества. Северные народы не только удержали за человечеством уникальный плацдарм среды обитания человека, но и создали на нем своеобразную материальную и духовную культуру [38]. Следовательно, доминирующими ценностями в условиях циркумполярной цивилизации являются ценность жизни на земле и ценность природы, а также ценность общность-единение людей. Огромная территориальная разбросанность населения, оторванность ее от других регионов обусловили специфические особенности в менталитете народа выражающуюся в духовном самосовершенствовании. О первых встречах европейцев с коренными народами Севера осталось немало письменных свидетельств. Научные наблюдения о жизни алеутов, эскимосов, американских индейцев, якутов и других коренных народов северо-востока России оставил великий православный миссионер, епископ Америки, Якутии и Сибири святитель Иннокентий (Вениаминов) в Творениях. Все далекие дикие народы севера писал он гораздо лучше весьма многих таких называемых просвещенных в нравственном отношении. Он высоко оценил плотницкое искусство якутов, восхищался богатством характеров, душевными качествами северян. Нравственные ценности у якутов формировались благодаря многовековым памятникам духовной культуры народа традиционного верования народа саха, якутскому героическому эпосу олонхо провозглашенным ЮНЕСКО 25 ноября 2005 г. Шедевром Устного Нематериального Культурного Наследия Человечества уникальному празднику обрядовой системы – Ысыах, традиционной музыкальной культуре, декоративно-прикладному искусству, мистическим представлениями народному календарю, традициям семейных отношений, народному фольклору. Мировоззрение народа неразрывно связано с этнической культурой. Идеи Учения Айыы» и школы «Кут-сюр» (Афанасьев Л.А.- Тэрис, Новиков А.Г., Портнягин И.С.) утверждены Академией Духовности Республики Саха (Якутия) в качестве методологической основы для разработки образовательных программ. Приобретение опыта, знаний жизни, по воззрениям якутов считается учением айыы. Слово «айыы» означает творчество, творческое начало, добро. Идея творчества – основная составляющая в понимании окружающего мира. Понятие айыы у якутов было связано с самой жизнью человека, вследствие этого человек совершающий добро, приобретал качество божеств айыы. Слово «кут» означает дух, душа, «сюр» – жизненная сила. Сочетание кут-сюр и означает духовность, нравственность [11]. В якутской традиции существовал своеобразный поведенческий кодекс – сиэр (обычай) – поведение, соответствующее принятым нормам, в связи с чем выработалась система запретов түктэри, и соблюдения мифологического сценария жизни, предписанного свыше божествами айыы. Учением айыы выработаны нормы нравственности будь правдивым, честным, справедливым, не убивай, не разрушай, не ломай соблюдай чистоплотность, порядочность, организованность не завидуй другим, не кради не будь жестоким будь целеустремленным, не бойся трудностей не занимайся развратом, будь верным, честным, щедрыми душевным. В этих нормах кроются цели и задачи совершенного человека. Нарушение этой системы приводило к разрыву связей с миром божеств, что обрекало человека на несчастливую судьбу. Основная идея учения айыы предполагает через здоровый дух к здоровому телу. По верованиям якутов человек имеет три души салгын-кут – воз- дух-душа, буор-кут – земля-душа, ийэ-кут – мать душа. Все значения кут включают в себя генную информацию о человеке. Душу людям дает богиня Иэйэхсит, она как олицетворение природы, покровительствует людям, конному и рогатому скоту. Хранительница и спутница человека, делающая ему добро. Она заботится о безопасности человека в течение всей его жизни. Айыысыт – богиня плодородия, дает новорожденному душу, следит за счастьем в домашнем очаге. Эти две богини дополняют друг друга и считаются покровительницами семьи. Их благосклонность, покровительство обеспечивают семейное счастье. Эти божества представляют закономерности развития природы, культуры, сохраняют экологическую целостность природы и общества. В педагогике любого народа особое место занимает образ совершенного человека, идеал-мечта народа. Человек, совершающий добро, созидающий и творящий приобретал качество божеств айыы, что в народе заложено в понятиях «айыы киhитэ» (созидающий человек, «киhилии кии (человеческий человек, «дьон киhитэ» (человек людей, кн киhитэ» (человек солнца. Президент Академии Духовности Республики Саха Якутия АН. Осипов отметил Издавна любой Саха мечтает воспитать своего ребенка чистым, безупречным человеком и называет его человек айыы», («айыы киhитэ»), то есть как бы ангелоподобным человеком, если подобрать русское сравнение. Человек – Айыы – это идеал саха-якута» [125, с. 6]. В учение айыы совершенным человеком считается тот, кто является честным, порядочным, справедливым, гуманным, рачительным хозяином, милосердным человеком, в котором воплощаются высокие человеческие идеалы. Главной целью процесса формирования идеального человека у якутов считается воспитание чувства любви к родному очагу [21]. Якуты говорят о своей Родине «Айыллыбыт Аан ийэ дойдум – изначальная Родина-мать, иитиллэргэ тэриллибит Ийэ сирим – Мать-земля». Родина в учении айыы сравнивается с родителями, вскормившими и вырастившими детей. Кто не признает Родину, не отстаивает ее свободу, тот не признает и родного очага. Верность родине ярко отражена в пословице «Туораабыты тураах сиир, күрээбити сарт сиир» – Своротившего на чужбину ворона клюет, отошедшего от родины лунь клюет. Якут с детства воспитывается в духе любви к родному аласу, своим родителям, сородичам, уважения и почтения к старшим, особенно пожилым. Одним из положений учения айыы является воспитание храбрости, мужественности, решительности, настоящих борцов за счастье своего народа. Мужественного человека называют – уолан бэрдэ. Чтобы оправдать это имя он должен быть не только сильными храбрым, но и великодушным, добрым к друзьями беспощадным к врагам. В героическом эпосе олонхо, сказках, пословицах, поговорках эти качества воспеваются как одни из главных качеств совершенного якута. Эр бэрдэ, элик үтүѳтэ» – Молодец из молодцов, удалец из удальцов, с ѳргѳстѳѳх, аҕыс кырыылаах кии – Человек стремя остриями, с восемью гранями В устном моральном кодексе учения айыы сформулированы правила поведения, соблюдение которых способствует развитию совершенного человека. Прежде всего, молодые якуты должны отличаться скромностью, как лучшим украшением молодости. Образ скромного человека отражен в пословице «Сытар ынаҕы туруорбат, күѳх оту тосту үктээбэт» – Обходящий лежащую корову, не переламывающий зеленую травку. Молодое поколение учили тому, что честность придает силу и уверенность, нечестный человек никогда не обретет душевный покой. Народ в своих сказках, пословицах осуждает непорядочность, двуличность, лесть, ложь, лицемерие, демонстрируя торжество справедливости, пробуждая отрицание человеческих пороков. «Кырдьык ууга да тимир- бэт, уокка да умайбат» – Правда ив воде не тонет, ив огне не горит. «Салыҥнаах балык курдук» – Этот человек вроде скользкой рыбы. Про двуличных людей говорят «антах-бэттэх сирэй» – с лицом туда и сюда. Спокойствие, сдержанность – золотое правило учения айыы. Образ человека с прямым нравом сравнивается в учении айыы со священным огнем. «Уот курдук кии – Человек, подобный огню».Хоро- шие привычки ведут к формированию характера человека. Кн курдук кн санаалаах, ый курдук ыраас ѳйдѳѳх» – Как солнце прямодушен, как луна со светлым умом. Одним из главных моральных требований учения айыы является трудолюбие, которое воспитывается с малых лет. В процессе труда вырабатываются такие моральные чувства как гуманизм, честность и правдивость, дружба и товарищество, коллективизм. Воспитание гуманных отношений и взаимного уважения является одной из центральных идей учения айыы. Особую роль в этом придается воспитанию доброты. Кто людям добро делает, того и люди оберегают. Гуманные отношения и взаимное уважение включают тактичность и вежливость, что наиболее ярко эти качества проявились в гостеприимстве Древняя традиция якутов – гостеприимство, отражающаяся в выражении «Ааспыты аhатар, тоҥмуту ириэрэр» (букв. Кормящий проходящего, отогревающий замерзшего) развивала такие качества как открытость другим, доброта, общительность, сострадание, заботливость, любознательность, уважительность, справедливость, бескорыстие. Первоначальное воспитание ребенок получает в семье. Этнопедаго- гическая система учения айыы подробно объясняет нравственную природу народа. Семья, как первооснова системы воспитания детей, имеет тесную связь со своей хранительницей – матерью-покровительницей Айыыhыт (через ситимэ – нить Айыыhыт), которая благословляет создавших семью, покровительствует продолжению их рода и дарует им многочисленное потомство в случае соблюдения ими соответствующих семи с – особых заповедей. С означает развязывание узлов семейной жизни. Как пишет профессор Портнягин И.С., все эти семь с предначертано пройти ребенку на пути от рождения до момента становления его как личности. В социальном отношении воспитание ребенка у якутов означает передачу жизненного и трудового опыта старшего поколения младшему. Одним из непременных условий гармоничного развития ребенка является материнская любовь и отцовская защита. Мать является не только хранительницей семейного очага, но и транслятором ценностей, продолжателем семейных и национальных традиций. Отец – мощь семьи, оплот, добытчик, защитник, надежда и будущее семьи. Отца в народе называют творцом (айбыт аҕа). Отец в жизни ребенка – мужество, логика, воля, умение бороться и побеждать. Мать с отцом – являются надежной опорой ребенка. Портнягин И.С. пишет Любовь матери – это особый вид энергии, который помогает ребенку расти сильным духом, чистым, искренним, способным приумножить добрую славу своего рода, племени [135, с. 73]. Культ женщины в якутских традициях сточки зрения историко-культур- ного подхода подробно рассмотрен в трудах профессора К.Д. Уткина. Проводя обзор мифологических, религиозных и историко-фольклорных источников отражающих спектр мировоззрения якутов по культовой идеологии женщин ученый пришел к выводу о том, что отношение к ней было как главной хранительнице домашнего очага и семейных традиций, св период мифотворческой истории у далеких наших предков был развит культ женщины как начала человеческой жизни, как хозяйки и властелина земли там же, с. 204]. Автор подчеркивает о долголетней идеологии боготворения женщины завесь период существования якутской самобытной культуры независимо от изменения общественного устройства. К.Д. Уткин подчеркивает, что проблема семьи, матери, демографическая политика также как священное дерево Аал луук масс имеет восемь ветвей, восемь направлений семья – продолжение рода мать – душа семьи отец – мощь семьи дитя – вестник предков семья под оком государства судьба семьи – в самой семье жизнь семьи – по законам семьи семейное счастье – богатство народа. Раскрывая, какое особое внимание, народ саха уделял матери необходимо раскрыть и традицию мужской линии, уходящую в глубокую древность. Мужчина был героем, защитником не только семьи, но ирода. Культ мужчины был связан с религиозно-философским мировосприятием предков саха. В родовой патриархальной жизни мужская линия становится преобладающей. Сильные, обученные, подготовленные воины носили титулы и звания тойонов и боотуров. Генеалогическое древо начиналось обычно с легендарной истории праотца племени, родоначальника мужской половины. Особенностью природы мальчика считается преобладание глубины и логики, а также творческого начала. Сыновей обычно обучали отцы навыкам охотничьего хозяйства, ремесленному искусству, тайнам шаманского культа, сноровкам воинской доблести. Индивидуальная школа обучения воинскому искусству начиналась с х лет, заканчивалась влет. Наблюдения историко-этнографического характера о воспитании по мужской линии, выполненные В.И. Дьяченко свидетельствуют Обучение мальчиков охотничьему промыслу начиналось со знакомства детей с повадками зверей и птиц, выбором лучших мест для охоты, подготовкой различных промысловых орудий петель, черканов и др. Слет мальчики уже вставали на лыжи, учились попадать в цель из детского лука, пользоваться ножом. Влет их брали на охоту, где учились разводить костер, выслеживать зверя, ставить ловушки. Влет молодые охотники уже ставили петли, а позднее промышлять на медведя. Юрюнг Уолан – герой олонхо, пример мужского благородства был наделен отзывчивым сердцем, доброй душой, никогда не обижал детей айыы». Особенно среди мужской части общества высоко ценились верность дружбе, братскому единству, почтительное отношение к старшими главе семьи. Порицались хвастовство, обман, эгоизм, грубость, жадность, скупость, высокомерие, зависть [143, с. 58]. Необходимым долгом каждого человека айыы является продолжение жизни, продолжение рода, создание семьи и воспитание детей. Якутский обряд в испрашивании детей (айыыhыт тардар) у богини (нэлбэй айыыhыт) ярко демонстрирует о культе ребенка у народа саха. Рождение ребенка в семье – главное событие в жизни рода. Профессор А.П. Оконешникова пишет Ребенок – будущее семьи, рода и народа, она называет его священным талисманом [124, с. 239]. Основной постулат этнопедагогики саха соблюдай закономерности развития природы и культурные традиции общества. Как пишет профессор Портнягин И.С.: Учение айыы в первую очередь предполагает любовь к родной природе, ее неповторимой и удивительной красоте. Любовь к родным местам сочетается с любовью к жизни [135, с. 29]. Гармония с природой – основной принцип, выбранный древними культурами сформировавшее и мировоззрение народа саха. В постулате айыы говорится о том, что все люди – дети природы, ее маленькая частица. Для выживания, человечество должно вернуться к природе, жить законами природы. По мифологии якутов, весь растительный и животный мира также природное окружение человека живое и имеет своих духов (иччи) – владетелей, хозяев, владык, хранителей. Например, дух-хозяин дороги суол иччитэ, духи-хозяева гор, рек, озер, местности, обращаясь к ним, люди с заклинаниями алгысами приносили дары вешали на деревья пучки конских волос и лоскутки материи. Этнограф и историк ЭФ. Тайлор описывал такой ритуал Якуты вешают на особенно красивые деревья приношения из медных или железных побрякушек. Они выбирают зеленую лужайку под тенью деревьев для своих весенних жертвоприношений, состоящих из лошадей и быков, головы которых привешиваются к ветвям. Лесному духу якуты поют импровизированные песни и вешают для него на ветви деревьев по краям дороги приношения из лошадиного волоса как эмблему самого дорогого для них имущества [157, с. 239]. Наиболее почитаемой была дух-хозяйка земли Аан Алахчын хотун, олицетворяющая всю природную среду, которая любит и оберегает человека. Из явлений природы одухотворяли громи молнию. Священными деревьями считаются Аар Кудук Мас и береза. Главой экологически-тотемно значимых растений является Аар Кудук Мас (Величественное дерево) которое по представлениям якутов находится в центре земли или мироздания. В якутском героическом эпосе олонхо Аар Кудук Мас это дерево жизни, обобщающий образ родной земли, ее благ и богатств. Аар Кудук Мас символ счастья, благополучия и долголетия. Аар Кудук Мас вытягиваясь наверх, связываясь с космическим пространством наполнялось божественной энергией и поддерживала небесный порядок на земле. Такое дерево можно считать вратами в царство мирового растительного мира. Именно на нем живет дух – хозяйки земли (Аан Алахчын Хотун), которая управляет всей природной стихией на земле Промысловый культ – обряды и поверья, связанные с охотой и рыболовством, имели широкое распространение. Охотничья удача, зависит, считали якуты от божества Баай Байанай. Промысловые традиции якутов требуют строгого соблюдения обрядовых правил для сохранения баланса и жизненности природы. Промысловый культ якутов сложился из комплекса представлений освященных животных и их душах, с обрядами и запретами магического характера. В древности каждый якутский род почитал своим священным предком и покровителем какое-нибудь животное, членам рода запрещалось убивать, употреблять в пищу и называть его по имени. У якутских родовых разделений тотемами считались гагара, кукушка, лебедь, ворон, стерх, все белые птицы, хищные птицы, бурундук. Из них гагара, кукушка считаются шаманскими птицами, с. 29]. Старшее поколение обучали и воспитывали детей, внедряя духовное значение (айар) творить, не нарушая гармонии с природой. Антипод (айар) – (аньыы) грех, погрешность. Основные направления духовности человека не держи зла за душой не будь зловредным будь чистоплотным сохраняй духовную чистоту. Природа и человек взаимосвязаны. Тело каждого пропитано природой [84, с. 130]. Любовь к родной земле начинает развиваться сродных мест аласов-полян, гор, озер, рек. Якуты обучают детей соблюдать экологическую целостность животного и растительного мира, почитанию символов айыы и огня, с уважением относиться к своему дому, племени, народу и самое главное воспитывают дух преемственности поколений. Все эти наставления сочетаются с экологическими факторами. Воспитывать ребенка – значит соблюдать сохранность природы, постоянно держать в поле зрения соответствие сил природы и человека. Ибо человек – это дитя природы [135]. Сточки зрения учения айыы природа оказывает глубокое влияние на духовность человека, природа и есть родная земля, родина береги отечество, родные места бессмысленно не разрушай деревья и растительность, не убивай животных и птиц, не наноси вреда природе не загрязняй водоемы, озера, реки поклоняйся горам, курганам, аласам, лесам не давай дорогам зарасти травами береги отчий дом, домашний очаг соблюдай чистоту и порядок в доме почитай священный символ сэргэ, поклоняйся огню. Как отметил один из основоположников якутской литературы АИ. Софронов в своей работе Учение Ус Джесе- гея» что ребенок, полностью обретший три души (воздух, родная земля, мать) и воспитываемый в духе любви к родному месту становится непросто человеком – личностью. Одухотворяя и одушевляя родную природу, чувствуя себя органической частью природы, соблюдая экологические традиции человек – человек, человек-природа развивался духовно-нравственный северный человек – саха, где самым основным для него было постижение и возвышение себя посредством бесконечной любви к родной природе. Огромное значение для этнокультурного облика народа имеет материальная культура, хозяйственная деятельность народа. Отсутствие военных действий, завоеваний, нашествий, массового истребления населения, порабощения, захвата способствовало упрочению созидательного мирного уклада жизни якутов, что, несомненно, оказало влияние на духовность этноса. По мнению академика СВ. Бахрушева среди прочих туземцев якуты в XVII-XVIII веках довольно резко выделялись своей сравнительно высокой культурой. Культура эта проявлялась во всем их материальном быте, жилище, в одежде [110, с. 23]. Еще в XVII в. основная масса якутов занимала территорию в бассейне средней Лены и нижнего течения Вилюя. Незначительная их часть проживала по среднему и верхнему течению Яны, в верховьях Индигирки, в районах Олекминска и Жиганска Основой хозяйства якутов было скотоводство – разведение крупного рогатого скота и особенно коневодство. Недаром в Якутии развит культ коня, и якутский весенний праздник ысыах символизируется обязательным культовым украшением якутской коновязи – сэргэ. Вхождение в состав Русского государства существенным образом повлияло на хозяйство якутов – внедрялось земледелие. Хотя, интересные сведения, основанные на изучении агротерминов родственных с якутами народов и якутского языка говорит о развитой земледельческой культуре предков якутов. Курикане умели возделывать землю с учетом соответствующих агроклиматических условий и обогащать почву органическими удобрениями и целенаправленным орошением, залив летним паводком [13, с. 37]. К середине XIX века земледелие распространилось почти во всей центральной части Якутии. Якутском, Вилюйском, Олекминском округах на первом плане хозяйства стало земледелие, что совпало с острым моментом сезонного голода и спасло население [36]. Земледелие заменило традицию массового промысла диких животных на традицию обработки земли. Современные исследования культур показывают, что психология народов занимающихся земледелием иная. Земледелие вырабатывает у народов миролюбивый характер, создает материальные основания для гуманизма, смягчает нравы, так как в этой системе жизнеобеспечения даже слабый человек может найти применение своим силам. Земледелие вырабатывает сложные и тонкие формы взаимоотношения людей с миром животных и растений, с природой в целом, формируя чувство причастности, любви, бережного отношения к родной земле. У якутов были распространены кузнечное производство, гончарное ремесло, плотничье, кожевенное, столярное, бондарное и другие ремесла. Мастера-виртуозы: кузнецы, ювелиры, гончары, плотники, изготовители берестяной и деревянной посуды, косторезы, швеи пользовались большим уважением в народе, их любили, о них слагали рассказы, пели песни-тойуки, их именем называли ту или иную местность Особое место занимала обработка дерева и бересты, в частности посудного инвентаря кубков-чоронов для кумыса, различного рода чаши туесков для молока и мяса. Существовали специфические технологические приемы выпаривания, сушки, промасливания и полировки дерева для изготовления посуды. Различными были и технические приемы нанесения орнаментов на нее. Производство материальных благ, хозяйственная деятельность народа способствовали развитию трудолюбия. Народ всегда осуждал леность и безделье Лентяй смекалист на отговорки У ленивого сто отговорок. Глубокое уважение к труду отражалось в пословицах, поговорках, скороговорках Работающий человек никогда не пропадет. Главная забота народного воспитания ребенка – привитие уважения к людям труда, раннее привитие трудовых навыков, а также любовь к труду. В.Л. Серошевский писал Часто малыш, едва заметный от земли, напевая, собирает по целым часам ветки валежника в соседнем лесу или носит дрова в избу и держит полено больше себя ростом [146, с. 515]. Мирный уклад жизни способствовал развитию таких качеств как честность, порядочность, правдивость, среди населения практически не было насилия, преступлений. Н.Г. Чернышевский подчеркивал И вообще люди здесь добры, почти все честны [172, с. 521]. Большую роль народ уделял умственному развитию подрастающих поколений. У якутов были развиты глазомер, пространственное воображение, интуиция, эмпирические математические представления, память, наблюдательность. Этнопедагог И.С. Портнягин пишет, что древние якуты с уровнем мышления связывали и возможность формирования нравственных качеств личности От разумного человека идет человечность, Доброта без разума пуста. Ум в народной педагогике величайшее средство познания окружающей действительности Видит око далеко, а ум еще дальше, Имей ум хоть маленький, да свой, Мудрому совет всякий в пользу [135, с. 27]. Многочисленные национальные игры народов Севера, связанные с вопросами-задачами, задачи со считалкой, задачи-скороговорки, загадки, а также применение знаний о взаимосвязях природных явлений и различных явлений в повседневном хозяйствовании является наглядным примером постоянного стремления народа к знанию и его постижения. Исходя из отзывов исследователей о народном искусстве можно понять какую огромную роль народ придавал воспитанию эстетического вкуса, чувства прекрасного, гармонии, красоте. Народное искусство способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, активно влияет на художественное воспитание, создает возможности освоения духовных ценностей народной культуры детьми с раннего возраста. Доктор психологических наук Оконешникова А.П. пишет, что традиционное прикладное искусство – это средоточение духовного мира народа, выражающегося в его философии и истории развития национальной культуры, в формировании этнопсихологических особенностей ощущения и восприятия внешнего мира и его воплощения в материальном продукте. Оно имеет особое значение в возрождении этносозна- ния, этнокультуры и этноинтеллекта детей дошкольного и школьного возраста и является выражением этики и эстетики [цит. пос Огромное значение для северного человека играло физическое развитие, выносливость. Народ саха всегда с почтением относился к физически сильным людям. Им посвящали легенды, песни. О совершенствовании физических качеств, ловкости, силы мы можем найти в якутском эпосе олонхо как водном из первых источников, представляющих методику подготовки и проведения схваток в древних народных традициях и на нравственной основе, что выделено профессором Н.К. Шамаевым в олонхо «Ньургун Боотур Стремительный весьма образно описывается предварительная тренировочная подготовка главного героя, где он сначала выполняет прыжковые упражнения, затем ворочает тяжелые камни, потом учится скакать на лошади. Н.К. Шамаев изучая проблему нравственного развития школьников в процессе традиционного физического воспитания, научно классифицировал якутские национальные игры, упражнения, развлечения и виды, насчитав свыше 100 разновидностей. Профессор Попов Б.Н. пишет У якутов ребенок играл только до 6-7 лет, те. до конца так называемого жемчужного возраста (чѳмчүүк саас). С этого времени не только у якутов, но и у всех без исключения народов Севера, особое внимание уделялось физическому здоровью ребенка, начиналась подготовка к жизни [133, с. 8]. Чтобы вырастить подрастающее поколение здоровой и сильной, народ использовал суровую школу закаливания. Зимой дети большую часть времени проводили на свежем воздухе, а все лето ходили босиком. С маленького возраста учили детей скакать на лошадях, стрелять из лука, бросать копья. Играя на лоне природы, дети подражали действиям охотника, рыболова, оленевода. Устраивались своеобразные состязания, развивающие морально- волевые, физические качества детей. Воспитательный потенциал семейных этнотрадиций основывался на опыте образовательных и воспитательных практик кочевых народов в использовании природных богатств [133; 134]. Дети оленеводов, которые воспитываются вдали от семьи, включались в ее структуру лишь эпизодически и не имели возможности перенять опыт и умения отцов в традиционных занятиях, матерей – введении домашнего хозяйства. Дети потеряли представление о роли семьи в жизни человека, функциях каждого из членов семьи, о взаимной ответственности, долге и уважении родителей и детей, оказались совершенно неподготовленными к семейной жизни. В отрыве от родителей дети чувствовали себя одиноко, неуютно, становились настороженными, замкнутыми, а иногда и агрессивными. При пребывании в таких условиях, отчужденных от традиционных семейных укладов, в период школьного обучения в интернатах, у детей, по мнению ученых (З.С. Жиркова, Н.Н. Курилов) [72], происходит переориентация нравственных этнических ценностей, несмотря на усилия педагогов, имитирующих элементы исконной культуры в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, в современном региональном образовании является актуальной проблема сохранения и развития народных традиций этнокультурного воспитания в семье, приобщения их к национальной культуре народов Севера. Восстановление, регенерация органической связи последующих поколений со своей историей, культурой, национальными традициями – основное условие выживания этих народов, их права сохранять на своем этническом пространстве сложившиеся и закрепленные в истории образ жизни и культуру, обретать национальную независимость. В исследовании У.А. Винокуровой рассмотрена структура северной семьи и ее роль в воспитании детей. Семья народов Севера отец – главный добытчик, защитник, но внутри семьи, как правило, не распределитель, царствует, ноне правит, устанавливает ровные уважительные отношения с детьми. Мать – полная хозяйка в семье, она распоряжается в ней, но часто бывает, что и добытчик не хуже мужа, не царствует, но правит, пользуется уважением всех. Старики – главные авторитеты по всем вопросам жизни, но, как правило, волю свою не диктуют, добытчики и работники до глубокой старости, лучшие воспитатели детей. Старшие братья, сестры заменяют родителей, со всеми правами и обязанностями. Двоюродные родственники – большого разрыва в статусе между кровными и двоюродными нет В докторском исследовании УС. Борисовой отмечается, что любовь к детям, уважительное отношение, особенно в младенческие годы, к ним у народов Севера Якутии сочетается с требовательностью к исполнению детьми своих обязанностей. Без этого нет уважения личности, индивидуальности каждого ребенка [28, с. Невозможно не отметить такой феномен в семейном воспитании коренных народов Севера, который специалисты назвали позитивное программирование жизни ребенка (идея позитивного программирования О.В. Хухлаевой). Начинается оно еще до рождения, активно осуществляется в первый год жизни малыша и сопровождает все детство. Позитивное программирование моделирует будущее поведение ребенка и, вероятнее всего, дает возможность осуществлять эту позитивную программу. Понятие внутренней программы каждого члена семьи я – хозяин складывается в семейно-бытовых отношениях и взаимоотношениях (мать – ребенок, отец – ребенок, ребенок – старшие члены) в кругу одной семьи, в отношении к окружающей природе, к сородичам. Эта программа – стержень становления социализации ребенка для выхода в широкий мир общения с взрослыми, с детьми, проживающими в поселках и городах [171]. Исследователи указывают на такие важнейшие отличительные черты характера у народов Севера, как честность и доверчивость. Общинам приписывают социализирующую и образовательную функции в воспитании ребенка (Д. Ефимова). Здесь ребенок естественно и активно усваивает социальный опыт, овладевает практическими и теоретическими навыками. Жизнедеятельность общин развивается во взаимосвязи, взаимовлиянии родовых семей, природной и социальной среды. До сегодняшнего дня общины, основным занятием которых традиционно является оленеводство, ведут кочевой образ жизни. Воспитание детей в таких кочевых семьях традиционно народное, с сохранением своей специфики, с этнокультурными чертами. Таким образом, анализ существующих источников (УС. Борисова, Д.Г. Ефимова, У.А. Винокурова, Н.П. Юдиной, З.С. Жирковой) позволил нам выделить основные принципы этнопедагогики коренных народов Севера, которые заключаются в оберегающем и бережном отношении к человеку. В региональной системе образования Республики Саха (Якутия) значимым событием явилось, что 23 мая 1991 г. постановлением Совета Министров Якутской (Саха) ССР была утверждена Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия. В самом этом явлении проявилась взаимная связь демократизации системы образования и укрепление позиции народной педагогики. 10 июля 1992 г. был принят Закон Об образовании, 16 октября 1992 г. – Закон О языках в Республике Саха (Якутия Практическая реализация основных положений этих документов предполагала неординарное решение целого ряда научно-педагогических и организационных проблем. Начиная с этого года были разработаны 17 вариативных учебных планов, учитывающих разные ступени, профили, языковые и этнокультурные особенности В школах внедряется предмет национальной культуры русских, якутов, малочисленных народов Севера. Были разработаны следующие программы по национальной культуре якутов «Ураанхай саха огото» (М.Д. Неустроева), Национальная культура народов Якутии И.Г. Баи- шев, Учение Айыы» О. Винокурова, Изучение фольклора в якутских школах Е. Николаев, Фольклор якутов М. Прокопьева, «Кыыс Куо» В.Н. Иванова, СВ. Федорова, Национальная культура народов Якутии ЛИ. Избекова и др. Действуют концепции по воспитательной работе малочисленных народов Севера (У.А. Винокурова), общая концепция по воспитательной работе (ДА. Данилов. В 1992 г. сотрудник Союза детских общественных и пионерских организаций Ильина Т.М., доктор психологических наук Оконешникова А.П. вместе с известными педагогами республики разработали программу «Эркээйи» по воспитанию детей в условиях возрождения и развития национальной культуры саха. С 2020 г. начинается реализация программы «Эркээйи-2»: создание среды саморазвития детей и молодежи, разработанного во исполнение Стратегииразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 гр. Государственная образовательная политика изложена в основных документах Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 гр Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития Российского движения школьников на период до 2022 года, Национальном проекте «Образование». Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-3№45- VI О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года (с изменениями на 18 июня 2020 года, Образовательная инициатива Республики Саха Якутия) – 2030 Образование, открытое в Будущее, одобренная XIII Съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха Якутия) Образование и общество интеграция во имя ребенка, Указы Главы Республики Саха (Якутия) № 190 О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия и № 825 Мы – будущее России!»позволили выделить приоритетные направления развития воспитания с учетом региональной специфику. В Концепции воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия, утвержденной приказом Министерства образования и науки от 04.03.2021 г. № 01-03/298 проанализирована современная ситуация современного воспитания в Республике Саха (Якутия) [94]. В республике формируется система воспитания и всестороннего развития детей и молодежи, ключевыми элементами которой являются воспитательные системы образовательных организаций всех уровней регионального, муниципального, уровня образовательной организации региональные ресурсные центры по дополнительному образованию, патриотическому воспитанию, выявлению и поддержке одаренных детей, интеллектуальному развитию, спорту и здоровому образу жизни, развитию Российского движения школьников 28 муниципальных (опорных) центров дополнительного образования в сфере образования, культуры и спорта сеть патриотических клубов, поисково-иссле- довательских экспедиций, экологических объединений региональные и муниципальные общественные организации, занимающиеся вопросами воспитания и развития детей и молодежи (Якутское республиканское общественное движение по поддержке гражданских инициатив в воспитании и дополнительном образовании детей Воспитание всем обществом, Якутское региональное отделение Всероссийского общественного движения Матери России, Якутское республиканское отделение Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, Республиканский общественный совет родителей Республики Саха (Якутия, Некоммерческая организация Городской родительский совет городского округа город Якутск, республиканская организация Союз отцов, Центр этнопедагогики Школа жизни Якутской городской национальной гимназии имени А.Г и Н.К. Чиряевых и др.). Агропрофилированные школы, кочевые школы народов Арктики, Международная арктическая школа отражают специфику республики, ее языковое многообразие, культуру коренных малочисленных народов Севера. В образовательных организациях кроме программ воспитания, в рамках часов, предусмотренных на внеурочную деятельность по ФГОС, реализуются программы Российского движения школьников, Единого детского движения Стремление («Дьулуур») Республики Саха Якутия, программы создания среды развития и саморазвития личности путем приобщения к родной культуре, раскрытия в ребенке с младшего возраста природных способностей «Эркээйи»; программы, разработанные на основе профилактической образовательной программы Воспитание ответственностью, направленной на организацию работы с семьей по формированию культуры здоровья. Для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, сохранения этнокультурных особенностей реализуются вариативные программы профильного иду- ального образования, программы инклюзивного образования Охват дополнительным образованием сопоставим с показателями в Российской Федерации и составляет 75% (139 206 чел) от численности детского населения в возрасте 5-18 лет. Региональная модель дополнительного В образования детей и молодежи включает всего 188 учреждений дополнительного образования детей (охват 77 430 обучающихся, в том числе в сфере образования 101 (охват 52 655 обучающихся в сфере спорта – 17 (охват 8 305 обучающихся в сфере культуры – 70 учебных заведения и 56 филиалов дополнительного предпрофессионального образования детей (охват 16 470 обучающихся. На базе дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций программами дополнительного образования охвачено 61 776 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Созданы современные площадки для развития способностей детей и молодежи Региональный центрвыявления и поддержки одаренных детей на базе Малой академии наук Детский технопарк «Кванториум» и мобильный детский технопарк «Кванториум» на базе Дворца детского творчества им. ФИ. Авдеевой; Дом научной коллаборации Н.Г. Соломонова при Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Ам- мосова, точки роста в общеобразовательных организациях муниципальные детские технопарков, центры и лаборатории для реализации дополнительных общеобразовательных программ. Развивается система непрерывного музыкального образования, более детей дошкольного и школьного возраста вовлечены в реализацию проекта Музыка для всех, обеспечен 100% охват учителей музыки общеобразовательных организаций и музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций программами переподготовки и повышения квалификации, создано 386 школьных хоровых коллективов школьных оркестров, за последние 5 лет 7277 детей приняло участие в республиканских конкурсах и 778 детей во всероссийских и международных музыкальных конкурсах. Республиканские проекты Музыка для всех, Рисуем все, Шахматы – школе, инициированные Первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым, являются одними из наиболее эффективных инструментов развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка, а в контексте концепции обучения в течение всей жизни – каждого человека. Расширяется детское движение, 130 тысяч обучающихся вовлечены в деятельность 783 общественных объединений, в том числе в 420 школах, реализующих программы Российского движения школьников более 90 тысяч 299 волонтерских и добровольческих отрядах (11 590 обуч.); 284 военно-патриотических клубах (7673 обуч.); 54 поисковых отрядах обуч.); 13 казачьих клубах (337 обуч.); 56 юнармейских отрядах обуч.). Детям, которые испытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации обеспечивается предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи через 6 центров психолого-педагогическо- го, медико-социального сопровождения 18 муниципальных (территориальных) психолого-медико-педагогических комиссий 28 служб ранней помощи 472 социально-психологические службы общеобразовательных организаций 708 школьных консилиумов 605 Постов формирования здорового образа жизни 104 школьные службы примирения. В Концепции намечены правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы внедрения. Коренные северные кочевые народы владеют богатым историческим опытом в идеях и традициях воспитания. Они требуют своего критического осмысления и применения в современной школе в рамках нравственного и этнокультурного воспитания молодежи. Это обусловлено тысячелетиями жизни в экстремальных условиях, сохранением своей культуры и миропонимания, отношения к природе и человеку в ней как органичной ее части. Благодаря народной мудрости, коренные народы приспособились к экстремальным условиями научились воспитывать своих детей, развивая у них с раннего возраста способности образно воспринимать мир, ориентироваться в нем в любое время года и суток, сближаться с природой, согласовывать с биосферой ритмы труда и отдыха, которые позволяют максимально восстанавливаться, рационально питаться с использованием натуральных продуктов, которые берутся из окружающего мира. В здоровом образе жизни, рациональном питании, одежде, которая позволяла сохранять тепло, в грамотном использовании ритуальных средств заключались истоки долголетия. Обитание в суровых климатических условиях требовало от человека, прежде всего, интенсивного развития высоких интеллектуальных способностей, приспособления к экстремальной и агрессивной среде обитания посредством не только физического совершенствования, но и совершенствования ориентации в окружающей среде. В этом отношении обитание в северных широтах давало дополнительные преимущества, так как замечательный феномен Полярного круга и Полярной звезды позволял с наименьшими усилиями установить взаимосвязь времени и пространства и их координат. Может быть, именно благодаря открытию этого географического феномена древними людьми был создан календарь в Сибири Следует отметить, что суровые условия жизни помогают воспитать в себе твердый характер и силу воли, способность к самовнушению и жизненно необходимые для северянина черты характера, которые проявляются в терпимости, умении ждать и верить в лучший исход событий, если это кажется невозможными бесполезным, уметь побеждать и ценить справедливость. Дети коренных северных народов, усвоив уже в раннем детстве большую часть правил жизни в суровых северных условиях от своих родителей и родственников, умеют выживать. Сила внушения помогает им психологически переносить утрату близких людей. Она помогает в трудные минуты верить в присутствие тех, кто для них остается надеждой и опорой в жизни, заставляет человека согласовывать сними свои решения и проверять правильность совершенных поступков. Наличие такой народной черты очень важно для понимания специфических особенностей ресурсов и средств, которые используются в воспитании школьника-северянина (Л. Лапцуй, П. Явтысый, В. Ледков). По мнению У.А. Винокуровой, весь воспитательный и образовательный процесс в регионе должен быть нацелен на развитие личности северянина человека, который воспринимается и осознается именно как представитель того или иного народа Севера. Поэтому так важно, чтобы дети усвоили духовную культуру родного народа, воспитывались через закаливание холодом, приняли нравственно-этические нормы северной морали, ощущали себя носителями национального самосознания, знали историю своего этноса и были готовы взять на себя ответственность за его судьбу [39]. Многие ученые (А.Г. Новиков, У.А. Винокурова) [38, 39] отмечают, что национальные традиции северного человека были и до сих пор связаны с особенностями жизни в суровых климатических условиях, со своеобразием уклада хозяйствования (оленеводческий, рыболовецкий, охотничий, обусловленного окружающей природой и находящегося в тесной связи с ней. Зависимость северного человека от природы, кормящей его, одевающей и воспитывающей, с наибольшей полнотой раскрывается в его национальных праздниках, музыкальном и устном фольклоре, уходящих корнями в глубину веков. Поэтому и содержание образования в районах Севера традиционно и до настоящего времени связано с процессом сохранения и передачи экологического опыта человека, который позволял ему сохранить как собственную жизнь в суровых условиях системы человек – природа, таки саму эту природу ГЛАВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ |