Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-правовая защита детства

  • Виды организации среды воспитания

  • Варианты выхода из стрессового состояния

  • А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике. М. Коджаспирова А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике


    Скачать 4.54 Mb.
    НазваниеМ. Коджаспирова А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике
    АнкорА. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике.doc
    Дата28.01.2017
    Размер4.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаА. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике.doc
    ТипДокументы
    #739
    страница23 из 30
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   30
    относительно обособлен­ная совокупность связанных между собой образователь­ных, обеспечивающих, инновационных и управленческих образовательных структур на территории одного из субъек­тов РФ.

    Система педагогическаясовокупность взаимосвязанных средств, методов и

    процессов, необходимых для создания орга­низованного, целенаправленного пед. влияния на формирова­ние личности с заданными качествами. Структурные элементы С. п.: субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения. М. б. в масштабах страны, от­дельного образовательного учреждения, в рамках учебного пред­мета, деятельности отдельного преподавателя. Широко известны авторские С. п.: А. С. Макаренко, В. Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, С. Френе, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского и др.

    Ситуация педагогическая1. совокупность условий и обстоя­тельств специально

    задаваемых учителем, или возникающих спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и раз­витие учащегося как будущего активного субъекта в обществен­ной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2. кратковременное взаимодействие учителя с учеником (груп­пой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональны­ми проявлениями и направленное на перестройку сложивших­ся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.

    Скаутизм — одна из самых распространенных форм детского и молодежного движения

    за рубежом, объединяющая детей, подростков и юношей в возрасте от 7 до 21 года. Главная цель С. — воспитывать у подрастающего поколения преданность своей стране, религии, формирование определенных нравствен­ных качеств, таких как: правдивость, смелость, вежливость, «быть другом всех людей и братом каждому скауту», «подчи­няться бесприкословно своим руководителям». У скаутов есть закон и клятва. Девиз скаутов: «Хороший поступок — каждый день». Одним из основных принципов воспитания в скаутских организациях является учет возрастных особенностей детей, пре­емственность в работе. Выделяются 3 возрастные группы: 1-я — мальчики 7-10 лет — кабскауты («волчата»), девочки — браунискауты («птенчики»); 2-я группа — 11—12 лет — разведчики; 3-я группа — «искатели» и «гиды» — скауты в возрасте от 15 до 21 года. Каждая ступень роста скаутов предполагает овладение определенными знаниями, умениями и навыками, (см. Баден-Пауэл Р.). В России скауты возникли в 1909 г. и просущество­вали до возникновения пионерской организации как массо­вой. В 90-е гг. XX в. С. вновь возродился в России как одно из многообразных детско-молодежных объединений. Сильные стороны С: пристальное изучение психологии, интересов и зап­росов воспитанников; использование детской инициативы, кра­сочность и привлекательность ритуалов, формы, церемоний; конкретность и понятность общих и частных целей, заданий, лозунгов, правил поведения; овладение различными практичес­кими навыками; четкость организационной структуры; умелое использование склонностей детей к коллективизму, к путеше­ствиям, героическим подвигам и приключениям, применение живых форм работы, особенно игр.

    Склонность — устойчивая направленность к определенной дея­тельности,

    выражающаяся в эмоциональном ее предпочтении др. видам деятельности. Раннее выявление С. у детей, создание условий для их развития — задача любого образовательно-вос­питательного учреждения.

    Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) — украинский фило­соф, поэт,

    просветитель-гуманист. Был странствующим филосо­фом. Выступил против официальной религии и церковной схо­ластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, со­гласно природным склонностям; о распространении образования в народных массах, борьбе со схоластикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами обра­зования.

    Скопофилия (визионизм, вуайеризм) — влечение к подглядыва­нию за половым актом

    или обнаженными представителями из­бранного пола.

    Славянофильство (в пед.) — идеология, не принимавшая рацио­нализм и

    индивидуализм западной педагогики, ставила вопрос о специфическом для России взгляде на воспитание, как на це­лостное развитие человека, взятого в контексте его нравствен­но-религиозного чувства. Человеческая индивидуальность рас­сматривалась прежде всего с позиций соборности.

    Слайд (англ. slide — скользить) — отдельный диапозитив, помеща­емый обычно в

    стандартную пластмассовую рамку 50 х. 50 мм. С. — прозрачное фотографическое (или рисованное) изображе­ние на пленке или стекле, предназначенное для проецирования на экран.

    Слушание — вид коммуникативной деятельности в процессе об­щения, связанный с

    восприятием и пониманием речи участни­ков общения и реагированием на нее.

    Виды собеседников— разнообразие проявлений личностных характеристик человека в процессе вербального общения, к-рые педагогу полезно учитывать при выборе тактики взаимодействия с воспитанниками. С доминантным собе­седником: напористым, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответствен­ность, целесообразно держаться спокойно, стараясь на­прасно не перебивать, не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать твердо и решительно; не­доминантного собеседника: деликатного, уступчивого, легко теряющегося, полезно почаще подбадривать, заин­тересованно выслушивать, поддерживать в правильных выводах. Мобильного в общении воспитанника: подвижно­го, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экс­прессивного, необходимо тактично придерживать, воз­вращая к теме разговора. Ригидного: медлительного, неус­певающего за сменой тем, не стоит торопить, надо давать ему возможность до конца высказаться. Экстраверт — общителен, активен, больше обращен на собеседника. С ним, как правило, общаться легко. Интроверт не очень разговорчив, трудно переходит от темы к теме, если пре­дыдущая не завершена. С ним надо быть терпеливым и вдумчивым слушателем.
    Слушание рефлексивноеслушание с анализом, уточнени­ями, перефразированием.
    Слушание эмпатическоев пед. взаимодействии — метод слушания, основанный на способности учителя понять собеседника в сопереживании ему — переживании им тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает воспи­танник (родитель, коллега и т. д.) через отождествление с ним.

    Смысл — воспринятое личностью значение к.-л. явления, предме­та, знака; идеальное

    содержание, идея сущности, предназначе­ние, конечная цель, ценность чего-л. (С. жизни, С. истории и т. д.).

    Смысл личностный— понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназна­чения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» (Л. Н. Толстой). Осознается как «значение-для-меня» усваиваемых человеком безлич­ных знаний о мире, включающих понятия, умения, дей­ствия и поступки, совершаемые людьми, соц. нормы, роли, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного само­определения личности, формирование к-рой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания.

    Соборность — качество личности, выражающееся в принятии ею сверхличных и

    сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, воз­никших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности. Термин «соборность» предложен ранними славяно­филами (А. С. Хомяковым и др.). В понятии С. акцент делает­ся на этической значимости человеческого коллективизма. Воз­рождение национального сознания русского народа, проявляю­щееся, в частности, в развитии русских школ в современной образовательной системе и в остром интересе к христианско-антропологическому направлению в русской философско-пед. мысли конца XIX — начала XX вв., вновь вводит понятие С. в число нравственных качеств, подлежащих формированию у подрастающего поколения.

    Совесть — категория этики, отражающая моральную ответствен­ность человека перед

    самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений лично­сти и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения.

    Совместимость межличностная — взаимное принятие партнеров по общению и

    совместной деятельности, основанное на опти­мальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентации, соц. установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма пси­хофизиологических реакций и др. значимых для межличностно­го взаимодействия индивидуально-психол. характеристик.

    Содержание образования и воспитания — система научных зна­ний, умений и

    навыков, отношений и опыта творческой дея­тельности, овладение к-рыми обеспечивает разностороннее раз­витие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подго­товку к общественной жизни и труду. Источники С. о. и в. — все многообразие культуры.

    Созависимость — устойчивое состояние болезненной зависимо­сти от компульсивных

    (т. е. ставших неуправляемыми) форм поведения и от мнения др. людей, формирующееся при попыт­ках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность. Поведение созависимых — неуправляемо, не поддается контролю сознания, т. е. бессознательно. Это состояние болезненной зависимости, т. е. оно может трактоваться как заболевание, и, как любое заболе­вание, иметь свою причину (источник), развитие и конечную стадию — выздоровление или полное разрушение личности в соматическом, интеллектуальном или духовном аспектах. С. затрагивает все структуры личности, деформируя ее. Созависимый человек — это человек с деформированным «Я». Он неред­ко испытывает чувство патологического стыда из-за пережива­емой явной или кажущейся человеку, напр., из неблагополучной семьи, отверженности обществом; потерю собственной внутренней реальности и зависимость от реальности внешней; чрезмерную озабоченность чем-то или кем-то и чрезвычайную зависи­мость — эмоциональную, соц., иногда даже физическую от это­го человека, процесса или явления; остановку развития соб­ственного «Я» и чрезмерно сильное реагирование на происхо­дящее вокруг при недостаточности реакций на происходящее внутри самого человека; долговременное подчинение человека жестким правилам, не допускающим открытого выражения чувств, непосредственного обсуждения внутренних и межлич­ностных проблем и др.

    Сознание педагогическое — совокупность знаний и ценностных установок

    учителя, определяющая характер всей его пед. дея­тельности и отношений к профессии и детям. Складывается из личностной и профессиональной Я-концепции; В-концепции (концепции Воспитанника: как он его понимает, воспринима­ет, принимает и оценивает) и Д-концепции (концепции Дея­тельности: понимание природы и специфики пед. деятельнос­ти, ее структуры, выделение тех или иных доминант).

    Созревание половое — сложный процесс сексуального развития, в к-ром

    физиологические изменения не только воздействуют на психику, но и сами в известной степени контролируются созна­нием, зависят от образа жизни ребенка. Возникающие неосоз­нанные сексуальные ощущения корректируются путем воспи­тания чувств, воли, нравственных привычек.

    Сократ (ок. 469—400 гг. до н. э.) — древнегреч. философ-идеалист. Жил в Афинах, где

    его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен и др. Об учении С, к-рый ничего не писал, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта. «Знаю, что ничего не знаю», — одно из известнейших изречений Сократа. Высшие добродетели по С: сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность), справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. «Прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые. Добродетель, т. е. понимание того, что есть благо, могут достичь лишь благородные люди» (аристократы). Идеалистическая этика С. перерастает в теологию. Главной за­дачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Сомнение служило С. предпосылкой для обращения к собственному «Я», к субъек­тивному духу, дальнейший путь вел к объективному духу — бо­жественному разуму. Цель воспитания — познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение чело­веческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и в со­здании гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям. Сократический метод заключается в том, что собеседника че­рез иронию, отрицательную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем методом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (отыс­кание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения) и определение (установление родов, видов и их соотношений). Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение со­беседника к противоречию с самим собой и постепенного под­ведения его к познанию «всеобщего» в нравственности как ос­новы истинной морали. Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем бесед, спора, полемики, явил­ся источником субъективной диалектики, диалектического способа мышления.

    Соматический — телесный, относящийся к телу.

    Сорбонна — распространенное наименование Парижского универ­ситета. В XIII—XVI

    вв. — студенческое общежитие теологическо­го факультета этого университета. Названо по имени основателя — духовника короля Людовика IX Робера де Сорбона. Постепенно превратилось в типичную для средневековых университетов «кол­легию» — самоуправляющееся учреждение, где жили студенты и профессора, читались лекции и проводились экзамены.

    Сорока-Росинский Виктор Николаевич (1882-1960) — русский и советский

    психолог и педагог-гуманист. Работы: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской национальной школы», «На­циональное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудно­воспитуемые», «Школа им. Достоевского» и др. Принципы вос­питательной системы: национальные школы и национальная психология, демократичность воспитания и обучения, коллективное воспитание с учетом индивидуальности каждого воспи­танника, переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревнователь­ности и самокритичности, всякое знание превращать в деяние, принцип игры. И принципы суворовской педагогики: «Глазо­мер, быстрота, натиск»; «Тяжело в учении, легко в бою». Мно­го сделал в разработке теории и практики воспитания трудно­воспитуемых детей. Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. В работе с трудными подростками «лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример». Предложил классифи­кацию учителей на основе ценностных ориентации: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуитивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный подход.

    Сотрудничество в обучении — совместная, взаимосвязанная дея­тельность

    учащихся и учителей, построенная на демократичес­ких принципах, ориентированная на достижение осознаваемых личностно значимых целей как учениками, так и учителями.

    Софисты — платные, иногда странствующие, преподаватели фи­лософии, математики,

    мифологии, поэтики, этики, политики и риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демок­ратии. В своих философских воззрениях придерживались идей, что «человек — мера всех вещей» (Протаргор) и «если и есть не­что существующее, то оно непознаваемо» (Горгий), т. е. реляти­визма и скептицизма. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентированного исключительно на прак­тическую целесообразность, на достижение личного успеха. Такой человек имеет свою точку зрения и умеет убеждать др., поэтому С. такое большое значение придавали риторике — ис­кусству красноречия. В процессе обучения красноречию С. впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способствовали развитию грамматики. Именно у С. впервые в древнегреч. ис­тории воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.

    Социабельность — зависимость от группы.

    Социализация — совокупность всех соц. и психол. процессов, посредством к-рых

    индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; процесс вхождения индивида в соц. среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отноше­ний в качества личности; процесс включения индивида в сис­тему общественных отношений и самостоятельное воспроиз­водство этих отношений. Она включает в себя не только осоз­нанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. С. предполагает освоение человеком способности к «адаптивной активности» и осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под вли­янием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и пр.). Поня­тие С. было введено в соц. психологию в 40—50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. Решающую роль в С. ребенка играет семья.

    Агенты социализациилюди и учреждения, ответствен­ные за обучение культурным нормам и усвоение соц. ро­лей. А. первичной социализации: семья, приходящие дру­зья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, ли­деры молодежных группировок. А. вторичной социализации: администрация школы, университета, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Первичная С. осу­ществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная С. осуществляется в опосредованном или формальном ок­ружении, значима на более поздних этапах жизни. Термин возник в 80-е гг. XX столетия.
    Факторы социализациифакторы, влияющие на процесс социализации личности. Различают микрофакторы: семья и домашний очаг, соседство и микросоциум, группы свер­стников и субкультура, институты воспитания, обществен­ные, государственные, частные, религиозные организации. Мезафакторы: средства массовой коммуникации, тип по­селения, региональные условия (географические, природ­но-климатические, экономические, демографические, культурные). Макрофакторы: страна как природно-кли­матический фактор, этнокультурные условия, общество как политико-соц. явление, государство как политико-юридическое явление. Мегафакторы: космос, планета, мир.
    Социализация агрессии— процесс научения контролю соб­ственных агрессивных устремлений или выражения их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации.
    Социализация учителя профессиональная— процесс вхож­дения учителя в профессиональную среду, усвоение им профессионального пед. опыта, овладение стандартами и ценностями пед. сообщества, активной реализации на­капливаемого опыта.

    Социальная компетенция — соц. навыки (обязанности), позволя­ющие личности

    адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

    Социальная психология — наука о закономерностях в поведе­нии и деятельности

    людей, обусловленных их включением в соц. группы, а также психол. характеристик самих соц. групп. Ко второй половине XIX в. относятся первые попытки созда­ния самостоятельных соц.-психол. концепций: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штанталь, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов соц. поведе­ния» (У. Макдугалл). С. п. как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей; психол. характеристики соц. групп, как больших (классы, нации), так и малых; психология личности.

    Социальная работа — профессиональная деятельность по оказа­нию помощи

    индивидам, группам, общинам с целью улучшения или восстановления их способности к соц. функционированию, что предполагает соответствующую подготовку соц. работника и соц. психолога для данной сферы: мотивационно-целостную, ориентированную на практику, фундаментально-теоретическую и практическую. Виды: соц. планирование, социопсихол. консуль­тирование, соц. обслуживание, гештальттерапия, соц. менедж­мент и др.

    Социальная ситуация развития — специфическое для каждого возраста

    отношение между ребенком и окружающей средой, отраженное в его переживаниях и реализуемое им в совместной деятельности с др. людьми.

    Социальная среда — соц. зона ближайшего действия человека; сложная и

    неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступ­ками самого человека. В понятие среды включают непосред­ственное окружение личности, совокупность различных (мак­ро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу его соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людь­ми; реальная действительность, в условиях к-рой происходит развитие человека.

    Социальная стратификация — соц. неравенство в обществе, де­ление соц. слоев по

    уровню доходов и образу жизни, по нали­чию или отсутствию привилегий.

    Социальная установка — отношение человека к людям, соц. со­бытиям, фактам и

    многомудр., что для него значимо. С. у. вклю­чает в себя три компонента такого отношения: когнитивный (зна­ния об объекте), эмоциональный (чувства, к-рые он вызывает) и поведенческий (действия, к-рые он порождает).

    Социально-педагогическая деятельность — пед. деятельность, направленная

    на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психол. состояния, на уста­новление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию.

    Социально-педагогический комплекс — разветвленная сеть вос­питательно-

    образовательных учреждений, соц.-пед. общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на соц. защиту и реализацию прав чело­века, на его успешное разностороннее развитие и самореализа­цию. Обеспечивает целостность процесса соц. воспитания детей с различными проблемами (одаренных, физически ослаблен­ных, с умственными и физическими отклонениями, детей-ин­валидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении и т. п.), помогает созданию комфортной соц.-образовательной среды в микросоциуме, реализует правовую и экономическую за­щиту и соц. профилактику. Социально-правовая защита детства — система государствен­ных соц. мероприятий, нацеленная на профилактику и преодо­ление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства.

    Социальное воспитание — процесс и результат стихийного вза­имодействия

    человека с ближайшей жизненной средой и усло­виями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс общественного решения задач активного приспособле­ния человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам соц. проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процес­се его социализации. Принципы С. в.: природосообразность, кулътуросообразность, центрация соц. воспитания на развитии личности, дополнительность.

    Социального воспитания теория — на основе данных социологии воспитания и

    соц.-пед. виктимологии, исходя из положений фи­лософии соц. воспитания, описывает, объясняет и прогнози­рует функционирование воспитания как соц. института.

    Социального воспитания философия — учение об объективном состоянии и

    потребностях общества, полученных социологией воспитания и соц.-пед. виктимологией, ставится ряд фундамен­тальных вопросов, предлагаются варианты их решения, к-рые и могут сделать успешной интеграцию сил общества с целью по­вышения культурного уровня народа.

    Социальные институты культуры и социализации — наиболее устойчивые,

    четко регламентированные формы взаимодействия по укреплению, созданию и распространению культуры, соци­ализации молодого поколения, овладения ими культурными ценностями общества: семья, образование, наука, церковь и др.


    Социальные навыки (обязанности) — набор способов и приемов, к-рыми человек

    овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равнове­сие с др. Понятие определено В. Слотом.

    Социальный институт — совокупность соц. ролей и статусов, предназначенная для

    удовлетворения определенной соц. по­требности.

    Социология воспитания — наука, исследующая воспитательные силы общества,

    процессы социализации человека, воспитание как соц. институт.
    Соционика — научное направление, разрабатывающее такую мо­дель общества, в к-рой

    для каждого индивида, представляюще­го определенный психол. тип, находится место в обществе и соц. деятельности; новейшая теория психол. типов и межлич­ностных отношений, находящаяся на стыке психологии, социо­логии и информатики. С. базируется на психол. типах К. Юнга. Существуют парные типы, дополняющие друг друга: логик-этик, экстраверт-интроверт, рационалист-иррационалист и т. п. Этот процесс дополнения получил название дуализации. В отечественной науке в конце прошлого века проблемы С. раз­рабатывались А. Аугустинавичюте. В педагогике появились разработки организации учебно-воспитательного процесса на основах С.

    Социум (от лат. socium — общее, совместное) — большая устойчи­вая соц. общность,

    имеющая общие условия жизни и культуру.

    Способ деятельности — система последовательных действий, ве­дущих к

    достижению намеченной цели.

    Способности — индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием

    успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей на­правленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонно­сти человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятия таланта и гениальности.

    Способности педагогические— обобщенная совокупность таких индивидуально-психол. особенностей личности учителя и профессионально значимых личностных ка­честв и состояний, к-рые обеспечивают достижение высо­ких результатов в пед. деятельности. Виды: коммуникатив­ные, перцептивные, прогностические, организаторские, кон­структивные, дидактические, гностические, экспрессивные.
    гностические — умение познавать и получать удовольствие от познания;
    дидактические — умение объяснять, передавать знания, обучать;
    коммуникативные — умение общаться, сотрудничать;
    конструктивные — умение отобрать, создать, спроектиро­вать учебно-воспитательный материал;
    организаторские — способности вызывать коллективную деятельность и доводить ее до конца; умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызы­вать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;
    перцептивные — умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состоя­ния, способность к эмпатии;
    прогностические — умение осуществлять пед. предвиде­ние, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности;
    суггестивные — эмоционально-волевое внушающее влия­ние учителя, его способность с помощью твердого воле­вого слова добиться нужного результата воздействия;
    экспрессивные — умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм, владе­ние интонационной палитрой речи, мимикой, жеста­ми, пластикой.

    Справедливость педагогическая — мера объективности оценок и отношений

    педагога к личностным качествам, поведению, поступкам и действиям воспитуемых.

    Среда воспитания — материальные, духовные, общественные ус­ловия

    существования и деятельности воспитанника; объекты природы, культуры, взаимоотношения между людьми. Включа­ет в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная, оптимальная, при к-рой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничи­вают развитие у детей самостоятельности и творчества.

    Среда педагогическая — специально, сообразно с пед. целями организованная

    система межличностных отношений и отноше­ний к миру.

    Средства педагогические — материальные объекты и предметы духовной

    культуры, предназначающиеся для организации и осуществления пед. процесса и выполняющие функции развития учащихся, а также разнообразная деятельность: труд, игра, учение, общение, познание.

    Средства педагогические программныепакеты приклад­ных программ для использования в процессе обучения по различным предметам; средства, предназначенные для различных целей: формирования знаний, умений и навы­ков; контроля за качеством их усвоения.

    Технические средства обучения (ТСО)— совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с це­лью его оптимизации и для предъявления и обработки информации.

    Стандарт образования1. основной документ, в к-ром опреде­лены конечные

    результаты образования по учебному предмету. Составляются для каждого этапа и вида образования. Структу­ра стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки резулътатов образования; 2. со­держательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптималь­ный минимум содержания образования.

    Стандарт педагогический — эталон пед. деятельности, к-рым надо овладеть в

    процессе профессионального обучения и про­фессиональной деятельности.

    Стандартизация (англ. standart — типовой, нормальный) — уни­фикация,

    регламентация, приведение к единым нормам.

    Становление — приобретение новых признаков и форм в процес­се развития; процесс

    приближения к определенному состоя­нию. Можно говорить о становлении характера, личности, мышления.

    Статус личности — определенная позиция в соц. структуре груп­пы или общества,

    связанная с др. позициями через систему прав и обязанностей. С. л. отвечает на вопросы: кто он? что он дела­ет? какие соц.-типичные аспекты поведения проявляет?

    Стеничность (от греч. sthenos — сила) — характеристика высокой работоспособности

    индивида, устойчивости к различным поме­хам, способности к длительной непрерывной деятельности, даже при лишении сна в течение нескольких суток.

    Стереотип — шаблон, копия.

    Стереотип социальный — относительно устойчивое, упро­щенное, схематичное, характерное для обыденного созна­ния представление о к.-л. соц. объекте (человеке, группе лю­дей, общности), сложившееся в условиях дефицита инфор­мации как результат обобщения личного опыта индивида и предвзятых установок, характерных для данного общества.

    Стереотипы этнические — усвоенные и включенные в жиз­ненный опыт людей национальные традиции, обычаи, ритуалы, способы решения тех или иных задач. Опреде­ляют установки и ожидания по отношению к людям той или иной национальности. В любом коллективе надо формировать уважительное отношение к С. э. и не пы­таться их переделывать.

    Стиль взаимодействия — система вербальных и невербальных средств общения.

    Стиль отношений между учителем и детьми — внутренний пси­хол. фон, на к-ром

    развертываются все акты взаимоотношений учителя и детей.

    Стиль педагогического общения — стиль отношений и характер взаимодействия

    в процессе руководства воспитанием детей; идивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками. Стили общения: на основе увлеченно­сти совместной творческой деятельностью, на основе дружеско­го расположения, дистанции, устрашения, заигрывания (В. Кан-Калик).

    Стиль руководства — типичная для лидера (руководителя, педа­гога) система

    воздействия на ведомых (подчиненных, воспитан­ников); относительно устойчивая система практических дей­ствий руководителя, определяемая способами решения стоящих перед ним задач и совокупностью личностных качеств. Стили: демократический, авторитарный, либеральный. Но есть и такая классификация: плановый, авральный, регламентирующий, консервативный, дипломатический, документальный, лидерс­кий, административный.

    Стимул (от лат. stimulus — острая палка, к-рой погоняли живот­ных) — внешнее

    воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.

    Стохастически — вариативно, вероятностно.

    Страта — большая группа людей.

    Страсть — сильное, стойкое, длительное, доминирующее, всеох­ватывающее чувство,

    к-рое в решающей степени предопределя­ет, детерминирует активность личности и приводит к сосредо­точению на предмете С. всех ее устремлений и сил.

    Стратегия — общая руководящая линия, установки, направлен­ные на достижение

    конечной цели в к.-л. деятельности.


    Стратегия педагогического взаимодействия — общая руководя­щая линия в

    деятельности учителя, установки, направленные на достижение далеких целей в процессе формирования личности. Учителю необходимо разрабатывать С. п. в. как с отдельной личностью, так и с детским коллективом в целом. Это реализу­ется прежде всего в системе различных планов, к-рые разраба­тывает учитель: календарно-тематический, планы воспитатель­ной работы и т. п.

    Стратификация в образовании — разделение сферы образования на страты

    (различные типы учебных заведений) в соответствии с образовательными потребностями, возможностями и способ­ностями человека.

    Страх — психическое состояние, связанное с выраженным прояв­лением астенических

    чувств: тревоги, беспокойства и др. в си­туациях угрозы биологическому или соц. существованию инди­вида и направленное на источник действительной или вообра­жаемой опасности. С. — основной фактор, на к-ром строится авторитарная педагогика.

    Стремление к эмансипации — тенденция освобождения, отделе­ния от опеки

    взрослых, особенно остро проявляется в подрост­ковый период.

    Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) — психи­ческое состояние

    общего возбуждения, психического напряже­ния при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изме­няющиеся условия среды. С. может оказывать как положитель­ное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и отрица­тельное, вплоть до полной дезорганизации (дистресс). Выделя­ют С. психический и физиологический. Психический С. делят на информационный и эмоциональный (ситуация угрозы, обиды, опасности и др.). С. — неспецифический ответ организма на любое требование, раздражение. Кроме специфического эффек­та, все воздействующие на нас агенты (раздражители) вызыва­ют также и неспецифическую потребность осуществить приспо­собительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воз­действия. Это и составляет сущность С. С точки зрения стрес­совой реакции не имеет значения, приятна или неприятна си­туация, вызвавшая С. Имеет значение лишь интенсивность воз­действия. Но при значительной интенсивности и неприятной ситуации С. может перейти в дистресс — горе, несчастье, силь­ное недомогание, истощение. Понятие было введено канадским физиологом Г. Селье.

    Стресс учителя — напряженные состояния учителя, вызванные стрессорами

    (факторами напряжения) профессиональной пед. деятельности. Состав стрессоров: нехватка времени, низкая ус­певаемость учащихся, плохая дисциплина учащихся на уроках, конфликты с учащимися, конфликты с администрацией, кон­фликты с коллегами, одиночество, отсутствие стимулов для ка­чественной работы, материальные затруднения, ошибки в выбо­ре профессии, нехватка знаний по педагогике, дефицит знаний детской психологии, оскорбление со стороны коллег, админис­трации, аттестация профессионализма, контроль за работой извне, монотонная работа, нереализованные профессиональ­ные знания и умения, чувство высокой ответственности за ра­боту, «сгорание» на работе, перегрузка уроками, перегрузка вне­урочной деятельностью в школе, боязнь администрации, ошиб­ки в общении с учениками, коллегами, администрацией, быстрое переключение на работу по-новому, обязанности рабо­тать дома (проверка тетрадей, подготовка к занятиям). Типы стрессовых состояний: страх, тревожность, усталость, утрата ин­тереса к работе, потрясение, недомогание, потеря сна, озлоб­ленность против учащихся, нежелание общаться с администра­цией, чувство неопределенности в месте работы и проживания, когнитивная ригидность, истерика, депрессия, фрустрация, слезы, дурные предчувствия, тоска по прошлому, гнев, ярость. Варианты выхода из стрессового состояния: избегающее поведе­ние; самовнушение, нейтрализующее стрессовое состояние; интроверсия (уход в себя); занятия гимнастикой; переход к субли­мации; корректировка своего образа жизни; анализ причин воз­никновения стресса; вступление в сообщество партнеров по увлечению; принятие к реализации программы по самообразо­ванию; исповедь перед собой; исповедь перед родителями; пу­тешествие в отпускное время; психодрама; самоанализ и са­морегуляция по Я-концепции; смена класса; получение пос­левузовского второго образования; устройство на работу по совместительству; освоение курсов корректировки профессио­нализма; хобби щадящего реабилитирующего воздействия; организованный протест; обращение к психотерапевту; кон­сультации у специалистов; освоение опыта коллег; смена стиля отношений с коллегами; сбой ритма жизнедеятельности; смена места жительства; посещение кабинета релаксации; переход на жесткий ритм труда и отдыха; использование психоделиков; комплекс психомоторных разрядок; внутренние диалоги с со­бой и с партнерами; получение своего социометрического ин­декса по содержанию стресса; обращение к домашним хозяй­ственным делам; самосуд; погружение в нейтрализующую С. ситуацию (музыка, природа, литература, видео, искусство, среда непривычного пребывания); экскурсии; посещение эмоцио­нальных видов среды (горы, дом ребенка, кладбище, музей, больница, церковь, дом престарелых, тюрьма, вытрезвитель, спортивные состязания и др.); дыхательная гимнастика; занятия хатха-йогой; разговор с коллегами; разговор о С. с. с неучителя­ми; осознание своего состояния и желание помочь себе; обще­ние с людьми, с к-рыми чувствуете себя комфортно; планиро­вание фазы расслабления (отдыха) во время урока; чтение рели­гиозной литературы; чтение комиксов; изобретение средств изменения рутинной работы; избегание изоляции от окружаю­щих; обращение за помощью к коллегам; успокаивающие про­цедуры (водные, психотактильные); обращение к естественным эротическим эмоциям; использование физических нагрузок; общение с домашними животными; фитоконтакты; мысленные перевоплощения в др.; психосценарии пережитой радости и счастья; сравнение с большим горем др. Понятие разработано В. Журавлевым.

    Структура — совокупность устойчивых связей между частями (компонентами) объекта,

    обеспечивающих их целостность.

    Структура педагогического процесса совокупность со­ставляющих его частей, соответствующих компонентам пед. системы. Компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятелъностный, оценочно-результативный.

    Структура урока совокупность элементов урока, обеспе­чивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах сочетания. Струк­турные элементы: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домаш­нее задание, подведение итогов урока. Тип урока определя­ется наличием и последовательностью структурных частей.

    Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев,

    присущих большой соц. группе: молодежная, кри­минальная, профессиональная, национальных меньшинств и т. п. Отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

    Субкультура детская (подростковая, юношеская) — 1. куль­турное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создать свои, автономные формы культурной активности; 2. все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми.

    Сублимация — см. Защита психологическая.

    Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — носитель активнос­ти, осуществляющий

    изменение в др. людях и в себе самом как др. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельно­сти, общении, самосознании. С. есть целеполагающее, целост­ное, свободное, развивающееся существо.

    Субъект управления — орган или подструктура управления в дан­ной системе:

    министерство, департамент и т. п.

    Субъект управленческой деятельности — человек, непосред­ственно

    реализующий эту деятельность.

    Субъективность 1. специфическое отражение психикой чело­века объективного

    мира; 2. оценка, мнение, неадекватное объективному содержанию; 3. способность человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жиз­недеятельности, находит свое высшее выражение в рефлексии.

    Субъектность — качество личности, обозначающее способность человека отдавать

    отчет в собственных действиях, быть страте­гом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоя­тельно выстраивать действия и оценивать их соответствие заду­манному, корректировать цели, выстраивать планы жизни. Тер­мин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходи­мо формировать в процессе пед. взаимодействия.

    Суггестия (от лат. suggestio — внушение, намек) — см. Внушение.

    Суггеренд — личность, являющаяся объектом суггестии, внуше­ния.

    Суггестор — субъект, осуществляющий суггестию.

    Суггестивные способности учителя — эмоционально-волевое влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия.

    Суждение — форма мышления, отражающая связи между предме­тами и явлениями;

    утверждение или отрицание чего-л. М. б. истинным и ложным.

    Суицид (от англ. suicide — самоубийство) — акт самоубийства, со­вершаемый человеком

    в состоянии сильного душевного рас­стройства либо под влиянием психического заболевания; осоз­нанный акт устранения из жизни под воздействием острых пси-хотравмирующих ситуаций, при к-рых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. Причины С. многообразны и коренятся не только в личностных деформа­циях субъекта и психотравмирующей обстановке, окружающей его, но и в соц.-экономической и нравственной организации общества. В нашей стране и за рубежом созданы специальные суицидологические службы, «телефоны доверия», центры кри­зисной психотерапии. Подростковый С. нередко бывает след­ствием конфликтных отношений с родителями, учителями, сверстниками.

    Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) — совет­ский педагог.

    Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Рож­дение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родина в сер­дце», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым ди­ректором» и др. Отдавал приоритет человеку в процессе его воспитания: «Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда-бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что мы вклады­ваем в душу человека». В перечне нравственных качеств, к-рые надо воспитывать, особый акцент делал на человечности, доб­роте, чуткости, отзывчивости, сострадательности, любви к ма­тери и др. членам семьи. Основополагающие личностные каче­ства: патриотизм и гражданственность. Стержневая идея всей пед. системы С. — развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке. Одной из самых трудных групп де­тей считал так называемых «незаметных детей». Был сторонни­ком коллективного воспитания, но с большим акцентом на вни­мание к отдельному ребенку. Одним из первых в стране загово­рил об обучении шестилеток. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Будучи директором школы, не обо­шел вниманием вопросы управления школой, дав полезные со­веты молодому директору.


    Схоластика — господствующее направление в средневековой философии,

    представители к-рого считали своей задачей теоре­тическое обоснование догм христианской религии. Способство­вала развитию формально-логического анализа. Оказала реша­ющее влияние на содержание и методы всего средневекового образования, особенно университетского. Являясь своеобраз­ной системой мышления, С, при всем своем догматизме и ка­зуистике, побуждала занимающихся ею к скурпулезному анали­зу текстов, признанных церковью авторов, развивала способ­ность формально-логически мыслить и приучала к точности выражения мыслей.

    Сциентизм — мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли

    науки, научных знаний (прежде всего естественных наук, математики) в системе культуры, в идейной жизни общества; рассматривающая науку и ее успехи в качестве главного фактора прогресса в истории и средства решения соц. проблем.


    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   30


    написать администратору сайта