А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике. М. Коджаспирова А. Ю. Коджаспиров словарь по педагогике
Скачать 4.54 Mb.
|
ААбстракция — мысленное выделение к.-л. признака или свойства предмета, явления, с целью его лучшего изучения. Автоматизированная обучающая система (АОС) — система программного обеспечения ЭВМ, предназначенная для разработки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результатов обучения. Автономия пространственная — неприкосновенность личного пространства. Автономный — самодостаточный, независимый, самоуправляемый. Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократичных методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т. п. Все эти черты ярко проявляются у авторитарного учителя. Авторитарное воспитание— воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики — учитель-субъект, а ученик —объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован, акцент — на воспитывающем обучении. Яркий представитель — Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безаппеляционность в суждениях. Одно из его проявлений в педагогической деятельности — морализирование. Авторитет (от лат. autoritas — влияние, власть) — 1. влияние индивида, основан- ное на занимаемом им положении, должности; 2. степень доверия чело- веку, внутреннее признание окружающими за человеком права на при- нятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятель- ности; 3. высокий статус личности в группе, в коллективе. Авторитет положения— власть, которой обладают все представители определенного должностного уровня в рамках организации над всеми теми, кто занимает в ней подчиненное положение, вне зависимости от наличия каких бы то ни было иных социальных различий между представителями этих двух групп. Авторитет родителей— высокая значимость личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведе- ние. Ложные родительские авторитеты (А. С. Макаренко): авторитет доброты— чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к поведению ребенка. В та- кой семье очень скоро дети начинают командовать роди- телями (самый неумный вид авторитета); авторитет дружбы — стремление создать с раннего воз- раста отношения с ребенком как равным — дружеские; в крайних формах в этом случае начинается обратный процесс — воспитание родителей; авторитет любви — стремление ежеминутно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и показная демонстрация любви ребенка к родителям (самый распространенный вид ложного авторитета); авторитет педантизма — повседневное проявление «бюрократического» внимания к ребенку. Родитель требует от ребенка безусловного подчинения; авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам. Такой авторитет приучает детей дер- жаться подальше от жестоких родителей, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, воспитывает жестокость (самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный); авторитет подкупа— послушание достигается путем подкупа подарками и обещаниями (самый безнравственный вид авторитета); авторитет расстояния— родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники; авторитет резонерства— бесконечные назидания и наставления ребенка. Такие родители считают, что в поучениях — главная педагогическая мудрость; авторитет чванства —возвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома (особый вид авторитета расстояния, но более вредный). Авторитет руководителя — разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей положительное мнение о личностном соответствии данного руководителя требованиям занимаемой должности. Авторитет учителя — особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный А.у опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную Я-концепцию учителя, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру. Иррадиация авторитета учителя — перенос авторитета на те сферы жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние еще не проверялось. Спецификация авторитета — признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выс - тупает в качества авторитета. Авторская школа — образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы. Агрессия (от лат. agressio — нападение) — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вредили вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения к.-л. цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. А.: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинения, самоуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вреда), инструментальная. Адаптация психическая — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптация социальная — 1. активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2. оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3. процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социальное окружения — родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума. Адаптивная модель школы — новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенно стей, здоровья, способностей, склонностей, материальной обеспеченности семьи. Адаптивность — неадаптивность — тенденции соответствия / несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности. А. выражается в согласовании, А. Н. — в рассогласовании целей и результатов. Под воздействием воспитания и обучения, условий и образа жизни уровень А. повышается или понижается. Адаптивность образовательной среды — способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан; создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А.о.с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и соц. среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними пед. технологий с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающегося; полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции А.о.с: мотивационно-стимулирующая, свободного самоопределения, пропедевтико-реабилитационная, коррекционно-компенсаторная. Адаптированность — уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек м. б. гармоничен и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован. Адепт (от лат. adeptus — достигший) — посвященный в тайны к.-л. учения, секты и т. п.; ревностный приверженец к.-л. учения, направления, идеи. Адекватный — равный, вполне соответствующий чему-либо, совпадающий. Адрес (электронный) (фр. adresser — обращаться) — уникальный код, описывающий размещение данных в памяти компьютера. Аккомодация (в теории Ж.Пиаже) — изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями. Аккредитация — право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербо- вой печатью; определение типа, вида, категории образовательного учреждения. Аккредитация предыдущей учебы — признание полученной ранее подготовки и уже приобретенных навыков с возможностью полного или частичного освобождения от текущего курса обучения или профессиональной подготовки. Аккультурация — частичное присвоение личностью составляющих иной культуры, при этом осознание принадлежности к первоначально приобретенной культуре сочетается с принятием др. культурных ценностей. Акмеология (от греч. ахте — пик, вершина, высшая степень чего-л.) — междисциплинарная наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им наиболее высокого уровня соц. зрелости как гражданина, специалиста, профессионала, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (примерно период от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости. Акселерация — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями. Аксиология — философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психол. ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, воснове к-рых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и образования. Аксиосфера личности — система ее ценностей. Активность личности (от лат. activus — деятельный) — деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества. Проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания. Активности самоценные формы — личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой, коммуникативной и др. деяльности, когда ребенок может придти к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, к свободе мысли, полету фантазии. Важнейшим условием для проявления таких усилий со стороны ребенка является создание условий коммуникативной поддержки: атмосфера защищенности при его общении с учителем, др. взрослыми, сверстниками, уверенность ребенка в ценности его участия в диалоге, щадящие условия для воспитанников с выраженной коммуникативной заторможенностью, общий положительный фон взаимодействия. Активность надситуативная (неадаптивная)— способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть к-рой в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, к-рый он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это неотталкивает, а мотивирует выбор. Интенсивно разрабатывается В.А. Петровским. А.н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления. Активность общественная — деятельное отношение человека к жизни общества, в к-ром он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственности при выполнении поручений, инициативности, исполнительности, требовательности к себе и готовности помочь др. при выполнении общественных заданий. Активность познавательная— деятельное состояние ученика, к-рое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А.п. является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Три уровня А.п. — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность социальная — родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. А.с. реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе к-рых лежат общественно значимые потребности. Субъектом — носителем А.с. выступает человек, соц. группа и др. общности. Как общественное свойство личности, А.с. развивается через систему связей человека с окружающей соц. средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А.с. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А.с. зависит от соотношения между соц. обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность. Актуализация — действительный, теперешний. В процессе обучения А. знаний, навыков и чувств — это перевод их из скрытого, латентного состояния в явное, действующее. Актуальность — важность, значимость для настоящего времени. Акцентуации личности (характера) (от лат. accentus — ударение) — чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы, проявляющееся визбирательной уязвимости личности по отношению к нек-рым психогенным воздействиям (очень большие нервно-психические нагрузки, тяжелые переживания и др.) при хорошей устойчивости к др.; им присуща тенденция к соц.-положительному и соц.-отрицательному развитию в зависимости от характера воздействий среды и воспитания. А.л. с повзрослением сглаживаются, проявляясь лишь при экстремальных психогенных ситуациях. Автор термина — нем. психолог и психиатр К. Леонгард. Типы акцентуаций предложены К. Леонгардом и А.Е. Личко. Учителю знание А. л. необходимо при изучении и понимании воспитанников и осуществлении индивидуального подхода к ним. Астенический— тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, повышенной тревожности, мнительности, нерешительности, склонности к самоанализу, постоянным сомнениям, навязчивым мыслям и др. Гипертимный— тип акцентуации, для к-рой характерно постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество. Демонстративный(истероидный)— тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как артистичность, обходительность, склонность к фантазированию и притворству. Мышление и поступки таких людей неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к др. людям и вместе с тем, эгоистичны, лицемерны, лживы, недобросовестны в работе, тщеславны, авантюристичны. Дистимный— тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Такие люди ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют, серьезны, добросовестны, преданы дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны. Застревающий(паранойяльный) — тип акцентуации, к-рому характерны повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других, часто приводящее к конфликтам. Конформный— тип акцентуации, к-рому характерны чрезмерная подчиненность другим и зависимость от чужого мнения. Недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. Лабильный— тип акцентуации, носителю к-рого свойственна резкая смена настроения в зависимости от ситуации. Неустойчивый— тип акцентуации, к-рому характерны склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний; умение легко устанавливать контакты, носящие очень поверхностный характер. Психоастенический — тип акцентуации, к-рому характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий. Сензитивный (от лат. sensus — чувство, ощущение) — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность. Шизоидный— тип акцентуации, связанный с такими чертами, как эмоциональная холодность, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, трудности в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения, необычность мышления и др. Циклоидный— тип акцентуации, для к-рого характерно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада — по дистимному. Эпилептоидный— тип акцентуации, связанный с такими чертами, как склонность к злобно-тоскливому настроению, к накоплению раздражительности, агрессии, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в формезлости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности; нередко связан с вязкостью мышления, скрупулезностью, педантичностью и др. Алгоритм — предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение к-рых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алгоритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов. Альтернатива — необходимость выбора одной из двух (или нескольких) исключающих друг друга возможностей. Альтруизм (от лат. alter — другой) — нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными интересами в пользу др. человека или соц. общности. Термин введен философом О. Контом как противоположный понятию эгоизм. Формируется в процессе гуманистического взаимодействия воспитателя и воспитанников в процессе воспитания. А. является одним из важнейших качеств для профессий в области «человек-человек». Амбивалентность чувств (от греч. amphi — приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia — сила) — сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто проявляется у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами. Амбидекстрия — способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой. Амбиция (от лат. ambitio — честолюбие, хвастовство) — обостренное самолюбие, самоуверенность, надменность, пренебрежительное отношение к др. людям, недооценка их способностей и возможностей. А. затрудняют общение человека в коллективе, семье. Амбициозность в поведении педагога снижает результативность его влияния на учащихся. Амнезия — нарушение памяти. Амнезия детства — феномен психики взрослого человека, к-рый заключается в том, что человек не помнит событий первых 3—4 лет жизни. Аморфный — бесформенный, расплывчатый. Андрогогика — теория обучения и воспитания, раскрывающая и развивающая принци- пы обучения взрослых. Термин введен нем. историком просвещения К. Каппом. Андрогиния (от лат. andros — мужской, gunes — женский) — понятие, введенное амер. психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психол. качества. Как было доказано, дифференциация этих качеств по половому признаку возникает и формируется скорее вследствие специфического семейного воспитания мальчиков и девочек и соц. воздействия, нежели из-за биологических различий между полами. Анимация — мультипликационное изображение, фильм. Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. А. бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в пед. исследованиях. Аннотация (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая характеристика печатного произведения с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. Носит пояснительный или рекомендательный характер. Умение составлять А. необходимо формировать уже в школе. Аномалия — отклонения разной степени от нормы. Аномия (от греч. а — отрицательная частица и nomos — закон) — состояние общества, при к-ром отсутствует четкая, непротиворечивая регуляция поведения людей, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже потеряли свое значение, а новые еще не сложились. В таком обществе люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей, имевших ценность. Антипатия — чувство неприятия, отвращения. Антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищение) — способность предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. Антагонизм — непримиримое противоречие; борьба против к.-н.; враждебность. Антропогенный — связанный с происхождением человека и его деятельностью. Антропокосмизм — философское и общенаучное воззрение, согласно к-рому человек, его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощнейшим фактором. В концепции А. существенное значение имеет уподобление человеческого индивида вселенной — параллель «микро-» и «макрокосмоса», вера в планетарное единство человечества, солидарность народов и диалог культур, что в педагогике вылилось в теорию ненасильственного воспитания и формирования глобального мышления, направленного на постановку и ненасильственное решение общечеловеческих проблем и понимание себя как активной частицы мироздания. Антропологизм — научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиций к-рой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук. Антропология педагогическая — философская база воспитания, к-рая позволяет понять структуру воспитания лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский). Воспитание в А.п. понимается как атрибут человеческого бытия. Антропология психологическая — учение о природе, условиях развития и становления субъектности, внутреннего мира человека. Антропология философская — учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ориентировано на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании. Антропология христианская — учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с законом Божиим и заповедями блаженства. Руководящим началом жизни каждого человека д. б. проявление духа в человеке. Сам же дух проявляется в страхе Божьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе — божественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлющей, всеохватывающей целостности и самоценности как творческую и свободную личность. В нем ставятся задачи выработки принципов, руководствуясь к-рыми можно было бы защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием для педагогики христианства. Антрополого-гуманистический принцип (в пед.) — организация учебно- воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности. Антропософия — учение о человеке, развитое в начале XX в. Р. Штейнером, как разновидность теософии. В А. делается упор на неортодоксально понятую христианскую мистику и европ. идеалистическую философию и подчеркивается принципиальная общедоступность «высшего знания». Цель А. — выработка чувства единства с духовной основой Вселенной. Согласно Штейнеру, при помощи соответствующего воспитания (включающего обучение медитации, музыке, эвритмии — разработанному Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку и др.) каждый человек способен пробудить дремлющие в нем «духовные органы познания» и достичь «высшего состояния сознания». Апатия (от греч. apathetia — бесстрастность) — состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов. Апологет — активный, нередко предвзятый сторонник, защитник, приверженец. Аппеляция — обжалование к.-л. постановления в высшую инстанцию; обращение за советом, поддержкой к к.-л. авторитетной инстанции, к общественному мнению. Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний. Учет особенностей А. учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует положительному влиянию на содержание и направленность восприятия обучаемыми передаваемой информации. Апостериори (от лат. a posteriori — из последующего) — происходящее из опыта. Априори (от лат. a priori — из предшествующего) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Апробация (от лат. approbatio — одобрение, признание) — одобрение, сделанное на основе испытания, проверки. Аргумент — суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание (часть основания) доказательства. Обучать умению аргументировать следует с начальных классов. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреч. философ, к-рый систематизировал все области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, актуальны и в наше время. Цель воспитания — гармоническое развитие всех сторон души (физическое, нравственное, умственное), воспитание деятельной, волевой, самостоятельной личности. Забота о воспитании граждан д. б. делом государства. Воспитание — средство укрепления государственного строя. Человек в той мере человек, в какой он гражданин. А. создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за природой (принцип природосообразности). Выступал против равного с мужчинами образования для женщин. Артефакт — 1. факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно; 2. продукт культуры, способный сохраняться более длительное время, чем сама породившая его культура. Арттерапия — см. Психотерапия. Архетип (от греч. archetipos — первообраз) — связь образов, переходящих из поколения в поколение: образы Бога, матери и т. п. Термин введен К. Юнгом — швейц. психологом и психиатром. А. сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое существует в каждом из людей наряду с личным бессознательным и сознанием. А. выступают основой общей структуры личности, ее поведения, мышления, наполняясь в течение жизни конкретным содержанием. Аскетизм — сознательное ограничение, обуздание человеком своих чувственных влечений и желаний. А. содержит в себе рациональный смысл: утвердить приоритет духовных ценностей над ценностями низшего уровня (преходящими, материальными). Проповедуется как высшая добродетель в христианском воспитании. Антипод А. — гедонизм — этический принцип, отводящий высшее благо жизни удовольствию, чувственным наслаждениям. Аспект — точка зрения, с к-рой рассматривается предмет, явление, понятие. Ассоциация (в психол.) — связь между психол. явлениями, при к-рой актуализация одного из них влечет за собой появление др. Атеизм — система взглядов, отвергающая веру в Бога и сверхъестественные силы. Атрибуция каузальная (от лат. attribuo — приписывать, наделять, causa — причина) — интерпретация человеком межличностного восприятия причин и мотивов поведения др. людей на основе домысливания недостающей информации. Эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение интерпретатора. Заложил основы изучения А.к. Ф. Хайдер. Выявлено, что в группах высокого уровня развития (коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности. Аттестация образовательного учреждения — установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждение требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестация педагогических работников — комплексная оценка уровня квалификации, пед. профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений. Аттитюд (от фр. attitude — поза, положение) — субъективные ориентации индивидов как членов группы на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые способы поведения. А. усваиваются с приобретением жизненного опыта и в процессе социализации, однако не являются чем-то неизменным. Аттракт (в синергетике) — относительно устойчивое состояние системы, к-рое как бы «притягивает к себе множество ... траекторий» системы; попадание системы в конус аттрактора приводит к неизбежной эволюции этого относительно устойчивого состояния. Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — социально-психическое явление формирования восприятия одного человека др. как привлекательного; возникновение симпатии, положительной установки на др. человека. Является важным показателем профессиональной пед. пригодности. Аутентичный (от гр. authentikos — подлинный) — подлинный, достоверный. Аутизм (от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин, введеный Э. Блейером (швейц. психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психического развития, так и применительно к нормальной психике, напр., как способ психол. защиты. Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях — в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами. Основное средство коррекции — психотерапия. Аутогенная тренировка — см. Психотерапия. Аутоэротизм — направленность полового влечения на себя (нарциссизм). Аутсайдер (от англ. outsider — посторонний человек) — неудачник, человек, не нашедший своего места в обществе. Афазия — расстройство речи, вызванное поражением определенных участков мозга. Проявляется в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих. Аффект (от лат. affektus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтроля, напряженной мимикой и жестикуляцией, возникающее в критических обстоятельствах при неспособности человека найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Учителю необходимо учитывать при оценке поступков воспитанников эмоциональное состояние, в к-ром они находились во время их совершения. Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в к.-л. деятельности и, как правило, сопровождающееся попытками самооправдания или дискредитации самих целей деятельности. Длительное состояние А.н. приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера. Дети в состоянии А.н. становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессии. Аффектация — необычное искусственное возбуждение, неестественность в речи, жестах, манерах, излишняя активность поведения. Признак неискренности в общении, в поведении. Аффилиация (от лат. affiliate — присоединять, присоединяться) — потребность человека в общении, в эмоциональных контактах. А. проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. По последним исследованиям пед. направленности личности учителя эта потребность называется одной из основополагающих при определении профессиональной пригодности к пед. деятельности. |